Курсовая работа Тема: Реформация в Европе




Скачать 368.97 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема: Реформация в Европе
Дата публикации04.02.2014
Размер368.97 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > История > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Реформация в Европе

МПС РФ СГУПС Кафедра Истории и Политологии Курсовая работа Тема: Реформация в Европе Выполнил: студент второго курса Гусев А. О. Факультет МЭиП, группа СКС-211 Проверил: Кандидат исторических наук Балахнина М.В. Новосибирск 2002 Содержание:- Введение.-3-- Католическая церковь в 14-15вв. и причины Реформации. -5-- Начало Реформации. -8-- Протестантская церковь. -11-- Радикальная реформация. -15-- Народная Реформация и секта анабаптистов. -16-- Крестьянская война в Германии 1524-1525гг. -17-- Кальвин и кальвинисты. -22-- Реформация в Англии. -24-- Реформация в Нидерландах. -26-- Лидеры Реформации. -29-- Контрреформация. Религиозные войны. -32-- «Общество Иисуса» и иезуиты. -41-- Заключение. -42- Введение. Актуальность. Реформация (латинское «преобразование») - общепринятое обозначениеобщественно – религиозного движения начала 16в., охватившего почти всюЕвропу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитавособый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали,религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходныепринципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация сталадуховным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией 16в. Хотя явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой истории иносило глобальный, общеевропейский, характер, не многие современные людиинтересуются Реформационным движением в Европе, а некоторые даже не знаютчто это такое! Конечно, 16в. и современность разделяет огромная пропасть,но не смотря на неё, Реформация протянула свои корни из глубины веков ккаждому из нас. Она во многом воспитала основы деятельной, активнойличности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду. Кроме того религия по-прежнему занимает значительное место в нашейжизни, а вместе с развитием общества неизбежными становятся религиозныереформы, поэтому было бы опрометчивым забыть опыт предков, приобретенныйстоль дорогой ценой. Историография Реформации. Западная историография посвятила Реформации огромную литературу.Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и церкви,а также специальные общества по истории Реформации в Германии и США, нанескольких языках издается специальный журнал «Archiv furReformationsgeschichte». Наибольшее внимание западных исследователейпривлекает Реформация в Германии (точнее – исследование теологии М.Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно Эразм Роттердамский).Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, в частности канабаптизму. Но для западной историографии до 20в. пресуще то, что большое вниманиенаправляется на исследование теологических проблем. Другое направление,особенно характерное для немецкой протестантской историографии и восходящеек Л.Ранке, связывает Реформацию с историей государства, в западно-германской историографии 20в. крупнейший представитель – Г.Риттер. Многиепредставители этого направления именно Реформацию провозглашают началомэпохи новой истории. Наконец в начале 20в. в западной науке возникло направ-ление, котороеустанавливает связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи.Религиозно-социологическая теория М. Вебера о роли протестантской (преждевсего кальвинистской) этики в формировании «духа капитализма» вызвала внауке интенсивную полемику. Связь Реформации с общим социально-экономическим развитием эпохи подчеркивается в работах таких по существуразных исследователей, как немецкий теолог Э.Трёльч, французский историкА.Озе, английский историк Р.Тоуни. Марксистская историография в общих оценках Реформации отталкивается отхарактеристики, данной основоположниками марксизма, увидевших во всейсовокупности социальных движений её первый акт европейской буржуазнойреволюции. При этом наиболее интенсивно изучается народная Реформация вГермании, частично Нидерландах, Польше. Современные иследователи все же склонны рассматривать Реформацию какрелигиозно-социальное движение, а не как «неудавшуюся буржуазнуюреволюцию». Источники. Процесс Реформации сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловленообилием источников и сведений, расказывающих о том периоде. К ним относятся множество документов того времени, такие как Нантскийэдикт 1598г. или письмо М. Лютера « К христианскому дворянству немецкойнации об исправлении христианства» 1520г., «Индекс запрещенных книг»,изданный папой римским Павлом 3. Многочисленные труды лидеров Реформации (Ж.Кальвин - «Наставления вхристианской вере» и комментарии к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод Библиина немецкий язык и литургические тексты ) и католических теологов. Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм Роттердамский«Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте. Также в число письменных памятников Реформации входят историческиехроники, в том числе католической церкви. Конечно представления о том времени были бы не полными без материальныхисточников из которых мы имеем представление о скромности протестантскихцерквей и богатстве католических. Католическая церковь в 14-15вв и причины Реформации. Призыв к реформе был обусловлен множеством причин. В 14 – начале 15в.Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347г.эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Из-за столетней войны и серииконфликтов между Англией и Францией (1337-1443) большой поток энергииоказался направленным на военные предприятия. Церковная иерархия погрязла всобственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики.Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, которыйоставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы,пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одногопапу в апреле, а другого – в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правлениянескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанскогособора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. ЛишьКонстанцскому собору (1414-1417гг.) удалось положить конец схизме. Подобныетрудности, переживаемые папством, считавшимся центральной осьюхристианства, означали глубокую нестабильность в Европе. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то,чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскуюжизнь, государственные институты и государственную власть. Эти притензиикатолической церкви вызвали недовольство даже среди крупных светскихфеодалов. Еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическимипритензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в средежителей развивающихся и богатеющих городрв. В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека влитературе и искусстве. Возрождение интереса к человеческим эмоциям,форме, различным отраслям человеческого разума, зачастую следованиедревнегреческим образцам явилось источником вдохновения в различныхобластях творчества и заключало в себе вызов традициям средневековья. В конце 14 – 15 веке стали заметны признаки упадка католической церкви.