Можно ли избежать столкновение цивилизаций?




Скачать 147.34 Kb.
НазваниеМожно ли избежать столкновение цивилизаций?
Дата публикации28.03.2014
Размер147.34 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > История > Вопрос
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

Министерство образования РФ Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина Институт права Доклад по философии: Можно ли избежать столкновение цивилизаций? Выполнила: студентка 2 курса 1 группы Кузнецова С.М. Проверил: Панков В.Д. Тамбов 2001 г. -2- План.Ведение. 1. Западная и Восточная Цивилизация. 2. Россия между двух цивилизаций. 3. Понятие цивилизации и её признаки. 4. Виды цивилизаций. 5. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?Заключение. -3-Введение. Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причининтереса к этой проблеме несколько. Одна из них – развитие НТР всовременном мире способствует быстрому формированию автоматизированного,информационного, технологического способа производства во всех странахЗапада и Востока. Возникла дилемма: существует одна человеческаяцивилизация или несколько? Знание проблемы цивилизации поможет понятьсближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы.Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрёл огромноепрактическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысячлюдей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми импредстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовнымиценностями другого народа – далеко не праздный вопрос. Овладение ценностями– это использование совокупности средств и методов для осознанияматериальных и духовных ценностей, их распределение и усвоение. Проблема«цивилизаций» очень актуальна, т.к. каждый человек с ней сталкивается впроцессе своей жизнедеятельности или хотя бы из-за того, что любой человекдолжен знать и уважать свою историю, ценности общества, где он живёт. -4- Западная и Восточная цивилизация. Обратимся к истории человечества. С древних времён различались Восточнаяи Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что ссамого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовойдеятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотностьнаселения и другие факторы. Системы рисового орошения, требующие управленияснабжения водой из одного центра, во многом стимулировали развитиеазиатского способа производства, для которого было характерно единоначалиеи «общественный» характер работ, иерархия социальных привилегий, а вдуховной сфере – ориентация на подчинение личного самосознания мировомуабсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и его наместнику на земле – императору ифеодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни оказываливоздействие технологические и социально – экономические способы освоенияматериальных ценностей: организация орошения рисовых полей, сбор риса,управленческие иерархические структуры и т.п. На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных ифилософских форм общественного сознания, а также использование их вкачестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. ВКитае – буддизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, брахманизм, философияйоги оказала воздействие на регламентацию всей человеческойжизнедеятельности. Западная цивилизация развивалась под меньшимвоздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она болееактивно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточнойцивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а такжеих производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщегопослушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине ив семье. Формирование человека как послушного и добродетельного наложилоотпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на самукультуру и способы её освоения. Это специфическое человеческое начало сталоздесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренноеразвитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира исоциальных связей людей, ибо и в её культуре доминирует научнаярациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность. Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействуют между собой.Результатом этого взаимодействия является возникновением различных«гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру.Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы: . можем ли мы воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике; . каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный или восточный; . что такое Россия вообще; -5- . каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». По этому признакунекоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совсемнеправомерно. Несмотря на общий с западными странами технологический базис,Япония остаётся страной Восточной цивилизации, даже по способу освоенияобщечеловеческих ценностей. -6- Россия между двух цивилизаций. Бесспорно, культура России давно вошла в Культуру Запада. Это в первуюочередь относится к христианству, просветительству, социальному утопизму,авангардизму, элементам рационализма и проч. Но всё же мы вошли в западнуюкультуру, прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания:Достоевским, Пушкиным, Толстым… А в России есть всё: элементы европеизма иазиатчины. Это обусловлено непримиримостью сегодняшних «патриотов» и«либералов», «почвенников» и «демократов». При реформировании России надо обязательно учитывать её славяно-тюркскиеисторические корни, которые помогут лучше понять соотношениегосударственности и рынка, «естественной общности» и гражданского общества,коллективистского и индивидуального сознания. Есть чисто восточные (врелигиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, естьчисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылилисьв территориально-национальные конфликты. Общество у нас смешанное, иговорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток,неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности черезкультуры своих народов. Мы можем с полным правом говорить не просто оВосточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада иВостока. И хотя Цивилизация – это целостное социокультурное образование, её«ядром» является духовность в смысле бытия самой культуры и её влияния навсю общественную жизнь. -7- Понятие цивилизации и её признаки. Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различныетолкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокогокультурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградациикультуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель каклокальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которойкультура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, еёкровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшеедерево»1. Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию.Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующейкультуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смертьза жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход откультуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ ипродолжается в ХХ в.«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызовачерез ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизацийследуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальныерасколы общества на более мелкие государства и общества, а также нагоризонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этимклассовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Носамый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе,который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всехсторонах человеческой жизни.Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правилчеловеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – эточеловек, который другому человеку не причинит неприятностей, он егообязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен,любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подходКанта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашемобществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общениилюдей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего,под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры,а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных идуховных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, чтопозволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы двасущественных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие откультуры. Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества –наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической ифилософской литературе.__________________________________________________________________1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991 -8- Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован внашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно,так как общесивенно-историческая практика развития человечествасвидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация.Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодняпродолжается спор западников и славянофилов: каким путём лучше идти России– западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Россия: Востока илиЗапада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоенияразличны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,понимание их функционирования, прежде всего через науку. На Востокеосвоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философскихтрадиций. Не понять это различие культуры и цивилизации – значит отказатьсяот безболезненного реформирования России, которая представляет соединениедвух цивилизаций – европейской и азиатской. -9- Виды цивилизаций. Существуют цивилизации, которые характеризуются, прежде всего, уровнемразвития техники. Западные исследователи (Д.Белл, З.Безжизненский)характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и«постиндустриальные». Последние сегодня называются «информационными»,«технотронными» и т.п. Действительно, каждая из названных цивилизаций имеетсвой уровень развитиятехники и свои специфические способы её освоения:соединение человека с орудиями производства, его трудовые навыки ипроизводственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой изназванных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техникии человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит отстепени распространение того или иного типа орудий производства, преждевсего машин. Для «доиндустриальной цивилизации» присуща качественно новая техника:водяные и ветряные мельницы, вокруг которых образуются лесопильное,сукновальное, бумажное производство. Происходит всеобщее распространениеразделения труда, требующее многообразия орудий производства. Начинаетсябыстрый прогресс «технического» сектора – умножение числа адвокатов,нотариусов, врачей, преподавателей университетов. Развиваетсягорнодобывающая промышленность, которая сопровождалась созданием гигантскихдел того времени устройства, предназначенных для откачки подземных вод иподъёма руды. В этот период царит атмосфера научных и технических открытий. «Индустриальная цивилизация» связана с промышленной революцией ХVI-ХVIIвв. и экономическим ростом. Промышленная революция определяет типтехнической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественноеизменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитиемэкономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многиеисследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации»было положено развитием угольной промышленности, коротая в свою очередь,стимулировала развитие других отраслей производства. Таким образом,индустриальная цивилизация – это такая ступень развития общества,технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностьюусилия человека. Этот вид цивилизации характеризуется изменением всегообраза жизни общества: с/х, транспорта, профессиональных навыков,образования, воспитания и культуры человека. Эти два подхода дополняют друг друга. Человечество идёт, с точки зрениятехнического и технологического развития, в одном направлении – к«постиндустриальной цивилизации». Для неё характерна не механическаясистема машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектроникеи информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническаяи технологическая база меняет весь образ жизни человека и общества.