Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов)




Скачать 311.81 Kb.
НазваниеПрограмма курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов)
страница1/3
Дата публикации27.02.2013
Размер311.81 Kb.
ТипПрограмма курса
uchebilka.ru > История > Программа курса
  1   2   3


Программа курса

Одесса -мой город родной”


«Одесса - мой город родной»

Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов)
Пояснительная записка.

Цели и задачи курса.

История нашего города обогатила человечество выдающимися достижениями в науке и технике, литературе и искусстве, незабываемыми образцами благородства и величия человеческого духа. Одесситам есть чем гордиться. Передача подрастающим поколениям историко-культурного опыта, выработанного нашими соотечественниками - наша важнейшая задача.

^ Главная цель курса - создать условия для формирования всесторонне развитой гармоничной личности, ценностные ориентиры которой направлены на сохранение и приумножение историко-культурного наследия Одессы, являющегося неотъемлемой частью отечественной и мировой истории.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- сформировать интерес учеников к историко-культурному наследию родного города путем организации интерактивных форм работы на уроке;

- обеспечить целостное развитие мировосприятия учеников путём интеграции предметов и межпредметных связей истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;

- формировать чувство гордости за родной город и его историю, героические страницы прошлого;

- выработать коммуникативные способности, воспитать толерантность путем организации проектной и групповой работы.

^ Основные направления деятельности.

Основные направления деятельности соответствуют построению программы и подразумевают использование различных методических приемов согласно возрастным и психологическим особенностям учеников.

Учебный материал структурирован по линейному принципу, который наиболее знаком и понятен ученикам 8 класса. Но, исходя из того, что временные рамки изучаемого материала не соответствуют историческому периоду, изучаемому в курсах «История Украины» и «Всемирная история» в 8 классе, авторы сочли целесообразным предоставить дополнительные рекомендации к графической разбивке плана, включив разделы «Понятия и термины», «Основные даты и события», «Исторические личности», максимально адаптировав понятийный аппарат, терминологию, количество дат к возможностям учеников данного возраста. К темам «Культура Одессы» дан персональный перечень деятелей науки, литературы и искусства, который поможет учителю акцентировать внимание учащихся на отдельных выдающихся личностях - одесситах.

Поскольку каждый раздел, несмотря на общую тенденцию, имеет свои особенности, авторы сочли целесообразным дать методические рекомендации к изучению каждого раздела. В соответствии с государственными требованиями к программам в рекомендациях определен необходимый уровень знаний ученика.

Программа курса рассчитана на 35 часов, определено количество часов на изучение каждого раздела, предусмотрены уроки-обобщения, уроки систематизации изучаемого материала. Предложенное для изучения каждого раздела количество часов является ориентировочным и может быть изменено по усмотрению учителя.
^ Содержание курса.

Раздел I. Северное Причерноморье с древнейших времен до XIX века.

Раздел II. Одесса в первой половине XIX столетия.

Раздел III. Расцвет города во второй половине XIX столетия.

^ Раздел IV. Одесса в годы Первой мировой войны и революций.

Раздел V. Одесса в годы Великой Отечественной войны.

Раздел VI. Ими гордится Одесса.




^ Тема урока

Содержание урока

Основные понятия и термины

Основные события и даты

^ Исторические деятели

РАЗДЕЛ І. Северное Причерноморье с древнейших времен до ХІХ века (4 часа).

1.

^ От первобытного общества к античному полису

Введение в курс «Одесса - мой город родной».

Пещерное поселение неандертальцев возле с. Ильинка. Усатовская археологическая культура. Кочевые племена на территории Одесщины. Одесские земли в античный период.

Карстовые пещеры,

неандертальцы,

усатовская археологическая культура,

Жевахова гора,

гавань Истриан,

каботажное плавание,

«Дикая степь»,

полис.

40 – 60 тыс. лет тому назад – расселение первобытных людей на территории края;

5 тыс. лет тому назад – усатовская археологическая культура

VII в. до н.э.-античные полисы


^ Овидий – поэт, философ;

Геродот - античный историк.

2.

От Джинестры до Хаджибея

Ногайские владения. Итальянская торговая фактория Джинестра.

