Вниманию читателей предлагается артековская хроника




Скачать 165.29 Kb.
НазваниеВниманию читателей предлагается артековская хроника
Дата публикации28.02.2013
Размер165.29 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
Свистов Владимир Тихонович

(22 января 1922 – 1 сентября 2003)
В июне 1945 г. командирован ЦК ВЛКСМ на восстановление «Артека». Работал заведующим детской технической станцией «Артека», инструктором авиамоделизма, с 1949 г. – старшим вожатым «Верхнего» и «Нижнего» лагерей. С 1953 г. – начальником «Нижнего» (палаточного) лагеря, а с 1956 г. – начальником лагеря №3 («Кипарисного»). С 1960 г. – заведующий методическим кабинетом, с 1966 г. по 1987 г. – заведующий методическим отделом, затем учителем истории школы (в 1966 г. окончил заочно Крымский пединститут, историко-филологический факультет). С 1994 по 2003 гг. – методист музейно-выставочного комплекса.

С 1945 г. Владимир Тихонович собирал историю родного лагеря. Первый музей истории «Артека» оформил в корпусе «Верхнего» лагеря в 1950 г., музей З.П. Соловьева – в 1955 г. в домике Соловьева.

Написал 2 книги и опубликовал около 80 статей об «Артеке» в сборниках, журналах и газетах, как местных, так и центральных.

В.Т. Свистов награжден восемью правительственными наградами, медалью им. А.С.Макаренко, Заслуженный работник культуры Украины.
Вниманию читателей предлагается артековская хроника –

воспоминания В.Т. Свистова
^ ТРАДИЦИИ АРТЕКА
Главное место в повседневной и многообразной деятельности человека занимает работа – физическая и умственная, труд, преобразующий окружающий мир, создающий материальные богатства и духовные ценности. Но деятельность человека – это не только труд, но и разнообразные виды общественной деятельности. И если мы попробуем выявить некие общие черты в многообразии разнородных действий человека, то, естественно, одной из первых отметим их целесообразность, достижение практического результата. Казалось бы, исключения из этого правила и не может быть – все, что делает человек, разумно и целесообразно (имея в виду нормальную человеческую деятельность, а не какие-то патологические отклонения от нее, антиобщественные поступки). Но нельзя не заметить, что в многообразной человеческой деятельности есть и такие действия, которые не дают непосредственного практического результата и на первый взгляд кажутся лишенными целесообразности. Таких кажущихся исключений из общего правила не много, но и не так уж мало, чтобы оставить их без внимания и объяснения.

Действия подобного рода носят символический, обрядовый характер. Историческая наука свидетельствует, что определенная система обрядности – неотъемлемая составная часть духовной жизни всякого человеческого общества.

Возникли обряды в глубокой древности, вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры.

Наряду с системой целесообразных практических действий, направленных на достижение материального результата, складывалась и система символических действий – то есть таких, которые не дают прямого практического результата, но вызывают у их участников те или иные чувства, настроения, образы, формируют определенные мысли и представления.

Обряды вплетались в практическую деятельность людей, составляли с ней единое целое. По определению доктора философских наук Д.М. Угриновича, обряд – это «особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств».

От других способов такой передачи обряд отличает его символическая природа. В этом его специфика: «Обрядовые действия всегда выступают как символы, воплощающие в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывающие соответствующие чувства».

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщение личности к коллективу, обществу. Обряд органически связан с обычаем. Обычая, как и обряд – тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Но в отличие от обряда, обычай не несет в себе символического содержания.

Обычай – это сложившиеся в течение длительного времени, устоявшиеся стереотипы трудовой и иной социальной деятельности людей, стереотипы поведения, воспроизводящие, повторяющие те или иные целесообразные, практические действия в труде, в общение людей, в быту, в семье и т.п.

Слову «обряд» часто сопутствует слово «традиция», обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний, нравственных норм и т.д.

