Словарь гендерных терминов




НазваниеСловарь гендерных терминов
страница1/50
Дата публикации27.02.2013
Размер5.17 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50



     

Словарь гендерных терминов


Редактор
кандидат филологических наук
А. А. Денисова



От редактора

Алфавитный список терминов

Список англоязычных терминов

Авторы



© Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты", 2002
© А. А. Денисова, составление, 2002
© Н. Ю. Каменецкая, оформление обложки, 2002



Издание подготовлено при содействии
Канадского фонда поддержки российских женщин



СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

      Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным (378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные гендерные термины, а также их англоязычные варианты. Под гендерными терминами понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения, истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин.



Научные консультанты

доктор политических наук Айвазова Светлана Григорьевна (Москва), кандидат философских наук Барчунова Татьяна Владимировна (Новосибирск), кандидат социологических наук Здравомыслова Елена Андреевна (Санкт-Петербург), доктор филологических наук Кирилина Алла Викторовна (Москва), кандидат философских наук Клименкова Татьяна Алексеевна (Москва), Липовская Ольга Геннадьевна (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук Муравьева Марианна Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор исторических наук Пушкарева Наталья Львовна (Москва), доктор исторических наук Хасбулатова Ольга Анатольевна (Иваново), доктор политических наук Шведова Надежда Александровна (Москва), доктор социологических наук Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (Саратов)

А

Активизм - "активное членство в политической партии, группе влияния или родственной политической организации... Исследования выявили общие для активистов тенденции: более высокий социальный статус, большая социальная уверенность и зачастую лучшая информированность. Уровни политического активизма изменяются также в зависимости от обстоятельств. Так, во время политического кризиса в политику вовлекается множество людей, которые в обычных условиях не были активными. Некоторые теоретики ... доказывают, что в подобных ситуациях ... высокий уровень активности и слабая информированность участников могут ставить под угрозу "стабильность демократии". Чаще, однако, повышенная партисипация членов групп низшего статуса (в частности, новых городских социальных движений) оценивается благоприятно".

Activism (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999 . 544 с.

Амазонки - в греческой мифологии женщины-воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть копьем, мечом, метать дротики и быть искусными наездницами. Проблему воспроизводства своего племени они якобы решали так: раз в году встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе. Геракл выступил против амазонок, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты, их царицы, дарованный ей самим Аресом, богом войны (девятый подвиг Геракла). В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев.

Исторической основой мифа об амазонках является противоборство с воинственными племенами. Интересно проанализировать сведения, которые приводит Геродот в IV книге своей "Истории". Он говорит о происхождении савроматов и обычаях "гендерного равенства" (если употреблять современную терминологию) в их среде. Савроматские женщины, указывает он, сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Девушка же не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага, поэтому некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж. Как указывает Геродот, савроматы произошли от соединения амазонок со скифами. При этом скифы "укротили" амазонок, чтобы те не занимались разбоем: к ним послали молодых скифских юношей. Но они не остались у скифов с этими юношами, так как не могли жить как скифские женщины, которые выполняли женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотились и вообще никуда не выходили. Поэтому скифские юноши, забрав полагающуюся им долю наследства, ушли с амазонками за реку Танаис (Геродот, IV. С. 110-117).

