Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»




Скачать 92.79 Kb.
НазваниеЗакон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»
Дата публикации31.03.2013
Размер92.79 Kb.
ТипЗакон
uchebilka.ru > История > Закон
Законодательное обеспечение агрострахования

Леонид ХОРИН,

генеральный директор Ассоциации страхователей Украины

Агрострахование является одним из важнейших инструментов минимизации рисков сельскохозяйственного производства.

В Ассоциации страхователей Украины при поддержке Института сельского развития и компании ADAS International (Великобритания) выполнено исследование проблем агрострахования на Украине. Фрагмент этого исследования, посвящённый особенностям законодательного обеспечения агрострахования, предлагается вашему вниманию.
Вопросы страхования в целом регулируются специальным страховым законодательством, основой которого является Закон Украины «О страховании» (принят 07.03.96г.).

К нормативно-правовыми актам, регулирующим вопросы страхования именно в аграрной сфере, относятся (расположены в хронологическом порядке):

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 11.06.02г. N 1000 «Об утверждении Порядка и правил проведение обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, урожая зерновых культур и сахарных свекл сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности».

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.03г. N 590 «Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования животных на случай гибели, уничтожения, вынужденного забоя, от болезней, стихийных бедствий и несчастных случаев».

  • Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (принят 24.06.04г.);

Для полноты картины целесообразно к приведенному перечню добавить Закон Украины «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 лет» (принят 18.01.01г.), действие которого в настоящее время прекращено.
Постановление Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 1000.

Данное Постановление принято с целью гарантирования экономической и продовольственной безопасности государства, создания благоприятных условий для развития аграрного сектора экономики, защиты интересов сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, утверждённого Постановлением, субъектами обязательного страхования установлены следующие категории страхователей:

  • государственные сельскохозяйственные предприятия - относительно урожая сельскохозяйственных культур и многолетних посадок;

  • сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности - относительно урожая зерновых культур и сахарной свеклы.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, утверждённого Постановлением, к страховым рискам, на случай которых проводится обязательное страхование, относятся град, пожар, вымерзание, ураган, буря, ливень, оползень, наводнение, сель, засуха, полное внезапное уничтожение посевов карантинными вредителями.

В Постановлении приводятся максимальные значения страховых тарифов, которые должны использоваться при его реализации.

В зависимости от региона и объекта страхования указанные тарифы изменяются в диапазоне 6…9,5%.
К положительным сторонам Постановления можно отнести стремление государства защитить интересы сельскохозяйственных предприятий.

К недостаткам Постановления относятся следующие:

  • нечёткость формулировок в отношении количества страховых рисков, от которых должно производиться обязательное страхование, что открывает возможность для их произвольного выбора и предельного уменьшения количества и, как следствие, может приводить к соответствующему снижению уровня страховой защиты;

  • отсутствие связи между объектами страхования и рекомендуемыми для их страхования рисками;

  • отсутствием детализации необходимых для использования страховых параметров – франшизы и размера страхового покрытия, что открывает возможность для манипуляций, которые могут резко снизить уровень страховой защиты;

  • отсутствием связи между обязательной формой страхования и низким качеством страховых услуг, что превращает аграриев в заложников страховых компаний;

Указанные недостатки привели к тому, что обязательное агрострахование на практике во многих случаях осуществляется фиктивно. Следовательно, цель данного Постановления не достигнута.
Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.03г. N 590.

Данное Постановление принято с целью обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства, создания благоприятных условий для развития племенного дела в аграрном секторе экономики, защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением, субъектами обязательного страхования установлены страхователи - собственники животных, которые подлежат обязательному страхованию.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденного Постановлением, обязательному страхованию подлежат животные, которые принадлежат на правах государственной, коммунальной или частной собственности страхователю.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением, к страховым рискам, на случай которых производится обязательное страхование, относятся гибель, уничтожение, вынужденный забой животных вследствие инфекционных болезней, пожара, взрыва, урагана, молнии, действия электрического тока, солнечного или теплового удара, землетрясения, наводнения, обвала, бури, бурана, града, замерзания, удушения, отравления травами или веществами, укуса змеи или отравляющих насекомых, утопление, падение в ущелье, попадание под транспортные средства и других травматических повреждений.

