Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В




Скачать 333.18 Kb.
НазваниеКонспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В
страница1/2
Дата публикации04.06.2013
Размер333.18 Kb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > История > Конспект
  1   2
Международный Соломонов университет

Факультет социологии

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений”
Киев-2002

Автор: кандидат социологических наук Козаков В.С.
Рецензенты: д.социол.н., проф. Нельга А.В.

д.филос.н., проф. Танчер В.В.

Утвержден на заседании кафедры социологии МСУ от 9 октября 2000 р. протокол № 2

Введение

Спецкурс по социологии социальных изменений, не представляющей собой еще целостной мононауки, не сформировавшейся и не оформившейся как одно из направлений социологической науки, представ­ляет собой совокупность идей, концепций, теорий, исследующих, как считают многие известные социологи (например, Р. Дарендорф), один из важнейших социльных феноменов – перемены, происходящие в обществе являющимся, по их мнению, основным объектом изучения социологии. С одной стороны, это подтверждает актуальность и необходимость спецкурса, с другой, его взаимосвязь и взаимопересекаемость по темам с другими предметами, включая “общую социолгию”, так как социальные изменения являются и их объектом изучения.

Поэтому спецкурс как бы “базируется” на предшествующих предметах с учетом того, что студенты уже имеют определенные знания в его рамках. В силу этого он как бы систематизирует, приводит в порядок с определенной логикой полученные ранее знания, выступая в какой-то мере в качестве “завершающего” предмета в рамках теоретической социологии.

Вместе с тем формирование социологии социальных изменений, представляя собой длительный и еще незавершенный прогресс, является продолжающимся выделением социологи как специфической науки об обществе из претендующей на это философии. Это происходит, например, путем отказа от использования таких имеющих философский (мировозренческий) характер категорий, как “эволюция”, “развитие”, “прогресс”, “регресс” и замены их идеологически нейтральными – “социальное изменение”, “модернизация”, “трансформация” и др. Более того, формирование теории социальных изменений это и замена показавшей свою ограниченность и недостаточность в современном познании так называемой “прогрессистской” (“технократической” и т.д.) старой парадигмы на новую, так называемую “гуманистическую”, важнейшим отличием которой является включение субъ­екта в структуру причины и отказ от любых форм проявлений жест­кого лапласовского детерменизма, отказ от понимания случайности как неосознанной необходимости и др. Поэтому вполне правомерным кажется высказанное предположение, что теория социальных изме­нений представляет собой “глубокий переворот в образах социологического теоретизирования”. И то, что данное положение может бытъ спорным, лишь подчеркивает необходимость ознакомления студентов с охарактеризованным направлением социологической науки.

Программа спецкурса (лекции – 18 часов)

ТЕМА № 1. Теория социальных изменений как специфическое направление социологического знания.

Вопросы:

1. Философия и социология.

2. Проблемы, поднятие О. Контом.

3. Кризис естествознания, философии и социологии,

4. Использование "идеального типа" как один из путей выхода

из кризиса (М. Вебер).

5. Формирование теории социальных изменений и ее взаимосвязь

с другими направлениями социологического знания.

Студент должен усвоить. Различие между философией как мировозрением и социологией как наукой – это различие по методу: метафизическому (“гегельянскому”) и позитивному, опирающемуся на естествознание. В осознании и формулировании его важная роль О. Конта, который, по сущестсву, фиксировав недостаточность философско-метафизического метода, кризис философии в сфере социального познания, поднимал вопрос о его специфике и ставил задачу выделения из философии специфической науки – социологии, как ранее из натурфилософии выделилось естествознание. Однако, “неявно” поставленная О. Контом проблема так и не была решена: сам он продолжал использовать метафизический метод, более того, последний получил кристализирующее воплощение в марксизме и позитивизме, использовался во всех направлениях европейской социологии конца XIX в., которые не смогли изба­виться от своего “философского” характера, что порождало кризис как философии, так и социологии. Кризис углублялся обесцениванием естесствознания и всей науки в целом (кумулятивная модель науки, восприятие ее как аккамулятора раз и навсегда установленных точных истин).

Сущность кризиса социологии – в необходимости уяснения специ­фики социального бытия и социального познания. Один из путей выхо­да – включение субъекта в социальную причину: неомаркизм (Грамши, Лукач), неокантианство (Виндельбанд, Рикерт), М. Вебер с его теорией “идеального типа” (отказ от панлогизма) не как знания социальной ре­альности, а как средства его познания.

