Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции




Скачать 212.17 Kb.
НазваниеСудьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции
Дата публикации02.05.2013
Размер212.17 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы


Губарев В.К. Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб. материалов научной конференции, посвященной 25-летию Клуба Морских исследований «Айас». 14-16 мая 2010 г. – Ереван: КМИ «Айас»; Ин-т истории НАН РА, 2011. – С. 72-83 (на армян. яз.); С. 244-254 (на русс. яз.).
СУДЬБА КАПИТАНА КИДДА И ЕГО ПРИЗА «КЕДАХ МЁРЧЕНТ»

В.К. Губарев, канд. ист. наук

Донецкий национальный технический университет
Уильям Кидд вошел в историю как один из самых знаменитых пиратов конца XVII в. О нем написано немало книг, десятки статей, сняты фильмы. И все же многие страницы его жизни и деятельности до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Считается, что Кидд родился ок. 1645 г. в Гриноке (на западе Шотландии) в семье пресвитерианского пастора [19, p. 27]. Согласно другим данным, Кидд родился 22 января 1654 г. в Данди (на востоке Шотландии) в семье капитана Джона Кидда и Бесси Батчарт [22; 23]. Очевидно, он долго плавал простым матросом на торговых и приватирских судах. В 1688 г. у южного побережья Эспаньолы (Гаити) он с небольшой группой англичан присоединился к ватаге французских флибустьеров, но в 1689 г., с началом войны между Англией и Францией, англичане захватили у своих французских коллег  20-пушечный корабль, названный ими «Блессед Уильям», и увели его на остров Невис. Губернатор Британских Подветренных островов присоединил «Блессед Уильям» к эскадре Томаса Хьютсона. В декабре 1689 г. в составе этой эскадры капитан Кидд участвовал в набеге на остров Мари-Галант. В начале 1690 г. французская колония на острове была разграблена, а плантации сахарного тростника сожжены. Следующая экспедиция была предпринята против острова Сен-Мартен, где англичане выдержали бой с флотилией французского корсара Жана-Батиста Дюкасса [15, pp. 157-160; 19, pp. 29-30].

Когда Кидд вернулся на Невис, его доля добычи составила 2000 ф. ст. Команда, недовольная итогами дележа, покинула Кидда, прихватив с собой корабль и деньги. Новым вожаком был избран Уильям Мейсон; в числе мятежников были также Сэмюэл Бёрджесс и Роберт Каллифорд.

Кидд недолго прозябал на берегу. Вскоре он получил под свое командование французский приз, переименованный в «Антигуа», и, покинув Вест-Индию, отправился в Северную Америку. Обосновавшись в Нью-Йорке, он в марте 1691 г. помог властям подавить восстание Джекоба Лейслера и за это был премирован суммой в 150 ф. ст. [14, p. 9]. 16 мая того же года он женился на Саре Брэдли Кокс Оорт.

В 1691-1694 гг. Кидд жил в Нью-Йорке, занимаясь торговлей и каперством против французов, а в 1695 г. отправился на «Антигуа» в Лондон. Здесь он встретился со своим приятелем, предпринимателем из Нью-Йорка Робертом Ливингстоном. С помощью последнего Кидд надеялся раздобыть королевский патент на корсарский промысел, но неожиданно оказался втянутым в одну из самых скандальных авантюр конца XVII в. Ливингстон познакомил его с Ричардом Кутом, графом Белломонтом, который должен был занять пост губернатора Массачусетса и Нью-Йорка. Сообща они разработали план борьбы с североамериканскими пиратами, ходившими на промысел в Индийский океан, рассчитывая поживиться за счет конфискации пиратской добычи. Ливингстон и Кидд заверили Белломонта, что возьмут на себя пятую часть расходов, связанных со снаряжением экспедиции, после чего граф добился одобрения проекта у короля Вильгельма III. Тайную поддержку проекту оказали лидеры партии вигов (так называемая Хунта) в лице государственного секретаря герцога Шрусбери, лорда-хранителя Большой печати Англии лорда Сомерса, казначея военно-морского флота графа Орфорда и влиятельного политика графа Ромни [14, pp. 106-115]. Лорды брали на себя 4/5 всех расходов на экспедицию и получили в Адмиралтействе каперское свидетельство для действий против французов, датированное 11 декабря 1695 г. [19, p. 53]. Второй патент, датированный 26 января 1696 г., давал капитану Кидду право охотиться на Томаса Тью, Джона Айрленда, Томаса Уэйка, Уильяма Мэйса и других пиратов из североамериканских колоний [8, pp. 66-68; 16, pp. 229-238].

Кидд получил под свое командование 34-пушечную галеру-фрегат «Эдвенчер гэлли» («Галера Приключение») водоизмещением 287 тонн. Набрав команду, он в конце февраля 1696 г. снялся с якоря. 10 апреля «Эдвенчер» достиг Даунса, затем сделал короткую остановку в Плимуте, откуда отправился через Атлантику в Нью-Йорк. В конце мая добычей Кидда стало французское рыболовное судно, промышлявшее в районе Большой Ньюфаундлендской банки [9, pp. 205-206; 12, p. 34].

