Скачать 1.24 Mb.
|
Перевод с немецкого Дера А. Д. Б 73 Богатые мира сего. Шильдбергер Ф. Пионеры автомобилестроения. Шнее Г. История династии финансовых магнатов. Серия «Исторические силуэты». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 320 с. Книга, которую читатель держит в руках, состоит из двух историко-биографических очерков. Под одной обложкой объединены истории о нелегком жизненном пути к мировому признанию и славе совершенно разных людей: талантливых изобретателей Готлиба Даймлера и Карла Бенца и династии Ротшильдов. Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» 1976 Musterschmidt Gottingen © H. Schnee «Rothschild» 1961 Musterschmidt Gottingen © 1998, перевод: Дера А. Д. © 1998, оформление: Изд-во «Феникс» ОГЛАВЛЕНИЕ Фридрих Шильдбергер ПИОНЕРЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ......5 Вступление ...................................................7 Готлиб Даймлер ............................................9 Карл Бенц .................................................. 83 Послесловие ............................................. 164 Генрих Шнее ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ФИНАНСОВЫХ МАГНАТОВ ................................ 167 Генрих Шнее............................................. 169 Вступление ............................................... 171 Деятельность факторов при дворах немецких князей.......................... 174 Майер Амшель Ротшильд — основатель династии финансовых магнатов .................. 201 Продвижение дома Ротшильдов к мировой славе и признанию при «Пяти Франкфуртцах» .......... 226 Заключительный аккорд............................ 273 ^ (вместо послесловия) .................. 277 ВСТУПЛЕНИЕ Жизнь Готлиба Даймлера и Карла Бенца прошла под знаком всеобъемлющей, устремленной в далекое будущее, смелой идеи создания транспорта нового тина. Во второй половине XIX века в области так называемых самоходных средств передвижения в Европе уже был известен целый ряд замыслов и экспериментов. Казалось, что с изобретением паровой машины могут осуществиться серьезные надежды на рождение автомобиля, но до успешного воплощения этой смелой и уже осязаемой идеи на практике было еще очень далеко. Прежде всего, не было той мощной двигательной силы, благодаря которой стало бы возможным создание этого принципиально нового траиспотного средства, удовлетворяющего требованиям надежности передвижения, высокой скорости и экономичной эксплуатации. 100 километров отделяли Даймлера в Канншта-те от Бенца в Мангейме, которые в одно и то же время независимо друг от друга шли к одной и той же цели. Над ее осуществлением успешно трудился и Вильгельм Майбах, ближайший сотрудник Даймлера. Хотя эта область была для исследователей целиной, им удивительным образом все же удалось одновременно представить на суд общественности 'Богатые мира сего свои первые образцы машин с двигателем, обозначив тем самым 1886 год как год моторизации движения. Но необходимого признания автомобиль сумел добиться лишь десятилетие спустя на скоростных соревнованиях. Таким образом, были созданы предпосылки для расширения рынка сбыта этого сравнительно дорогостоящего предмета и найдена база для его промышленного изготовления. Дело всей жизни двух пионеров автомобилестроения, таких разных по своему менталитету и схожих своей целеустремленностью, привело их в конце концов к объединению в акционерное общество Дай-млер-Бенц. Оно было создано в 1926 году. 7отлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Шорндорфе, в долине Ремса. Немецкий кайзер, проезжая однажды по этой местности, назвал ее «райским садиком» Вюртемберга. Даймлеры здесь обосновались давно, хотя их предки были родом из Поттига в Тю-рингии. В 1653 году плотник Фридрих Таймблер, стремясь увидеть дальние земли и следуя установившимся цеховым традициям, отправился оттуда в странствие, которое привело его в Шорндорф. Этот город все еще страдал от последствий Тридцатилетней войны, поэтому плотник, получивший в 1660 году права гражданина, был там по-настоящему нужен. Известно, что его брак с дочерью местного бюргера Анной Катариной Гартман был первым освящен в заново отстроенной городской церкви. В последствии эта ветвь семьи Даймлеров осталась жить в Шорндорфе. Первоначальное имя Таймблер или Тоймлер претерпело некоторые изменения: сначала стало звучать как Доймлер и, наконец, Даймлер. Четыре поколения Даймлеров из Шорндорфа занимались хлебопечением. Один из них, Готлиб Генрих, родившийся в 1790 году, вначале тоже был пекарем, но в то же время увлекался техникой. 