Причины растущей популярности термина “социальные изменения” в его противовесе философским категориям “развитие” и “эволюция”, фиксации возникающих в социальных феноменах различий во времени, в возможности отказа от рассмотрения истории человечества как “школьной программы” (П. Сорокин) с характерным для нее схематизмом и догматиэмом. Работа американского социолога У. Огборна. “Социальные изменения” (1923 г.), как исходная точка введения термина в активный научный обо­рот и превращения его в одну из основных социологических категорий, а также исходная точка возникновения специфического направления в социологии – теории или социологии социальных изменений.

ТЕМА № 2. История и этапы возникновения

социологии социальных изменений

Вопросы:

1. Античные и средневековые концепции социальных изменений. 2. Теории закономерного развития и эволюции. 3. Конкретно-социологические исследования. 4. Современные теории социальных изменений.

Студент должен усвоить. Представления древних греков о существовании безжалостного хода вещей и неизбежности судьбы (уже в тра­гедиях Эсхила, Еврипида, Софокла). Объяснение ими всех явлений как некоторого порядка вещей, распространяющегося на все отдельное. Идеи Гераклита о фатально неизбежной цикличной пульсации Вселенной, о преобразовании общества на основе естественного закона. Идеи Платона о круговращении пяти видов государственного устройства в силу неизбежной порчи человеческой натуры. Мысли Аристотеля о различных формах государственного устройства и о причинах возмущений и переворотов, а также понимание Полибнем человеческой истории как логически неизбежной и закономерной. Христианская идея рациональности бога и упорядоченности каждого элемента бытия, которая вместо с представлениями древних греков явилась основой европейского рационализма, принимающего крайнюю форму лапдасовского жесткого детерминизма. Идеи Д. Вико об объективном закономерном характере исторического процесса, Г. Гердера об истории как последовательном процессе возвышения, роста и расцвета заложенных в человечестве сил и о его устремлении к конечной цели – достижению гуманности и счастья.

Толкование Сен-Симоном всемирной истории как прогрессивного поступательного движения каждого общества, имеющего ряд этапов, а также близкие ему, в этом плане, идеи Конта, Спенсера, Токвиля, Маркса, Дюркгейма и др. Осознание их близости на основе общей ориентации на поиск извечных исторических путей развития и его главных этапов (фаз, формаций) социального движения человечества в целом придавало их теориям мессианский провиденциалистский характер и превращало в некую схему, близкую, по выражению П. Сорокина, к школьной программе.

В то же время социальные изменения изучаются и на базе отдельных социальных групп: политическая арифметика Дж. Граунта (ХVІІ в.), уголовная статистика К. Германа. Социальная физика Л. Кетле: концепция специфического метода науки об обществе – статистического (необходимы анализ большого количества данных, изучение общества на основе социальных эмпирических обследований при переходе от сбора информации к установлению корреляций – зависимостей между переменными и выявлению статистических вероятностных закономерностей). Возникновение в США чикагской школы на базе первого социологического факультета, влияние на нее философии прагматизма и сформулирование идеи о необходимости “прикладной социологии” (А. Смоллом в 1895 г.), акцентирующей свое внимание на первичных группах на базе не только статистического, но и другого эмпирического материала (“движение социальных опросов”) по специфическим локальным про­блемам. Городская социология (Р. Парк, Э. Берджесс): изучение социаль­ных процессов и изменений, происходящих в городе, в локальных сооб­ществах – малых социальных группах. Историческая школа Ф. Боаса: борьба с эволюционизмом, акцентирование на изучении “культурных изменений” – Р. Бенедикт, М. Маргарет. Индустриальная социология: хоторнский эксперимент Э. Мэйо – изменение мотивов труда.

Актуализация во второй половине XX в. глобальных проблем истории и будущего человечества: концепции Р. Арона об “индустриалъном”, Д. Белла о “постиндустриальном”, О. Тоффлера об “информационном” (общество “третьей волны”) обществах, его же – об изменении ро­ли и характера труда, необходимости формирования работника “ново­го типа" с иными мотивами производственной деятельности; концепции изменения социальной структуры общества Д. Белла, Дж. К. Гэлбрейта “техноструктура”). Концепция Фукуямы о “конце истории”, Хантингтона о столкновении цивилизаций, теории модернизации.

ТЕМА № 3. Парадигмы познания в социологии

Вопросы:

1. Понятие парадигмы и парадигмы в науке. 2. Основные характеристики “прогрессистской” парадигмы. 3. Формирующиеся черты новой “гуманистической” парадигмы.