Постиндустриальная цивилизация формируется современной НТР, ко- -10-торая захватила страны и восточные, и западные. Под воздействием НТРоказываются основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, времятруда, время творчества и время досуга. Информатика революционизирует этипериоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается времяпрофессиональной подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильностипо отношению к изменяющимся условиям и характеру труда. Сокращается времятруда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника.Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путёмперераспределения рабочего времени, сокращение рабочего дня и рабочейнедели. Высвобождается время на творчество и досуг. Говоря опостиндустриальной цивилизации как о будущем человечества, мы не должнызабывать о том, что эта цивилизация, являясь с точки зрениятехнологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою спецификуприменительно к отдельным народам, их культурам. -11- Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать? Оживление национализма и религиозного фундаментализма в современном миревызывают самые разные интерпретации политических аналитиков. Они видят вэтом активизацию цивилизационного самосознания, констатируют схемуклассовых и идеологических конфликтов. Другие, напротив, полагают, что мынаблюдаем сегодня деструктивные тенденции, провал в этноцентрическуюархаику, указывают на опасное ослабление цивилизационных – межэтнических имежконфессиональных – синтезов. После окончания «холодной войны» перед политологами встала сложнаязадача – разработать новую парадигму, которая смогла бы выявить главныйисточник конфликтов в современном мире, объяснить динамику политическихпроцессов. С.Хантингтон предложил модель «столкновения цивилизаций»,которая явно бросает вызов духу цивилизационной терпимости. Его модельоснована на том, что международная система, прежде состоящая из 3 блоков,сегодня перестраивается и превращается в новую систему, состоящую из 8главных цивилизаций (западной, японской, конфуцианской, Хинди, исламской,православно-славянской, латиноамериканской и славянской). Хантингтонубеждён в том, что состязающиеся силовые блоки в будущем станет отличатьпринадлежность к этим цивилизациям, а не к нациям и идеологиям как былопрежде. «…В конечном счёте, для людей важна не политическая идеология илиэкономические интересы. Вера, семья, кровь и убеждения – это то, с чем людисебя идентифицируют и за что они будут биться и умирать. И поэтомустолкновение цивилизаций заменит холодную войну как главный факторглобальной политики»1. Различные цивилизации с его точки зрения, вырабатывают различныекультурные ценности, которые гораздо труднее примирить, чем конфликтклассов или идеологий. Он считает культурную приверженность людейпервобытной, подсознательной, исконной. Поэтому занавес культуры разделяетнароды значительно сильнее, чем «железный занавес» идеологий в периодхолодной войны. Он хочет, чтоб мы поверили, будто цивилизационный выборстрого ограничен традиционными ценностями данной культуры. Связывая воединоцепочку «вера – семья – убеждение – кровь», он подчёркивает, что культурныеценности неразрывно связаны в этнической и конфессиональной идентичностью.И поскольку религиозные и этнические противоречия сложно свести ккомпромиссу – конфликт неминуем и столкновения неизбежны. Фундаментальное прочтение цивилизационной идентичности становится вескимаргументом в пользу неразрешимости цивилизационных противоречий всовременном мире. Например: западные идеи индивидуализма и демократиисталкиваются с религиозными верованиями незападных народов. Но даже еслиэто так, то возникает вопрос: почему несовместимые культурные__________________________________________________________________1. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций», 1993 -12- ценности должны вызывать политические и военные столкновения? Современные цивилизации – это гомогенные образования, разделяющие единыеисконные культурные ценности. И поэтому общества, которые объединились всилу исторических или идеологических причин, но разделённые цивилизационно,либо распадаются, как это произошло с Советским Союзом, либо испытываютогромное напряжение. Но современная культурная антропология опровергаеттакой примитивный взгляд на проблему. Вопреки взглядам монолитности, каждаяцивилизация состоит из гетерогенных начал - именно это образует источникеё динамики. Внутреннее разнообразие является законом повышеннойжизнестойкости и адаптационности – способности приспосабливаться кизменениям среды.Многие цивилизации являются поликонфессиональными. Каждая цивилизацияхарактеризуется устойчивым плюрализмом этнокультурных миров, что такжеявляется источником её динамики. Мировое сообщество состоит сегодня из 180государств и только 15 из них можно назвать нациями в том смысле, в которомбольшинство людей считают себя принадлежащим этой нации, - т.е. имеющихобщих предков и культурную идентичность. Многие страны сегодня находятсяодновременно внутри одной цивилизации, и сами состоят из множествацивилизаций. Сочетание гетерогенных этнических начал таит в себе немалые опасности.Разнородные цивилизационные основания даже в ходе длительного времени несливаются в нечто единое, а образуют гибкие сочленения, поддержка которыхтребует творческих усилий, направленных на обновление прежних способовсинтеза. «Напряжение, столкновение и новая гармония разнородных начал иявляется пружинами драмы, называемой человеческой историей»1. Новое поколение сталкивается с необходимостью морального обновленияцивилизационных синтезов, что требует высвобождения, активизации творческихвозможностей. Но при этом всегда существует соблазн упрощения. Слабыехарактеры и примитивные умы, не способны осмыслить напряжённую энергетикуинтеллектуальных синтезов, тяготеют к процедурам линейного упрощения ивыравнивания. Хантингтон говорит, что традиционные ценности каждой культурынеизменны и незыблемы, а люди привержены им первобытно и подсознательно. Носовременные антропологи рассматривают культурные традиции как перманентноразвивающиеся явления, которые постоянно включены в процесс социального икультурного цивилизационного строительства. Антрополог Кевин Аурихсправедливо подчёркивает, что культурные ценности и традиции «были однаждыизобретены и вновь изобретаются, были однажды воспроизведены и вновьвоспроизводятся в соответствии со сложившимися уровнями историческойпрактики».