Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги»




НазваниеУчебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги»
страница1/30
Дата публикации18.04.2014
Размер5.2 Mb.
ТипУчебник
uchebilka.ru > История > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Первоисточник: М.: Светотон, 2001. - 400 с.







Рецензенты(-ы): И.В. Левочкин, доктор исторических наук, С.П. Гаранина, кандидат педагогических наук




Источник файла: http://www.hi-edu.ru/




Жанр: Учебник для вузов




Год издания: 2001




ISBN: ISBN 5-7419-0040-2










Аннотация: «История книги» охватывает период с древнейших времен до наших дней и раскрывает ключевые вопросы развития книги как составляющей части культурного наследия общества. В работе широко представлена история деятельности зарубежных и отечественных издательско-книготорговых фирм и выдающихся книжников. Некоторые разделы построены на архивных материалах.
Книга представляет культурологический интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

^ История книги
 Предисловие

 Часть I. Методологические основы изучения истории книги

• ^ Глава 1. Книга как предмет исторического изучения

• Глава 2. Методы изучения истории книг

• Глава 3. Источниковедение истории книги

• Глава 4. Историография истории книги

 Часть II. Всеобщая история книги

• Глава 5. Письмо и письменность у древних народов

• Глава 6. Книга в Средние века

• Глава 7. Книга в первые века книгопечатания (XV-XVI века)

• Глава 8. Книга в эпоху буржуазных революций и в век Просвещения (XVII-XVIII века)

• Глава 9. История зарубежной книги в XIX веке

• Глава 10. История современной книги

 Часть III. История русской книги

• Глава 11. Рукописная книга Древней Руси

• Глава 12. Начало книгопечатания в Русском государстве

• Глава 13. Книга в России в XVII веке

• Глава 14. Книга в России в первой половине XVIII века

• Глава 15. Книга в России во второй половине XVIII века

• Глава 16. Книга в России в первой половине XIX века

• Глава 17. Книга в России во второй половине XIX века

• Глава 18. Книга в России в начале ХХ века

• Глава 19. Книга в России в 1917-1921 гг.

• Глава 20. Книга в СССР в 1920-е годы

• Глава 21. Книга в СССР в 1930-е годы и в период Великой Отечественной войны

• Глава 22. Книга в СССР в послевоенный период и в 1960-1980-е годы

• ^ Глава 23. Состояние книгоиздания и книжной торговли в первой половине 1990-х годов

 Список литературы

Предисловие
Книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Книга как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет вещественную форму, отличающуюся своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. Вместе с тем она оказывает воздействие на самую тонкую сферу человеческой личности — на его духовный мир. Под влиянием книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного сознания. Несмотря на дуализм, заложенный в природе книги, она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах. Изучение исторических закономерностей развития книги с точки зрения ее производства, обращения и бытования является основной задачей курса «История книги». Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы студент получил объективное научное знание об основных этапах развития книги, эволюции ее форм, содержания, особенностях формирования тематики и типов книг, методах их распространения, факторах культурно-исторического воздействия на людей. В соответствии с изложенными проблемами организована структура учебника, состоящего из трех частей.

В первой части раскрываются вопросы возникновения и развития истории книги как науки, методы ее изучения, историографический и источниковедческий аспекты изучения истории книги.

Вторая часть посвящена истории книги зарубежных стран — от начала письменности у древних народов до современного состояния.

В третьей, наиболее объемной части учебника, рассматриваются основные этапы развития русской книги с древнейших времен до конца XX века. Эта часть учебника представляется наиболее важной и актуальной, поскольку в нее включены новейшие материалы, освещающие современные проблемы исторического развития книги, книгоиздания, книготорговли. Многие главы, посвященные советскому периоду, базируются на архивных документах, восполняющих недостающие сведения и дающих наиболее объективную и достоверную картину процессов развития отечественной книги.

Характерная особенность учебника — изложение истории книги в контексте общеисторической обстановки и во взаимосвязи с различными явлениями социально-экономической жизни общества.

Над текстом учебника работал коллектив кафедры книжной торговли и истории книги в следующем составе:

А.А. Говоров (гл. 1, 2, 4, 5-10, 18). Р.А. Симонов (гл. 3, 11). О.Р. Хромов (гл. 11, 12), Т.Г. Куприянова (гл. 13, 14, 15). А.Ю. Самарин (гл. 15), Л.Л. Волкова (гл. 16, 17), И.В. Тихомирова (гл. 19), Н.Е. Чекрыжова (гл. 20). О.В. Андреева (гл. 3, 21), М.Д. Крылова (гл. 22, 23).