Студент должен усвоить. Понятие парадигмы как некоторого ис­торически детерминированного признаваемого научного достижения или глобального предположения, которое в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки и решения проблем или исследовательских задач (в качестве образца). Господство в науке до недавнего времени так называемой “кумулятивной” модели, в рамках которой развитие науки рассматривалось как непрерывное постепенное (“аккумуляция”) познание однажды познанного, а сама она представлялась в виде “склада” твердо установленных, то есть доказанных истин. Все неистинное лежит вне науки и должно быть удалено. Истина и заблуждение – полярные противоположности, поэтому важна задача “демаркации” – отделения от науки ненаучного знания – религии, морали, метафизики, идеологии. Идеал такой науки – достижение предела в своем развитии, ее некая “завершенность”, “закрытость”, универсальность и вневременность. Кризис этой модели на рубеже XX в., его проявления в естествознании, математике, крах идеала науки как строго доказанного и неопровержимого знания. Постепенная замена “кумулятивной” модели на “историческую” с противоположными характеристиками.

Господство в социологии до начала XX в. “прогрессистской” модели как формы “кумулятивной” с характерными для нее особенностями: панрационализм, универсализм, прогрессизм, линейность, беспрерывно­сть, унитаризм, одномерность, детерминированность, последовательность, запрограммированность, плановость, контролируемость, гарантированность (студент должен усвоить сущность этих характеристик). В рамках данной парадигмы законы развития природы отождествлялись с законами развития общества, отрицалась специфика социального бы­тия и его познания, наиболее грубой формой чего была экстрополяция законов механики на социальное движение (механический детерминизм). Существовал разрыв между объектом и субъектом: природа рассматрива­лась как существующая сама по себе с позитивными, вне их феноменологического и экзистенцианального анализа, параметрами, и уже в силу это социальное бытие, действительность, чувственность бралась только в форме объекта, в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, не как практика, то есть основное внимание уделялось социальным институтам, группам, организациям, которые рассматривались скорее как вещи, а не как отношения между людьми. Весь мир, включая социальный, рассматривался как часовой механизм, для которого возможно предсказание будущего вплоть до форм провиденциализма и финализма с элементами мистицизма. Происходящие изменения – закономерны, объективны, необходимы и даже неизбежны. Среди причин есть основная, главная, конечная, определяющая или обуславливающая изменения, хотя бы в “тенденции”, которая “в конечном счете” пробивает себе дорогу, что обсуславливает последовательность или этапность развития, его “запрограммированность” и “плановость”. Механизм изменений – линейный, однонаправленный, а сами они протекают в одномерном социальном пространстве и в физическом времени.

Изменение представляет собой “равнодействующую” столкновения значительного числа одноэквивалентных (равных) элементов.

Черты новой “гуманистической” парадигмы в основном противопо­ложны старой, однако их сущность, определения (дефиниции), а также формулировки последних вызывают дискуссии, проходя как бы этап их “уяснения”. В то же время можно сказать, что в ее рамках изменения рас­сматриваются как многомерные, протекающие в разнообразных социаль­ных пространствах и в социальном времени, берется под сомнение их оценка как “прогрессивных” или “регрессивных”, они не являются всегда линейными и однонаправленными, обязательно закономерными и необ­ходимыми, а тем более неизбежными. Часто они оказываются случайными, так как их вызывают причины совершенно минимального, если не нулево­го, значения, но в совершенно исключительной ситуации (при совмеще­нии №-го количества других причин) они приобретают решающую роль.

ТЕМА № 4. Социальное изменение: основные характеристики, структура

Вопросы:

1. Движение, развитие, изменение.

2. Точки зрения в социологии на определение социального изменения.

3. Основные виды.

4. Структура социального изменения.

Студент должен усвоить. Два основных подхода к определению движения: а/ как физического, а точнее механического, перемещения предмета или вещи в физическом пространстве; б/ философского в наи­более широком смысле – как способа существования материи, как изме­нения вообще. Абстрактность, метафизический характер – недостаток такого подхода, его неудовлетворительность для использования в со­циологии. Развитие, как необратимое направленное, закономерное из­менение материальных или идеальных объектов. Мировоззренческий ха­рактер, близость и параллелизм с провиденциализмом, в социальной сфере с мессианством – недостаток этой категории, что порождает трудности ее использования в социологии, претендующей на научно­сть. Эта категория – порождение и фокус старой парадигмы, ее использование возможно и необходимо только в ее рамках, то есть нельзя отрицать ее роли и значения, познавательный потенциал в других формах теоретического знания. Однако в рамках социологии, особенно в рамках гуманистической парадыгмы, она должна заменяться категорией “социальное изменение”.