В «Атласе христианской Церкви» Имон Даффи перечисляет некоторые из этихпризнаков: 1. Коррупция и неравенство. Из :70 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов; епископ Росса в Ирландии получал 33 флорина 2. Необразованное приходское духовенство. Многие священники были неофициально женаты и бедствовали. «Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумитель- ную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы.» 3. Упадок монашества. «Многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно сокращалась, и горстки монахов жили в роскоши на средства, предназначенные для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным.» Но были и положительные моменты: 1. Реформаторские группы. Они существовали во всех религиозных орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелие. Это движение (Devotio Moderna, «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471). 2. Проповедь. Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей. 3. Сильный общинный элемент среди мирян. Каждый приход имел по меньшей мере одно «братство» : религиозное сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотвори-тельностью: помощь умирающим, больным и заключен- ным. Они организовывали приюты для сирот и госпитали. Это время также явилось эпохой расцвета религиозных обрядов,разросшихся в таких масштабах, что они даже часто становились мишенями длякритики. Паломничества, почитание святых, праздничные религиозные процесиибыли важны для мирян, поскольку были легкодоступны и являлись проявлениемих религиозных чувств. Однако ученое духовенство находило их большеобщественными мероприятиями, чем формой проявления религиозных чувств.Кроме того, народное почитание усопших достигло неверо-ятных размеров. Сдавних пор существовал обычай жертвовать деньги на мессы для поминовениясебя самого или родственников – ради упокоения души. Средства шли насодержание духовенства. Но в этот период число месс стало простонемыслимым. В 1244г. монахи города Дурхэм, Англия, должны были отслужить 7132мессы. Говорят, что Генрих 8 в 16 веке заказал 12 тысяч месс, по 6 пенсовза каждую. В условиях изменения экономики, когда деньги все большестановились мерой всех ценностей, нарушились пропорции между духовнымиактами и их материальным обеспечением. Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массупротиворечий. Индульгенция представляла собой папский декрет,обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище(Она не давала прощения, так как последнее требовало покаяния). Вначалеиндульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбанобещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу 15в.индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затемпоследовали новые нарушения, когда папа Сикст 4 разрешил приобретатьиндульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище.Распространилась купля-продажа церковных должностей (симония). Многимепископам и священникам, не скрываясь жившим с любовницами, отпускалисьгрехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги » занезаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди миряннедоверие к клиру. Они не отказывались от таинств, но иногда охотнееобращались за их совершением не к своим приходским, а к странствовавшимсвященникам. Казавшимся им более благочестивыми, и продолжали обращаться кальтернативным формам проявления религиозного чувства. К началу 16в. в жизни Европы происходят важные изменения. Произошлиочень значительные социальные перемены. Великие географические открытияпривели к развитию торговли и росту богатства, особенно среди жителейторговых городов. Разбогатевшие на торговле люди не желали, чтобы их деньгидоставались возглавляемой римским папой католической церкви в видемногочисленных платежей и поборов. Все это отразилось на сознании людей. Они все больше думали осегодняшнем дне, о земной жизни, а не о загробном существовании – жизнинебесной. В эпоху возрождения появилось много образованных людей. На ихфоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов исвященников. Некогда раздробленные королевства объединялись в мощныецентрализованные государства. Их правители стремились подчинить своейвласти такую влиятельную силу, как церковь. Начало Реформации. Постепенное распространение светских религиозных движений, мистицизма исектанства отражало некоторое недовольство традиционной духовной властью истремление видоизменить религиозные обычаи римско-католической церкви. Этонастроение побуждало некоторых порвать с церковью или по крайней мерепопытаться реформировать её. Семена Реформации были заложены в 14-15вв.Хотя казалось, что всеобщая вера по-прежнему остается надежной основой дляразвития схоластической теологии, появились радикальные лидеры, решившиесябросить вызов общепринятым церковным обычаям. В конце 14в. английскийписатель Джон Уиклиф потребовал перевести библию на всеобщий язык, ввестипричащение хлебом и вином, предоставить светским судам право наказыватьдуховенство, а также прекратить продажу индульгенций. Несколькими годамипозднее группу его последователей, лоллардов, обвинили в выступлении противкороны. В Богемии Ян Гус из Пражского университета возглавил родственноедвижение, опиравшееся на идеи Уиклифа. В результате этого движения армияЧехии стала угрожать вторжением другим европейским государствам. Базельскийсобор 1449г. сумел разрешить данный конкретный спор, однако эти движенияявились провозвестниками крупных, иногда имевших националистическую окраскудвижений за религиозную реформу. В конце 15-16 вв. ряд ученых выступили с серьезной критикой церкви.Флорентийский монах-доминиканец Савонарола, яростно критиковавшийкоррумпированность духовенства, собрал множество сторонников. Онпредсказывал коренную реформу церкви. Голландец Эразм Роттердамский, одиниз величайших католических гуманистов, написал трактат, обосновывавшийнеобходимость реформ. Он также сочинял сатиры в адрес церкви. Но центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена намножество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия вбольшей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князейцеркви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы былинезависимыми князьями, крупными землевладельцами, собственникамиремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска.Священнослужители больше заботились об улучшении своего земногосуществования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане быливозмущены тем, что церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с завистьюсмотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковнойдесятины, дорогостоящих церковных обрядов. Особое возмущение вызывалапродажа индульгенций. В 1514г. папе Льву 10 потребовалось много денег на строительствобазилики собора Святого Петра в Риме. Он объявил о всеобщем прощении грехови выпустил большое количество индульгенций. Среди проповедников, разошед-шихся по Европе для продажи папских индульгенций, среди них был монах –доминиканец по имени Иоганн Тецель, который доносил смысл своего посланиядо окружающих при помощи незамысловатой рифмы: В ларце монеты звенят, Из ада души улетят. Однажды в исповедальне одну из записок с призывом купить индульгенциюсочинения Иоганна Тецеля вручили священнику и профессору университетасеверогерманского города Виттенберга Мартину Лютеру. Возмущенный МартинЛютер составил 95 тезисов, в которых подверг сомнению ценностьиндульгенций и осудил практику их продажи. «Папа не обладает властьюосвобождать от наказания за грехи,» - писал Лютер. Бросая вызов церковнойвласти, он прибил свои подстрекательские тезисы на двери церкви 31 октября1517г. Тезисы сводились к следующему: - Нельзя отпускать грехи без покояния, а покаяние требует внутреннего перерождения человека. - Раскаявшийся получает прощение по милости Божьей, деньги и индульгенции тут ни при чем. - Лучше совершить доброе дело, чем откупиться. - Главное богатство церкви – не копилка добрых дел, а Свящнное Писание. Через месяц о тезисах Лютера знала вся Германия, а вскоре узнали папаримский и христиане других стран. Льву 10 дело поначалу показалосьнезначительным. Для папы Мартин Лютер был всего лишь очередным еретиком,ложные учения которого никогда не смогут потеснить истинную религию Рима.