В Нью-Йорке Кидд довел численность команды до 152 человек, набил трюмы корабля провиантом и, простившись с женой и дочкой, 6 сентября вышел в открытое море. Там 10 сентября с командой был подписан стандартный договор [5, pp. 199-200]. Посетив Мадейру и острова Зеленого Мыса, «Эдвенчер» пересек экватор и в водах Южной Атлантики 12 декабря 1696 г. повстречал английскую эскадру под командованием коммодора Томаса Уоррена. Эта эскадра конвоировала флот Ост-Индской компании, но из-за цинги потеряла половину личного состава. Уоррен, проверив документы Кидда, предложил последнему сопровождать его до мыса Доброй Надежды и отдать ему 30 человек. Кидд вначале проявил покорность, но через неделю, во время мертвого штиля, «Эдвенчер» на веслах ушел от эскадры в восточном направлении [9, p. 192, 206; 11, p. 25]. Данное происшествие испортило репутацию Кидда - возникло подозрение, что он был пиратом. Когда Уоррен прибыл в Капстад, о его подозрениях узнали представители голландской колониальной администрации и капитаны пяти судов английской Ост-Индской компании.

Тем временем «Эдвенчер» обогнул мыс Доброй Надежды и 27 января 1697 г. прибыл на Мадагаскар, в бухту Тулеара, где команда отдохнула и пополнила запасы воды и провизии. Вскоре сюда же пришел невольничий шлюп «Лойял Рассел» с Барбадоса, менявший ром, сахар, порох и свинец на рабов. Моряки со шлюпа сообщили Кидду, что в Капстаде о нем распространяют слухи, как о пирате.

В конце февраля «Эдвенчер» в сопровождении «Лойял Рассела» отплыл на север, к Коморским островам. Здесь корсары встретили корабль английской Ост-Индской компании «Сидни» и принадлежавший контрабандистам корабль «Скарборо». Все вместе они стали на якорь у острова Анжуан. Через некоторое время на рейде появились еще два судна – «Ист Индиа мерчент» и «Мадрас мерчент». Кидд с удивлением обнаружил, что капитаны торговых судов боятся его [19, p. 90]. Не захватив еще ни одного корабля, он уже приобрел дурную славу.

2 апреля «Эдвенчер» и «Лойял Рассел» ушли с Анжуана к острову Мохели, где Кидд решил кренговать свой корабль. Во время стоянки на Мохели среди моряков распространилась какая-то загадочная болезнь, унесшая в могилу 30 человек. Чтобы пополнить команду, Кидд сманил к себе несколько матросов с «Лойял Рассела», затем, вернувшись на Анжуан, завербовал еще некоторое количество английских и французских дезертиров, в том числе пять моряков с «Ист Индиа мерчент». Дальнейшие его действия показали, что он не собирался охотиться за морскими разбойниками. Вместо того чтобы идти к главной пиратской базе - острову Сент-Мари, лежащему у восточного побережья Мадагаскара, - Кидд взял курс на Красное море. Его целью был богатый флот мавров, ежегодно перевозивший паломников-мусульман к святым местам и обратно. Трудно сказать, знали ли об этих планах лорд Белломонт и члены Хунты. Возможно, Кидд решил действовать на свой страх и риск, полагая, что в случае успеха предприятия он сможет откупиться от любых обвинений в пиратстве (тем более что нападение планировалось не на английские суда, а на корабли мавров).

Подгоняемый юго-западным муссоном, «Эдвенчер» миновал Занзибар, Момбасу, Могадишо и, обогнув мыс Гвардафуй, повернул к Баб-эль-Мандебскому проливу, соединяющему Аденский залив с Красным морем. В августе он бросил якорь в бухте на южной стороне острова Перим. Все корабли, идущие в Красное море и обратно, должны проходить мимо этого острова. Кидд разместил часть своих людей на Сигнальном холме, расположенном в западной части бухты, в то время как квартирмейстер Джон Уокер отправился с пинассой на север, к порту Моха. Там он обнаружил флотилию мавров, состоявшую из 17 судов [9, p. 194; 18, p. 122]. По всему было видно, что флотилия готовится к отплытию. Однако от внимания разведчиков ускользнул тот факт, что суда мавров охраняют три корабля европейцев - 36-пушечный фрегат «Септер» английской Ост-Индской компании и два небольших голландских фрегата.

11 августа 1697 г. суда с паломниками покинули рейд Мохи и направились к выходу из Красного моря. Ночью 14 августа они достигли острова Перим, а на рассвете обнаружили идущий к ним корабль Кидда. На грот-мачте «Эдвенчера» развевался не королевский вымпел (которым он пользовался до этого момента), а кроваво-красный флаг пиратов. Капи­тан «Септера» Эдвард Барлоу поднял на мачте флаг Ост-Индской компании и решительно двинулся наперерез «Эдвенчер», стараясь не подпустить его к торговым судам. Пушки «Септера» открыли огонь по пиратам, для которых встреча с тремя вооруженными европейскими фрегатами оказалась полной неожиданностью [9, p. 198; 18, pp. 123-124]. Нервы Кидда не выдержали. Не отважившись вступить в бой с «Септером», он, отстреливаясь, позорно бежал. В поисках добычи Кидд проследовал к Малабарскому берегу Индии и там захватил небольшое английское судно из Бомбея. Люди Кидда избили пленных моряков, забрали у них продовольствие и сотню пиастров в звонкой монете, а капитана Томаса Паркера решили ис­пользовать в качестве лоцмана [1, с. 159; 19, pp. 99-100].

