В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»




Скачать 76.37 Kb.
НазваниеВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
Дата публикации01.08.2013
Размер76.37 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Журналистика > Документы
В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
Социальная защита граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы
Этот день, 26 апреля 1986 года, поделил жизнь миллионов людей на до и после. Чернобыль – это трагедия и боль не отдельно взятого человека, это трагедия общенациональная и общенародная, в результате которой Украина была объявлена зоной экологического бедствия.

С целью обеспечения реализации гражданами Украины конституционного права на охрану их жизни и здоровья, а также создания единого порядка определения категорий зон радиоактивно загрязненных территорий, условий проживания и трудовой деятельности на них, социальной защиты пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, был принят ряд нормативно-правовых актов, основными из которых являются:

- Закон Украины от 28.02.1991 года № 796-XI «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»;

- Закон Украины от 27.02.1991 года № 791а-XII «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы».

Так ст. 9 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» определяет лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы: это граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий и граждане, включая детей, подвергшиеся воздействию радиоактивного облучения в результате катастрофы.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Закона определяются 4 категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, для установления льгот и компенсаций.

К категории 1 относятся инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС и потерпевших от Чернобыльской катастрофы в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные в результате Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью.

К категории 2 относятся участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшие в зоне отчуждения, эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе тех, кто был в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации), лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении.

К категории 3 относятся участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшие в зоне отчуждения и на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве, а также потерпевшие от Чернобыльской катастрофы (не отнесенные к категории 2), которые постоянно проживали на территориях зон безусловного и гарантированного добровольного отселения в день аварии или которые по состоянию на 1 января 1993 года прожили в зоне обязательного отселения – 2 года, а гарантированного – 3 года. Кроме того, сюда относят также тех, кто постоянно проживают, учатся или работают в этих двух зонах.

К категории 4 относятся лица, постоянно проживающие, учащиеся или работающие на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля при условии, что, по состоянию на 1 января 1993 года, они прожили там не менее четырех лет.
Основанием для определения статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а соответственно и для получения льгот и компенсаций, предусмотренных данным Законом, является предоставление документов, подтверждающих период работы (службы) в зоне отчуждения, выданных предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами).
Основанием для определения статуса эвакуированных из зоны отчуждения, отселенных и таких, которые самостоятельно переселились, является справка об эвакуации, отселении, самостоятельном переселении, выданная органами местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.1997 г. № 51 утвержден порядок выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.

Удостоверение является документом строгой отчетности, подтверждающим статус граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и предоставляет право пользования компенсациями и льготами, установленными ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» и другими законодательными актами.

Удостоверение выдается на основании предоставления одного из документов, указанных в п. 10 Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче удостоверения принимается в месячный срок со дня поступления необходимых документов в орган, который выдает удостоверение.
Размеры выплат, предусмотренных ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» установлены Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.1995 г. № 44 «О компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы».

Законодательством предусмотрен ряд льгот, однако они требуют материального обеспечения. Участники парламентских слушаний на тему: «Современное состояние и актуальные задачи преодоления последствий Чернобыльской катастрофы», состоявшихся 8 апреля 2009 года отмечают, что задания, определенные Постановлением Верховной Рады Украины от 18 апреля 2008 года N 276-VI «О состоянии, мероприятиях и перспективе преодоления последствий Чернобыльской катастрофы», выполнены не в полном объеме и обращают внимание Кабинета Министров Украины на отсутствие системной деятельности центральных органов исполнительной власти в создании социально-экономических, организационных условий и гарантий в сфере социальной защиты населения, которое пострадало в результате Чернобыльской катастрофы, возрождении и развитии радиоактивно загрязненной территории. Мировой финансовый кризис, который начался в конце прошлого года, не может быть оправданием невыполнения вышеупомянутого постановления Верховной Рады Украины.

Вызывает обеспокоенность сокращения объемов финансирования ряда «чернобыльских» программ.

