Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с




НазваниеГ 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с
страница1/6
Дата публикации01.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6
ББК 88.8 Г29

Гейдебранд К.

Г 29 О душевной сущности ребёнка: Реф. пер, с нем. Г.Е. — Мн.:ТПЦ «Полифакт», 1991. — 80 с.

ISBN 5-7815-1480-5

Эта книга написана рукой прирожденного педагога, который не только глубоко знает детей, но любит и понимает их. Написанная в 30-х годах, она сегодня возвращает нам свежесть и неординарность взглядов на душевную жизнь ребенка. Мысли, наблюде­ния и рекомендации автора представляют несомненный интерес не только для про­фессиональных воспитателей, но и для всех родителей.

Г 0303050000 ББК 88.8

© Российский открытый университет (РОУ), 1991 © ТПЦ «Полифакт», 1991 © Оформление А.Ружо, 1991

ISBN 5-7815-1480-5

В нашем мире мы постоянно окружены чудесами. Каждый раз заново соверша­ется чудо в возникновении человека, но это нас недостаточно трогает, так как мы к этому привыкли. Иначе каким откровением являлась бы сущность «образу­ющих сил»! Они берут то, что им дает материнский организм после зачатия, и формируют человеческий облик ребёнка. Они формируют сферическую округ­лость головы, цилиндрическое туловище, лучевидные конечности. Они образуют каждый отдельный орган согласно его особой пластике. Они в своём творчестве определяются мудростью, которая кажется непостижимой. Никакая наука не может проникнуть настолько глубоко в эту мудрость, чтобы её скопировать. Это живая, пронизанная силой воли мудрость.

Кто непредвзято углубится в сущность «образующих сил», от того не усколь­знет, что они действуют творчески и что всё, образуемое ими, — прекрасно. Прекрасна выпуклость черепной коробки, косточки, которые у младенца ещё не срослись, а раскрыты, как лепестки цветка. Прекрасны нежные формы косточек позвоночника, которые, кажется, скопированы с фигурки летящего ангела.

Эти силы можно не только созерцать, их следует ощупать кончиками пальцев, а лучше всего взять в руки кусок воска или глины и получить понятие об

моделирует (лепит), понимает в формирующемся телесном облике ребёнка больше, чем тот, кто только изучает анатомию.

Современное человечество достигло грандиозных вершин в научном пости­жении природы и её сил. Но одних этих знаний недостаточно, чтобы постичь чудо формирующегося человеческого тела, животворных «образующих сил». Ибо здесь природа работает как художник (творец), и она открывается лишь художественному рассмотрению. Если мы хотим приблизиться к жизненному процессу, то мы должны пронизать научное мышление художественным взгля­дом. Маленький ребёнок полностью получает телесный образ только после рождения. Мы говорим: «Он растёт». Он погружается в текущие, строящие. формирующие процессы «образующих сил». Весь мир содействует возникно­вению человеческого тела. Зачатие пускает в действие небесные и земные силы. И душевно-духовное существо ребёнка может появиться позднее и раз­виться до гениальности, что содействует формированию его тела. Душа и дух жертвуют собой в этот момент, чтобы стать телом и сформироваться в том, что является задатками. Тело получает свой образ как будущий носитель индивиду­альной сознательной Души и- деятельного Духа. Оно формируется из условий, которые душа создает сама до рождения, из опыта прошлой земной жизни.

Рассмотрим новорождённого. Его маленькое тело представляет собой зачаток, из которого должно развиваться человеческое существо. Голова младенца, непомерно большая, в процессе роста ребёнка приходит в гармоническое соотношение с остальным организмом, как у взрослого человека. Но этот про­цесс протекает очень различно, и нет двух детей, у которых он протекал бы одинаково.

Существуют дети, голова которых непомерно велика (не имеются в виду болезни — гидроцефалия или рахит). У такого ребёнка лоб очень выпуклый, а личико маленькое.

Что означает, когда говорят, что ребёнок «вырастает из головы»?

Это означает, что «образующие силы» головы охватывают обмен веществ и действуют формирующе. Это также значит, что «голова» (нервная система) ещё не стала источником представлений и мыслей, как у взрослого, но является ещё органом обмена веществ.

Если у ребёнка силы обмена веществ ещё длительное время действуют, как у младенца, тогда голова остается большой и является в большей степени жизненным органом, чем органом сознания. У такого ребёнка при ходьбе и беге голова как будто тянет своим весом к земле.