Популярная версия легенды об амазонках сильно искажает собственно рассказы Геродота и Диодора Сицилийского. Вопрос о том, являлись ли амазонки классическим матриархатным (см. Матриархат) обществом, остается открытым. Тем не менее, амазонки, как и савроматы, представляют собой интересную культурную модель поведения, которую можно обнаружить в некоторых современных обществах (например, Папуа и Новая Гвинея). Археологические открытия, однако, показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, существовали в Древнем мире. Первые находки связаны с открытием в 1972 г. рядом с городом Орджоникидзе захоронения семьи вождя, где оружие находилось рядом с женщиной, а ребенок лежал на руке мужчины. Следующим археологическим подтверждением существования такого рода культур стало открытие большого захоронения в Покровке в середине 90-х гг., относящегося примерно к 600 году до н. э. В этом захоронении выделялось три группы женщин: воительницы, похороненные с оружием в руках или с конем, жрицы, погребенные с культовыми знаками, и просто женщины, богато украшенные. Рядом обнаружены были захоронения мужчин с детьми на руках, причем женских захоронений такого типа найдено не было. Именно эти археологические открытия, сделанные археологом Джанин Дэвис-Кимбелл, возродили миф об амазонках и стали средствами массовой информации преподноситься как реальное доказательство их существования. Более того, раскопки в северной Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе обнаружили большие женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также крепость с остатками в ней женских захоронений.

Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок, описанных Геродотом. Тем не менее, отрицать существование обществ и культур, в которых роль воинов исполняли женщины, или утверждать, что такие общества являлись матриархатными в смысле доминирующего положения в нем женщин, также нельзя. Для Геродота и древних греков такого рода культуры, где женщины имели сугубо мужские, в их понимании, профессии, казались не нормальными, а наши сведения об амазонках основаны на древнегреческой интерпретации. Тем не менее, спор об амазонках еще далек от завершения.

Amazons, Amazon women warriors (англ.)

Литература:

Геродот. История, IV.
Гуляев. В. И. "Амазонки" Среднего Дона // Природа. М., 1995. N 5. С. 32-42.
Мирошина. Т. В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990. С. 159-176.
Она же. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 4-10.
Плетнева. С. А. "Амазонки" как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 529-537.
Скрипник Т. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного краеведения. Ростов-на-Дону, 1988. Вып. 5. С. 29-39.
Суриков И. Е. Перикл, Амис и амазонки // Из истории античного общества. Н. Новгород, 1999. Вып. 6. С. 147-152.
Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Ист.-культурол. исслед. Астрахань, 1999.
Alpern Stanley B. Amazons of Black Sparta: the women warriors of Dahomey. London: Hurst, 1998.
Davis-Kimball J. Warrior Women in the Eurasian Steppes // Archaeology. 1997. Vol. 50. N 1.
Rothery Guy Cadogan. The Amazons. London: Senate, 1995.
Sobol Donald J. The Amazons of Greek mythology. South Brunswick: A. S. Barnes, 1972.
Tyrrell William Blake. Amazons, a study in Athenian mythmaking. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984.

Анархо-феминизм - группы анархисток феминистской направленности, которые выступают против всех правительств, любых иерархий и лидеров. Анархистские принципы всегда были представлены в женском освободительном движении. По мнению анархо-феминисток, чтобы создать альтернативную систему, при которой женщина сама может контролировать свою жизнь, важно непосредственное действие - индивидуально и в малых группах, которое опирается на революционный потенциал женщин.

Anarcha-feminism (англ.)

Литература:

Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных (см Маскулинность) и фемининных (см Фемининность) черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание "мужских" и "женских" качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу.

Androgyny (англ.)

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Жеребкина И. "Прочти мое желание…". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. 256 с.
Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N 2. С. 117-131.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. 222 с.

Андроцентризм - глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм - это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики социального мира культуры, где характеристики мужского и женского разноплановы и разновесны, дихотомично разведены и иерархично структурированы. Ибо существующий мир культуры и мир природы осуществлен (через нарратив) от лица мужского субъекта, с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как "другое" и "чужое", а чаще всего вообще игнорируется. Андроцентризм современной культуры основан на универсалистском дискурсе европейской науки, презентирующей себя гендерно нейтрально и "научно" обосновывающей гендерную нейтральность социальных институтов и структур.