Одинадцать месяцев спустя папа римский умер, так и не узнав, что егокороткое царствование ознаменовалось началом протестантскогореформаторства. Идеи Лютера встретили широкую поддержку в Гемании. Церковь былазастигнута врасплох. Она пыталась оспорить взгляды Лютера, затем запретитьего учение. Но все расчеты оказались ошибочными. К тому времени, когдаЦерковь решилась открыто выступить против Лютера, он был защищен своейогромной популярностью в Германии. В июле 1520г. папа отлучил Лютера отцеркви. В ответ на это студенты Виттенбергского университета сожгли папскуюграмоту, а Лютер объявил об отлучении самого папы. На сторону папы всталимператор Карл 5. На Вормсском соборе в 1521г. он отказался от покаяния до тех пор, покаего позиция не будет опровергнута через Писание и заявил, отвечая своимобвинителям: «Так как я убежден приведенными мной текстами СвященногоПисания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочуотречься, ибо нехорошо поступать против совести, на том стою и не могуиначе». Движение ширилось очень быстро. Курфюрст Фридрих Саксонский предоставил Лютеру убежище в своем замке отпреследований церкви. В это время Лютер впервые издает перевод Библии нанемецком языке, организует новую церковь. Лютер хотел реформировать церковь изнутри. Он был убежден, что егоучение сохраняет верность Библии, символам веры и отцам церкви. Он возражаллишь против более поздних искажений и дополнений. Но как только наступилразрыв, он столкнулся с трудной задачей перестройки и реформированияотколовшейся части церкви. Для ее решения Лютер заручился поддержкойсветских правителей. Протестантская церковь. В областях, ставших протестантскими, Германии и Швейцарии произошлидраматичные изменения. На одно столетие там установилась власть бюргеров –мирян-неаристократов. Они обложили церкви земельным налогом, где это толькобыло возможно, и настаивали на том, чтобы церковь слилась с миром (точнее смирскими властями), лишившись своей автономии. Чтобы удовлетворить своюпотребность в учении, они сами занялись проповедничеством. Именно на этихсветских проповедников приходилась значительная доля поддержки Лютеру.Таким образом, с самого начала своего существования протестантизм давалмирянам хорошую возможность выбора, причем по благочестию он не уступалмонашеству. Протестантские реформаторы поддерживали религиозность мирянина,занятого обычной мирской работой, не чурающегося денег и сексуальности. Возникло новое понимание Бога. В католицизме он воспринимался как нечтовнешнее по отношению к человеку, внешняя точка опоры. Пространственныйразрыв между Богом и человеком в известной мере допускал наличие между нимипосредника, каковым была церковь. В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опорыОн превращается во внутреннюю, находящююсяв самом человеке. Теперь всявнешняя религиозность становится внутренней, а вместе с тем все элементывнешней религиозности, включая церковь, теряют свое прежнее значение. Вера в Бога по сути выступает как вера человека в самого себя, ибоприсутствие Бога переносится в него самого. Такая вера действительностановится внутренним делом человека, делом его совести, работой его души.Эта внутренняя вера является единственным условием и путем спасениячеловека. Первые реформаторы, предводительствуемые Лютером в Германии и УльрихомЦвингли, а затем Иоганном Кальвином в Швейцарии, прежде всего обрушились наидеал монашества. В то время как оно создавало особое состояние святости,протестантские реформаторы настаивали, что любая, а вовсе не толькорелигиозная, профессия является «призванием». Другое важное положение –«священство всех верующих» и «всеобщего равенства», означающее, что каждыйдолжен сам общаться с Богом – без посредства священников. Это в особенностиотносилось к принесению покаяния и соборо-ванию, особой форме покаяния дляумирающих, против этих обрядов выступало большинство протестантов. К 15в.покаяние превратилось в очень длительное испытание для каждого верующего,заключавшееся в том, что исповедник проверял длинные перечни крупных имелких грехов. Протестанты не принимали этих обраядов, во-первых, потому,что они ставили человека в зависимость от исповедника, во-вторых, требовалиот него невероятного напряжения памяти и полной осведомленности обо всехформах, которые может принять грех. Они возражали, считая, что каждыйхристианин может исповедоваться любому другому христианину, в этомотношении все верующие являлись священниками. Затем протестанты отказались от ряда других важных обрядов и таинств.Таинства покаяния и соборования были упразднены, та же судьба постигламонашеский обет. Брак, конфирмация, посвящение в духовный сан пересталисчитаться таинствами. Дополнительные покаянные акты, такие как, совершениелитургий и паломничества, также были отменены. Крещение и евхаристия былисохранены но протестанты придерживались иного мнения в отношении ихзначения. В большенстве церквей крестили младенцев, но в некоторых, гдереформация проявлялась в особенно радикальной форме, крестили тольковзрослых. Что касается евхаристии, то протестанты покончили со множествомлитургий, заменив их празднованием Божьей трапезы, проводившимся время отвремени. Одни реформаторы, в частности Лютер, продолжали считать, что телоХриста присутствует в евхаристии; другие, подобно Цвингли, рассматривалипричащение лишь как торжественный обряд в память о Тайной Вечерии. В обоихслучаях наблюдается тенденция снижения значимости литургии у большинствапротестантов. Почти во всех протестантских церквах совершение таинств было замененопроповедованием Евангелия и восприятием этого Слова с верой. Центральнаядоктрина, привнесенная Лютером, сводилась к тому, что «отпущение греховдается благодатью по одной лишь вере», согласно которой человек может статьправедным в глазах Бога не из-за своих внешних действий, причащения илипокаянных паломничеств, а только благодаря личной вере в спасение черезИисуса Христа. Проповедование Евангелия мыслилось как мера, направленная наукрепление веры. Таким образом, лозунгом протестантского движения сталислова «sola fide, sola scriptura» - только верой, только через Писание.Кроме того, протестанты считали человека полностью зависимым от Бога, авследствие этого неспособным что-либо сделать для создания веры в себе.Каждая душа предназначена Богом для спасения (согласно Кальвину, некоторыепредназначены Богом для проклятия). Таким образом, реформация вслед заБлаженным Августином, делала упор на прямом владычестве Бога надчеловеческой душой, на собственной ответствености христианина за своиотношения с Богом и понимании церкви как проводника Слова Божьего, котороепробуждает и совершенствует веру. Лютеранская церковь. Сторонников и последователей учения Мартина Лютерастали называть лютеранами, а созданную им церковь - лютеранской. Онаотличалась от католической церкви тем, что: Во-первых, церковь, по Лютеру, была наставницей людей в религиознойжизни; Во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значити к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирянособыми качествами. Священнослужитель – это только должность, на которуюможно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество.Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматьсяразличной деятельностью; Мартин лютер : « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства». «Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации Доктор Мартин Лютер. …Не по моей нескромности или непрости-тельному легкомыслию произошло то, что, далекий от державных дел, незнатный человек решил обратиться к вашим Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие все христианство и, прежде всего, немецкую землю, заставили меня обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации. … Выдумали, будто бы папу, епископа, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленнико и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство… ведь христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане… По скольку светские владыки крещены так же, как и мы, у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами…» 1520 В-третьих, у церкви не должно быть земли и имущества кроме того, чтоиспользуется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастырии монашеские ордена упразднены; В-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители-князья, ихподдданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке; В-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Изцеркви убирали иконы, мощи святых, статуи. Если «добрые дела» у католиков служат цели всеобщего спасения, аправедники помогают в этом грешникам, то у лютеран вера могла быть тольколичной. Поэтому спасение верующего теперь становилось его индивидуальнымделом. Посредником между человеком и богом провозглашалось СвященноеПисание, через которое верующий открывал для себя божественные истины. В процессе реформ многое было упразднено. Но в глубине души Лютер былконсервативным человеком, поэтому многое осталось. Он продолжалпридерживаться доктрины присутствия Христа в таинстве евхаристии. Врезультате в современных лютеранских церквах часто можно видеть изощренныеритуалы и торжественные одеяния. Во многих странах Европы реформацию возглавляли князья, герцоги,короли, проводившие её в своих интересах. Здесь реформация, как правило,имела успех и способствовала усилению власти правителей. Лютеранские церквивозникли в странах Северной Европы – Дании, Норвегии, Швеции, Исландии.Идеи Лютера были поддержаны также в Нидерландах. Радикальная реформация. Все лидеры Реформации относились к Библии как к верховному авторитету.Церкви, основанные ими, сильно отдичались от средневековой католическойцеркви. Они подчеркивали важность церковного образования и, по меревозможности, дистанцировались от государства. С другой стороны, более непримиримые представители Реформации во всемполагались на силу Святого Духа и на способность Бога говорить с простыми,необразованными верующими. Лидеры радикальной Реформации отвергалиинтеллектуальную теологию, с подозрением относились к светскимправительствам и выражали стремление к реституции (восстановлению). Этоозначало, что они хотели полного, буквального восстановления христианстваНового Завета в том виде, как они его понимали: - общее владение имуществом; - странствующие пастыри; - крещение взрослых верующих; Некоторые даже проповедовали с крыш домов и пытались копироватьструктуру пастырства, описанную в Новом Завете. В отличие от них, главные деятели Реформации занимались именнореформами: изменением церковных учреждений согласно принципам,установленным в Новом Завете и выработанным историей церкви. Они терпимоотносились ко многим обрядам, так как понимали, что важнейшие доктриныможно применять разными способами, в зависимости от исторической,общественной и культурной обстановки. Некоторые радикалы были пацифистами, другие – ранние баптисты, квакеры,менониты – полносьтю отказывались участвовать в светских органахуправления; третьи стремились добиться переворота в обществе силой. Длянекоторых групп было характерно спокойное, созерцательное настроение, ониделали упор на внутренней работе Святого Духа. Наиболее известной из нихявляются квакеры. Многие верили, что второе пришествие может наступить влюбой момент, поэтому им необходимо отделиться от мира и создатьсовершенную церковь и общество. Большинство радикалов объединяло последовательное стремление косвобождению церкви от вмешательства со стороны государства. Они былиубеждены, что католицизм допустил разложение религиозной власти, когдапоследней было разрешено участвовать во внешней политике. Новые религиозныепринципы протестантской Реформации находили поддержку не из-за свойственнойим чистоты веры, а благодаря связям с магистратами, городскими советами игосударственными деятелями. Горстка реформаторов, стремившихся креволюционной перестройке общества, желала, чтобы власть стала прерогативойтолько «святых». Короче говоря, радикалы желали, чтобы никакая светскаявласть не могла влиять на религиозную жизнь. Их нежелание идти накомпромисы в этом пункте обеспечило им автономию как самостоятельнымрелигиозным группам, оно же явилось причиной снижения их социальноговлияния. Под зонтиком радикализма фактически существовала целая группа движений.Их направленность варьировалась от умеренно ортодоксальных (анабаптисты) донепримиримых (рационалисты). Последние отказались от центральныххристианских доктрин, например от Троицы. Эти движения не имели большогочисла сторонников, но их считали опасными какдля католиков, так и дляпротестантов, и многие их представители поплатились жизнью за своиубеждения. В них видели угрозу государству и гражданскому порядку. Народная Реформация и секта анабаптистов. Весной 1521г., когда Мартин Лютер произносил своё: «На том стою и немогу иначе», в Виттенберге толпы прихожан, вдохновленные священником –лютеранином, бросились громить и уничтожать церковные реликвии – то, чемуещё недавно поклонялись. Это вызвало у Лютера явное неудовольствие. Онсчитал, что «Реформацию могут проводить только власти, а не простой народ». Однако сторонники Лютера начали по своему разумению проводить реформу,создали множество церквей и сект. Так возникла и секта анабаптистов. Слово «анабаптисты» означает «перекрещенцы». Иисус Христос крестился всознательном возрасте, говорили они. Подобно ему, они вторично крестились,будучи взрослыми, очищаясь, таким образом от грехов. Они называли себя«святыми», так как жили, не совершая грехов. «Святые», думали анабаптисты,могут построить Царство Небесное здесь, на Земле. Божественные порядки, поих мнению, – единственно правильные, но католическая церковь исказила их вугоду знатным и богатым. «Святой» не должен подчиняться никому, кромеБога. «Святые» своими действиями дожны установить настоящий, божественный,порядок и приблизить этим страшный суд над грешниками. Анабаптисты считали, что раз они - «святые», то им и вершить Божий суд:свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливатьсправедливые законы. Анабаптисты вскоре ополчились против Лютера, так каксчитали, что он не собирается приступать к Божьему суду. Они проклялиЛютера, а Лютер назвал их змиями в «саду новой церкви». Крестьянская война в Германии 1524 – 1525гг. Взгляды анабаптистов разделял один из выдающихся деятелей народнойРеформации, священник из города Цвиккау Томас Мюнцер (1493 –1525). Мюнцерпредсказывал, что людей вскоре ожидают «великие потрясения», когда«униженные будут возвышены». Причем суд Божий станет вершить сам народ. В 1524 – 1525гг. на большей части территории Германии разразиласьКрестьянская война. Она началась летом 1524г. в Швабии (Юго-ЗападнаяГермания), когда незначительное событие вызвало бурю протеста. В разгарстрадной поры – 24 августа 1524г. – графиня Штюлингенская приказалакрестьянам выйти на сбор земляники и речных ракушек. Барская блажь и полноепренебрежение к их нуждам возмутили крестьян. Они отказались повиноваться.