Слово «традиция» – латинское, означает «передаю», «предание», – обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное – это принятое, установившееся, освященное авторитетом старших поколений. Связь между словами «обряд» и «традиция» самая органическая. Обряд как раз и есть способ передачи духовного наследства новым поколениям. Кроме того, что обряды сами по своей природе традиционны, они и служат средством передачи традиций. В образной, эмоциональной форме обряда традиции ярко переживаются, глубоко воспринимаются, входят в сознание людей, становятся убеждением, образцом для подражания. Необходимо иметь в виду, что традиции бывают разные: среди них есть и прогрессивные, выражающие передовые социальные идеи, и отжившие, зовущие назад, мешающие всему новому, прогрессивному.

С одной стороны, – это традиции революционной борьбы трудящихся, свершавших социалистическую революцию, боевые традиции воинов, трудовые традиции рабочих, крестьян, советской интеллигенции – строителей новой жизни, с другой, – пережитки прошлого, эгоистические, частнособственнические, националистические нравы, религиозные верования и суеверные приметы.

Первые – предмет нашей гордости, мы их всячески поддерживаем и развиваем, в том числе и с помощью новых традиционных обрядов, а вторые вызывают у нас отрицательное к ним отношение, с ними ведется решительная борьба. Одно из важнейших средств этой борьбы – становление и развитие системы новой, социалистической обрядности, которая активно содействует решению важных воспитательных задач, поставленных ХХVII съездом КПСС и ХХ съездом Ленинского комсомола.

На предприятиях, учреждениях, в воинских частях традиционными стали обряды встречи победителей соцсоревнования (шахтеров из шахты, металлургов), новогодние елки в день выполнения годового плана, передача станка уходящего на пенсию кадрового рабочего молодому токарю и т.п. В колхозах и совхозах – День урожая, первый сноп или первый хлеб лучшему хлеборобу и др. В институтах – клятва врачей, встречи выпускников разных лет и т.д. В воинских частях – парады-встречи молодых солдат-призывников, проводы отслуживших срок службы в армии, койка героя, погибшего в годы Великой Отечественной войны, имя героя на утренней и вечерней поверке; моряки на месте гибели корабля – гудок, приспускают флаги, спускают на воду венки и т.п.

В пионерской организации (наравне с игрой, соревнованием, пионерским поручением, коллективным планирование и т.п.) – один из методов организации, развития и укрепления пионерского коллектива.

Пионерские традиции условно классифицируются на:

- традиции, связанные с содержанием деятельности пионеров (дружба с рабочим коллективом, работа с малышами, дружба городских пионеров с сельскими, трудовые дела, тимуровское движение и т.д.);

- традиционные формы работы: слеты, праздники, фестивали, костры, сборы, парады и т.д.;

- традиции, связанные с символикой и атрибутами пионерской организации: вынос знамени, подъем флага, салют, линейка и т.п.;

- традиции, создающие своеобразное обрамление жизни пионерского коллектива (присвоение коллективу имени героя, пионерский девиз, отрядная песня и т.п.).

Необходимо в каждом пионерском коллективе создавать такую систему традиций, при которой «ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать» (А.С. Макаренко).

Традиции помогают покончить с нивелировкой дружины, отрядов, помогают добиться того, чтобы их можно было узнавать по традиционным обрядам и делам, по обычаям, присущим данному пионерскому коллективу.

«Отряд – это коллектив, у которого есть свои традиции, история, заслуги, слава… Это похоже на Чапаевскую дивизию. В дивизии уже нет тех людей, что были раньше. И нет Чапаева. Новые люди. Но они несут на себе славу и честь Чапаева и его полков… Они отвечают за славу Чапаева. А если они опозорятся, через пятьдесят лет новые люди будут отвечать за их позор» (А.С. Макаренко).

За шесть десятилетий деятельности Артека в лагере родились, сформировались и передаются из поколения в поколение многие важные в воспитательном отношении традиции.

«Школа, - писал Макаренко,- в которой нет своих традиций, не может считаться хорошей». Именно поэтому традициям в Артеке придается большое значение.

