Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа




НазваниеНиколай Яковлевич Данилевский Россия и Европа
страница1/80
Дата публикации11.09.2013
Размер8.34 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах
Приятного чтения!
Николай Яковлевич Данилевский

Россия и Европа


Данилевский Николай Яковлевич

Россия и Европа
Николай Яковлевич Данилевский

РОССИЯ и ЕВРОПА

Содержание

Глава I. 1864 и 1854 годы.- Вместо введения.

Сравнение двух годов.- Равнодушие Европы к Дании и симпатия к Турции.Голштейнский вопрос.- Восточная война; значение ключа Вифлеемского храма.Венская нота; политический образ действий Европы в переводе на сферу частных отношений.- Общественное мнение Европы.- Откуда меряние разными мерами?

Глава II. Почему Европа враждебна России?

Россия не есть завоевательное государство.- Что такое "завоевание"? Финляндия.- Остзейские провинции.- Западный край.- Польша.- Бессарабия.Кавказ.- Сибирь.- Характер русских войн.- Россия не есть гасительница света и свободы.- Священный союз.- Убийство Коцебу.- Либерализм России не уменьшает вражды к ней.- Невежество Европы относительно России.- Европа не признает нас своими.

Глава III. Европа ли Россия?

Что такое Европа? - Искусственность деления частей света.Культурно-исторический смысл Европы.- Россия не принадлежит к Европе.- Роль России по мнению Европы.- Россия есть препятствие к развитию европейской цивилизации.- Пожертвование низшим для высшего; Маркиз Поза.- Внешний политический патриотизм; ультрарусская партия.- Где примирение между народным чувством и требованием прогресса?

Глава IV. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?

Запад и Восток.- Прогресс на Востоке; Китай.- Смерть народов.- Что такое система науки? - Естественная система.- Ее требования.- Оценка общепринятой системы в науке всемирной истории.- Новая естественная группировка исторических явлений; культурно-исторические типы.- Их перечисление.Этнографический материал.

Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития

Пять законов развития типов.- Закон сродства языков и политической независимости.- Закон непередаваемости цивилизации.- Влияние Греции на Восток.- Влияние ее на Рим.- Влияние Рима.- Пересадка цивилизации.- Прививка цивилизации.- Почвенное удобрение.- Закон разнообразия и силы составных элементов типа.- Обязанности отдельного человека к своему типу.- Нельзя знать обязанностей к человечеству.- Закон краткости периодов цивилизации.- Прогресс и его пределы.- Переход из этнографического состояния в государственное.

Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому

Понятия наших западников об общечеловеческом и национальном.-- Учение славянофилов.- Не может быть единого или высшего осуществления идеи человечества.- Национальное принимается за общечеловеческое.- Род и вид.Общевидовое и всевидовое.- Славянский тип.- Идея Славянства - высшая идея для каждого славянина.- Наука не есть синоним цивилизации.- Национальность в науке.- Что такое истина? - Субъективная примесь.- Односторонность и разновременность.- Предпочтение известных предметов.- Примеры: математика.Общий ход возрастания каждой науки.- Развитие астрономии.- Пять периодов.Развитие химии.- Физика.- Ботаника.- Зоология.- Минералогия и геология.Языкознание.- Период искусственной системы.- Таблица великих ученых.- Особое направление ума у немцев.- Классификация наук.- Невозможна общая теория общества.

Глава VII. Гниет ли Запад?

Вероятно ли в настоящее время появление новой (славянской) культуры? - Что такое гниение? - В каком периоде развития находятся европейские общества? Момент высшего развития сил; результаты его наступают позже.- Пример Греции, Рима, Индии.- Определение эпохи, в которой находится цивилизация Европы.

Глава VIII. Различия в психическом строе

Деление человеческих племен Ретциуса.- Выводы из него.- Насильственность черта германо-романского типа.- Нетерпимость.- Папство.- Разделение церквей.Прозелитизм.- Торговля неграми.- Война за опиум; покровительство Турции.Отсутствие насильственности у славян.- Особенность переворотов в жизни русского народа.- Принятие христианской веры.- Освобождение крестьян.- Что такое у нас аристократизм и демократизм.- Классификация нравственных качеств.

