Скачать 0.79 Mb.
|
Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В.Н., Клевец Л.Н. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов Донецк 2009 ББК 88 А38 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. ^ кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта. Александровская В.Н., Клевец Л.Н А38 Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.- 77с. Библиогр: С.75 Учебное пособие знакомит с основами религиоведения, с этапами становления мировых религий в истории человечества. Отмечается сущность религии как общественного феномена, подробно и доступно раскрываться основные понятия и категории данной дисциплины. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами религиоведения. ББК 88 А38 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не претендует на полный охват всех проблем и этапов развития религиоведения. В нем даны, различные концепции теории религии, ее структура, функции и место в жизни общества и индивида, освещены истоки и эволюция религии. В учебном пособии значительное внимание придается проблемам социологии религии, где религия характеризуется как предмет социологического анализа. Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и содержании основных понятий и в научных проблемах религиоведения, иметь представление о зарождении религиозного сознания в истории человечества в целом и у отдельного индивида, в частности. Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала, изложенного до нас в специальной литературе. Список изученных нами работ, на основе которых было написано данное учебное пособие, прилагается. ^ Тема: СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ. План:
Вопрос 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ^ а) Определение религии. Понятие "религия" происходит от латинского слова religio и означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа. б) ^ В современной западной философии и религиоведении в зависимости от трактовки сущности и природы религии можно выделить три концепции: обьективно-идеа-листическую, субъективно-идеалистическую, натуралистическую (биологизаторскую). — ^ является основой всех теологических концепций. Исходная посылка — признание богословами и объективными идеалистами сверхъестественного начала в форме Бога, "абсолюта", "трансцендентного", творца. Этот тезис разделяют и отстаивают представители всех христианских конфессий: католики, православные, протестанты.
-Натуралистическая концепция религии отчетливо проявилась в трактовке австрийского психиатра и психоаналитика Зигмунда Фрейда. ?Все социальные явления, в том числе и культуру, он рассматривал как систему запретов, подавляющих врожденные влечения человека, которые вытесняются в сферу бессознательного, либо "сублимируются" (т.е. преобразуются в различные формы творчества, к числу которых Фрейд относил и религию). в) ^ Религиоведы с уверенностью полагают, что сущность религии христианские богословы выводят из существования в мире сверхъестественного "абсолюта", т.е. Бога. Человек же, его душа стремится соединиться с Богом, поэтому религия вечна, пока существуют Бог и человек. Такое понимание религии и происхождения (генезиса) характерно для всех христианских конфессий, ^ а) Связь религии и общества. С позиции социологии религия является составной частью общественной жизни, выступает фактором возникновения и становления социальных отношений. Следовательно, религия выполняет определенные функции в обществе. б) ^ — Социальные корни религии: Религия — это то, что делает жизнь религиозного человека осмысленной и значимой религия — это символическая система восприятия Вселенной, Космоса, целостности мира и места человека в нем: знание религиозного человека о смысле своей жизни делает его сильным в социально-нравственном значении — он способен преодолевать невзгоды, страдания и достойно воспринять смерть. —^ : Понятие "гнозис" — это в широком смысле познание, знание. Следовательно, гносеологические корни — это познавательные корни чего-либо, в данном случае религии. ^ "Стало холоднее",— говорит у Ницше мудрец, искавший Бога. И с этого момента начинает кое-где зарождаться сознание, что "убийство Бога" создало этот холод, и жизнь становится все более пустой, все более мелкой. ^ — это наличие чего-то, что создает во всем человечестве на самых низших ступенях культуры религиозную жизнь, т. к. в самых своих глубинах она уже сопряжена е Абсолютом, связана с Ботом. ^ в духовной ее при роде, а сама религия — это результат социального отражения, специфическая форма общественного сознания и социальный институт. ^ заключается в том, что религия как социальное явление имеет историческую природу. А это значит, что она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий, т.к. действительность изменчива и носит конкретно-исторический характер. Иными словами, религия — это результат и форма отражения человеком такого общества, которое еще не обрело себя.; где еще господствуют превратные формы социальной жизни. -^ Он полагал, что религиозные образы формируются Силой воображения, фантазиями, которые называл "теоретической" причиной религии, "отходом" человеческого сознания в процессе познания от реальной действительности. Л.