Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя»




Скачать 367.79 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя»
Дата публикации06.04.2014
Размер367.79 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культура майя

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «Культура майя» Авторизованный реферат по курсу «Общее искусствоведение» Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) проф. Мартынов В.М. Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2001 годСодержание Содержание 2 Программные разделы курса 3 Майя 12 История заселения Америки 13 Древняя история майя 15 Бонампак - история в картинках 17 Великий город Паленке 20 Памятники архитектуры майя 23 Письменность майя 25 Религия майя 27 Скульптура 29 Майя сегодня 35 Литература: 36Программные разделы курса Понятие «искусства» в его историческом развитии. Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство болеевысокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»).В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, исозданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которыеотличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — отпроизведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областямичеловеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях вэтих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественноготворчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм),многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию(Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическомуизображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этикиначинается там, где целью эстетической деятельности становится не познаниеили преобразование мира, не изложение системы этических норм илирелигиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающаясоздание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическимсозданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельностиесть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, котораяисчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, гдечеловек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Вискусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мирприрода, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, ив науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен всвоей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективноесодержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическоепереживание произведения искусства, так же как и его создание, требуетвсего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательныеценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Этовнутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятиипроизведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если,читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренненастраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, чтонам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтениехудожественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовныесилы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одногомомента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван иактивизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное исвободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только приусловии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех другихмоментов человеческого духа. Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается подвоздействием исторической действительности. Это проявляется в том, чтостепень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнемразвития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней ненаблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIXвека достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталостьстраны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражаетреальность, но и оказывает на нее обратное воздействие. Теория художественного творчества Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогдаранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере:научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д.— там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. В настоящеевремя принято различать двоякого рода творчество: непроизвольное,бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное,художественное; первое характеризует по преимуществу произведенияпервобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится кобласти высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идетрука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой. Общее и частное искусствоведение Искусствоведение в широком смысле комплекс общественных наук, изучающихискусство — художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства,их специфику и отношение к действительности, их возникновение изакономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязис социальной жизнью и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросовсодержания и формы художественных произведений. Искусствоведческие наукивключают литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, атакже искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле, т. е.науку о пластическом или пространственном искусствах, какими являютсяархитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладноеискусство. Собственно искусствоведение изучает, следовательно,изобразительные искусства, многие аспекты архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Архитектуроведение и техническая эстетиканаряду с искусствоведческими разделами включают также ряд специальныхпроблем социологического и технического характера, выходящих за пределыискусствоведения. В пределах пластических искусств искусствоведение решает в принципе теже общие задачи, что и все искусствоведческие науки, и также складываетсяиз трёх основных частей: теории искусств, их истории и художественнойкритики, которые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особыезадачи. Теория искусств развивает применительно к пластическим искусствам икаждому отдельному их виду социально-философские взгляды общества и общиевоззрения на искусство, формулируемые эстетикой; она изучает широкий кругвопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы,средств выражения, специфики его видов и жанров и т. д. в их взаимосвязи;она рассматривает общие закономерности, объективную логику развитияискусства, его взаимоотношения с обществом, его воздействие на коллектив иличность. История искусств изучает и исследует развитие искусства в целом(«всеобщая история искусств»), в какой-либо стране или в отдельную эпоху,анализирует эволюцию какого-либо вида или жанра, течения, направления,стиля творчества отдельного художника. Художественная критика обсуждает,анализирует и оценивает явления современной художественной жизни,направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров иотдельные художественные произведения, соотносит явления искусства с жизньюи с общественными идеалами времени и класса. Этими задачами определяютсяосновные области и литературные жанры искусствознания — теоретическийтрактат, руководство для художников, теоретическое или историческоеисследование, общее или специальное (монография), статья или доклад,посвященный теоретической или исторической проблеме, критический обзор илиэтюд, освещающий ту или иную проблему текущей художественной жизни.Искусствознание как наука, стремящаяся к объективности и точности своихвыводов, пользуется методами общественных и ряда точных наук; вместе с тем,имея своим предметом художественное творчество, она базируется и на системеэстетических оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения ивкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальныеустановки искусствоведа. Теория, история и критика искусства опираются другна друга и на эстетику. Искусствоведение и другие науки Обширна и разнообразна научная искусствоведческая деятельность понакоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов историиискусства. Сюда входят: открытие памятников искусства с помощью раскопок иэкспедиций (в этом, как и в обработке обнаруженных материалов, И. тесносвязано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации;определение (в том числе атрибуция) памятников, их регистрация исистематизация; собирание сведений о художниках и произведениях;составление научных музейных и выставочных каталогов, биографических и др.