3 сентября «Эдвенчер» зашел в порт Карвар за водой и провизией. Здесь Кидд встретил своего старого корабельного товарища Уильяма Мейсона, с которым он плавал в Вест-Индии на «Блессед Уильяме» и который участвовал в заговоре против него [18, p. 125]. Мейсон больше не шлялся по морям в поисках добычи. Он нанялся на службу в Ост-Индскую ком­панию и в Карваре вел переговоры с Киддом от имени компании.

Пока «Эдвенчер» стоял в гавани, около десяти человек, недовольных ходом плавания, ухитрились сбежать с корабля [3, p. 370; 9, pp. 194-195]. Они рассказали агентам компании о невыносимой атмосфере, царившей на борту «Эдвенчера», и о скверном характере самого Кидда, часто хватавшегося за пистолеты и угрожавшего вышибить мозги любому, кто осмелится ему перечить.

12 сентября в море показались паруса двух португальских кораблей, вооруженных соответственно 22 и 44 пушками. Они были отправлены из Гоа вице-королем Португальской Ост-Индии, получившим сведения о нахождении у Малабарского берега пиратского судна. Кидд решил спасаться бегством, но, увидев, что меньший португальский корабль находится на большом расстоянии от своего напарника, вернулся и открыл по нему артиллерийский огонь. В результате перестрелки 22-пушечный португальский фрегат был сильно поврежден; «Эдвенчер» тоже получил несколько пробоин и потерял ранеными десяток матросов [9, p. 207; 19, p. 103]. Второй португальский корабль отбуксировал своего искалеченного товарища в Карвар, а Кидд продолжил крейсерство в индийских водах. 4 октября он зашел в гавань Каликута. Томас Пеннинг, представлявший интересы Ост-индской компании в этом городе, был не на шутку встревожен и отправил к борту «Эдвенчера» шлюпку со своими людьми, однако квартирмейстер Уокер не позволил им подняться на палубу. Спустившись в шлюпку, он сам отправился на берег, где показал Пеннингу королевский патент на право преследования пиратов и заявил, что люда Кидда занимаются лишь выполнением этой мисси. Пополнив в Каликуте запасы провизии, «Эдвенчер» снова вышел в море.

Спустя короткое время Кидд задержал английский корабль «Сенкфул», которым командовал капитан Чарлз Перрин. Последний был допрошен, причем единственное, что интересовало Кидда - это богатый «корабль мавров», плававший где-то в окрестных водах. Так как Перрин ничего не слышал об этом корабле, Кидд отпустил его [18, p. 128].

От берегов Индостана «Эдвенчер» пошел к Лаккадивским островам. Там команда кренговала судно и вступила в конфликт с местными жителями. Туземцы убили корабельного медника, а люди Кидда в отместку разорили их деревню.

В море пираты перехватили английское судно «Лойял кэптен», капитан которого, некто Хау, прибыл на борт «Эдвенчера» и имел беседу с Киддом. Две трети команды «Эдвенчера» голосовали за то, чтобы ограбить задержанный парусник, но Кидд воспротивился этому, не желая вступать в конфликт с Ост-Индской компанией. Он отпустил капитана Хау, чем весьма разозлил своих людей [9, p. 207-208; 19, p. 105]. Когда на горизонте появился корабль под голландским флагом, команда готова была атаковать его. Вызов капитану осмелился бросить бомбардир Уильям Мур, подбивавший других перейти к активным действиям. Кидд вышел из каюты и обвинил Мура в подстрекательстве, назвав его «вшивой собакой». Бом­бардир тут же ответил: «Если я - вшивая собака, то это вы сделали меня таким. Вы довели до разорения меня и многих других». Кидд был вне себя от гнева. «Я разорил тебя, собака?» - прорычал он, схватил с палубы деревянное ведро и со всей силы ударил им бомбардира по голове. Мур упал со словами: «Прощайте, прощайте! Капитан Кидд прикончил меня!» [2, с. 546; 18, p. 130; 19, p. 106].

Корабельный хирург отволок раненого в кубрик, где на следующий день, 31 октября 1697 г., бомбардир умер от кровоизлияния в мозг. Кидд, узнав о смерти Мура, хладнокровно заметил, что влиятельные друзья в Англии помогут ему избежать наказания.

Спустя четыре дня, 3 ноября, «Эдвенчер» зашел в порт Телличери, где столкнулся с двумя кораблями Ост-индской компании – «Септером» и «Ист Индиа мерчентом». Около пятнадцати минут суда стояли друг против друга, ничего не предпринимая; затем пушки береговой батареи открыли огонь по кораблю Кидда. Подняв на мачтах французские флаги, Кидд дал несколько ответных залпов, после чего бежал в открытое море.