В Постановлении установлено единственное значение максимального страхового тарифа, равное 5% страховой суммы.

В Постановлении приводится перечень сельскохозяйственных животных, подлежащих обязательному страхованию. К ним относятся племенные животные: большой рогатый скот, свиньи, овцы, козы, кони (чистопородные или полученные по утвержденной программе породного усовершенствования животного, которые имеют племенную (генетическую) ценность и могут использоваться в селекционном процессе) возрастом старше 1 года.
Положительные и отрицательные стороны данного Постановления полностью совпадают с аналогичными параметрами, указанными выше для Постановления Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 1000.
Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (вступает в силу с 01.01.05г.).

Целью принятия Закона является стимулирование производства сельскохозяйственной продукции и развития аграрного рынка, а также обеспечение продовольственной безопасности населения.

Пункт 10.1 Закона обязывает участников организованного аграрного рынка страховать риски в случаях продажи любого вида товарного дериватива, базовым активом которого является сельскохозяйственная продукция, а также в случаях прямого или косвенного финансирования производства сельскохозяйственной продукции или её удешевления при помощи государства.

Закон даёт определение комплексного (пункт 10.2), индексного (пункт 10.3) и добровольного (пункт 10.4) страхования сельскохозяйственной продукции.

Несомненной новацией Закона (статья 11) является введение такого понятия, как Фонд аграрных страховых субсидий (ФАСС).

ФАСС является государственным специализированным учреждением, которое создается для предоставления страховых субсидий производителям сельскохозяйственной продукции.

Доходы ФАСС формируются за счет бюджета и за счёт обязательных 2% отчислений страховщиками от сумм страховых премий, полученных вследствие обязательного или добровольного страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

ФАСС предоставляет страховые субсидии в размере 50% от стоимости страховых премий (взносов), фактически уплаченных субъектами аграрного рынка при комплексном и индексном страховании сельскохозяйственной продукции.

Закон (подпункт 14.1.1) обязывает считать недействительными ограничения законных прав собственников сельскохозяйственной продукции на свободное владение, пользование или распоряжение ею.
Положительным отличием данного Закона от рассмотренных выше Постановлений является более чёткое определение перечня рисков, от которых должно производиться обязательное страхование.

Несомненным достоинством Закона является указание механизма наполнения бюджета ФАСС (в отличие от декларативных стремлений к финансовой поддержке аграриев Закона Украины «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов»).

К недостаткам Закона можно отнести следующие:

  • несовместимость некоторых «зимних» и «летних» рисков, от которых необходимо производить обязательное комплексное страхование, что снижает чёткость в определении требуемого Законом перечня рисков и вследствие этого может создать методологические трудности при его применении, которые открывают путь для псевдострахования;

  • отсутствием детализации необходимых для использования страховых параметров – франшизы и размера страхового покрытия, что открывает возможность для манипуляций, которые могут резко снизить уровень страховой защиты;

  • отсутствие представителей аграрного сектора в процедуре утверждения правил индексного страхования центральным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, который, как показала практика, не имеет достаточной квалификации даже в области классического страхования, не говоря уже о принципиально новых страховых продуктах, и, кроме того, не проявил себя как защитник интересов потребителей страховых услуг;

  • отсутствие возможности получения аграриями страховых субсидий от ФАСС до уплаты страховых премий, что может затруднить использование механизма страхования в принципе, учитывая отсутствие оборотных средств у значительной части аграриев;

  • в Законе установлена явно заниженная величина допустимого страхового тарифа в размере 5%, которая совершенно не соответствует реальным значениям тарифов для комплексного и индексного страхования, обычно лежащих в пределах 5…15%. Дополнительным подтверждением заниженности тарифа является его несоответствие величине тарифов, установленных Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 1000, значения которых находятся в диапазоне 6…9,5%;

  • отсутствие механизмов, направленных на сокращение сроков выплаты возмещения, с учётом возможных значительных задержек со стороны страховых компаний, после которых возмещение не может быть использовано эффективно (например, для пересева озимых);

  • отсутствует механизм контроля над деятельностью ФАСС, что может привести к нецелевому или неэкономному расходованию аккумулированных в нём средств;