Фейербах считал, что мысленные образы наделяются автономным существованием и становятся предметом веры. в) Понятие "религиозного чувства": Религиозная вера — это прежде всего религиозные переживания и чувства Говоря об особенностях и отличии религиозного чувства от всех других чувств человека, православный богослов Александр Мень писал: "Специфику религиозных переживаний нельзя свести ни к каков другой сфере человеческого духа: ни к нравственности, ни к эстетике, ни к какому-либо чувству, взятому в отдельности (например, к страху, надежде). Точнее всего его можно определить как чувство благоговения". Особенность этого чувства, вызывающая в человеке психо-эмоциоиальное состояние благоговения, определяется характером его направленности, а именно — на Бога, на Абсолют, на Космос, на Вселенную, на все мироздание. От такой высокой цели у человека и "дух захватывает". г) ^ Структура религии: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации. —(Религиозное сознание — это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Главный признак религиозного сознания — это вера в сверхъестественное. В свою очередь религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию. ^ — это система идей, взглядов, представлений, разрабатываемых служителями культа; это система догматов, утверждений и предписаний с последовательным изложением религиозных взглядов на мир, природу, общество и человека. Идеология современных, религий включает следующие разделы: богословие, религиозные концепции всех сфер общественной жизни — экономики, политики, права, искусства, философии. ^ — это совокупность несистематизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через которые верующий человек в иллюзорной, .фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие. ^ религиозные идеи и представления на уровне обыденного сознания, религиозные чувства, религиозные настроения, установки и потребности. ^ религиозная идеология формируется, распространяется и сохраняется на базе религиозной психологии; во-вторых, конкретно-исторические изменения в обществе приводят к изменению социальной психики верующих, что ведет и к изменению религиозной идеологии; в-третьих, степень воздействия одного на другое зависит от того, насколько религиозная идеология соответствует религиозной психологии в каждый конкретно-исторический момент развития религиозного комплекса в обществе. -Религиозные отношения — это отношения, складывающиеся Между людьми в процессе культовых действий. Они основаны на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком. Эта вера объективируется в религиозном культе. —^ — это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность; Культовая деятельность -- это средство пропаганды религии, а также символические действия для установления взаимосвязи со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами и т.д.). ^ религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, г посты, молитвы с целью установления связи со сверхъестественными силами для получения определенного результата. Молитвы, обряды, проповеди, таинства формируют у. верующих религиозное мировоззрение Религиозные взгляды представлены в "священных писаниях", "священных преданиях", молитвах, псалмах, песнопениях и т.п. ч В зависимости от подхода к культу исследователи религии выделяют два его вида: магию и умилостивый культ. В них происходит общение верующего с Богом или иными объектами поклонения, что имеет двухсторонний характер. ^ — религиозные группы, отдельные верующие. Средства культовой деятельности — храм, молитвенный дом, религиозное искусство, культовые предметы. ^ выделяются две стороны — духовная и практическая. Духовная внекультовая деятельность — это: — производство религиозных идей; —. систематизация и интерпретация вероучения;
- работа миссионеров; - религиозные сборы; - преподавание в религиозных учебных заведениях; -пропаганда религиозного мировоззрения и т.п. —•^ В настоящее время церковные институты функционируют по следующим направлениям: -организация религиозной жизни верующих; -контроль за поведением верующих;
-осуществление религиозных санкций против лиц, нарушающих религиозные предписания; -поддержания связей с иными религиозными объединениями; -защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников. г) ^ В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религий" понимается характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. — ^ = определенное миропонимание; = мирочувствование; =оценка мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций. — ^ = религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии; : религия отвлекает людей от реальности, облегчает их страдания, больных проблем в жизни; = эта функция осуществляет психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние. - Коммуникативная функция. Имеется ввиду тот факт, что религия выступает средством общения верующих людей в храмах, церквах. Иногда религия позволяет решить проблему одиночества, привлекая верующих пообщаться с такими оке. одинокими людьми. — Интегрирующая функция. ^ — Регулятивная функция. ^ Nb: Религии выполняет и внерелигиозные функции: политическую, экономическую, воспитательную, кудьтурно-просветителькую и т.