Следует отметить, что в современной научной литературе нет устоявшегося или сколько-нибудь четкого определения социального изменения. Однако среди имеющихся можно выделить три основных подхода. 1. Социальное изменение – есть результат: Р. Нисбет – они есть

последовательные различия во времени какого-нибудь социального от­ношения, нормы, статуса или структуры (семья, собственность, соци­альные роли и т. д.). 2. Социальное изменение – процесс, САМОдвижение, во время которого обнаруживается различие в социальных феноменах и посредством которого они возникают. Этот подход весьма важен, так как позволяет фиксировать наличие и учет влияния обратных свя­зей, возникающих и присутствующих в самом движении, а это, в свою очередь, дает возможность отойти от линейного механического понимания перемен, избавиться от лапласовского взгляда на историю, позволяет рассматривать социальные изменение многовариантные, протекающие в различных социальных пространствах. 3. Наиболее плодотворный подход заключается, видимо, в сочетании двух первых, когда социальное изме­нение рассматривается и как процесс (движение), и как его результат. Классификация социальных изменений, их видов весьма многообразна и жиздется на различных основаниях (критериях). Изменения на макро- (общество), среднем (социальные группы) и микроуровне (личность, малая социальная группа). Макро- (эффект на уровне всего об­щества) и микроизменения (эффект на уровне личности или малой социальной группы). Изменения политические, экономические, культурные, этические, религиозные, научные и т. д. Можно сказать, что, по существу, сколько теоретиков, интересущихся этой проблемой, столько и вариантом классификации. Однако среди них необходимо выделить изменения, по терминологии Д. Боскова, “показательные” или “значимые”, которые яв­ляются весьма важными и существенными для какого-либо субъекта. Они играют для него (субъекта) значительную роль, и в силу этого он “выделяет” их среди всех остальных, способствует своими действиями их осуществле­нию и именно таким путем встраивается в их причину.

Наиболее простая структура социального изменения вытека­ет из приведенного выше подхода “3”: причина (или причины) – дви­жение (процесс) – результат (последствия – различия социального фено­мена во времени). Более усложненная структура: в причину входят – условия, совокупность №-количества, вплоть до бесконечности, разно­образных по величине или значению, вплоть до близких нулю, факторов. Движение или механизм социального изменения: совокупность различ­ных действий (по масштабам, значению), различных социальных субъек­тов, использующих различные средства (организации, социальные институты, социальные, культурные, моральные и т. д. – нормы), а также различные виды обратных связей. Последствия: совокупность №-количества разных по величине и значению различий и №-количества социальных феноменов. При этом следует отметить, что один фактор может быть причиной не одного, а №-количества различий, а одно различие вызывается №-количеством факторов. ТЕМА № 5. Причина социальных изменений

Вопросы:

1. Потребности, как причина, и их классификация.

2. Иерархия потребностей.

3. Интересы.

4. Духовные ценности.

5. Условия их удовлетворения или реализации.

Студент должен усвоить. Понятие потребности как особого состо­яния субъекта, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”, “неудовлетворенность” – отражаемое несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности и существования. Потребность – практическое выражение необходимости, пробудить активности субъекта с целью устранения “несоответствия” и обеспечения его жизнедеятель­ности, что достигается путем: а/ насыщения или удовлетворения, б/ путем подавления или замещения данной потребности другой. Потребность объективна и вызвана необходимостью обмена веществ, являющейся предпосылкой любого существования: человек должен в первую очередь есть, пить, иметь жилье... (К. Маркс). Имеет исторический характер и зависит от уровня развития общества. Процесс их удовлетворения порождает не просто другие, но и качественно новые потребности. Весьма многообразны и не сводятся к материальным, весьма важны духовные (социальные) потребности в общении, идентификации и т. д. Классифицируются по различным основаниям, однако из всех их видов важно выделить абстрактную или вечную, в принципе, никогда не устранимую и никогда полностью, окончательно не удовлетворенную потребность (есть, пить, общаться и т. д.). Формой ее выражения или материализации яв­ляются общественные отношения (не только производственные). Непосредственную или сиюминутную потребность, удовлетворяемую оперативно субъектов в данный конкретный момент. Формой ее материализации являются конкретные действия субъекта в той или иной степени интен­сивности и эмоциональности (конкретное употребление пищи конкретным индивидом в данный момент). Объективная потребность, неподдающаяся оперативному удовлетворению, но существующая лишь на определенном этапе и возникающая в результате тех или иных социальных изменений.

