Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz»




НазваниеКнига рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz»
страница1/9
Дата публикации27.03.2013
Размер1.24 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Перевод с немецкого Дера А. Д.

Б 73 Богатые мира сего.

Шильдбергер Ф. Пионеры автомобиле­строения. Шнее Г. История династии фи­нансовых магнатов.

Серия «Исторические силуэты». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 320 с.

Книга, которую читатель держит в руках, состоит из двух историко-биографических очерков. Под одной обложкой объединены истории о нелегком жизненном пути к мировому признанию и славе совершенно разных людей: талантливых изобретателей Готлиба Даймлера и Карла Бенца и династии Ротшильдов.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

© F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl

Benz» 1976 Musterschmidt Gottingen

© H. Schnee «Rothschild» 1961 Musterschmidt

Gottingen

© 1998, перевод: Дера А. Д.

© 1998, оформление: Изд-во «Феникс»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Фридрих Шильдбергер ПИОНЕРЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ......5

Вступление ...................................................7

Готлиб Даймлер ............................................9

Карл Бенц .................................................. 83

Послесловие ............................................. 164

Генрих Шнее ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ФИНАНСОВЫХ

МАГНАТОВ ................................ 167

Генрих Шнее............................................. 169

Вступление ............................................... 171

Деятельность факторов

при дворах

немецких князей.......................... 174

Майер Амшель Ротшильд —

основатель династии

финансовых магнатов .................. 201

Продвижение дома Ротшильдов

к мировой славе и признанию

при «Пяти Франкфуртцах» .......... 226

Заключительный аккорд............................ 273

^ РОТШИЛЬДЫ: ПУТЬ К БОГАТСТВУ

(вместо послесловия) .................. 277

ВСТУПЛЕНИЕ

Жизнь Готлиба Даймлера и Карла Бенца прошла под знаком всеобъемлющей, устремленной в далекое будущее, сме­лой идеи создания транспорта нового тина. Во второй половине XIX века в области так называемых самоходных средств передвижения в Европе уже был известен целый ряд замыслов и экспериментов. Казалось, что с изобретением паро­вой машины могут осуществиться серьезные надеж­ды на рождение автомобиля, но до успешного во­площения этой смелой и уже осязаемой идеи на прак­тике было еще очень далеко. Прежде всего, не было той мощной двигательной силы, благодаря которой стало бы возможным создание этого принципиаль­но нового траиспотного средства, удовлетворяющего требованиям надежности передвижения, высокой скорости и экономичной эксплуатации.

100 километров отделяли Даймлера в Канншта-те от Бенца в Мангейме, которые в одно и то же вре­мя независимо друг от друга шли к одной и той же цели. Над ее осуществлением успешно трудился и Вильгельм Майбах, ближайший сотрудник Даймле­ра. Хотя эта область была для исследователей це­линой, им удивительным образом все же удалось одновременно представить на суд общественности

'Богатые мира сего

свои первые образцы машин с двигателем, обозна­чив тем самым 1886 год как год моторизации дви­жения. Но необходимого признания автомобиль сумел добиться лишь десятилетие спустя на скоро­стных соревнованиях. Таким образом, были созданы предпосылки для расширения рынка сбыта этого сравнительно дорогостоящего предмета и найдена база для его промышленного изготовления.

Дело всей жизни двух пионеров автомобилестро­ения, таких разных по своему менталитету и схожих своей целеустремленностью, привело их в конце концов к объединению в акционерное общество Дай-млер-Бенц. Оно было создано в 1926 году.

7отлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Шорндорфе, в долине Ремса. Не­мецкий кайзер, проезжая однажды по этой местности, назвал ее «райским сади­ком» Вюртемберга. Даймлеры здесь обосновались давно, хотя их предки были родом из Поттига в Тю-рингии. В 1653 году плотник Фридрих Таймблер, стремясь увидеть дальние земли и следуя установив­шимся цеховым традициям, отправился оттуда в странствие, которое привело его в Шорндорф. Этот город все еще страдал от последствий Тридцатилет­ней войны, поэтому плотник, получивший в 1660 году права гражданина, был там по-настоящему нужен. Известно, что его брак с дочерью местного бюргера Анной Катариной Гартман был первым ос­вящен в заново отстроенной городской церкви. В последствии эта ветвь семьи Даймлеров осталась жить в Шорндорфе. Первоначальное имя Таймблер или Тоймлер претерпело некоторые изменения:

сначала стало звучать как Доймлер и, наконец, Даймлер.

