«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории




Скачать 273.84 Kb.
Название«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории
страница1/3
Дата публикации01.06.2013
Размер273.84 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3



Интеллектуальная игра для учащихся 9-ых классов

«Мы начинаем КВН...»

«Знаете ли вы фразеологизмы?»


Подготовила и провела

учитель высшей категории,

старший учитель

Чуйко Е. П.

2009 г.

«Мы начинаем КВН...»

(Игра, которая проводится в рамках «Недели русского языка» для учащихся 9-ых классов)
Тема. Фразеологизмы. Значение и употребление фразеологизмов в речи. (Слайд 1)

Цели: направить КВН в учебное русло, добиться осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей, обобщить и закрепить изученный материал; учить детей коллективно искать правильные остроумные ответы, предоставить возможность каждому проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм; воспитывать трудолюбие, верность в дружбе, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: карточки, слайды, мультимедийный экран, запись музыки «Мы начинаем КВН», «На заре ты её не буди», «Радость любви» Крейслера, песен «Пряники русские», «Мы желаем счастья вам», презентации команд на тему: «Фразеологизмы».
Ход игры
Дети делятся на две команды (учащиеся параллельных классов или сборные из представителей разных клас- сов). Ребята избирают капитанов команд, знакомятся с членами жюри.

Звучит музыка «Мы начинаем КВН»

1. Учитель. Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.
Дорогие друзья! Се­годня у нас праздник — КВН. Мы вспомним всё, что выучили о фразеологических оборотах, и покажем, как умеем употреблять их в своей речи.

Представление команд (название команды, эмблема,

девиз)

Каждая команда представляет свою презентацию по теме : «Фразеологизмы»
2. Учитель. А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и ... «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке

^ В. С. Высоцкий.
Подготовленный ученик читает:

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то всё и дело.
Учитель. Перед нами первое препятствие — пропасть, перебраться через которую мы сможем лишь тогда, когда вставим в данные фразеологизмы географические названия (После ответов детей на экране появляются топонимы).

(Слайд 2).

1 команда:

не сразу строилась; (Москва)

как швед под … ; (Полтавой)

в огороде бузина, а в … дядька; (Киеве)

кричать во всю … ; (Ивановскую)

(Слайд 3)

2 команда:

открывать … ; (Америку)

галопом по …; (Европам)

язык до … доведёт; (Киева)

слезам не верит; (Москва)

3. Вспомнить фра­зеологизмы в которых встречаются

следующие слова. (Слайд 4). Дети выполняют письменно задание и отвечают под звуки лёгкой музыки. После ответов детей на слайдах появляются фразеологизмы.



1 команда:

голова человек с головой, морочить голо­ву, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоро­вую...

2 команда:

глаза мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
В это время конкурс болельщиков

Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение, а с одним из них составить предложение.

1 команда:

Водой не разольёшь (неразлучные друзья);

как в воду опущенный (грустный человек);

толочь воду в ступе (бесполезная работа);

носить воду решетом (бессмысленная работа);

седьмая вода на киселе (дальний родственник);
2 команда:

воды не замутит (тихий человек);

набрал в рот воды (молчаливый);

как в воду глядел (угадал, предска­зал);

как две капли воды (очень похожи);

прошли огонь и воду (всё испытали).
Учитель. Теперь подсчитаем, с каким количе­ством очков мы отправились в путеше­ствие.
Подводится итог представления команд и первых

конкурсов (Слайд 5: слайд-сюрприз ).
4. Учитель. А теперь следующее задание командам: подберите синонимы к устой­чивым оборотам:

1 команда:

Кот наплакал ( с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёл­ся);

во всю прыть ( что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть);

видимо-невидимо ( тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет);

водить за нос (морочить голову);

глядеть в оба (держать ухо востро);

пальчики оближешь (язык проглотишь);
2 команда:

Тьма кромешная (ни зги не видать);

ни слуху ни духу (ни ответа ни привета);

поминай как звали (и след простыл, словно в воду канул; как сквозь землю провалился);

повесить нос (опустить голову, опу­стить руки, пасть духом); плевать в потолок (бить баклуши, палец о палец не ударить).

куры не клюют (хоть пруд пруди, непочатый край, хоть отбавляй, конца краю не видно).

^ 5. Продолжение задания: вспомнить фра­зеологизмы в которых встречаются следующие слова.

(Слайд 6). Дети выполняют письменно задание и отвечают под звуки лёгкой музыки. После ответов детей на слайдах появляются фразеологизмы.
1 команда: ноги уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там, ног под собой не чуять...

2 команда: нос задирать нос, вешать нос, водить за нос,

зарубить на нос, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
В это время конкурс болельщиков

Фразеология. Тест

(Болельщики команд отвечают по очереди)
Выберите правильное толкование фразеологизмов.
1. Бить баклуши

а) разбивать чашки; б) бездельничать; в) танцевать.

2. Ветреная голова

а) простоволосый; б) делать что попало; в) за ветром.

3. В нескольких шагах

а) рядом; б) далеко; в) долго.

4. Гнуть спину

а) делать зарядку; б) изнурительно рабо­тать на кого-то; в) работать.

5. Делать из мухи слона

а) усложнять; б) лгать; в) рисовать.

6. Держать язык за зубами.

а) прикусить язык; б) молчать; в) говорить.

7. Дуба дать

а) умереть неожиданно; б) подарить дуб; в) посадить дуб.