В условиях лагеря, где каждый отряд, каждая дружина – временный пионерский коллектив, носителем артековских традиций является коллектив работников, т.е. люди, работающие в Артеке постоянно и передающие традиции из поколения в поколение. Это обстоятельство налагает на работников Артека большую ответственность. Каждый член артековского коллектива должен помнить о своей прямой или косвенной причастности к пионерской жизни, к делам артековцев и выполнять свои производственные и общественные обязанности наилучшим образом.

Традиции Артека – это не просто какое-то количество ярких дел, вызывающих эмоциональный подъем. Это, прежде всего, стойкие нормы жизнедеятельности коллектива, важные средства коммунистического воспитания детей, помогающие молодому поколению формировать свой духовный мир, расти горячими патриотами социалистической Родины, убежденными интернационалистами-ленинцами.

К числу важнейших артековских традиций относятся традиции, связанные с именем В.И. Ленина.

Первая традиционная экскурсия по лагерям Артека проходит под девизом «Артек – живой памятник Ильичу» и преследует важную цель в первые же дни пребывания ребят в лагере – познакомить их с лагерем в целом, помочь им составить общее представление о масштабах пионерской республики страны, об огромной заботе коммунистической партии и советского государства о подрастающем поколении.

В ходе экскурсии ребят знакомят с историей Артека, с перспективами его дальнейшего развития. В плане экскурсии предусмотрено обязательное посещение ленинской линейки.

На протяжении трех десятилетий ежегодно 22 апреля день рождения В.И. Ленина отмечается в лагерях Артека большим праздником, в программе которого – традиционная Ленинская легкоатлетическая эстафета. В ней участвуют сборные эстафетные команды всех дружин.

Каждая артековская смена в отрядах и дружинах начинается с традиционного сбора-знакомства, который разрушает своеобразную полосу отчуждения, естественную в условиях лагеря, куда съезжаются пионеры с разных уголков страны. Сборы-знакомства помогают в кратчайший срок установить в отряде атмосферу доброжелательности, дружбы и сотрудничества.

Важную роль в ориентации артековцев каждой новой смены на содержание жизни и деятельности отрядных и дружинных пионерских коллективов играют традиционные наказы пионеров предыдущих лагерных смен. Этой же цели служат встречи выборного пионерского актива с руководством Главного управления Артека. Здесь идет разговор о задачах выборного пионерского актива, о пионерских общеартековских делах, о программе смены и т.п. 23 сентября 1961 года артековцы встречали дорогих гостей – первых летчиков-космонавтов СССР Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. В их честь был проведен праздник, который стал традиционным Днем космонавтики. С учреждением общенародного праздника Дня космонавтики артековский праздник с 13 сентября был перенесен на 12 апреля и отмечается каждый год. В программе праздника – соревнования по «Снайперу», торжественные линейки, сборы, посещение космической выставки, просмотр кинофильмов.

Ежегодно 9 мая артековцы проводят День памяти героев. В гости к пионерам приходят ветераны Великой Отечественной войны и труда, у могилы Неизвестного матроса ребята становятся в почетный караул, проводится торжественная линейка с возложением Гирлянды Славы. Она впервые была вынесена и возложена к памятнику летом 1961 года на празднике открытия Всесоюзного сбора юных друзей пограничников и стала традицией. Из Артека Гирлянда Славы «пошла» по стране и стала традицией Всесоюзной пионерской организации, Ленинского комсомола и вооруженных сил.

Давней и славной традицией в Артеке стала бутылочная почта. Ежегодно, в день защиты детей, который отмечается июня, артековцы собираются на берегу моря у монумента «Дружба», где в этот день работает почтамт. Здесь артековцы пишут письма своим зарубежным сверстникам, запечатывают их в бутылки и на лагерном теплоходе «Артек» отправляются в нейтральные воды, где бросают бутылки в море.

Такая же почта проводится и в международную лагерную смену.

