Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства»




Скачать 334.03 Kb.
НазваниеРеферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства»
Дата публикации30.03.2014
Размер334.03 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Образование государства у Восточных славян

Министерство образования Российской Федерации Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» План:1. Происхождение древних славян2. Истоки древнерусской государственности.3. Образование Древнерусского государства. Происхождение древних славян Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым былоизвестно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийскимморем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современныхславянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогдаВенедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды былиисконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменноми бронзовом веках.. Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германскихнародов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сихпор называется Венейей. Название "славяне" стало распространятся лишьполторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала такназывались только западные славяне. Их восточные собратья называлисьантами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие наславянских языках. В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвиженияплемен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римскойимперией. В это время славянские племена занимали уже большую территорию.Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы).Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предкамисовременных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого. Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и наБалканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей,продолжавшихся свыше столетия. Предками современных южнославянских народов - болгар и народовЮгославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканскомполуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением,которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы. В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с нимиблизко познакомились византийские географы и историки. Они указывали намногочисленность славян и обширность их территории, сообщали , что славянехорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведениявизантийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имелигосударства. Они жили независимыми племенами. Во главе этихмногочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей,живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд идругие. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном делеи хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения. Предки славянских народов России в далекой древности жили влесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем онистали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное,совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей,искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбойобласти. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей. В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жилиплемена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севереславяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорскиеплемена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелами эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступалославянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоилоих язык и культуру. В различных областях восточнославянские племенаназывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи:вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранилисьостатки древних славянских поселений, которые теперь изучаютсяархеологами. В то беспокойное время, когда войны не только разнымиплеменами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, людичасто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами,глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляныевалы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном. Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилищастроились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. Вкаждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели своехозяйство общиной. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило насовременное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобыподготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова"сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во времякоторого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленнуюдеревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым илиподсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница,ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова"врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны сземледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значенииземледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, билизверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя всенеобходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местныхруд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники,наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткалиполотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, атакже изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добытьили сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль -ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовлялиукрашения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которыеиграли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом. Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые илиудлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остаткисожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останкихоронили в курганах. Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили впричерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опаснымврагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильноегосударство в низовьях рек Волги и Дона. В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, какполагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе сХазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и"русские". Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитиемметаллургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда.Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его сталболее производительным. Среди общинников появились богатые и бедные. Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянскоехозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у нихземлю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля.Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В концеI тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называлиРусь страной городов. Истоки древнерусской государственности. Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношенийу восточных славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должнобыло возникнуть государство, ибо государство возникает там, где создаютсяусловия для его появления в виде деления общества на классы. Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело квыделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать изажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждаетсядля поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества наклассы предшествуют образованию древнерусского государства и протекаютимманентно, конечно в связи со внешним миром, свидетельством чего являютсяи внешняя торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его вовнутренней жизни славянского населения Восточной Европы. Ярким примером этого выступает раскопанное И.И. Ляпушкиным городищеНовотроицкое на реке Псле, датируемое VIII – IX вв. Это городищесвидетельствует об отсутствии какой бы то «перекристаллизации» русскойкультуры в IX – X вв., отсутствии какого либо скачка и о прямой связикультуры славян Восточной Европы VIII-IX и X - XII вв. Можно считатьустановленным, что Древнерусское государство своим возникновениемобусловило эволюцию культуры восточных славян, а развитие производительныхсил вызвало к жизни государство. Следует отметить такой важный факт, как полное отсутствие вНовотроицком городище скандинавских вещей, что является свидетельствомразвития материальной культуры Киевской Руси X-XII вв. без воздействиякультуры Скандинавии, до появления варяжских дружин в Восточной Европе.Естественно стремление русских ученых обнаружить истоки древнерусскойгосударственности. При этом нельзя не согласиться со справедливымзамечанием Б.А. Рыбакова, что «процесс первичного возникновениягосударственности из недр первобытнообщинного строя является процессомнастолько медленным и постепенным, что рубеж двух формаций иногда бываетеле приметен для глаза позднейшего историка». Исторический процессдинамичен. В поисках начала древнерусской государственности исследователине могут ограничиваться традиционными датами «начала Руси», связывая его сРюриком или Олегом. Поэтому они обращаются к еще более раним сведениям оформах раннегосударственной жизни восточных славян. Так, например, С.В. Юшков строил следующую цепь логических заключений:1) у скифов существовало примитивное дофеодальное (но отнюдь нерабовладельческое государство), так называемое «варварское государство»;2) предки восточных славян находились в комплексе народов, которых называлискифами, следовательно: 3)славяне являются потомками скифов; 4) анты жилитам, где когда-то обитали скифы, 5) а раз у скифов было государство, то,значит, оно должно было существовать и у их прямых потомков – антов, ибо впротивном случае придется признать, что население Восточной Европы отскифов к славянам шло по пути не прогресса, а регресса. Непосредственными предшественниками Древнерусского государства являлисьплеменные княжения восточных славян. При этом мы знаем, что «племена»«Повести временных лет» отнюдь не были племенами в том смысле слова,которое вкладывают в него современные история, этнография, археология. Ониявились, как мы уже установили, сложными образованиями типа племенныхсоюзов, территориальных и политических образований. Племенные княжения предшествовали Древнерусскому государству. Кое-гдеони сохранились и позднее, во времена образования и расцветаДревнерусского государства. Они были зародышевой формой государственности вполупатриархальной-полуфеодальной Руси в тот период ее истории, когдаосновная масса сельского населения не утратила еще своей общиннойсобственности и не стала зависимой от феодала. Развитие государственной организации, как и развитие феодальныхотношений, не шло на Руси равномерно, одинаковыми темпами. Поэтому кое-гдесохранились племенные княжения и племенные центры, в то время, как в другихместах (Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск и др.) существовалауже чисто феодальная государственность и стояли города – ремесленные,торговые, культурные и политические центры древнерусского феодальногообщества, а не «грады» древлян, являющиеся «село-городами». Отсюда их борьба между собой, оттеснение на задний план феодальнымигородами старых племенных центров, удовлетворяющих требованиям местногонаселения во времена относительно слабого развития ремесла и торговли,истребление (в отдельных случаях) племенной знати киевской княжескойдружиной. Для местного населения племенная знать была олицетворениемотносительного благополучия, а киевские князья – поборов и тягот. Князья опираются на родоплеменную знать, порождены ею, тесно связаны ссоветом племенных старейшин – «лучших мужей», с вечем-сходом племени, накотором решали все вопросы «земли». Племенные княжества носили различный характер. Одни из нихсоответствовали племенным землям (древляне, родимичи, витячи), другиепредставляли собой сложные межплеменные политические объединения (волыняне)или создавались на части территории данного племени (полочане). Эпоха разложения первобытнообщинных отношений, время распада племенногостроя и военной демократии характеризуется созданием на Руси, как и вомногих других странах, особой военной организации. Этой организацией былатак называемая «десятичная» или «тысячная» организация. Воины древнерусских«земель» и «волостей» объединялись в десятки, сотни и тысячи, которыевозглавлялись десятскими, сотскими и тысяцкими. Свидетельством древнего происхождения десятичной военной организации,пережитком времен, когда войско Древней Руси, вернее, ее отдельных земель,было вооруженным народом, что так характерно для эпохи военной демократии,является большое значение тысяцких в Киевской Руси IX - XII вв. когдазначительные события и отдельные отрезки времени получали наименование непо именам князей, а по именам тысяцких, игравших исключительную роль вполитической жизни Руси. С течением времени тысячная организация принимает иной характер.