Какая душа живёт в этом маленьком теле с большой головой? Душа мечта­тельная, в некоторых случаях слабосознательная, ощущения которой поверхно­стны, понятия расплывчаты, представления не имеют чётких контуров. С возрастом это сгладится — не только голова станет меньше по отношению к телу, но и душевная жизнь будет взрослеть,

Фантазия «большеголовых» детей удивительно богата. Их живопись мало контурирована, их рисунки хаотичны. В маленьком художнике хаос живёт как живописный, наполненный Космос. Они часто не могут подобрать слова, чтобы передать взрослому свои переживания,

Эти дети прекрасно играют. Их фантазия безгранична. Щепочка становится ^ у них то куклой, то слоном, то ещё чем-нибудь. Родителей часто пугает фантазия таких детей. Воспитание детей с большой головой ставит определённые задачи. Во-первых, нельзя пытаться просто уничтожить фантазию. Для дальнейшей i жизни очень хорошо, если во взрослом человеке сохранилось много творческих сил, фантазии. Об «интеллектуальности» достаточно заботится школа. Воспита­тель должен сохранить жизнь фантазии. Можно только постепенно, нежно вызывать сознательные силы в деятельности детей. Во время занятий рисова­нием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особен­но в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него

начнёшь голубым».

Школьный период является для детей с большой головой тяжёлой нагрузкой. Ребёнок должен одним махом преодолеть своё мечтательное, «играющее» существо. Трудностью являются чтение и письмо, которые даются в более или менее абстрактной форме, без художественного образа, в быстром темпе. Обычно это не обходится без нарушения здоровья, дети становятся бледными и вялыми.

Для таких детей буквы должны быть получены из простых изображений, надо идти от письма к чтению, а не наоборот, как это обычно делается. Также к миру чисел они должны быть подведены через ритм (ритмические прыжки, хлопки). «Большеголовые» дети равнодушны к заботам учителя, отвлекаются, не смотрят, когда он что-то показывает. По темпераменту они относятся к сангвиникам и флегматикам.

Можно помочь нервной системе правильно взаимодействовать с системой обмена веществ, если следить, чтобы дети с большой головой получали с пищей достаточно соли.

Таким детям также полезно умываться по утрам холодной водой.

Может быть так, что большая вначале голова младенца через некоторое время

становится маленькой. Такие дети отличаются от детей с большой головой. Они рано становятся точными наблюдателями с ясными понятиями и чёткими пред­ставлениями. Их игры выдают, о чём они думают. Они охотнее играют с закон­ченными игрушками, например, с железной дорогой, которая выглядит, как настоящая. Они часами могут заниматься механическим конструктором, точно и систематично копируя представленные модели.

Чтобы познакомиться с различными свойствами детей с большой головой и с маленькой, нужно пойти с ними в лес. Ребёнок с большой головой скоро начнёт самозабвенно строить из мха, коры, еловых веток и гальки, например, крестьянский двор, вокруг огород из цветочков и «луг», на котором пасётся «скот» из буковых орешков и шишечек. Ребёнок с маленькой головой охотнее идёт рядом со взрослым и задаёт осмысленные вопросы, например: «Кто создал деревья?», «Как они растут?»

Когда ребёнок с маленькой головой рисует, он всегда имеет чёткое пред­ставление о том, что хочет изобразить.

Разумеется, в жизни эти вещи не всегда так отчётливо выражены, однако более или менее чёткое различие существует.

Дети, у которых верх взяла нервная система, становятся взрослее, рассуди­тельнее, чем те, у которых преобладает система обмена веществ. Особенно это

8

Дети с маленькой головой усваивают всё это быстро. Их родители горды, когда дети в своих рисунках чётко изображают дом, дерево, собаку...

Воспитатель должен принять контрмеры при воспитании такого «интеллек­туала», Например, ребёнок должен больше рисовать жидкими красками, каран­даши следует убирать подальше. Необходимо следить также, чтобы он меньше рисовал контурами, больше раскрашивал поверхности. Нужно больше расска­зывать интересные сказки, легенды, были., <

Легко можно видеть, что у таких детей, которые не только имеют маленькую голову, но часто бывают бледными, процессы обмена веществ должны быть значительно усилены для того, чтобы питать нервную систему-. Поэтому они нуждаются в большом количестве сахара в пище. Эти дети должны получать много спелых фруктов, мёда, сахарозы и т.п., а не конфет и других сладостей, которые разрушают зубы и портят желудок. В исключительных случаях можно

^ II. О ДУШЕВНЫХ СВОЙСТВАХ РЕБЁНКА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ И ОБРАЩЕНИЕ С НИМИ

Никакое существо не может быть воспитано должным образом, если воспита­тель не знает его жизненных условий, его способностей и особенностей. Боль­шинство основных ошибок в воспитании детей происходило из-за того, что воспитатели не знали детей. Оттого, как действуют в ребёнке образующие силы, зависит бесконечно много. Здесь приводится описание четырех детей, в кото­рых эти силы действуют различно.