Язык играет особую роль в воспроизводстве андроцентризма, ибо языковая картина мира фиксирует и воспроизводит (называет) мир с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма: 1) отождествление понятий человек и мужчина (во многих языках они обозначаются одним словом); 2) языковая норма гендерно не нейтральна, иерархична и несет в себе оценочные категории; более того, мужские языковые формы, используемые как нормы языка, способствуют маргинализации и игнорированию женщин в языковой картине мира; 3) разделение языка на нормы мужского и женского основано на реальной социальной гендерной асимметрии, отражает ее, а затем закрепляет через языковое воспроизводство.

Феминистская лингвистическая критика вскрывает культурно-языковые конструкты мужского доминирования в социальной и культурной жизни. Исследования К. Маккинон, проанализировавшей существующие в современном обществе социальные институты и институции, показали, что нормы социальной успешности и "нормальности" обусловлены мужской физиологией и интересами: "Мужская физиология определяет большое количество видов спорта; ... их социально спроектированные биографии определяют требования к рабочим местам и образцы успешного продвижения карьеры; ... их опыт и устремления определяют понятие заслуг; их видение мира определяет искусство" (Бем. С. 73). Феминистки указали, что все существующие социальные технологии - от практик родовспоможения и нормативной дозы лекарственных средств до практик научного рационального познания - сконструированы под мужские нужды, исходя из мужских взглядов и интересов. В качестве примера стоит привести известный в США скандальный случай с исследованиями сердца, получивший название "Mr. Fit". Речь идет об исследовании и тестировании кардио-средств, результаты которого распространялись на все население страны, хотя под наблюдением находились только мужчины. Дело не в том, что исследователи специально, с каким-то умыслом не стали тестировать средство на женщинах, а в том, что им это просто не пришло в голову.

Об адроцентризме современной культуры много писали и пишут в феминистских исследованиях, где указывается, что отличия между мужчиной и женщиной заданы социально, что социальный мир организован таким образом, что все мужское понимается как норма, а все женское - как патология. Феминистский проект в современном гуманитарном знании связан с деконструкцией андроцентризма как культурной традиции, подлежащей разоблачению и замене: "Андроцентризм можно рассматривать как специфическую конфигурацию властных отношений, которая не является ни неизбежной, ни универсальной..." (Ушакин. С. 130).

Androcentrism (англ.)

Литература:

Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.
Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999.
Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Малышева М. Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования, N 2 (1/1999). М., 1999.
Ушакин С. Политическая теория феминизма: современные дебаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словарь гендерных терминов iconСловарь специфических терминов
Это издание осуществлено при участии Министерства иностранных дел Франции и французского посольства в Москве словарь специфических...

Словарь гендерных терминов iconСаентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей
Словарь составлен на основе всех материалов, которые удалось найти, обобщить и откорректировать к

Словарь гендерных терминов iconС. П. Кутьмин Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации
Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С. П.;Тгиик; Каф реж и акт мастерства. Тюмень,...

Словарь гендерных терминов iconРусский Словарь Кинологических Терминов : English-Russian Dictionary...
Англо-Русский Словарь Кинологических Терминов : English-Russian Dictionary of Dog Terms

Словарь гендерных терминов iconСловарь терминов а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м |...
А | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф | Х | ц | ч | ш | щ | э | ю | Я

Словарь гендерных терминов iconРябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований1
Каковы факторы, механизмы гендерной стереотипизации и каково содержание, свойства, функции гендерных стереотипов, их влияние на гендерные...

Словарь гендерных терминов iconСловарь терминов по стилистике английского языка
Словарь будет полезным студентам при подготовке к экзамену по стилистике, а также всем, кто интересуется вопросами стилистики, стилистического...

Словарь гендерных терминов iconАнгло-русский словарь терминов фотошоп

Словарь гендерных терминов iconСправочник по огнеупорам (Толкователь терминов). В. Н. Олейник
Англо-русский словарь-справочник по огнеупорам (Толкователь терминов). В. Н. Олейник. Под ред докт техн наук проф. И. Д. Кащеева....

Словарь гендерных терминов iconСловарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts
В первом издании книга вызвала большой интерес не только у людей верующих, но и у многих, кто интересуется таинством Русской православной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<