Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение




НазваниеАлександровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение
страница1/5
Дата публикации02.03.2013
Размер0.79 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5


Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

Донецк

2009

ББК 88

А38
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

^ Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
Александровская В.Н., Клевец Л.Н

А38 Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.- 77с. Библиогр: С.75
Учебное пособие знакомит с основами религиоведения, с этапами становления мировых религий в истории человечества. Отмечается сущ­ность религии как общественного феномена, подробно и доступно рас­крываться основные понятия и категории данной дисциплины.

Пособие написано в форме лекций и представляет собой струк­турно-логическую систему излагаемого материала.

Для студентов высших учебных заведений и всех интересующих­ся проблемами религиоведения.


ББК 88

А38


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не пре­тендует на полный охват всех проблем и этапов развития религи­оведения. В нем даны, различные концепции теории религии, ее структура, функции и место в жизни общества и индивида, ос­вещены истоки и эволюция религии.

В учебном пособии значительное внимание придается про­блемам социологии религии, где религия характеризуется как предмет социологического анализа.

Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и содер­жании основных понятий и в научных проблемах религиоведе­ния, иметь представление о зарождении религиозного сознания в истории человечества в целом и у отдельного индивида, в час­тности.

Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материа­ла, изложенного до нас в специальной литературе. Список изу­ченных нами работ, на основе которых было написано данное учебное пособие, прилагается.

^ ЛЕКЦИЯ № 1

Тема:

СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ.

План:

  1. Религия как социальное явление.

  2. Религия и духовная культура общества.

  3. Понятие религиозного мировоззрения.

  4. Соотношение науки и религии.

Вопрос 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

^ 1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ.

а) Определение религии.

Понятие "религия" происходит от латинского слова religio и означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа.

б) ^ Современные философские концепции религии.

В современной западной философии и религиоведении в зависимости от трактовки сущности и природы рели­гии можно выделить три концепции: обьективно-идеа-листическую, субъективно-идеалистическую, натурали­стическую (биологизаторскую).

^ Объективно-идеалистическая концепция является основой всех теологических концепций. Исходная посылка — признание бо­гословами и объективными идеалистами сверхъестественного начала в форме Бога, "абсолюта", "трансцендентного", творца. Этот тезис разделяют и отстаивают представители всех хрис­тианских конфессий: католики, православные, протестанты.

  • ^ Субъективно-идеалистическая концепция в теологии связыва­ется с именем и деятельностью Фридриха Шлейермахера -немецкого протестантского священника и богослова. Не от­рицая сверхъестественного источника религий, Шлейермахер центр религиозной проблематики перенес в среду сознания
    отдельного индивида, прежде всего в сферу его чувств. Именно он положил начало тенденции рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, переживаний человека.

-Натуралистическая концепция религии отчетливо проявилась в трактовке австрийского психиатра и психоаналитика Зиг­мунда Фрейда. ?Все социальные явления, в том числе и культуру, он рассматривал как систему запретов, подавляющих врож­денные влечения человека, которые вытесняются в сферу бес­сознательного, либо "сублимируются" (т.е. преобразуются в различные формы творчества, к числу которых Фрейд отно­сил и религию).

в) ^ Сущность религии.

Религиоведы с уверенностью полагают, что сущность религии христианские богословы выводят из существо­вания в мире сверхъестественного "абсолюта", т.е. Бога. Человек же, его душа стремится соединиться с Богом, поэтому религия вечна, пока существуют Бог и человек. Такое понимание религии и происхождения (генезиса) характерно для всех христианских конфессий,

^ 2. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР.

а) Связь религии и общества.

С позиции социологии религия является составной час­тью общественной жизни, выступает фактором возник­новения и становления социальных отношений. Следо­вательно, религия выполняет определенные функции в обществе.

б) ^ Социальные, гносеологические и психологические осно­вы религии.

Социальные корни религии:

Религия — это то, что делает жизнь религиозного чело­века осмысленной и значимой религия — это символи­ческая система восприятия Вселенной, Космоса, целост­ности мира и места человека в нем: знание религиозного человека о смысле своей жизни делает его сильным в социально-нравственном значении — он способен пре­одолевать невзгоды, страдания и достойно воспринять смерть.