Наконец удача улыбнулась Кидду и его команде — на горизонте был замечен корабль «Руппарель» (200 тонн) под французским флагом. Держа на своих мачтах французские флаги, «Эдвенчер» приблизился к жертве и выстрелил несколько раз, требуя, чтобы незнакомец остановился. «Руппарель» оказался голландским судном, его капитан, Михел Дикерс, был голландцем, и команда наполовину состояла из голландцев. Но, прибыв в каюту Кидда, капитан Дикерс представил французский паспорт. «Слава Богу, я вас поймал! — радостно воскликнул Кидд. - Вы - честный трофей!». Каперское свидетельство давало ему право объявить «Руппарель» законным призом [9, p. 208; 12, p. 52; 18, pp. 131-132; 19, p. 107]. Переименовав захваченный корабль в «Новембер», пираты отвели его в порт Каликвилон, продали груз местному купцу Гиллэму Гандаману, а вырученные деньги разделили в соответствии с пиратским обычаем.

В конце декабря Кидд захватил кеч с сахаром и кофе, ограбил его и снова занялся поисками добычи. Через две недели жертвой пиратов стал португальский корабль, перевозивший рис, железо, масло и одежду.

Наибольший успех выпал на долю Кидда 30 января 1698 г., когда он встретился с большим 10-пушечным кораблем «Кедах мёрчент» («Кедахский купец», водоизмещение от 400 до 500 тонн), принадлежавшим группе армянских купцов [9, p. 209; 13, p. 11; 18, pp. 133-135]. Это судно вышло в рейс из Сурата, имея на борту груз полотна. Груз, по разным оценкам, стоил от 200 тысяч до 400 тысяч рупий. Владельцем примерно 500 тюков полотна был Муклис-хан – главный советник индийского императора Аурангзеба. Командовал судном английский капитан Джон Райт. Продав свои товары в Бенгалии, купцы приобрели на вырученные деньги 1200 тюков муслина и коленкора, 1400 мешков сахарного песка, 84 тюка шелка-сырца, 80 ящиков опиума, а также железо и селитру [20, p. 133]. Возвращаясь домой без эскорта, «Кедах мёрчент» обогнул южную оконечность Индии и двинулся на север. На траверзе Кочина дорогу ему неожиданно преградили два корабля под французскими флагами. Это были «Эдвенчер гэлли» и «Новембер». И тут капитан Райт допустил грубейшую ошибку. Он поднял на мачте французский флаг и отправил вместо себя на борт «Эдвенчера» французского пушкаря с французским же паспортом. Пушкарю не удалось убедить компаньона Кидда, француза Ле Руа, в том, что он является капитаном задержанного корабля, и Райт, отказавшись от попытки оказать вооруженное сопротивление, вынужден был лично прибыть на борт фрегата. Здесь ему объявили, что находящееся под его командованием судно становится «законным призом» англичан [12, pp. 56-57].

Как только Кидд поднялся на борт «Кедах мерчента», к нему подошел суперкарго Коджи Бабба – один из армянских купцов. Он предложил капитану «Эдвенчера» 20 тыс. рупий, надеясь таким образом откупиться от пирата. Но Кидд счел эту сумму мизерной. Деньги, найденные на борту приза, тут же перекочевали на английский фрегат. Затем, желая побыстрей сбыть трофейные товары, Кидд отправился в Каликвилон. Там удалось продать большую часть груза. Выручка составила от 7 до 10 тыс. ф. ст. [7, p. 545]. На каждого пришлось по 200 рупий. Кроме того, члены команды могли претендовать на нераспроданные тюки с товарами, сброшенные пока что в трюм [19, p. 108].

Когда весть о захвате «Кедаха» достигла Сурата, толпа возмущенных жителей осадила фактории европейских Ост-Индских компаний. В конце года в Сурат были отправлены строжайшие приказы императора закрыть фактории англичан, французов и голландцев до тех пор, пока они не компенсируют владельцам судна и грузов их потери и не организуют надежную охрану торговых судов. Позже французам и голландцам удалось доказать местным властям, что они не причастны к пиратским акциям на море, и, откупившись от индийских чиновников крупными взятками, они получили свободу. Английская же фактория по-прежнему была блокирована.

В начале февраля 1698 г., продвигаясь в южном направлении, Кидд продолжал высматривать новые призы. Ему удалось захватить еще одно небольшое португальское судно, которое он оставил при себе в качестве эскорта. Теперь под командованием Кидда находилась целая флотилия: «Эдвенчер» буксировал за собой «Кедах мерчент»; «Новембер» взял на буксир португальский приз.

Однажды вечером впередсмотрящий заметил в море пять кораблей, однако сгустившиеся сумерки не позволили корсарам определить их принадлежность. Когда взошло солнце, возле «Эдвенчера» оказался один – наибольший – из замеченных накануне парусников. Это был корабль английской Ост-Индской компании «Доррил». Его сопровождали небольшое компанейское судно «Блессинг», два больших голландских и одно португальское судно. Кидд решил, что эта флотилия собирается напасть на него и, не рискнув вступить в бой, отвернул в сторону. Команда «Новембера» с перепугу бросила португальский приз, который был перехвачен «Доррилом».

Последней резонансной акцией Кидда у Малабарского берега стала погоня за кораблем Ост-Индской компании «Седжвик», которым командовал капитан Уоттс. Кидд преследовал его три дня, но, в конце концов, упустил добычу [11, p. 27; 19, p. 109].

Перед тем как покинуть воды Индостана, Кидд взял на абордаж индийский кеч и забрал с него всю провизию и запас питьевой воды. Учитывая, что «Эдвенчер гэлли» протекал, а команда не хотела денно и нощно работать на помпах, с кеча забрали также большую группу индийских моряков-ласкаров.

