Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии»




Скачать 111.82 Kb.
НазваниеБелорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии»
Дата публикации21.02.2014
Размер111.82 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Франклин Гиддингс Основания социологии

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» Реферат Студента 2 курса отделения социологии Шукаева Алексея Минск 2000 г. ПЛАН РАБОТЫ:1. Вступление2. Книга первая. Элементы социальной теории3. Книга вторая. Элементы и структура общества4. Книга третья. Историческая эволюция общества5. Книга четвёртая. Социальный процесс, законы и причины6. Заключение ВступлениеФранклин Гиддингс (1841 – 1913 г.г.) – известный американский социолог,представитель парадигмы психологического эволюционизма; автор таких работ,как «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898),«Индуктивная социология» (1901), «Дескриптивная и историческая социология»(1904). Ввёл в науку понятие сознания рода (the consciousness of a kind).В данном реферате рассматривается одна из первых работ Гиддингса –«Основания социологии», изданная на русском языке в 1898 году. Этофундаментальный труд, состоящий из четырёх основных книг: «Элементысоциальной теории», «Элементы и структура общества», «Историческая эволюцияобщества», «Социальный процесс, законы и причины». Таким образом, книгапосвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений. Книга первая. Элементы социальной теории.Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества,трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничествеиндивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»;также :«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместесоединившихся индивидов»[1]. Общества подразделяются на следующие виды:временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные ипринудительные (по способу поддержания целостности), естественные иполитические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму,отвергая теорию общественного договора, но признавая возможностьвозникновения общества естественным путём в виде развившейся группы«сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённыеотношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочнуюорганизацию»[2]).Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингсвыступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввидутого, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой длявозникновения общества.В этой же главе впервые упоминается сознание рода (the consciousness of akind), детерминируемое автором как «состояние сознания, в котором всякоесущество … признаёт другое сознательное существо принадлежащим к одномуроду с собою»[3], что является следствием явлений впечатления и подражания.Это понятие является для Гиддингса центральным в его работе; именно наоснове него разумное существо выделяет живое и неживое, разумное инеразумное, виды и расы. Сознание рода в сумме с агрегацией (совокупностьюлюдей, объединённых исключительно общим временем и местом пребывания) даётассоциацию.Также в этой главе автор представляет своё виденье внутрисоциальнойдеятельности: физический процесс, опосредуемый волевым выбором, порождаетследующий физический процесс.Глава заканчивается выделением основных задач социологии. К ним Гиддингсотносит открытие: условий возникновения ассоциаций; закона, управляющегосоциальным выбором; закона, определяющего «переживание» выбора (фактически– естественный отбор).Глава вторая посвящена определению места социологии среди наук. Так, постепени общности Гиддингс ставит её после биологии и психологии, но нижетого, что сейчас получило наименование специальных социологических теорий.Здесь же даётся и собственно определение социологии – «наука психическихявлений в их более высокой сложности и противодействии; она есть наукатворческой эволюции социальной среды, благодаря которой приспособленияжизни и окружающие условия становятся взаимными»[4]. Также автор называетеё наукой «о взаимном приспособлении жизни и её среды», которая есть сутьнаука «конкретная, описательная, историческая и объяснительная».Третья глава посвящается методам социологических исследований (фактически,это общенаучные методы, и социология, будучи конкретной наукой, должнаиспользовать их все). К ним Гиддингс относит: наблюдение, ретроспекцию,классификацию, обобщение, индукцию, дедукцию. Как мы видим, в его пониманиисоциология являлась чисто теоретической наукой, разительно отличающейся отеё нынешнего понимания.Основным методом получения научного знания автор называет наблюдение,результаты которого подвергаются дедуктивной проверке. Также подчёркиваетсяважность верной классификации на основе дифференциации как единственновозможного критерия. В противоположность дифференциации ставится обобщение,сравнительное (одновременные события) и историческое (события происходили вразное время).Наконец, четвёртая глава первой книги посвящена проблемам социологии.Гиддингс предложил структурировать их следующим образом: существуютвторичные и первичные социологические проблемы; последние включают в себяописательные и исторические подвиды.К описательным проблемам относятся проблемы агрегаций, ассоциаций,социального характера населения и классов.Исторические проблемы есть суть проблемы эволюции общества от животнойстадии через антропо- и этногеническую стадию к стадии демогенической,когда на основе племён зарождаются государства. Книга вторая. Элементы и структура общества.Первая глава этого раздела повествует о структуре населения. Так, в нейрассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанныхили не связанных между собой, возникшая в результате миграции; бываетпервичная и вторичная, временная и постоянная), более полно раскрываетсяпонятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в простых видахчувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»[5]),постулируется автогенетивность социальных групп.