^ Гносеологические корни религии:

Понятие "гнозис" — это в широком смысле познание, знание. Следовательно, гносеологические корни — это познавательные корни чего-либо, в данном случае ре­лигии.


^ По поводу познавательных корней религии у Ф.Ницше сказа­но: "Стало холоднее",— говорит у Ницше мудрец, искавший Бога. И с этого момента начинает кое-где зарождаться сознание, что "убийство Бога" создало этот холод, и жизнь становится все бо­лее пустой, все более мелкой.





^ По мнению православного богослова В.В.Зеньковского сфе­ра религии это наличие чего-то, что создает во всем человече­стве на самых низших ступенях культуры религиозную жизнь, т. к. в самых своих глубинах она уже сопряжена е Абсолютом, связа­на с Ботом.

^ По К.Марксу и Ф.Энгельсу корни религии в духовной ее при­
роде,
а сама религия — это результат социального отражения,
специфическая форма общественного сознания и социальный
институт.

^ Одна из отличительных особенностей концепции религии
заключается в том, что религия как социальное явле­ние имеет историческую природу. А это значит, что она является порождением не вечных, а преходящих соци­альных условий, т.к. действительность изменчива и но­сит конкретно-исторический характер. Иными словами,
религия — это результат и форма отражения человеком такого общества, которое еще не обрело себя.; где еще господствуют превратные формы социальной жизни.
-^ Психологические корни религии: Корни религии Л.Фейербах усматривал в эмоционально- психологических механизмах сознания человека. Он пола­гал, что религиозные образы формируются Силой вооб­ражения, фантазиями, которые называл "теоретичес­кой" причиной религии, "отходом" человеческого сознания в процессе познания от реальной действительности. Л.Фейербах считал, что мысленные образы наделяются автономным существованием и становятся предметом веры.

в) Понятие "религиозного чувства":

Религиозная вера это прежде всего религиозные переживания и чувства Говоря об особенностях и отличии религиозного чувства от всех других чувств человека, православный богослов Александр Мень писал: "Специфику религиозных переживаний нельзя свести ни к каков другой сфере человеческого духа: ни к нравствен­ности, ни к эстетике, ни к какому-либо чувству, взятому в от­дельности (например, к страху, надежде). Точнее всего его мож­но определить как чувство благоговения". Особенность этого чувства, вызывающая в человеке психо-эмоциоиальное состояние благоговения, определяется характером его направленнос­ти, а именно — на Бога, на Абсолют, на Космос, на Вселенную, на все мироздание. От такой высокой цели у человека и "дух захватывает".

г) ^ Структурно-функциональная система религии:

Структура религии: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

(Религиозное сознание — это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Главный при­знак религиозного сознания — это вера в сверхъестествен­ное. В свою очередь религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.

^ Религиозная идеология — это система идей, взглядов, представлений, разрабатываемых служителями культа; это система догматов, утверждений и предписаний с последовательным изложением религиозных взглядов на мир, природу, общество и человека. Идеология современных, религий включает следующие раз­делы: богословие, религиозные концепции всех сфер об­щественной жизни — экономики, политики, права, ис­кусства, философии.

^ Религиозная психология — это совокупность несистема­тизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потреб­ностей, через которые верующий человек в иллюзорной,

.фантастической форме воспринимает, осмысливает, оце­нивает окружающий мир и собственное бытие. ^ Структуру религиозной психологии составляют религиоз­ные идеи и представления на уровне обыденного со­знания, религиозные чувства, религиозные настроения, установки и потребности.

^ Религиозная идеология и психология взаимосвязаны: во-первых, религиозная идеология формируется, рас­пространяется и сохраняется на базе религиозной пси­хологии;

во-вторых, конкретно-исторические изменения в об­ществе приводят к изменению социальной психики ве­рующих, что ведет и к изменению религиозной идео­логии;

в-третьих, степень воздействия одного на другое зави­сит от того, насколько религиозная идеология соответ­ствует религиозной психологии в каждый конкретно-исторический момент развития религиозного комплек­са в обществе.

-Религиозные отношения — это отношения, складывающиеся Между людьми в процессе культовых действий. Они основаны на вере в возможность особых отношений между Богом и ве­рующим человеком. Эта вера объективируется в религиозном культе.

