Процессе познания




Скачать 482.27 Kb.
НазваниеПроцессе познания
страница1/5
Дата публикации01.03.2013
Размер482.27 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
М. М. РОЗЕНТАЛЬ

ПРИНЦИПЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

ЛОГИКИ

ГЛАВА IV
СООТНОШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО

И ИСТОРИЧЕСКОГО В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Совпадение логики и истории мышления— специфический закон познания
Вне принципа историзма, исторического развития познания, как было сказано выше, невозможно понять ни сущности познания, ни логики его развития. Поэтому мы вслед за рассмотрением общих законов диалектики как законов познания должны рассмотреть вопрос о соотношении логики движения мысли и истории разви­тия мышления. Среди специфических законов познания особенно важное значение для диалектической логики имеет совпадение логического и исторического, логики и истории мышления. На особую важность этого принципа для правильного подхода ко многим конкретным проб­лемам диалектической логики указывал В.И. Ленин: «В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления» (1). Поскольку этот за­кон обусловливает соответствующий подход к анализу понятий, суждений и других форм мышления, его необ­ходимо рассмотреть наряду с основными законами диа­лектики как одну из общих основ и принципов диалек­тической логики. Такие специфические законы познания, как, например, движение познания от относительных истин к абсолютной, от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности, от тождества к различию и противоречию, от живого созерцания к абстрактному мышлению и др., могут быть правильно поняты лишь исходя из закона совпадения логического и исторического.

Мы с тем большей силой хотели бы подчеркнуть зна­чение этой важнейшей стороны марксистского понима­ния логики, что в современной идеалистической литера­туре по вопросам логики отсутствует правильное пони­мание важности обобщения истории мышления, истории умственного развития человека для логики и теории познания. Более того, некоторые логики ведут борьбу против марксизма по этой линии.

В чем же смысл этого закона? Кратко его можно сформулировать так: логика движения мысли в голове отдельного человека в общем и целом, в сокращенном и «снятом» виде воспроизводит логику исторического раз­вития мышления, совпадает с ней. Здесь имеется нечто аналогичное тому отношению, которое существует ме­жду развитием отдельного организма из зародыша и историческим развитием организма, между эмбриоло­гией и палеонтологией. На эту аналогию указал Энгельс в «Диалектике природы»: «Развитие какого-нибудь по­нятия или отношения понятий (положительное и отри­цательное, причина и действие, субстанция и акциден­ция) в истории мышления так относится к развитию его в голове отдельного диалектика, как развитие какого-нибудь организма в палеонтологии — к развитию его в эмбриологии (или, лучше сказать, в истории и в от­дельном зародыше). Что это так, было открыто по отно­шению к понятиям впервые Гегелем» (2).

В связи с ссылкой Энгельса на Гегеля, который, по его словам, впервые открыл указанное соотношение ме­жду логическим и историческим развитием познания, необходимо вкратце выяснить гегелевские взгляды на этот вопрос, их положительные и отрицательные сто­роны и отличие марксистского подхода к нему. Гегелю несомненно принадлежит заслуга исследования мышле­ния с точки зрения соотношения логического и историче­ского аспектов его развития. Историю философии он рассматривает не как хаотическое нагромождение си­стем, взглядов, теорий, а как такое развитие, которое выражает закономерное становление философской нау­ки, в силу этого основные этапы истории философии совпадают с основными этапами логического развития мышления. Развитие истории философии, утверждал он, «показывает нам не становление чуждых нам вещей, а наше становление, становление нашей науки» (3). Гегель считал, что если очистить основные понятия; возникав­шие в истории философии, от всякого рода историче­ских случайностей, то они составят закономерные ступени логического движения мысли, как оно осущест­вляется в голове современного человека. История фило­софии есть как бы воплощенная в исторически конкрет­ную форму логика. И наоборот, логика есть очищенная и освобожденная от внешней формы история развития мысли, обобщенная история мышления. Если взять ло­гическое развитие само по себе, писал Гегель, то в нем окажется «поступательное движение исторических явле­ний в их главных моментах» (4). Иначе говоря, Гегель вскрыл параллелизм, совпадение развития истории мышления и движения логики мышления, считая это не случайностью, а закономерностью, необходимостью. При этом он требовал брать историю в ее главных моментах, очищенных от неизбежных исторических зигзагов, движений вспять и т. п. В освобожденном от историче­ской формы развитии философии он видел закономер­ную логику развития познания вообще. Именно в этом смысле он подчеркивал, что изучение истории философии есть в известном смысле изучение самой философии.