Значительная часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писалсам Гиддингс, «групповые отношения суть вид конфликта. Всякая деятельностьесть столкновение… мыслей»[6]. Через конфликты реализуются два основныхдвигателя прогресса: разрушение (conquest) и взаимоизменение (contention);из первого проистекает второе (характерный пример – завоевание варварамиРима). В качестве факторов конфликта автор выделяет понятия удара/нападенияи ответного удара/нападения.Затем следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что онавозникает, когда индивиды убеждены в том, что «они слишком подобны междусобою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принцип подражания императивновызывает ассимиляцию, при этом более сильные примеры подавляют менеесильные. Однако, с другой стороны, навязывание примера ведёт к антагонизму,будит в людях инстинкт войны, а как следствие, внутри общества зарождаютсясоюзы в целях восстановления равновесия, что создаёт новые ассоциации. Входе данного процесса изменяется индивидуальная природа, что со временемприводит к возникновению социальной природы, основной характеристикойкоторой является толерантность.Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, онивозникают на основе неравенства физических, умственных и нравственных сил.Классы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятсяжизненные («возникают из комбинации различных элементов в наследственностии положении каждого индивида»[7]; существуют классы высокой, средней инизкой жизненности, что определяется соотношением уровня рождаемости исмертности), личностные (гении и таланты, норма, уроды), социальные(определяются различиями социальной природы; по данному критерию можновыделить четыре вида классов: социальные, отличающиеся высокоразвитымсознанием рода и полезностью обществу; не-социальные, характеризующиесястремлением к индивидуализму; псевдо-социальные, в которые входят бедняки свыродившимся сознанием рода, подражающие социальному классу;антисоциальные, т.е. преступники).Глава заканчивается определением выделением девиации как одной из основныхпроблем практической социологии.Вторая глава посвящена эволюции понятия социального разума. Автор выделяетдве основных составляющих данного явления: социальное сознание,существующее во всех индивидах социума, и социальное самосознание,возникающее на основе социального сознания путём рационального рассужденияи проявляющееся в обмене мнениями через свободное обсуждение мненийиндивидов; на последние активно влияют общественные собрания и пресса,церковь.Основной категорией социального разума является социальная память как «тасумма переданного знания и верования, которая известна как традиция»[8]. Еёможно подразделить на первичную (сюда входит память экономическая,юридическая и политическая), вторичную (характерна только для сложившегосяобщества; охватывает личную, эстетическую и религиозную память) и третичную(характерна только для цивилизации; включает память теологическую,метафизическую и научную). Юридическая память фиксируется в кодексах(законах), политическая – в политике, научная – в идеалах, эстетическая –во вкусах, религиозная – в вере.Ещё одной важной категорией являются ценности, возникающие как соотношениежеланий, материального объекта и общественного мнения. Социальные ценности«определяют социальную волю, поскольку её действие разумно»[9], т.е.детерминируют социальный выбор.Третья глава полностью посвящена эволюции социального состава общества.Здесь выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, затем полигамия имоногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделениевождя) и народ, на основе которого возникает государство с внутреннейтерриториальной структурой.В четвёртой главе рассматривается устройство общества; в первую очередьанализируется такое формирование, как государство. Устройство обществаопределяется как «организация его индивидуальных членов в специальныеассоциации для достижения разнообразных социальных целей»[10].Государство же объединяет в себе ассоциации политических интересов(революционные и законные), ассоциации юридических интересов (как правило,стоящие вне закона), ассоциации «физических нужд» (тресты, концерны и т.д.)и ассоциации «мысли, чувства и поведения» (церковь, братства). Индивидыобъединяются в государство как представители следующих категорий: подданныевласти, созидатели общей власти, созидатели законной власти, агентызаконной власти. Первичная идея государства состоит в усовершенствованиисоциальной интеграции средствами армии, дипломатии, судов, полиции. Книга третья. Историческая эволюция общества.Третья книга посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса,проходит следующие стадии: зоогеническую, антропогеническую,этногеническую, демогеническую. Соответственно, книга подразделяется начетыре главы.Глава первая посвящена доказательству того факта, что в процессе развитиямозга и нервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как: - подражание - симпатия [возможно, в оригинале подразумевалось сочувствие] - антипатия - идентификация - «различение» - координация - сознательный отборВторая глава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. Наэтом этапе отсутствуют племена и кланы, а есть только орды. В то же времянаблюдаются зачатки развития нравственности, возникает речь как системаабстрактных знаков, первичная расовая дифференциация (здесь Гиддингсвысказывает фактически расистскую точку зрения, заявляя, что белая расапроизошла от двух других, низших). Появляются первые экономические,юридические, политические, анимистические, тотемные, эстетические итрадиционные идеи.В третьей главе рассматривается дальнейший процесс развития общества,которое проходит следующие стадии: после семьи и орды следуют клан(возникновение тотемов), племя (развиваются хозяйство, торговля, традицияи, главное, военная организация), народ (характеризуется возникновениемкульта предков, рабства, наследования власти, военной службы).Четвёртая глава посвящена высшей форме развития общества – цивилизации.