Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика»




Скачать 370.68 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика»
Дата публикации10.04.2014
Размер370.68 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Педагогика

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «Педагогика» Авторизованный реферат по курсу «Педагогика» Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2001 годСодержание Содержание 2 Методологический раздел педагогики 3 Педагогика как наука 3 История возникновения педагогики 4 Связь педагогики с другими науками 6 Принципы педагогики, и ее функции 8 Предмет и задачи педагогики 10 Семейная педагогика 11 Дидактика (теория обучения) 17 Содержание и форма дидактики 17 Основные методы и формы обучения 18 Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович 19 Теория воспитания 28 Основные направления теории воспитания и их содержание 28 Специфика принципов воспитания 28 Личность как объект и субъект воспитательного процесса 29 Методы воспитания 32 Взаимодействие коллектива и личности 32 Особенности самовоспитания школьников 34 Литература: 38Методологический раздел педагогикиПедагогика как наука Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предметисследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или инуюсторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,объективно существующее явление изучается многими науками. Историческийматериализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развитияобщества, его производительных сил и производственных отношений; история –как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;психология – в связи с изучением становления личности развивающегосячеловека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такогопредмета, который специально не исследуется никакой другой научнойдисциплиной. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогикавыступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитаниечеловека. Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённыйасект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретическихоснов. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количествообразовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебныезаведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика какособая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитиюпедагогической теории. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мерерасширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизниобщества всё более становятся наукой об общих закономерностяхвоспитательного воздействия на людей всех возрастов. Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новымсодержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесскоснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначаетсяцелая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельныхпедагогических дисциплин: 1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. 2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.); 3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия; 4. Частная методика, исследующая специфику применения общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.); 5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отраслипедагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшейшколы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываютсятакие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания,педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.История возникновения педагогики Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизнирастущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийноскладывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений,специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом,превратились в объективную потребность общества и стали важнейшейпредпосылкой его развития. Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, вчастности, в более поздний период рабовладельческого строя, когдапроизводство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятсяв особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательныеучреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитаниедетей. Это имело место во многих древних странах, но более или менеедостоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, странБлижнего Востока и античной Греции. Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели имыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как вразвитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законамСолона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отецобязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или инойобласти труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальнаяотрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности,стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, изнания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась внедрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг.до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) идр. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Изантичной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», которыйзакрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло? В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократыпоручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и изшколы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает«детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специальноподготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, идля которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особаянаука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многиедругие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает«досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, авпоследствии просто средняя школа, и др. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например,выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг.до н.э.) и др. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и былипронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителейэпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянскийгуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог ХуанВивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536)и др. Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оковугнетения. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогикапродолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервыебыла выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформлениепедагогики как самостоятельной научной дисциплины большинствоисследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна АмосаКоменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формыорганизации учебной работы с детьми и нравственного воспитания сталинеотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем. Неоценимое значение для становления научной педагогики имели трудытаких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) вАнглии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих АдольфВильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) вГермании. Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русскойпедагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становлениеотечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано втрудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советскойпедагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.Сухомлинский (1918-1970). То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупныхпедагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитиемпроизводства, науки и культуры требовало повышения грамотности основныхпроизводителей.Связь педагогики с другими науками Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексногоизучения педагогических явлений объективно требуют органической связипедагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя исовершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной ипедагогической психологией. Психология вскрывает закономерностипсихического развития людей в разные возрастные периоды, механизм измененийпсихики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются приразработке организации познавательной деятельности учащихся в процессеобучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, котораяизучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, чертыхарактера и особенности психического склада людей, находящихся в разныхсоциальных условиях. Исключительно ценными знаниями о природе физического развитиячеловека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющаяестественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучениеусловнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы техизменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий исвязаны с формированием умений, навыков и привычек. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения ивоспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,которая получила название теории управления. Возникнув в системеобщественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыланаиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессыуправления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественнойспецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетикенедоступны. Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или непользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы иданные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора ивыявления границ их применения. Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения ивоспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результатмноголетних исследований закономерностей формирования всесторонне игармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает вкаждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: безглубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методамипедагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоениюпедагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, набазе которой может и должно развиваться педагогическое искусство какнеотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может бытьдалеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянногобеспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путьупорного, каждодневного труда.Принципы педагогики, и ее функции Непременным условием выделения и функционирования любой науки являетсяналичие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)педагогической науки? Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что онаисследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования иобучения личности. Развитие человека – это процесс становления его личности под влияниемвнешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природныхфакторов. Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида(онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественныхизменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строениичеловеческого организма. Советская педагогика не исключает влияниянаследственности на развитие человека. Известно, что наследственностьотражает заложенные в генетической программе человека особенности, которыепередаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, ителосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышленияи др. На наследственность детей существенно влияет состояние психическогоздоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют наумственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикоманияродителей. Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, отпростого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Подпсихическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а такжепотребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие естьразвитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности. Личность человека – результат действия и взаимодействия различныхфакторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли исознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшейстепени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельностьгосударства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагаеторганизованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечиваютформирование личности. Значит, формирование личности человека – это процесс её становления подвлиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних ивнутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, сприменением определённых средств. Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Онозаключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнутьопределённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённыекачества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторовформирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставитопределённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такоеобщественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целяхнаправленного формирования личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,где есть воспитание, на полную мощность используются положительные иослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,человек раньше оказывается способным к самовоспитанию. Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качествличности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру –к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубжесистема отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче еёсобственный духовный мир. К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятсятакже образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторонувоспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурныхценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательныхумений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали,поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческихсил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержаниеобразования включаются все элементы социального опыта. В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различаютсреднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование.Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даётобщеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работникуопределённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование ушкольников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы,дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического ипрофессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи. Образование может быть достигнуто разными путями. Это может бытьсамостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа напроизводстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём являетсяпланомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человекунормальное и полноценное образование. Содержание образования определяетсягосударственными учебными планами, учебными программами и учебниками поизучаемым предметам. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическоеобучение, которое осуществляется в определённой организации подруководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостныйпедагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,осуществляется воспитание и развитие учащихся. Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нёмвыступает обучающий (педагог), который излагает программный материал ируководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данныйпроцесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоениенаучных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике,развитие творческих способностей, формирование материалистическогомировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню ра-вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознанииребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания,непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения совзрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются,неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимносвязаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при иххарактеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия иименно на этой основе отличать его от других категорий.Предмет и задачи педагогики Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научногознания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло,искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства«вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовноеи телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствиизнаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формальнопедагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер вобразовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконевсе чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика»(антропос –человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую онаисследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС).Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики.(Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают всепроблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько вперед, отметим, чтоэлементами канонической педагогической системы являются: цель обучения,содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формыобучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки,хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементовпедагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный(содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный(процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог всвоей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание,отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия егоучастников.Семейная педагогика Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основнаяячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большуючасть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычноопределяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляетособый интерес для социально-психологического исследования. Типичнаясовременная семья в развитых европейских странах состоит из 2-6 человек:мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовскойлиниям — бабушек и дедушек. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых ииндивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семьяудовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и ввоспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностныепотребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная,экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга иотдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение ивзаимодополняемость. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значениеимеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функциясемьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитиеего способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществомсоциального опыта; выработка у них научного мировоззрения,высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма иинтернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином,соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение ихинтеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическомусовершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательноевоздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей егожизни. Аспект третий—постоянное влияние детей на родителей (и другихвзрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциаласемьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющихпедагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные ибытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейногоколлектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненныйопыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значениеимеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитыватьхарактер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогическойкультуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение междуними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой иобщественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процессасемейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своейжизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность ипродолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другойвоспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей вразличные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семьеучит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так каксемейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответногочувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чемлюбое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола,нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенкунаиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —егоустойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детейраннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной,трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное вниманиеродителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возрастаотрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда ониуже обучаются в школе. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры,на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь дляребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором ввыработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценностиобщества потребляются через семью, познание других людей начинается ссемьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как идиапазон общественного воздействия. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условиядля формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнькаждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешноговыполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, всеэто сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительноутверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чемвоспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытываетнекоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной.Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативнойфункции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовойинформации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой иискусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающейприродной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейногообщения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то этозаметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативнойфункцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией)деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этимнельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значениесемьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробнорассматриваются в последующих главах. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организациидосуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное)время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимоесредство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннегоразвития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм ирежим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами,планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркаломзрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можносказать очень многое. Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотртелепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещениебиблиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодногоотпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки наприроду; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишкоммного времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе,родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь назанятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современнойсемьи. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семьяоказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семьепринадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развитияобщества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждымчеловеком. · Конфликт поколений — вечная проблема семейного воспитания. · Методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираютсяправильно. · Всю свою жизнь родители должны, подчинить воспитанию детей. · Наказывать детей необходимо, но умеренно. Время от времени появляются сообщения о племенах, в которых подросткине знают конфликтов со взрослыми. В застывшем, окостеневшем обществе, гдежестко соблюдаются древние традиции и уклад жизни, просто не остается местадля межвозрастных столкновений. Такое случается в племенах Южной Америки,Африки, Австралии, проживающих в труднодоступных районах, почти не тронутыхсовременной цивилизацией. Во всяком развивающемся обществе естественнаясмена поколений проявляется не только преемственностью, но и борьбой новогосо старым, нарождающегося с отживающим. Человечество развивается неравномерно. В периоды затишья, относительнойстабильности общественной жизни подростки не столь резко выбивались из ееколеи и без особого напряжения включались в нее. И совсем иначе ведут себяподростки в периоды бурного развития общества, ломки привычного образажизни. Темп преобразования жизни необычайно ускорился. Переход от охоты искотоводства к земледелию совершался на протяжении тысяч лет, а отаграрного общества к индустриальному в течение сотен лет. Сейчасстремительно набирает темпы научно-техническая революция. По своимпоследствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков летпроизойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет неоказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только впроизводство, но и в быт изменит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру.Коренные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чембыстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями, темсложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иныеусловия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степенивовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодымлегче жить. Молодежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выборапрофессии, спутника жизни, но это требует от нее большей ответственности,самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим ижизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иныхусловиях и не всегда применим в новых. Необходимо понимать, что из прошлогонуждается в бережном сохранении, а что необходимо преодолеть. Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, темострее конфликт. Какие же особенности нынешней ситуации обостряют проблему«отцов и детей»? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит голову.Многое из того, что раньше было нельзя, — теперь можно. Социально незрелыеподростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжелопривыкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззрением. Непростоподростку ответить на вопрос «делать жизнь с кого». Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественнымизменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома,но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себяучебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распадтрехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляетконтроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественноготранспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельноевоспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсироватьродительской любви и ласки. И это также становится одной из причинбесчувствия детей. В прошлом семья трудилась как единая произведет венная ячейка.Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросытрудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети невидят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чемзанимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовыеобязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления,отдыха, развлечений. Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостьюсупругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят неэкономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем вышеи сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло нетолько взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы впрестижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спортутратил свой чисто игровой и оздоровительный характер. Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и вполных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителяне хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые наработе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям.Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотртелепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяетсовместного посещения кино или театра. Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточностьтрадиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностяхвоспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формывоспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нетили их значительно меньше. Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, чтодетям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые былинедоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передачепрофессионального опыта. Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не тольконе помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Этотребует большой гибкости, пластичности, подвижности. На первый план выходитне повиновение, а воспитание самостоятельности, инициативы. Не случайноставится вопрос о школьном и студенческом самоуправлении. Важнейшимикачествами личности становятся чувство достоинства и формированиесоциальной ответственности. Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде,чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя иидентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенкуосознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяютребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когдабыли разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитатьсемейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработатьтрадиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем,чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей.Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье,наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждоелето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать иувидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе этопозволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться отсоблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать инеобычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки загород, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в этовремя их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению,идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка,когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можноподелиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется наформировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничномуразвитию.Дидактика (теория обучения)Содержание и форма дидактики Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболееобщем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактикесформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принциповобучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания иучения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Этинаиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно-экономическому обучению. Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Этоосновные руководящие положения, отражающие закономерности педагогическогопроцесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы,оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей,на целесообразный отбор содержания занятий. К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие: . направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности; . тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства; . систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому; . доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим; . наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.; . оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя; . рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно- воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых; . сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности; . прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых. Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуетсярассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ковсем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И этопрежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должнычитаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнееотражать реальные социальные потребности общества.Основные методы и формы обучения Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельностипедагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых дляуспешного выполнения производственных задач. Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группыметодов обучения: . организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; . стимулирования учебно-познавательных процессов; . контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности. Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методыобучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядногоматериала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторуюгруппу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии,“мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а такжепоощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта врезультате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с теми первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе(методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенныхзнаний, приобретенных навыков и умений. Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах: . опосредованное общение /в основном через письменную речь/; . общение в паре; . групповое общение; . общение в парах сменного состава. Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыреформы организации процесса обучения: . индивидуальная, . парная, . групповая, . коллективная. Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мыих называем основными или базисными. Они - формы существования процессаобучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознанияи деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, нопри этом основа сохраняется. В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались нечетыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная ииндивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давноосвоены учителям, и признаны официальной педагогикой и органами управленияобразованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение впарах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения напротяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали«коллективная форма организации процесса обучения», противопоставив темсамым ее индивидуальной и групповой формам.Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую системуэффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорныеконспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ(«Интеллект развивается до 11 лет...»). Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоениесамых сложным предметов в школе физика математика...) можно облегчить исократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психолого-дидактических методологическихприемов (максимально эффективное использование времени учащихся, «опорныеконспекты», «плашки» и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею «борьбы с двойками»,которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когдапытаются «реализовывать» некоторые методы, и тем самым оказываютсянеспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталовасодержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических идидактических приемов и новшеств. За тридцать лет на семинарах с системой В.Ф. Шаталова познакомилосьоколо 500 тыс. учителей в России, и около 400 тыс. педагогов на Украине. Лучшим рассказом о системе Шаталова В.Ф. будут выдержки из его книг. Ни дня без игры (1980) Все время рядом с поиском новых методических приемов и методов шлисамые разнообразные игры и состязания. На первый план встала забота оздоровье ребят, поддержании высокого рабочего тонуса, бодрого,оптимистического настроя. Незаменимым помощником всегда и во всем былспорт. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогомигра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости,изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучшийв методическом отношении урок. Включитесь в игру! Доверьтесь ей! Например, в состязаниях по стоклеточным шашкам, требующих предельнонапряженного внимания, глубокого анализа и сложных расчетов вариантов, напервых местах в классе оказались слабые ученики. Как это объяснить?Возможно, игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервымышления; природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась сошкольными успехами. Так, в игре, путь к развитию познавательной активности был нащупан. Живая речь на уроке (1989) Учителям хорошо известно, как медленно и робко говорят дети в 4–5классах. Скороговорки помогают им в непринужденной игровой обстановкеосвободиться не только от речевых ошибок, но и от неуверенности в себе,боязни публичного выступления. Но скороговорки еще и приближают детей кроднику образной народной речи, учат вниманию, развивают воображение,чувство юмора. Вот несколько скороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, неглядя в текст, произнести выразительно и быстро три раза подряд). . Купи кипу пик. . Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. . Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался. Удивительное дело: прочитать эти три предложения и уяснить их смыслсовсем не сложно. А вот произнести каждое по три раза, не допустив при этомни одной ошибки, невероятно трудно. И вот здесь-то как раз и таится всяпрелесть скороговорок: они восполняют огромный разрыв между техникой тихогочтения (она у многих ребят развита хорошо) и живой речью, да к тому же ещетакой, когда чистота каждого звука строжайшим образом контролируетсятоварищами. Ведь скороговорки по своей природе являются инструментамиобщего, а не индивидуального пользования. Скороговорки увлекают абсолютновсех, даже если перед ребятами не ставится никакой целевой задачи. Конкурсыже вызывают просто азарт. Сколько скороговорок можно предложить ребятам в один день, чтобы былиони интересны и ненавязчивы? Две-три. Этого вполне достаточно, чтобы напеременах стало меньше беготни, сутолоки и уныния. Опорные сигналы (1989) Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если быона существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ееследовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляяслово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них.Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – этои слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве всеперечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человекахранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать принеобходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемоническиеприемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобыоблегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Ктоне обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов врадуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, напримерс помощью аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и нашиопорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них – принцип ассоциации. Вмногочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным предметамможно встретить самые неожиданные слова и предложения. Что, к примеру,скажут непосвященному читателю такие записи на страницах брошюр с опорнымисигналами по физике, как кварк, Древний Рим, усики, Аморфное состояниенеустойчиво – глицерин и т.п.? Но в том-то и дело, что каждый из этихсигналов несет в себе обильную информацию и, самое главное, помогаетвосстановить (высветить!) ее содержание. Запоминается же он на всю жизнь. Отметка – не цель (1989) Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного иумелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл,превращаясь в средство угнетения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учительне исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь водну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будутобъявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва толькооткроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителядополняется самооценкой. Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают ослучаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценкуза ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, незаметил учитель. О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогдане снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, атем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишьдумающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить своерешение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее вих основе, должно быть одно. Чувство милосердия. Учет и оценивание знаний (1989) Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист –ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любаянежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какойименно материал усвоен плохо или недостаточно. И этот сигнал тоже побуждаетк действию, ежедневно напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все оценки,кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, еслиученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакойдругой!) раздел, за который она получена. И никаких разговоров осамосознании, самодисциплине. И никаких претензий к учителю. Неподсуденучитель и неподвластен ничьему давлению. Исследуя психологическую линию отношений, характерную для новойметодики контроля и учета знаний, мы умышленно ничего не говорили о второмдокументе, прямо связанном с ведомостью открытого учета знаний и снимающемвозможность конфликта между семьей и школой. Ведомость – внутришкольныйдокумент. Правда, он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьейон не обеспечивает. Эту функцию выполняет, заменяя дневник, экрануспеваемости. Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующийтетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табелеуспеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок. Ихвыписывает из ведомости сам ученик. Теперь и учитель, и родители, и,главное, сам ученик получают возможность видеть не только итог, но и сампроцесс учения как движение к конечному результату, ощутить все “камнипреткновения”, спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, ихпреодоления. Обобщим. 1. Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить своюподпись во избежание подделок. 2. Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят неприходится. 3. Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны вброшюрах с опорными сигналами. 4. Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены наотдельные листы. В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологическиеаспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию,заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность занего). Если же к этому присовокупить перспективу нового успеха, активноподдерживаемую родителями и учителями, то возникающее у ребят отношение кучебной работе как к желанной, важной и посильной и стремительный рострезультатов их труда – естественная и неизбежная закономерность. Научить учиться (1989) Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколениеучителей, – развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженномуинтеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовыхзнаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющегосамостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, чтоэта задача вполне доступна школе. Рождение мысли. На протяжении всех лет учебы в экспериментальныхклассах ребятам при каждом удобном случае напоминали о том, что если впервые 5–6 минут не возникало хотя бы ориентировочного плана решениязадачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом. Но! Попрошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшимобразом вчитаться в условие неподдающейся задачи. Появится мысль – работайнад ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли – оставь задачу. Сновапереключись на другую работу, а спустя час-полтора снова вернись к этойзадаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести доконца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочностьдогадки. В деле вычислений и всяких иных механических операций никто неимеет права давать себе никаких поблажек. Это основа самодисциплины,определяющей успех при решении не только математических, но и любыхжизненных задач. Но как же быть, если задача все же не получается? Чаще всего это бываетв тех случаях, когда в ее решение заложена новая, ранее никогда невстречавшаяся идея. Прийти к ней самостоятельно – равносильно открытию, иделать ставку на него по отношению к каждому ученику – несерьезно.Искусство педагога – устранить во время уроков все объективно непреодолимыепрепятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск пусть даже по трудным,но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснутьпознавательному интересу, порыву. Именно этой цели служат у нас урокиоткрытых задач. Листы группового контроля (1989) Реализация принципа быстрого движения вперед может быть осуществленатолько при условии внедрения таких форм повторения, которые обеспечиваютнадежность усвоения программного материала всеми, без каких-либоисключений, учащимися. Достижению этой цели служит методика обучения полистам группового контроля, которая может быть эффективно использована и втрадиционных условиях. Можно сказать, что именно этот первый лист при правильной постановкеработы с ним может стать тем ядром конденсации, вокруг которого образуетсяустойчивое поле основных знаний. Работа по листу группового контроля начинается без промежутка, и втаком темпе заложен свой смысл: потерям времени в течение года места небудет. Сразу же раздаются брошюры, открывается первая страница, и учительначинает давать ответы на все вопросы. Без суеты, без спешки, обстоятельнопроговаривая все тонкости ответов, расставляя смысловые интонации на каждомфрагменте правил. Каждое правило подкрепляется одним или несколькимипримерами. Фронт атаки на двойку (1989) 1. Нетрудно понять, что ежедневный всеохватывающий контроль в формеписьменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разныхформах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и наих знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. Ужепосле 2–3 уроков приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимоработать ежедневно. 2. Самоконтроль. При работе по новой методике, готовясь к уроку, дажесамый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и несделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки. В результате введомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлыхпровалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь насамоконтроль. 3. Помощь родителей. Практика подтвердила: сплошь и рядом, получиввозможность активно помогать детям в учебе и контролировать ее, родителичасто оказывают решающее влияние на ранее отстававших или ленившихся ребят. 4. Право на лучшую оценку. Любую нежелательную для себя оценку ученикполучает право исправить. Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответпо другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смыслеэтого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своейготовности ответить именно по “проваленному” разделу. 5. Привычка к самостоятельному преодолению трудностей. В первые недели,не до конца разобравшись в сущности происшедших перемен, некоторые ребята сусилием заставляют себя ежедневно готовиться к урокам, но, работая сопорными сигналами, они быстро вырабатывают привычку трудиться на совесть.И результат не замедливает сказаться. В ведомостях учета знаний стояттолько отличные отметки. О двойках ребята просто забывают. 6. Жизнь сначала. В традиционных условиях происходит медленное, нонеуклонное накопление груза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одногоза другим в пучину отчуждения, разочарования и полнейшей беспомощности.Удерживаются на поверхности единицы. Новая система взаимоотношений, и этопонимает каждый, позволяет в любой момент начать жизнь сначала – с первойотличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами. 7. Обилие оценок. Сколь редко опрашивают детей сегодня! Каждая оценка вдневнике – маленькое семейное событие. Радостное или печальное. Оценка втаких условиях становится идолом, и значительная часть учеников учатся воимя оценки, развращая тем самым себя до конца дней своей жизни стремлениемк сиюминутному успеху. Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку сведущих позиций, отнимая у нее право давления на личность. И в школуприходит всеобщая нацеленность на знания, на общий трудовой успех, напоиск. Мотивом учения становится познавательный интерес. 8. Развитие речи. В три раза по сравнению с традиционной методикойувеличивается время устных ответов ребят на уроках, и не остается в классахмолчунов, косноязыких. О каких неудовлетворительных оценках может теперьидти речь, если на всех уроках в течение одного рабочего дня право говоритьпредоставляется 70 учащимся! Плотность устного опроса становится такойвысокой, что при подготовке к очередному уроку каждый ученик

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права человека московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Московское метро московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура речи московский...
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Нейропсихологический подход...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconКондратьева светлана николаевна
Харьковский Государственный Педагогический Университет им. Г. Сковороды, факультет педагогика и психология

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Педагогика» iconМинистерство Образования РФ челябинский Государственный Университет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<