Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)»




Скачать 279.59 Kb.
НазваниеКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)»
Дата публикации23.03.2014
Размер279.59 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > История > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


История развития теории и практики менеджмента

Московская государственная геологоразведочная академия Имени С. Орджоникидзе Экономический факультет Учебно-методический Центр высшего и второго высшего экономического образования КУРСОВАЯ РАБОТА По учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» Выполнила студентка группы ЗЭГт – 2000К Кафырина Ирина Евгеньевна Научный руководитель – Профессор Е. И. Комаров Москва – 2001 г.ПЛАНВведение 3Цель курсовой работы 5Основная часть1. Эволюция управленческой мысли 62. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента 9 2.1. Школа научного управления 9 2.2. Классическая (административная) школа в управлении 10 2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11 2.4. Школа науки управления (количественная школа) 133. Разнообразие моделей менеджмента 15 3.1. Особенности американской модели 15 3.2. Характеристика японской модели 16 3.3. Западноевропейская модель менеджмента 174. Развитие менеджмента в России 20Заключение 24Словарь основных понятий 25Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучениеуроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся наранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как илюбая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлогопозволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:• всегда интересно и нужно;• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развитиянауки и систематизировать их;• позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы неповторять ошибок в будущем. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современногосостояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитиенауки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, аоставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращениек истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизниобщества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое,осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода изсоздавшегося положения. Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированиемсистемы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когдатакже появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опытауправления. Перестройка системы управления, начатая в нашей стране М.С.Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развитияуправленческой мысли. Создание принципиально новой системы управления в России адекватнойрыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения новогообщества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента.Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентируетфирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышениеэффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшимизатратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегическихцелей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояниярынка. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банкисоставляют стержень экономической и политической силы великих наций. От нихзависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер,простирая свои производственные, распределительные, сервисные,информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобнорешениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей,государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромныхмногоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же вгосударственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен ималый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению этонаибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то жевремя полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинстванаселения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий впроизводстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновьсозданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значитвыжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективногоменеджмента. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речьидет о государственных органах любого уровня, то более правильноиспользовать термин – «государственное управление», а для обозначенияобезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можноопределить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы историиразвития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующиезадачи: 1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента. 2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления. 3.Изучить разнообразие моделей менеджмента. 4.Определить этапы эволюции менеджмента в России. 1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха безуправления. Однако управление как вид деятельности и как наука в такомвиде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у нихпоявилась необходимость управления На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всехсферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем,по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появиласьнеобходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на этопотребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются яркимсвидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческогоискусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкогопланирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управленияпроизводственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческойдеятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставитьнужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных передним задач. Линейная структура управления государством получила выражение в системеуправления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всехее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Римаосуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволилоукрепить могущество Римской империи. В практике управления существуют примеры организаций, возникших вглубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодарясозданию рациональной структуры управления. К их числу относится римскаякатолическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа,кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изученанедостаточно. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией,начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований ипрактики управления. Большой вклад в формирование науки управления внеслианглийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранеедругих он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, кнеобходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большоевлияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиямиприроды и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этойнауки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводитнеобходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто нев состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нетнеобходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный отсобственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалосьнеобязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Такимобразом, результатом разделения труда явилось обособление управления,которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместноготруда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различатьуправление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будутотталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самимкапиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специальноподготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развитиямонополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивойвнешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучшеиспользовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента какуправления особого рода являются: . индустриальный способ организации производства; . развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Для систематизации этапов развития науки управления первоначальноиспользовался исторический подход с применением хронологическогопринципа. Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробнуюклассификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователиуправленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальнуюклассификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, визвестной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практическиневозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найтиодин универсальный принцип, который следует положить в основуклассификации. В американском учебнике по управлению описан современный взгляд наклассификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитиеуправленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода,которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которыхбазируется на своих позициях и взглядах:|Подход с точки зрения научного Школа научного управления ||управления ||Административный подход Классическая ||(административная) ||школа в управлении ||Подход с точки зрения человече- Школа психологии и ||человеческих ||ских отношений и подход с точки отношений ||зрения науки о поведении ||Подход с точки зрения количест- Школа науки управления ||венных методов (количественная) | Потребность разработки новых методологических подходов непосредственносвязана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-техническогопрогресса. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки обуправлении. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. исвязано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и ихобобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятомупредприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считатьосновоположником научного управления производством. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признаниеприменительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физическоготруда и его организации на составные части (труд исполнительский и трудраспорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора былосоздание системы научной организации труда, базирующейся на основеэкспериментальных данных и анализе процессов физического труда и егоорганизации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросамирационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшемуиспользованию производственных фондов предприятия. Требованиерационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства быливозложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому всистеме Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению —это определенная специальность.Основной задачей предложенной им системыТейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемогоэкономического человека, получившая в тот период широкое распространение. Воснове этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущимстимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощьюсоответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальнойпроизводительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключалсяв провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первуюочередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Ганттвнес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросамирационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличениявыпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсонисследовал принципы трудовой деятельности применительно к любомупроизводству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Всистеме Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручнойтруд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В УПРАВЛЕНИИ Классическая или административная школа в управлении занимает отрезоквремени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается АнриФайоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один изосновоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основномвопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышениемэффективности производства, представители классической школы занялисьразработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принциповуправления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтомучасто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управленияна общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические,относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения егодоктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П.Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформироваласьклассическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: . четкое функциональное разделение труда; . передача команд и распоряжений сверху вниз; . единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); . соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и длянастоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на нихопределенный отпечаток. Так, широкое использование в практическойдеятельности электронно-вычислительной техники упростило связи междуорганами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработкиинформации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорированиечеловека и его потребностей. За это представители школы подвергаютсясправедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. 3. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Одним из недостатков школы научного управления и классической школыбыло то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческогофактора, который в конечном счете является основным элементом эффективностиорганизации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, котораяустранила недостатки классической школы, часто называют неоклассическойшколой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачампроизводства была предпринята профессором Гарвардского университета СШАГ. Мюнстербергом.В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, вцентре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины«человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в областисоциологии производственных отношений. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношенийявляется внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений являетсяпрофессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделятьсерьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройкеформальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться ктому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей».Это — не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнестиигнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих впроизводстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих спомощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии ичеловеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражениев новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии ичеловеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Кчислу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание,следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита виднымпредставителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школыменеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внесзначительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов,сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства,поведения людей в организациях. 4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ ШКОЛА) Становление школы науки управления связано с развитием математики,статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л.Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н.Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешнофункционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают дваглавных направления: 1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. 2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющихсистему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функцииуправления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процесснымподходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается вопределении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный наборобстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию вопределенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумелаопределить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие наорганизацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных науки, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называютэто направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях вXIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблемвызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами потеории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовалстатью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказалабольшое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 летэта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов быласоздана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международноеобщество для развития экономической теории в связи со статистикой иматематикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциациястала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциациипослужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использованиемоделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимопринимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки несколькихальтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием новогоэтапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых впредшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимостикомплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея отом, что управление — это не только наука, но и искусство.3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и ЛиндалУрвик сделали много для популяризации основных положений классическойшколы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всехдругих направлений в американской теории управления. Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-егг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось пониманиетого, что для выживания производства необходимо изменить отношение кположению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации исотрудничества между рабочими и предпринимателями. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился внастоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства. Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основныхисторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это —традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределениеэкономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одногопоколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсовчерез приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов спомощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход являетсянаиболее эффективным. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такуюорганизационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация(акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельностистратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. Основой стратегического управления является системный и ситуационныйанализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научныеисследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационнаякультура и пр.) среды. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации являетсястратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка изамедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базудля принятия эффективных управленческих решений. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям,происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качестватрудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются кразработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализациипроизводства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемыменеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делаетглавный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знанияспециалиста.3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение намировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех странмира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населенияземного шара. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемаяею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этомяпонцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, агруппу людей. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность ксоциальной группе, место работника в группе, внимание и уважениеокружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимаютчерез призму социальных потребностей. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловномувыполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведениеменеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное вуправленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которыепозволяют менеджеру принять правильное решение. До развития в Японии капиталистического способа производства ей былоприсуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинногопроизводства потребовало разработки системы мотивации труда с учетомсложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждогоиз них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников повыслуге лет. Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух»фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы вышеличных интересов отдельных работников. Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимаетуправление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее времядействуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаютсямастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев.Это является результатом ее продуманности и простоты. В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Онопредложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том,что на всех фазах производственного процесса отказались от производствапродукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство. В последнее время американские корпорации начали внедрять у себянововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются наамериканской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономикудругой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего,психологических и социально-культурных факторов.3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английскиеисследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкойпринципов управления. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода«исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., всвязи с необходимостью решения некоторых военных стратегических итактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку. Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле ШательеШарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад впонимание менеджмента как науки внес Анри Файоль. Проблемами научного управления производством в Германии занимался ВальтерРатенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известныйнемецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип»административной организации, названный им термином «бюрократия». Особоговнимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнилКароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческихотношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чемих коллеги в США и Японии. В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широкопрорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию вуправлении». Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формированиеподхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволялизучать поведение людей с точки зрения воздействия на них групповогоповедения. В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировойкризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом быласформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнсобосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказалнемецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Подруководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда.Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себядва основных положения: 1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. 