Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология»




Скачать 102.11 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология»
Дата публикации17.04.2014
Размер102.11 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Экзаменационная работа по курсу «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Становление личности в подростковом и юношеском возрасте. Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга Лапов Андрей Викторович, группа 82/с. гор. Санкт - Петербург 1999 год. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ) Подростковый возраст – трудный период психологического взросления иполового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительныеизменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание бытьили хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права,подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и частоидёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильнаяпотребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг другаувлечения. …в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного… Л.С.Выготский ? Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этомвыделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками;требуют верности, но часто меняют друзей. ...подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование… …с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны… Анна Фрейд ? …Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми… ? Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особовыделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». …У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. … И.Ю.Кулагина ч. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому,ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослостипроявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились кнему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие вотношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослуюпозицию. …Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один ша в своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». И.Ю.Кулагина ч. …В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. И.Ю.Кулагина ч. …Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Р.С. Немов ? …Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием… И.Ю.Кулагина ч. …Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание… Р.С. Немов ? Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же периодпроисходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, какпамять и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения всредних классах. …для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности… И.Ю.Кулагина ч. С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения.Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству: …подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным искусством и т.д. … Р.С. Немов ? Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображениевзрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не всеподростки стремятся к достижению творческого результата, но …все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру… И.Ю.Кулагина ч. …игра ребёнка перерастает в фантазию подростка… Л.С. Выготский ? Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются ввоображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легкоисполняются в мире фантазий: …замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса… И.Ю.Кулагина ч. …Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может поделиться этой интимной информацией только с близким другом. … И.Ю.Кулагина ч. Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приноситуспокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образнойформе. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения иэмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. Вэтом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение вшколе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подростокдолжен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметьпредставление о будущей профессии и о конкретных способах достиженияпрофессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайнесложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатсявыработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимостиобразования и престижности той или иной профессии. …далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения. …В это время усиливается значимость собственных ценностей. … …В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе… …возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и возможно, началом нового жизненного пути… И.В.Дубровина ?. …В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью… И.Ю.Кулагина ч Ранняя юность ( 15 – 17 лет ) …Для ранней юности характерна устремлённость в будущее… …устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. … И.Ю.Кулагина ч …самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. … Р.С. Немов ? Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности всебе, в своих силах и возможностях. …В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения. … …В выпускном классе ситуация становится более напряжённой… …Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность. И.Ю.Кулагина ч Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразиевариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности вэтот период. …Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. … …Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет. И.Ю.Кулагина ч В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды,убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своегожизненного опыта. …знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. … И.Ю.Кулагина ч Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны свыработкой мировоззрения. …в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально- логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. … …Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. … …Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций… И.Ю.Кулагина ч Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебноймотивации: …юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно- профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению… А.В.Петровский ? …Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь… И.Ю.Кулагина ч СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ:1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.2.Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период отподросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.5.ПЕТРОВСКИЙ А.В. «Проблема развития личности с позиций социальнойпсихологии» Москва, 1984 г.6. ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологическая готовность...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconКурсовая работа по курсу: «Психология развития и возрастная психология»
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие психики в подростковом...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психодиагностика и средства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconВозрастная психология. Вопрос №1. Предмет возрастной психологии....
Овременности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua "психология безопасности труда. Риск-факторы"
Психология безопасности труда. Риск-факторы". Контрольная работа по курсу "охрана труда"

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом и юношеском возрасте Экзаменационная работа по курсу «возрастная психология» iconРеферат По психологии развития и дифференциальной психологии на тему:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<