Гиддингс выделил три стадии прогресса цивилизации. На первой ступениотмечается низкий уровень внешних контактов ввиду постоянных войн. В ходевторой стадии государственная власть централизуется, развиваются законы идуховная культура. Наконец, происходит экономический взрыв; за ним следуетявное улучшение жизни масс.Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный,либерально-законный и экономическо-этический.В первом случае миграции и завоевания со временем сменяются осёдлостью;возникают города как центры торговли; происходит первичное разделение трудана ремёсла и сельское хозяйство. Племенная организация порождаетгосударство. Возникает идея территориального единства.С момента наличия торговли, рабства, единства земель, ограниченияконсерватизма начинается вторая стадия. Она характеризуется активнымразвитием законов. Церковь отделяется от светской власти. Зарождаетсяконституционность.Наконец, третьей стадии характерно стремление к улучшению социальныхусловий (при этом Гиддингс подчёркивает, что социализм является утопией,т.к. население растёт всегда быстрее производства). В обществеустанавливается демократия. Город становится не только центром развития,но и обителью пороков, застоя и т.д. Деревня же даёт ему «новую кровь».Этической реакцией на засилье пороков является «этическая семья», длякоторой долг стоит выше любви.В итоге, идея прогресса подаётся как расширение сознания рода. Книга четвёртая. Социальный прогресс, законы и причины.Первая глава четвёртой книги освещает физический социальный процессэволюции, предшествующий психическим социальным процессам. Такжерассматривается влияние на общество других физических процессов, например,«социальное население распределяется в соответствии с физическимиусловиями»[11] со времён начала совместного поиска пищи.Выдвигается идея единства любой энергии, в том числе и социальной. Энергияи материя общества постоянно перетекают в энергию и материю природы иобратно. Всё, что делается в обществе или обществом, совершается физическойэнергией. Нервную энергию автор также отнёс к физической энергии.Также с физическими процессами связывается физический принцип движения полинии наименьшего сопротивления (например, расселение в дельтах рек).В конце главы постулируется, что «быстрый рост и поспешно проводимыереформы оказываются неизбежно непрочными, неполными, неудачными» ввидудисбаланса энергии. Таким образом, автор показывает себя консерватором.Вторая глава раскрывает психические аспекты социальных процессов.Ассоциация присутствия (чувства) и деятельность выделяются в качествефактов социальной эволюции. Психическим результатом ассоциации являетсясформировавшаяся личность как биосоциальный продукт.Направленность эволюции определяется соотношение страдания/удовлетворения.При этом следует учитывать, что удовольствия деятельности сильнеепассивных.Особый вид ассоциации – ассоциация волевая, когда предводительство внутринеё сменяется властью. К этому уровню развития свобода, с точки зренияГиддингса, возможна лишь в рамках, заданных законом.Глава третья посвящена основным социальным законам.Во-первых, (здесь автор ссылается на Тарда) подражание распространяется вгеометрической прогрессии. Во-вторых, подражания преломляются средой. Этизаконы определяют социальный выбор, который, в свою очередь, определяетсоциальное поведение. Также они в значительной степени взаимодействуют сэтикой, познающей блага и их критерии, субъективные и объективные.На основе всего вышесказанного Гиддингс выводит свои социальные законы.Первый из них гласит, что «общество постоянно стремится усовершенствоватьсвой тип сообразно преобладающему понятию идеального блага»[12]. Второйзакон постулирует, что население с гармоничным сочетанием интересов будетвсегда консервативно, а население с несходящимися интересами – радикально.Идеалом же является равновесие этих позиций.В конце главы утверждается, что «социология является истолкованиемсоциальных явлений посредством психической деятельности, органическогоприспособления, естественного отбора и сохранения энергии»[13].Последняя глава, являясь своеобразной квинтэссенцией всего, чторассматривалось ранее, посвящена определению природы общества. Будучипредставителем психологического эволюционизма, Гиддингс определил обществокак психический организм на физическом основании. Задачей же социологииявляется «узнать, каким образом развились социальные отношения и как онидействуют на развитие личности». ЗаключениеИтак, мы рассмотрели работу Франклина Гиддингса «Основания социологии». Чтоже нового внёс он в социологическую науку? Во-первых, это была одна изпервых работ по возникновению и структуре общества. Во-вторых, было введенопонятие сознания рода. В-третьих, были названы новы критерии выделенияклассов: жизненный, личностный, социальный. Однако, на мой взгляд, даннаяработа дала не слишком много для дальнейшего развития социологии. Список использованных источников:1. Литература:- Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898)- «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94)2. ВЕБ-САЙТЫ:- http://www.stlcc.cc.mo.us/mcdocs/users/tcravens/groups.html - SocialGroups- http://psychclassics.yorku.ca/Baldwin/Dictionary/A2defs.htm - DICTIONARYOF PHILOSOPHY AND PSYCHOLOGY-----------------------[1] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.3[2] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.4[3] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.19[4] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.57[5] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.108[6] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.109[7] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.134[8] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.150[9] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.160[10] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.180[11] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.373[12] «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94),стр.309[13] «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94),стр.314