п. В зависимости от общественных условий меняется место и роль религии в обществе. Вопрос 2. РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ^ На примере христианской религии скажем следующее: а) христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, что стимулировало развитие искусства, а также стало основой естёственно-научного и гуманитарного познания; , б) характерное для христианства внимание человеческой душе поддерживало сокровенные внутренние переживания верующих при помощи пропаганды нравственных ценностей; в) христианская духовность сформировала в европейском искусстве такое качество, как исповедальность; г) именно от христианства к нам пришла идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс. ^ а) Духовная жизнь человека формировалась на основе той или иной религии. б) Проблема совести — это исключительно религиозная проблема и подразумевает право выбора человеком любого вероисповедания, на основе которого он мог бы реализовать свои нравственные принципы. в) Правовой основой разрешения всех данных проблем может быть соблюдение принципа свободы совести. ^ а) С позиции гуманистических религий человек должен развивать свой разум для того, чтобы, во-первых, понять самого себя; во-вторых, свое отношение к другим; в-третьих, определить свое место во Вселенной. б) Человек должен стремиться к пониманию истины, учитывая свои ограниченные возможности в) С позиции гуманизма человек — это свободное существо, а не продукт прошлого или социальных обстоятельств. г) Гуманистический потенциал религии заключается в том, что человек рассматривается гуманистами как сотворец, сотрудник Бога по преобразованию мира. д) Гуманистический потенциал религии реализуется через формирование духовной жизни человека. ^ а) Если в марксизме религия определяется как опиум Для народа, то Э.Фромм писал, что религия есть необходимый элемент культуры, который наряду с моралью и искусством выполняет важные общественные функции. б) Конкретные религиозные системы прямо связаны с эволюцией культуры. в) Религия является необходимым составным элементом духовной культуры общества; она помогает человеку преодолеть изменчивое и преходящее и возвысить человека до чего-то абсолютного. г) Религия — это конкретно-историческое образование. Поэтому, считают религиоведы, нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления и организации. ^ а) Понятие греха связано с авторитарной тенденцией в религии. б) Авторитаризм в религии заставляет верующего признать некую внешнюю силу, управляющую его судьбой, требующую его послушания и поклонения этой силе. в) Эта сила вправе заставить человека поклоняться, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха. г) Христианская религия учит, что только верующих, ожидает вечная жизнь и спасение души на небесах, а неверующим уготована гибелъ. 6^ . а) Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия; б) "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", Добро есть истинное применение свободы. Вопрос 3. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ^ а) Религия, являясь необходимым элементом человеческой культуры, несет в себе глубокие гуманистические потенции. б) Гуманистические потенции религии выражают не только основную ее идею, но и реализуются в конкретно-исторических формах ее бытия, в религиозных направлениях, конфессиях. в) Социальная обусловленность существования религиозных систем обеспечивает им дегуманизирующие и авторитарные системы. ^ а) Научная методология требует выйти за пределы опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с позиции разума, логическо-теоретических и научно-эмпирических критериев истинности. б) В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, а разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. в) В результате процесса секуляризации (мирской, светский) в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. ^ а) Научное отношение: В настоящее время наука более осторожно относится к чудесам, к каким-либо сверхъестественным явлениям, поместила их в раздел паранауки — парафилософии, парафизики, парапсихологии. Учеными разных наук ведется исследования паранормальных явлений в рамках "вненаучного знания". Паранормальный — это "околонаучный", т.е. еще не доказанный современной наукой, но признанный как явление. В случае доказательства "чудо" теряет статус ''сверхъестественности" и переходит из сферы паранауки в сферу научного знания; б) Религиозное отношение: религия считает, что все явления природы не могут быть созданы человеком, но только силою Божией. В Библий приводится множество сказаний о чудесах от Господа или избранных от Господа. Иисус Христос предавал огромное значение чудесам, которые сам совершал. В настоящее время также происходят чудеса: известны случаи исцеления чудотворными иконами, нетленными мощами святых, молитвами и пр. Во многих развитых странах мира уже много десятилетий издается серия сборников "Энциклопедия чудес". Такая книга вышла в Москве. Известны книга Р.