Глава IX. Различие вероисповедное

Откровение.- Четыре понятия о церкви.- Понятие протестантское.Мистическое воззрение на церковь.- Католическое понятие.- Неосновательность папских притязаний.- Непоследовательность католиков.- "Свободная церковь в свободном государстве".- Отношение церкви и государства; брак.- Православное понятие о церкви.- Рационализм Европы.

Глава X. Различия в ходе исторического воспитания

Определение государства.- Отношение между народностью и государством.Племена несознательные.- Племена умершие для политической жизни.- Одна народность - одно государство.- Различные формы государства.- Федерация; союзное государство, союз государств и политическая система.- Происхождение государства.- Культурородная сила леса.- Зависимость как условие для развития государства.- Рабство.- Данничество.- Феодализм.- Гнет мысли и гнет совести в средневековой Европе.- Внутреннее противоречие в жизни современной Европы.Франция - самое полное выражение Европы.- Очерк французской истории.Благоприятные обстоятельства Англии.- Гнет отвлеченного государства.- Начало национальности.- Столетние периоды.- Характер XIX века.- Вопрос национальности и Наполеоны.- Связь вопросов национальных со славянским вопросом.- Особенности исторического развития России.- Призвание варягов.- Татарское нашествие.Смутное время.- Крепостное состояние.

Глава XI. Европейничанье - болезнь русской жизни

Неполное здоровье России.- Необходимость петровского преобразования.Отношение Петра к России.- Две стороны его деятельности.- Европейничанье и три его формы.- Искажение формы быта.- Вред для искусства; для ваяния.- Для живописи.- Для архитектуры.- Вред для промышленности.- Разделение русского народа на два слоя.- Влияние на инородцев.- Перенесение чужеземных учреждений.- Судебная реформа.- Адвокатура.- Освобождение печати.- Действие печати на публику.- Истинная сила периодической печати.- Times.- Смотрение на дела России сквозь европейские очки.- Наши "аристократы" и "аристократки".Союз "Вести" со всеми аристократиями.- Нигилизм.- Заискивание милости Европы.Отречение от панславизма.- Учение Монроэ.- Войны времен Александра I.Действие Восточной войны.- Гордыня России.- Польское дело.

Глава XII. Восточный вопрос

Бессилие дипломации.- Мнение историка Соловьева.- Никогда не было борьбы между Азией и Европой.- Древневосточный вопрос.- Македония.- Наследники Рима германцы, наследники Византии - славяне.- Синхронизмы, как признак разумности мироправления.- Свойства воды.- Синхронизм книгопечатания, взятия Константинополя и открытия Америки.- Различие религиозное.- Новый период восточного вопроса.- Магометанство.- Его смысл в истории.- Отношение Европы к туркам.- Польша.- Значение России.- Третий период восточного вопроса.Неясность целей России в отношении к Турции.- Необходимость соединения либеральной и национальной политики.- Значение освобождения крестьян для восточного вопроса.- Постепенное разъяснение восточного вопроса.

Глава XIII. Место Австрии в восточном вопросе

Краткий очерк истории образования Австрийского государства.- Без славян и русских невозможны были бы культура и политическое развитие Германии.Упразднение идеи Австрийского государства.- Меттерних.- Категории государственных мужей; великие политики, личности трагические и трагикомические.- Способы сохранения Австрии после Меттерниха: централизм, дуализм и федерализм; невозможность Австрии во всех этих формах.- Мысль об австрийской федерации славян.- Мысль об австро-турецкой федерации.- Идея Всеславянства.

Глава XIV. Царьград

Центральность местоположения Константинополя.- Его четыре названия и четыре эпохи его истории.- Права на Константинополь.- Что такое историческое право? - Константинополь есть res nullius.- Кому обладание Константинополем всего полезнее? - 1) Ахиллесова пята России.- 2) Величина России.- 3) Необходимость для России флота, а для флота Черного моря.- 4) Расширение нравственного влияния России от обладания Константинополем.- Царьград должен быть столицею не России, а Всеславянского союза.- Славянская федерация с Россиею во главе, как решение восточного вопроса.- Члены федерации должны быть крупны.- Цель ее не есть поглощение славян Россией.- Состав Всеславянского союза и перечисление его членов.- Польский вопрос.- Наилучшее решение его при посредстве Всеславянской федерации.