Капитанам Райту и Паркеру, томившимся в плену на борту «Эдвенчера», было разрешено пересесть на ограбленное судно и уйти в ближайшую английскую факторию. В качестве штурмана, который должен был провести пиратские суда через Индийский океан, к Мадагаскару, Кидд решил использовать бывшего капитана «Руппареля» Дикерса.

В начале апреля 1698 г. Кидд появился близ острова Нуси-Бураха, который в колониальную эпоху назывался Сент-Мари. Последний расположен в семи километрах от восточного побережья Мадагаскара, имеет площадь около 200 квадратных километров, длину – с юга на север - 63 километра, среднюю ширину – 5 километров. Наиболее удобная якорная стоянка находится на западном побережье, возле нынешнего города Амбудифутутра. Именно здесь, в глубине укромной бухты с узким входом, в описываемую эпоху находилось убежище пиратов. Согласно различным документальным свидетельствам, это убежище перед приходом Кидда представляло собой довольно убогое поселение, окруженное палисадом и защищаемое лишь парой пушек. «Губернатором» его считался торговец невольниками Эдвард Уэлш.

Капитан Кидд прибыл на Сент-Мари с двумя кораблями – «Эдвенчером» и «Новембером». Что касается «Кедах мерчента», переименованного в «Эдвенчер прайз» («Приз «Эдвенчера»») и переданного под командование Джорджа Боллена, то он отбился от флотилии и смог достичь побережья Мадагаскара лишь в мае [19, p. 116].

Два корабля обогнули северную оконечность острова и, используя попутное течение, вскоре достигли пиратской гавани. Островок Мадам, расположенный на входе в бухту, оставлял лишь один узкий проход на внутренний рейд. Когда «Эдвенчер гэлли» приблизился к северному каналу, люди заметили вооруженный корабль, пушки которого были нацелены на вход в гавань.

Спустя короткое время к борту галеры-фрегата подошло каноэ, полное вооруженных головорезов. Поднявшись на верхнюю палубу, они приветствовали капитана Кидда и его команду громкими криками. Кидд увидел среди них немало старых знакомых, с которыми он когда-то скитался по антильским морям. Самым поразительным было то, что гости прекрасно знали о репрессальном поручении Кидда, но при этом не выразили никакого страха перед «грозным охотником на пиратов». Желая уверить старых товарищей в своем миролюбии, Кидд заявил им, что он такой же грешник, как и они [22, с. 163].

Гости пригласили командира «Эдвенчера» к себе на корабль, называвшийся «Резолюшн». При этом они намекнули, что там его ожидает сюрприз. Действительно, едва Кидд поднялся на борт пиратского корабля, ему навстречу вышел Роберт Каллифорд – тот самый Каллифорд, который в 1689 г. участвовал вместе с Уильямом Мейсоном и Сэмюэлом Бриджесом в заговоре против него! Теперь он был капитаном на «Резолюшне».

После нескольких кубков ромового пунша старые корабельные товарищи согласились с мудрым изречением «кто старое помянет, тому глаз вон» и поклялись быть добрыми компаньонами. Кидд заверил Каллифорда: «Я скорее предпочту, чтобы моя душа изжарилась в адском огне, чем нанесу вам какой-либо вред» [18, p. 146]. После таких заверений Каллифорд на «Эдвенчер гэлли» и провел фрегат и его приз по узкому фарватеру в гавань.

В мае, как уже отмечалось, на Сент-Мари прибыл «Эдвенчер прайз» (бывший «Кедах мерчент»). Воссоединившись, команда Кидда тут же потребовала провести окончательный раздел добычи. Кроме денег, каждому досталось также по три-четыре тюка тканей (в основном ситец, муслин и шелк). Эти ткани пираты тут же отвезли на берег в дом Эдварда Уэлша, где обменяли их на спиртное и продовольствие.

Кое-кто из матросов был недоволен тем, что Кидд получил сорок долей. На обычном пиратском судне капитан мог рассчитывать лишь на две или три доли. Однако командир «Эдвенчера» напомнил смутьянам, что таковы были условия соглашения, под которыми все они подписались перед началом плавания. Тогда большая часть недовольных отправилась на борт «Новембера», забрала с него все, что представляло собой хоть какую-то ценность, а затем затопила его.

Пока что никто из возмутителей спокойствия не отважился напасть на Кидда – то ли боялись его кулаков, то ли не смогли выбрать удачный момент для расправы над капитаном. Позже сам Кидд описал случай, когда ему удалось избежать покушения на его жизнь. Он забаррикадировался в своей каюте, свалив под дверью тюки с полотном, и приготовил «40 единиц ручного оружия, не считая заряженных пистолетов» [19, p. 119].

Пока корабли стояли в гавани Сент-Мари, пираты проводили время в попойках, азартных играх и развлечениях с рабынями-наложницами. Тем временем членам команды необходимо было решить, что делать дальше: возвращаться домой, остаться жить на острове или перейти на корабль Каллифорда, чтобы продолжить охоту за призами? Поскольку большая часть людей была недовольна итогами крейсерства и размером полученной доли добычи, они предпочли записаться в команду Каллифорда. В итоге в начале июня 1698 г. 96 человек покинули Кидда и перешли на «Резолюшн», снарядившийся для нового пиратского вояжа [18, p. 150].