Четыре поколения Даймлеров из Шорндорфа занимались хлебопечением. Один из них, Готлиб Генрих, родившийся в 1790 году, вначале тоже был пекарем, но в то же время увлекался техникой.

11

'Богатые мира сего

В конце концов он изменил потомственному ремеслу и стал землемером. Позднее он работал мастером по дорожному строительству, а затем и главным стро­ителем города. Брат Генриха, Иоганнес Доймлер, отец Готлиба Даймлера, содержал булочную и по­гребок на Гелльгассе. Здесь Готлиб Даймлер провел свои детские и юношеские годы среди суеты ремес­ленного города с его старинными воротами, башня­ми и закоулками.

Не окончив последних классов начальной ступе­ни обучения, мальчик, по желанию отца, перевелся в латинскую школу. Здесь его радовало не столько изучение латыни, сколько возможность овладеть технической профессией. Готлиба прежде всего ин­тересовали чертежные и математические основы техники. Сын главного строителя города, двоюрод­ный брат Вильгельм, который был на семнадцать лет старше Готлиба, побудил его к этому. Свидетель­ство юного Даймлера об окончании школы на пас­ху 1848 года удостоверяет, что он не только «про­работал геометрию и стереометрию, но и изучал ал­гебраические вычисления и тригонометрию и способен применять их на практике». Сохранивши­еся рисунки этого периода демонстрируют и живой интерес мальчика к экзотическим и местным живот­ным. С удивительной тщательностью молодой нату­ралист изобразил различные виды представителей фауны, указал их происхождение и латинские на­звания. Революционные волнения 1848 года докатились и до Шорндорфа. Распространялись призывы к вооружению, создавались гражданские

12

ополчения. Нужны были ружья, причем предпоч­тение отдавалось поставкам местных мастеров. По решению отца и брата Вильгельма Готлиба Дай­млера отдали на обучение к оружейнику Райтелю. Таким образом, политика, стечение обстоятельств, связанных с оружием, и личная заинтересован­ность положили начало профессиональной карьере Готлиба Даймлера. Для успешного обучения необ­ходимы точность в работе и терпение. Как раз этого ученику было не занимать! Образец, с большой любовью выполненный им четыре года спустя, в 1852 году, представлял собой двуствольный писто­лет с вытянутыми стволами, цевье и рукоятка ору­жия были искусно гравированы. От коллегии про­веряющих ученик услышал слова одобрения и по­хвалы.

Оружейное дело стало для Готлиба Даймлера бо­гатым источником приобретения опыта и умений. Оно послужило для него прямым доказательством того, что качество труда является залогом успеха. Но его не удовлетворяла ни деятельность ремеслен­ника, ни та жизнь, которую вел его учитель Рай-тель. Наступало время паровых машин и железных дорог. Юноша словно предчувствовал, что его бу­дущее предназначение не в ремесле, а в технике.

Подбадриваемый братом Вильгельмом, он, нако­нец, решился посещать профессионально-техническую школу в Штутгарте, куда принимали, в основном, взрослых. Преподавание здесь было специально нацелено на потребности общества в квалифициро­ванном труде и проводилось поэтому как добавле-

^ 13

Ъогатые мира сего

ние к имеющимся практическим умениям, в вечер­ние часы и утром в воскресенье. В это время как раз были предприняты попытки включить подобные учебные заведения в общую программу государ­ственного профессионального образования. Дально­видным инициатором и организатором школы в Штутгарде был Фердинанд Штайнбайс, ставший позже известным далеко за пределами Вюртемберга. Штайнбайс считал, что предпосылками для овладе­ния любой технической профессией должны стать основательные практические умения, и болел душой за то, чтобы целеустремленным, талантливым моло­дым людям была предоставлена возможность полу­чить дальнейшее образование на известных крупных предприятиях за рубежом. Но для успешного обу­чения в штутгартской школе Даймлеру как раз и не­доставало опыта практической работы. Вначале Штайнбайс помог ему найти подходящее место.