8. Зарубить на носу

а) интересоваться чем-то; б) хорошо за­помнить; в) покалечить нос. 9. За тридевять земель

а) далеко; б) на дачу; в) в сказку.

10. Идти в ногу со временем

а) вовремя придти; б) быть современным; в) часто ходить.

11. Как кот наплакал

а) умываться; б) часто; в) мало.

12. К шапочному разбору

а) под конец; б) на парад; в) медленно.

13. Кривить душой

а) врать; б) быстро говорить; в) кривлять­ся.

14. Крутиться как белка в колесе

а) красиво; б) быстро; в) делать большой объём работы.

15. Лицом к лицу

а) близко; б) рядом; в) вместе.

16. Мартышкин труд

а) трудная работа; б) весенняя работа; в) напрасная работа.

17. Наломать дров

а) сложить дрова; б) сделать сгоряча; в) заготовить аккуратно дров на зиму.

6. Конкурс капитанов КВН ( Слайд 7).

а). Перед капитанами сто­ит трудная задача:

вытягивая по очереди карточки с именами

собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ни­ми.

Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде или болельщикам.
1 команда:

На карточках написаны имена Ерёма (Я ему про Фому, а он мне про Ерёму), Емеля (Мели, Емеля,твоя неделя), Фома (Фома неверующий, Макар (Куда Ма­кар телят не гонял), Авгий (Авгиевы конюшни).
2 команда:

Сидор (Драть как Сидорову козу), Федот (Федот, да не тот), Васька (А Васька слушает да ест), Иуда (Иудин поцелуй), Ахилл (Ахиллесова пята).
б). Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты заранее записаны на доске или на карточках):

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

А. Шибаев

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой засучив рукава.

В. Викторов

в). Последнее задание потребует от капи­танов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических спо­собностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попро­буйте передать его

значение с помощью предметов, жестов

А команда должна назвать его.

На карточках записано: водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обещанного); льёт как из ведра (очень сильным потоком, струёй — о проливном дожде); связать по рукам и ногам (лишать возможности свободно действовать, ставить кого-то в зависимость от определённых условий);, намылить шею (побить, поколотить кого-либо; задать взбучку, дать нагоняй); смотреть сквозь пальцы (умышленно не замечать ничего предосудительного в чём-либо); сидеть на шее (быть на содержании, иждивении, обременяя кого-либо); бросать перчатку (вызывать кого-либо на борьбу); заглядывать в бутылку (время от времени напиваться); срывать маску (обнаруживать, показывать истинную сущность, настоящее лицо; разоблачать); тянуть за уши (всячески помогать кому-либо, обычно малоспособному, нерадивому человеку в учёбе, продвижении по службе).
Объявляется итог конкурса и общий счёт.

(Слайд 8: слайд-сюрприз).
7. Учитель. Обратите внимание, ребята, что многие из названных

вами сочетаний слов могут быть как устойчи­выми, так и

свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предло­жение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая — составляет предложение с этим же соче­танием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.

После 6 примеров команды меняются ролями.

Дети выполняют письменно задание под звуки романтической лёгкой музыки, а потом читают ответы по очереди: прямое

значение – фразеологизм.

(Слайд 9) Гладить по головке,

кормить завтраками,

вырвать с корнем,

поставить в тупик,

ходить на цыпочках,

пальцем не пошевелить
(Слайд 10) Протянуть руку,

прокладывать дорогу,

выйти из строя,

сесть в лужу,

намылить шею,

цены нет.
В это время конкурс болельщиков

Фразеология. Тест

(Болельщики команд отвечают по очереди)
Выберите правильное толкование фразеологизмов.
18. Не видеть дальше собственного носа

а) человек близорук; б) ни во что не вни­кать; в) забыть очки.

19. Не за горами

а) далеко; б) близко; в) вместе.

20. Не по дням, а по часам

а) быстро; б) медленно; в) равномерно.

21. Не упускать из виду

а) всматриваться вдаль; б) далеко видеть; в) контролировать.

22. Ни в зуб ногой

а) не знать зубной боли; б) не уметь бить­ся; в) ничего не знать.

23. От А до Я

а) выучить алфавит; б) полностью; в) всё знать.

24. От всего сердца

а) много; б) полностью; в) искренне.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconКонспект открытого урока по чтению в 4 классе На тему: В. П. Катаев
Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconИгры на уроках русского языка
Подготовила учитель начальных классов высшей категории, старший учитель, заместитель директора поувр донецкого многопрофильного лицея...

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconУрок квн в 6 классе
Колесникова М. М. – учитель географии высшей категории, учитель – методист, Донецкий лицей №37, руководитель мо учителей географии...

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconПодготовила: Пашко Н. А. – учитель обжд, специалист высшей категории,...
Материалы и оборудование: выставка книг, доска украшена табличками: «Ученые», «Историки», «Статисты», «Медики»

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconПрограмма курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов...
Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского...

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconУчитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист,...
Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории icon«Les repas»
Заморий Л. В., учитель французского языка, учитель высшей категории, старший учитель

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconНастоящее –ступенька к будущему. Директор увк «Школа-лицей» №1 пгт...
...

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconИгра по правовому воспитанию обучающихся 9-10 классов
Подготовила и провела: учитель истории, зам директора по вр жилина Надежда Сергеевна

«Мы начинаем квн » «Знаете ли вы фразеологизмы?» Подготовила и провела учитель высшей категории iconО. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое...
О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<