Из различных документов известно, что Кидд подарил Каллифорду якорь и четыре больших пушки, после чего тот поднял паруса и взял курс на Коморские острова.

Оставшись на Сент-Мари с двумя десятками людей, Уильям Кидд не долго раздумывал над тем, что делать дальше. Он решил вернуться в Нью-Йорк, предоставить графу Белломонту отредактированный отчет об экспедиции и удовлетворить инвесторов. В своем отчете капитан упомянул только о двух легальных призах, опустив информацию обо всех своих пиратских акциях, а заодно обвинил своих людей в неповиновении, покушении на его жизнь и имущество и краже корабельного журнала – единственного документального источника, по которому можно было проследить весь ход плавания [9, p. 210]. Журнал, скорее всего, был уничтожен самим Киддом, чтобы затруднить следствию восстановление всех подробностей его похождений. Прежде, чем покинуть Сент-Мари, капитан договорился с оставшимися у него людьми о том, что им следует говорить в случае ареста и допросов. Согласованность в показаниях под присягой должна была оградить их от обвинения в морском разбое и осуждения на смертную казнь.

Поскольку «Эдвенчер гэлли» пришел в негодность и ремонтировать его было некому, Кидд решил избавиться от него. Корабль был выброшен на прибрежную отмель и сожжен. Домой капитан решил возвращаться на трофейном «Кедах мерченте».

Дата ухода капитана Кидда с острова Сент-Мари до сих пор остается загадкой. В одном из свидетельских показаний содержится намек на то, что это случилось через пять месяцев после ухода оттуда судна Каллифорда. Если принять данную информацию на веру, то Кидд должен был сняться с якоря в ноябре 1696 г. Поскольку в Вест-Индии он появился в апреле 1699 г., его плавание к мысу Доброй Надежды, а затем через Атлантику следует признать довольно медленным. Объяснить данный факт можно конструктивными особенностями «Кедах мерчента» и малочисленностью его экипажа. Из тринадцати моряков, оставшихся у Кидда от старой команды, большинство были молодыми людьми (например, юнги Роберт Лэмли и Ричард Барликорн, деверь капитана Сэмюэл Брэдли). Кроме того, судно могло быть перегруженным: перед затоплением «Эдвенчера» Кидд велел перетащить его дорогостоящие пушки на борт «Кедаха», где их сложили в трюме в виде балласта.

В начале апреля 1699 г. «Кедах мерчент» подошел к карибскому острову Ангилья [9, p. 211]. Выбор Ангильи в качестве места стоянки был обусловлен всё тем же желанием капитана избегать тех районов, где власти могли применить против него силу и арестовать его. «Кедах мерчент» простоял на рейде острова лишь четыре часа [4, pp. 228-229]. Здесь Кидд взял на борт немного свежей воды и провианта и узнал крайне неприятные для него новости: правительство прислало во все американские колонии предостережение, датированное 23 ноября 1698 г. В нем Уильям Кидд был объявлен пиратом. Колониальным властям предписывалось держать ухо востро, не предоставлять Кидду амнистии и задержать его при первой же возможности [12, pp. 63-64].

Это был удар ниже пояса. Кидд теперь точно знал, какой прием ожидает его в любой британской колонии, в том числе в Нью-Йорке. Чтобы собраться с мыслями, а заодно пополнить запасы провизии, он решил идти в датскую колонию на острове Сент-Томас. Среди флибустьеров и контрабандистов Сент-Томас всегда пользовался репутацией «вольного порта», где можно было укрыться от преследования и сбыть добычу или нелегальные товары.

6 апреля «Кедах мерчент» подошел к гавани Сент-Томаса, и капитан тут же отправил на берег запрос губернатору Йохану Лоренцу на разрешение войти в порт. Такое разрешение было дано. Тогда Кидд послал губернатору второй запрос: нельзя ли ему получить защиту со стороны датских властей в случае его преследования английскими военными кораблями? На это Лоренц, не желавший обострять отношения с англичанами, ответил отказом. Кидд не унимался и повторил свою просьбу: он просил протекции только на время отправки сообщения графу Белломонту и получения от него ответного письма. Однако датский губернатор снова прислал отрицательный ответ [9, p. 234]. Дальнейшее пребывание «Кедаха» в гавани Сент-Томаса становилось опасным – после появления Кидда на Ангилье информация о нем могла быстро достичь других английских колоний, власти которых обязаны были принять энергичные меры по поимке пирата (губернатор острова Невис действительно отправил в сторону Пуэрто-Рико военный фрегат «Куинсборо» с приказом найти и арестовать Кидда) [4, p. 229].

Через два дня «Кедах мерчент» снялся с якоря и покинул Сент-Томас; на берегу остались только пять членов команды, в том числе деверь Кидда Сэмюэл Брэдли [9, p. 211]. От Сент-Томаса Кидд пошел к острову Мона, лежащему посреди одноименного пролива между Пуэрто-Рико и Гаити. Там он хотел избавиться от части призовых товаров.