11 'Богатые мира сего В конце концов он изменил потомственному ремеслу и стал землемером. Позднее он работал мастером по дорожному строительству, а затем и главным строителем города. Брат Генриха, Иоганнес Доймлер, отец Готлиба Даймлера, содержал булочную и погребок на Гелльгассе. Здесь Готлиб Даймлер провел свои детские и юношеские годы среди суеты ремесленного города с его старинными воротами, башнями и закоулками. Не окончив последних классов начальной ступени обучения, мальчик, по желанию отца, перевелся в латинскую школу. Здесь его радовало не столько изучение латыни, сколько возможность овладеть технической профессией. Готлиба прежде всего интересовали чертежные и математические основы техники. Сын главного строителя города, двоюродный брат Вильгельм, который был на семнадцать лет старше Готлиба, побудил его к этому. Свидетельство юного Даймлера об окончании школы на пасху 1848 года удостоверяет, что он не только «проработал геометрию и стереометрию, но и изучал алгебраические вычисления и тригонометрию и способен применять их на практике». Сохранившиеся рисунки этого периода демонстрируют и живой интерес мальчика к экзотическим и местным животным. С удивительной тщательностью молодой натуралист изобразил различные виды представителей фауны, указал их происхождение и латинские названия. Революционные волнения 1848 года докатились и до Шорндорфа. Распространялись призывы к вооружению, создавались гражданские 12 ополчения. Нужны были ружья, причем предпочтение отдавалось поставкам местных мастеров. По решению отца и брата Вильгельма Готлиба Даймлера отдали на обучение к оружейнику Райтелю. Таким образом, политика, стечение обстоятельств, связанных с оружием, и личная заинтересованность положили начало профессиональной карьере Готлиба Даймлера. Для успешного обучения необходимы точность в работе и терпение. Как раз этого ученику было не занимать! Образец, с большой любовью выполненный им четыре года спустя, в 1852 году, представлял собой двуствольный пистолет с вытянутыми стволами, цевье и рукоятка оружия были искусно гравированы. От коллегии проверяющих ученик услышал слова одобрения и похвалы. Оружейное дело стало для Готлиба Даймлера богатым источником приобретения опыта и умений. Оно послужило для него прямым доказательством того, что качество труда является залогом успеха. Но его не удовлетворяла ни деятельность ремесленника, ни та жизнь, которую вел его учитель Рай-тель. Наступало время паровых машин и железных дорог. Юноша словно предчувствовал, что его будущее предназначение не в ремесле, а в технике. Подбадриваемый братом Вильгельмом, он, наконец, решился посещать профессионально-техническую школу в Штутгарте, куда принимали, в основном, взрослых. Преподавание здесь было специально нацелено на потребности общества в квалифицированном труде и проводилось поэтому как добавле- ^ Ъогатые мира сего ние к имеющимся практическим умениям, в вечерние часы и утром в воскресенье. В это время как раз были предприняты попытки включить подобные учебные заведения в общую программу государственного профессионального образования. Дальновидным инициатором и организатором школы в Штутгарде был Фердинанд Штайнбайс, ставший позже известным далеко за пределами Вюртемберга. Штайнбайс считал, что предпосылками для овладения любой технической профессией должны стать основательные практические умения, и болел душой за то, чтобы целеустремленным, талантливым молодым людям была предоставлена возможность получить дальнейшее образование на известных крупных предприятиях за рубежом. Но для успешного обучения в штутгартской школе Даймлеру как раз и недоставало опыта практической работы. Вначале Штайнбайс помог ему найти подходящее место. Уже 20 января 1853 года Готлиб Даймлер приступил к работе в мастерских завода фирмы «Ф. Ролле и Швильке», расположенного вблизи Страсбурга. Фердинанд Штайибайс снабдил его стипендией на путевые расходы. Этот завод был известен как «Высшая школа производственной практики», потому что его директор Фридрих Месмер, в прошлом преподаватель политехникума