Скачать 51.08 Kb.
|
Тема: Обобщение знаний учащихся по теме: «Национально – освободительная война украинского народа середины ХVIIв. Возрождение Украинской державы» Автор: Кулакова Н.В., учитель истории, заместитель директора по УВР КУ "Лисичанская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №5" Цель: -Повторить, обобщить и закрепить знания, приобретенные уч-ся в процессе изучения темы; развивать умения и навыки, которые формировались на предыдущих уроках; -, воспитывать у уч-ся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому; - продолжить формировать у уч-ся умение составлять хронологическую таблицу, анализировать и сопоставлять исторические явления и факты, давать характеристику историческим личностям, работать в группе над разработкой проектов Тип урока: повторительно – обобщающий ход урока Оборудование: мультимедийный проектор, электронные карты по теме, учебники, атласы ^ 1.Организационный момент: Проверка готовности класса к уроку 2.Повторение и обобщение материала: Вступительное слово учителя 1).Усиление феодальной эксплуатации, национальное и религиозное угнетение, наступление на культуру и самобытность, начавшиеся после Люблинской унии 1569г. поднял народ на национально – освободительную войну. Учитывая причины поражений предыдущих казацких восстаний, Богдан Хмельницкий и его соратники на протяжении 1848г. сумели нанести сокрушительные удары Речи Посполитой. В 1649г. Б.Хмельницкий проникся идеей создания независимого соборного государства украинского народа. С этого времени она стала ведущей в жизни и деятельности гетмана и сплоченного им казачества. Но, а каков же путь к созданию независимого государства, как происходила национально – освободительное движение под руководством Б.Хмельницкого, я думаю, мы еще раз сегодня на уроке об этом услышим во время презентации проектов, которые ребята подготовили, как итог изучения темы «Национально – освободительная война украинского народа». Прежде, чем мы приступим к презентациям, давайте еще раз обратимся к определению самого понятия «Национально – освободительная война» (дети дают определение, после чего определение появляется на экране: «Национально-освободительная война украинского народа середины 17ст.- это война украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого за освобождение от польско-шляхетского господства». 2). Во время изучения темы в тетрадях мы с Вами составляли хронологическую таблицу, в которой фиксировали основные события и их значение для украинского народа. Вот такую же таблицу вы видите сейчас на экране. Пользуясь этой таблицей, мы и определили темы проектов: - 1.Начало Национально – освободительной войны. Основные сражения 1648г. М.Кривонос. - 2. События 1649 – 1651гг. И.Богун. - 3. Образование Украинского казацкого государства. Б.Хмельницкий. - 4. Украинско – московский договор 1654г. 3. Презентация проектов (для презентации каждой команде дается до 5минут) После презентации собранного материала каждой группе предлагается ответить на проблемный вопрос Вопросы: ^ : «Что, на ваш взгляд, способствовало победному исходу сражений 1648г.?» Для 2-ой группы: «Как вы считаете, мог бы Б.Хмельницкий не идти на заключение Зборовского договора? Какой договор Зборовский или Белоцерковский был более унизительным для украинского народа и почему?» ^ : «С какими странами Б.Хмельницкий хотел заключить военно – политический договор для защиты от Речи Посполитой?» Для 4-ой группы: «Как Вы считаете, правильным ли было решение Б.Хмельницкого о заключении договора с Московией (обоснуйте свою точку зрения?)» 4.Дидактическая игра «Правда-не правда» Прослушав презентации одноклассников, мы еще раз повторили изученное и я думаю вы готовы дать письменные ответы на вопросы (если вы согласны с утверждением ставите знак +, если нет –) 1) Национально – освободительная война началась в 1648 г. + 2) Ее возглавил Б.Хмельницкий + 3) Местом 1-ой битвы был Зборов – (Желтые воды) 4) Украинская казацкая держава создавалась в границах 3-х воеводств Речи Посполитой по условиям Белоцерковского договора – (Зборовск) 5) Битва под Батогом произошла в 1652г.+ 6) Переяславская рада состоялась в январе 1654г. + 5.Рассказ учителя Большую роль в процессе исторического развития любого государства играют личности. Вот такой яркой личностью, с именем которой мы связываем становление Украинского государства, формирование украинской нации является руководитель национально- освободительной войны Б.