Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера




НазваниеВебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера
страница1/29
Дата публикации25.02.2013
Размер4.15 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Gunthard Weber (Hrsg.)

ZWEIERLEI GLUCK

DIE SYSTEMISCHE PSYCHOTHERAPIE BERT HELLINGERS

Carl-Auer-Systeme Verlag 1999

Гунтхард Вебер

ДВА РОДА СЧАСТЬЯ

СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА

Издание третье, исправленное и переработанное

Институт консультирования и системных решений

Высшая школа психологии

Москва

2005

Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев
Вебер Г.

Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 332 с.

^ Все права защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.
Эта книга написана в первую очередь для психотерапевтов, но она будет безусловно интересна всем, кто работает в психосоциальной и педагогической сфере, и всем, кто по роду своей деятельности занимается «врачеванием душ». Кроме того, ее можно порекомендовать тем, кто ищет способы справиться с кризисами в отношениях.

В книге рассказывается об условиях, которые либо способствуют тому, что отношения между мужем и женой, между детьми и родителями складываются и становятся все более глубокими, либо приводят к разладу. Здесь рассказывается о «порядках любви» и последствиях их нарушения, но прежде всего о путях выхода из кризисных ситуаций и хороших решениях. При этом речь идет о таких принципиальных для человеческого бытия факторах, как принадлежность и исключенность, принятие родителей, равноправие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Составитель этой книги Гунтхард Вебер, сам опытный системный терапевт, неоднократно наблюдал за работой Берта Хеллингера на семинарах. Используя его тексты, он обобщил теорию и практику его системно-феноменологической психотерапии (со множеством примеров и записей терапевтических сессий). Так появилась эта интересная книга, способная многое дать читателю как для его профессиональной, так и личной жизни.
ISBN 5-94405-021-7

© G. Weber, 1992

© Институт консультирования и системных решений, 2005

© И. Д. Белякова, перевод, 2005
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие научного редактора ............................................. 9

Предисловие................................................................................11

Благодарность............................................................................. 15

I. Условия, необходимые для хороших отношений......16

1. Связь ....................................................................................... 16

2. Баланс между «давать» и «брать».......................................... 17

а) Счастье зависит от размеров оборота

«давать» и «брать»..........,.................................................. 18

б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать».............18

в) Когда равновесие невозможно........................................20

г) Компенсация в негативном ............................................. 22

д) Хорошее и плохое прощение .......................................... 24

е) Превентивные страдания при расставаниях...................27

ж) Отказ от счастья как попытка компенсации..................27

з) Согласие с судьбой........................................................... 31

и) Ребенок как «отступное» .................................................34

3. Порядок.................................................................................. 35

II. Совесть как орган равновесия в отношениях...........36

1. Совесть следит за соблюдением условий,

необходимых для сохранения отношений.................................37

а) Совесть и связь.............:................................................... 37

б) Совесть и баланс .............................................................. 39

в) Совесть и порядок ........................................................... 40

2. Взаимодействие потребностей в связи, балансе и порядке ... 41

3. У каждой системы своя совесть............................................42

4. Совесть как обосабливающий фактор.

Преодоление обособления....................................................44

5. Границы свободы .................................................................. 46

III. Отношения между родителями и детьми...........49

1. Родители дают детям жизнь.................................................49

2. Чтить дары и дающих........................................................... 50

3. Семейная иерархия................................................................ 50

4. Нарушения порядка между родителями и детьми...............51

а) Инверсия порядка «давать» и «брать».............................51

б) Отвержение одного из родителей...................................52

в) Когда ребенок становится доверенным лицом...............56

5. Принятие отца и матери...................................................... 58

6. Заслуги и потери родителей................................................. 61