^ Религиозная деятельност — это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность;

Культовая деятельность -- это средство пропаганды ре­лигии, а также символические действия для установле­ния взаимосвязи со сверхъестественными силами (бо­гами, духами, демонами и т.д.).

^ К культам относятся все виды религиозно-магических дей­ствий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, г посты, молитвы с целью установления связи со сверхъе­стественными силами для получения определенного результата.

Молитвы, обряды, проповеди, таинства формируют у. верующих религиозное мировоззрение Религиозные взгляды представлены в "священных писаниях", "священных преданиях", молитвах, псалмах, песнопениях и т.п. ч

В зависимости от подхода к культу исследователи рели­гии выделяют два его вида: магию и умилостивый культ. В них происходит общение верующего с Богом или ины­ми объектами поклонения, что имеет двухсторонний характер.

^ Субъекты культовой деятельности — религиоз­ные группы, отдельные верующие. Средства культовой деятельности — храм, молит­венный дом, религиозное искусство, культовые предметы.

^ Внекультовая деятельность: выделяются две стороны — ду­ховная и практическая.

Духовная внекультовая деятельность — это:

— производство религиозных идей;

—. систематизация и интерпретация вероучения;

  • сочинения богословов;

  • светская теоретическая защита религии.
    ^ Практическая внекультовая деятельность — это:

- работа миссионеров;

- религиозные сборы;

- преподавание в религиозных учебных заведениях;

-пропаганда религиозного мировоззрения и т.п.

—•^ Религиозные организации регламентируют поведение верующих. В настоящее время церковные институты функционируют по следующим направлениям:

-организация религиозной жизни верующих;
-контроль за поведением верующих;

  • разработка и совершенствование средств воздействия на сознание верующих;

  • внедрение в сознание верующих религиозных взгля­дов и представлений, чувств и настроений, религи­озных ценностных ориентации;

-осуществление религиозных санкций против лиц, на­рушающих религиозные предписания;

-поддержания связей с иными религиозными объеди­нениями;

-защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.

г) ^ Функции религия

В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религий" понимает­ся характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.

^ Мировоззренческая функция включает:

= определенное миропонимание;

= мирочувствование;

=оценка мира, мироотношение.

Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и вза­имоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

^ Иллюзорно-компенсаторная функция заключается в том, что:

= религия иллюзорно восполняет практическое бес­силие человека, его неспособность сознательно про­тивостоять природным социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии; : религия отвлекает людей от реальности, облегчает

их страдания, больных проблем в жизни; = эта функция осуществляет психологическое воздей­ствие, которым снимается стрессовое состояние. - Коммуникативная функция.

Имеется ввиду тот факт, что религия выступает сред­ством общения верующих людей в храмах, церквах. Иног­да религия позволяет решить проблему одиночества, привлекая верующих пообщаться с такими оке. одино­кими людьми.

— Интегрирующая функция.

^ Религия способна объединять людей, способствует ста­бильности данного общества, а также консолидирует всех., кто придерживается данных взглядов.

— Регулятивная функция.

^ Религия способна упорядочивать идеи, взгляды, пред­ставления, ценностные установки, стремления, жизнь и деятельность людей.

Nb: Религии выполняет и внерелигиозные функции: полити­ческую, экономическую, воспитательную, кудьтурно-просветителькую и т.п. В зависимости от общественных условий ме­няется место и роль религии в обществе.

Вопрос 2. РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА.

^ 1. МЕСТО РЕЛИГИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА.

На примере христианской религии скажем следующее:

а) христианство сформировало новые смыслы природы и
человеческого бытия, что стимулировало развитие искусства, а также стало основой естёственно-научного и гуманитарного познания; ,


б) характерное для христианства внимание человеческой
душе поддерживало сокровенные внутренние пережи­вания верующих при помощи пропаганды нравствен­ных ценностей;


в) христианская духовность сформировала в европейском искусстве такое качество, как исповедальность;

г) именно от христианства к нам пришла идея о том, что
существование мира и человека есть восходящий исто­рический процесс.


^ 2. СВОБОДА СОВЕСТИ:

а) Духовная жизнь человека формировалась на основе той

или иной религии.

