Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби




Скачать 152.41 Kb.
НазваниеРеферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби
Дата публикации25.02.2014
Размер152.41 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Основные типы цивилизаций

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ИСТОРИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПО АЛЬФРЕДУ ТОЙНБИ Выполнил: студент группы Р-6-95 Зайцев Андрей МОСКВА 1998 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количествосамых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций натипы. Другими словами существует большое количество видов их классификации.Задача последней - это наиболее полное и связанное представление всейчеловеческой истории в виде этих самых цивилизаций, так как при желаниидовольно несложно проследить все развитие человечества от первых государстви до наших дней по грамотно составленной классификации. Само собой этого несделаешь, если основываться на голой схеме или таблице. Человек,пользующийся той или иной структурой типов цивилизаций, должен иметьопределенные исторические знания. Но сама систематизация является ужезначительным упрощением как для специалистов, работающих по данномувопросу, так и для тех, кто еще только постигает азы истории. Другое дело, что зачастую та или иная классификация создается либоодним ученым, либо группой лиц, в результате чего на нее могутнакладываться различные субъективные факторы, зависящие от мировоззренийлюдей, ее создающих. Это, естественно, отрицательный фактор и присоставлении системы желательно провести наиболее объективный анализистории. Одним из интереснейших представлений человеческой истории являетсяразделение цивилизаций Альфреда Тойнби, которое описано в основном трудеего жизни “Постижении Истории”, состоящем из 12 томов. Оно, конечное же, неявляется истинной в последней инстанции, но сделано с претензией наобъективность суждений и учет почти всех возможных факторов. “ПостижениеИстории” уникально еще и огромным фактологическим историческим материалом,который здесь содержится. Практически с IV тысячелетия до нашей эры. до 30-х годов XX века нашей эры ! Конечное же, мне никак не удастся вкратце изложить всю сущность этихдвенадцати томов в одном реферате, не удастся передать и весь смыслрассуждений Тойнби. Я привожу здесь начальную классификацию цивилизаций поТойнби с краткими историческими объяснениями, но никак не претендую наразложение по полочкам всей его работы, поэтому заранее могу признатьслишком неполный обзор его трудов в своем реферате. В качестве оправдания могу сослаться лишь на чрезвычайно скудныйматериал по этому ученому в нашей стране, где даже в библиотеке МГУсодержатся лишь две книги, одна из которых чисто экономическая, а другаяявляется сокращением всех 12 томов в одну очень толстую книгу, освоитькоторую целиком просто не позволило время. ГЛАВА 1 Обзор обществ одного вида. Западное и православное христианские общества. Изучение данных обществТойнби начинает с того, что пытается определить какое обществопредшествовало христианским. Этим обществом оказывается эллинское, то естьоно является “отеческим” по отношению к рассматриваемым нами. По мнению ученого есть три фактора, которые определяют общество. Это -универсальное государство, универсальная церковь и движения племен. Все трисоставляющих присутствуют и в нашем случае. Итак, проследим в каких направления развивались христианские общества.Начало у них одно и то же - это центр эллинского мира, в Эгейском море. Вслучае западного христианства, движение шло на северо-запад - от моря кЛотаргинии, а в православном мире оно шло в северо-восточном направлении,пересекая по диагонали Анатолию (нынешняя Турция), проходя междуКонстантинополем и Неокесарией. Экспансия западного общества была при этомзначительно больше, чем у православного. Утвердившись на территорииЗападной Европы, западный мир постепенно затем овладел Южной Атлантикой, тоесть Латинской Америкой. Так же и православное христианство общество,перевалив через Кавказский хребет, достигло Алании, откуда был открыт выходв Великую Евразийскую степь, на которую оно могло распространить своевлияние, но из-за медлительности православных, их экспансия прекратилась,так как в это время на арену вышли ислам и иудаизм. Первый распространилсясреди белых болгар на Средней Волге, а второй - среди хазар, живших междунижней Волгой и Доном. Затем православное христианство сделало попытку двинуться на северо-запад и охватило Балканы, готовясь к прыжку в Центральную Европу, но здесьоно оказалось в конкуренции с западным, которое начало действовать раньше иимело к тому времени достаточно прочные позиции. После некоторойпозиционной войны двух обществ между ними к X-XI векам окончательноопределилась граница, причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли взападное общество. Были попытки у православия двигаться в направлениигреческой морской экспансии в Южную Италию, где оно принялось старательноотвоевывать себе место среди мусульманских и западно-христианских общин.