^ Часть I. Методологические основы изучения истории книги

• Глава 1. Книга как предмет исторического изучения

• Глава 2. Методы изучения истории книги

• Глава 3. Источниковедение истории книги

• Глава 4. Историография истории книги
Глава 1. Книга как предмет исторического изучения
1.1. Понятие и этимология слова «книга»

 

В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое — «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе — «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, наконец, третье — «раздел, отдел в обширном письменном сочинении». Если не принимать в расчет инонаучных толкований, весь основной смысл, так или иначе, связан с ученостью, распространением сведений среди себе подобных, то есть с информацией, распространением знаний и образов.

Исторически сложилось так, что в европейских и переднеазиатских языках содержание термина (не форма слова, а его понятие, смысл) одинаково. Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуются одинаково: 1) предмет, 2) произведение, 3) часть сочинения. Раз появившись, как бы давно это ни было, термин этот сохраняет свою корневую неприкосновенность и до наших дней.

В русской письменности слово «книга» встречается впервые в Остромировом Евангелии (1056 – 1057), самом раннем из датированных памятников, и употребляется во множественном числе, что позволяет давать ему расширительное толкование — скорее знание вообще, чем просто книга. Употребление слова «книга» в единственном числе зафиксировано у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

Бытует, однако, и мнение о неславянском, даже вообще неевропейском происхождении слова «книга». Термин выводили из древнекитайского, угро-финского, ассирийского, тюркского языков, не затрудняясь доказательствами.

Нам представляется, что не позже 863 г. (времени знаменитого путешествия св. Кирилла в Корсунь, после чего он взялся за изобретение алфавита), в языках славян и прибалтов уже имелся древнейший, устойчивый и совершенно определенный термин «книга». Удивляет здесь только то, что наши отдаленные предки не использовали с этой целью лексику ближайших культурных народов, которая им, конечно, была знакома: «библио», «либер», «манускрипт», «хартия», «грамота», а предпочли словообразование от праславянского «кнети», то есть «знать». Впрочем, упомянутые термины активно применялись и применяются в качестве синонимов.

Ученые убедительно доказывают родство русского слова «книга» с понятиями, означавшими знание вообще. Выделение его в самостоятельный семасиологический ряд произошло, очевидно, в первобытную эпоху, когда праславяне прикочевали на восточноевропейскую равнину.

Одним из веских доказательств самобытности упоминаемого ряда служит то, что в ходе развития в нем образовались производные, и не просто прилагательные и эпитеты. В славянских языках возникли термины «князь» (русский), «ксендз» (польский), «кнез» (болгарский) и другие, относящиеся к племенным вождям, жречеству и так или иначе связанные с семасиологией знания («четеху и гаатаху...»). Таким образом, этимологически «книга» образуется от глагола «знать».

Для древнего человека устная поэма, вроде «Илиады» или «Махабхараты», одна могла быть полновесным источником информации обо всей вселенной, заменяющим все книги, газеты, картины, радио- и телепередачи нашего времени. В лучшем случае он расширял свой арсенал наскальными рельефами или пещерной росписью. Таков синкретизм первобытной культуры. Книга прошла большой исторический путь — от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.

История изучает, каким образом в определенной, веками выработанной последовательности взаимодействуют составляющие процессы: наука, литература, искусство — формы творчества, как воплощаются они в книге, как возникают и трансформируются физико-технические и химико-технологические способы изготовления книги, как рождаются и вырастают столь специфические действия, как, допустим, иллюстрирование, переплет, библиографическое описание, реклама, наконец, потребление, собирание, хранение и т.д. В итоге перед нами сквозь толщу веков возникает образ книги, этого действительно чудеснейшего из достижений человека.

 

^ 1.2. Диалектика книги, ее форм и функций

 

Книга есть продукт труда и результат общественного развития. Однако при всей сложности, а подчас и противоречивости составляющих ее философских, понятийных, этимологических особенностей, книга сама есть предмет, не просто отражающий действительность. Она выступает как фактор диалектики, потому что благодаря своим содержательным и вещным свойствам может влиять на развитие общества. Более того, без предмета, который мы привыкли называть книгой, в истории современности нет развития вообще.

Очевидно, что в данном случае речь идет не столько о привычной нам бумажной книге в переплете, сколько о понятии, гораздо более абстрактном. Философ говорит, что если мы не хотим наши ощущения воспринимать как простую копию окружающего мира, мы должны предполагать наличие некоторого фактора-посредника, который сам, являясь продуктом исторического бытия и имея индивидуальный опыт развития, будет влиять на отражаемые и ощущаемые через него реальности. Такой посредник и есть книга — неразрывная часть всей системы, то самое субъективное средство, через которое воспроизводится образ объективного мира. Подобных предметов-посредников множество в окружающей нас действительности, и не только то, что мы привыкли именовать книгой. И даже не столько искусство и литература (например: зрелища, изображения, фольклор и т.д.). Здесь и факторы природы: электромагнитные волны (свет), колебания воздуха (звук), радиомагнитные средства, используемые для передачи информации.