Галицко-Волынский период. Литовский период. Основание города-крепости Кочубей. Вхождение Северного Причерно-морья в состав Османской империи и основание Хаджибея.

Джинестра, «белое золото средневековья»,

Кочубей,

Хаджибей.

1415 г. – первое упоминание о Кочубее в летописи;

80 гг. ХV в. – вхождение Северного Причерноморья в состав Османской империи.


^ Хан Ногай – темник Золотой Орды.


3.

Рождение города Одесса.

Походы казаков на Хаджибей. Русско–турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Ясский мир.

Указ о строительстве в Хаджибее военной гавани с купеческой пристанью. Основание города. Получение названия Одесса. Выдающиеся основатели: Иосиф де Рибас, Франц де Волан. Одесса во времена правления императора Павла I.

Ени-Дунья,

Черноморское казацкое войско,

Канонерская лодка,

Кучук-Кайнаджирский мирный договор,

Ясский мирный договор.

Основание Одессы,

интеграция земель Северного Причерноморья в состав Российской империи.

1768-1774 гг. – русско-турецкая война;

1787–1791 гг. – русско-турецкая война;

14 сентября 1789 г. – взятие Хаджибея русскими войсками;

29.12. 1791 г.-Ясский мир;

27 мая 1794 г. - указ о строительстве в Хаджибее нового портового города;

22 августа (2 сентября) 1794 г.-день рождения города;

1795 г. – начало упо-требления названия Одесса;

1 сентября 1798 г. – указ об утверждении герба Одессы.

^ Захарий Чепига – кошевой атаман Войска верных черноморских казаков в 1788-1797 гг.;

Антон Головатый – войсковой судья Черноморского казачьего войска;

А.В.Суворов – русский полководец;

Екатерина ІІ – императрица Российской империи в 1762-1796 гг.

^ Иосиф де Рибас - адмирал, Главный начальник строительства порта и города;

Франс де Волан - инженер русской армии, первый архитектор Одессы.

4.

^ Повторительно-обобщающий урок

Повторение материала по теме «Северное Причерноморье от древних времен до основания Одессы». Защита творческих работ учеников.




^ Методические рекомендации к разделу I.

С целью мотивации изучения вопросов раздела на первом уроке возможно посещение археологического музея. Для концентрации внимания учащихся во время экскурсии следует остановиться на тех экспозициях, которые отражают историю Северного Причерноморья. Также мотивационной будет экскурсия в историко-краеведческий музей на повторительно-обобщающем уроке . Она предоставит возможность закрепить изученные вопросы и связать их с вопросами следующего раздела, будет способствовать формированию образного мышления, усилит восприятие теоретического материала.

Основные методы и формы работы учащихся на уроках:
- проработка исторических документов;
- работа в малых академических группах;
- экскурсии в музеи города, заочные экскурсии,
- поисковая работа при создании проектов;
- дидактические игры;
- создание кроссвордов, головоломок, иллюстраций к теме.
Темы выступлений, сообщений, проектов:
- «
Итальянская торговая фактория Джинестра и греческие города-государства в Северном Причерноморье».
- «
Строительство и развитие Хаджибея».
- «
Украинское казачество в Северном Причерноморье».
- «
Последствия русско-турецких войн конца XVIII века».

После изучения раздела учащиеся смогут:
-
определять основные этапы развития Северного Причерноморья с древнейших времен до конца XVIII века;

- определять хронологическую последовательность событий данного этапа;
- называть даты основных исторических событий разных периодов;
- объяснять причины частой смены населения в Северном Причерноморье;
- показывать на карте важные исторические объекты и места исторических событий;
- характеризовать исторических лиц;
- применять и объяснять на примерах понятия и термины;
- выражать собственное мнение относительно исторических процессов, событий.


^ РАЗДЕЛ II Одесса в первой половине XIX в. (7 часов).

1.

Юность Одессы. Ришелье,

Ланжерон

Развитие города. Административно–территориальное устройство. Рост населения. Защита населения в период эпидемии чумы. Многонациональность населения города.

Градоначальник,

генерал-губернатор,


1803 г.-градоначальник А.Ришелье;

1812-1813 гг.-эпидемия чумы;

1815 г.-градоначальник А.Ланжерон;

1823 г.-генерал-губер-натор М.С.Воронцов.