К числу давних и прочных лагерных традиций относится экскурсия по южному берегу Крыма, в ходе которой ребята воочию видят, как притворяется в жизнь Ленинский декрет о превращении Крыма в здравницу для трудящихся, а так же в город-герой Севастополь. С моряками Краснознаменного Черноморского флота артековцев связывает давняя и прочная дружба. В 1932 году черноморцы официально взяли на себя шефство над Артеком. Поездка в город русской славы – праздник для артековцев. В экскурсионной программе много традиционных дел, таких, как торжественная линейка на Сапун-горе, марш-парад у памятника В.И, Ленину, посещение диорамы «Штурм Сапун-горы» и панорама первой обороны Севастополя в период Крымской войны 1854 – 1856 гг. и др. в первый год деятельности Артека родилась традиция совершать восхождение на вершину Медведь-горы. Там, на вершине, стоял первый дуплистый дуб, который стал «почтальоном» артековцев. Свои обязанности «дуб-почтальон» исполнял на протяжении сорока шести лет и был сожжен неорганизованными туристами 15 августа 1971 года. Хочется надеяться, что артековцы сумеют найти на вершине подходящее дерево и возродить славную традицию.

Начало купального сезона и купания в начале каждой летней лагерной смены знаменуются праздником Нептуна. Сколько выдумки и фантазии вкладывают пионеры и сотрудники лагерей в эти праздники и проходят они всегда красочно и интересно. К числу давних традиций относятся пионерские костры. Отрядные, дружинные, общеартековские – они пользуются заслуженной популярностью у пионеров и многочисленных гостей Артека.

Пионерские костры в день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, в день рождения Артека 16 июня, в Международный день защиты детей 1 июня, итоговые костры в последние дни лагерных смен и т.д. – традиционны. С отрядных, дружинных и общеартековских костров ребята увозят домой дорогой для них сувенир- уголек на память об Артеке. Сколько их, артековских угольков, хранятся в семьях артековцев нашей стране и в зарубежных странах, и каждый хранит в себе жар пионерских костров Артека, жар ребячьих сердец.

Кроме общих, с годами устоявшихся традиций, есть в Артеке и свои дружинные и отрядные традиции. К ним относятся тематические дни, традиционные дела, связанные с именами героев-артековцев в лагере «Лазурном». Обо всех артековских традициях – больших и малых – рассказать не представляется возможным, тем более что со временем одни, устаревшие, потерявшие свое воспитательное значение, отмирают, им на смену рождаются новые. Это естественный процесс. Но необходимо остановиться на вопросе о так называемых «традициях» – надуманных, ничего не выражающих и не отвечающих своему основному назначению. Одно время артековские вожатые с целью снижения уровня детского травматизма стали создавать «новые традиции», такие, например, как «Закон лестничных перил», «Закон камня», «Закон дерева» и т.п. «традиционные» законы. По идее их авторов подобного рода «традиции» должны были предостерегать ребят от опасностей для здоровья, связанных с катанием на перилах, лазаньем по деревьям, прыганьем с камня на камень и т.д. Абсурдность подобной трактовки традиций очевидна.

И, наконец, о традиционной артековской вежливости, которая одних умиляет и восторгает, а других – настораживает.

«Вежливость не дорого стоит, но дорого ценится» – эту мысль артековские вожатые постоянно внушают своим питомцам. Но стремление быть вежливым часто ведет к формализму, ничего общего с подлинной вежливостью не имеющему.

В лагере «Морском» каждую смену проводят день памяти Пальмиро Тольятти – генерального секретаря ЦК итальянской коммунистической партии, который посетил лагерь 13 августа 1964 г., здесь сразил его инсульт и здесь он скончался 21 августа. С 25 августа 1964 года лагерь носит его имя.

В лагере «Янтарном» проводится традиционный праздник, посвященный А.П. Гайдару.

В лагере «Хрустальном» проводят Гагаринские дни.

Пионеры «Алмазного» проводят дни Артека, посвященные основателю лагеря З.П. Соловьеву и Артеку.

Есть свои пограничные традиции и в лагере «Кипарисный» имени Ф.Э.Дзержинского.