Рестьяне отказались выполнять барщину, создали вооруженный отряд ивыступили против феодалов и католической церкви. Проповедником в отряде былодин из последователей Мюнцера. Весть об этом молниеносно разнеслась ивсколыхнула даже дальние селения. В ближайшем городе Вальдсгуте крестьяневместе с горожанами создали «Евангелическое братство» и разослали гонцов всоседние области с призывом присоединиться. Восстание вскоре охватило всюШвабию и начало распространяться по Франконии, затем по Саксонии иТюрингии. Сложившаяся в ту пору обстановка благоприятствовала успехамкрестьянского движения. К марту 1525г. в Швабии действовало 40 тысячвооруженных крестьян и городских бедняков. Большинство дворян и солдат,стоявших под императорским знаменем, находились в далекой Италии. Внутристраны не было силы, способной противостоять вооруженным крестьянам,выступавшим против хозяев и монастырей. Успех движения крестьян зависел от решительности, быстроты действий,от согласованности выступлений. Эту истину превосходно понимали ихпротивники, прилагавшие все усилия, чтобы выиграть время для стягиваниявоенных сил и вербовки наемников. Власти пообещали крестьянам рассмотреть всуде их требования. Так им удалось навязать восставшим перемирие. Но когдасобрался долгожданный суд в Штоккахе, то оказалось, что все судьи в немдворяне, от которых нечего было ждать справедливости. Однако и после этогокрестьяне все еще надеялись на мирное разрешение вопроса. Между тем врагсобирал силы. 7 марта 1525г. в Меммингене собрались представители крестьянскихотрядов. Они приняли программу – «12 статей», в которой требоваливыборности священников, отмены десятины в пользу церкви, сокращения барщиныи оброка, отмены крепостной зависимости, право охоты и рыбной ловликрестьянам, возвратить общинные угодья. Крестьяне направили свою программуна отзыв Лютеру, расчитывая на поддержку прославленного главы реформации.Но лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит СвященномуПисанию, так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов.«Что же касается прочих пунктов, - заявил Лютер, - то это дело юристов!» Католики и лютеране уверяли, что все люди равны перед Богом, но чторавными они почувствуют себя в загробной жизни. Ради этого им надлежитсмиренно терпеть все несправедливости земной жизни как посланное богомиспытание. Томас Мюнцер требовал равенства на Земле. Он учил, что равенстванадо добиваться с оружием в руках. «Если, - заявлял Мюнцер, -единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, тоим не следовало и браться за дело». Мюнцер искал в Библии доводы для подтверждения своих мыслей. В одной изречей он приводил в пример библейское предание о сновидении вавилонскогоцаря, которому приснилось, будто статуи из золота и железа, стоявшие наглиняных ногах, разбиты ударом камня. Удар камня, разъяснял он, этовсенародное возмущение, которое сметет власть, покоящуюся на силе оружия иденег. Мюнцер написал «письмо - тезисы», состоявшие всего из трех пунктов.Первый из них требовал, чтобы все жители деревень и городов, в том числедворяне и церковники, вступили в «Христианский союз». Второй пунктпредусмат-ривал уничтожение монастырей и замков и перенесение их обитателейв обыкновенные жилища. И, наконец, третий пункт, где Мюнцер, предвидясопротивление обитателей монастырей и замков, предлагал в наказание непрежнее олучение от церкви, а «светское отлучение». 2 апреля, когда снова должен был состояться суд для рассмотрениякрестьянских требований, князья и дворяне нарушили перемирие. ВоеначальникШвабского союза Трухзес фон Вальдбург предательски атаковал Лейпгеймскийкрестьянский лагерь (близ Ульма) разгромил его и казнил одного из вожаковвосставших. Рыцари сумели разгромить крестьянские отряды в Швабии. Но перемириябольше не существовало и весной 1525г. крестьянское восстание разгорелось вЦентральной Германии, к нему примкнули рыцари и горожане. Охваченныегневом крестьяне осаждали замки и жгли ненавистные документы о феодальныхповинностях. Так началась Великая Крестьянская война, центром ее стала Франкония игород Хельсбронн. Здесь главным советчиком и руководителем восставших сталгорожанин Вендель Гиплер, дворянин по происхождению. Он хотел использоватькрестьянское движение в интересах горожан. Гиплер стремился создать изотрядов единую армию во главе с опытными военачальниками. По настояниюГиплера во главе большого «Светлого» отряда был поставлен рыцарь Гёц фонБерлихинген, который оказался продажным человеком. Крестьяне не доверялиэтому предводителю и пытались всячески ограничить его действия. С такимначальником «Светлый» отряд, конечно, не мог стать ядром формированияединой повстанческой армии. Наиболее революционные элементы во главе сРорбахом покинули «Светлый» отряд. Восставшие разрушили сотни замков и монастырей, казнили наиболеекрупных и известных притеснителей из числа дворян. Гиплер и его сторонникивыработали в Хельсбронне нрвую программу требований. Хельсброннскаяпрограмма обещала рыцарям - монастырские земли; горожанам – уничтожениевнутренних таможен, введение единой монеты, меры и веса, снятие ограниченийна продажу многих товаров; Крестьянам – право освободиться от крепостнойзависимости, но только за выкуп на очень тяжелых условиях. Такая программане могла удовлетворить крестьянское сословие. Однако немецкие феодалы сумели подавить восстание во Франконии.Восстание охватило тюрингию и саксонию. Им руководил Томас Мюнцер, которыйобосновался в Мюльхаузене. Жители города избрали «Вечный совет» ипровозгласили Мюльхаузен вольной комунной. Он рассыпал по стране своипламенные обращения-призывы. В письме мансфельдским рудокопам Мюнцерпредупреждал их о главной опасности: «Я боюсь только, чтобы глупых людей неувлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла… Неподдавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом!».Предостережение Мюнцера было сделано в то время, когда Трухзес фонВальдбург хитро уклонялся от генерального сражения и заключал договоры оперемирии с отдельными крестьянскими отрядами. Крестьяне точно соблюдалиэти договоры, а Трухзес тем временем громи разрозненные отряды. 5 мая оннапал на крестьянские силы под Бёблингом. Под неожиданным натискомнаемников Трухзеса первыми дрогнули бюргеры. Своим бегством они открылифланг крестьянских сил, и сражение закончилось поражением повстанцев. Приэтом был захвачен в плен замечательный вожак крестьян – Рорбах. По приказуТрухзеса его сожгли на костре. И в других местах Гемании армия рыцарей и наемников действовала обманоми разбивала по одиночке отряды крестьян, используя их разобщенность.