Тысяцкие и сотские теряют функции военачальников, обрастаютадминистративными, финансовыми и судебными функциями, сотни превращаются вадминистративно-территориальные единицы, в организации купечества,городского или зависимого сельского люда, а тысячи эволюционируют в сторонурасширения их военных функций. Так «окняжается» и трансформируется древняятысячная военная организация. Но все это произошло позднее XI – XII – XIII вв., а в IX в. тысячнаявоенная организация была еще сильна, и входившие в ее состав воиныпредставляли собой основную военную силу русских земель. Следом этой поры в истории является термин «вой», «воин», «войско»,«воевода» в славянских языках, где он означает одновременно «мужчина»,«воин», «муж», а термин «воевода» означает и начальника воев и племенноговождя. Со временем «тысячная» военная организация оказывается в рукахгруппирующейся вокруг князя знати, хотя порой она еще противостоит князьям.В племенных княжествах огромную роль играет вече. Восходит оно к эпохерасцвета родоплеменного строя и еще во времена антов, живущих в«народоправстве», все дела решались сообща. Начальные страницы летописи говорят о том, что у восточных славян вглубокой древности и в период образования Древнерусского государства всеважнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Так было задолго до началаКиевского государства, когда поляне, собравшись вместе на вече, послалихазарам меч. Не раз собирались на вече и древляне. «Сдумавше со княземсвоим Малом» они послали в Киев лучших мужей своих сватать Ольгу за Мала. Огромное значение вече чувствуется и позднее на начальном этапеобразования Древнерусского государства, когда особенно важную роль оноиграет в период отсутствия князя. Так было в Киеве в 968 году, когда подгородом стояли обложившие его со всех сторон печенеги. Нет сомнения в том,что явившиеся в 970 году в Киев к Святославу просить себе кого-либо из егосыновей в князья люди новгородские были посланы вече. Вече – один из наиболее архаических институтов народовластия, уходящийв родоплеменной строй. Но уже в период племенных княжений, непосредственнопредшествовавших Древнерусскому государству, на вечевых сходах главную рольиграют «нарочитые мужи», «лучшие мужи», «старцы», т.е. знать, которая стоитна пороге перерастания племенной верхушки в феодальную. По мере развития феодальных отношений на Руси эволюционирует и вече,оказавшееся либо на службе у князей и феодалов в виде своеобразнойфеодальной демократии, либо являвшееся началом социального взрыва,восстания «простой чади», «меньших людей» против князя, боярства,ростовщиков. С эволюцией вече, как, впрочем, и с другими понятиями временпервобытнообщинных отношений (род, племя), термин «вече» становитсяаморфным понятием, обозначающим совещание вообще, независимо от егосоциального содержания. В племенных княжениях существовала какая-то система обложения населенияв пользу своих племенных «нарочитых», «лучших мужей» и князей, которые хотьи «были добры», но все же что-то собирали со своих соплеменников. На севереэту систему поборов одно время использовали норманны, на юге – хазары.Существовало и обычное право, являвшееся предшественником закона. Можетбыть, тогда уже закладывались основы «Закона Русского», о котором говорятдоговоры Руси с Византией. Наконец в племенных княжествах возникает новая военная организация,ставшая основой владычества князей. Ею стала дружина. Термин «дружина», вдревности обозначающий всякое содружество, союз, общность, приобретаеттеперь другое значение и начинает означать княжеских воинов и сотрудников,княжих «мужей». Дружинники окружают древнерусских «великих и светлых» князей, живут сними под одной крышей, разделяя их интересы. Князь советуется с ними повопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда,административного управления. С ними вместе князь принимает законы,постановления, решения. Дружинники помогают князю управлять его домом,двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и расправу,собирая дани, созывая воинов, следя за княжеским хозяйством, за селами ичелядью. Они же отправляются послами князя в другие страны, «гостят» там иторгуют княжими товарами, которые он добыл, собирая дань, или в результатеудачного похода «в чужую землю», заключают от его имени договоры и,снабженные княжьими полномочиями, ведут дипломатические переговоры. Дружина делится на три группы. На первом месте стоит «старшая дружина», «бояре светлые», выросшие из«лучших мужей». Они имеют свое хозяйство, двор, челядь, своих дружинников,«отроков». Они выполняют важнейшие функции княжеского управления. Импринадлежат большие курганы с мечами, саблями, украшениями, ссопроводительными погребениями жен-наложниц, рабынь. Младшая дружина («детские», «пасынки», «отроки») обслуживает его двор,дом, хозяйство, выступая в роли слуг. С ней делится князь частью своихдоходов от сборов дани, судебных штрафов, частью военной добычи. Из еесреды выходят слуги князя, его телохранители, младшие должностные лица,агенты княжеского управления. Многочисленные деревенские курганы с боевымитопорами и другим оружием (мечами, наконечниками копий и стрел) связывают смладшей дружиной. Это еще не боярский двор, но обилие оружия и украшенийвыделяет его от селища. Третья группа состоит из «воев», «мужей храбрствующих». Это были воиныв широком смысле слова, набранные из народа, реликт древней поры, когда навойну шел вооруженный народ отстаивал свою землю или завоевывающий чужую.Чем дальше в глубь, тем большее значение имели «мужи храбрствующие»,составляющие основной боевой контингент военных сил князя. Отражая собойэпоху военной демократии, когда на арене истории выступал вооруженныйнарод, они с течением времени XI – XII вв. теряли свое значение иуступали место четко оформленным политическим и социальным группировкам –«старшей», «передней» и «молодшей» дружине. «Мужи» - воины входили в состав«передней» дружины или поглощались «молодшей», либо попадая в подчиненноеположение и к тем и к другим, снова сливаясь с народом. Но на заре Русскогогосударства они играли огромную роль и составляли едва ли не основную силукняжеских дружин. Путь их в княжескую дружину пролегал едва ли не черезтысячную организацию. И если известная, большая часть воинов городасоставляла городской «полк» во главе с тысяцким, то «волость» - земля, да исам город часть своих боевых сил должен был уступить князю. Племенные княжения не были объединены в одно целое – это произойдетлишь в период образования Русского государства, но и в этом своем качествеони выступают как переходная форма от союзов племен к государству, каксвоеобразные протогосударства восточных славян. Без учета существованиетакого рода форм предгосударственной жизни трудно представить себе истокидревнерусской государственности, начальный период которой нельзя связыватьтолько с событиями второй половины IX столетия. Племенные княжества еще не были государствами, но таили в себе зародышигосударства. Неясные абрисы территории и истории некоторых из этихплеменных княжений выступают на страницах «Повести временных лет»,новгородских летописей и Никоновской летописи. «Повесть временных лет»отмечает, что «свое» княженье существовало «на Полоте». Но первое населениена Полоцкой земле – кривичи. Второе крупное племенное княжение – «словенисвое в Новгороде». Вряд ли центром земли словен был Новгород. Болеедревними центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близНовгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы политический союзсловен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси. Образование Древнерусского государства.