Уже 20 января 1853 года Готлиб Даймлер приступил к работе в мастерских завода фирмы «Ф. Ролле и Швильке», расположенного вблизи Страсбурга. Фердинанд Штайибайс снабдил его сти­пендией на путевые расходы. Этот завод был изве­стен как «Высшая школа производственной практи­ки», потому что его директор Фридрих Месмер, в прошлом преподаватель политехникума в Карлс-руэ — так назывался тогда технический универси­тет — великолепным образом сумел использовать свои педагогические способности для подготовки подрастающего поколения. Программа производства в это время включала железнодорожные товарные

14

вагоны и тендеры, строительство мостов и другие отрасли общего машиностроения. Рабочий день начинался в пять часов утра и продолжался иног­да при срочных заказах до глубокой ночи. Через определенные промежутки времени проводились теоретические занятия. Работа была достаточно напря­женной, часто не хватало времени для сна. Но осоз­нание правильно выбранной цели и упорство помо­гали преодолевать трудности. К тому же Дайплер всерьез воспринял рекомендации Штайнбайса осно­вательно заняться изучением французского языка, да и вообще был преисполнен желания целиком и полностью оправдать возложенные на него надежны.

В 1856 году на заводе приступили к производству локомотивов, и Месмер назначил 22-летнего Дайм­лера бригадиром. В Германии первый локомотив был построен в 1838 году на машиностроительном заводе в Юбигау, недалеко от Дрездена. Машино­строительному предприятию А.Борзига в Берлине, основанному в 1837 году, удалось уже в 1841 году превратиться в крупнейший паровозостроительный завод континента. Появилась серьезная конкурен­ция, и Готлиб Даймлер почувствовал, что для того, чтобы приступить к строительству локомотивов, ему нужна еще и теоретическая основа. Он ощущал зна­чительные пробелы в своих технических знаниях и стоял перед неизбежностью приобретения необхо­димой научно-технической базы для осуществления своих творческих замыслов.

Месмер не мог противиться желанию Даймлера учиться в Штуттгарте, но согласился на это лишь

15

Ъогатыв мира сего

при одном условии: Даймлер после окончания по­литехникума снова вернется на его завод в Графен-штаден.

С зимнего семестра 1857 года в реестрах «Поли­технической школы» в Штуттгарте появляется та­кая запись: «Готлиб Даймлер, механик» и еще «ие-ключительный ученик», № 21. Так как он избрал для себя не полный четырехлетний курс обучения, а, учитывая предшествующую работу в мастерских, ограничился лишь последними двумя курсами, он и был принят как «исключительный ученик». Этого 23-летнего очень серьезного студента от платы за обучение освободили. Об этом побеспокоился и Фердинанд Штайнбайс, который знал о финансовых затруднениях толкового юноши. В знак признания заслуг директора школы в области профессиональ­ного обучения два года назад его назначили прези­дентом центрального управления по торговле и ре­меслу Вюртемберга. Освобождение от платы за обу­чение было для Даймлера большим облегчением. Отец Иоганнес, воспитывающий, кроме Готлиба, еще четырех детей, мог дать ему совсем немного, иногда карманными деньгами помогал и брат Вильгельм. Жилье и пропитание, которое предоставил ему друг отца мясник Гайгер, Даймлер оплачивал сам из средств, сэкономленных в Графенштадене. Немного оставалось и на некоторые приятные развлечения в кругу друзей-единомышленников, к которым отно­сились Фридрих Войт, Густав Зигле, Эмиль Кес-слер-младший и Генрих Штрауб. Все они впослед-

16

ствии сыграли значительную роль в развитии эко­номики и техники Вюртемберга.

Занятия в школе потребовали значительной пе­рестройки от молодого человека, до сих пор зани­мавшегося лишь практической деятельностью. Ему не всегда удавалось постичь глубинные процессы математики и механики, построенные преимуще­ственно на абстрактных понятиях. Но их изучение должно было помочь Готлибу овладеть основными тонкостями будущей профессии.

Таким образом, Даймлер прошел школу знаний, охватывающих основы технической физики, химии, общие и специальные предметы машиностроения, технологии, а также курсы английского языка. Но многие науки оставались еще неизведанными, на­пример, электротехника, основы которой были за­ложены лишь в 1867 году благодаря изобретению динамо-машины Вернером Сименсом. Это послужи­ло одной из причин того, что Даймлер долгое время недоверчиво относился к электротехнике. Коща в кон­це летнего семестра 1859 года Готлиб Даймлер поки­нул техническую школу, в его багаже были основа­тельные, глубокие знания, но область неизученно­го, простиравшаяся перед ним, была еще больше

Закончив учебу в возрасте двадцати пяти лет, Даймлер вновь испытал волшебную притягательную силу своей родины, сердечность семейного круга, но он был уже другим человеком, более опытным и знающим. Несколько осенних дней 1859 года про­летели быстрее обычного, так как все его мысли

