Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов




Скачать 99.59 Kb.
НазваниеИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Дата публикации29.01.2014
Размер99.59 Kb.
ТипИзложение
uchebilka.ru > История > Изложение

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

2 (37) - 2010




Чеботарьова О.В. – магістрант кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г.П.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ в образовании в XIX – начале XX века как цель воспитания В УЧЕБНЫХ ОКРУГАХ УКРАИНЫ в XIX – начале XX века
Т.В. Шушара



В статье представлены общечеловеческие идеалы, которые царили в учебных округах Украины в ХІХ начале ХХ века и влияли на формирование всей системы образования вцелом.
^ Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Одним из условий создания конкурентоспособной и гибкой системы образования в Украине, рядом с интеграцией в Болонский процесс, определяется необходимость сохранения и обогащение украинских культурно – исторических традиций. Особенно важным при этом является удержания баланса между новациями и традициями. Сегодня в Украине, в связи с появлением учебных заведений разного типа и форм собственности, остро стоит проблема регулирования их деятельности в системе образования Украины, именно эта проблема была в поле внимания учебных округов, опыт которых может быть использован для реформирования системы образования Украины.

В процессе историко-педагогического поиска учитывалось, что на становление и развитие учебных округов, а так же на формирование общечеловеческого идеала в образовании в ХІХ начале ХХ века, повлияли передовые достижение педагогической науки и практики не только Российской империи, но и Западной Европы.

^ Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор

Особенности формирования общечеловеческих идеалов в образовании в учебных округах Украины конца ХІХ – начала ХХ в. частично освещаются в публикациях известных педагогов, психологов определенного периода: Г. Александровского, С. Ананьина, А. Владимирского, М. Даденкова, В. Зеньковского, П. Кудрявцева, М. Мукалова, В. Родникова, И. Сикорского, В. Флерова, П. Лесгафта, А. Нечаева, Г. Челпанова и др.

^ Формулировка целей статьи (постановка задачи)

Цель статьи – осуществить историко-педагогический анализ формирования общечеловеческих идеалов в образовании на территории Украины в ХІХ начале ХХ века, а так же выявить их влияние на развитие отечественной педагогики вцелом.

^ Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Когда началось обновление русского общества, оно серьезно занялось вопросами воспитания. Отнестись к делу поверхностно, кое-как, или сослаться на прежние старинные начала было неудобно. Нужно было все доказывать научно, а не ссылкой на давность, старые авторитеты и предания теряли веру при перестройке общества. Таким образом, с развитием преобразовательных стремлений и педагогические вопросы начали ставиться по-новому.

Откуда же было взяться большей научности и основательности в постановке педагогических вопросов? Источников для этого было два: можно было пытливым и серьезным умам пристальнее вглядываться в современные потребности, стараться различать в них существенные запросы и настроения и путем самостоятельного настроения современного общественно-государственного движения и размышления о нем, попытаться указать пути к удовлетворению назревших образовательных нужд; и второй источник – это обратиться за помощью к более опытным в педагогике и более просвещенным народам и посмотреть, как у них разрешались подобные вопросы. Из этих двух источников лучшие представители новой русской педагогики и черпали средства для решения возникавших педагогических вопросов. Педагогические идеалы, созданные таким путем, отличались, как основанные на науке и мышлении, общечеловеческим характером. Мыслители, бравшиеся за разрешение педагогических вопросов, не имели в виду удовлетворить сиюминутные потребности, они хотели, удовлетворяя временную нужду, указать вместе с тем вечное и постоянное в данной области, положить твердый, надежный фундамент, на котором могло бы строиться все дальнейшее образование русского народа, что бы путем этого образования русский народ вошел в семью образовательных западноевропейских народов.

Движение в создании общечеловеческих педагогических идеалов было начато журналом «Морской сборник» в 1856 году. Редакция журнала объявила, что желает поместить ряд статей о воспитании молодых людей, готовящихся к морской службе. Как введение к таким статьям, редакция напечатала рассуждения Бема о воспитании вообще, и предлагала желающим высказаться по этому поводу. Желающие нашлись, ими оказались Давыдов, Даль, Пирогов, их статьи были напечатаны, и дело началось. В 1857 году открылись два новых педагогических журнала «Журнал для воспитания» Чумикова и «Русский педагогический вестник» Вышнеградского. В обоих журналах были помещены довольно обширные статьи для выяснения сущности воспитания, его задач и целей 1.