Ребенок-сангвиник

У пятилетнего Кнуда рыжеватые локоны, синие глаза и изящный вздёрнутый нос. Верхняя губа немного выдаётся над нижней. Он не очень высок для своего возраста, но гибок и строен. Его голова довольно велика, а конечности подвиж­ны, Он любит ходить на носочках, но, когда ему хочется, может ходить твердо. В прыжках он чрезвычайно ловок. Спускаясь по лестнице в сад, он перепрыги­вает сразу несколько ступенек. Если Кнуд падает, то на глазах мгновенно появ­ляются слезы, но он быстро утешается. По характеру его можно отнести к тем детям, которые смеются со слезами на глазах. Он может быстро отвлечься от

10

птички. Мама называет его «воробей», а бабушка — «ящерка», и оба названия ему подходят. '

У него чистый высокий голос, он очень музыкален. Хотя взрослые, всячески порицая, называют его рассеянным, разбросанным и легкомысленным, поверх­ностным, несерьёзным и т.д., всё же он — всеобщий любимец. Потому что он — «ребёнок в себе», и это вызывает большую симпатию окружающих.

А как обстоит дело с его здоровьем, сном, аппетитом? Он в общем здоров, кроме лёгких детских простудных заболеваний, которые быстро преодолевает. Ест охотно, но. немного. Он и в этом, как «птичка»: охотнее «клюёт», чем «набивает рот». Мясо, яйца, мучное и картофель он не любит, предпочитает овощи и фрукты, также охотно ест солёное и кислое. Засыпает быстро и легко просыпается. Утром встаёт очень ранд. Он — «гармоничный маленький чело­век»,

Как действуют «образующие силы» в ребёнке-сангвинике? Они проявляются в ритмической природе дыхания' и кровообращения, в пульсирующих ударах сердца, во вдохах и, выдохах. Кажется, что воздух в большей степени является элементом ребёнка-сангвиника, чем земля, над которой он как бы парит. Он любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья. У взрослого началась

бы морская болезнь, если бы он попытался так кружиться и качаться, как ребё­нок.

Как ритмично дыхание, кровообращение, так должны быть ритмичны повсед­невная жизнь и игра ребёнка. Нет ничего более важного в воспитании, чем спокойный ритм ежедневного образа жизни, для ребёнка-сангвиника это жиз­ненная необходимость. Ритм — его сущность. Но этот ритм быстрее, чем ритм взрослого (частота пульса, дыхания выше, чем у взрослого). Ребёнок не может долгое время быть сосредоточенным на чём-либо, так как сосредоточиться — значит «вдохнуть», но вслед за этим вскоре должен последовать «выдох». Быть «непостоянным» — не порок, а свойство этого темперамента и этого возраста, Воспитатели называют таких детей невнимательными, поверхностными, легко­мысленными. Но дети-сангвиники могут позволить себе иметь лёгкие мысли!

Есливслучае сКнудомможнонетревожиться и надеяться, чтосовременем он изменится, то подвижность его кузины такого же возраста уже вызывает опасение. На ее примере можно видеть, во что может выродиться сангвиниче­ский темперамент, если он переходит границы. Когда Кнуд смеется и от смеха валится на землю, Сюзи вообще долго не может остановиться от смеха. Она смеется безудержно, чтобы в конце концов так же безудержно реветь. Она выхватывает игрушку из шкафа и бросает на пол, но не играет, а тут же

12

задает вопросы и живо интересуется, потом он переворачивает следующий лист, чтобы встретить новую картинку радостным криком. Сюзи едва смотрит на картинки, она хочет переворачивать страницы все дальше и дальше, не углубля­ясь в рассмотрение. Если она и задает вопросы, то не ждёт ответа. Кнуд не слишком нежен, но он любит и уважает своих родителей, чувствует связь с братьями и сестрами. Сюзи плавает по поверхности жизни и слишком легка, чтобы привязаться к окружающим ее людям. Существует опасность.что она может стать слабоумной, так как она не может углубиться в суть вещей. Как можно ее от этого уберечь, как ей помочь?