17

'Ьог.ат.ые лтра сего

были устремлены в будущее. Манила профессия, полностью овладевшая сознанием Даймлера. Нужно было сдержать обещание, данное в 1857 году в Гра-фенштадене. В октябре он возвращается на завод Ф. Месмера. Но молодой человек не мог просто начать с того, где остановился два года назад. Внутренне он не был настроен снова приниматься за парово­зостроение, хотя обстоятельно изучил основы рабо­ты паровых машин. И это новое отношение к делу не ускользнуло от Фридриха Месмера, который с симпатией относился к Даймлеру и после его воз­вращения. Таким образом, чувства Даймлера боро­лись между благодарностью по отношению к Мес­меру и Штайнбайсу и твердым осознанием своего настоящего призвания. Спустя некоторое время со­стоялся серьезный разговор с Месмером. Даймлер четко разъяснил ему, что теперь не хочет заниматься паровой машиной, его интересует проблема, обозна­ченная в 1826 году англичанином Чевертоном, а именно, «овладеть двигателем, всегда готовым ра­ботать, не требующим времени на подготовку и слишком больших затрат». Различные эксперимен­ты, о результатах которых информация время от времени доходит до Даймлера, указывают на то, что изобретение принципиально нового двигателя воз­можно уже в самом ближайшем будущем. Решение этого вопроса может быть по силам небольшим пред­приятиям, которым создание паровой машины да­ется с трудом. Такой двигатель, без сомнения, стжет полезным в производстве. Даймлер просит Месмера

18

дать ему возможность на средства завода издать ис­пытания и создать необходимые конструкции.

Идеи Даймлера, по сути своей правильные, были в то же время слишком неопределенными, воплоще­ние их в жизнь требовало больших жертв. К тому же паровая машина предоставляла еще большие воз­можности конструктивных усовершенствований. Предложения Даймлера Месмер отклонил. Даймлер уступил и остался. Но только на некоторое время. Летом 1861 года он попросил об увольнении. Мес­мер согласился.

В 1860 году в Париже был опубликован проспект строящегося предприятия, которое должно было заниматься индустриальным изготовлением моторов, названных «жизненным импульсом нашей промыш­ленности». При том стремительном развитии, которое царило тогда во Франции в торговле, в ремесленном производстве, на транспорте и даже в политике, от внедрения этого двигателя ожидали многого. 24 января 1860 года механик, бельгиец по происхождению, Жан Этьенн Ленуар получил французский патент и в этом же году изготовил свой мотор.

Приверженцы паровой машины на слишком бурную пропаганду нового двигателя отреагирова­ли не без сарказма, что хотя мотору Ленуара и не нужно топлива, но зато он требует смазки и боль­шого количества воды для охлаждения горячего ци­линдра. Вышедший позже рекламный лист содер­жал историческое противопоставление, которое без

19


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига «Уши машут ослом. Современное социальное программирование»
Книга написана популярно и рассчитана на самый широкий круг читателей: политиков, бизнесменов, журна-листов, консультантов и специалистов...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconИли казачья
Оно содержит в себе обширный материал, начиная от исторических сведений необходимых научных выкладок до методических разработок по...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей
Особое внимание уделено роли так называемой "пятой колонны" внутри СССР и организации заключительного информационного удара во времена...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей
«Энергетический вампиризм». Энергетический вампиризм – это социальное и медицинское явление в нашей жизни. Астрогору удалось сформулировать...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconВронский Сергей Астрология в выборе профессий
Первые две "Астрология: суеверие или наука?" и "Астрология о браке и совместимости" уже стали библиографической редкостью и вошли...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на студентов, аспирантов, научных сотрудников, философов-специалистов,...
О роли сомнения в познании. Соловьева Г. Г. Алма-Ата, «Наука» Казсср, 1976. 142 с

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся психологией
Он вполне процветает, но начинает скучать. Эта скука может перейти в тоску, а затем в кризис середины жизни, если не обрести способность...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconПод парусом
Книга написана популярным, простым языком и рассчитана на широкий круг занимающихся парусным спортом

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на активистов национального движения, филэллинов...
Украины организаторы проекта обобщили богатый исследовательский материал известных учёных, краеведов, авторов книг, статей, учебных...

Книга рассчитана на широкий круг читателей. © F. Shildberger «Gotlieb Daimler und Karl Benz» iconКнига рассчитана на широкий круг лиц, работающих на судах, в такелажных...
Такелажные работы : [учеб пособие] / Ф. Г. Алексеевский. – 6-е изд., перераб и доп. – М. : Реч трансп., 1962. – 150 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<