Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной»




НазваниеМетодическое пособие к курсу «Одесса мой город родной»
страница1/23
Дата публикации23.02.2013
Размер3.11 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОДЕССКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Методическое пособие к курсу
«Одесса - мой город родной»

8 класс

Одесса - 2012


Одобрен методическим советом информационно-методического

центра управления образования и науки Одесского городского совета,
протокол № 4 от 14.12.2011 г.


Авторы и составители:

городская творческая группа учителей истории:


^ Волковская Т.И.

методист высшей категории, учитель-методист, методист информационно-методического центра управлении образования и науки Одесского городского совета (руководитель группы);

^ Войтович И.А. –

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесского юридического лицея;

Джафарова С.Г.

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесской специализированной общеобразовательной школы № 117 І-ІІІ ступеней;


^ Долодаренко С.А.

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесского учебно-воспитательного комплекса № 4 „Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней - гимназия”;

^ Ободовская В.И.

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесской гимназии № 7;

Таран Н.Ф.

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесской общеобразовательной школы № 69 І-ІІІ ступеней;

^ Юркова Л.Г.

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесской общеобразовательной школы № 48 І-ІІІ ступеней.




Научные консультанты:

Фасоля А.Н. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогики НАНП Украины;

^ Левчишена О.М. кандидат исторических наук, и.о. доцента Одесского областного института усовершенствования учителей.

РАЗДЕЛ І. Северное Причерноморье с древнейших времён до ХІХ века

Урок 1. От первобытного общества к античному полису

Цели урока:

  • ознакомить учеников с целью и задачами курса; сформировать представление о жизни древних людей на территории Одессы; ознакомить учащихся с археологическими памятниками периода на территории города;

  • способствовать формированию умения сравнивать различные исторические периоды; характеризовать поселения на территории Одессы;

  • способствовать повышению интереса к изучению истории города, пониманию беспрерывности исторического процесса.

^ Основные термины и понятия: карстовые пещеры, неандертальцы, усатовская археологическая культура, Жевахова гора, гавань Истриан, каботажное плавание, «Дикое поле», полис, курганы.
Основные даты и события:

40-60 тыс. лет тому назад – расселение первобытных людей на территории края;

^ 5 тыс. лет тому назад – усатовская археологическая культура;

VІІ в. до н.э. – античные полисы на территории Одесщины.

Оборудование урока: карта Одессы и Одесской области, иллюстрации к теме урока, карточки с названием археологических памятников Одессы.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

І. Организационный момент

Приветствие. Создание эмоционального настроения класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

Мы с вами живем в прекрасном городе на берегу Чёрного моря – Одессе. По-разному можно относиться к Одессе, у каждого человека этот город свой. Продолжите предложение: «Одесса для меня …»

Ученики по желанию высказывают мысли, что значит для них Одесса, как они воспринимают город. Учитель подводит итог, подчёркивает, какие мысли повторялись чаще, какие были оригинальными.

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомиться с курсом «Одесса мой город родной». За год мы познакомимся с долгим и славным путём развития нашего города, с разными периодами жизни Одессы, узнаем о многих людях, которые прославили город.

^ Учитель знакомит учеников с содержанием курса, целями и задачами.
ІІІ. Изучение нового материала

1. Поселения первобытных людей.

Предварительная беседа с учениками

  • Как вы думаете, были ли на территории современной Одессы древние люди? Если да, то где они могли жить?

  • Вспомните археологическую периодизацию первобытного строя.

  • Когда на территории Украины появились первобытные люди?

  • Что вам известно о жизни древних людей?

Рассказ учителя. Во время рассказа учитель прикрепляет к настенной карте Одесской области карточки с названием археологических памятников.

Первые следы древнего человека на территории современной Одессы относятся к периоду раннего палеолита (40-60 тыс. лет тому). На правом берегу Куяльницкого лимана, вблизи с. Ильинка, в 20 километрах на север от Одессы, найдена карстовая пещера. Такие пещеры образовывались вымыванием известняка подземными водами. Эту пещеру неандертальцы использовали как жилище, или ритуальное место. Кроме орудий труда, сделанных из камня, археологи тут нашли множество костей животных, на которых охотились древние. Это были бизоны, дикие лошади, волки, носороги, но больше всего было костей пещерного медведя. Древние могли одолеть этого зверя только группой, слаженными действиями, с использованием камня, деревянных рогатин.

Ситуация значительно изменяется в поздний период каменного века (35-8 тыс. лет до н.э.). В это время заметно увеличивается численность населения. Это уже были наши предки - Homo sapiens (человек разумный). Ближайшее к Одессе поселение этого периода - известная стоянка около с. Усатово. Люди охотились на бизонов, диких лошадей, мамонтов. Значительную часть их пищи составляли продукты собирательства. В это время люди изготавливали разнообразные орудия труда – резцы, скребки, ножи, наконечники дротиков и копий. Начинается широкое использование изделий из кости – гарпуны, наконечники копий, иголки.