б) Проблема совести — это исключительно религиозная
проблема и подразумевает право выбора человеком любого вероисповедания, на основе которого он мог бы реализовать свои нравственные принципы.


в) Правовой основой разрешения всех данных проблем мо­жет быть соблюдение принципа свободы совести.

^ 3. Гуманистическое содержание и морально-этические предписания религии.

а) С позиции гуманистических религий человек должен раз­вивать свой разум для того, чтобы, во-первых, понять самого себя; во-вторых, свое отношение к другим; в-третьих, определить свое место во Вселенной.

б) Человек должен стремиться к пониманию истины, учи­тывая свои ограниченные возможности

в) С позиции гуманизма человек — это свободное существо,
а не продукт прошлого или социальных обстоятельств.


г) Гуманистический потенциал религии заключается в том,
что человек рассматривается гуманистами как сотворец,
сотрудник Бога по преобразованию мира.


д) Гуманистический потенциал религии реализуется через
формирование духовной жизни человека.


^ 4. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

а) Если в марксизме религия определяется как опиум Для народа, то Э.Фромм писал, что религия есть необходи­мый элемент культуры, который наряду с моралью и искусством выполняет важные общественные функции.

б) Конкретные религиозные системы прямо связаны с эво­люцией культуры.

в) Религия является необходимым составным элементом ду­ховной культуры общества; она помогает человеку пре­одолеть изменчивое и преходящее и возвысить человека до чего-то абсолютного.

г) Религия — это конкретно-историческое образование. По­этому, считают религиоведы, нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления и организации.

^ 5. ЗАПРЕТЫ И ПОНЯТИЕ ГРЕХА.

а) Понятие греха связано с авторитарной тенденцией в

религии.

б) Авторитаризм в религии заставляет верующего признать
некую внешнюю силу, управляющую его судьбой, требующую его послушания и поклонения этой силе.

в) Эта сила вправе заставить человека поклоняться, а от­каз от почитания и послушания означает совершение греха.

г) Христианская религия учит, что только верующих, ожидает вечная жизнь и спасение души на небесах, а неверу­ющим уготована гибелъ.

6^ . ПРОПОВЕДЬ ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИЯ.

а) Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия;

б) "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", Добро есть истинное применение сво­боды.

Вопрос 3. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

^ 1. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

а) Религия, являясь необходимым элементом человеческой
культуры, несет в себе глубокие гуманистические потен­ции.

б) Гуманистические потенции религии выражают не толь­ко основную ее идею, но и реализуются в конкретно-исторических формах ее бытия, в религиозных направ­лениях, конфессиях.

в) Социальная обусловленность существования религиоз­ных систем обеспечивает им дегуманизирующие и авто­ритарные системы.

^ 2. РАЗУМ И ВЕРА:

а) Научная методология требует выйти за пределы опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с по­зиции разума, логическо-теоретических и научно-эм­пирических критериев истинности.

б) В противоположность религиозным установкам, подчи­няющим человека Богу, а разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, спо­собного познавать и изменять мир в соответствии со
своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается
в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека.

в) В результате процесса секуляризации (мирской, светс­кий) в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обще­стве.

^ 3. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, ЧУДО) В РЕЛИГИИ.

а) Научное отношение: В настоящее время наука более осторожно относится к чудесам, к каким-либо сверхъе­стественным явлениям, поместила их в раздел паранауки — парафилософии, парафизики, парапсихологии. Учеными разных наук ведется исследования паранормальных явлений в рамках "вненаучного знания". Пара­нормальный — это "околонаучный", т.е. еще не дока­занный современной наукой, но признанный как явле­ние. В случае доказательства "чудо" теряет статус ''сверхъестественности" и переходит из сферы паранауки в сферу научного знания;

б) Религиозное отношение: религия считает, что все явле­ния природы не могут быть созданы человеком, но толь­ко силою Божией. В Библий приводится множество ска­заний о чудесах от Господа или избранных от Господа. Иисус Христос предавал огромное значение чудесам, которые сам совершал. В настоящее время также происхо­дят чудеса: известны случаи исцеления чудотворными иконами, нетленными мощами святых, молитвами и пр. Во многих развитых странах мира уже много десятилетий издается серия сборников "Энциклопедия чудес". Такая книга вышла в Москве. Известны книга Р.Моуди "Жизнь после жизни" и "Жизнь после смерти" — американского хирурга, наблюдавшего людей в состоянии клинической смерти и после выхода из нее, фиксировавшего чудес­ные превращения людей Пока наука располагает на этот счет только гипотезами. На эту тему надо прочитать кни­ги С.Гроффа "За пределами мозга" и др.