В трактовке этого вопроса Гегель высказывает глу­бокие мысли, однако в целом она не удовлетворительна, ибо он связывает ее положительное содержание с идеа­листическим взглядом на саму сущность истории фило­софии как развития абсолютной идей. Все развертыва­ние истории философии у Гегеля в значительной степе­ни приобретает характер заранее расписанного сцена­рия, требования которого обусловливают появление таких-то систем в такое-то время, других систем — в другое время. Идея заранее содержит в себе истину, но лишь в качестве истины «для себя», не развернув­шейся еще, не раскрывшей всего богатства своего содер­жания. История философии, по Гегелю, есть способ обнаружения и развития этой истины, превращения истины из «в-себе-бытия» в «для-себя-бытие». История филосо­фии имеет, таким образом, преформистский характер, а диалектика этого развития становится телеологической. Мы оставляем сейчас в стороне то обстоятельство, что, действуя соответственно своему идеалистическому пони­манию сущности истории философии, Гегель нередко распоряжается в ней как в собственном доме и дает оценки, чрезвычайно далекие от объективности, насиль­но навязывая свои схемы реальному историческому про­цессу. Особенно, конечно, достается от него материа­листам. Кроме того, Гегель стремится так обработать историю философии, чтобы защитить идеалистическую линию в философии, доказать, что итогом развития фило­софской мысли является идеалистическое мировоззре­ние, идеалистический подход к природе.

Несомненно, далее, что телеологизм Гегеля наложил отпечаток и на его способы обоснования совпадения ис­тории философии с логикой. Это совпадение приобретает у него оттенок мистического порождения мыслью самой Себя, а каждая исторически существовавшая философ­ская система рассматривается как подчиненный акт этого самопорождения мысли.

Вместе с тем было бы большим заблуждением не видеть за густым идеалистическим туманом глубокой мысли о единстве исторического и логического, сочи­ненной не больным воображением, а подсказанной ре­альным процессом развития познания. Нельзя согла­ситься с утверждением некоторых философов о том, что «только вследствие своей порочной идеалистической ус­тановки Гегель усматривает зерно истории философии в диалектической логике» (5). Порочность установки Гегеля не в том, что он ищет диалектическую логику в обоб­щении исторического процесса развития познания, что в самом этом процессе он видит необходимую логику развертывания человеческой мысли, , осуществляемую в очень сложной форме реальной истории, а в способах обоснования этой установки, в идеалистической мисти­фикации объективного закона познания.

Подходить к истории философии, к истории развития познания вообще с точки зрения некоего заранее уста­новленного целенаправленного процесса значит быть идеалистом. Но нет ничего идеалистического в таком подходе к истории мышления который ищет и находит объективную логику развития познания, логику, не за­висящую от произвола людей, а обусловленную вполне определенными законами — как социально-экономиче­скими, так и логическими. Такая логика существует, это диалектическая логика, ибо только она правильно отра­жает ту черту, — это собственно не черта, а суть, — мышления, что оно находится в процессе становления и беспрерывного развития и что вследствие этого понять что-нибудь в истории мышления можно лишь при условии анализа его как явления развивающегося.

То, что историческое развитие мышления — это слож­ный диалектический процесс, подчиненный определенным законам, не подлежит сомнению. Но нас интересует другая сторона этого вопроса — совпадение в общем и целом этого исторического процесса с законами логического мышления, филогенеза с онтогенезом познания. Это совпадение дает ключ к пониманию целого ряда за­кономерностей логического развития познания, как оно совершается в голове отдельного человека, но об этом будет сказано несколько позднее. Сейчас же, для того чтобы констатировать этот факт, мы рассмотрим при­мер, который относится не к частным проявлениям ло­гики познания, а к общему ходу исторического и логиче­ского познания.