Субъект обладает многообразными потребностями, как абстрактны­ми, так и сиюминутными, при этом конкретная форма каждой из них модифицируется всеми остальными, хотя и в разной мере. Кроме того, форма (степень значимости, интенсивности, устойчивости и т. д.) каждой потребности модифицируется интересами, ценностями, идеалами, целями, условиями труда и отдыха, культурой, характером субъекта, его социальной, национальной, религиозной, партийной и т. д. принадлежностью, уровнем сплоченности социальной группы или политической организации, к которой он принадлежит, его личными интересами или амбициями. Все имеющиеся модифицированные потребности выстраиваются субъектом в

своеобразную иерархию, так как в силу ограниченности ресурсов, вре­мени и возможностей он не может удовлетворить их все, и перед ним встает вопрос о выборе: какую потребность и в какой очередности когда удовлетворить и есть ли для этого возможность? Этот выбор всегда многовариантен и индивидуален. Это всегда конфликт; внутриличностный, внутригрупповой, который разрешается на основе субъективного определения субъектом “значимости” удовлетворения для него той или иной потребности. Иерархия потребностей постоянно изменяется в зависимости от изменения ситуации, что еще более усиливает ее вариабельность. Удовлетворение потребности происходит на основе принято­го решения, а значит, и приобретения ответственности за его послед­ствия. Через осуществление выбора, принятие решения, осуществления действие по его реализации (удовлетворения конкретной потребности) субъект включается в структуру причины и ее действия.

Интерес как постоянно повторяющаяся, имеющая важное для субъ­екта значение абстрактная и одновременно непосредственно-эмпирическая потребность, встречающая трудности и препятствия для своего удовлетворения или насыщения. Интересы как и потребности многообразны, модифицируются как и потребности, выстраиваются субъектом в иерархию, после чего он также вынужден делать выбор, принимать решение, совершать действия и приобретать ответственность за их последствия, чем он также включается в структуру причины и ее действие.

Ценности как обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, то есть осознанные и выраженные идеально в любой духовной форме интересы. Формы весьма многообразны, как и сами ценности, которые модифицируются по тем же основаниям, что потребности и интересы, выстраиваются в иерархию, поэтому субъекту приходиться делать выбор и принимать решение, приобретая ответственность, и этим самым включа­ться в структуру причины. Условия – влияние других причин или факторов на конкретно непосредственную причину, то есть на действующего человека. Основные условия (по Лукачу): “пассивная” первичность материалов труда (сырье, земля), то есть предмет труда по К. Марксу. “Активная” первичность процесса труда (производство, точнее вся жизнедеятельность), то есть производственные отношения по К. Марксу. “Вторичная” первичность результатов труда, то есть средства производства, включая орудия труда, по К. Марксу. “Негативная” первичность природы, постоянно возростающая и активизирующая, то есть экологические последствия деятельности человека. Расширяющееся развитие активности человека, сопряженное с ростом его индивидуальности и расширения сферы воздействия. Конкретная историческая обстановка как взаимодействие различных социальных групп, классов, наций, институтов. Уровень развития субъекта, степень его социализации, усвоения норм культуры, морали, степени образованности, информированности коммуникативного общения.

Причина есть сумма модифицированных иерархинизированных потребностей, интересов, ценностей субъекта и условий его жизнедеятель­ности.

ТЕМА № 6. Механизм социальных изменений (4 часа)

Вопросы:

1. Синергетика как наука о самоорганизации открытых систем.

2. Стихийно-сознательная организация масс.

3. Организованные социальные движения и изменения.