^ 4. НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ВОЗВЫШЕННЫЕ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.

а) Человеку свойственно стремление к культуре, нравствен­ности, духовности. Чувственная сфере (курируемая пра­вым полушарием) — это первая ступень познания окру­жающего мира, это информационный канал, соединяющий человеческую биосистему с Природой, Вселен­ной.— Это объективно.

В связи с этим религия призвана интегрировать человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфе­ре это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-времен­ных координат человеческого бытия, социальных ин­ститутов.

б) Восстанавливая разрушенные храмы и монастыри, люди находят это дело священным, видят в этом духовную пользу, обучаются добродетели.

В целом церковный образ, включающий архитектуру хра­ма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной красоты, способствуя привнесе­нию ее в реальную жизнь.:

Вопрос 4. СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ.

^ 1. НАУКА И РЕЛИГИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

а) Что касается научного подхода к данному вопросу, то он решен и продолжает решаться биологией и другими науками

б) Что касается религии, то в Библии описано сотворе­ние мира но Слову Бога. Вея Земля, сотворенная Сло­вом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это еще не было концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, на­слаждались им и имели общение со своим Творцом,
прославляя Его. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворит его; мужчину и женщину сотворил; имя мужчины было Адам, женщи­ны — Ева.

^ 2. МЕДИЦИНА И РЕЛИГИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ПРИРОДЕ БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

а) Религия выполняет роль защиты человека от враждеб­ного ему социального начала. Религия — это узда, сдер­живающая агрессивные инстинкты.

б) Однако, подавление инстинктивных влечений по мне­нию австрийского психиатра З.Фрейда приводит к рас­стройству психики человека — неврозу. Поэтому религия рассматривается Фрейдом как одна из разновиднос­тей коллективного невроза.

Как известно невротическое состояние— это болезненное состояние психики человека. Находясь в этом состоянии, человек не способен адекватно воспринимать окружающий мир. Он по­падает в мир иллюзий. Религию Фрейд квалифицирует как форму иллюзорного сознания. И в этом качестве религия играет поло­жительную, для человека роль, освобождает его от страданий, выступает психотерапевтическим средством. "Благочестивый ве­рующий, — считает З.Фрейд,— в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение уни­версального невроза снимает с него задачу выработки персональ­ного невроза".

Таким образом в данной лекции мы рассмотрели ряд вопро­сов, с самых разных сторон раскрывающих основные моменты темы.


^ ЛЕКЦИЯ №2

Темя: ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ.

План:

1.Богословский и научный подходы к проблеме происхождения религии.

  1. Формы религиозных культов.

  2. Эволюция религиозных верований.

  3. Национально-государственные и мировые религии.

Вопрос 1. БОГОСЛОВСКИЙ И НАУЧНЫЙ ПОДХОДЫ

^ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИИ.

1. БОГОСЛОВСКАЯ ВЕРСИЯ И НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.

а) Богословско-теологический подход:

Согласно этой-точке зрения человек был сотворен Бо­том, изначально находился с ним в полоном единении, и в соответствии с Библией он "видел Бога лицом к липу". После грехопадения, совершенного первыми людьми

— Адамом и Евой, этот непосредственный контакт на­рушился. Однако, Бог не лишил человека своего подо­бия. Не утратив богоподобна, человек не утратил и спо­собности хотя бы в слабой степени познать Бога. Стремле­ния и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия;

б) Научный подход:

—Для науки религия — важный составной элемент культуры;

  • в вопросе происхождения религии наука применяет научные методы исследования, базирующиеся на фактах, добываемых рядом наук: археологией, ант­ропологией, этнографией, сравнительным языкозна­нием;

  • исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени (около полутора миллионов лет) происходил процесс становления
    человечества;

— ученые утверждают, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный, но человечество само сформирова­лось в процессе эволюции: Следовательно, сформи­ровалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры.