  • отсутствует определение сумм, которые ФАСС сможет привлечь от страховых компаний, что создаёт неопределённость в оценке реальных финансовых возможностей Фонда;

  • Закон квалифицирует как противоправные ограничения законных прав собственников сельскохозяйственной продукции на свободное владение, пользование или распоряжение ею. Однако, эта норма Закона противоречит требованиям об обязательности страхования агрорисков, содержащихся в Постановлении Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 1000;

  • как и в Постановлении Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 1000, в Законе отсутствует связь между обязательной формой страхования и низким качеством страховых услуг, что, во-первых, превращает аграриев в заложников страховых компаний и, во-вторых, резко снижает эффективность использования страховых субсидий вследствие того, что их львиная доля будет оседать в карманах страховых компаний (при 10% убыточности страховых операций 90% страховых субсидий будет оставаться у страховщиков).


Данный Закон вступил в силу с 01.01.05г. Поэтому более полный анализ его сильных и слабых сторон даст будущая практика.
^ Закон Украины «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов» (действовал до конца 2004г.).

Данным Законом сельское хозяйство декларируется как приоритетная область народного хозяйства, а период 2001…2004 годов определяется как период реформирования сельского хозяйства.

Статья 15 Закона вводит обязательное страхование урожая многолетних сельскохозяйственных культур, которое должно осуществляться государственными сельскохозяйственными предприятиями, а относительно урожая зерновых культур и сахарной свеклы - сельскохозяйственными предприятиям всех форм собственности.

Закон устанавливает, что не менее 50% затрат сельскохозяйственных предприятий по обязательному страхованию урожая будет компенсироваться за счёт Государственного бюджета Украины.
К очевидным недостаткам Закона относится отсутствие какой-либо детализации механизмов достижения поставленных целей, что делает Закон откровенно декларативным.

Например, государство предполагало выделить в 2002 году 50 млн.грн.($9,4 млн.), в 2003 году – 100 млн.грн. ($18,7 млн.) для компенсации страховых затрат аграрного сектора, однако в бюджеты этих годов указанные средства не были заложены.

В период действия Закона агарный сектор Украины перенёс ряд серьёзных экономических потрясений (разрушительные для аграриев последствия зимы 2002…2003 годов, зерновой кризис и т.п.), что доказывает отсутствие положительного влияния Закона на состояние аграрного сектора.
Анализ законодательного обеспечения страхования в аграрной сфере Украины показывает, что оно не является системным, недостаточно чётко предусматривает механизмы финансовой поддержки аграрного сектора, недостаточно полно учитывает методологические особенности страхования и интересы аграриев и поэтому нуждается в серьёзном совершенствовании.

Совершенствование законодательства должно быть направлено на устранение недостатков, отмеченных выше.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconОбращение Украинской зерновой ассоциации к Верховной Раде Украины
Украины отклонить законопроект №8053 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconЭкспортировать сельхозпродукцию из Украины смогут только сами производители и госагент?
Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconАвтономной Республики Крым от 03 июля 2013 г. №612-р перечень
Крым, передаваемого из состава имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, в государственную собственность в сферу управления...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconВерховная Рада провела выездное заседание в «Артеке»
Комитета Верховной Рады Украины по делам семьи, молодежной политики, спорта и туризма, на котором рассмотрены вопросы выполнения...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconХарьковская национальная академия городского хозяйства с
Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Национальной академии наук...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconВерховная Рада Украины закон украины об обращениях граждан ( Ведомости...
Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconЛогвина Е. В. Значение работы Крымского отделения акб "Украина" для...
Акционерный коммерческий банк "Украина" был учрежден 4 сентября 1991 года на базе республиканского Агропромбанка СССР. Учредителями...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconЗакон украины «о государственной службе»
Украине профессиональной и эффективной государственной службы. Указанный Закон вступает в силу с 1 января 2013 года

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconЗакон украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно...
Украины от 05. 07. 2012 г. №5083-vi «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы...

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» iconПрограмма развития сельского и зеленого туризма в Автономной Республике...
Программа разработана в соответствии с пунктом 11 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым, распоряжением Кабинета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<