Студент должен усвоить. Понятие синергетического эффекта как результата совокупного коллективного взаимодействия большого количества элементов системы, приводящего к: а/ образованию из хаоса устойчивых структур; б/ качественному изменению системы в ходе процесса ее самоорганизации. Дает ответ на вопрос: “Как?” – и возникают новые системы с новыми качествами и свойствами, то есть раскрывает механизм изменений. Понятие открытой системы, как системы обменивающейся с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Обратимого (равновесного) процесса, в ходе которого при наличии точно заданных начальных условий возможно определение состояния (положения, точки нахождения) любого движущегося тела системы как в будущем, так и в прошлом и управление его движением. Необратимый (неравновесный) процесс, имеющий противоположные характеристики. Самоорганиза­ция – естественнонаучное выражение процесса самодвижения материи, происходящего в силу присущих ей внутренних причин, возникновение внутренне согласованного функционирования или коллективного движения в открытых системах исключительно за счет их внутренних связей и в соответствии с предыдущей историей. Условия самоорганизации: 1/ открытость системы; 2/ способность ее к синергетическому эффекту; 3/ неравновесность системы. Далее в меру усложнения системы: 4/ наличие автокаталитической реакции (катализатора); 5/ иерархизм структуры; 6/ передача наследственной информации; 7/ самообновляющийся характер системы – ее постоянное обновление-изменение для адаптации к постоянно изменяющейся окружающей среде, то есть динамизм системы; 8/ размеры системы. Флуктуация – спонтанное отклонение системы от некоторого среднего состояния, имеет случайный и постоянный характер, может усиливаться и приобретать любую фазу колебаний и любые размеры, особо часто происходит в режиме неустойчивости системы, зависит от ее неравновесности и интенсивности обмена с окружающей средой. Весьма многообразны: есть первичные, вторичные, шумовые, малые, большие, гигантские флуктуации. Гигантские возникают на базе дальнодействующих корреляций, при которых “отзвук” – информация может разносит­ся по всей системе, доходя до каждого элемента, а их амплитуда по величине достигать бесконечности. Именно за их счет элементы системы начинают действовать когерентно, то есть коллективно, порождая совместный эффект значительно превосходящий механическую сумму действий всех отдельных элементов. Точка бифуркации (раздвоения) – особая точка, точка перехода системы от одной структуры к другой, возникающей в результате усиливавшихся флуктуаций. Обратная связь – воздействие результатов процесса на его протекание или влияние сле­дствия на свою причину: положительная, отрицательная, двустороняя, петля обратной связи (при которой следствие оказывается способным контролировать и регулировать причины, условия и размеры своего производства). Диссипативная структура (рассеивающая) – система “сбрасывающая” “обесцененную” энергию, вещество, информацию в окружающую среду и получающая взамен новую. Логистическое уравнение – уравнение процесса воспроизводства системы в среде с ограниченными ресурсами. Модель Кристаллера – совокупность и обобщение ряда логистических уравнений с целью определения оптимального пространственного распределения центров экономической деятельности. Отрицание синергетикой парадигмы “оптимизации” и связанной с ней концепции “рационального” (“экономического”) человека, идеи “невидимой руки”, а также эквивалентности элементов системы. Возможность и необходимость выявления и принятия синергетического эффекта на его базе практических рекомендаций в ходе проведения конкретно-социологических исследований как в сфере политики, так и в сфере экономики (маркетинговые исследования).

Понятие “толпы” (или “массы”) – непрочная и случайная совоку­пность людей (множество индивидов), объединенных присутствием в одном месте в одно время и возникшей психологической общностью, вза­имоотношения между которыми имеют характер взаимного усиления эмо­ций, взаимного заражения, то есть порождают синергетический эффект. Многозначность понятия “масса”: толпа, публика, гетерогенная аудитория, уровень некомпетенции социальной группы, продукт машин­ной техники, сверхоорганизованное бюрократическое общество. Харак­теристики толпы: временное, социально-психологическое образование, на единстве и общности чувств и духовного взаимопонимания, при непосредственном взаимодействии и личном контакте, “нивилировке”, то есть “потере” личностью своей индивидуальности, самостоятельности, сознательности с контроля над своим поведением, “биологизация” последнего, его расторможенность с ориентацией на эмоциональность и иррационализм вследствии разрушения “фильтров поведения”. Ориентация толпы на “прямое действие” и “ставка на силу” как единственный и тотальный аргумент. Порождение толпой огромной, колоссальной си­лы и энергии, превосходящей механическую сумму сил индивидов ее составляющих в №-число раз. Наиболее характерное свойство толпы – противоречивость: легко и быстро “заводиться”, но легко и быстро “остывает”; способна на любые жестокости и зверства, но и крайне добродушна; крайне подозрительна и крайне беспечна; преклоняется перед лидерами, но и с легкостью “пожирает” их; без предела анархична, но связана жесткой дисциплиной и т. д. Причина противоречивос­ти в анонимности и изолированности индивида в толпе, случайности и временности контакта, принадлежности ее членов к различным социальным группам, отсутствии организованности, временности единства, враждебности и отчужденности от окружающих; использовании слухов и страхов, нагнетание последних; “внутритиповом” терроре. Тип толпы: а/ единичная толпа; б/ толпы, распад большой толпы на группы с само­стоятельным поведением или образование идентичных толп в разных ме­стах; в/ “масса”, большое количество идентичных и близких по духу толп по всей стране, возникших на основе дальнодействующих корреля­ций, “народ”. Наличие в толпе лидеров, людей “личного почина”, на­иболее энергичных, активных, самоотверженных, готовых к жертвенности, часто людей в чем-то исключительных, особенных, “чудесных” – включая психически больных, уголовников, открыто проявляющих свою агрессивность, “артистов”, умеющих “играть” на публику. Вектор дей­ствия толпы может быть любой, кроме того, он может быть легко изме­нен, так как она осознает свои интересы, а исходит из “смутных” желаний и побуждений. Она не знает чего хочет, но знает чего она не хочет.