^ 2. ДОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ИСТОЧНИК ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ.

а) Условия появления донаучного знания:

Ученые полагают, что способом выживания первобыт­ного человека стало чувство его породненности с гроз­ными природными стихиями. Отсюда был сделан пер­вый шаг ~ очеловечивание природы; Затем у каждого племени Возникают свои бога, свои почитаемые мифологические существа; Как считают исследователи этого вопроса, отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин "язычество": в отли­чий от духовного универсума христианской Европы в древности каждому особому языку (племени) соответ­ствует своя система верований.

6) Виды донаучного знания:

-Предания:

Это греческое слово «передача» "преподавание". В рели­гиях, ориентированных на письменные тексты (христи­анство, иудаизм, ислам), священное Предание пони­мается как способ передачи-религиозного учения в уст­ной форме с помощью проповеди, обряда и т.п., суще­ствующей параллельно со священным Писанием. И Предание и Писание отражают откровение, причем Пре­дание может считаться первичным по времени, но (иног­да) вторичным по значению. Эти свойства могут разде­ляться: так, для Ветхого Завета различают первичное Предание, зафиксированное в Библии, и Предание позднего иудаизма, частично закрепленное Талмудом. В другом значении Предания представляют собой фольклор­ные тексты с установкой на достоверность и с факультатив­ным (в отличие от легенды) присутствием элемента чудес­ного, тексты несакрального и несказочного характера. Ус­тановка на достоверность отражается в таких русских жан­ровых определениях, как "быль" и т.п. Иными словами Предание — это жанр "исторического" повествования.

^ Историки выделяют такие виды преданий, как мифоло­гические, натуралистические (о происхождении животных и растений), географические (о происхождении местностей, рельефа, топонимов, полезных ископаемых), семейные, исторические. В исторических преда­ниях, например, фантастический элемент, (отсутствие которого оказывается решающим жанровым признаком для других видов преданий) не разрушает границ жан­ра, и его наличие не делает Предание легендой. Будучи "историческим," жанром, Предание вносит ар­хаические схемы и мифологизирующие "коррективы" не в господствующую религиозную систему (как легенда), а в представления о мировой истории.

-Легенды:

На латыни — это «то, что надлежит прочитать»; это группа фольклорных произведений, объединенных наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспри­нимаемого как достоверное.

Легенды связаны преимущественно с персонажами свя­щенной истории (например, христианскими или ислам­скими святыми, евангельскими персонажами) -в отли­чии от преданий, которые связаны с персонажами мир­ской историй, причем элемент чудесного в них не обя­зателен. В этом своем качестве легенды являются одним из средств перекодировки дохристианских представле­ний в христианских символах. В целом события легенды оказываются более поздними и менее ценными, чем евангельские. Примером христианской легенды является создание Богом земли, а дьяволом -гор; легенда о свя­том Николае Угоднике, защищающем пахаря от Ильи

— пророка

-Мифы:

Прежде всего миф- это исторически первая форма культуры, способ человеческого бытия. В некотором смысле Миф вечен, мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Миф есть царство оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленное существо; животное и- это и животное (добыча) и священный дух; солнце - это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе„ но одновременно это и грозный Бог, дающий и плодородие и засуху.

Отсюда можно сформулировать определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении чело­века с миром; человек здесь воспринимает психологи­ческие смыслы в качестве изначальных свойств веществ и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Вопрос 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ.

^ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ ЛЮДЕЙ:

Тотемизм, анимизм (аниматизм), магия и фетишизм.

а) Тотемизм: этот термин позаимствован из языка индей­цев оджибве иобозначает "его род", то есть вера в сверхъестественное родство между группой людей и определенным видом материальных предметов, чаще все­
го животных, реже — растений и проч. Род носит имя какого-либо животного или растения: это его "тотем". Тотемизм — это религия раннеродового общества, он сыграл огромную роль в формировании этого общества.
Одна из основных идей тотемизма - это перевоплоще­ние умершего родственника обратно в тотемное живот­ное. Это укрепляло, во-первых, культ мертвых предков и веру в их сверхъестественные возможности и, во-вто­рых, изменяло родовое отношение к тотему.

