Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд




Скачать 55.22 Kb.
НазваниеУкраина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд
Дата публикации01.04.2014
Размер55.22 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
Профессор Ирина Добронравова,

президент Украинского синергетического общества

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд.

Этот материал был написан в декабре прошлого года для симпозиума в рамках европейской конференции по сложным системам, которая будет проходить в Вене в апреле 2014 года. Тема этой конференции «Перекрестки цивилизаций: ответ и ответственность системных исследований».

Формулировка темы симпозиума, заявленного нашим синергетическим обществом «Перекрестки цивилизаций с синергетической точки зрения», была скорее откликом на заявленную организаторами проблематику, чем реакцией на положение в Украине. В тот момент Украина двигалась по направлению к подписанию договора об ассоциации с Евросоюзом, и существовала надежда на демократические изменения в стране. Когда эти надежды оказались обмануты, и наше руководство свернуло с европейского направления к привычному подчинению российскому авторитаризму, в стране началось протестное движение, получившее название Евромайдан. Это движение во многом было спонтанным, в особенности после жестоких неспровоцированных действий милиции по разгону митингующих ночью 30 ноября.

С синергетической точки зрения естественно охарактеризовать протестное движение в Украине как процесс самоорганизации, тем более что лидеры парламентской оппозиции скорее выполняют решения Майдана, чем руководят им.

Надо сказать, что среда политической самоорганизации в Украине принципиально хаотична, что характерно для любой нелинейной самоорганизующейся среды. В начале, при отмене однопартийности и запрете Компартии на первом постсоветском этапе развития Украины эта среда самоорганизации была однородной средой статистического хаоса, на которой формировалось множество партий. Множество это имело два выраженных аттрактора движения: демократический и коммунистический.

В случае самоорганизации на однородной среде устойчивым является «победа» одного из аттракторов. Но если другой аттрактор не уничтожен, возврат к нему в виде складки остается возможным. К сожалению, запрет с Коммунистической партии был снят, и опасность возврата к коммунистическим порядкам или, по крайней мере, ее видимость существовала. На такой опасности и сыграли Ельцин в России и Кучма в Украине, добиваясь своего переизбрания на второй срок.

Следующий этап политической самоорганизации в Украине происходил уже в среде, образованной политическими партиями и общественными организациями, в среде, где существовали определенные параметры порядка. Как показала синергетическая интерпретация математического анализа результатов нескольких выборов (парламентских и президентских), эта среда приобрела черты динамического хаоса. Формирование возможных устойчивых структур в динамическом хаосе обеспечивается конкуренцией аттракторов. Такие структуры называются фракталами, принципиально сложными образованиями с масштабной инвариантностью. В случае перевеса одного из аттракторов в этой конкуренции, устойчивость нарушается, и имеют место режимы с обострением.

Во время оранжевой революции 2004 года пафос протестующих был направлен на то, чтобы прекратить фальсификацию выборов и выход из политического кризиса был обеспечен честным проведением дополнительного тура президентских выборов. Тогда я специально выступала по радио с призывом сохранить баланс сил в Украине, чтобы обеспечить ее целостность как единства многообразия жителей ее различных областей, исторически принадлежавших разным империям или, если воспользоваться подходом Хантингтона, разным цивилизациям (российской и западноевропейской). Этот баланс сил при сохранении возможности честной конкуренции аттракторов и обеспечивал существование динамически устойчивой политической структуры.

Победа В.Януковича на относительно честных президентских выборах 2010 года с небольшим перевесом не вызвала массовых протестов не только из-за разочарования народа в политике демократической власти, погрязшей во внутренних разногласиях Ющенко и Тимошенко. Политические технологии, обеспечивавшие победу Януковича, теперь базировались не столько на фальсификациях в избирательном процессе (особенно в восточных областях), сколько на разобщенности оппозиции.

Важным обстоятельством специфики политической самоорганизации Украины вплоть до последнего времени являлось то, что она была связана с действием внешних аттракторов: России и Европы. Казалось бы, и нынешнее политическое противостояние в Украине имеет ту же природу, недаром нынешний Майдан называют Евромайданом. Сферы влияния те же, области с перевесом тех или иных сил почти те же. Однако, самоорганизацию Майданов не следует путать с политической самоорганизацией в Украине вообще. Одной из форм социальной самоорганизации является миф, и именно миф свободы и справедливости являлся и является основой самоорганизации Майданов (Л.Бевзенко).

Нелинейность как основание формирования действующих причин самоорганизации в ситуации социальной самоорганизации в Украине порождается массовыми настроениями людей, неудовлетворенных произволом властей, всеобщей коррупцией и продажностью судов. Полная неспособность руководителей страны, капиталы которых, как и их ментальность, с точки зрения большинства народа Украины по своему происхождению являются криминальными, обеспечить честную конкуренцию и, соответственно, приток инвестиций в страну привели не только к политическому, но и к экономическому кризису, усиленному политикой России, противодействующей европейской интеграции Украины.