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconДонецкий национальный технический университет факультет менеджмента...
Уважаемые коллеги, кафедра социологии и политологии предлагает принять участие во

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconБорьба за монополию на научную компетентность
Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. ¾ М.: Институт экспериментальной...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconМоже Ж. Социологическая ангажированность*
Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук....

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconГвуз «Криворожский национальный университет» Кафедра философии и социальных наук
Кафедра философии и социальных наук гвуз «Криворожский национальный университет» 27 марта 2014 года проводит Международную научно-практическую...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconПроблемы примирения преступника и жертвы
Луганский государственный университет внутренних дел имени Э. А. Дидоренко (кафедра криминологии, конфликтологии и социологии), Социологическая...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconСаралиева з. Х. М., Балабанов с. С
Доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconХ. доманьский появление в польше меритократии
Доманьский хенрик – профессор социологии, директор Института философии и социологии Польской Академии наук

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconН. А. Шматко горизонты социоанализа
Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Российской Академии наук. ¾ М.: Институт...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconРезюме Воробьева Анна Владимировна
Николаевский государственный гуманитарный университет им. П. Могилы комплекса «Киево-Могилянская академия», факультет социологии,...

Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук кафедра социологии Франклин Гиддингс «Основания социологии» iconСистемный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения
Института социологии ран, руководитель группы «Анализ социальных систем». Чураков александр Николаевич кандидат социологических наук,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<