справочников; публикация литературного наследия художников - их мемуаров,писем, статей и т. д. Искусствоведческие знания опираются на рядвспомогательных дисциплин, связанных с музейным делом, охраной иреставрацией памятников, технологией искусства, художественнойиконографией, географическим и топографическим распределением памятниковискусства и т. д., а также на ряд исторических дисциплин (хронология,эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.). Ранние и примитивные (наивные) формы искусства Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. Кпервым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненныев натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во временавозникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песниземлевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и напраздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиесяперед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания —орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, ихвмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальныеисторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одномплемени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя отпоколения к поколению. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавалсяколлективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось наотдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществес появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделалвозможным появление людей занимающихся только искусство Искусство Древнего мира Классическое искусство, в узком смысле — искусство Древней Греции иДревнего Рима, а также непосредственно опиравшееся на античные традицииискусство Возрождения и классицизма; в более широком понимании — наивысшиехудожественные достижения эпох подъёма искусства и культуры разных народов,Проявляющиеся в различных, подчас далёких от античных, стилистическихформах. Классическими называют произведения, сохранившие до нашего времениэстетическую ценность, значение совершенного художественного образца.Характерные общие особенности произв. Классическое искусство — высокаяхудожественная правда, раскрывающая существ, особенности окружающего мира,глубокое, общезначимое, гуманистическое идейно-художественное содержание,ясность, отточенность и совершенство художественных форм, адекватныхидейному содержанию. Традиции классического искусства в разных странахмогут быть различными в силу особенностей их исторического и культурногоразвития. Совокупность произведений классического искусства народов мирасоставляет классическое художественное наследие, являющееся достояниемвсего человечества. Античное искусство (от лат. antiquus — древний), названиедревнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения.По данным современной науки, античное искусство (развивавшееся в пределах 1-го тысячелетия до н. э. и первой половины 1-го тысячелетия н. э.)зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейскогоархипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет вГреции Древней в V—IV вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии. Вэпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории,прилегающие к Средиземному и Чёрному морям, а также на Ближний и СреднийВосток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистическогоискусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получилиновое развитие в искусстве Рима Древнего. Лучшие произведения античногоискусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокиегуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями охудожественном совершенстве и недосягаемом художественном образце. Искусство эпохи средневековья и Возрождения (IV-нач. XVII в.) Средневековое искусство, историко-художественный термин, применяемыйобычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусствафеодальной эпохи (для стран Западной Европы — V—XIV вв., до эпохиВозрождения; для России — X—XVII вв.; для стран Востока — с III—IV вв. доXVI—XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи ссистемой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известнойусловностью образов. Искусство Нового времени (XVII-начало XIX в.) Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальныхкультур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации большихнациональных художественных школ, своеобразие которых определялось какусловиями исторического развития, так и художественной традицией,сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании иФранции. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в историиискусства. По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее,противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическоевосприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармониигармони и ясности оказывается недосягаемым. Русская культура должны была высвободиться наконец из-под властицеркви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому иприглашали из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов,скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им вученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашнейЕвропе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные изрусских учеников быстро обгоняли своих учителей. Но Пётр не толькоприглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал вдругие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей. Искусство Нового времени (XIX-начало XX в.) С середины 19 века в обществе происходят социально- политическиеизменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу«империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XXвека. Развился критический реализм. Романтизм повсюду приобретал яркоенациональное своеобразие, обусловленное собственно историческими условиямии национальными традициями. Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода вее истории. Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ ипервых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу вобществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса.В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведениялитературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировойкультуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,высокой нравственности и демократической направленности. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказалидва события в стране Отечественная война 1812 г. и движениедекабристов1825г. Архитектура и дизайн Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton — зодчий,строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты,оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека.Произведения архитектуры — здания, ансамбли, а также сооружения,организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особуюобласть строительного искусства — градостроительство. Частью архитектурыявляются пространства, сформированные посредством преобразования иобъединения элементов естественной природы - садово-парковое искусство. Развитие архитектуры тесно связано с прогрессом науки и техники,определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектурастимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика,учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новыепрактические задачи. На всём протяжении своего исторического развитияархитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большимколичеством средств архитектурно-художественной выразительности, которыезапечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражаяособенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники,преобладание тех или иных строительных материалов и т. д. К основным типамархитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественныездания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовыездания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки.Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которыхдостигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки,мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенныхкомплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются вцелостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качествомархитектуры является также ее связь с естественной природной средой,служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающейего природой. Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а такжепроект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности попроектированию предметного мира. Дизайн возник в начале XX в. как реакцияна стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметнойсреды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения,соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда поддизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетическихсвойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкиесоциально-технические проблемы — функционирования производства,потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится вособом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешаязатруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей иобщества в целом новых предметных организаций, создающих неравновеснуюситуацию в предметном мире. Пластические виды искусства XX в. Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие,объединяющее виды искусства, произведения которых существуют впространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаютсязрением. Произведения пластических искусств имеют предметный характер,выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которогосущественно определяет характер их образного строя. Пластические искустваделятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первымотносятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие сразличной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемуюдействительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура),либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика,фотоискусство). К неизобразительным пластическим искусствам относятсяархитектура, декоративно-прикладное искусство и художественноеконструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, какправило, аналогий в реальной действительности. Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международныйдиапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературыосвободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщимдостоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении. Во2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международныелитературные контакты. В западной литературе ощущаются настроенияпессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогрессв общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос,роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей. В XX в. новую волну течений возглавил поп-арт (популярное искусство,точнее «ширпотреб-искусство»), который зародился в США. Роберт Раушенберг,Джеймс Розенквист, Рой Лихтенберг, Джеспер Джонс. Эндри Уорхолраспространили это направление во многих странах мира. С поп-артом вмузейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось ибыло областью «массовой культуры» низшего разбора,- рекламные плакаты иэтикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а крометого наборы любыз предметов, попавшихся под руку, - одеяла и консервныебанки, разбитые часы и раскрашенные чучела. Нельзя сбрасывать со счетов впанораме искусств 2-й половине XX в. сюрреализм и активный эпотаж его метра альвадора Дали (1904-1988). Сон и явь, бред и действительность перемешаныи неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где былиувязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты,чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописнойтехникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей впроизведениях Дали. Зрелищные искусства и музыка XX в. Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайнепестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новыхсерьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленногопошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образныепроизведения. Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,описать все направления, течения и ответвления в одном реферате непредставляется возможным, ограничимся перечислением: это джаз, рок (рок-н-ролл, хард-рок, панк-рок), блюз, поп-музыка … Отдельное место занимаетроссийский рок. Появилась «современная», функционалистская архитектура, обнажившаяконструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции. Поэтомуновейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягучеловека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной». В 70-80е гг.в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении повседневных практическихтребований. Стали появлятся новые веяния, обно из них – бионика –заимствование конструктивных принцмпов у органического мира. Аэропорты,спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на плывущего ската, нагрибы, цветы и т. д. Необходио отметить, что современная архитектурапотеряла национальные особенности, во многих странах возводят однотипныесооружения, архитектура стала космополитичной. В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской имировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"» (оба — 1925,режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба— режиссёр В.И. Пудовкин). Крах фашизма, общая демократизация мира оказалина кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительныхявлений. Одним из них был итальянский неореализм. Появилось японское кино,которое в лучших своих произведениях самобытно и глубоко национально.Английское кино дало миру Хичкока, которого считают одним изосновоположников фильмов – ужасов, фильмов где используется мехпнникамассового психоза, массовой паники («Птицы»). Особое место занимаетамериканское кино, Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы,фильмы о шпионах. Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское киноразнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немалоумных строгих реалистических и психодогически тонких картин.Майя Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили доконкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующиегруппу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя иотносятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще дообразования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной отних. Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный отостального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению,что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики иЦентральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны,что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Онидопускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин)плюс 15 диалектов. Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики),удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языковотделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования(глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаныприблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная отгипотетического протомайя. В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаютсягруппы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной областинаходится уастекская группа майяской семьи. Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 иохватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, частьТабаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза изападную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующиеразделы работы. Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятсяиндейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут втропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —приблизительно 2,7 млн человек. Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»),живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки иинки), пожалуй, наиболее известны.История заселения Америки Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена изАзии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.приблизительно 30 тыс. лет назад. В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычныеольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформывоздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразнымиособенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы впогребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блокамииз полудрагоценных пород камня. Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являютсяколоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес иСан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментовтела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которогоизготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 кмот места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не былотягловой скотины. Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаютсяизображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лицс пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара. В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние насоседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученыеопределили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромныеучастки земли лишались растительности и становились непригодными дляземледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых людипереселились на север к родственным племенам. Археологические находкиподтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, ав местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формыкерамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытыевулканической пылью. В древней рукописи индейцев «Пополь-Вух» описываются события, похожиена извержение вулкана: «Густая смола пролилась с неба... Лик Землипотемнел, начал падать черный дождь». В другой рукописи, которая называется«Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара»), также имеются сведения о природнойкатастрофе: «Поднялся небесный столб — знак разрушения мира... живые былипогребены среди песка и морских волн...»