Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное»




Скачать 94.58 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное»
Дата публикации13.03.2014
Размер94.58 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» отделение. Катехизаторский факультет. Патрология Тема сочинения: Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Шевчуган Роман Георгиевич Ухта, 2001/2002 гг.Священное Писание является одной из форм Божественного Откровения. В нем вовсей полноте (насколько это возможно в письменном виде) Господь открываетлюдям путь ко спасению, а так как не может быть для человека большейзадачи, чем достижение жизни вечной, то можно с уверенностью сказать, чтоБиблия для человека – самая важная книга из всех,. которые когда-либо былинаписаны. Вместе с тем Священное Писание отнюдь не является неким магическимсредством, гарантирующим человеческое спасение при условии, что человекрегулярно использует его по назначению (для чтения) и без крайней нужды невступает с ним в полемику (это и есть основная ошибка многих протестантов«второй волны»). Это – текст, который не существует без читающего ипонимающего (причем по-своему) ума. Если бы это было иначе, то не было бынужды в другой форме Божественного Откровения – Священном Предании, вкотором важное место занимают творения Отцов Церкви. Задача этих творений –не подмена собой Священного Писания, как пытаются представить делопротивники Православия, а наиболее полное раскрытие его истинного смысла.Если уж каждому человеку и свойственно толковать текст соответственносвоему духовному и интеллектуальному уровню, то наиболее целесообразно былобы обратиться к опыту тех, для кого Священное Писание было не простопредметом теоретического интереса, но эталоном и руководством всей ихжизни. Одним из наиболее выдающихся толкователей Священного Писания и был Иоанн,архиепископ г. Константинополя, живший во второй половине 4 века от Р. Х.,и прозванный за свой дар красноречия Златоустом. Иоанн был родом из богатой и знатной христианской семьи, где получилблагочестивое воспитание, в котором наибольшее участие принимала его мать. Позже уроки благочестия, полученные им в юности, были закреплены егонаставниками, в числе которых были Мелетий Антиохийский, Диодор, аскетКартерий [см. 1, стр.206]. В 398 г. Иоанн Златоуст был призван на константинопольскую кафедру, где ивзял на себя подвиг нравственного воспитания христиан. А необходимостьэтого труда была очевидна. Вторая половина 4 века была тем временем, когда гонения на христиан состороны язычников уже давно прекратились, и когда христианство начало своепобедное шествие по Римской Империи уже не в качестве одной из множествадругих религий, но религии господствующей, адептами которой становилисьлюди разных званий, общественного положения, занятий, а также разныхталантов и способностей. С одной стороны, это было хорошо: именно в 4 веке наблюдается расцветсвятоотеческой мысли, достижения которой становились достоянием широкиймасс людей. Но была и негативная сторона: если в первые три века христианства тяжелоеположение Церкви и гонения на нее требовали от ее членов стойкости,мужества, а особенно высокого нравственного уровня и глубокой веры, то в 4веке в Церковь пришло много людей, живущих по страстям мира. Эти люди неособо интересовались вопросами вероучения и их связью с жизнью христианина.Христианство становилось для многих религией «по умолчанию»: «Задачанравственного перевоспитания общества и народа стали перед Златоустом в этовремя с особой силою, У него было впечатление, что он проповедует людям,для которых христианство стало лишь модной одеждой» [1, стр.207]. В результате этого в среде членов Церкви наблюдалось падение веры инравов, и эти явления были более опасны для Церкви, чем все скорбипрошлого: «сама многочисленность христиан его смущала – «тем больше пищидля огня»… и с горечью говорил он о наступившем благополучии: «безопасностьесть величайшее из гонений на благочестие … безопасность рождаетбеспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих» …Златоуста смущал нравственный упадок … молчаливое снижение требований иидеалов» [1, стр.207]. И Златоуст считал своим долгом бороться с такой скрытой апостасией,формой же борьбы он избрал проповеди, в которых важное место уделялосьвзаимосвязи