Огромное значение в вопросе определения общечеловеческого идеала имели две статьи, это статья Пирогова «Вопросах жизни» 1856 год № 9 и в «Морском сборнике», и статья П. Редкина в первых трех книгах «Журнала для воспитания» за 1857 год, статья называлась «Что такое воспитание?» Статьи имеют некоторые общие черты, в частности, основа суждений Редкина – богословская, он часто приводит тексты из священного писания, однако, на ряду с этими идеями богословского характера, у него параллельно прослеживаются и другие, научные мысли. Он стремиться определить, что такое воспитание, что такое образование и т.п., но самая важная его мысль заключается в указании на необходимость самообразования. Редкин на воспитание смотрел только как на кратчайший путь к самообразованию. Воспитатель должен непрестанно возбуждать, укреплять и усиливать сознательную и свободную деятельность воспитанника, так, что бы воспитанник был в состоянии приобрести необходимые для самообразования светлый ум и твердую волю. Воспитание не должно состоять во внешнем, механическом наполнении воспитанника разными сведениями, нравственными правилами и т.п., но и не может ограничиваться одними внутренними порывами воспитанника. Воспитатель должен сообщать ему необходимые знания и навыки и чем быстрее воспитанник будет в состоянии сам продолжать свое образование с сознанием и с энергией, то на этом воспитание заканчивается, т.е. продлить свое существование в виде самообразования со стороны самого воспитанника 1.

Таким образом, воспитание рассматривается как подготовка к служению идеалам истины, добра и красоты на почве христианской религии. Все узкое и ограниченное, все чисто практическое и материальное было изгнано из воспитания, ему предопределялись самые высокие и широкие задачи. Воспитание русских людей рассматривалось как общечеловеческое воспитание, в которое так же входят и элементы национального воспитания, как необходимое условие осуществления общечеловеческих начал, вместе с личным, индивидуальным началом, т.е. на первое место выдвигались гуманные задачи образования.

В том же духе и на ту же тему написал и Пирогов свою знаменитую статью «Вопросы жизни», в которой решительно выступал на защиту общечеловеческого идеала воспитания и пытался дать ему философско-религиозное обоснование. Главная суть воспитания, считал Пирогов, находится в совершенном разладе с направлением, которому следует общество. Главной основой воспитания христиан является откровение. Все мы, начиная с детства, должны считать настоящее приготовлением к будущему, а в нашем обществе мы находим только материальное направление, основание которому служит идея о счастье и наслаждении в здешней жизни. Общество говорит о том, что если хочешь быть счастливым с нами, то оставь основную нравственную мысль твоего воспитания и единственное средство иных твердых мыслей есть самопознание, но только тот может иметь такие убеждения, кто хотя бы однажды взглянул в себя, начало перевоспитания – познание себя. Самый главный результат самопознания – сознание непрерывной борьбы между внутренней и внешней сущностью человека, между влечениями инстинктов и силой воли. Такая двойственность и есть наше зло, борьба с двойственностью есть основная задача нашей деятельности.

«Познай самого себя, говорил Пирогов современному обществу, разберись в своей душе, произведи суд над самим собой и ты выйдешь на нужную дорогу в деле своего обновления и возрождения. Без познания самого себя, без внутреннего анализа себя, ни один человек не может стать настоящим человеком… Спасения нужно искать в новых поколениях, которые только еще готовятся к деятельности, еще не испорченных, свежих, восприимчивых и путем разумного их воспитания подготовить дело обновления и возрождения России… Истинного прогресса мы можем достигнуть одним единственным путем - воспитанием» 2.

Таким возрождающим общество воспитанием, может быть только воспитание гуманное, истинно общечеловеческое, чуждое сословности и узкой национальной исключительности, устраняющее слишком раннюю специализацию и профессиональность.

В прежних педагогических идеалах царила вера, а у Пирогова – критика; прежде господствовал авторитет, а у Пирогова – самопознание, правда, авторитетов полностью не отрицающая; прежде призывали к послушанию, а Пирогов говорит о выработке и служении высоким идеалам, о том, что бы «сделать нас людьми».

Именно так отображены были понятия общечеловеческого идеала в статьях известных педагогов, общественных деятелей, однако, эти идеалы очерчены очень туманно, неопределенно, именно поэтому некоторые формулировки были позаимствованы в Западной Европе, у немцев, они давали такое определение понятию «воспитание», а именно, воспитание это гармоничное и равномерное развитие человеческих сил», т.е. «развитие человеческих сил методом, основанном на природе духа, раскрывающим всякую способность духа, будящим и питающим всякий природный принцип жизни, избегающим всякий всякого одностороннего развития и заботливо развивающим все побуждения, на которые опираются сила и достоинство человека». Данное определение общечеловеческое, т.к. воспитание здесь подразумевается не у какого-либо определенного народа, а просто человека, без различия национальности.

Исходя из данной трактовки понятия «воспитания», была определена главная задача воспитания – это развитие, т.е. воспитатель должен развивать питомцев своих до высшего идеала истины, свободы и любви; должен совершенствовать природу. Если он этого не умеет делать, то не может называться воспитателем.

Развивать, значит не вдалбливать, не вколачивать, но пробуждать дремлющие силы, обращаться с ребенком сообразно его природы, так как в каждом ребенке проявляется целый мир, полный живой космос, но в каждом по-разному, поэтому не воспитывайте по общепринятой, неизменной мерке, дети не должны выходить из воспитательного заведения как товар с завода, поэтому необходимо развивать индивидуальные способности ребенка, но при этом не забывать об общечеловеческих свойствах, необходимо уважать врожденные силы ребенка, а не уничтожать их 2.