На пути к Моне Кидд повстречал шлюп «Сан Антонио». Этот шлюп принадлежал Генри Болтону – человеку ловкому и нечистому на руку, который, будучи сборщиком таможенных пошлин на Британских Подветренных островах, прикарманивал правительственные деньги и использовал их для ведения приватной торговли на Антигуа. Шкипером шлюпа был Сэмюэл Вуд. Направляясь на Пуэрто-Рико с партией свиней, Болтон согласился продать голодающему экипажу Кидда двадцать из них. Кидд спросил у него, не мог бы он найти покупателей для его муслина и ситца, а также продать ему шлюп, ибо «Кедах» едва держался на плаву. Болтон пообещал выполнить обе его просьбы. Купцов, готовых купить у пирата его товары, он решил поискать в голландской колонии на Кюрасао [9, pp. 245-246].

После того, как Болтон ушел, к Моне случайно подошли два судна – французское и голландское, шкиперы которых согласились купить у Кидда часть груза. Тем временем Болтон достиг Кюрасао, где связался с двумя старыми знакомыми Кидда, Джоном Стоунхаусом и Уолтером Грибблом (или Крибблом). Они могли быть либо старыми флибустьерскими приятелями нашего героя, либо еще более ранними его торговыми партнерами (Нью-Йорк в ту эпоху постоянно поддерживал контрабандные связи с Кюрасао).

Еще до того, как потенциальные покупатели прибыли на рандеву, «Кедах мерчент» попал в шторм и лишился своих якорей. Перемещаясь в западном направлении, команда провела судно в залив Саона, где Кидд завел его в устье реки Игуэй на островке Санта-Каталина и принайтовил его к деревьям на речной отмели. Он прятался теперь у берегов принадлежавшего испанцам острова Эспаньола. Там-то его и нашли суда с Кюрасао, которые прибыли примерно через десять дней после расставания Кидда с Болтоном; их могло быть не меньше пяти. Тюки с тканями перетащили на борт шлюпов. Болтон и его компаньон ирландец Уильям Бёрк (или Бёрт) купили основную часть тюков, и когда они были погружены на бригантину Бёрка, приписанную к Барбадосу, Болтон продал Кидду свой шлюп «Сан Антонио» [4, pp. 461-462; 9, p. 247; 10, pp. 456-457]. В отчете, записанном со слов самого Кидда, указано, что он «торговал с мистером Генри Болтоном с Антигуа и мистером Уильямом Бёртом с Кюрасао», выручив сумму в 11 200 пиастров, из коей он приобрел шлюп «Сан Антонио» стоимостью в 3000 пиастров и 4200 пиастров векселями, выписанными Болтоном и Бёртом на имя мессиров Гэбрила (Уолтера Гриббла) и Лемонта (Уильяма Ламонта), купцов с Кюрасао [9, p. 212].

Больше всего тканей приобрел Бёрк, который, купив 130 тюков, отправился с ними на Сент-Томас. Там он поместил их на складе Бранденбургской компании, немецкой торговой фирмы, пользовавшейся правом экстерриториальности и являвшейся недосягаемой для губернатора Лоренца.

Нельзя точно определить, сколько Кидд и его люди выручили от продажи индийских тканей. Подсчеты разных лиц дают суммы от 1200 ф. ст. и 2000 пиастров до 16 000 ф. ст. [9, p. 249; 19, p. 167]. Болтон и еще 18 человек с различных судов согласились остаться на «Кедахе» и ждать два месяца, пока Кидд или его друзья не вернутся из Нью-Йорка за остатком товаров. В то же время Болтон получил от Кидда полномочие продать остаток груза при первой подвернувшейся возможности. Пересев на купленный шлюп, Кидд ушел в сторону Флоридского пролива.

Болтон и его команда оставались на «Кедахе» несколько недель, пока шлюпы контрабандистов не вернулись с Кюрасао. Затем, прихватив остатки товара, они покинули судно. Болтон вновь отправился на Кюрасао, после чего собрался плыть в Африку на новом корабле «Сихорс»; но он не ушел далеко. Власти узнали о его торговле с Киддом и следили за ним. В конце концов, капитан Легг с военного корабля «Фауи» задержал его и отправил в Англию как «известного преступника».

«Кедах мерчент» нашел свою гибель там, где был оставлен – на острове Санта-Каталина. По одной версии, его обнаружили и сожгли испанцы с Эспаньолы, по другой – это сделали люди Болтона по распоряжению самого Кидда. По данным Дж. Эббота, на борту корабля находилось 30 пушек, а в трюмах – еще 20 [12, p. 78].

В июне того же года «Сан Антонио» прибыл в залив Делавэр, затем бросил якорь в гавани Ойстер Понд-бей близ Нью-Йорка, где Кидда встретили жена и дочm. Кидд надеялся, что его покровитель лорд Белломонт, бывший в то время губернатором Нью-Йорка и Массачусетса, поможет ему избежать обвинения в пиратстве, но он обманулся в своих ожиданиях. Следуя указаниям из Лондона, Белломонт велел арестовать капитана и отправить в Бостонскую тюрьму, где он содержался под стражей до февраля 1700 г. [19, pp.182, 192]. Затем из Англии прибыл корабль «Эдвайс», и его капитан Роберт Винн забрал Кидда на борт, чтобы доставить его в Лондон. Еще один год Кидд провел в Ньюгейтской тюрьме, а 27 марта 1701 г. его отвели в Уайтхолл для допроса в присутствии депутатов палаты общин. Парламентариев интересовало, имел ли он указания тайного синдиката нападать на индийские суда и куда он дел награбленные сокровища. Кидд не стал подставлять своих высоких покровителей и взял всю вину на себя; оппозиция была разочарована, капитана передали королевскому суду [19, pp. 203-205].