евангельский идеалов с повседневной жизнью христианина. Именно поэтому в его литературном наследии ведущее место занимаютэкзегетические произведения, раскрывающие эту связь. Перу Златоуста принадлежат следующие экзегетические труды: Беседы накнигу Бытия, на Псалмы, на книгу пророка Исаии, на Евангелия от Иоанна и отМатфея, на Деяния апостолов, а также беседы ко всем посланиям апостолаПавла. Так как Иоанн получил богословское образование в Антиохии, в своих трудахон стал продолжателем традиций антиохийского богословия и экзегетики,основу которым положили такие его представители, как Феофил и ЕвстафийАнтиохийские, пресвитер Дорофей, Диодор Тарсский, для которых былохарактерно сдержанное отношение к аллегоризму и активное использованиепротивопоставлений и полемики. [см. 1, стр.219]. Поэтому Златоуст, какпоследователь своей школы, остается в своих толкованиях всегда реалистом:«Его экзегезис – … ясный, простой, почти совершенно чуждый аллегоризации,но зато изобилующий типологическими толкованиями. Его мысль невозможноизложить систематически…» [2, стр.255]. Типологическими приемами Златоуст пользовался шире, чем кто-либо другой.Например, типологически связаны некоторые события Нового и Ветхого заветов– распятие Христа и принесение в жертву Исаака: «Как здесь овча принесеновместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир… тамвозлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный и единосущный Сын… »[3, стр.524]. Таким образом, особенность типологических приемов толкования,применяемых Златоустом, заключалась в том, что объяснялся смысл события, ане слова, которым оно выражено. «Ветхий и Новый завет для аллегориста сутьдве системы толкования, два мировоззрения, но не два этапа домостроительнойистории. в этом и заключается ирреализм аллегорического метода.Исторический реализм не превращает Библию в мирскую историю Даже ФеодораМопсуестийскаго не следует принимать за историка-позитивиста. И для него …события Ветхаго Завета прообразуют грядущее, пророчествуют.… Еще более этодля Златоуста» [1, стр.221]. Преимущество подобного метода в том, что с одной стороны, сохраняетсядоступность для понимания текста практически каждым человеком, внезависимости от его духовного и интеллектуального уровня, а с другой –избегается излишний буквализм, тормозящий глубокое осмысление Св. Писания. Что же касается соотношения буквального и иносказательного смысла,особенно при чтении Ветхого Завета, то Златоуст советовал придерживаться«золотой середины»: «иное надобно принимать так, как сказано, а иное нетак, как положено там, – как, например слова: волки и агнцы будут пастисьвместе; другое же двояко понимать, удерживать чувственное и приниматьмыслимое, как напр., возношение сына Авраамова; в агнце египетскомпредставляем образ страдания» [цит. по: 4, стр. 326]. Таковы особенности экзегетических приемов, примененных Златоустом втолковании Св. Писания. Темы же, рассматриваемые в этих творениях, различны. Однако более всегоего волновали те вопросы, которые были связаны с теми искушениями ипороками, от которых страдали жители новой столицы. И здесь проявилсяконтраст между Златоустом и его слушателями: «По своим взглядам на жизньсвятой Иоанн Златоуст был человеком до-Константиновской эры. Он всегдаговорил людям в глаза все, что о них думал… Этот недостаток непосредственноследовал из его строго христианского отношения к миру. О чем бы ни говорилЗлатоуст, он всегда интересовался этической стороной ситуации и неизменносоотносил это со Священным Писанием» [2, стр.256]. Важнейшее место он уделял теме богатства и бедности, а также пороков,связанных с материальными благами – сребролюбия, стяжания. Во многих главахего толкования на Евангелия от Матфея он обличает их. Златоуст хотя и был сторонником социального равенства, однако коммунистомего назвать нельзя – злом для него была не столько частная собственность,сколько неправильное, страстное к ней отношение: «Нет никакой пользы вденьгах, когда бедна душа, и нет никакого вреда, когда душа богата»[3, стр.808]. обличается же Златоустом сребролюбие – страсть к стяжаниюбогатства любыми средствами: «… нет ничего беззаконнее сребролюбивого.