7. О некоторых этапах совместного пути................................62

а) (Не) стать такими, как родители.....................................62

б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать............63

в) Правила хорошего воспитания ....................................... 64

г) Отделение от родителей и свое собственное...................65

д) Поиск самореализации и просветления ........................66

е) Забота о пожилых родителях........................................... 66

8. Особые темы и области в отношениях

между родителями и детьми...........................:.........................67

а) Замалчивание подлинного происхождения ребенка......67

б) Внебрачный ребенок, который не знал своих братьев ... 68

в) С кем остаются дети после развода?...............................69

г) Почетное или опасное усыновление (удочерение).........70

д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие.......86

9. Родители и дети как роковое общество...............................96

IV. О том, как складываются и не складываются отношения в паре.........................................................98

1. Как мы становимся мужчинами и женщинами...................98

а) Анима и анимус............................................................... 103

б) Никаких «маленьких отличий»....................................... 104

2. Фундамент партнерства мужчины и женщины................. 104

а) Отказ от другого пола в себе.......................................... 105

б) Равенство как предпосылка прочных отношений........106

в) Жена следует за мужем, а мужчина

должен служить женскому...............................................108

г) Соотношение любви и порядка...................................... 108

д) В каких случаях партнерство построено на песке?....... 109

е) Влюбленность слепа, любовь зряча................................ ПО

ж) Когда сталкиваются две семейные традиции................ 111

3. Привязанность к партнеру................................................... 113

а) Значение исполнения любви

со всем плотским и инстинктивным............................. 113

б) Испытывать и удовлетворять желание........................... 118

в) Утрата мужественности и женственности вдлительном партнерстве...............................................119

6

г) Обновление мужского и женского................................. 122

д) С каждым следующим партнерством связь ослабевает.

Но счастье не становится меньше..................................123

е) Отношения в треугольнике............................................. 127

ж) Ревность............................................................................128

з) Границы свободы..............................................................128

4. Ориентированность партнерских отношений на детей .... 129

а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру................. 130

б) Отказ от детей..................................................................131

в) Искусственное оплодотворение.......................................132

г) Значение абортов и их последствия............................... 133

5. Расставания.............................................................................141

а) Когда двое не могут разойтись............................................141

б) Легкомысленные разрывы и их последствия................ 142

V. Системные переплетения и их разрешение.....из

1.Род...........................................................................................143

2. Условия для процветания рода............................................ 144

а) Право на принадлежность...............................................144

б) Закон целого числа.......................................................... 144

в) Приоритет более раннего................................................ 145

г) Признание непостоянства ..............................................146

3. Иерархия семейных систем.................................................. 147

4. Родовая совесть .................................................................... 148

5. Попытки восстановить в правах

исключенного члена системы.....................................................150

а) Воскрешение чужой судьбы............................................ 150

б) Двойное смещение...........................................................152

6. Высвобождение из системных переплетений..................... 155

а) Найти, кого не хватает.................................................... 155

б) По каким признакам можно распознать системное переплетение?....................................................................158

в) Замена негативной компенсации позитивной.............. 161

г) Посвященный Богу во искупление................................ 165

VI. О практике системно-феноменологической психотерапии............................................................... 178

1. Терапевтическая позиция......................................................178

а) Ориентированное на ресурсы восприятие.....................178

б) Сдержанность....................................................................182

в) Сила — в минимуме........................................................ 186

г) Смотреть на решение.......................................................188

2. Терапевтическая ориентация................................................195

а) Интерпретация — это только краешек покрова........... 195

б) Любопытство разрушает воздействие.............................198

в) Верный момент.................................................................200

г) Прочь от драмы!...............................................................200

д) Каждый человек хороший...............................................200

е) Ответственность выпадает на долю человека................203

ж) Легкое и тяжелое............................................................. 204

з) Дух веет..............................................................................206

и) Варианты счастья..............................................................208

к) Иллюзорные связи............................................................209

л) Правомерность терапевтических высказываний............209

3. Специфические методы действий........................................211

а) Круги..................................................................................211

б) Приведение к цели прерванного движения любви......220

в) Расстановка семейных систем..........................................237

г) Резюме: на что следует обращать внимание

-в семейных расстановках.................................................255

4. Особые области терапии.......................................................257

а) Терапевтическая работа с чувствами.............................. 257

б) Терапевтическая работа со снами...................................273

в) Терапевтическая работа с «сопротивлениями».............. 281

г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами...........................290

д) Страдать легче, чем действовать:

терапевтические виньетки................................................314

VII. Движение к целому......................................................319

Вера в Творение и вера в Откровение...............................320

Профессиональный путь Берта Хеллингера.......................323

Приложение. Разрешающие фразы............................326

^ ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Дорогой читатель!