Однако в XI веке оно было откинуто под натиском норманнов, которыеотвоевали этот форпост для западного христианства. Большего успехаправославный мир достиг обосновавшись на Руси и двигаясь затем по лесамСеверной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана, а затем - доТихого океана, распространил свое влияние на всем протяжении от Великойстепи до Дальнего Востока. Итак, эллинское общество стало “отцом” двух “сыновей”. Из однойкуколки - католической церкви - образовалось два самостоятельных организма:римская католическая церковь и православная церковь. После серии изнескольких кризисов в отношении последних, в 1054 году окончательнообразовалось два новых общества - западное и православное. Католическаяцерковь функционировала под началом римской иерархии, тогда какправославная церковь стала государственным институтом, сначала ввосстановленной Римской империи и позже в государствах, принявшихправославие. Одним только этим показано сколь сильно отличались два “сына”одного “отца” и почему их по праву относят к совершенно разным обществам. Иранское и арабское общество. Данные общества имеют своей основойислам. Здесь также легко обнаруживается наличие универсального государства,универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не вполнетождественных тем, что были в случае западного и православного обществ, ново многом схожих. Здесь универсальное государство - Багдадский халифат,универсальная церковь - ислам. Движения племен - движение тюркских имонгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских гор,арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат к моментуего падения. Зародилось исламское общество на территории азиатского плоскогорья,между Мраморным морем и дельтой Ганга. К концу XIII века образовались почтивсе государства современного исламского мира. Разделяется ислам на шиитов исуннитов. Занимая территорию Персии с форпостами в Закавказье, Ираке, Газе,Индии и Йемене. Шиитский выступ разделяет зону распространения суннизма надве части: к востоку - сунниты Центральной Азии и Индии, к западу - суннитыбывших территорий Оттоманской империи. Два исламских общества сыновнеродственны одному более старому обществу. Нетрудно провести параллель сзападным обществом и православным христианством. Сравнивая две группысыновних обществ между собою, можно заметить, что исламское общество,появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством справославным, а исламское же общество, появившееся в персо-турецкой илииранской зоне, имеет некоторые сходные черты с западным обществом. Такжеможно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы иранской зоны вXVI веке сопоставима с походами западного христианства против православия(так называемые крестовые походы). Разница заключается в том, что в 1517году халифат Аббасидов (фактически тот самый Багдадский халифат) былуничтожен оттоманскими турками, а вместе с ним и арабский ислам. Но все-таки Тойнби фиксирует оба общества, как отдельные - и арабское, и иранское. Фактически рассмотренные общества являются на сегодняшний день едва лине главными в мире по своей силе и распространенности, хотя сюда же можноотнести и индуистское общество, которое будет описано ниже. Именно поэтомуя их рассмотрел более подробно. Следующие общества описаны просто какфактически уже доказанные, но зачастую без самих доказательств, так как этирассуждения Тойнби не представляется возможным передать полностью в стольограниченном объеме. Но, при желании, полностью анализ всех обществ можнобез труда найти в “Постижении Истории”. Сирийское общество. Данное общество, также как эллинское для западногои православного христианства, является отеческим по отношению к иранскому иарабскому. Что интересно, импульс, разбудивший творческие силы эллинскогообщества, имел чужеродное происхождение - фактически этот был именносирийский источник. То есть, в какой-то степени, это общество явилось самымдальним общим “родственником” тех самых первых четырех, что былирассмотрены вначале. Определим хотя бы приблизительно месторасположениеродины иранского и арабского обществ по отношению к их отческому обществу.Основная линия иранского общества пролегает от внутренних территорийАнатолии в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан доБенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса и Яксарта иоказывается на значительном удалении от отеческого сирийского общества.Даже если к последнему добавить родину мидян и персов на западной границеИранского нагорья, то зона не достигнет земель, на которых зародилосьиранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии иЕгипте не только не совпадает с родиной сирийского, но и включает ееполностью. И в этом пункте вновь просматривается некоторое сходствоарабского общества с западным, а иранского с православным. Индское общество. Это общество является более ранним по отношению киндуистскому, которое в свою очередь сыновним по отношению крассматриваемому. Здесь тоже есть универсальное государство - это империяГунтов, вселенская церковь - индуизм. Движение племен - это те движениягуннов Евразийской степи, охватившие владения империи Гунтов к моменту еепадения. Есть правда некоторые важные моменты. Во-первых, в индскомобществе, в отличие от индуистского, где основой был индуизм, религией былиВеды. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в ведийской религии иявляются индуистскими заимствованиями из буддизма, - это монашество и егофилософия. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга. Отсюда онораспространилось по всему Индостанскому полуострову. Территория, которуюзанимало индское отеческое общество на закате своей истории, также несовпадает с пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняввесь полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и вИндокитай. Таким образом, географическая удаленность индуистского обществаот индийского сравнима с удаленностью иранского общества от сирийского. Древнекитайское общество. Оно предшествует современному живомукитайскому обществу. Прародина его - Дальний Восток. Универсальноегосударство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры исуществовавшая под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань,в течение четырех веков. Универсальная церковь - это махаяна, разновидностьбуддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиесяпосле падения универсального государства. Родина древнекитайского общества - бассейн Желтой реки. Позже онораспространилось на бассейн Янцзы. Бассейн обеих рек стал родиной сыновнегодальневосточного общества, которое распространилось на юго-восток вплоть доокеанского побережья Китая, а на северо-востоке - до Кореи и Японии. Обратимся теперь к мертвым обществам, которые уже давно не существуют,но о них доподлинно известно. Минойское общество. Это общество является более дальним предкомэллинского общества. Занимало оно в своем первоначальном виде остров Крит вЭгейском море, являясь таким образом морской державой. Потом влияниеобщества было распространено на побережье Эгейского моря в частиконтинентальной Греции. Родиной же эллинского общества было побережье, кудаэто влияние не распространялось. То есть географическое удаление эллинскогообщества от минойского было довольно значительным. Правда сам Тойнбинесколько сомневается можно ли однозначно говорить о родстве эллинскогообщества и минойского. Он также отмечает, что сирийское общество тожеконтактировало с минойским и как один из главных результатов этих контактовпереняло от последнего алфавит, а также вкус к дальним морскимпутешествиям. Последний привел к освоению Красного и Средиземного морей, апозднее - к открытию Атлантического океана. Шумерское общество. Данное общество тоже является более далекимпредшественником на этот раз индского общества. Основой шумерскогообщества, как явствует из его названия, была империя Шумера и Аккада,расположенная приблизительно на территории другого государства - Вавилона,то есть где-то в районе современного Ирака и Ирана. В разное время, аиногда и одновременно там и в близлежащих землях располагалось сразу женесколько довольно известных обществ, которые также отмечены ниже. Хеттское общество. Наряду с шумерским обществом, его можно считатьпредшествующим индскому, но возникло оно в более поздние века. Но из-заслишком слабых связей нельзя говорить о сыновне-отеческих отношенияххеттского общества и шумерского. Как и все общества оно вело различные войны для укрепления ирасширения своих территорий, но закончило свое существование, как и любоедругое мертвое общество, упадком в 1200-1190 гг. До нашей эры. Основойхеттского общества была империя Кхатти. Из основных достижений хеттов можноотметить, что именно хетты-колонисты преуспели в организации заморскихпоселений и впоследствии получили на своей новой, итальянской родине новоеимя - “этруски”. Однако это лишь довольно вероятное предположение. А всеостатки хеттов были сметены милитаристской Ассирией, которая правда позжетоже пришла в тупик и именно из-за своего гипертрофированного милитаризма.То, что осталось от некогда могучего общества, было впитано арамеями -представителями сирийского общества. Вавилонское общество. В Западной Азии, в Иране, на бывшей родинешумеров, рядом с хеттским обществом обнаруживается еще и вавилонскоеобщество. Во многом вавилонское общество сходно с шумерским, как потерритории, так и в религии. Оно унаследовало именно религию,распространенную у шумеров. В мирской жизни же были некоторые довольносущественные перемены. Например, главными структурными образованиямиобщества стали не города-государства, как это было с самого началашумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкиеполитические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенныхполитической индивидуальности. Были перемены и в языке. И Тойнбисомневается, что вавилонское общество является сыновним по отношению кшумерскому. Вавилонскому обществу также как и хеттскому пришлось все времясражаться с Ассирией, которая его в конце концов и уничтожила в VII веке донашей эры. Затем Вавилон возродился, но в 538 году до нашей эры, когда Кирвошел в Вавилон, он окончательно потерял независимость. В течении пятистолетий вавилонское общество постепенно исчезло. К началу христианской эрыего уже не существовало. Пришел черед поговорить о обществах, возникших в Новом Свете, оченьнемногих, но добившихся порой просто потрясающих достижений как в своемполитическом устройстве, так и в науке. Все они были загублены, к сожалению, во время завоеваний Америкииспанцами в XVI веке. Андское общество. Оно занимало андское нагорье с прилегающими к немудолинами в узкой вытянутой с севера на юг зоне между нынешней Колумбией исеверо-восточными границами Чили, захватывая северо-западную частьАргентины. Андским универсальным государством была империя инков, которая к томувремени безраздельно властвовала над местными государствами, объедение всеземли андского общества. На всей территории, подвластной инкам, царилединый порядок и закон. Начало андскому общество было положено в двух районах - Чиму и Наска.