Действительно, такой человек и сам себя продает, и делается общим врагомвселенной, когда скорбит, что земля не приносит золота вместо колосьев…отвращается всякого дела, чрез которое нельзя приобрести денег… ненавидитвсех, бедных и богатых: бедных из-за того, как бы они не пришли к немукогда-нибудь просить милостыню; богатых за то, что он не имеет ихбогатства… Наоборот, свободный от всего этого и любящий истинную мудрость,счастливее всех». [3, стр.807] Именно в сребролюбии видит он мотив предательства Иуды: «Если ты хочешьузнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб отсребролюбия… Поистине, сребролюбие ужаснейшая из всех страстей. Отсюдарасхитители гробниц, отсюда убийцы, отсюда войны и битвы, отсюда всякоезло, какое бы ты не назвал» [3, стр.806]. Следует отметить, что Златоуствесь мотив предательства Иуды сводит именно к этой страсти, по крайнеймере, в толковании на Матфея другую интерпретацию найти затруднительно. Издесь можно наблюдать еще одну особенность его проповедничества. Чтобы понять это, можно привести одно толкование этого события известныммистиком сталинских времен Даниилом Андреевым в своей «Розе мира»:«Субъективный мотив предательства Иуды заключался в том, что Христос Своимвочеловечением разрушил в душе Иуды еврейскую мечту о Мессии как онациональном царе, владыке мира. Эта мечта горячо пылала в сердце Иуды всюего жизнь до самого дня его встречи и Иисусом, и ее крушение было для неговеликой трагедией. В божественности Иисуса он не испытывал ни малейшегосомнения, и предательство явилось актом смертельной ненависти, отчетливоосознанным богоубийством. Тридцать сребреников, вообще мотив жадности быллишь наскоро предпринятой маскировкой: не мог же он обнажать перед людьмиистинных мотивов своего преступления!» [5, стр.123]… … Златоуст – один из Учителей Церкви, Андреев – матерый оккультист, пустьдаже более симпатизирующий христианству, чем, например, Рерихи илиБлаватская, но все же бесконечно далекий от Евангелия и святоотеческогобогословия. Но нельзя не заметить, что последний попытался более глубоко,нежели свт. Иоанн, интерпретировать эти евангельские события, и вопределенной мере ему это удалось. Почему же так поверхностен Златоуст? Во-первых, дело в том, что «…Он никогда не забывал, что он пастырь душ, ане оратор, и что его задача не в том, чтобы раскрыть или развить до концату или иную объективную тему, но в том, чтобы тронуть живое сердце,склонить волю и разум» [1, стр.211]. Он ставил себе задачу бичевать тепороки, которые имели место в реальной жизни, от которых страдали егоближние. И для этого он и прибегал к помощи Св. Писания. Во-вторых, здесь налицо его дальновидность и глубокая пастырскаямудрость: ведь для любого по-настоящему православного человека не секрет,что пусть даже самый малый грех или прилог, не побежденные подвигомпокаяния, в душе человеческой стремятся умножиться, отравить душу,превратиться в губительную страсть, которая порождает другие, более ужасныепороки, о которых ранее человек даже помыслить не мог. И когда этопроисходит, избавиться от этого бывает крайне трудно. Поэтому Златоустперед своими собеседниками рисует картину: вот ничтожная причина, а вот еебесконечные следствия. Пусть ты сейчас не веришь, что сейчас способен натакое, но когда грех сделает свое дело, что будет тогда? А тогда может бытьуже поздно… Темы пастырского характера, раскрываемыми Златоустом в своих творениях,весьма многочисленны: тема милосердия, о необходимости милостыни, осемейной жизни (в беседах на Кор. и Еф.) , о посте и молитве, о прощенииобид и т.д. При этом им раскрывается не только связь этих добродетелей сЕвангельским идеалом, но и их связь между собой. Разработка стольцелостного взгляда на проблемы нравственности была возможна потому, чтоЗлатоуст «глубоко понимал дух Христов» [4, стр.328], а также потому, что онвидел основу, соединяющую все добродетели воедино – любовь. «И полный любвик грешнику, расточал перед ним сокровища любви вечной, чтобы одушевить еголюбовью к своему спасению, Чтобы победить в грешнике грех его… Он тверд,настойчив в борьбе противу греха: но победу над грехом приготовляет иодерживает любовь его… » [4, стр.313]. Из вопросов догматического характера в своих беседах на Св. Писание онакцентирует свое внимание на нескольких темах. Это тема первородного греха,которая освещена в его Толковании на послание к Римлянам: «… В ученииИоанна