^ А. Ришелье – градоначальник Одессы в 1803-1813 гг.;

А. Ланжерон - градоначальник Одессы в 1815- 1820 гг.;
М.С. Воронцов – генерал-губернатор Новороссийского края в 1823 – 1844 гг.;

2.

^ Десятилетия активного развития

Экономическое развитие Одессы. «Хлопотливо торг обильный свои подъемлет паруса...». Влияние внутренних и внешних факторов на развитие Одессы. Зарождение промышленности.

Банки, кредиты, биржа,

«Экспедиция пароходных сообщений»,
инвестиции, рынки, шоссование, карантин, порто-франко, негоциант,

экспорт, импорт

1817-1854 гг. – порто-франко;

1828 г. – открытие памятника Ришелье;

1834 г.-Куяльницкая больница;

1837-1842 гг.-строительство Гигантской лестницы.

^ А. Ришелье - градоначальник Одессы в 1803- 1813 гг.

А. Ланжерон - градоначальник Одессы в 1815- 1820 гг.

М.С. Воронцов - генерал-губернатор Новороссийского края в 1823 – 1844гг.

3.

^ Одесса-центр вольнодумства и национально-культурного движения

Ришельевский лицей - центр масонства в Одессе. Декабристы в Одессе.

Кирилло-Мефодиевское товарищество.

Роль Одессы в развитии национально-освободительного движения греческого и болгарского народов.

Масонские ложи,

«Понт Эвксинский»,

ложа «Трех царств природы»,

«Филики Этерия»,

Кирилло-Мефодиевское товарищество,

клуб «Эллада».

1801-1806 гг. - возникновение греческих и болгарских поселений;

1814 г.- «Филики Этерия»;

1817 г. – открытие первых масонских лож в Одессе;

1821 г. - греческое восстание;

1825 г. - восстание декабристов.

^ С.Г. Волконский – декабрист, возглавлял Каменскую управу Южного общества;

Э. Ксантос – основатель общества «Филики Этерия»;

А. Ипсиланти – председатель общества «Филики Этерия».

^ Н. Костомаров, Н. Гулак - организаторы Кирилло-Мефодиевского товарищества.

4.


Тайны строительства города



Ф. де Волан планирует город.
Застывшая музыка города.
Зеленые легкие Одессы.

Первый план строительства города,

классицизм,

барокко,

ренессанс.

Конец XVIII в. - первый план строительства города



^ Ф. де Волан - первый архитектор Одессы;

братья Фраполли-архитекторы;

Ж. Тома де Томон - французский архитектор;

Ф. Боффо - архитектор.

5.


^ Развитие образования и научных знаний



Аббат Николь и его лицейский проект в Одессе.
Библиотека открывает двери.
Начало истории об истории края.

Лицей-музей,
первые учебные заведения, библиотека,
Одесское общество истории и древностей.


1817 г. - открытие лицея в Одессе;
1829 г.-открытие первой библиотеки в Одессе;
1825 г. – открытие музея в Одессе.

^ Аббат Николь – создатель Ришельевского лицея;

И. Бларамберг – топограф.

6.


Творческий поиск свободы

Литература. Музыка. Театр. Памятники Одессы.

Классический период,

пушкинисты, памятники Ришелье, основателям Одессы, М.С. Воронцову.

1823-1824 - пребывание Пушкина в Одессе;

10.02.1810 г. – открытие оперного театра

А. Пушкин - поэт;

Н. Гоголь - писатель;

А. Мицкевич – польский поэт.


7.

Обобщающий урок «Итак, я жил тогда в Одессе…»

Повторение материала по разделу II.

Защита творческих работ учеников. Презентация проектов.




^ Методические рекомендации к разделу II.

Цель предложенного раздела - формирование гордости и любви к родному городу у юных одесситов. Формирование интереса учеников к выдающимся достижениям в экономике, культуре первых пятидесяти лет существования города, возникновению и развитию Одессы, ее колориту и национальным особенностям. Акцентирование внимания на деятельности известных личностей, которые способствовали процветанию молодой Одессы. Создание условий для формирования патриотизма, толерантности и исторического сознания.

После изучения раздела учащиеся смогут:

- высказывать свое мнение об истории становления родного города;

- анализировать деятельность основателей Одессы;

- толковать понятия: экономическое развитие, строительство города, архитектурный ансамбль города.