  1. Кочевые племена на территории Одесщины.

Беседа с учениками.

    • Какие племена вели кочевой образ жизни? Чем это было вызвано?

    • В чем особенность жизни кочевых народов?

^ Рассказ учителя.

В эпоху неолита (IV-V тыс. лет до н.э.) произошла неолитическая революция – переход к земледелию и скотоводству. Природа и степной ландшафт Юга способствовали разведению домашних животных. Так в медно-каменную эпоху (IV-ІІІ тыс. лет до н.э.) в степной зоне Украины сформировался специализированный тип скотоводства, основанный на разведении мелкого и крупного рогатого скота, коней. Чтобы прокормить многочисленные поголовья лошадей, овец, коз, необходимо было кочевать, совершая большие переходы с места на место в поисках новых пастбищ. Такой образ жизни называют кочевым. Сведения о древних скотоводах преимущественно получаем, исследуя курганы. Курганы – высокая земляная насыпь, место захоронения людей. В них хоронили рядовых общинников и старейшин родов, жрецов. На территории современной Одессы сохранилось несколько курганов, в частности, на территории I-го еврейского кладбища. Один из таких курганов раскопан в Одесе в районе Слободки-Романовки. Его уникальность в том, что это было место захоронения людей разных эпох и культур на протяжении полутора тысяч лет.

Недалеко от кургана в Слободке-Романовке исследованы поселения известной усатовской культуры. Пять тысяч лет тому назад на территории современного с. Усатово, под Одессой, находилось поселение людей медного века. В честь названия села, где были сделаны первые находки, самобытную культуру назвали Усатовской, хотя распространялась она и на территории Молдавии и Румынии. Население усатовской культуры появилось на руинах исчезающей Трипольской культуры, впитывая в себя также прибывших с приуральских степей кочевников. От трипольцев усатовцы переняли керамику и манеру строительства жилищ, а от пришлых степняков – сооружение курганов над могилами своих предков. Усатовцы были кочевыми скотоводами, а также они были ещё первыми в районе Одессы оседлыми земледельцами. С этих мест усатовцы мигрировали на Балканы, где сыграли свою роль в становлении местных этносов, став предшественниками древних греков и фригийцев.

В первой половине II тысячелетия, которое относится к эпохе бронзы, происходит ощутимый рост роли кочевого скотоводства. Это период активных миграционных процессов. Но уже в середине II тысячелетия вместе с постепенным изменением климата в пользу земледелия вновь появляются поселения оседлых земледельцев, хотя роль скотоводства не уменьшается. Это были носители сабатиновской культуры, которые населяли степную территорию от Дуная до Днепра и Крым. В ХIII – ХII в. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье существовали сотни поселений сабатиновцев, в том числе и вблизи Одессы (Большой Куяльник, Сухой Лиман). Они выращивали несколько сортов зерновых культур, знали садоводство, занимались литьём бронзы, изготавливали из бронзы не только оружие, но и украшения, орудия труда – серпы, топоры. Однако в конце II тыс. до н.э. эпоха первобытнообщинного строя завершается. В обществе саботиновцев зарождаются объективные кризисные явления. Экономика пришла в упадок, значительно уменьшается количество поселений.

  1. Одесские земли в античный период.

Предварительная беседа.

    • Что мы называем античностью?

    • Что такое греческая колонизация?

    • Какие причины греческой колонизации?

    • Что привлекало греков-колонистов в Северном Причерноморье?


Рассказ учителя.

Античным предшественником Одессы является греческий город Гавань Истриан, который находился на территории современной центральной части Одессы два с половиной тысячелетия назад. Останки этого древнего города сохранились под всем Приморским бульваром на глубине 1,5 м. Со стороны нынешнего Оперного театра к древнему городу примыкал некрополь (кладбище). Высокие курганы размещались на площади Греческой, пока их не снесли при строительстве рыночных сооружений молодой Одессы в 1803 году. Также захоронения были найдены на углу улиц Екатерининской и Греческой, в Пале-Рояле, районе Театрального переулка. В захоронениях были найдены фрагменты греческих ваз и амфор. Жилые кварталы древнего города состояли из каменных строений с черепичными крышами. Там, где сегодня располагается Морвокзал, в античное время располагался порт. Однако самый старый район Гавани Истриан находится около Воронцовского дворца. Первые греческие колонисты построили тут временные землянки, соорудили ямы для хранения зерна, устроили культовые площадки (в середине VI в. до н.э.). Одним из главных занятий первых поселенцев была рыбалка, о чём свидетельствуют найденные археологами около землянок рыболовные грузила.