Книга как средство исторического воздействия есть результат такого уникальнейшего свойства человеческого организма, как чтение, и всего, что психологически связано с этим, в том числе шрифт, алфавит, тираж. Это позволяет рожденную мысль почти одновременно сделать доступной для каждого потребителя и не просто сообщить, а обеспечить ее длительное творческое усвоение. Книгу можно не только читать, но и просматривать, пролистывать, разглядывать, изучать полностью или выборочно, просто хранить и т.д.

Проблема еще более усложнится, если представить себе, что потребление книги, его формы и способы изменялись из века в век. Потребление книг — папирусных свитков, естественно, происходило по-иному, чем, скажем, потребление книг — глиняных табличек. Примерно до Крестовых походов (X-XII века) люди читали только вслух, чтение «про себя» есть одно из завоеваний раннего Возрождения. Потребление церковных книг, когда диакон, например, читал громко, а остальные вне зависимости от своей грамотности слушали, внимали, никак не сравнить с потреблением современных бестселлеров или комиксов, например, при содействии аудиовизуальных средств.

Любая вещь, добытая из природы, изготовленная человеком и обладающая для него полезностью, рассматривается как потребительная стоимость. Книга как продукт сложнейшего труда, конечно, тоже есть потребительная стоимость. Однако она не просто материальный предмет, носитель информации. Она сама по себе информация культуры на определенной стадии ее исторического развития. Словно некий инструмент, она участвует в создании других потребительных стоимостей: сооружений, технологий, духовных ценностей, в формировании интеллекта и способностей самих потребителей. Но даже если книги непосредственно не выполняют функций инструмента, они выступают как катализатор, ускоритель развития.

Таким образом, книга на протяжении всей своей истории проявляется как потребительная стоимость особого рода. Степень способности конкретной книги к выражению, хранению, передаче конкретной информации и есть уровень ее полезности для общества. Книга есть выражение и результат исторического развития такого важнейшего свойства человечества, как коммуникативность — информация, связь.

Информативность заключается уже в самом факте существования книги, а также в этическом, моральном, психологическом воздействии как на потребителей, так и на самих производителей информации, наконец, в общественной ценности книги.

Философы находят, что объем семантической информации в культуре нарастает по формуле падающей лавины. Через каждые сто лет потребность в информации поднимается на математический порядок выше. В отношении книги как средства информации это и есть главный стимул ее развития.

Самым существенным отличием современной книги как продукта человеческой деятельности является взаимозависимость всех ее элементов, порожденных процессами создания и существования.

Синкретизм современной книги есть историческая слитность всех отраслей и процессов, творческое единение, которое поднимает на высшую ступень и сами эти отрасли и процессы. Современная номенклатура издательского дела насчитывает более двух тысяч разнообразных должностей и специальностей, и большинство специалистов испытывает потребность в освоении исторического опыта развития книги.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconPerl для системного администрирования, 2001, спб, Символ-Плюс, isbn:...
Вивек Шарма, Раджив Шарма, Разработка Web-cepвepов для электронной коммерции. Комплексный подход. +CD, 2001, Издательский дом "Вильямс",...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» icon«Задверье»: act; 2005 isbn isbn 5 17 031959 2 Аннотация «Мир под Лондоном»
Здесь Слово становится Силой в прямом смысле – ведь слова, которые в Над Лондоне всего лишь названия улиц, парков, станций метро,...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001
Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconУчебник для вузов
Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп и перераб. — Спб.: Питер, 2004. — 639 с.:...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconУчебник для вузов
Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп и перераб. — Спб.: Питер, 2004. — 639 с.:...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconУчебник для вузов. [
История государства и права зарубежных стран. Часть Учебник для вузов. [Под ред проф. Жидкова О. А., проф. Крошенниковой Н. А.] –...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» icon«Hackers: Heroes of the Computer Revolution, by Steven Levy»: Penguin...
«компьютерного хулигана — преступника». Mожно только «порадоваться» за труды журналистов околокомпьютерных и не очень изданий во...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconУчебник подготовлен в Психологическом институте рао. Isbn 5-7695-0084-0...
А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. 496 с. Isbn 5-7695-0084-0

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconКнига предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся...
...

Учебник для вузов Год издания: 2001 isbn: isbn 5-7419-0040-2 Аннотация: «История книги» iconДля студентов вузов, изучающих историю, культурологию, по­литологию, философию и социологию
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<