__________________________________________________________________1. Ерыгин А.Н. «Восток – Запад – Россия: Столкновение цивилизационногоподхода в исторических исследованиях». – Ростов: РГУ, 1993 -13- Культурный материал цивилизаций богат, многообразен и противоречив так,что может быть использован в различных исторических условиях для созданияширокого разнообразия альтернативных ценностей. Процесс образованиякультурных ценностей обусловлен не столько традициями, сколькопотребностями времени и условиями, в которых развивается культура. НигельХаррис подчёркивал: «культура – это не какая-то внешняя смирительнаярубашка, это многослойная одежда, и отдельные её слои человек можетсбросить и сбрасывает, если они начинают мешать движению». Любое политическое определение культурных ценностей отражает выбор,сделанный современными политическими лидерами в ответ на возникшиепроблемы. Материал культурных традиций всегда использовался и будетиспользоваться политиками для обоснования своих целей. Поэтому процессформирования культурных ценностей продолжается и сегодня, как и тысячелетияназад. Вопрос о том, грозит ли нам «столкновение цивилизаций», - это вомногом вопрос осознанного выбора политическими лидерами и элитами своегоответа на вызов других культур. Современная политическая конфликтология считает, что конфликт на почвечисто культурных ценностей разрешаются значительно легче, чем экономическиеи идеологические. Хантингтон ошибочно настаивает на их «неразрешимости».Культурные переживания обостряются, когда в рамках существующейполитической системы невозможно всем удовлетворить основные человеческиепотребности и начинается борьба за индивидуальное и коллективное выживание. Весьма спорным оказывается тезис Хантингтона о том, что усилениемежнациональных конфликтов однозначно ведёт к росту цивилизационнгосамосознания, а это, в свою очередь, обостряет разногласия и враждебность. -14-Заключение. Мы рассмотрели проблему столкновения цивилизаций. На мой взгляд,взаимодействие между цивилизациями – это сложный, неоднозначный, нелинейныйпроцесс, в результате которого при определённых обстоятельствахдействительно может усиливаться рост цивилизационного самосознания иобостряются межнациональные противоречия. Но достаточно часто происходит идругое: возрастает взаимодействие и сотрудничество и даже происходитпроцесс сближения цивилизаций. Например: в ХIХ-ХХв. – Мексикаидентифицировала себя через противостояние США, а сегодня эта странаактивно сотрудничает с Америкой. Рост религиозного самосознания нельзяоднозначно воспринимать как источник повышенной конфликтности в современноммире. Проблемы фундаментализма сильно преувеличиваются западнойобщественностью. В целом, концепция Хантингтона, очевидно, направлена нато, чтобы доказать мировой общественности: центральной осью геополитики вбудущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями. Культурныеценности вполне могут стать основой для политической мобилизации масс. Чащевсего это происходит в ответ на действия экзогенных факторов, когдасуществует выбор других культур. Проблема заключается в том, чтобы неспровоцировать такую ситуацию. Сегодня, как и столетия назад, мир напланете во многом зависит от доброй воли и усилий разных народов и ихполитических лидеров. Концепция «столкновений цивилизаций» уводит политиковот перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначнойконкуренции и противопоставления.Литература. 1. Асоян Ю. «Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии», М., 2000г. 2. Бердяев Н.А., Букшпан Я.М., Степун Ф.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы», М., 1922 г. 3. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», М.: Книга, 1991 г. 4. Еврасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций», м.,1990 Г. 5. Ерыгин А.Н. «Восток – Запад – Россия: Сталкновение цивилизационного подхода в исторических исследованиях» - Ростов: РГУ, 1993 г. 6. Лаврененко В.Н. Философия, М.: Юрист, 1998 г. 7. Панарин А.С. «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). – М., 1994 г. 8. Тойнби А. «Постижение истории», М., 1991 г. 9. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций», М.,1991 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconОглавление
«Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996 г.). После этого термины «конец истории» и «столкновение цивилизаций»...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconСодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconТеория культуры культурология как наука
Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconНиколай Кардашев ненулевая вероятность зеркального мира скрытая материя...
Достижения астрономии приблизили нас к пониманию эволюции всех объектов Вселенной от момента Большого Взрыва до настоящего времени....

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconКак составить завещание и кого можно лишить наследства
Подобных дел в практике нотариуса множество. Можно ли избежать подобных проблем, если заранее оформить завещание в ближайшей нотариальной...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconИнкотермс
Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconУкраина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд
Этот материал был написан в декабре прошлого года для симпозиума в рамках европейской конференции по сложным системам, которая будет...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconДарья Донцова Ночная жизнь моей свекрови Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант 29
Если использовать этот аппарат раз в неделю, можно избежать пластической операции, – рядом со мной прозвучал вкрадчивый голос

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? iconИсследование цивилизаций 1 треть, 2 треть, 3 треть
Охватывает всю освоенную человеком поверхность нашей планеты. Вряд ли существует хотя бы один обитаемый уголок на Земле, с которым...

Можно ли избежать столкновение цивилизаций? icon"Тербинакод" и "Стоп демодекс мыло"
В таких местах нередко можно заболеть не очень приятным грибком или клещом. Однако, если соблюдать профилактические меры, то никакое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<