б) Фетишизм: отдельным, предметам предписываются ма­гические силы, способные влиять на ход событий и процессов.

в) Анимизм: на латыни animus - дух, душа, вера в существование духов.

Анимизм возник и развивался параллельно с тотемизмом. Появляется вера в переселение души и в существование загробного мира, забота об умерших, которые, счита­лось, помогают живым.

г) Магические верования:

Магия — это различные суеверные действия человека, нацеленные на сверхъестественное воздействие на пред­мет или явление. Магия возникла и существовала одно­временно с тотемизмом и анимизмом, с ее помощью пытались поддерживать воображаемые связи со сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тоте­мов Термин "магия" происходит от латинского magia и обо­значает «колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов)». Современный исследователь религиозных представлений С.А.Токарев выделил следующие формы магических обрядов: кон­тактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апотропеитическую, вербальную магию.

- ^ Контактная магия — это простейший способ переда­чи магической силы ют ее носителя ни объект воз­действия. При этом носителями магической силы могут быть: неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер контакта различный: ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение рук колдуна.

^ Инициальная магия. Магический акт направлен пря­мо на объект, но по причине его недосягаемости про­изводится только начальное магическое действие. Его окончание представляется сверхъестественной силе.

^ Парциальная магия -— это тип магии, в котором дей­ствие магической силы направлено не на сам объект, а на его заместителя, а затем через него — на сам объект.

^ Имитативная магия — это когда магическое воздей­ствие сверхъестественных сил направлено на подоб­ный предмет или объект (кукла, имитирующая человекообъект).

^ Апотропеитическая магия. Магическое действие при­звано отогнать, отпугнуть враждебные силы. Для этого применяются: ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии, пентакли и т.н.

-^ Катартическая магия — это защитные, очиститель­ные действия (свечой, ладаном, окуриванием, по­стом и т.п.) против нежелательных сил, проникших в человеческое тело, жилище.

^ Вербальная магия — заговоры, магические заклина­ния и т.п.;

По целям воздействия магию можно подразделить на следу­ющие виды: вредоносную, военную, половую (любовную), ле­чебную и предохранительную, промысловую; метеорологичес­кую и другие виды.

-^ Вредоносная магия (черная) — это причинение колдовским,
сверхъестественным способом вреда или порчи кому-либо.

  • Военная магия — это система публичных обрядов, направлен­ных на обеспечение победы над противником.

  • ^ Половая (любовная) магия имеет двоякую направленность: или

вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение.

^ Лечебная и предохранительная магия направлена на излечение
или предохранение человека (его семьи) от различных забо­леваний, отрицательных энергий и т.п.

  • Промысловая (производственная) магия— это магия охоты,
    магия рыболовства, магия производственной деятельности.

  • Метеорологическая магия: ее цель — вызвать изменение погод­ных условий.


^ 2. ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ.

Археологические раскопки показывают, что в племени су­ществовала практика захоронения первобытных людей, при ко­торой соблюдались определенные обряды: тела умерших покры­вали красной краской — охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами также были обнару­жены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда — как полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, что в этот период исто­рии можно говорить о существовании религии. Историки свиде­тельствуют, что в первобытном обществе культовые действия иг­рали первоочередную роль. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют ве­рования и обряды первобытного человека. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религи­озной стороны жизнедеятельности первобытного человека.

^ 3. КУЛЬТ ПРЕДКОВ

Православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

а) Поклонение кресту.— один из важнейших элементов

православного культа.

Кресту приписывается магическая, спасительная сила. Крест как символ был принят христианской церковью в память о му­ченической смерти Иисуса Христа.

б) Культ икон — живописных или рёльефных изображе­ний Бога-Отца, Бога-Сына, «Бога Святого Духа, Трои­цы, Богоматери, святых, евангелистов имеет широкое распространение в православии.

в) Культ святых — это поклонение лицам, которые вели благочестивую жизнь, совершили подвиги во славу Божию и после смерти были отмечены всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей.
Святые — это посредники между Богом и людьми, не­бесные покровители живущих на Земле, к ним обраща­ются ё просьбами о земных делах.

г) Святые мощи — это останки умерших, по Божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотво­рения.