Возникновение новых социальные групп как основы для формирования широких социальных движений, преследующих цели изменения в любых сферах социального бытия в связи с появлением новых потреб­ностей и стремлением их удовлетворения. Социальная идентичность (имеет объективный характер) – совокупность №-количества общих характеристик-признаков (социального статута, престижа, ранга, по­ложения в социальном пространстве) у членов одной социальной груп­пы. Социальная идектификация-отождествление (имеет субъективный характер) – осознание индивидом своей принадлежности к данной группе, ее способность и желание действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями данной группы. Представляет собой процесс и ряд уровней: а/ чувственно-эмоциональный, б/ сознательно-рациональный. Зависит от качеств идентифицируемого признака: его значимостью для индивида, устойчивости, определяемой его временной длительностью, массовостью или величиной распространения, концентрацией представителей, степени их коммуникативности (сеть общения, наличие общего контакта, средств массовой информации, транспорта), контрастностью с другими признаками. Каждый индивид обладает рядом идентифицируемых признаков, выстраиваемых им в определенную иерархию на основе от­вета на вопрос “Кто я?” Внутриличностная борьба “признаков иденти­фикации" приводит к выделению среди них особого, главного признака, становящегося “единственным” критерием идентификации, что означа­ет потерю плюрализма социальной идентификации, потерю “критичности” отношения к себе, своей социальной группе и возникновение враждебности ко всем остальным – “чужим”. Признак становиться всеобщим, тотальным, на базе чего окружающий мир окрашивается в черно-белые идеологические краски. Возникают группы “верующих”, абстрактно по­нимающих потребности, интересы и ценности своей социальной группы, их восприятие социального бытия протекает вне логики, чисто механически, на базе далекого от действительности мифически-утопического мировоззрения. У них возникает представление о себе как “мессий”, они создают специфические закрытые организации типа секты или ордена, которые в будущем становятся базой для более открытых и массовых организаций (партий), а затем и социальных движений, и в рамках которых происходит манифестирование, то есть формулирование и публичное провозглашение интересов, ценностей и целей социальной группы, а также институализация, то есть вовлечение членов данной социальной группы в легитимные формы общественно-политической жиз­ни. При этом социальное движение проходит ряд этапов по Ч. Тилли: организация, то есть создание оформленных групп с внутренней дисциплиной; мобилизация – достижение контроля над возможными ресурсами, определение единой тактики на базе общих интересов, реализа­ция возможностей, включая случайные события. Следует отметить, что рассмотренный процесс относится не только к политической, но и к любой иной социальной сфере.

ТЕМА № 7. Социальное изменение как результат

Вопросы:

1. Объективный характер последствий социальных изменений (“ирония истории”).

2. Виды или типы результатов и их исторический характер. 3. Реформа и революция

4. Проблема модернизации.

Студент должен усвоить, что результаты социальных изменений могут быть весьма многочисленны, разнозначимы, многообразны, проявляясь в различных социальных пространствах. Но они уже не многовариантны. Несмотря на включенность субъекта в причину, он не может изменить или отменить произошедшие перемены, возникшие в социальных феноменах различия. После своего возникновения они не зависят уже от воли и сознания субъекта и имеют объективный характер; не может он и выбирать какие-либо среди них, “принимая” одни и “отказываясь” от других. Бесполезно оценивать их, с точки зрения науки, а не философии или идеологии, как “хорошие” или “плохие”, “прогрессивные” или “регрессивные”, так как сии имеют многосторонний характер. Как уже отмечалось, они могут быть вызваны №-количеством причин, среди которых часто оказываются совершенно малозначительные или случайные, предсказать и предвидеть которое, а значит и их последствия. Особенно в точке бифурации, просто невозможно, что приводит к некоему феномену, называемому “хитростью разума” или “иронией истории”, зак­лючающемуся в несовпадении поставленных человеком перед собой целей, которых он хочет добиться в ходе собственной деятельности, с ее объективными результатами.