Моуди "Жизнь после жизни" и "Жизнь после смерти" — американского хирурга, наблюдавшего людей в состоянии клинической смерти и после выхода из нее, фиксировавшего чудесные превращения людей Пока наука располагает на этот счет только гипотезами. На эту тему надо прочитать книги С.Гроффа "За пределами мозга" и др. ^ . а) Человеку свойственно стремление к культуре, нравственности, духовности. Чувственная сфере (курируемая правым полушарием) — это первая ступень познания окружающего мира, это информационный канал, соединяющий человеческую биосистему с Природой, Вселенной.— Это объективно. В связи с этим религия призвана интегрировать человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов. б) Восстанавливая разрушенные храмы и монастыри, люди находят это дело священным, видят в этом духовную пользу, обучаются добродетели. В целом церковный образ, включающий архитектуру храма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной красоты, способствуя привнесению ее в реальную жизнь.: Вопрос 4. СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ. ^ а) Что касается научного подхода к данному вопросу, то он решен и продолжает решаться биологией и другими науками б) Что касается религии, то в Библии описано сотворение мира но Слову Бога. Вея Земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это еще не было концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя Его. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворит его; мужчину и женщину сотворил; имя мужчины было Адам, женщины — Ева. ^ а) Религия выполняет роль защиты человека от враждебного ему социального начала. Религия — это узда, сдерживающая агрессивные инстинкты. б) Однако, подавление инстинктивных влечений по мнению австрийского психиатра З.Фрейда приводит к расстройству психики человека — неврозу. Поэтому религия рассматривается Фрейдом как одна из разновидностей коллективного невроза. Как известно невротическое состояние— это болезненное состояние психики человека. Находясь в этом состоянии, человек не способен адекватно воспринимать окружающий мир. Он попадает в мир иллюзий. Религию Фрейд квалифицирует как форму иллюзорного сознания. И в этом качестве религия играет положительную, для человека роль, освобождает его от страданий, выступает психотерапевтическим средством. "Благочестивый верующий, — считает З.Фрейд,— в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки персонального невроза". Таким образом в данной лекции мы рассмотрели ряд вопросов, с самых разных сторон раскрывающих основные моменты темы. ^ Темя: ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. План: 1.Богословский и научный подходы к проблеме происхождения религии.
Вопрос 1. БОГОСЛОВСКИЙ И НАУЧНЫЙ ПОДХОДЫ ^ 1. БОГОСЛОВСКАЯ ВЕРСИЯ И НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ. а) Богословско-теологический подход: Согласно этой-точке зрения человек был сотворен Ботом, изначально находился с ним в полоном единении, и в соответствии с Библией он "видел Бога лицом к липу". После грехопадения, совершенного первыми людьми — Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Однако, Бог не лишил человека своего подобия. Не утратив богоподобна, человек не утратил и способности хотя бы в слабой степени познать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия; б) Научный подход: —Для науки религия — важный составной элемент культуры;
— ученые утверждают, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный, но человечество само сформировалось в процессе эволюции: Следовательно, сформировалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры. ^ а) Условия появления донаучного знания: Ученые полагают, что способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Отсюда был сделан первый шаг ~ очеловечивание природы; Затем у каждого племени Возникают свои бога, свои почитаемые мифологические существа; Как считают исследователи этого вопроса, отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин "язычество": в отличий от духовного универсума христианской Европы в древности каждому особому языку (племени) соответствует своя система верований. 6) Виды донаучного знания: -Предания: Это греческое слово «передача» "преподавание". В религиях, ориентированных на письменные тексты (христианство, иудаизм, ислам), священное Предание понимается как способ передачи-религиозного учения в устной форме с помощью проповеди, обряда и т.п., существующей параллельно со священным Писанием. И Предание и Писание отражают откровение, причем Предание может считаться первичным по времени, но (иногда) вторичным по значению. Эти свойства могут разделяться: так, для Ветхого Завета различают первичное Предание, зафиксированное в Библии, и Предание позднего иудаизма, частично закрепленное Талмудом. В другом значении Предания представляют собой фольклорные тексты с установкой на достоверность и с факультативным (в отличие от легенды) присутствием элемента чудесного, тексты несакрального и несказочного характера. Установка на достоверность отражается в таких русских жанровых определениях, как "быль" и т.