Оттуда оно распространилось в горы и далее в долину. Выдающимся памятником андской истории и свидетелем былого расцветаявляется горный город Тиауанако на юго-восточном краю озера Титикака,огромные каменные плиты которого до сих пор с успехом противостоят суровомуклимату. Юкатанское, мексиканское и майянское общества. В Центральной Америкесложилась более сложная ситуация, так как к моменту экспансии испанцев тамсложилось два отчетливо выраженных центра: Мексиканское нагорье иполуостров Юкатан. Юкатанское общество было покорено мексиканским на рубежеXII и XIII веков нашей эры. После этого начинается смутное время, полноераздоров и войн. Даже объединение юкатанского общества с мексиканскимтолько ухудшило ситуацию. Развязка наступила с установлением ацтекамиуниверсального государства, что совпало с приходом испанцев. В основе как юкатанского, так и мексиканского обществ находитсяуниверсальное государство, которое оказывается Первой империй майя, котораяпосле более чем двухсотлетнего периода расцвета неожиданно и стремительнорухнула к концу XII века. Великие города этой империи, расположенные встране дождей к югу от Юкатана (территория современных Гватемалы иГондураса), были без видимых причин покинуты обитателями. Майя прославилисьсвоими успехами в астрономии, а также своим необычайным миролюбием, неприсущим, пожалуй, ни одному из исследованных обществ. Египетское общество. Наконец, остается еще один представитель обществэтого вида, проживший исключительно длинную жизнь и не имевший, по-видимому, в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Общество этовозникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным моремв IV тыс. до нашей эры и умерло в V веке нашей эры, просуществовав, такимобразом втрое дольше, чем существует современное западное общество.Египетское общество не оставило в современном мире приемников. Бессмертиеэтого общества запечатлено в камне. Пирамиды - эти неодушевленные свидетелижизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам природы ужечетыре или пять тысячелетий, - возможно, будут играть свою роль Атлантовеще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть они простоят дольше, чемпроживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобывоспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжатьсвидетельствовать о египетском обществе, которое их создало. ГЛАВА 2 Классификация обществ данного вида В предыдущей главе были кратко описаны шесть представителей вида -пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. А окончательноТойнби выявил девятнадцать обществ: западное, православное, иранское иарабское (в настоящее время они входят в исламское), индуистское,дальневосточное, эллинское, минойское, сирийское, китайское(древнекитайское), шумерское, хеттское, вавилонское, андское, мексиканское,юкатанское, майянское и египетское. Исследуя основания каждого отдельногообщества, ученый в одних случаях обнаружил, что общество состоит в сыновнемродстве с более древним обществом. В других случаях такая связь непросматривается. Универсальная церковь является основным признаком, помнению Тойнби, позволяющим классифицировать общества данного вида. Другимкритерием для классификации является степень удаленности от того места, гдеданное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериевпозволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем,чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития. Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: во-первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни спредшествующими обществами; во-вторых, общества, никак не связанные спредшествующими, но связанные с последующими обществами; в-третьих,общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менееинтимной связью, чем сыновнее родство через универсальную церковь, связью,обусловленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные черезуниверсальную церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых,общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями иливообще без них организованную религию правящего меньшинства. Внутри группыродственно связанных обществ можно различить две подгруппы в зависимости оттого, принадлежит ли источник творческой силы внутреннему пролетариатуотеческого общества, создавшего универсальную церковь, или же этот источникчужеродного происхождения. Первоначальная классификация дает следующиерезультаты: Общества полностью независимые египетское андское Общества, родственно связанные китайское минойское шумерское майянское Общества инфрааффилированные