Виды или типы результатов могут быть весьма многообразны, как и их классификация по тому или иному основанию. К ним можно отнести

модернизацию, реформацию, реставрацию, трансформацию, индустриализацию, социализацию индивида, и т. д. Однако среди них следует отме­тить наличие микроизменений, имеющих макроэффект, и макроизменений, имеющих микроэффект, то есть проблему соответствия отдельных действий отдельного индивида с их последствиями. Историческая практика показывает возрастающее значение для жизнесуществования всего человечества действий каждого индивида. Если ранее существенное значе­ние имели действия так называемых “исторических личностей” (правителей, полководцев, других представителей элиты), то сегод­ня существенными могут оказаться действия оператора АЭС, каждого из ее строителей (из-за брака), психически больного или разгильдяя, открывшего заслонку нефте- или газопровода, и т. д. Последствия изменений имеют исторический характер, степень их роли и значимости изменяется. Так, в традиционном обществе важнейшими являются политические изменения, в индустриальном – изменения отношений собственности, в информационном – информационные и социокультурные.

Поэтому и социальная революция как совокупность многообразных действий социальных субъектов (их взаимодействие), различных по направлению и форме, растянутых в социальном пространстве и времени и имеюших своим результатом качественное преобразование общества, не может сводиться к вооруженному или даже мирному зах­вату или завоеванию власти. Одна из ее форм – “революция сверху”, может осуществляться путем реформ, которые являются лишь средством достижения тех или иных целей. Если же не происходит в их результате качественного изменения общества, а только изменение в отдельных его сферах, то такой результат часто классифицируется как трансформация или модернизация.

В современных теориях “модернизацию” часто понимают как преодоление “традиционной” социальной структуры и экономической отсталости, как возникновение современного индустриального общества или его дальнейшее развитие. При этом подчеркивается нейтра­льность этого термина, в рамках которого нельзя оценить произошедшие изменения как “хорошие” или “плохие”, а также его комплектность, то есть включенность в него экономического роста, технологических и технических изменений, политических преобразований, пе­ремен в социальной структуре, возникшие различия в психологии, мо­ральных, религиозных, этических ценностях людей.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconИвин А. А., Никифоров А. Л. И 70 Словарь по логике
Рецензенты: докт филос наук, проф. В. Н. Перевезенцев; докт филос наук, проф. В. В. Петров

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconЕ. А. Подольская управление социальными процессами
Рецензенты: д-р социол наук, проф. Л. М. Хижняк (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина)

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconОглавление
Ц, канд мед наук Н. С. Дмитриев, проф С. Н. Лапченко, проф. В. Т. Пальчун, проф. О. К. Патякина, проф. В. С. Погосов, акад. Амн СССР...

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconОрганизационный комитет
Нану с. Я. Кучмий, проф. В. Г. Лендел, проф. В. И. Гомонай, д Х. н. В. М. Гранчак, проф. А. М. Еременко, проф. Е. И. Капинус, проф....

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconСправочник Под ред. И. А. Ушакова. Справочник надежность технических систем
Рецензенты: докт техн наук проф. А. И. Перроте, докт техн наук проф. Ф. И. Кузьмин, канд техн наук А. Н. Явриян, канд техн наук Э....

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconБбк 74. 202. 4я7 0-72
Олексюк (розд. 11,12), А. Л. Ситченко (розд. 14), Л. В. Тарасова (розд. 13), Т. В. Тихонова в. Ю). Рец £Л',?н"ти:\с о. Сисоєва —...

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconУправлять
Рецензенты: д-р мед наук, д-р психол наук, проф. К. К. Платонов; гл, психиатр г, Минска С. А. Езерский

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconЗакономерности и особенности общественно−трансформационных процессов в украине
...

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconД. А. Леонтьев психология смысла
Рао б. С. Братусь д-р психол наук, проф., чл кор. Рао в. А. Иванников д-р психол наук, проф., чл кор. Ран в. Ф. Петренко д-р психол...

Конспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002 Автор: кандидат социологических наук Козаков В. С. Рецензенты: д социол н., проф. Нельга А. В. д филос н., проф. Танчер В. В iconСостояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих россии
Певень леонид Васильевич — кандидат философских наук, слушатель Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Шишканов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<