Глава XV. Всеславянский союз

Россия не может быть членом европейской политической системы.Вмешательство никогда не приносило ей пользы.- Россия должна быть противовесом Европе.- Две судьбы, предстоящие России.- Значение союза для остальных его членов.- Для Греции.- Для Булгарии. - Что такое русская интеллигенция.- Для Сербии.- Для Чехии.- Для Румынии.- Для Польши и Венгрии.- Мнимое властолюбие России.- Три разряда подданных.- Страх перед мировладычеством.- Необходимость Славянского союза для человечества.- История Европы в отношении к другим народам.- Система политического равновесия.- Главные случаи его нарушения и сохранения.- Препятствие к всемирному владычеству Европы.- Гибельный результат общечеловеческой цивилизации.- Условия и следствия Всеславянской федерации.Возведение русского языка в общеславянский.- Необходимость для борьбы с Европою.

Глава XVI. Борьба

Закон сохранения запаса исторических сил.- Правило русской политики.Россия не заинтересована в системе равновесия.- Равновесие вредно для России, а нарушение выгодно.- Отношения России к главнейшим представителям европейского могущества.- К Англии.- К Франции.- К Пруссии.- Внутренние источники сил России.- Дисциплинированный энтузиазм.- Оценка войн, веденных Россией с Европою.- Сочувствие славян.- Крестьянский надел.

Глава XVII. Славянский культурно-исторический тип (вместо заключения)

Четыре разряда культурной деятельности.- Первичные культуры.- Одноосновные культурно-исторические типы.- Европейский тип.- Троякая анархия Европы.Надежды и свойства славянского мира.- Характер славянской религиозности.Способность к государственности.- Особый характер русской политической деятельности - отсутствие владений и колоний.- Способен ли русский народ к свободе? - Русские бунты.- Общественный и экономический строй России.- Община и социализм.- Культура в тесном смысле слова.- Поглощение сил строением государства.- Противоположность между Америкой и Россией.- Задатки способностей к наукам и искусствам.- "Мертвые души".- "Борис Годунов"; "Война и мир".- Картина Иванова.- "Преображение" Пименова.- Мицкевич.- Славянство четырехосновный культурно-исторический тип.- Два потока всемирной истории.

Приложение. 3 статьи Н.Н.Страхова.

Комментарий

Послесловие. С.А.Вайгачев

ГЛАВА I

1864 и 1854 годы. Вместо введения.

Летом 1866 года совершилось событие огромной исторической важности. Германия, раздробленная в течение столетий, начала сплачиваться, под руководством гениального прусского министра(1), в одно сильное целое. Европейское status quo, очевидно, нарушено, и нарушение это, конечно, не остановится на том, чему мы были недавними свидетелями. Хитро устроенная политическая машина, ход которой был так тщательно уравновешен, оказалась расстроившеюся. Всем известно, что события 1866 года были только естественным последствием происшествий 1864 года. Тогда, собственно, произошло расстройство политико-дипломатической машины, хотя оно и не обратило на себя в должной мере внимания приставленных для надзора за нею механиков. Как ни важны, однако же, оказались последствия австро-прусско-датской войны 1864 года, я совсем не на эту сторону ее желаю обратить внимание читателей.

В оба года, которыми я озаглавил эту главу, на расстоянии десяти лет друг от друга, произошло два события, заключающие в себе чрезвычайно много поучительного для каждого русского, хотящего и умеющего вглядываться в смысл и значение совершающегося вокруг него. Представленные в самом сжатом виде, события эти состояли в следующем. В 1864 году Пруссия и Австрия, два первоклассные государства, имевшие в совокупности около 60 000 000 жителей и могущие располагать чуть не миллионною армиею, нападают на Данию, одно из самых маленьких государств Европы, населенное двумя с половиною миллионами жителей, не более,- государство невоинственное, просвещенное, либеральное и гуманное в высшей степени. Они отнимают у этого государства две области с двумя пятыми общего числа его подданных,- две области, неразрывная связь которых с этим государством была утверждена не далее тринадцати лет тому назад Лондонским трактатом, подписанным в числе прочих держав и обеими нападающими державами(2). И это прямое нарушение договора, эта обида слабого сильным не возбуждают ничьего противодействия. Ни оскорбление нравственного чувства, ни нарушение так называемого политического равновесия не возбуждают негодования Европы, ни ее общественного мнения, ни ее правительств,- по крайней мере, не возбуждают настолько, чтобы от слов заставить перейти к делу,- и раздел Дании спокойно совершается. Вот что было в 1864 году.