Создать единую армию повстанцев не удалось: этому мешало упорное нежеланиесамих крестьян воевать вдалеке от родных селений, разорения которых онибоялись. Трухзес огнем и мечом прошел по долинам рек Неккера, Кохера, Янгста иуничтожал порознь мелкие крестьянские отряды. Он разбил также и поредевший«Светлый отряд». Дольше всего держались повстанцы в Саксонии и Тюрингии, где призывыМюнцера находили поддержку не только у крестьян, но и у рудокопов. Мюнцерраспорядился окружить лагерь повстанцев под Франкенгаузеном цепью повозок иготовиться к бою. На почти безоружных крестьян напала княжеская конница,поддерживаемая артилерией. Вражеская конница легко сминала ряды крестьян-пехотинцев, плохо вооруженных и необученных военному делу. В неравном боюпогибло более половины повстанцев. Вскоре после этого был захвачен в пленМюнцер. Он мужественно перенес страшные пытки, но не склонил головы передпобедителями. Были казнены все члены «Вечного совета», а город утратил дажепрежние вольности. В 1525г. развернулись крестьянские выступления в австрийских землях. Ихвозглавил талантливый народный реформатор Михаэль Гайсмайер, последовательТомаса Мюнцера. Он успешно отражал атаки рыцарей, однако и в этом случаесилы были неравными: восставшие были разгромлены. Мартин Лютер, считавший, что народ должен быть покорным властям, сгневом обрушился на восставших, предлагая князьям душить их, как «бешеныхсобак». Простой народ «не молится больше и ничего не делает, кромезлоупотребления свободой», - писал он. Мюнстерская комунна. Деятели народной реформации, в свою очередь, считали Лютера наряду спапой Антихристом. Так утверждали и члены городской комунны немецкогогорода Мюнстера. На выборах 1534г. в городской магистрат здесь победилианабаптисты. Полтора года они строили в городе «царство святых». Ониизгнали лютеран, а богатые горожане и католики бежали сами. Анабаптистыотменили долги, забрали у католической церкви имущество, распределили междусобой богастство князя-епископа; золото и серебро расходовали наобщественные нужды. Все имущество стало общим; отменялись деньги. ГородМюнстер был переименован в Новый Иерусалим. Епископ Мюнстера вместе с рыцарями начал осаду города, которая длилась16 месяцев. В июне 1535 года они ворвались в город и перебили всех жителей.Руководители восстания были казнены. Анабаптисты действовали во многих странах Европы вплоть до конца 17в.Не все они поднимали восстания. Многие мирно ожидали второго пришествияХриста, занимались нравственным совершенствованием. Но их идеи оказалиогромное влияние на современников и потомков. В большей части Германии победила умеренная реформация. Неограниченнаявласть католической церкви сохранилась главным образом на юге страны.Князья обогатились за счет церковного имущества и подчинили себесвященников новой церкви. Победа умеренной реформации привела к усилениюкняжеской власти на местах, а тем самым к еще боьшей политической иэкономической раздробленности Германии. Кальвин и кальвинисты. Второй этап Реформации, начавшийся в сороковых годах 16в., связан сименем Жана Кальвина, последователя учения Лютера. Он создал свое учение о предопределении, которое получило известностьи признание среди протестантов. Если учение Лютера вытекало из «оправданияверой», то учение Кальвина опиралось на дгмат о «божественномпредопределении». Человеку, утверждал Кальвин, не дано спастисьсобственными силами. Бог изначально разделил всех людей на тех, ктоспасется, и на тех, кого ждет погибель. Своим избранникам Бог дает«средства спасения»: сильную веру, несгибаемую стойкость в борьбе сдьявольскими искушениями и соблазнами. Тем, кого Бог предопределил кпроклятью, Он не дает ни веры, ни стойкости, Он как бы подталкиваетотверженного ко злу и ожесточает его сердце. Бог не может изменить свойпервоначальный выбор. Согласно учению кальвина, никому из людей не дано знать о Господнемпредопределении, поэтому человек должен отбросить все сомнения и вести себятак, как ведет себя божий избранник. Кальвинисты верят, что Бог дарует вжизни своим избранникам успех. Значит, проверить свое избрание верующийможет уже по тому, насколько он удачлив в делах: богат ли он, талантлив лив каком-либо деле, авторитетен ли в политике, пользуется ли уважением вобщественных делах, счастлив ли в рискованных предприятиях, имеет лихорошую семью. Самое страшное – прослыть неудачником. Кальвинист этотщательно скрывает от других: Жалеть отверженного – все равно, чтосомневаться в воле божьей. «Женевский папа в протестантском Риме». Женева была богатым городом. Каждый горожанин имел доступ к власти иуправлению, бедных было очень мало. Труд ремесленников и торговцев былздесь в большом почете. Горожане любили пышные праздники и театральныепредставления. Ценились искусства и науки, женевцы уважаливысокообразованных людей. Горожане долгое время боролись за свободу от герцога Савойского.Собственных сил у них не хватало и они просили помощи у соседнего кантона –Берна. Берн оказал помощь, но потребовал проведения Реформации. Так женевастала приобщаться к протестантизму. Чтобы курепить ряды реформаторов,женевские власти уговорили Кальвина остаться в их гроде. Очень раздражительный и болезненный, с длинным бледным лицом аскета ивпалыми щеками, тонкими губами и неистовым блеском в глазах – такимзапомнился Кальвин женевцам. Он был крайне нетерпим к инакомыслящим, непрощал людям недостатков, вел скромный образ жизни и старался во всем бытьрядом со своей паствой. Его способность убеждать и несокрушимая воля былипо истине безграничны. Конечно же он чувствовал себя божьим избранником.«Человек рожден, чтобы прославлять Бога,» - говорил он. И его жизнь былаподчинена этому. Лучше осудить невинного, чем оставить без наказания виноватого,утверждал Кальвин. Он выносил смертные приговоры всем, кого считалбогохульниками: тем кто выступал против его церковной организации,супругам, нарушившим супружескую верность, сыновьям, поднявшим руку народителей. Иногда достаточно было одних подозрений. Кальвин широко применялпытки. Он приговорил к сожжению знаменитого испанского мыслителя МигеляСервета, не согласного с его взглядами. Частные таверны были закрыты, строго подсчитывалось количество блюд наобедах. Кальвин даже разработал фасоны и цвета костюмов, форму женскихпричесок. Нищих в городе не было – все работали. Все дети посещали школу.Запрещалось возвращаться домой после 9 часов вечера. Ничто не должно бвлоотрывать человека от мыслей о семье и труде. Доходы ценились гораздо вышедосуга. Даже Рождество Христово было рабочим днем. Труд у женевцев и доКальвина был в почете, но теперь к нему относились как к призванию Божьему,как к деятельности, равной по значению молитве. Стремление к достижению успеха, бережливость и накопительство, труд ибезукоризненное поведение, неустанные заботы о семье и доме, о воспитании иобразовании детей, постоянное стремление к совершенству и прославление Богавсей жизнью стали неотемлимыми чертами протестантской (а точнеекальвинистской) этики. Кальвин рассылал миссионеров во многие страны, и вскоре кальвинистскиеобщины уже действовали в Нидерландах и Англии, во Франции и Шотландии.Именно они существенно повлияли на последующие события в этих странах. Таким образом реформация охватила все страны Западной Европы. Реформация в Англии. Европейская Реформация представляла собой сложное сочетание духовныхоткрытий, Политических и национальных интересов, экономических факторов идвижущих сил общества. Но в Англии она пошла особым путем, обусловленным: - Традицией лоллардистов (восходящей к Джону Уиклифу); - Христианским гуманизмом; - Влиянием лютеранских идей в университетах; - Антиклерикализмом – неприязнью к духовенству, которое часто было неграмотным; - Убежденностью в том, что государство должно иметь больший контроль над церковью. В 1521г. король Генрих 8 написал декларацию против Лютера и папа назвалего «защитником веры» (титул до сих пор принадлежит британским монархам).