Хмельницкий. Однако, историки давая оценку его политической, военной, государственной деятельности находят и плюсы и минусы. Так, украинский философ Г.Сковорода называл Б.Хмельницкого «героем и отцом вольности»; историк Д.Дорошенко писал о том, что Б.Хмельницкий связал прерванную в средние века нить украинской государственности и создал украинское государство, которое снова ввело Украину в семью самостоятельных государств; - историк А.Антонович отмечал, что Б.Хмельницкий сделал для Украины все, что в условиях его времени может сделать человек талантливый, безгранично преданный интересам народа; -П.Кулиш писал, что Б.Хмельницкий превратил наш цветущий край в пустыню, засыпанную пеплом и засеянную костями наших предков. Он надолго остановил успехи культуры в нашей северной Славянщине; -Н.Костомаров называл Б.Хмельницкого предателем, клятвопреступником, идущим «Кривым путем», но, несмотря на ошибки, Б.Хмельницкий принадлежит к самым знаменитым подвижникам украинской истории. - А как вы оцениваете деятельность Б.Хмельницкого? 6.Работа в группах (работа с учебником «История украины»,с.150-151) Класс разбивается на группы. Группам необходимо дать собственную оценку Б.Хмельницкому - как личности и военачальнику (1-ой группе) ; - как политическому и государственному деятелю(2-ой группе); ( на выполнения задания дается 3 минуты). 7.Выступление лидеров групп (до 2мин.) -Б Хмельницкий возглавил создание Украинского государства; - под его руководством фактически произошла буржуазная революция, т.к. в гетманском государстве исчезло крепостное право; - он установил дипломатические отношения со многими странами, которые признали гетманское государство независимым; - однако Б.Хмельницкий не смог обойтись своими украинскими силами, ему пришлось пойти на союз с различными странами, которые часто предавали Украину; - ему приходилось идти на компромисс в каждом мирном договоре; - ради независимости Украины он пошел на слишком большие жертвы, которые оказались неоправданными. 8.Игра «Микрофон» Вопрос: «А можно ли найти подобные ошибки в деятельности современного руководства независимой Украины? Обоснуйте свою точку зрения.» 9.Подведение итогов. 1.Детям предлагается составить предложение со словосочетанием «Национально – освободительная война». Предложения зачитываются. - Итак, война, вспыхнувшая на Украине в 1648 г. имела освободительный, общенациональный характер. В течение 6 лет украинский народ под руководством Б.Хмельницкого вел борьбу за освобождение из- под шляхетской Польши. Завоеванием Национально - освободительной войны можно считать создание независимого Украинско казацкого государства, а также социальные завоевания – уничтожение крупного феодального землевладений польских магнатов и шляхты, существенное ослабление крепостнического гнета. Поиск военно – политических союзников привел к заключению в 1654 г. союза с Московией. А вот какие последствия имело заключение этого договора для последующего развития украинских земель, мы узнаем на последующих уроках. 10.Домашние задание. Повторить параграф 21 |
![]() | Тема: Обобщение знаний учащихся по теме: Национально – освободительная война украинского народа середины хviiв | ![]() | Определить причины национально-освободительной войны, характер и движущие силы, узнать о деятельности Богдана Хмельницкого и его... |
![]() | Кто возглавил национально – освободительную войну украинского народа середины XVII века? | ![]() | Цель: проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Глагол»; развивать каллиграфические умения и навыки, связную... |
![]() | Цели: обобщение и систематизация знаний по данной теме; развивать вычислительные навыки учащихся; формировать эмоционально-личностные... | ![]() | Национально-освободительная война сирийского и ливанских народов в 1919-1927 гг |
![]() | Тема: Начало национально-освободительной войны украинского народа в середине XVII века | ![]() | Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце X – в первой половине XI в.» |
![]() | Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка” | ![]() | Тема урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Натуральные числа и действия с ними» |