Энгельс указал на следующую особенность историче­ского развития познания: оно началось со стремления охватить связи природы синтетически, во всей их слож­ности, как нечто целое. Так подходили к природе антич­ные философы. Хотя этот подход к природе имел неко­торые преимущества и позволил древним мыслителям угадать отдельные закономерности ее развития, он имел существенный недостаток. Дело в том, что целое, общие связи явлений не могут быть познаны без разложения их на части, без кропотливой, аналитической работы, да­ющей возможность описать отдельные стороны целого, проникнуть в сущность конкретных связей и т. д. И та­кой период в истории развития науки, как известно, на­ступил, его результаты имели огромное значение для дальнейшего развития науки. Только успехи, достигну­тые; в этот период, были той необходимой основой, ко­торая создала благоприятные возможности для бурного развития науки в XIX в., для синтетического обобщения и познания ряда общих законов развития природы.

Эту логику общего развития познания подчеркивают в своих исследованиях многие естествоиспытатели, дале­кие от сознательного применения диалектики к процессу развития мысли. Сошлемся хотя бы на свидетельство известного французского ученого Ле Шателье. Доказы­вая, что отдельную связь явлений легче понять, чем общую, он опирается на историю развития мышления. «Чем явления проще, — пишет он, — тем их легче на­блюдать и обсуждать. Пользу такого деления лучше всего подтверждает само построение науки. Вначале первые наблюдатели изучали явления природы такими, как они существуют в действительности, во всей их сложности. Античные философы, Аристотель и Лукре­ций, объединяли в своих размышлениях весь известный им мир в целом, от образования земли и небес вплоть до жизни растений, движений животных и человеческой мысли.

Из-за желания объять все сразу наука развивалась сначала крайне медленно. С течением времени почти бессознательно стали различать отдельные области изу­чения мира. Возможность познавания сильно возросла с того момента, когда удалось отделить явления движе­ния от тепловых и электрических явлений, когда каждое из них стали изучать в отдельности, когда были созданы чистые или абстрактные науки, в которых приходилось постоянно пренебрегать всеми свойствами материи, за исключением того, которое является предметом изуче­ния. Наука, стоявшая в течение веков на месте, сразу сделала скачок вперед» (6).

Конечно, дело не в желании «объять все сразу», как это утверждает Ле Шателье, а в том, что ученые древ­них времен и не могли иначе подходить к природе. Ло­гика движения познания такова, что, прежде чем раз­ложить целое на части, познающий субъект сталкивается с этим целым, непосредственно должен установить хотя бы какие-то общие его черты, увидеть, осязать, так сказать, почувствовать, это целое, иначе невоз­можен переход к следующему этапу — аналитической деятельности мышления. Логика исторического разви­тия мышления, познания имеет также и социально-эко­номические корни, от которых мы сейчас отвлекаемся и о чем будет еще сказано дальше. Сейчас важно обра­тить внимание на логику общего хода движения познания в истории науки.

Но разве не то же самое, не с той же логикой мы сталкиваемся и в процессе индивидуального познания? Разумеется, совпадение исторического и логического нельзя понимать метафизически, как полное и абсолют­ное совпадение. Однако в индивидуальном процессе познания, как он протекает в голове современного чело­века, наблюдаются те же главные моменты, какие отме­чены в истории познаний: незнакомый объект, подле­жащий исследованию, сначала представляется как нечто целое, неразложенное, в его общей и сложной связи с другими объектами, затем он мысленно выделяется из этой общей связи, разлагается на свои составные эле­менты и стороны, каждая из этих сторон изучается от­дельно, что дает возможность впоследствии подняться на более высокую ступень исследования и познать объ­ект как целое, в его сложных связях. Конечно, этот об­щий процесс познания варьируется в зависимости от объекта исследования, имеет свои специфические осо­бенности в различных областях науки, но общая тенден­ция движения познания именно такова.