Норманнская теорияПовествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашлов дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучиприглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцветабироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали рольскандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта"теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельномуразвитию. Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может бытьпривнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновениягосударственности необходимы соответствующие условия, осознаниебольшинством членов общества потребности в ограничении родовой власти,имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянскихдружин и пр. Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе уславянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи междуварягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенныепредводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно,приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти. Вполнеобъяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящейдинастии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические,насильственные истоки. Однако довольно спорным является "аргумент"норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьямиСинеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего несообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и дружиной" надревнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с сине хус (свой род) и трувор" (верная дружина). В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающихабсолютную самобытность славянской государственности, отрицание ролискандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известнымфактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости,установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец,этническое объединение северорусских и южнорусских племен — (все это)характерные черты продвижения славянского общества к государству.Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла крубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги(варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс. Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. Вних фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. Аони свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда,когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателямигосударственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические иполитические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси былтолько русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольствокиевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялисьлишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведскойтерминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьямопределяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь— страна несметных богатств. Итак, с 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился вНовгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, вИзборске. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, иРюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них,Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев иосвободили киевлян от хазарской дани. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного изваряжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега спомощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центромобъединенного государства. Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя.Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. В907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенамиКонстантинополя. В результате этих походов были заключены договоры сгреками. Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счетгреков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. Приэтом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранеепредупреждать византийского императора о своем приезде. Договор с грекамиобеспечивал возможность вывоза собираемой дани и продажи ее на рынкахВизантии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить даньКиеву древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В егокняжение в 944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодныхусловиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное влетописи, - восстание древлян в 945г. Сбор дани в покоренных земляхосуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот вдружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельдабогато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, иты получишь много и мы». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядомвернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вечерешило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его».Дружину Игоря перебили, а князя казнили. Жена Игоря Ольга (945 – 964) жестоко отомстила древлянам за убийствомужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря своегокнязя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальномпиру по приказу Ольгу были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщаетлетопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя итри воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакляс серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице вспыхнул пожар.В результате выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибли,по летописи, около 5 тысяч человек. Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти наупорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты»- места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев,уличей и окончательно – древлян. Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972)Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в составКиевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под властьхазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарилисьна восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевскийкнязь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византиейи Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем какначать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка онпосадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном градезавоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимираон послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотелиотделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалоськонсолидации государства, укрепления власти киевского князя на земляхплеменных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святославпогиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между егосыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением накняжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года. Владимир становится верховным властителем в стране. Историкихарактеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию.Это определение в значительной мере условное. Потому что первые росткифеодального способа производства на Руси появляются только во второйполовине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается втом, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднююродоплеменную и раннюю феодальную. Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в историиКиевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строениегосударства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимирвзял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточноконсолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдаленииот центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя изабирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение стого, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русскойземли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структурыгосударства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальнойорганизации государства. Около 988 года Владимир провел административнуюреформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государствасыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племеннойверхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собиратьпод свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собираниеРусского государства; в летописях сохранились известия только о некоторыхпоходах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимирпостарался теснее связать с Киевским государством, и на разные соседниеплемена. Только из известий о волостях, розданных Владимиром своимсыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было совершеноВладимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева,устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь и не особеннорасположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадилсвоих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил земли, захваченныев последнее время соседями, и этим последним внушил должное почтение. Ачтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в управлениесвоим сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится действительнообъединенным государством. В результате реформы 988 года значительноукрепилась система государственной власти на местах. С того времени восновных городах государства от имени киевского князя собирают дань,управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшиедружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению егорубежей. При Владимире в целом завершился процесс установления государственнойтерритории, определились его границы, которые в целом совпадали этническимграницам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке КиевскаяРусь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат,Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского иОнежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяженииконца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическаяи культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева.Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого началакиевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольногограда. Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси былипостоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложилмного усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века быласоздана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей,укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов. Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кромеадминистративной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этимвзнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времениреформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Русихристианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир всеусилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своегогосударства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить егоблеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен былстремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийскойжизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, какимтесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящейобрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством итесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введениехристианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепилоавторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства.Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры.В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские понаписанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самыхкультурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповеданияввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделаввозможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией,Германией и прочими государствами. Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этапв установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадаетна годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054). Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство вконце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсемне безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок СвятополкЯрополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе сженой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Междуего сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а такжепасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В нейпогибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве.Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение наКиев численного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в 1015году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но зимой1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам. Весной1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь. Решающая битвасостоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу. Наверное, Ярослав понял губительные для Руси раздоры между князьями.