Идет по лагерю пионерский отряд, ему навстречу сотрудник лагеря или кто-либо из гостей или просто посетителей. И вместо обычного, приветливого – «здравствуйте» или – «добрый день, звучит команда: - «Внимание!».

И весь отряд хором скандирует: «Всем, всем доброе утро!». И это одному то человеку! Такое коллективное пожелание доброго утра родилось многие десятилетия назад, когда по окончании утренней зарядки в дружинах преподаватель физического воспитания произносил: - Зарядка окончена! А теперь пожелаем… и ребята хором произносили: - Всем, всем доброе утро!

Такое громкое пожелание доброго утра разносилось по всему лагерю, и это было оправдано.

Со временем такое коллективное приветствие перекочевало в отряды и, потеряв свой первоначальный смысл, превратилось в пустую формальность.

Традиции по своей сути диалектичны. «Традиционно нельзя уничтожить просто приказом, она должна быть вытеснена новой традицией, более сильной, более полезной» (А.С. Макаренко).

Создание традиций требует времени, так как традиции приобретаются путем длительного опыта и практики в результате напряженной и усердной работы. Об этом всегда необходимо помнить пионерским вожатым арека, бережно относиться ко всему тому, что создавалось многими поколениями артековцев, создавать новые традиции, соответствующие духу времени и тем задачам, которые поставили перед комсомолом и пионерской организацией XXVII съезд КПСС и ХХ съезд Ленинского комсомола.

Статья написана примерно в 1985 г.
^ ВСЯ ЖИЗНЬ – ПОДВИГ,

или РЫЦАРИ НЕБА
9 мая – из праздников праздник для нашего народа. Сорок шесть лет прошло с того памятного дня, когда на фронтах Великой Отечественной войны установилась долгожданная, непривычная тишина, пришел конец ужасной войне. А 22 июня исполняется полвека с того трагического дня, когда эта война началась. Две даты, а за ними судьбы миллионов людей, страницы нашей истории. В канун праздника Великой Победы я счел уместным рассказать о людях героической судьбы, чьи имена навечно остаются в памяти поколений и чьи имена навсегда связаны с Артеком.

Летом 1947 года в авиамодельную лабораторию детской технической станции Верхнего лагеря, которой я в то время руководил, пришел высокий, атлетически сложенный человек в генеральской форме с двумя золотыми звездами Героя Советского Союза. Поздоровался и представился: - Хрюкин, Тимофей Тимофеевич, отдыхаю в Гурзуфе, в военном санатории. Ваш директор (в то время Б.Я. Овчуков-Суворов) просил заглянуть к вам и чем можно помочь в оснащении лаборатории. Ну, так в чем нуждаемся?

Я растерялся и не знал с чего начать, о чем просить. О Т.Т. Хрюкине с слышал раньше. Его фамилия часто упоминалась в известных приказах Верховного главнокомандующего по поводу успешных операций наших войск. Генерал Хрюкин в годы войны командовал 8й и 1й Воздушными армиями, летчики которых героически сражались в небе над Сталинградом, на Кубани, в Крыму, в Прибалтике и в Восточной Пруссии. В тридцатые годы Тимофей Тимофеевич воевал в республиканской Испании, был военно-авиационным советником в Китае, участвовал в советско-китайской войне 1940 года. Его имя было широко известно в авиационных кругах. И этот прославленный военачальник, заместитель командующего военно-воздушными силами страны идет из Гурзуфа в Верхний лагерь и предлагает свою помощь авиамоделистам Артека. Помощь эта была просто необходима. У нас не было абсолютно ничего для организации работы с детьми.

Искверненное и полуразрушенное здание довоенной детской технической станции мы, руководители кружков, с трудом, но восстановили, а вот с материалами, оборудованием и инструментом дело обстояло из рук вон плохо. Не было даже простых ножей, ножниц, напильников, молотков, материалов вовсе никаких. Как то в куче хлама, оставшейся после оккупации, обнаружил обломки бамбуковой этажерки для книг. Вот радости то было! Ведь без бамбука при постройке летающих моделей было не обойтись.

Обо всем этом, собравшись с духом, я и рассказал генералу.