Так что выход людей на улице, первоначально инициированный отказом от европейского вектора развития, быстро перерос в движение за восстановление справедливости и прекращение бандитских методов управления государством и ведения бизнеса. Поэтому противопоставление Запада и Востока Украины и сведение противостояния к противоположности Российского и Западного векторов развития лишь маскирует реальную ситуацию в Украине. Об этом свидетельствует присутствие людей из разных регионов Украины на Майдане в Киеве и распространение майданов практически по всей Украине (долгие годы террора власти криминалитета в Донецке и Луганске затрудняют действия активистов, но не отменяют ни их наличия, ни сочувствия к ним многих людей).

Цивилизационное раздорожье в Украине действительно существует, но это не перекресток западной и православной цивилизаций. Речь идет о моральном выборе и стремлении утвердить честность и справедливость в обществе. Эти ценности выступают в качестве регулятивных идей для людей, находящихся на майданах, и обеспечивают их не только всенародную, но и всемирную поддержку. Именно поэтому такую угрозу видит в них для себя российский авторитаризм.

Особого внимания заслуживает сама способность украинского народа к самоорганизации. Опыт многих столетий жизни украинского этноса в отсутствие собственной государственности породил разные ее формы. Это и военная демократия Запорожской Сечи (недаром майданы сравнивают именно с такой формой самоорганизации, хотя пока и без оружия). Это и способность воспроизводить традиционные формы общественной жизни в селах и хуторах простых украинских крестьян, вновь и вновь переезжающих по плодородным степям Украины, спасаясь то от набегов татар, то от попыток закрепощения со стороны польских или российских помещиков. История народа в песнях (думах), опыт боевых единоборств в танцах (боевой гопак) – эти культурные традиции выступают в качестве управляющих параметров самоорганизации. Они присутствуют и в ментальности украинцев, и в их коллективном бессознательном. Эти традиции основаны на солидарности и индивидуализме, стремлении к самостоятельности и умении приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, требовательности к собственным лидерам при полном отсутствии любви к начальству, столь типичной для патриархатных настроений посттоталитарных социумов и еще не изжитой многими из тех, кто осуждает Майдан и боится его.

К сожалению, тотадьное вранье российских телевизионных каналов дезориентирует многих людей в России и в восточных областях Украины. Никаких фашистов нет на украинских майданах, ни в Киеве, ни в других городах. Это нормальные толерантные люди, образованные и доброжелательные. Русский язык звучит не менее часто, чем украинский. Языковой проблемы в Украине вообще не существует. Книжные магазины и газетные киоски полны русских изданий, а телевидение передач на русском. Украинский патриотизм не означает нацизма – это страшилка еще времен сталинской пропаганды.

Поэтому бескомпромиссная борьба и стратегические действия, требующие победы, а не консенсуса, не направлены на уничтожение одного из аттракторов, а на обеспечение их конкуренции. В поле такой конкуренции возможно образование и удержание динамически устойчивых целостных фрактальных структур. По поводу обеспечения такой конкуренции и возможно коммуникативное действие, направленное на консенсус, к которому нас призывают европейские политики. Это консенсус не между бандитами и их жертвами (таковой невозможен), а между всеми здравомыслящими людьми в Украине.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconПрограмма тура
Азербайджан расположенный на самом перекрестке Восточной и Западной цивилизаций, который был подвергнут влиянию их обеих. Здесь есть...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд icon«Уикенд в Баку»
Азербайджан расположенный на самом перекрестке Восточной и Западной цивилизаций, который был подвергнут влиянию их обеих. Здесь есть...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Мир как история, различия цивилизаций в подходах к пониманию истории, взгляд Шпенглера на историю

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconСодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconНазарова Т. С., Шаповаленко В. С. "Синергетический синдром" в педагогике...
Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. "Синергетический синдром" в педагогике // Педагогика. №9. – 2001. – С. 25-33

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconОглавление
«Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996 г.). После этого термины «конец истории» и «столкновение цивилизаций»...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconТеория культуры культурология как наука
Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconЕвропа и Россия, а в особенности Юго-Восточная Европа, находятся...
Юго-Восточной и Восточной Европы. Вместо свободного демократического мира, вместо "Европы без границ", открытой для передвижения...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconПрограмма международной научно-технической конференции энергоэффективность-2010...
Долинский А. А. (Украина), Карп И. Н. (Украина), Корчевой Ю. П. (Украина), Кулик М. Н. (Украина), Майстренко А. Ю. (Украина), Макаров...

Украина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд iconДень первый — 26 апреля 2010 г
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<