в Карлс-руэ — так назывался тогда технический университет — великолепным образом сумел использовать свои педагогические способности для подготовки подрастающего поколения. Программа производства в это время включала железнодорожные товарные 14 вагоны и тендеры, строительство мостов и другие отрасли общего машиностроения. Рабочий день начинался в пять часов утра и продолжался иногда при срочных заказах до глубокой ночи. Через определенные промежутки времени проводились теоретические занятия. Работа была достаточно напряженной, часто не хватало времени для сна. Но осознание правильно выбранной цели и упорство помогали преодолевать трудности. К тому же Дайплер всерьез воспринял рекомендации Штайнбайса основательно заняться изучением французского языка, да и вообще был преисполнен желания целиком и полностью оправдать возложенные на него надежны. В 1856 году на заводе приступили к производству локомотивов, и Месмер назначил 22-летнего Даймлера бригадиром. В Германии первый локомотив был построен в 1838 году на машиностроительном заводе в Юбигау, недалеко от Дрездена. Машиностроительному предприятию А.Борзига в Берлине, основанному в 1837 году, удалось уже в 1841 году превратиться в крупнейший паровозостроительный завод континента. Появилась серьезная конкуренция, и Готлиб Даймлер почувствовал, что для того, чтобы приступить к строительству локомотивов, ему нужна еще и теоретическая основа. Он ощущал значительные пробелы в своих технических знаниях и стоял перед неизбежностью приобретения необходимой научно-технической базы для осуществления своих творческих замыслов. Месмер не мог противиться желанию Даймлера учиться в Штуттгарте, но согласился на это лишь 15 Ъогатыв мира сего при одном условии: Даймлер после окончания политехникума снова вернется на его завод в Графен-штаден. С зимнего семестра 1857 года в реестрах «Политехнической школы» в Штуттгарте появляется такая запись: «Готлиб Даймлер, механик» и еще «ие-ключительный ученик», № 21. Так как он избрал для себя не полный четырехлетний курс обучения, а, учитывая предшествующую работу в мастерских, ограничился лишь последними двумя курсами, он и был принят как «исключительный ученик». Этого 23-летнего очень серьезного студента от платы за обучение освободили. Об этом побеспокоился и Фердинанд Штайнбайс, который знал о финансовых затруднениях толкового юноши. В знак признания заслуг директора школы в области профессионального обучения два года назад его назначили президентом центрального управления по торговле и ремеслу Вюртемберга. Освобождение от платы за обучение было для Даймлера большим облегчением. Отец Иоганнес, воспитывающий, кроме Готлиба, еще четырех детей, мог дать ему совсем немного, иногда карманными деньгами помогал и брат Вильгельм. Жилье и пропитание, которое предоставил ему друг отца мясник Гайгер, Даймлер оплачивал сам из средств, сэкономленных в Графенштадене. Немного оставалось и на некоторые приятные развлечения в кругу друзей-единомышленников, к которым относились Фридрих Войт, Густав Зигле, Эмиль Кес-слер-младший и Генрих Штрауб. Все они впослед- 16 ствии сыграли значительную роль в развитии экономики и техники Вюртемберга. Занятия в школе потребовали значительной перестройки от молодого человека, до сих пор занимавшегося лишь практической деятельностью. Ему не всегда удавалось постичь глубинные процессы математики и механики, построенные преимущественно на абстрактных понятиях. Но их изучение должно было помочь Готлибу овладеть основными тонкостями будущей профессии. Таким образом, Даймлер прошел школу знаний, охватывающих основы технической физики, химии, общие и специальные предметы машиностроения, технологии, а также курсы английского языка. Но многие науки оставались еще неизведанными, например, электротехника, основы которой были заложены лишь в 1867 году благодаря изобретению динамо-машины Вернером Сименсом. Это послужило одной из причин того, что Даймлер долгое время недоверчиво относился к электротехнике. Коща в конце летнего семестра 1859 года Готлиб Даймлер покинул техническую школу, в его багаже были основательные, глубокие знания, но область неизученного, простиравшаяся перед ним, была еще больше Закончив учебу в возрасте двадцати пяти лет, Даймлер вновь испытал волшебную притягательную силу своей родины, сердечность семейного круга, но он был уже другим человеком, более опытным и знающим. Несколько осенних дней 1859 года пролетели быстрее обычного, так как все его мысли 17 'Ьог.