Поэтому он договорился с братом Мстиславом, который княжил в Чернигове, оразделении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячеслава силойпринудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложилнемало усилий для восстановления централизованного государства, котороеослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторженийпеченегов. Он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родногобрата Судислава - псковского князя, который, вероятно, стремился ксамостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде. Первоочередным заданием Ярослава так же, как и его отца Владимира,была защита родной земли от страшных врагов - печенегов причерноморскихстепей. Он продолжил деятельность отца по фортификации южных границгосударства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большаяорда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенегибыли разгромлены и навсегда отогнаны от рубежей Русской земли. ЯрославуВладимировичу пришлось на протяжении длительного времени заботиться и озападных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодаловземли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тотвозвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляковволынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславомотвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь.Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколькоуспешных походов против агрессивных ятвяжских (1038) и литовских (1040)племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основаниегорода Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировичауспешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, гдепостроено в честь князя город Юрьев. У Ярослава, как и у его предшественников, главным направлениемвнешней политики был южный. На протяжении почти всего времени его княженияв Киеве русско-византийские отношения были дружественными. Но в 1043 годувспыхнула русско-византийская война, вызванная изменениями политическогокурса нового императора Константина IX Мономаха, который недружественноповел себя с Ярославом, начал препятствовать русским купцам вКонстантинополе и других городах империи. Морской поход был неудачным.Тогда Ярослав начал создавать коалицию европейских стран против Византии. Ктому же победителям тоже требовалась помощь в борьбе против печенегов.Поэтому императору пришлось искать пути примирения с Русью. Подписанное в1046 году соглашение было вскоре скреплено браком сына Ярослава Всеволода сдочкой Константина IX Марией. Киевская Русь имела живые дипломатическиеотношения с Германской империей. В 1030-1031 и 1040-1043 годах стороныобменивались посольствами. Древнерусское государство смотрело на Германиюкак на лучшего из всех возможных союзника в противоборстве с Византией, аГенрих III хотел воспользоваться войском Руси во внешнеполитических акциях.В 1048 году король Франции Генрих I посватался к дочке Ярослава Анне, былзаключен брак. После смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства прималолетнем Филиппе I, хотя и подписывала вместе с ним некоторые документы.Другая дочка Ярослава - Елизавета стала женой норвежского короля ХаральдаСурового, а еще одна - Анастасия вышла замуж за венгерского короля АндреяI. Киевский князь был связан союзным договором с польским князем Казимиром,за которого выдал сестру. Киевская Русь помогла Польше в войне противобъединенных сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов. Все это принеслобольшой международный авторитет Древнерусскому государству. Уделяя внимание внешней политике, Ярослав не забыл и про внутренниедела. Князь приложил немало усилий для основания новых городов и развитиясуществующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийскийсобор, построенный в 20-30 годах 11 века. Во времена княжения Ярославазакончилось строительство Древнерусского государства. Было окончательносломано местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория играницы, усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярославасвязан и расцвет древнерусской культуры, прежде всего книжности. "Вобщественной жизни с именем Ярослава связана память об устройствеадминистрации и суда, законов и права. Сохранился, напр., интересный уставего имени о том, что именно имеют право требовать себе от населениякняжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно,должен был обеспечивать население от излишних поборов княжьих чиновников;имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же Ярослава носит ився так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших законов".Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года в возрасте 76 лет и был погребен вмраморном саркофаге в Софийском соборе. Его останки сохранились до нашихдней. При Ярославе Владимировиче Киевская Русь достигла зенита своегорасцвета и могущественности, став в один ряд с главными странамисредневекового мира: Византией и Германской империей. Но его сыновья несмогли удержать государство на том уровне, на который оно возвысилось приих деде и отце. "По примеру отца, Ярослав, собрав земли Русского государства, раздалих потом своим сыновьям. Смерть, однако, не постигала его внезапно, какВладимира, он имел возможность распорядиться всем перед смертью, но ничегодругого не смог сделать, как только отдать Киев старшему сыну Изяславу, асвоему любимцу Всеволоду пожелать, чтобы и ему привелось быть Киевскимкнязем, но законным путем, а не насилием. Он разделил свои земли междусыновьями и велел им «жить в согласии, как надлежит сыновьям одного отца иматери, и слушаться старшего брата, киевского князя». Наверное, поэтомуИзяславу пришлось заключить союз с двумя младшими братьями - Святославом иВсеволодом. В Киевской Руси с 1054 года установилась неизвестная ранееформа правления, которую историки назвали триумвиратом Ярославичей. Всегосударственные дела братья решали вместе: издавали законы ("ПравдаЯрославичей"), ходили в походы на кочевников и половцев. Но больше всеготриумвиры заботились об увеличении собственных владений. В 1057 годуИзяслав захватил Волынь, а вскоре триумвират поделил между собой Смоленскуюволость. Изяслав, Святослав и Всеволод в 1067 году захватили Полоцкуюземлю, а ее князя бросили в киевскую тюрьму. Новгород присвоил Святослав,Смоленск - Всеволод. Все это вызвало бурю негодования среди младшихЯрославичей и посеяло зерна усобиц конца 11 века. После неудачной для Русибитвы на реке Альта триумвират дал трещину и стал распадаться. В 1073 годуСвятослав обвинил Изяслава в заговоре с половцами, с помощью Всеволодавыбил старшего брата из Киева и сел на его место. Так закончился почти 20-летний триумвират Ярославичей. Изяслав убежал в Польшу, потом дальше вГерманию, и смог вернуться в Киев только после смерти Святослава (в конце1076 года). Тем временем обойденные дядьями-триумвирами и жаждущие богатыхволостей Олег Святославович и Борис Вячеславич выгнали из ЧерниговаВсеволода Ярославича, где тот сел, когда Святослав утвердился в Киеве.