Гавань Истриан – самый древний и самый крупный античный населённый пункт на территории Одессы. Древние греки основали вокруг Одесского залива 12 поселений. Самые значительные из них поселения - Сухой Лиман, напротив современного г. Ильичёвска, Жевахова гора, на возвышении между Хаджибеевским и Куяльницким лиманами, Лузановка, на территории современного лагеря «Молодая Гвардия».

Лузановские поселения и Гавань Истриан находились на разных сторонах залива и были соперниками, поскольку вдоль Хаджибеевского лимана в IV в. до н.э. проходила граница между территориями двух самых больших греческих государств того времени – Истрией и Ольвией.

На Жеваховой горе в V - IV вв. до н.э. размещалось грандиозное святилище, посвященное древнегреческой богине Деметре, покровительнице плодородия и земледелия. В дары приносились амфоры, рыбные тарелки, искусная чёрнофигурная керамика, перстни, бронзовые наконечники стрел, рыболовные грузила, железные ножи и даже посуда для парфюмерии. Жеваховское святилище находилось на международных торговых путях.

( Работа с материалами экспозиций Одесского археологического музея).

Во второй половине IV – в начале III вв. до н.э. Ольвия вступает в конфликт с соседними государствами Херсонесом и Истрией. Причина конфликта была простой. С этого времени греческие моряки научились покорять морские просторы без ориентации по береговой линии (так называемое каботажное плавание). Теперь, войдя в Чёрное море, корабли заходили на стоянку в Истрию, а потом следовали сразу к Херсонесу, через открытое море, сокращая свой путь вдвое и обходя Ольвию, которая из-за этого несла убытки.

Вступив в войну с Истрией, Ольвия была заинтересована в перераспределении сфер влияния в регионе с целью подрыва престижа своих могущественных соседей. Гавань Истриан была пограничным форпостом Истрийского государства, располагаясь на рубежах с Ольвийским полисом, которому подчинялась Лузановка.

В результате военных столкновений Гавань Истриан приходит в запустение в начале III в. до н.э. Лузановское поселение существовало ещё сто лет. Прекращение жизни античных поселений и городов связано с вторжением на территорию Северо-Западного Причерноморья диких кочевых племён гуннов в 375 году. На долгие столетия земли вокруг Одесского залива превращаются в незаселенные «Дикие Степи».

^ IV. Закрепление и повторение изученного материала

Игра «Верю - не верю».

1. Первые следы древнего человека на территории современной Одессы относятся к периоду раннего палеолита (40-60 тыс. лет тому назад).

2. На территории Северного Причерноморья в первобытные времена водились пещерные медведи, носороги, мамонты.

3. На территории села Усатово ученые открыли археологическую культуру трипольцев.

4. На месте современной Одессы не было ни одного кургана кочевых племён.

5. Усатовская культура вобрала в себя элементы трипольской культуры и культуры кочевников приуральских степей.

6. Античным предшественником Одессы является греческий город Гавань Истриан, который находился на территории современной Лузановки.

7. На Жеваховой горе в V - IV в. до н.э. размещалось грандиозное святилище, посвященное древнегреческой богине Деметре.

8. Древние греки основали вокруг Одесского залива 12 поселений.

9. Прекращение жизни античных поселений и городов связано с вторжением на территории Северо-Западного Причерноморья войск персов.

Взаимопроверка письменной работы «Верю - не верю». Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учеников на уроке.

  1. Итоги урока. Рефлексия

В прямоугольники запишите хронологические рамки каждого периода. В круги - основные составляющие каждого исторического этапа развития.


Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учеников на уроке.

^ VI. Домашнее задание

Представьте, что вы побывали в гостях или у первобытных людей, или у кочевников, или у греческих поселенцев (по выбору). Напишите небольшой рассказ о своих впечатлениях.

Подберите материал для подготовки проектов по темам: «Итальянская фактория Джинестра», «Греческие города-государства в Северном Причерноморье», «Строительство и развитие Хаджибея», «Украинское казачество в Северном Причерноморье», «Русско-турецкие войны конца ХVIII века» (по выбору).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconПрограмма курса „ Одесса -мой город родной” «Одесса мой город родной»...
Одесситам есть чем гордиться. Передача подрастающим поколениям историко-культурного опыта, выработанного нашими соотечественниками...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Ивановна. Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconФорумы социального партнёрства
«Одесса – мой город родной». На городской этап конкурса поступило 28 проектов старшеклассников. Конкурсные работы рассматривались...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconВоспитательное мероприятие -проект «одесса мой город родной»
Цели: ознакомить третьеклассников с историей образования города, историей его развития, героической блокадой во время Великой Отечественной...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconМетодическое пособие Выборочный метод в социологии Москва 2000
Настоящее методическое пособие является результатом серии семинаров по теме «Выборочное исследование в социологии», проведенной Социологическим...

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconТема: «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!»
Развитие навыков работы в группе; лингвистических способностей учащихся; логического мышления

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной» iconУчебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа»
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<