п. Иными словами Предание — это жанр "исторического" повествования. ^ как мифологические, натуралистические (о происхождении животных и растений), географические (о происхождении местностей, рельефа, топонимов, полезных ископаемых), семейные, исторические. В исторических преданиях, например, фантастический элемент, (отсутствие которого оказывается решающим жанровым признаком для других видов преданий) не разрушает границ жанра, и его наличие не делает Предание легендой. Будучи "историческим," жанром, Предание вносит архаические схемы и мифологизирующие "коррективы" не в господствующую религиозную систему (как легенда), а в представления о мировой истории. -Легенды: На латыни — это «то, что надлежит прочитать»; это группа фольклорных произведений, объединенных наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное. Легенды связаны преимущественно с персонажами священной истории (например, христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами) -в отличии от преданий, которые связаны с персонажами мирской историй, причем элемент чудесного в них не обязателен. В этом своем качестве легенды являются одним из средств перекодировки дохристианских представлений в христианских символах. В целом события легенды оказываются более поздними и менее ценными, чем евангельские. Примером христианской легенды является создание Богом земли, а дьяволом -гор; легенда о святом Николае Угоднике, защищающем пахаря от Ильи — пророка -Мифы: Прежде всего миф- это исторически первая форма культуры, способ человеческого бытия. В некотором смысле Миф вечен, мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Миф есть царство оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленное существо; животное и- это и животное (добыча) и священный дух; солнце - это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе„ но одновременно это и грозный Бог, дающий и плодородие и засуху. Отсюда можно сформулировать определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств веществ и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа. Вопрос 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ. ^ Тотемизм, анимизм (аниматизм), магия и фетишизм. а) Тотемизм: этот термин позаимствован из языка индейцев оджибве иобозначает "его род", то есть вера в сверхъестественное родство между группой людей и определенным видом материальных предметов, чаще все го животных, реже — растений и проч. Род носит имя какого-либо животного или растения: это его "тотем". Тотемизм — это религия раннеродового общества, он сыграл огромную роль в формировании этого общества. Одна из основных идей тотемизма - это перевоплощение умершего родственника обратно в тотемное животное. Это укрепляло, во-первых, культ мертвых предков и веру в их сверхъестественные возможности и, во-вторых, изменяло родовое отношение к тотему. б) Фетишизм: отдельным, предметам предписываются магические силы, способные влиять на ход событий и процессов. в) Анимизм: на латыни animus - дух, душа, вера в существование духов. Анимизм возник и развивался параллельно с тотемизмом. Появляется вера в переселение души и в существование загробного мира, забота об умерших, которые, считалось, помогают живым. г) Магические верования: Магия — это различные суеверные действия человека, нацеленные на сверхъестественное воздействие на предмет или явление. Магия возникла и существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом, с ее помощью пытались поддерживать воображаемые связи со сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тотемов Термин "магия" происходит от латинского magia и обозначает «колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов)». Современный исследователь религиозных представлений С.А.Токарев выделил следующие формы магических обрядов: контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апотропеитическую, вербальную магию. - ^ — это простейший способ передачи магической силы ют ее носителя ни объект воздействия. При этом носителями магической силы могут быть: неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер контакта различный: ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение рук колдуна. —^ . Магический акт направлен прямо на объект, но по причине его недосягаемости производится только начальное магическое действие. Его окончание представляется сверхъестественной силе. —^ -— это тип магии, в котором действие магической силы направлено не на сам объект, а на его заместителя, а затем через него — на сам объект. —^ — это когда магическое воздействие сверхъестественных сил направлено на подобный предмет или объект (кукла, имитирующая человекообъект). — ^ Магическое действие призвано отогнать, отпугнуть враждебные силы. Для этого применяются: ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии, пентакли и т.н. -^ — это защитные, очистительные действия (свечой, ладаном, окуриванием, постом и т.п.) против нежелательных сил, проникших в человеческое тело, жилище. —^ — заговоры, магические заклинания и т.п.; По целям воздействия магию можно подразделить на следующие виды: вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную, промысловую; метеорологическую и другие виды. -^ ) — это причинение колдовским, сверхъестественным способом вреда или порчи кому-либо.
вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение. —^ направлена на излечение или предохранение человека (его семьи) от различных заболеваний, отрицательных энергий и т.п.
^ Археологические раскопки показывают, что в племени существовала практика захоронения первобытных людей, при которой соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской — охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда — как полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, что в этот период истории можно говорить о существовании религии. Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия играли первоочередную роль. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. ^ Православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. а) Поклонение кресту.— один из важнейших элементов православного культа. Кресту приписывается магическая, спасительная сила. Крест как символ был принят христианской церковью в память о мученической смерти Иисуса Христа. б) Культ икон — живописных или рёльефных изображений Бога-Отца, Бога-Сына, «Бога Святого Духа, Троицы, Богоматери, святых, евангелистов имеет широкое распространение в православии. в) Культ святых — это поклонение лицам, которые вели благочестивую жизнь, совершили подвиги во славу Божию и после смерти были отмечены всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей. Святые — это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на Земле, к ним обращаются ё просьбами о земных делах. г) Святые мощи — это останки умерших, по Божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. д) Молитвы — это обращение верующего к Богу иди святым со своими просьбами, жалобами, благодарностью. Молитвы могут быть мысленные и изустные, выражающиеся в подобающем словесном обращении к Богу или святому. Молитвы могут быть индивидуальными или коллективными. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, вырабатывает послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности. ^ Эволюция ранних форм верований: Первобытный человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым и таинственным. Таким образом но мнению Л.Фейербаха, возникли все естественные религии. В понятие "естественные религии" Л. Фейербах включал все разнообразные верования первобытных людей, а также так называемые "языческие религии" - политеизм. Более глубокую .человеческую основу, по мнению Л. Фейербаха, имеют так называемые "Духовные религии", основанные на признании единого Бога —-монотеизм. В духовных религиях, считал Л. Фейербах, человек обоготворяет свою сущность как сущность человеческого рода вообще. ^ 1) Возникновение национально-государственных и мировых религий. Формирование государств означало становление националъно-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежность к данному государству. Одной из древнейших религий во II тысячелетии до Новой эры-была религия древних египтян. Она носила политеистический характер, большое место занимал заупокойный культ. В древней Месопотамии — шумерская религия также были политеистической. В этом регионе, периодически сменяя друг друга, образовались государства: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем. В середине III тысячелетия до Новой эры сложилась Индийская цивилизация — ее религией стал индуизм. На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии был в Китае — 4 формы национальной китайской религии: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм к конфуцианства. Религией еврейского народа был иудаизм, эта религия оказала большое влияние на формирование христианства. 2) Принятие христианства в Киевской Руси и его роль в укреплении государственности. Христианство в форме православного вероучения и культа официально было признано государственной религией Киевской Руси в 988 году. Конкретным "актом принятия православия явилось знаменитое Крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром. Правящие слой тогдашнего - русского общества осознали необходимость принятия новой цивилизованной формы религии, для того., чтобы обрести идейное единство с Византией и Западной Европой. Это единство благоприятствовало развитию контактов с цивилизованным миром, торговле, заключению военных союзов, а значит укреплению государства. г Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели богословский и научный: подходы к проблеме происхождения религии, первоначальные формы религиозных верований, их эволюцию), а также национально-государственные и мировые религии: ![]() ![]() ![]() ![]() ^ |
![]() | Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009... | ![]() | Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009... |
![]() | ![]() | В. Н. Александровская Э. Ф. Смеричевский, В. А. Кречетова. Политология: учебное пособие – Донецк: Доннму, 2009. – 94 с | |
![]() | Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009... | ![]() | Квалификация и навыки: историк, преподаватель истории и обществоведения, юрист (правоведение), религиоведение |
![]() | Введение в религиоведение. Теория, история и современные религии: Курс лекций. Учеб пособие для студ, вузов | ![]() | Понятия креационизма, провиденциализма, телеологии, теодицеи, сакрализации, секуляризации |
![]() | Начало городу положила Александровская крепость, заложенная в 1770 г. Долгое время это был маленький захолустный городок, затерявшийся... | ![]() | Остапенко А. А. Педагогические антиномии протоиерея Бориса Ничипорова / Учёные записки огу. Т. IV. Религиоведение. Выпуск Орёл: Изд-во... |