Изяслав пришел на помощь брату, и в битве близь Чернигова 3 октября 1078года они разгромили Олега с Борисом. Но Изяслав и сам погиб в этой битве, ив Киеве стал княжить Всеволод. На Руси восстановилась единоличная монархия.Но за степенью централизации и могущества ему было далеко до государствавремен Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. Начав княжить в Киеве в октябре 1078 года, Всеволод Ярославич посадилсына Владимира Мономаха в Чернигове, пренебрегши правами на это место сыновсвоего старшего брата Святослава, что стало одной из причин острой вспышкикровавой войны в Южной Руси в конце 11 века. Всеволод оказался слабымвеликим князем. Его реальная власть распространялась лишь на частьгосударства - Волынская, Туровская, Муромская земли и Тмутаракань неподчинялись ему. Всеволод был просвещенным человеком, знал пять иностранныхязыков, проводил время в беседах с учеными людьми и чтении книжек. Смолодости не любил воевать и ходить в походы, поручивши это дело сынуВладимиру, как только тому исполнилось 12 или 13 лет. Всеволод разрешалнесогласия между князьями дипломатическим путем, а то и сталкивая одногокнязя с другим. Его смерть 13 апреля 1093 года круто изменила ходполитической жизни на Руси. Владимир Мономах, который при жизни отца был фактически правителемРуси и имел под рукой наибольшую военную силу, внезапно добровольно отдалкиевский престол брату Святополку. По древним законам замещения княжескихстолов Святополк, который был сыном старшего брата Всеволода Изяслава, имелпреобладающие права на Киев. Скорее всего, Мономах проявил уважение к темзаконам и не хотел разжигать ссоры на Руси. Он еще раз сделал так же, отдавв 1094 году Чернигов Олегу Святославовичу, который также был старше его вкняжеском роду. Владимир перебрался в Переяслав, где ему сразу же пришлосьстолкнуться с половцами. Получивши отеческий Чернигов, Олег Святославович не успокоился.Вместе с братом Давидом он продолжал подогревать усобицы, желая волостидругих князей. Казалось, что Русь падает в бездну раздробленности, потомучто великий князь киевский Святополк оказался неспособным собственнымисилами усмирить бунтовщиков. Поэтому он заключил союз с Мономахом, и в 1096году они с оружием вынудили Святославичей утихомириться. А в 1097 году вЛюбечи собрался съезд южнорусских князей во главе с Святополком иВладимиром, где было провозглашено объединение сил против половецкой угрозыи закреплено фактически владение волостями, которое сложилось на то время. Половецкая угроза для Руси особенно усилилась в 90-х годах 11 века исовсем не случайно сходилась во времени со вспышкой усобиц. Степнякивоспользовались княжескими невзгодами, которые делали более слабой Русскуюземлю и затрудняли возможность общих действий против нападающих. Половцев ираньше знали на Руси. Они в причерноморских степях заменили печенегов,отогнанных Ярославом Мудрым от границ государства. В конце 70 - в начале 80годов половецкие ханы усилили натиск на Переяславщину и юг Киевщины, а ОлегСвятославович, за ним и другие князья (в основном черниговские) началииспользовать степняков в борьбе с соперниками на Руси. Ситуация особеннообострилась в начале 90-х годов 11 века. Даже объединенные силы Святополкакиевского и Владимира Мономаха, в то время черниговского князя, былиразбиты возле реки Стугна, на подступах к Киеву. Поэтому в 1094 году поинициативе Мономаха русские князья начинают объединяться против половецкихханов. Между 1103 и 1116 годами по инициативе и под командованием ВладимираМономаха было проведено пять больших и победных походов Руси в Половецкуюстепь. После 1116 года половецкие ханы еще четверть столетия неосмеливались нападать на Русь. Владимир Всеволодич Мономах сделал вклад в древнерусскую историю нетолько громкими победами над половецкими ханами. Защита родной земли отврагов всегда считалась на Руси наивысшей добродетелью правителя. Громкимипобедами над кочевниками Мономах заслужил славу и популярность у народа.Еще при жизни великого киевского князя Святополка общество смотрело наВладимира как на фактического главу русских князей. 16 апреля 1113 года умер Святополк. Киевляне не любили недоброго искупого князя. Вече из зажиточных горожан позвало на престол ВладимираВсеволодича, но тот не сразу принял это предложение, поскольку был немолод."Когда Святополк умер, в Киеве произошло восстание: люди бросились битьевреев, с которыми вел разные операции покойный князь, громили также домакняжьих чиновников и вообще богатых людей. Испуганные этим движением боярепризвали на киевский престол Мономаха, как самого любимого народом князя,чтобы он водворил мир. Мономах явился в Киев и первым делом издалпостановление об уменьшении процента от займов". Владимир стал княжить вКиеве и просидел на престоле до смерти (1125). В "Русскую правду" быловнесено "Устав Владимира Всеволодича", который ограничивал применениерабской силы в хозяйстве, что способствовало экономическому развитиюДревнерусского государства. Мономах был сильным и мудрым правителем. Он восстановил единовластнуюмонархию времен Ярослава Мудрого. Прекращение усобиц, централизациягосударства, разгром половецких ханов способствовали общественно-экономическому развитию Киевской Руси. Развивалось сельское хозяйство иремесленное производство, оживилась торговля, основывались новые города иразвивались старые. Вырос авторитет Руси в средневековом мире. ЕдинствоДревнерусского государства поддерживал сын и приемник Владимира на киевскомпрестоле Мстислав (1125-1132). Он гасил княжеские раздоры и делал все дляконсолидации государства. Мстислав объединил силы южнорусских князей исовершил несколько удачных походов на половцев, прогнав их за Дон и Волгу.Он развил хорошие отношения с соседями. Мстислав Великий поддерживал,казалось, стабильную централизованную монархию, к восстановлению которойприложил так много сил его отец Владимир Мономах. Поэтому длядревнерусского общества было неожиданным разделение государства на полторадесятка княжеств, правители которых, по крайней мере, часть из них, началасоперничать с великим киевским князем, который с 40-х годов превращаетсялишь в формального главу государства. На Руси разжигаются и неостанавливаются до самого нападения орд Батыя (1237-1241) большие ималенькие войны между князьями. Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государствадержалась на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие искотоводство не только имели возможность прокормить население страны, но ипроизводили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особеннобольшие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросомна Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморскихстепей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьямихотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишкомразвитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечалисьработоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивнымизменениям в производстве. Сельское хозяйство было основным в древнерусскойэкономике и достигло высокого для своего времени уровня развития. Оноопиралось на древние традиции восточных славян, которые с незапамятныхвремен были земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Русибыли жито, просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большогогосударства в зависимости от грунтов и климатических условий применялисьразличные системы обработки грунтов. Другим важным видомсельскохозяйственной деятельности русских людей было скотоводство. Средисельских промыслов особенно развитыми были охота и рыболовство. Охота налесных и степных зверей и птиц обеспечивала мясом, а продажа шкурокприносила хорошие доходы. Ценный мех был одной из главных статейдревнерусского экспорта, который поставлялся во многие страны Европы иВостока. Значительного расширения и высокого уровня развития достигло наРуси ремесленное производство. Основной его отраслью была металлургия,которая вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогрессаДревнерусского государства. Наиболее высокого уровня мастерства достиглирусские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были изготовлениекерамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитаяобработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русскимлюдям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего времениремесло было развитым, технически совершенным, разнообразным. Изделиярусских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами мировогоискусства. Социально-экономическая, политическая и культурная жизньКиевской Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство ихжителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки - торги- были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь.Древнерусские города были культурными центрами. В них действовали школы имастерские по написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы,изготовлялись произведения прикладного искусства. Ярким примером высокогоуровня экономического развития Древнерусского государства были внутренняя ивнешняя торговля. Жаль, что про внутреннюю торговлю известно мало. Междуразными землями Руси происходил экономический обмен, который способствовалобеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями техрайонов, где они не производились. Главным направлением внешней торговлибыло восточное. Главными платежными средствами внешней и внутреннейторговли Руси 9-11 веков были иностранные монеты. Несколько раз пыталисьввести собственную монету. Но чеканка древнерусских монет имела оченьскромный объем. Древнерусская культура представлена несколькими тысячамифольклорных, письменных и вещевых памятников, которые сохранились до нашеговремени. Развитие литературы и вообще письменности на Руси было быневозможно без просвещения, книжности и библиотек. При Софийском соборе,других храмах и монастырях накапливались библиотеки, которые состоялиглавным образом из произведений иностранных авторов, переведенных надревнерусский язык. Веха феодальной раздробленности наступила, как говорится, благодарясоциально-экономической поступи Древнерусского государства, его народностии связанной с ними политической обособленности разных земель и княжеств. В12 веке складываются земельные территории, что стало одним из фактороввозникновения украинской, так же как русской и белорусской, народности. Нестоит преувеличивать этнокультурного единства древнерусской народности -местные различия в быте, обычаях, языковых диалектах, фольклоре во временасуществования (9-13 века) так и не были одолены. В середине - второйполовине 12 века в государственных рамках Древней Руси выделилось полторадесятка княжеств и земель, которые потом начали объединяться в группы. Этоисторически объективно закладывало устои формирования территорий трехвосточнославянских народностей, которое началось с 13 века. Список использованной литературы:1. Грушевский М. «Иллюстрированная история Украины». - К., 19972. Кобыле В. П. «В поисках прародины славян». - М., 1973 г.3. Смирнов А. Н. «Древние славяне». - М., 1990 г.4. Мавродин В.В. «Образование Древнерусского государства и формированиедревнерусской народности». – М., 19715. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. «История России», учебник. – М., 1997г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconКурсовая работа по Истории государства и права России Тема: «Киевская...

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconДанной курсовой работы – «Киевская Русь как раннефеодальная монархия»....
Киевская Русь – первое государство восточных славян. Киевская Русь сыграла большую роль в истории восточнославянских народов. Образование...

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconРеферат Тема: Социально-экономический и политический строй
Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconДоклад на тему: «Норманнская теория происхождения государства у славян...
Норманнская теория происхождения государства у славян и ее роль в российской истории

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconДоклад на тему: «соседи восточных славян. Кочевники и византия.»

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconПлан Введение Глава I. Киевская Русь § Образование древнерусского...
Становление Московского централизованного государства и государственный аппарат

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconПособие по истории СССР
При изучении Истории России встречаются особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно интересным материалом....

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconРеферат по истории на тему: "Язычество, как идеология и мировоззрение древних славян"

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали...

Реферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства» iconРефератПо курсу: «История отечества»На тему: «Проблема образования Древнерусского государства»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<