Суд проходил в Олд-Бейли 8 и 9 мая. Кидда обвинили в убийстве бомбардира Мура и пиратском нападении на судно «Кедах мерчент». Виселица была ему обеспечена. 10 мая судья Оксенден имел аудиенцию у короля Вильгельма III; последний мог помиловать Кидда, но не сделал этого. 23 мая 1701 г. осужденного доставили в Уоппинг, в «док казней». Примерно в шесть часов вечера он и трое его соратников были повешены. Позже тело Кидда заковали в цепи и вывесили на берегу Темзы - для устрашения нерадивых моряков, проплывающих мимо. Ряд исследователей полагает, что останки знаменитого пирата были, в конце концов, погребены в Лайм-Хаусе [19, pp. 209-228].
Документальные источники


  1. Дефо, Д. Всеобщая история пиратства. – СПб.: Азбука-классика, 2009.

  2. Джонсон, Ч. История знаменитых морских разбойников XVIII века. – М.: Эксмо, 2009.

  3. Calendar of State Papers, Colonial series, America and West Indies, Vol. 16: 1697-1698 / Ed. by J. W. Fortescue. – L., 1905.

  4. Calendar of State Papers, Colonial series, America and West Indies, Vol. 17: 1699. Also Addenda, 1621-1698 / Ed. by C. Headlam. – L., 1908.

  5. Calendar of State Papers, Colonial series, America and West Indies, Vol. 18: 1700 / Ed. by C. Headlam. – L., 1910.

  6. Calendar of State Papers, Colonial series, America and West Indies, Vol. 19: 1701 / Ed. by C. Headlam. – L., 1910.

  7. Collection des ouvrages anciens concernant Madagascar. T. III / Par A. et G. Grandidier. – P., 1905.

  8. Johnson Ch. A General History of the Pyrates, from Their first Rise and Settlement in the Island of Providence, to the present Time. Vol. II. – L.: Printed for, and sold by T. Woodward, 1728.

  9. Privateering and Piracy in the Colonial Period : Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. – N. Y.: The Macmillan Company, 1923.

  10. Royal Instructions to British Colonial Governors. 1670-1776. Vol. 1 / Ed. by L. W. Labaree. – N. Y.; L.: D. Appleton – Century Company Inc., 1935.

  11. The trial of Capt. William Kidd for murther and piracy / Ed. by Don C. Seitz. – N. Y.: R. R. Wilson, 1936.


Литература


  1. Abbott, J.S.C. Captain William Kidd, and Others of the Pirates Or Buccaneers. – N. Y., 1876.

  2. Bonner, W. H. Pirate laureate: the life and legends of Captain Kidd. – New Brunswick, N.J.: Rutgers Univ. Press, 1947.

  3. Campbell, W. W. An historical sketch of Robin Hood and Captain Kidd. – N. Y.: Charles Scribner, 1853.

  4. Crouse, N.M. The French Struggle for the West Indies, 1665-1713. – N.Y., 1943.

  5. Dalton, C. N. The Real Captain Kidd: A Vindication. – N. Y.: Duffield and Company, 1911.

  6. Deschamps, H. Les Pirates à Madagascar aux XVIIe et XVIIIe siècles. – P.: Éditions Berger-Levrault, 1949.

  7. Harris, G. Treasure and intrigue: the legacy of Captain Kidd. – Toronto: Univ. of Toronto Press, 1937.

  8. Ritchie, R. C. Captain Kidd and the War against the Pirates. – Cambridge (Mass.); L.: Harvard University Press, 1986.

  9. Rowe Snow, E. Pirates and Buccaneers of the Atlantic Coast. – Boston, Mass.: Yankee Pub. Co, 1944.

  10. Zacks, R. The pirate hunter: the true story of Captain Kidd. – N. Y.: Theia, 2002.

  11. Captain William Kidd - Privateer and Pirate / Эл. ресурс: http://www.historic-uk.com/HistoryUK/Scotland-History/CaptainKidd.htm

  12. Did history misjudge Pirate Captain Kidd? He was almost certainly born several years later and half a country away from the character of legend… / Эл. ресурс: http://findarticles.com/p/news-articles/daily-mail-london-england-the/mi_8002/is_2009_August_1/history-misjudge-pirate-captain-kidd/ai_n38291372/?tag=content;col1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconМеждународной научной конференции «Литературное наследие К. Г. Паустовского и мировая культура»
Приглашаем вас принять участие в международной научной конференции «Литературное наследие К. Г. Паустовского и мировая культура»

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconПлан Термин «культура»
...

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая...

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconЗаявка участника студенческой научной конференции cep
Основные аспекты социальной трансформации в постсоветских странах: культура, политика, идентичность

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconЖиртуева Н. С. Византийская культура в таврике
В IV-X вв ее судьба была неразрывно связана с Византийской империей, причем центром распространения ее влияния стал Херсонес, откуда...

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconНа участие в научной конференции "Филология, история и культура крымских...
Филология, история и культура крымских татар: традиции и современность, которая состоится 16 мая 2012 года в г. Симферополе

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconРеферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций»

Судьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<