- Ничего, не горюй, чем смогу – помогу. Садись-ка и составляй список всего, что нужно, не скромничай, пиши. И я написал.

И потекли дни, от Тимофея Тимофеевича никаких вестей. И вдруг где-то спустя месяц или около этого в лагерь прибыли три большегрузные машины, привезли большой истребитель, знаменитый ЯК-9. инженер-майор, возглавлявший группу авиатехников, сообщил, что самолет привезли по приказу самого генерала Хрюкина. Машина эта на последнем этапе войны участвовала в боях, на ней даже отметины есть. Самолет выработал ресурс, списан. Где ставить? Его собрали и установили на площадке ниже нынешнего корпуса дружины «Алмазная». В те далекие времена большинство детей, да и взрослых, самолеты видели только в небе, а о полетах могли только мечтать. Далеко не всем были доступны полеты на самолетах Аэрофлота. Сегодня такие полеты – обычное дело.

- Пусть ребятишки, - говорил Тимофей Тимофеевич, - посмотрят настоящий самолет, потрогают его, посидят в кабине, разберутся, что к чему, познакомятся с его устройством, вдохнут неповторимый самолетный аромат и глядишь кто-то из них «заболеет» авиацией и придет нам на смену.

А спустя два дня в лагерь пришла машина с авиационными материалами, наборами инструментов, лаками и красками, авиационным клеем, авиационной литературой, учебными стендами, авиационными приборами, макетами самолетов. Ценнейшим подарком была портативная аэродинамическая труба для продувки моделей самолетов. И все это богатство бесплатно.

Тимофей Тимофеевич любил детей, с удовольствием ходил с пионерами в походы по горам и лесам заповедника, участвовал в пионерских сборах и кострах, много и интересно рассказывал и минувшей войне. А рассказчик он был превосходный.

Как-то будучи уже старшим вожатым, встретился с Тимофеем Тимофеевичем и рассказал ему о нашей очередной проблеме. В это время мы, сотрудники лагеря и пионеры, с помощью лопаты и кирок срывали заросший кустарником склон, готовили спортплощадку (на этом месте теперь спортивный комплекс «Горного»). Площадку расчистили, а оборудовать ее было нечем. Вот об этом я и поплакался генералу.

На следующий день Тимофей Тимофеевич привел из Гурзуфа пожилого генерал-майора и отрекомендовал его как главного спортсмена Вооруженный сил страны. Это был начальник военно-спортивного управления Министерства обороны.

- Повтори при нем все, что говорил мне вчера, - сказал Тимофей Тимофеевич. И я повторил.

Генерал (фамилию его я уже не помню) внимательно меня выслушал и пообещал немного помочь. Спустя месяц-полтора на симферопольскую товарную станцию из Москвы прибыл вагон с грузом, в числе которого были и комплекты оборудования стадионов, спортплощадок и спортивных залов, наборы разнообразного спортивного инвентаря, комплекты одежды и обуви для различных видов спорта, гимнастические снаряды, баскетбольные щиты, волейбольные сетки, судейский инвентарь и т.д. и т.п. И снова все расходы военные взяли на себя. До последних дней жизни генерал-полковник авиации, Почетный артековец, дважды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин поддерживал с нашим лагерем самые тесные связи и оставил благодарную память. В апреле 1948 года около месяца провел в нашем лагере трижды Герой Советского Союза прославленный летчик истребитель Александр Иванович Покрышкин. Жил он на 3-й даче лагеря «Суук-Су» у директора Артека Б.Я, Овчукова-Суворова, своего земляка-новосибирца. Александр Иванович ежедневно бывал в лагерях, в отрядах, часами просиживал в авиамодельной лаборатории и даже собственноручно изготовил схематическую модель самолета. Был он и главным судьей общелагерных авиамодельных состязаний. Интересно проходили вечера-встречи сотрудников с участием А.И. Покрышкина и местных ветеранов Великой Отечественной войны. Небольшой клуб «Суук-Су» (ныне кафе «Радуга») не мог вместить всех желающих послушать прославленного летчика, сбившего в воздушных боях 59 немецких самолетов. Александр Иванович был Почетным артековцем и в последующие годы, бывая на отдыхе в Крыму, обязательно приезжал в полюбившийся ему лагерь.