Перед вами самая первая книга по системно-феноменологической психотерапии Берта Хеллингера. И хотя с момента ее первого издания в Германии прошло уже почти 15 лет, темы этой книги не только не потеряли своей актуальности, а скорее наоборот становятся все более популярными. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что в Германии эта книга выдержала уже более 15 изданий общим тиражом более 180 тысяч экземпляров. Первое немецкое издание этой книги Гунтхард Вебер готовил ко дню рождения Б. Хеллингера, который тогда собирался завершить свою профессиональную деятельность и уйти на пенсию. Но после выхода книги все сложилось иначе. Б. Хеллингер проводит семинары и по сей день, а метод семейной расстановки покорил сердца людей по всему миру.

В России тема семейных расстановок сейчас становится все более популярной. И на многочисленных семинарах Института консультирования и системных решений, который является ведущей организацией, занимающейся расстановками в России, и на простых клиентских группах, постоянно спрашивают именно эту книгу. На русском языке это уже третье издание. Мы основательно переработали и отредактировали его по сравнению с предыдущими. Можно сказать, что теперь это другая книга. Так как когда мы издавали книгу первый раз, ее темы были совершенно новыми для отечественной психологии и психотерапии. В русском языке еще не было устоявшихся эквивалентов многих терминов, которые использует в своей работе Б. Хеллингер. Иногда смысл некоторых из его высказываний и историй мы понимали с трудом. Теперь, когда мы прошли обучение методу семейной расстановки у автора этой книги и многих других немецких коллег, и когда за плечами есть уже свой немалый опыт расстановочной работы, многое стало по-

нятным. Все это учтено в новом издании. Можно сказать, что книга стала понятнее, точнее и лучше. Но судить об этом вам.

Мы знаем законы, которые действуют в окружающем нас мире. Никто не будет оспаривать закон всемирного тяготения и мы легко можем предположить, что случится с тем, кто говорит, что он полетит вверх, шагая вперед с обрыва. Но законы, действующие внутри человеческих (социальных) систем («порядки любви», так называет их Б. Хеллингер), знают немногие. В этой книге рассказывается именно о них, о том, как действуют эти порядки и что происходит, когда мы им следуем или их нарушаем.

Я надеюсь, что эта книга поможет вам лучше понять себя и те процессы, которые происходят с вами и теми, -кто с вами рядом в паре, в семье, в роду, а также избежать возможных кризисов и с достоинством из них выходить.

^ Михаил Бурняшев, к.п.н., системный психотерапевт

Моим родителям с любовью и благодарностью
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconРеферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная...

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconСписок основной литературы по курсу политологии
Вебер М. Политика как призвание и профессия. В кн.: Вебер м избранные произведения. М.,1990. – с. 689-706

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconЗадание №1 Подготовить контент-анализ следующих работ
Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconЗадание №1 Прочитать и сделать контент-анализ следующих работ
Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconЗадание №1 Прочитать и сделать контент-анализ следующих работ
Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconКнига первая Глубокоуважаемые друзья и «земляки»
Джумарт Давудов излагает очень интересные понятия «счастья» и «здоровья» впервые называя их синонимами и антонимами одновременно....

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconЗаданий для модульного контроля по дисциплине «Политология» Задание...
Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconРефератов Тема Политика как социальное явление Понятие и основные функции политики
Вебер М. Политика как призвание и профессия. В кн.: М. Вебер. Избранные произведения. М. 1990. С. 248-310

Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера iconПравославная Психотерапия Сборник статей
Содержание: Психосоматика. Неврозы. Депрессии. Психозы. Психотерапия. Псевдолечение. Пастырская Психиатрия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<