Желая совершенно определенно очертить свой педагогический идеал, редакция журнала «Учитель» в статье «Об основных положениях педагогики» посвятила выяснению его целый ряд статей (в 1863 году) и поставила вопрос о высшем принципе воспитания и образования. Пользуясь сочинениями двух немецких писателей-педагогов Дистерверга и Браубаха высший принцип воспитания и образования не подлежит никаким доказательствам и не нуждается в них. Только тогда человек и будет истинно образованным, правильно развиваться умственно и нравственно, способным выполнять и свое дело и свои семейные, общественные, гражданские и общечеловеческие обязанности, когда общее образование будет отделено от специального, а само воспитание и образование должны соответствовать состоянию просвещения в данную эпоху. Охарактеризованный идеал нигде не затрагивает вопросы национальности воспитания и образования, т.е. все люди – это личности, и есть только естественные различия между людьми, но не народные и социальные, такой идеал пришелся русскому обществу по душе, поэтому в Империи начался период поклонения немецкой педагогике, в связи с этим заимствовались частные приемы и методы преподавания, общие руководящие идеи и цели, заимствовались даже люди. Министерство просвещения при министре Д.А. Толстого выписывало немцев и чехов в учителя русских гимназий и даже в инспектора и директора, хотя эти иностранцы не говорили по-русски. У немцев была открыта русская семинария для подготовки учителей в русские средние учебные заведения, различные планы, программы и системы, которые предполагали ввести в русских школах, были предварительно просмотрены и одобрены заграничными учеными и педагогами 1.

Однако такое поклонение загранице не могло продолжаться долго, хотя здесь можно отметить не только недостатки, но и достоинства, которые заключались в том, что увлечение немецкой педагогикой быстро ознакомило российское общество со всеми результатами западноевропейских педагогических работ, а без такого знакомства отечественная педагогика развиваться не могла, так как пришлось бы вновь открывать Америку и ломиться в открытую дверь. На почве данных немецкой педагогики мы могли идти дальше и строить свою педагогику. В связи с этим постановка учебного дела, нынешняя методика, дидактика, приемы обучения и пособия имели, безусловно, немецкие корни, и именно благодаря этому школьное дело у нас совершенно перестроилось: продолжительное и бестолковое учение грамоте, счету, письму исчезло и на смену ему пришло толковое и быстрое. Суровая дисциплина потеряла свою суровость и стала значительно мягче; даже средняя школа, которая меньше всех поддавалась новшествам и та испытала на себе благотворное влияние увлечения немецкой педагогикой.

^ Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Таким образом, в ХІХ начале ХХ века в обществе сформировались следующие общечеловеческие идеалы:

- воспитание рассматривается как подготовка к служению идеалам истины, добра и красоты на почве христианской религии. Все узкое и ограниченное, все чисто практическое и материальное было изгнано из воспитания, ему предопределялись самые высокие и широкие задачи;

- воспитание гуманное, истинно общечеловеческое, чуждое сословности и узкой национальной исключительности, устраняющее слишком раннюю специализацию и профессиональность.

Безусловно представленные идеалы отображали те настроения, которые царили в обществе и, безусловно, влияли на формирование школьного дела, определяли их цели, задачи, формы, методы образования и воспитания как во всей Империи так и в учебных округах Украины в частности в ХІХ начале ХХ века.
Литература


  1. Всеобщее образование в России. Сборник статей. Выпуск I /Под. ред. Князя Дм. Шаховского. - Тверская, 1902. – 204с.

  2. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения/ Т.12- СПб., 1896. – 1956с.

У статті представлені загальнолюдські ідеали, які царили у навчальних округах України у ХІХ на початку ХХ століття і впливали на формування всієї системи освіти уцілому.
Шушара Т.В. – кандидат педагогічних наук, викладач РВУЗ «Кримського гуманітарного університету» (м. Ялта)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Червонецький В.В.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Духовно-нравственное воспитание молодежи в контексте продолжения национальных традиций

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Целью статьи является рассмотрение роли и потенциальных возможностей театральной педагогики в развитии профессионально-творческих...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследований с полным обоснованием...
Требования к оформлению материалов статей (на русском или украинском языках), предназначенных для опубликования в международном журнале...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
Изложение основного материала исследования. В действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета подходы к формированию...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала. Обоснование полученных результатов
Джура Сергей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, начальник международного отдела, Донецкий национальный технический университет,...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
Формирование превоначальной стоимости объекта строительства при выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала
Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата такова...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала
Целью исследования является разработка системы, которая бы позволяла своевременно выявлять существующие проблемы, идентифицировать...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования. В сфере экономического...
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского (Украина)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<