Древняя история майя Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов:доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э —900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала иполуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в.,они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно,почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты иразрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и чтопослужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это былитропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либоболезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городовмайя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, чторазвалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местомрелигиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800развалин древних городов майя. Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены импосле испанского завоевания и не являются подлинными. Например, городТикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость». Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры,одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами былисожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайныодной из величайших в мире цивилизаций. Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (вГондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилани Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерессмешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главныецентры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан. В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренниепомещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храмупримыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурныйкомплекс — типичный для священных городов древних майя классическогопериода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены сживописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенногона холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, чтоклассический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этотхрам. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один изкоторых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого —танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птицпразднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, иходежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майяне обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своемумастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этихросписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и увереннораспоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями.Большинство фигур написано почти в натуральную величину. Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторыедругие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена.Почти все священные города классического периода несут на себе следынасильственных разрушений.Бонампак - история в картинках Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая ожизни города. Фрагмент настенной росписи Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих поростается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никакимкислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительноепроисхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущихна некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались длятрадиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, апозднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этойтрадиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметьтатуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но ина подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному вворовстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка долба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка уженщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,чем у мужчин. Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались отевропейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способыизменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К нимотносились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегосяребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себезубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающеесяискусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикрепляласьниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Такимобразом ребенок привыкал скашивать глаза. Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородкиполотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно имужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняячасть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритьеволос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабамистановились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тожесчитались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить вотверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты иукрашения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодичнопобрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивкамигеометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой покраям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лапягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходилив набедренных повязках. Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головнойубор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птицразводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагаласьсмерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые моглисоперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священнойптицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили вкачестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в рукахохотников. Праздничный костюм майя Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях(стилобатах), форма и высота которых определялась назначениемподдерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатыепирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершинекоторых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножияпирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницыустраивались иногда по всем четырем сторонам.Великий город Паленке Паленке был первым городом классического периода, о котором сталоизвестно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительностибыли издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий городпришел в запустение задолго до того, как на американский континентвысадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутымисклонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажилиотверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» наступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием.Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту сдлинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца иХрама Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные избелого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — настенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остаткивеликолепных барельефов и фресок. [pic] Храм Солнца Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшоепрямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое наневысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стенойпараллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из нихобразует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремяширокими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькоесвятилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложныйсвод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри иснаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещенбарельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенныхкопьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческиефигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия.Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанноеупотребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных ивпечатляющих памятников архитектуры майя. Храм Надписей. Храм Надписей. Маска из нефрита, Могила правителя Паленке. Саркофаг правителя. покрывавшаялицо правителя Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопкахархеолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому болеедесяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницыобразовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства,сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина былприблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет,хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всехпальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты,рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши,змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефританаходился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицопокрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — изкусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительствоее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, апирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Позднейбыло установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Онродился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был оченьвысок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейцабыл примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены вжертву 6 юношей. Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречаетсядовольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его изплотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использованиесвода над внешним входом. В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.Памятники архитектуры майя Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственназначительно большая однотипность, чем в других видах искусства, чтообъясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями,игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадьи составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы,дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовыхцеремоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлялоснову города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы. Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени,свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными иматематическими познаниями. Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные.Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианамиили веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служилилистья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет.Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаровв городе Чичен-Ице, а также на барельефах Ушмаля. Ушмаль. Дворец правителей. Ушмаль. Часть фасада Женского монастыря. Древний город Ушмаль — один из интереснейших памятников архитектуры,самый крупный и величественный. Он состоит из шести больших комплексов. Вцентральной части города были расположены Дворец Губернатора (24 комнаты),Квадрат Голубей, Большая Пирамида, Дом Черепах, Дом Волшебника,возвышавшийся на 30 м. Комплекс из четырех зданий, замыкавших большойвнутренний двор (79 64 м) называют Женским монастырем. Этот памятникзамечателен мощной аркой, которая разделяет здание на две части. Арка поправу считается красивейшей из всех созданных майя. Ступени УшмальскойПирамиды Чудотворца высотой с голень человека. Возможно, учитывалосьоборонное значение культовых сооружений. Без тренировки подняться навершину пирамиды очень трудно, лестница кажется бесконечной. С вершиныпирамиды хорошо видны древние развалины Ушмаля. На ступенях монументальныхлестниц в классический период майя оставлены длинные тексты. Они известны вКопане, Паленке, Киритуа и других городах. В настоящее время известно более5000 иероглифических надписей. Обычно они делятся на 3 группы. К первойотносятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках —стелах, алтарях, колоннах, тронах,статуях и т. п., ко второй — надписи,выполненные красками на стенах, керамических сосудах и бумаге (рукописи), ктретьей — надписи (обычно краткие), сделанные на предметах прикладногоискусства из кости, раковин, полудрагоценных и поделочных камней, редко наметалле.Письменность майя В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелыустанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя.Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями.Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям. Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых.В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древнихтекстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причинойтому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичностьсистемы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древнихмайя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами.Большое число записано на стеле 10-а в городе Тика-ле — 1841641600 дней, т.е. 5 миллионов лет. При вычислениях майя ограничивались только сложением ивычитанием. Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая былавзята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатиричная системасчисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногахчеловека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх.Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоялтакже из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждыйдень имел свое название, например: 1-й день — Имиш (кукуруза) — родившийсяв этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день — Кан(спелая кукуруза) — родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день — Кими(смерть) — родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и т.п. В календаре майя существовала 13-дневная неделя и 4-годичный цикл, атакже 52-летний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцеви 5 дней без названия. За 4 года «лишних» дней набиралось 20, т. е. налишний месяц, и 4-й год считался несчастливым (как у нас високосный). Годначинался с 26 декабря (зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как идень, имел свое название. 1-й (с 26.XII) — «Новое Солнце», 2-й — «Сбор»,далее «Колодец», «Новый», «Белый», «Олень», «Накрывание», «Желтое Солнце»,«Облачный», «Барабан», «Большой дождь», «Шум грозы», «Циновка», «Сип» (БогОхоты), «Летучая мышь», «Собирать по зернышку», «Конец». Ни у одного из народов древней Америки нет столь совершенного календаряи системы летосчисления, как у майя классического периода. Практическиенужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который в рукахжречества стал могучим орудием воздействия на массы. Летосчисление велось, по подсчетам современных ученых, с 5041738 г. дон. э. Начальная дата хронологии — 3113 год н. э. Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точкавсегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.);2 (..); 3 (...); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковиныобозначало 0. Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмахнаходились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму,истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям. К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки,изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной статистикой. Благодаряэтому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а такжепоявилась возможность расшифровывать практически любые неизвестныеписьмена. В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые,грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три:«Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Этикниги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В нихсобраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальныезаписи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги«Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении. Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, зналипериоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера.Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмовневооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурныекомплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классическогопериода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 вКопане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посевау индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшиепрямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точкузахода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.Религия майя Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическоеучение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением иастрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правилилюдьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторонсвета, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада,Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображалсявсегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»),бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box —богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды —Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белаяженщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей,приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров издрагоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косамиизображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы вжизни женщины: юность, зрелость и старость. Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческомобразе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову).Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар»носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «ЦиновкаЯгуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорято том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени. Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства,и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя былизнаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время приходазасухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгахимеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая изкоторых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются нетолько в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседнихиндейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год. В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем вполторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знакиотличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Такимиспытаниям подвергался будущий правитель или жрец. Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность кнефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской.Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделийиз нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из негоизготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита;украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качествемонет. В классический период широкое распространение получают различного роданефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефнымиизображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высотаодной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображенторжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. Наобратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть,такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобныхизделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится вНациональном музее в Мексике.Скульптура Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным еематериалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененноеизвестняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия трудаизготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи боговделались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и передначалом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс.деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичныедеревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном итехническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались понаследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывалисьостанки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивалисьтонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым:стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивалиправителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение.Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя налевой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры:пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнеепередавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурамианфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру. В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефахполучили естественные анатомические пропорции, более жизненной сталапередача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя илиБога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглойскульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правительизображался в торжественной и величественной позе. К концу периода вскульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшиепоздней к возникновению местных « школ ». Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитиискульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана,Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, частоплоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом. Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностьюпередачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированиемнизкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции.Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различныххудожественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным вокраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраскистел. Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостьюмоделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокогорельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеровПаленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталямкостюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитыедрагоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшейтщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказалибольшое художественное влияние на памятники искусства соседних с нимгородов. Стела из Копана. Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотяполностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузныестелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя вторжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется наизображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело женепропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям,излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементамизатрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерныхчерт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупнуюпластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельныепроизведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшимипроизведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя БогаКукурузы. Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно инымсоотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти ккруглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенноопределенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятникиКопана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигураправителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Ихотделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можнонаблюдать на копанских памятниках. Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливыескульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Ониизображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища изКиригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе.Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефовразнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многиерельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень. Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовыхстатуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Этиизображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализациейобразов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятникикрупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрамимонументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике),известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почтиотсутствует. Чичен-Ица. Чичен-Ица. Астрономическая башня Караколь. Фигура из ХрамаВоинов. Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара,названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов,Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана,Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмовнайдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль,Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собойнекоторый парадокс — больше половины здания города коренным образомотличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов быливысечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганойхлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер несоответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типовпостроек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названиемКараколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находитьсяобсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большойоткрытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь женеобычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенныескульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениямигрифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся кпрыжку. Чичен-Ица. Храм Воинов. Статуя Чакмоола. Недалеко от главной площади города находилось несколько каменныхмужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, такназываемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у нихвысечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделанвывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекскихплемен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую ониосновали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекогоТоллана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно,археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица игородом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Тулебыли найдены фигуры воинов, которые украшали

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права человека московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Московское метро московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура речи московский...
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Нейропсихологический подход...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Культура майя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Организационная культура...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<