А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны




Скачать 80.99 Kb.
НазваниеА. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны
Дата публикации06.04.2013
Размер80.99 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны

Цели:

-Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

-Пробудить желание философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

-Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.

-Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, запись Второй сонаты Л.В.Бетховена, тексты на партах у каждого ученика, «Гранатовый браслет» — художественный фильм режиссёра Абрама Роома, снятый по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна, мультимедийный комплекс

^ ХОД УРОКА

I. Орг. момент, сообщение темы, постановка целей урока.

II. Мотивация учебной деятельности

  1. Вступительное слово

«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…

Сам же Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».

  1. ^ Игра в ассоциации

Вы видите высказывания о любви поэтов и писателей разных времен, а теперь поиграем! Перед вами чистый лист бумаги напишите одно слово, характеризующее для вас понятие любовь, следующий игрок пишет характеристику уже на это слово, и так продолжаем до конца, пока не поучаствуют все ученики, повторять слова нельзя!

У нас на уроке получилось следующее. Любовь-доверие-честность-искренность-доброта-миосердие-сострадание-бвзаимопонимание-близость-дружба-любовь. Слова можно разместить в виде лучиков, которые идут от слово любовь, т. о. получаем солнышко.

Первое и последнее слово в нашей игре совпали, возможно, это знак того, что сегодня на уроке мы должны стать еще ближе к этому заветному таинству, под названием «любовь».

^ III. Работа над темой.

  1. Запись темы и эпиграфов с обсуждением того, как ребята понимают эти высказывания.

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но еще не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, – любовь!

^ Омар Хайям

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

^ А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

^ Луи Арагон, французский поэт

2) Чтение стихотворения Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века, «Молчать и гибнуть…»

Учитель: «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюбленного телеграфиста. Но все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир.

Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Именно такое чувство, не сметающее на своем пути все понятия о нравственности, не опьяняющее силой страсти, а созидающее, преобразующее душу человека описывает Куприн в «Гранатовом браслете». Именно такая любовь «движет солнце и светила».

  1. ^ История создания произведения

Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

^ Сообщение ученика о факте из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

4) Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?

^ 4) Постановка проблемного вопроса. Насколько мастерски Куприн изобразил историю безответной любви в своем произведении? В чем сходства и различия историй Желтого и Желткова? Так что же все-таки любовь? Как она изображена в произведениях Куприна?

^ 5) Аналитико-исследовательская работа по тексту

1. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте рассказа слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Как развивается тема любви в «Гранатовом браслете»?

– Чувство любви пародируется. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста (гл. VI).

– Рассказ Аносова о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII).

– … «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» – говорит генерал. Найдите примеры обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то»? (гл. VIII).

– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII).

– В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах? (Для чувства любви необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви, а не унижать её.)

– «Что это за история с телеграфистом?» – спросил Верочку Аносов.

^ 2. Пересказ (гл.VIII).

– Найдите слова, где генерал почувствовал истинность любви Желткова (гл.VIII)

3. Как изображается автором Желтков и его любовь?

– Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V). На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V).

– Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

– А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

– Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х), с Верой (гл. ХI) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII)

^ 4. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI) (гл. Х)

5. Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает – победоносец.)

^ 6. Прощание Веры с умершим Желтковым (гл. ХII):

– Как изображен мертвый Желтков? (с.318)

– Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319)

– А может быть, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)

^ 7. Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII) (В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

^ 8. Просмотр фрагмента фильма по одноименному произведению И.А. Куприна «Гранатовый браслет». Сцена прощания Веры Никораевны с Желтковым. Можем ли мы назвать эту сцену кульминационной? Почему?

^ 9. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.) (Обращение к эпиграфу), слушая сонату Бетховена.

10. Чтение наизусть «молитвы» «Да святится имя Твое» (гл. ХIII) на фоне мелодии.

VI. Итог урока

1) Беседа

1. В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

2. Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит «испытание любовью», но не каждый его выдерживает.

Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчёт, убивающий душу прагматизм.

Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способности жалеть, прощать, защищать и спасать – не партнерство (как внушают нам СМИ), а прежде всего глубокая связь, духовное

  1. ^ Оценивание ответов

  2. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал, что…

Мне понравилось…

Мне было не понравилось…

V. Домашнее задание.

– Подготовиться к сочинению (всем).

Темы:

1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

3. Мой Куприн

- Подготовить презентации по темам «Композиционные особенности рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», «Музыкальность рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (индивидуальные задания выполняют два ученика)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconКиївський університет імені Бориса Грінченка Інститут післядипломної...
Как Вы считаете: чувства Желткова к Вере – любовь или «сумасшествие»?(По рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconІiі (міського) етапу Київської міської олімпіади з російської мови...
Как Вы считаете: чувства Желткова к Вере – любовь или «сумасшествие»?(По рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconІiі (міського) етапу Київської міської олімпіади з російської мови...
Как Вы считаете: чувства Желткова к Вере – любовь или «сумасшествие»?»?(По рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconТворческий путь писателя
Это неземное чувство он опи­сал во многих своих произведениях: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Учась в кадетском корпусе,...

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconОсобенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет”
Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет”

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconКонцепция любви в произведениях А. И. Куприна Гранатовый браслет

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconАлександр Иванович Куприн    Поединок
Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том М.: Худ литература, 1971. С. 7  218

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconСообщение об учреждении и провозглашении Византийского Католического Патриархата
Католической Церкви и нарушение спасительной веры. Трагедией является то, что многие католики и иерархия принимают новое учение и...

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconСергей волков “Любовь должна быть трагедией!”
Поэтому, приступая к анализу идейно-художественного своеобразия произведения, нужно подумать о грамотном сужении темы, обозначить...

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь, ставшая трагедией, ее причины. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны iconТолкование на Символ Веры Символом веры
Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом и Втором...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<