Скачать 104.27 Kb.
|
З. А. Ворожеева пгт Володарское, Донецкая обл. История одной любви… ( урок – размышление по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Цель. Показать мудрость И.С.Тургенева в раскрытии судеб героев, тонкость авторского психологического анализа, концентрированность и лаконичность повествования, побудить учащихся задуматься над общечеловеческими ценностями в жизни. Задачи урока:
^ комбинированный. Оборудование: портреты И.С.Тургенева, П. Виардо, тексты романа «Отцы и дети», коллаж из иллюстраций и собственных рисунков учащихся к роману, электронная презентация «И всё-таки вера, надежда, любовь…», аудиозапись музыки А.Вивальди, Ф.Шуберта. ^ І. Организационный момент. Объявление темы и задач урока. Мотивация. Вступительное слово учителя с элементами беседы и проблемного анализа. Учитель (или подготовленный ученик) читает сонет 147 Вильяма Шекспира на фоне чарующих звуков музыки Вивальди: Любовь – недуг. Моя душа больна Томительной, неутолимой жаждой. Того же яда требует она, Который отравил её однажды. Мой разум – врач любовь мою лечил. Она отвергла травы и коренья. И бедный лекарь выбился из сил И нас покинул, потеряв терпенье. Отныне мой недуг неизлечим. Душа ни в чём покоя не находит. Покинутые разумом моим, И чувства, и слова по воле бродят. И долго мне, лишённому ума, Казался раем ад, а светом – тьма! - Какой предстаёт любовь в сонете В. Шекспира? (Вся боль и вся страсть любви сконцентрированы в одном, как дыхание, сочетании слов: «любовь-недуг»). - Какие эпитеты, ассоциации вы могли бы подобрать, характеризуя такую силу любви? - Отчего сила любви так таинственна? На что способен человек ради любви? Какие преграды встают на пути двух влюблённых сердец? Можно ли предсказать любовь или она приходит внезапно? - Почему до сих пор человечество не дало точного ответа на эти вопросы, не изобрело панацеи от любви? (Любовь – это не только стихия, но и чудо, которое происходит с каждым из нас. Она прибавляет сил в повседневной жизни. Кого-то любовь окрыляет, одухотворяет, для кого-то превращается в тяжёлую душевную драму, становится жизненным испытанием). - Как вы думаете, почему у высших натур это чувство всегда трагично и счастье – только мгновение? - А как сам писатель говорил о любви? «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев). Демонстрация электронной презентации « И всё-таки вера, надежда, любовь..» ( И.С.Тургенев и Полина Виардо). ІІ. Работа над темой урока. 1.Актуализация опорных знаний учащихся. Сегодня у нас особенный разговор - разговор об испытании любовью главного героя романа И.С.Тургенева Евгения Базарова, о том, что близко нам – о жизни. Но мы должны с вами решить главную проблему: чем же, на самом деле стала любовь для главного героя? Обогатила ли его душу, изменила ли его отношение к миру, к самому себе? Любовь - это болезнь или счастье, трагедия или обретение, слабость или сила героя? Дано ли было Базарову «спастись», избежать трагедии неразделённой любви?
1 группа. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой, первая встреча с героиней. Круг вопросов.
Вывод: с момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия. 2 группа. Борьба Базарова с самим собой и со своими чувствами. Признание в любви. Круг вопросов.
Вывод: Базаров не верил в существование любви и не воспринимал её. Он не признавал никакой власти авторитетов, а любовь – это власть. До встречи с Одинцовой это казалось ему аксиомой, не требующей никаких доказательств. И только, встретив эту женщину, он « почувствовал новизну в своей душе, нарастание какого-то непонятного чувства, которое помимо его воли «вселилось», а не пришло и не нахлынуло. Базаров как бы почувствовал в себе другого человека, враждебного ему самому. 3 группа Изображение нового Базарова в непривычной для него роли героя любовной сцены. Сила любви Базарова. Круг вопросов.
^ . Для всех учащихся предлагается обсудить и завершить своим вариантом недосказанную сцену «А Базаров часа два спустя вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый». О чём думал Базаров? Каким было его душевное состояние после разговора с Одинцовой?
« На следующий день, когда Одинцова явилась к чаю…»
Шуберта). Как в последнем объяснении раскрывается глубокая человечность и страстность натуры Базарова? Победа это или поражение?
Вывод: Базаров способен на искреннюю любовь, а Одинцова боится осложнений и жизненных тревог. Это может быть самая его большая победа, несмотря на то, что она имеет видимость поражения. Тургенев уберёг своего героя от пирровой победы над силами самой жизни. 4 группа. Попытки Базарова исцелиться, подавить любовь в своём сердце. Круг вопросов.
Вывод: Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж (« и доживутся, пожалуй, до любви…»). Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».
4) Напишите своё стихотворение в прозе о силе любви. Какое музыкальное сопровождение вы выбрали бы для него и почему? ^ IV. Подведение итогов урока. 1) Как вы считаете, прав ли И.С.Тургенев в своём понимании любви? 2) О чём говорят судьбы его героев? 3) Возможно ли подчинить себе страсть или она неизбежно порабощает человека? 4) Стал бы Базаров выше, если бы ему удалось подавить в себе чувство? 5) Что означают финальные слова о вечном примирении и жизни бесконечной? 6) Нужны ли миру такие люди, как Базаров? 7) Считаете ли вы тему нашего разговора на уроке актуальной? Чем она важна для вас? (метод «Микрофон»). ^ Базаров – титан. Он восстал не только против законов общества, но и против законов развития природы. Но его бунтующее сердце победила любовь, так как над природой чувств одержать победу невозможно. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…Теперь пребывает сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше…Любовь сильна как смерть, любовь сильнее смерти…» (Библия). ^ VI. Домашнее задание (по выбору учащихся):
« Кодекс чести Евгения Базарова».
« Отцы и дети». |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому... | |
![]() | Евгений Базаров в романе И. С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему | ![]() | Роман Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети в аспекте современного изучения классики |
![]() | Лисовский владимир Тимофеевич – член-корреспондент Российской академии образования, профессор социологического факультета Санкт-Петербургского... | ![]() | Прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», в тетради сделать таблицу «Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова», написать характеристику... |
![]() | ![]() | Целью конкурса является выявление разведенных отцовских семей, где отцы сами воспитывают детей без матери и проявляют ответственное... |