Златоуста результат первородного греха есть наследственнаясмертность, которая в свою очередь порождает грех. Грех и смерть, взаимнопорождая друг друга, образуют порочный круг, в котором человек был заключендо прихода Христа Смерть и Воскресение Спасителя разорвали этот круг ипринесли миру спасение, благодаря которому христиане милостию Божией могуттеперь жить вне рабства греху и смертности…» – так раскрывает пониманиеЗлатоустом первородного греха и искупления прот. Иоанн Мейендорф[см. 2, стр.259]. Еще одна тема – эта тема Евхаристии, которую он понимал, склоняясь кпрямому реализму, к почти физической наглядности В 46-й беседе на евангелиеот Иоанна, обсуждая значение слов апостола Павла о Церкви как о единомТеле, он так говорит о причастии: «… чтобы ввести нас в большее содружествос Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть его,но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его» [цит. по: 2, стр.260]. Но тем не менее, значение его трудов для догматического богословия не таквелико, так как вопросы этого характера интересовали его только в связи свопросами нравственного богословия, которому он себя посвятил. Правильноерешение догматических вопросов – это залог чистоты вероучения, и это трудноотрицать. Но для Златоуста все было немного иначе: «… для Златоуста толькочистота жизни свидетельствует о чистоте веры. Более того, у только чрезчистоту жизни впервые достижима чистота веры, а нечистая жизнь обычнорождает неправые учения» [1, стр.211]. Поэтому он так много времени и силуделял именно нравственному воспитанию своей паствы такое огромноевнимание. Поэтому можно сказать, что Иоанн Златоуст – это образец экзегета,которому был дан от Бога дар быть толкователем не сколько буквы Писания,сколько его духа, который он пытался донести до сердца каждого из своихслушателей, который хотел, чтобы слово Божие, обращенное ко всемучеловечеству, стало словом, обращенному к каждому из нас.Список литературы: 1. Прот. Георгий Флоровский. «Восточные Отцы IV-VIII веков». Репринтное изд-е Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999г. 2. Прот. Иоанн Мейендорф. «Введение в святоотеческое богословие». Клин, 2001 г. 3. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения». «Беседы на Книгу Бытия». т.2 Изд-во С-Петербургской Духовной Академии, 1898 г., репринт 1993 г. 4. Архиепископ Филарет (Гумилевский). «Историческое учение об отцах Церкви». т.2. Репринт Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996 г. 5. Даниил Андреев. «Роза Мира». М., 1993г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Остеохондроз: болезнь и...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическое воспитание детей...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconЧто говорит истина священного Писания о Господе Иисусе Христе?
Что говорит истина священного Писания о Господе Иисусе Христе? В книге Бытие, Христос является, как семя жены. Быт. 15

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconИнститут международного права и экономики имени А. С. Грибоедова...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconС вятой Иоанн Златоуст (Окропири)
Иоанна была Антиохия, город, издревле любезный Христу, где немало времени и с великим успехом подвизались в проповедании Евангелия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconКнига родства (родословие) Иисуса Христа. Толкование Под родством...
Под родством или родословием здесь святитель Иоанн Златоуст разумеет рождение, потому что слово «родство» (родословие) в общем смысле...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconТема Апокрифы
Апокриф (греч. — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconТема: толкование отрывка 2 коринфянам 12: 7
«Достоверность священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, зиждется не на свидетельстве, какого...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Москва эта первопрестольная столица России, сердце ее, так сказать, представляет столько замечательного, поучительного, священного,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свт. Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 3 курс, «заочное» iconИнститут международного права и экономики имени А. С. Грибоедова...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<