индское хеттское сирийское эллинское Аффилированные общества I (сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшейроль куколки) западное православное дальневосточное Аффилированные общества II иранское арабское индуистское Супрааффилированные общества вавилонское юкатанское мексиканское Выстраивая классификацию по территориальному признаку, что примернотолько к родственно связанным обществам, можно выделить следующиеподгруппы: во-первых, общества, прародина которых не совпадает полностью стерриторией предшествующего отеческого общества; во-вторых, общества,границы которых в общем совпадают с границами универсального государстваотеческого общества; в-третьих, общества, территория которых полностью втерриторию отеческого общества (см. Табл.1). Таблица 1|Отечески |Сыновне родственное общество ||родственное | ||общество | || |несовпадающе|частично |полностью совпадающее || |е |совпадающее | || | | |с самой |с прародиной|| | | |широкой | || | | |областью | ||Китайское |дальневосточ| |дальневосточ| || |ное в Корее | |ное | || |и Японии | |(основное) | ||Минойское |сирийское | |эллинское | ||Шумерское | |индское + | |вавилонское || | |хеттское | | ||Майянское | |мексиканское|юкатанское | ||Индское | | |индуистское | ||Сирийское | |иранское |арабское | ||Эллинской |православное|западное |православное| || |христианское| |христианское| || |в России | |(основное) | | Итак, обобщим результаты и выведем единую классификацию. Получаетсяследующая последовательность: египетское + андское китайское + минойское + шумерское + майянское сирийское индское + хеттское + эллинское западное православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее иЯпонии) православное христианское (основное) + дальневосточное (основное) иранское арабское + индуистское мексиканское юкатанское вавилонское В результате этих классификационных операций, как видно, количествообществ у Тойнби увеличилось с 19 до 21 (православное христианское обществои дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью данного реферата было рассказать о том, как себе представлялразделение на цивилизации английский историк Альфред Тойнби, что в итоге ибыло получено. Данная классификация является довольно интересной и,возможно, даже довольно близкой к истине. Но полностью соглашаться с ней, конечное же, нельзя. Я не собираюсьвступать здесь вступать в споры, тем более, что считаю себя недостаточнодля этого подкованным, но кое-что отметить хотелось бы. Если проследить за современными существующими цивилизациями не сложнои опять-таки их выбор в современном мире достаточно очевиден, то, кроменекоторых цивилизаций (например, Нового Света и вавилонской), выборостальных далеко не всегда так очевиден простому читателю, как, по-видимому, самому Тойнби. В основном это происходит из-за довольно сумбурныхрассуждений и большого нагромождения исторических фактов, которые поначалупросто шокируют. С другой стороны, чем дальше продвигаешься вглубь “Постижения”, теминтереснее становится читать и появляется все больше моментов, с которымихочется иногда соглашаться, иногда, наоборот, спорить. Довольно интереснымпредставляется мне следующий за классификацией раздел, посвященный проблемегенезиса цивилизаций, но это уже другая тема. На этом я хотел бы завершить свой краткий обзор разделения цивилизацийпо А. Тойнби. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...........................................................................I ГЛАВА 1 Обзор обществ одного вида................................................. II ГЛАВА 2 Классификация обществ данного типа ............................ III ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... IV

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconКонцепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconКонцепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconРеферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций»

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconРеферат по истории мировых цивилизаций на тему: «Конфуцианство в Китае»

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconЗадания для самообразовательной деятельности учащихся по курсу географии 8 класса
Основные знания: основные генетические типы почв Украины, закономерности их распространения; основные мероприятия по рациональному...

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconРеферат по дисциплине «Общий менеджмент» на тему «Типы и виды менеджмента»

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconОсновные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить...

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconКнига написана доступным языком и проиллюстрирована целым рядом худо­жественных...
Изложены основные аспекты проблемы "информационной войны": показаны ее история, современное состояние, перспективы; введены основные...

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconСодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Реферат на тему: основные типы цивилизаций по альфреду тойнби iconКонтрольная работапо дисциплине: «История Мировых цивилизаций»на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<