Социальное конструирование реальности




НазваниеСоциальное конструирование реальности
страница1/20
Дата публикации15.06.2013
Размер3.01 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Питер Бергман

Томас Лукман
Социальное конструирование реальности
Трактат по социологии знания.

Московский философский фонд.

«Academia-Центр»

«МЕДИУМ» Москва 1995.


Перевод Е. РУТКЕВИЧ

Художник Е. МИХЕЛЬСОН

ISBN 5-85691-036-2

© Издательство "Медум" перевод на русский язык 1995

Предисловие


Эта книга была задумана как систематический тео­ретический трактат по социологии знания. Поэтому в наши цели не входили ни исторический обзор данной дисциплины, ни толкование учений различных авторов на том или ином этапе развития социологической тео­рии, ни показ того, что могло бы возникнуть в резуль­тате синтеза этих различных учений. В наши цели не входила и полемика. Критические замечания по тем или иным теоретическим вопросам были даны (не в тексте, а в примечаниях) только там, где это способ­ствует более глубокому пониманию нашей собствен­ной аргументации.

Сущность нашей аргументации изложена во втором и третьем разделах книга ("Общество как объективная реальность" и "Общество как субъективная реаль­ность"). Во втором разделе излагается наше понимание проблем социологии знания. В третьем разделе показа­но, как применяется это понимание к уровню субъек­тивного сознания, выступающее тем самым в роли тео­ретического моста, соединяющего социологию знания с проблемами социальной психологии. Первый раздел представляет собой то, что лучше всего можно назвать философскими пролегоменами к нашей аргументации в контексте феноменологического анализа реальности повседневной жизни ("Основы знания повседневной жизни"). Читатель, которого интересует лишь социо­логическая аргументация, может пропустить эту главу, но он должен иметь в виду, что некоторые ключевые понятия, использующиеся впоследствии, определяются именно здесь. Хотя наша цель не имеет исторического характера, мы должны объяснить, почему и чем наша концепция социологии знания отличается от тех концепций, которые обычно подразумеваются под этим названием. Это мы делаем во введении. И в конце мы даем некоторые заключительные примечания для то­го, чтобы показать, что мы воздаем должное как соци­ологической теории вообще, так и определенным обла­стям эмпирических исследований, к которым мы обра­щаемся в процессе нашей работы.

Логика нашей аргументации неизбежно приводит к определенным повторам. Так, некоторые проблемы, рассматривающиеся в первом разделе в рамках фено­менологических скобок, во втором разделе анализиру­ются уже вне этих скобок с целью показать их эмпири­ческий генезис, а в третьем разделе они вновь становят­ся предметом нашего исследования, но уже на уровне субъективного сознания. Насколько возможно, мы ста­рались сделать эту книгу читабельной, не нарушая ее внутренней логики. И мы надеемся, что читатель пой­мет причины этих повторов, которые были неизбежны.

Ибн-Аль-Араби — великий мусульманский мистик, восклицает в одной из своих поэм: "О, Аллах, избави нас от моря имен!" Мы часто повторяли это восклица­ние в своих лекциях по социологической теории. По­этому мы решили исключить все имена из данной аргу­ментации, которую можно считать выражением нашей собственной позиции без постоянных ссылок на авто­ритеты типа "Дюркгейм говорит это", "Вебер говорит то", "Здесь мы согласны с Дюркгеймом, но не с Вебером", "Мы полагаем, что Дюркгейм был неправильно понят в этом вопросе" и т.д. Эта наша позиция, не воз­никающая ex nihilo, прозрачна на каждой странице, и мы хотим, чтобы ее судили по ее собственным заслу­гам, а не исходя из ее экзегетических или синтетичес­ких аспектов. Поэтому все ссылки как на аргументы, так и на источники, к которым мы обращаемся, поме­щены в примечания (хотя всегда кратко). В результате эти примечания стали довольно пространными. Это не значит, что мы отдаем дань ритуалам научности (Wissenschaftlichkeit), скорее это отвечает требованиям исторической признательности.

Проект этой книги впервые был задуман летом 1962 года в ходе неторопливых бесед на прогулках в Альпах, в Западной Австрии. Первоначальный план книги был составлен в начале 1963 г. В то время пред­полагалось участие еще одного социолога и двух фило­софов. Другие участники по разным причинам были вынуждены отказаться от активной работы в проект, но мы хотим выразить благодарность и большую при­знательность за постоянные критические замечания Хансфриду Кельнеру (в настоящее время работающим во Франкфуртском университете) и Стенли Пулбергу (ныне работающему в Ecole Pratique des Hautes Etudes).

Насколько мы обязаны позднему Альфреду Шюцу, станет ясно из последующего изложения. Однако уже сейчас нам хотелось бы отметить, какое большое вли­яние на наше мышление оказали учение и работы Шю-ца. Наше понимание Вебера во многом обусловлено учением Карла Майера (Graduate Faculty, New School for Sociaal Research), так же как наше понимание Дюркгейма обусловлено интерпретацией Альберта Соломона (Graduate Faculty). Лукман, вспоминая плодотворные беседы как во время обучения в колледже Хобарта, так и в ряде других случаев, хотел бы выразить призна­тельность Фридриху Тенбруку (Франкфуртский уни­верситет). Бергер хотел бы поблагодарить Курта Воль­фа (Brandeis University) и Антона Зийдерфельда (Uni­versity Leiden) за их критические замечания и интерес к идеям, воплощенным в этой книге.

В работах подобного рода обычно выражают при­знательность и тем, кто внес свой косвенный вклад: же­нам, детям и т.п. Только для того, чтобы нарушить этот обычай, мы хотели бы посвятить эту книгу некоему Jodler из Бранд-Форарльберга. Тем не менее мы хотим поблагодарить Бригитту Бергер (Hunter College) и Бениту Лукман (University Freiburg) не только за исполне­ние ими семейных ролей, не имеющих к науке никако­го отношения, но и за их критические замечания как ученых и отказ от того, чтобы наша работа производи­ла легкое впечатление.
^ Питер Бергер

Graduate Faculty New School for Social Research
Томас Лукман

University Frankfurt
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальное конструирование реальности iconБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с

Социальное конструирование реальности iconБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с

Социальное конструирование реальности iconБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с

Социальное конструирование реальности iconСоциальное конструирование реальности
В наши цели не входила и полемика. Критические замечания по тем или иным теоретическим вопросам были даны (не в тексте, а в примечаниях)...

Социальное конструирование реальности iconВопросы к экзамену по курсу «Философия культуры»
...

Социальное конструирование реальности iconСоциологическое конструирование реальности: заметки по социологии системного знания
...

Социальное конструирование реальности iconКонструирование плотин и их элементов
Конструирование водосбросных бетонных и железобетонных плотин и их элементов на нескальных основаниях следует выполнять в соответствии...

Социальное конструирование реальности iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии

Социальное конструирование реальности iconС 1 сентября отчеты по единому взносу на социальное страхование подаются в органы Миндоходов
Бязательное государственное социальное страхование к функциям органов Миндоходов, с 1 сентября 2013 года отчеты относительно сумм...

Социальное конструирование реальности iconВадим Зеланд Управление реальностью Серия: Трансерфинг реальности 4
Это четвертая книга о Трансерфинге – загадочном аспекте реальности, породившем столько эмоций в читательской аудитории

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<