2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученыхи практиков, занимающихся вопросами управления. Определенный интерес представляет шведская модель социализма. УспехиШвеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильнымвыбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым,лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализмаМюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляетсобой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечениянаселения. Большинство исследователей считают, что теория и практика управления вСША достигли значительно более высокого уровня развития, чем в другихстранах мира. По их мнению, высокая производительность труда в СШАобеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая наевропейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умелоприспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием ворганизации производства и подбора кадров западноевропейские ученыеобъясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Однойиз причин создавшегося положения следует считать то, что американцыпроводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своимстратегическим планам.4. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезноевнимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управленияоставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский(кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющийгорных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) ивыдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформированиисистемы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал дведолжности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занималсясовершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССРпотребовало создания новой общественной организации управлениясоциалистическим производством. В первые годы Советской власти получают большую известность труды такихученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев,Н.А. Амосов. Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросамисовершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована иобоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрениемметодики трудовых установок в практическую деятельность занималсяЦентральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС.Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилосьинструктажу. Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабаяразработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базыисследования, ориентация на индивидуальность рабочего. Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССРпринадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительныйвклад в создание теории социалистической рационализации. КонцепцияЕрманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вкладЕрманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Имобобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР. Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудахП.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организациитруда на все сферы человеческой деятельности. Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемамразвития научной организации труда и управления в СССР в период подготовкико II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференциибыли опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» воглаве с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика междудвумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на IIВсесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеихдискутировавших платформ. Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистическойорганизации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Всеоперации он классифицировал по признаку их сочетания в производственномпроцессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственногоцикла. В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа посозданию науки об организации производства, труда и управления, результатомкоторой был выход в свет первого советского учебника по организациипроизводства. В эти же годы было положено начало формированию системыподготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованиемдля предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая длятого времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, котораявскоре стала ведущей среди экономических специальностей. В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью,сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усиленииадминистративно-командных методов руководства. Научная работа велась попроблемам внутризаводского планирования и диспетчирования. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работав области организации и управления производством. Вместе с тем, имело местосокращение исследований в области управления производством. К концу 50-хгг. тематика исследований по проблемам организации и управленияпредприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью истроительством по территориальному принципу через Советы народногохозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главнымназначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитиипромышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветвиэкономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованиемна практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашейстране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М.Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управленияпроизводством. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., повопросам совершенствования системы и методов управления народнымхозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуетсяпроведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системыуправления народным хозяйством. К ним относятся:1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.2. Реформа системы управления 1979 г.3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время). В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системеуправления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям: 1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно- административную систему управления; 2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; 3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовилапрограмму, получившую название «500 дней», в которой был намечен целыйкомплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Этапрограмма многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановойсистемы управления к регулируемому рынку. В его основу была положенапрограмма «500 дней», основной целью которой было полное разрушениеадминистративно-командной системы управления. С ноября 1991 г. началсяпроцесс формирования рыночных отношений в России. Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развалаэкономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжаетухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причинсложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательстваправительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требуетуправления, руководства, регулирования со стороны государства. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всегомеханизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практическойдеятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомызападному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значениеприобретает получение нового знания по искусству управления.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделатьследующие выводы: 1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знанияистории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков,прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научногоуправления, классическая (административная) школа, школа психологии ичеловеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), атакже выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,Э. Мэйо и др. 2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, котораядолжна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Вусловиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успехастановится непрерывное совершенствование теории и практики управления. 3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивногоопыта управления зарубежных стран и использование его при анализесобственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развитиятеории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночныхотношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основныхтеоретических и методологических позиций по использованию менеджмента впрактической деятельности российских организаций. Основной особенностьюуправленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путейсовершенствования системы управления, выработка позиции по различнымпроблемам управления применительно к рыночным условиям и на основетворческого осмысления передового зарубежного опыта. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙБЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характерноспециализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия,правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма,основывающиеся на компетенции работника.ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребности, имеющиепсихосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделениевсех потребностей людей на пять групп: физиологические, безопасности,социальные, уважения и самовыражения.КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организациейпоставленных целей.КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подразделения, которыена добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемыкачества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычночлены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлятьпроблемы, связанные с качеством.МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — традиционно-бюрократическая форма организации, в противоположность органической илиадаптивной структуре.МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — процесс стимулирования самого себя и других надеятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целейорганизации.ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденныепотребности, такие, например, как потребность самосохранения.ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, который идет на риск при созданииновой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанныхнепрерывных действий или функций в рамках организации.РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организациях изменениеусловий труда путем расширения объема или углубления содержательности работв целях повышения внутренней удовлетворенности работников.СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий, всесторонний план достижения целей.ТАКТИКА (ТАСПС) — краткосрочнаястратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровнеруководителей среднего звена.УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одногочеловека другим.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.2. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.3. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.4. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКурсовая работа по предметам «История государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» и «история государства и права Украины (рекомендации по написанию и оформлению)

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКонтрольная работа по дисциплине «Отечественная история» на тему...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКонтрольная работа по предмету “История государства и права зарубежных...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconРабочая программа педагога по курсам «Новейшая история. 20 н. 21 вв.»
Новейшая история зарубежных стран. 20 – н. 21 в. 9 класс. Авторы: А. О. Сороко – Цюпа

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «Американский...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «Американский...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconСамостоятельная работа по дисциплине «Финансы и кредит» на тему «История...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» icon«политико-экономическая история зарубежных стран» для студентов-иностранцев...
Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Политико-экономическая история зарубежных стран» для студентов-иностранцев...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКурсовая работа по учебной дисциплине «История России» на тему: «Внутренняя...
Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз...

Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» iconКурсовая работа По дисциплине «Современный менеджмент» на тему: «Разработка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<