ат.ые лтра сего были устремлены в будущее. Манила профессия, полностью овладевшая сознанием Даймлера. Нужно было сдержать обещание, данное в 1857 году в Гра-фенштадене. В октябре он возвращается на завод Ф. Месмера. Но молодой человек не мог просто начать с того, где остановился два года назад. Внутренне он не был настроен снова приниматься за паровозостроение, хотя обстоятельно изучил основы работы паровых машин. И это новое отношение к делу не ускользнуло от Фридриха Месмера, который с симпатией относился к Даймлеру и после его возвращения. Таким образом, чувства Даймлера боролись между благодарностью по отношению к Месмеру и Штайнбайсу и твердым осознанием своего настоящего призвания. Спустя некоторое время состоялся серьезный разговор с Месмером. Даймлер четко разъяснил ему, что теперь не хочет заниматься паровой машиной, его интересует проблема, обозначенная в 1826 году англичанином Чевертоном, а именно, «овладеть двигателем, всегда готовым работать, не требующим времени на подготовку и слишком больших затрат». Различные эксперименты, о результатах которых информация время от времени доходит до Даймлера, указывают на то, что изобретение принципиально нового двигателя возможно уже в самом ближайшем будущем. Решение этого вопроса может быть по силам небольшим предприятиям, которым создание паровой машины дается с трудом. Такой двигатель, без сомнения, стжет полезным в производстве. Даймлер просит Месмера 18 дать ему возможность на средства завода издать испытания и создать необходимые конструкции. Идеи Даймлера, по сути своей правильные, были в то же время слишком неопределенными, воплощение их в жизнь требовало больших жертв. К тому же паровая машина предоставляла еще большие возможности конструктивных усовершенствований. Предложения Даймлера Месмер отклонил. Даймлер уступил и остался. Но только на некоторое время. Летом 1861 года он попросил об увольнении. Месмер согласился. В 1860 году в Париже был опубликован проспект строящегося предприятия, которое должно было заниматься индустриальным изготовлением моторов, названных «жизненным импульсом нашей промышленности». При том стремительном развитии, которое царило тогда во Франции в торговле, в ремесленном производстве, на транспорте и даже в политике, от внедрения этого двигателя ожидали многого. 24 января 1860 года механик, бельгиец по происхождению, Жан Этьенн Ленуар получил французский патент и в этом же году изготовил свой мотор. Приверженцы паровой машины на слишком бурную пропаганду нового двигателя отреагировали не без сарказма, что хотя мотору Ленуара и не нужно топлива, но зато он требует смазки и большого количества воды для охлаждения горячего цилиндра. Вышедший позже рекламный лист содержал историческое противопоставление, которое без 19 ![]() |
![]() | Книга написана популярно и рассчитана на самый широкий круг читателей: политиков, бизнесменов, журна-листов, консультантов и специалистов... | ![]() | Оно содержит в себе обширный материал, начиная от исторических сведений необходимых научных выкладок до методических разработок по... |
![]() | Особое внимание уделено роли так называемой "пятой колонны" внутри СССР и организации заключительного информационного удара во времена... | ![]() | «Энергетический вампиризм». Энергетический вампиризм – это социальное и медицинское явление в нашей жизни. Астрогору удалось сформулировать... |
![]() | Первые две "Астрология: суеверие или наука?" и "Астрология о браке и совместимости" уже стали библиографической редкостью и вошли... | ![]() | О роли сомнения в познании. Соловьева Г. Г. Алма-Ата, «Наука» Казсср, 1976. 142 с |
![]() | Он вполне процветает, но начинает скучать. Эта скука может перейти в тоску, а затем в кризис середины жизни, если не обрести способность... | ![]() | Книга написана популярным, простым языком и рассчитана на широкий круг занимающихся парусным спортом |
![]() | Украины организаторы проекта обобщили богатый исследовательский материал известных учёных, краеведов, авторов книг, статей, учебных... | ![]() | Такелажные работы : [учеб пособие] / Ф. Г. Алексеевский. – 6-е изд., перераб и доп. – М. : Реч трансп., 1962. – 150 с |