Рвение, выказы-ваемое Генрихом было таким сильным, что Томас Мор –впоследствии казненный за свою преданность католической церкви – напоминалкоролю, что папы были не только духовными лидерами, но и итальянскимикнязьями. Ожнако когда папа отказался расторгнуть его брак с ЕкатеринойАрагонской, Генрих объявил себя главой англиканской церкви (1534г.) иподвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобыпополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах. Он приказалсжечь все иконы, ввести новый молитвенник. Его государственный акт вверг Англию в кровавую смуту. НаследникГенриха 8 молодой Эдуард 6, был протестантом, но ему на смену пришларевностная католичка королева Мария. Ее приемница, Елизавета 1, не имелажелания проделывать «окна в души людей», и в конечном счете в Англиисохранилась как протестантская, так и католическая церковь. Генрих 8 разделял принципы католической теологии, но некоторые люди изего окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежалиархиепископ Томас Кранмер (1489 – 1556гг.) и государственный деятель ТомасКромвель (1485 – 1540гг.). В результате политической смуты в англиканской церкви возниклоинтересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности: - Верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями; - Верующие, которые придерживались патерналистской теологии (теологии ранних отцов церкви) и традиций; - Литургия и структура церкви (епископы, одеяние и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым. Пуритане. Более строгие протестанты, которых часто называли пуританами, отвергалиидеи «соглашательства». Они требовали очищения англиканской церкви отостатков католицизма: отделения церкви от государства, уничтожения санаепископов, конфискации их земель, отмены большинства религиозныхпраздников, культа святых. Пуритане разных направлений стремились к тому,чтобы их жизнь не противоречила Священному Писанию. Для этого они требовалипересмотра всех существующих законов и обычаев. Человеческие законы, по ихмнению, только тогда имеют право на существование, когда полностьюсогласуются со Священным Писанием. Многие из пуритан впоследствии отправились в Америку. Отцы-пилигримыотплыли из Плимута в 1620г. на судне «Мэйфлауер». Другие сталираскольниками или нонкон-формистами в Англии. Самыми многочисленными группами среди пуритан были индепенденты ипресвитериане. Пресвитерианство преиму-щественно было распространено средиторгово-промышленных слоев населения и «нового дворянства». Пресвитерианесчитали, что церковью должен управлять не король, а собрание священников-пресвитеров. В молитвенных домах пресвитериан не было икон, распятий,алтарей, свечей. Главным в богослужении они считали не молитву, а проповедьпресвитера. Пресвитеров избирала община верующих, они не носили особыходежд. Пресвитерианская церковь укрепилась в Шотландии. Здесь на протяжениидвух столетий шла ожесточенная борьба между кланами, возглавляемыми местнойаристократией. В отличие от Англии, королевская власть в Шотландии былаочень слабой. Благодаря пресвитерианству шотландцы сумели приостановитьклановую междоусобицу. Церковь стала главным объединителем страны. Руководство пресвитерианской церкви выступало против абсолютной властикороля. Так, пресвитеры прямо заявили шотландскому королю Якову 6: «Вшотландии существуют 2 короля и 2 королевства. Есть король Иисус Христос иего королевство – церковь, и есть его подданный Яков 6, и в этомкоролевстве Христа он не король, не повелитель, не господин, а членобщины.» Индепенденты, то есть «независимые», среди которых было многопредставителей сельских и городских низов, выступали против того, чтобыцерковью управляло собрание пресвитеров и, тем более, сам король. Онисчитали, что каждая община верующих должна быть совершенно самостоятельнойи независимой в религиозных делах. За это их преследовали и в Англии, и вШотландии, обвиняя в подрыве веры и нации. Реформация в Нидерландах. Нидерланды некогда принадлежали герцогу бургундии Карлу Смелому, но врезультате династических браков его детей и внуков отошли к Испании.Император Священной Римской империи и одновременно король Испании Карл 5(1519 – 1556гг.) чувствовал себя полноправным хозяином на этой земле, темболее, что родился он в одном из городов Южных Нидерландов – Генте. Император взимал с нидерландов огромные налоги. Все остальные еговладения, включая Испанскую Америку, давали в казну 5 млн. золотых, аНидерланды – 2млн. Кроме того большие суммы денег выкачивала из Нидерландовкатоли-ческая церковь. Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержалобольшинство населения, особенно в крупных городах – Амстердаме, Антверпене,Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Чтобы остановить реформацию вНидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителямзапрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов,но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожениеили порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушениелюбого из этих запретов вело к смертной казни. Число задушенных,обезглавленных, заживо сожженных и погребенных достигло 100 000 человек.Беженцы из Нидерландов спасались в протестантских странах Европы. Не менее свирепым было для Нидерландов и правление сына Карла 5,Филиппа 2 Испанского (1556-1598гг.). Он частично вернул захваченныепротестантами церковные земли, наделил католических епископов правамиинквизиции. В 1563г. испанская инквизиция приговорила к смерти всех жителейНидерландов как неисправимых еретиков! Известны слова Филиппа 2, которые онпроизнес при сожжении испанского еретика: «Если бы мой сын был еретик, ясам сложил бы костер, чтобы сжечь его». Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм.Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только тувласть, действия которой не противоречат Священному Писанию. На следующий год кальвинисты начинают открыто противостоять политикеФилиппа 2. Они устраивали многотысячные молебны в окрестностях городов,освобождали из тюрем единоверцев. Их поддержали и арестократы – принцВильгельм Оранский, граф Эгмонт, адмирал Горн. Они и их сторонники-дворянепотребовали от испанского короля вывести из Нидерландов войска, созватьГенеральные штаты, отменить законы против еретиков. В 1565 –1566гг. Нидерланды охватил голод. Неурожай был использованиспанскими вельможами и Филиппом 2, которые решили нажиться на спекуляциизерном. Эти обстоятельства усилили общее недовольство в Нидерландах. Теперьк тем, кто был готов выступить против испанского ига и католической церкви,присоединились аристократы, дворяне, купцы, богатые горожане – бюргеры. Иконоборческре движение. Террор Альбы. Летом 1566г. на большей части территории Нидерландов развернулосьиконоборческое движение. Иконоборцы не только уничтожали иконы, но такжеразоряли и разрушали католические храмы. За несколько месяцев погромуподвергли 5500 храмов и монастырей, а кое-где - дворянские дома и замки.