^ Обращение со слишком выраженным сангвиником

Если Сюзи полюбит какого-либо человека из ее окружения, а это зависит от отношения взрослых, то с этим в ее жизни появится постоянство. Ведь нет ничего более существенного для ребенка, чем любовь к воспитателю и родите­лям.

Только взрослый сможет удержать «сверхсангвиника» сначала на короткое, а потом все более длительное время за каким-либо занятием: за игрой, рассмат-

это получится. Хорошо также чередовать занятия с отдыхом. Чем активнее работает фантазия ребенка при рассматривании меняющихся картинок, тем дольше ребенок сосредоточен на этом занятии. Особенно, если этим он может доставить радость взрослому, которого он любит.

Ребёнок-меланхолик

Ко дню рождения Гундулы (ей исполнилось 8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Гундулу долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда её вытащили из-под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страдани­ем во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру и почувствовала себя счастливой. Она смотрела сияющими глазами на детей и была очень огорчена, когда те стали уходить домой.

Гундула любит выискивать тёмные, укромные уголки для раздумий. Её можно найти под софой, между шкафом и дверью, иногда даже в шкафу. В её действиях много таинственного, они вытекают из её богатого внутреннего мира. В своих мыслях она сама играет большую роль: то она принцесса, то бедный брошенный ребёнок, то герой. Взрослым трудно её понять. Когда она не играет, то чаще

тельна и часто ведет себя, как взрослая. Однако она до сих пор сосёт большой палец руки, крутит волосы, грызёт ногти, и это делает её мишенью бесконечных насмешек и упреков. Её величайшее удовольствие — сидеть на ковре, сосать конфету и при этом читать сказки. Она любит длинные грустные истории. Веселые басни и комические шутки она презирает, но это только видимость, на самом деле никто так охотно и заразительно не смеется, как она.

Гундула очень открыта и чистосердечна с теми, кого любит, но иногда замыкается, как «устрица».

^ Телесные основы меланхолического темперамента

У Гундулы обычно не очень хороший аппетит, она разборчива в еде, любит сладкое. Можно назвать её лакомкой. Её очевидную антипатию вызывают ку­шанья, которые ещё сохраняют форму живности, например, рыба, цыплята и т.п. Если происхождение пищи не так очевидно, она охотно ест мясо, Гундула постоянно страдает запорами, но, к счастью, она охотно ест фрукты.

Хотя она стройна и имеет остренькое бледное личико, создаётся впечатле­ние, будто её тело очень тяжёлое, и она устала его носить. Она ходит с опущен­ной головой, согнутой спиной. Она быстро устаёт и страдает головными болями.

Жизнь в фантазиях иногда помогает ей преодолеть телесную слабость, но обычно её воля слаба, Сила притяжения земли тянет её вниз, её глаза всегда ищут землю, и она редко поднимает взгляд.

Она поздно засыпает, так как в постели её стремление размышлять и придумывать различные истории особенно сильно. Утром она чувствует себя усталой, долго находится в плохом настроении. Она боится холодной воды, больше всего любит тепло.

Гундула имеет предрасположенность к близорукости, а поскольку она много читает в постели в сумерках, ей скоро предстоит носить очки, У неё неплохой слух, она безусловно музыкальна (играет на пианино, на скрипке, любит петь).

Гундула душевно и телесно — нежный ребёнок, требующий много заботы и любящего понимания.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconМиллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconМиллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconПезешкиан Н. 33-и 1 форма партнерства: Пер с нем
Пезешкиан Н. 33-и 1 форма партнерства: Пер с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.: ил

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconУчреждение Турклуб «Гряда»
Пер. Новосибирцев – Пер. Карачик)(1Б) – Лед. Плоский – оз под лед. Плоский Лед. Менсу – (пер. Веселый – пер. Солнечный )(2А) – пер....

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconКроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер с англ. Т. К. Кругловой
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconРад М. Б 88 Психосоматическая медицина: Кратк учебн. / Пер с нем....
Б 88 Психосоматическая медицина: Кратк учебн. / Пер с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка; Предисл. В. Г. Остроглазова. – М.: Гэотар...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconФопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:...
Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256...

Г 29 о душевной сущности ребёнка: Реф пер, с нем. Г. Е. Мн.: Тпц «Полифакт», 1991. 80 с iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<