Основные методы и формы работы учащихся на уроках:
- проработка исторических документов;
- работа в малых академических группах;
- экскурсии в музеи города, заочные экскурсии.
В экспозициях одесских музеев и туристических агентств есть темы, которые освещают историю и культуру данного периода:


- «Дворцы, дома Одессы и их знаменитые обитатели» (автобусная экскурсия);

- историко-краеведческий музей - экспозиция «Одесса начала XIX в.»;
- литературный музей – «Одесса первых десятилетий. Эпоха герцога Ришелье», «А.С. Пушкин в Одессе», «Н.В. Гоголь в Одессе».

Темы выступлений, сообщений, проектов:

- галерея портретов «Отцы-основатели»;

- сценарий мини-экскурсий «История Одессы в памятниках и названиях улиц» (Дерибасовская, Ришельевская, Приморский бульвар и Ланжероновская), «Прогулки по литературной Одессе»;

- фотоальбом «Классическая архитектура в облике Одессы»;

- фотоальбом «Одесские атланты и кариатиды»;

- деятельность одесских архитекторов (В. Ванрезант, Тома де Томон, Ф. Боффо, братья Фраполли);

- зеленая Одесса – первые парки и скверы города;

- Люстдорф – немецкое поселение в Одессе;

- одесская Молдаванка;

- поместье генерала Фомы Лузанова – Лузановка.

^ Раздел III. Расцвет города во второй половине ХІХ столетия (6 часов).

1.

Одесса – «золотой город»

Экономическое процветание Одессы.

Благоустройство города: первый водопровод и первая канализация в Российской империи.

Одесский порт. Первая железная дорога Одесса - Балта.
Законодательная инициатива А.Г.Строганова относительно городского самоуправления
«Положение о гражданском управлении Одессой».

«Золотой город»,
«Житница Юга»,
«Южная красавица»,
«Положение о гражданском управлении Одессой»,
градоначальник,
генерал-губернатор.

1855-1862 гг.-генерал-гу- бернаторство А.Строганова;
1863 г. - А.Строганов - первый выборный город- ской голова;
1865 г. - первая железная дорога Одесса - Балта;

1873 г.-введение в эксплуа-тацию водопровода в Одессе;
1877 г.-первая канализа-ция в Российской империи.

^ А.Г. Строганов - первый выборный городской голова, генерал-губернатор;

Н.А. Новосельский – градоначальник Одессы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconМетодическое пособие к курсу «Одесса мой город родной»
Одесского учебно-воспитательного комплекса №4 „Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней гимназия”

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconФорумы социального партнёрства
«Одесса – мой город родной». На городской этап конкурса поступило 28 проектов старшеклассников. Конкурсные работы рассматривались...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconТема: «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!»
Развитие навыков работы в группе; лингвистических способностей учащихся; логического мышления

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconВоспитательное мероприятие -проект «одесса мой город родной»
Цели: ознакомить третьеклассников с историей образования города, историей его развития, героической блокадой во время Великой Отечественной...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconПрограмма тура: Понедельник 13: 00 Встреча с экскурсоводом возле...
Пешеходная экскурсия «Одесса город всех религий». Одесса всегда была городом интернациональным и многоконфессиональным. Долгое время...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconМой родной край
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Есть любимый город не потому, что они счастливые, а счастливые, потому что...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconАх, Одесса, не город, а невеста, Ах, Одесса, нет лучше в мире места,...
Ансамбль бульвара завершает Потемкинская лестница, количество ступенек которой мы обязательно посчитаем. Трансфер в отель. Поселение....

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconПрограмма курса "Прикладная информатика" специальность "Компьютерное...
Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения (136 часов, 2 часа в неделю). Предполагается, что учащимися пройден базовый...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconПрограмма курса «Программирование на языке С#: разработка консольных приложений»
С указанными дисциплинами сопряжена дисциплина «Практикум на эвм», которая предусматривается учебным планом специальности на протяжении...

Программа курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной» Программа курса для учащихся 8-го класса (35 часов) iconТур 03 «Одесса – город солнца и легкости!»
Экскурсия «Историческая Одесса» с посещением «Археологический музей» /пешеходная

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<