д) Молитвы — это обращение верующего к Богу иди свя­тым со своими просьбами, жалобами, благодарностью. Молитвы могут быть мысленные и изустные, выражаю­щиеся в подобающем словесном обращении к Богу или
святому. Молитвы могут быть индивидуальными или коллективными. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготав­ливает индивида к социальной жизни, вырабатывает по­слушание, укрепляет социальное единство, поддержи­вает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

^ Вопрос 3, ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ.

Эволюция ранних форм верований:

Первобытный человек обожествлял все то, от чего он зави­сел, что казалось ему чуждым и таинственным. Таким образом но мнению Л.Фейербаха, возникли все естественные религии. В по­нятие "естественные религии" Л. Фейербах включал все разнооб­разные верования первобытных людей, а также так называемые "языческие религии" - политеизм. Более глубокую .человечес­кую основу, по мнению Л. Фейербаха, имеют так называемые "Духовные религии", основанные на признании единого Бога —-монотеизм. В духовных религиях, считал Л. Фейербах, человек обоготворяет свою сущность как сущность человеческого рода вообще.
^ Вопрос 4. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

1) Возникновение национально-государственных и миро­вых религий.

Формирование государств означало становление националъно-государственных религий, принадлежность к которым опре­делялась принадлежность к данному государству. Одной из древнейших религий во II тысячелетии до Новой эры-была религия древних египтян. Она носила политеистический характер, боль­шое место занимал заупокойный культ. В древней Месопотамии — шумерская религия также были политеистической. В этом реги­оне, периодически сменяя друг друга, образовались государства: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем. В се­редине III тысячелетия до Новой эры сложилась Индийская циви­лизация — ее религией стал индуизм. На протяжении двух тыся­челетий своеобразный тип религии был в Китае — 4 формы на­циональной китайской религии: культ Шан-ди, культ Неба, да­осизм к конфуцианства. Религией еврейского народа был иуда­изм, эта религия оказала большое влияние на формирование хри­стианства.

2) Принятие христианства в Киевской Руси и его роль в
укреплении государственности.

Христианство в форме православного вероучения и культа официально было признано государственной религией Киевс­кой Руси в 988 году. Конкретным "актом принятия православия явилось знаменитое Крещение на Днепре населения города Ки­ева князем Владимиром. Правящие слой тогдашнего - русского общества осознали необходимость принятия новой цивилизованной формы религии, для того., чтобы обрести идейное единство с Византией и Западной Европой. Это единство благоприятствовало развитию контактов с цивилизованным миром, торговле, заключению военных союзов, а значит укреплению государства. г Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели богословс­кий и научный: подходы к проблеме происхождения религии, первоначальные формы религиозных верований, их эволюцию), а также национально-государственные и мировые религии:















^ ЛЕКЦИЯ №3

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconВ. Н. Александровская, Л. Н. Клевец
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconАлександровская в. Н., Клевец л. Н. Основы общей психологии
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconДисциплина «История мировой цивилизации» Темы лекций: Часть III. Религиоведение

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение icon1. Предмет политологии
В. Н. Александровская Э. Ф. Смеричевский, В. А. Кречетова. Политология: учебное пособие – Донецк: Доннму, 2009. – 94 с

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconАлександровская в. Н. Философия
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconТур Виктор Григорьевич Дата рождения: Гражданство
Квалификация и навыки: историк, преподаватель истории и обществоведения, юрист (правоведение), религиоведение

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconНавчально-методична література
Введение в религиоведение. Теория, история и современные религии: Курс лекций. Учеб пособие для студ, вузов

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconВопросы к зачету по курсу «религиоведение» для студентов факультета эт (II курс, стац.)
Понятия креационизма, провиденциализма, телеологии, теодицеи, сакрализации, секуляризации

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconЭкскурсионные маршруты по Запорожской области Перечень маршрутов
Начало городу положила Александровская крепость, заложенная в 1770 г. Долгое время это был маленький захолустный городок, затерявшийся...

Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение iconА. А. Остапенко Остапенко А. А. Педагогические антиномии протоиерея...
Остапенко А. А. Педагогические антиномии протоиерея Бориса Ничипорова / Учёные записки огу. Т. IV. Религиоведение. Выпуск Орёл: Изд-во...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<