Одиннадцать лет перед этим Россия, государство, также причисляемое к политической системе европейских государств, правда, очень большое и могущественное, оскорбляется в самых священных своих интересах (в интересах религиозных) Турцией - государством варварским, завоевательным, которое хотя уже и расслаблено, но все еще одним только насилием поддерживает свое незаконное и несправедливое господство, государством, тогда еще не включенным в политическую систему Европы, целость которого поэтому не была обеспечена никаким положительным трактатом. На эту целость никто, впрочем, и не посягает. От Турции требуется только, чтобы она ясно и положительно подтвердила обязательство не нарушать религиозных интересов большинства своих же собственных подданных,- обязательство не новое какое-либо, а уже восемьдесят лет тому назад торжественно данное в Кучук-Кайнарджийском мирном договоре(3). И что же! Это справедливое требование, каковым признало его дипломатическое собрание первостепенных государств Европы, религиозные и другие интересы миллионов христиан ставятся ни во что; варварское же государство превращается в глазах Европы в палладиум цивилизации и свободы. В 1854 году, как раз за десять лет до раздела Дании, до которого никому не было дела, Англия и Франция объявляют войну России, в войну вовлекается Сардиния, Австрия принимает угрожающее положение, и наконец вся Европа грозит войною, если Россия не примет предложенных ей невыгодных условий мира. Так действуют правительства Европы; общественное же ее мнение еще более враждебно и стремится увлечь за собою даже те правительства, которые, как прусское и некоторые другие германские, по разного рода побуждениям не желали бы разрыва с Россией. Откуда же это равнодушие к гуманной, либеральной Дании и эта симпатия к варварской, деспотической Турции,- эта снисходительность даже к несправедливым притязаниям Австрии с Пруссией и это совершенное неуважение к самым законным требованиям России? Дело стоит того, чтобы в него вникнуть. Это не какая-нибудь случайность, не журнальная выходка, не задор какой-нибудь партии, а коллективное дипломатическое действие всей Европы, то есть такое обнаружение общего настроения, которое менее всякого другого подвержено влиянию страсти, необдуманного мгновенного увлечения. Поэтому и выбрал я его за исходную точку предлагаемого исследования взаимных отношений Европы и России.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconН. Я. Данилевский: взгляд на культурные и политические отношения...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconА. Я. Гуревич Гуревич Арон Яковлевич
Гуревич Арон Яковлевич — доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории ан СССР

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconД. Я. Фащук Дмитрий Яковлевич Фащук
Дмитрий Яковлевич Фащук, доктор геогр наук, вед научн сотр. Инcтитута географии ран

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconМилович Александр Яковлевич (1874-1958)
...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconЕвропа и Россия, а в особенности Юго-Восточная Европа, находятся...
Юго-Восточной и Восточной Европы. Вместо свободного демократического мира, вместо "Европы без границ", открытой для передвижения...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconСвятой равноапостольный Николай, архиепископ Японский
Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня в престольный...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа icon«Миссис Европа – 2013»
Украине, в связи с тем, что обладательницей титула миссис Европа 2012 стала наша соотечественница, и по условиям конкурса, пройдет...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа icon«Миссис Европа – 2013»
Украине, в связи с тем, что обладательницей титула миссис Европа 2012 стала наша соотечественница, и по условиям конкурса, пройдет...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа icon«Миссис Европа – 2013»
По 22 ноября 2013 г в Украине, в связи с тем, что обладательницей титула миссис Европа 2012 стала наша соотечественница, и по условиям...

Николай Яковлевич Данилевский Россия и Европа iconМодернизация gnss и современное геодезическое gnss оборудование Trimble
В настоящее время существуют две действующие системы: gps (сша) и глонасс (Россия), и две развертываемые: galileo (Европа) и compass...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<