Летом 1958 года гостем артековцев стал трижды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, прославленный воздушный боец, сбивший в небе войны 63 вражеских самолета Иван Никитович Кожедуб.

Я в то время был начальником лагеря №3 (ныне «Кипарисный») и в этом лагере в 4м отряде находилась дочь Ивана Никитовича Наташа.

И.Н. Кожееду с женой и сыном Никитой находились на отдыхе в гурзуфском военном санатории. Иван Никитович часто приходил в лагерь. С дочерью он почти не встречался, а шел в отряды и беседовал с детьми. В след за нами и другие лагеря стали приглашать Ивана Никитовича к себе. На общеартековском праздничном костре Иван Никитович стал Почетным артековцем.

Сейчас находятся люди, которые с энергией, достойной лучшего применения, пытаются ошельмовать и принизить подвиг советского народа и его вооруженных сил в минувшей войне. Газета «Аргументы и факты», телепрограмма «Веди», захлебываясь от восторга, возносили хвалу немецким летчикам, сбившим в годы второй мировой войны по сотне и более самолетов.

Еще А.И. Покрышкин, а позднее и И.Н. Кожедуб, объясняли причины такого «превосходства» немецких асов над нашими. Все дело в системе учета сбитых машин. У нас сбитый самолет, независимо от количества на нем моторов, засчитывался как один. Немцы же считали сбитые машины по формуле «самолет – мотор». Кроме того, расстрелянные с воздуха на аэродромной стоянке самолеты тоже засчитывались как сбитые.

У нас же сбитый самолет противника засчитывался лишь тогда, когда командование наземных войск документально подтверждало этот факт. Не трудно представить, сколько сбитых самолетов врага по этой причине так и не были занесены на личный счет наших летчиков.

К, сожалению, эти обстоятельства до сих пор еще неизвестны широким кругам нашего народа, а недобросовестные журналисты пользуются этим, шельмуют, унижают наших героев-летчиков. Напрасные потуги! Имена Т.Т. Хрюкина, А.И. Покрышкина, И.Н. Кожедуба и тысяч других воздушных бойцов минувшей войны навечно вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, в историю нашей Родины.

1991 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconPheonix contact ваш партнер по оборудованию для систем промышленной автоматики
Вниманию читателей предлагается новая промышленная программа германской фирмы Phoenix Contact

Вниманию читателей предлагается артековская хроника icon2. Пополняется новыми разработками серия модулей программируемых...
Вниманию читателей предлагается промышленная программа немецкой фирмы Phoenix Contact: mcr- измерительные преобразователи аналоговых...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconДвухрамочная приемная антенна
Качество радиоприема в условиях сильных помех во многом зависит от используемой антенны. В публикуемой ниже статье : вниманию читателей...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconАлексей Корнеев Сонник потомственной ведуньи Анастасии — 288 с
Ведунья Анастасия — знаменитая ворожея, гадалка и толковательница снов. Впервые за многие годы нам удалось сделать ее знания достоянием...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconАртековская педагогика в поиске идеала научности, целей и ценностей воспитания
Историко-педагогический анализ становления и развития системы воспитательной деятельности “Артека” позволяет утверждать, что весь...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconУкраина, Днепропетровская область
Вашему вниманию предлагается уникальное предложение от компании ООО «Промышленные вентиляторы»

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconВашему вниманию предлагается перевод лекции Л. Рона Хаббарда, прочитанной...
...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconВашему вниманию предлагается перевод лекции Л. Рона Хаббарда, прочитанной...
...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника iconВашему вниманию предлагается перевод лекции Л. Рона Хаббарда, прочитанной...
...

Вниманию читателей предлагается артековская хроника icon0000Вашему вниманию предлагается перевод лекции Л. Рона Хаббарда,...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<