Горожане и крестьяне добились от испанских властей разрешения деятельностикальвинистских проповедников, но ненадолго. Уже в следующем году король Испании Филипп 2 послал в Нидерландыгерцога Альбу для расправы с еретиками. Его десятитысячная армия устроила вНидерландах кровавый террор. Альба возглавил «Совет по делам о мятежах»,который вынес более 8 тысяч смертных приговоров, включая приговорыближайшим сподвижникам Вильгельма Оранского. Помимо того, Альба ввел 3 новых налога, которые повлекли за собоймногочисленные банкротства и разорения. «Лучше сохранить для Бога и королягосударство обедневшее и даже разоренное, чем иметь его в цветущемсостоянии для сатаны и его сподвижников – еретиков», - говорил он. Лидерыпротестантов, многие горожане-кальвинисты и анабаптисты бежали из страны.Вооруженные сопротивления Вильгельма Оранского и его германских наемниковбыли подавлены. Однако борьбу с испанцами продолжали гёзы. Так называли себянастроенные против Испании дворяне и все, кто боролся с испанским режимом.Они нападали на испанские суда, гарнизоны, крепости. Дальнейший ход Реформации связан с Испано-нидерландской войной ибуржуазной революцией в Нидерландах, в результате котрой из северныхпровинций образовалось независимое протестантское государство среспубликанской формрй правления. Южные провинции оставались католическимипод влатью испанского короля. Реформация разделила нидерландское общество на тех, кто представлялновые центры и новые ценности европейской жизни, и тех, кто представлялтрадиционное общество. Первые – владельцы мануфактур, связанные сразвивающейся мировой торговлей купечество и дворянство, фермеры, наемныеработники. Все они были, как правило, протестантами – кальвинистами,анабаптистами, лютеранами. Вторые – католическое духовенство, бюргерыстаринных ремесленных городов, землевладельцы, крестьяне – оставались верныкатолицизму. Лидеры реформации. Мартин Лютер (1483-1546гг.) Оставил глубокий след в мировой культуре как вождь немецкой Реформации,как проводник гуманистических идей возрождения и как переводчик на немецкийязык Библии. Мартин Лютер родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Какни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование.Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожнымребенком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить,чтобы умилостивить Господа. После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многихзнакомых, ушел в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стеныуберегут его от греха и помогут спасению души. Центральным объектом духовных поисков Лютера была Библия, которая часторассматривалась как источник для поддержания доктрин церкви, чем какруководство в делах жизни и веры. Острие его атаки было направлено на изощренную систему индульгенций.Многие простые люди с готовностью откликнулись на проповедь ещенеизвестного монаха. Имелось несколько причин для такой массовой поддержки: - Многие люди были лучше образованы чем раньше; - У них появились новые экономические, общественные, национальные и политические устремления; - Им все сильнее не нравилось вмешательство Рима в дела национальной церкви; - Они разочаровались в церковной иерархии; - Люди испытывали духовный голод. Мартин Лютер обладал выдающимися писательскими способностями.Свидетельством тому служат его перевод Библии на немецкий язык (1522-1534гг.), его литургические тексты (1526г.), его обширное теологическоенаследие, церковные гимны, автором которых он является. Переводя Библию, Лютер основывался на уходящих в глубь веков традициях.Язык же перевода был прост, красочен, близок к разговорному, поэтому егоБиблия пользовалась такой популярностью. Гете и Шиллер восхищалисьвыразительностью языка Лютера, а Энгельс писал о лютеранской Библииследующее: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкогоязыка, создал современную церковную прозу и сочинил текст того проникнутогоуверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой 16 века». Жан Кальвин (1509-1564гг.) Основатель кальвинизма. Был блестящим теологом великого ума и глубины. Он наиболее последовательно развил учение о «божественномпредопределении», которое является основой всей протестантской теологии. Кальвин не допускал критики своего учения. Он даже способствовалосуждению и сожжению ученого совета, открывшего малый (легочный) кругкровообращения, за критику христианских догматов. Его труды («Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии)объемны, но читаются с замечательной легкостью. Кальвин основал академию, посылавшую духовных наставников в разныестраны Европы. Он создал гибкую структуру церкви, способную адаптироватьсяи выживать во враждебных государствах, что не удалось лютеранству. Эразм Роттердамский (1469-1536гг.) Богослов, филолог, писатель. Пользовался большим авторитетом и былодним из самых образованных людей своего времени. Французский философ П.Бейль справедливо назвал его «Иоанном Крестителем» Реформации. Эразм родился в Голландии. Он с большим усердием изучал древние языкии произведения итальянских гуманистов. Живя в Нидерландах, Франции, Англии,Италии, но больше всего в Германии, Эразм с энтузиазмом занимался наукой илитературой, он перевел с латинского языка на греческий Библию ипроизведения «отцов церкви». В переводе и, особенно, в комментариях, онстремился дать текстам свою гуманистическую трактовку. Большую популярностьполучили сатирические произведения Эразма (самое известное – «Похвалаглупости»). Тонкая и острая сатира Эразма высмеивала недостатки общества.Критикуя внешнюю, обрядовую сторону католической церкви, феодальнуюидеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм по существуотстаивал новые принципы зарождающихся буржуазных отношений. В духе своеговремени он старался сохранить основы религиозного мировоззрения и требовалподведения под христианскую религию рационалистической основы. Эразмвысмеивает тех праведников, которые объявляют человека и всю земную жизньгреховными, проповедуют аскетизм, умерщвление плоти во имя очищения духа. Стремление к примерению религии и разума составляет основу философскихвзглядов Эразма. Сейчас ясно видно, что Эразм Роттердамский был прав,считая всякое преобразование общества революционной силой вредным. Взглядыего удивительно актуальны и современны. Возможной и необходимой он считаллишь мирную пропаганду гуманистических идей, которая оказывала быпостоянное благотворное влияние на общественное развитие. Эразм былпротивником теократии. По его мнению политическая власть должна находитьсяв руках светских лиц, а роль духовенства не должна выходить за рамкиморальной пропаганды. В период, когда Эразм жил в Германии, ни императорская, ни княжескаявласть не могли остановить нарастающее движение народных масс и подъемоппозиционных настроений бюргерства. Сам Эразм Роттердамский не покидал лона като

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconТесты для тематического контроля в 8 классе по Всемирной истории...

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа тема: лидерство

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа тема: физическая

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа Тема Налогообложение предприятий

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа тема: «контуры photoshop»

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа Тема : «Лидерство в организации»

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа Тема: «Классификация конституций»

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа Тема: «Диктиокаулез у телят»

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа Тема «Форма государства»

Курсовая работа Тема: Реформация в Европе iconКурсовая работа тема: «прикосновенность к преступлению»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<