Этот факт был замечен уже в древней философии. В новое время его неоднократно отмечали представи­тели различных областей знания. Что касается мнения древних философов, то достаточно привести следующее высказывание Аристотеля. «Для нас же, — указывал он, — в первую очередь ясно и явно более слитное, за­тем уже отсюда путем разграничения становятся извест­ными начала и элементы. Поэтому надо идти от общего к подробностям. Именно вещь, взятая в целом, более знакома для чувства, а общее же есть нечто целое, так как оно охватывает многое наподобие частей». Любопытно, что такую логику познания Аристотель обосновывает и при помощи истории умственного развития ребенка. Он продолжает: «То же известным образом происходит с именем и его смыслом: имя, например, круг, обозначает нечто целое, и притом неопределенным образом, а определение разделяет его на частности, и дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями, потом уже различают каждого в отдель­ности» (7).

Таким образом, факт совпадения исторического и ло­гического в рассмотренном нами примере не подлежит сомнению, И задача состоит в том, чтобы правильно разобраться, в чем причины этого явления, имеющего, с нашей точки зрения, принципиальное значение для ис­следования логики, законов мышления.

Конечно, процесс развития познания, как он проте­кает в истории, не есть осуществление какой-то зара­нее данной цели, как это получалось у Гегеля. Нельзя согласиться и с идеалистическим пониманием историче­ского развития познания как чисто логического процесса, в котором все вызывается одними внутренними потребностями движения мысли. В действительности исторический ход развития философии, познания в це­лом обусловлен совокупностью многих причин и обсто­ятельств, среди которых первостепенную роль играли такие факты, как достигнутый в каждый исторический период уровень производительных сил общества, при­рода общественного строя, интересы классов, господ­ствовавших в то или иное время, их отношение к науке, борьба основных философских направлений — материа­лизма и идеализма и влияние ее на развитие науки и т. д. Так, например, если начиная с XV в. наука пере­ходит к анализу природы по частям, к познанию отдель­ных явлений и сторон природы, то этой исторической особенности науки нельзя понять без учета общих со­циально-экономических условий новой эпохи, потреб­ностей развития материального производства, новых запросов, возникших под влиянием становления и развития капиталистического строя, борьбы буржуазии против феодализма, борьбы материализма против среднеевековой схоластики, которая пренебрегала опытными исследованиями природы, и т. д.

Далее, история развития познания не может быть уподоблена прямой линии, в которой одни звенья чисто; логическим путем вытекают из других, без остановок, движения вспять, без сложных зигзагов. Реальная ис­тория мысли представляет собой чрезвычайно сложную и запутанную картину, в которой переплетаются различные тенденции, периоды подъема и спада, прогресса и регресса и т. п.

Однако все это не мешает нам найти в этой сложной и противоречивой картине основную
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процессе познания iconЗакон Гармонии Второй закон Гармонии
Этот закон в процессе познания окружающего Мира, можно обнаружить удивительные проявления Космического Сознания. Метод познания с...

Процессе познания icon1. Теоретические основы анализа банковской деятельности
Развитие человеческого общества сопровождалось развитием познания объективной действительности. Теория познания как часть философии...

Процессе познания iconЗаконы диалектики как законы познания
Совпадение диалектических законов объективного мира и познания. Специфические законы познания

Процессе познания iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Философские категории как...

Процессе познания iconРеферат по логике студентки III курса а/в мглу факультета гпняншиной...

Процессе познания iconКонтрольная работа по Основам философии студент заочного отделения...

Процессе познания iconРеферат по логике студентки III курса а/в мглу факультета гпн яншиной...

Процессе познания iconОсновополагающие верования
Релятивизм признание невозможности полного познания мира и отрицание существования объективной истины; провозглашение относительности,...

Процессе познания iconКаков современный человек?
Он же является и самым слабым звеном в марксистской теории. Однако падение духа неуместно в процессе познания, для которого слабое...

Процессе познания iconО фундаменте познания
Все значительные попытки создать теорию познания строились как решение проблемы достоверного знания. А эта проблема в свою очередь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<