В частности Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» в несколько раз, в сравнении с предыдущим годом, уменьшено финансирование комплексного медико-санитарного обеспечения граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

Ежегодное недофинансирование бюджетной программы «Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкологических заболеваний с применением высокостоимостной медицинской технологии граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы» не позволяет улучшить существующую материально-техническую базу для проведения ежегодного медицинского обследования (диспансеризации) пострадавших, обеспечить их полноценное лечение в специализированных лечебных заведениях.

Неудовлетворительной является ситуация с обеспечением бесплатными лекарствами по рецептам врачей граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. Невзирая на рост цен на лекарства больше чем на 70 процентов, финансирование расходов из государственного бюджета в текущем году предусмотрено на уровне 2008 года. Нуждается в совершенствовании сама система обеспечения лекарствами граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

В связи с несоответствием размеров компенсационной выплаты, доплаты и помощи, которые установлены в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», размерам, установленным постановлениями Кабинета Министров Украины, увеличивается количество исков пострадавших граждан в суд.

Одним из актуальных вопросов остается вопрос улучшения пенсионного обеспечения инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В частности, нуждается в совершенствовании механизм начисления пенсии, назначенной в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», проведение их индексации в соответствии с индексом инфляции и роста цены.

Фактически заторможено решение вопроса обеспечения жильем граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. На квартирном учете, на начало 2009 года находились 40864 семьи пострадавших граждан, из них 10568 семей инвалидов. В то же время Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» не предусмотрено финансирование бюджетной программы «Обеспечение жильем граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», что противоречит Закону Украины «Об общегосударственной программе преодоления последствий Чернобыльской катастрофы на 2006 - 2010 годы», которым предусмотрено финансирование этой Программы в размере 125,0 млн. грн. ежегодно.

В условиях финансового кризиса безотлагательного решения требует вопрос получения средств гражданами, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, без ограничения суммы и без установления лимита из их пенсионных счетов во всех без исключения банках Украины, особенно в тех банковских учреждениях, в которых назначена временная администрация.

Крайне актуальной в настоящее время является проблема мониторинга радиологических последствий Чернобыльской катастрофы, обеспечения производства радиологически безопасной сельскохозяйственной продукции. В то же время сокращение в десять раз объемов финансирования программы «Радиологической защиты населения и экологического оздоровления территории, которая испытала радиоактивное загрязнение» делает невозможным осуществление этого направления работы, ставит под угрозу само существование радиологической службы в стране.

С целью решения актуальных задач преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, а также социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы, участники парламентских слушаний приняли Постановление Верховной Рады Украины от 21 мая 2009 года № 1368-VI «О рекомендациях парламентских слушаний на тему: «Современное состояние и актуальные задачи преодоления последствий Чернобыльской катастрофы», в котором Кабинету Министров Украины рекомендовано принять ряд мер, направленных на разрешение проблем по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы.

При подготовке статьи использовалась литература:

- Закон Украины от 28.02.1991 года № 796-XI «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»;

- Закон Украины от 27.02.1991 года № 791а-XII «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы»;

- Закон Украины от 26.12.2008 года № 835- VI «О Государственном бюджете Украины на 2009 год»;

- Закон Украины от 14.03.2006 года № 3522-IV «Об общегосударственной программе преодоления последствий Чернобыльской катастрофы на 2006 - 2010 годы»;

- Постановление Верховной Рады Украины от 18 апреля 2008 года N 276-VI «О состоянии, мероприятиях и перспективе преодоления последствий Чернобыльской катастрофы»;

- Постановление Верховной Рады Украины от 21 мая 2009 года N 1368-VI «О рекомендациях парламентских слушаний на тему: «Современное состояние и актуальные задачи преодоления последствий Чернобыльской катастрофы»;

- Постановление Кабинета Министров Украины от 20.01.1995 г. № 44 «О компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы»;

- Постановление Кабинета Министров Украины от 20.01.1997 г. № 51 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы».

Главный специалист

отдела правовых экспертиз,

государственной регистрации

нормативно-правовых актов

и систематизации законодательства

Главного управления юстиции Т. М. Петрова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль подвиг не забыт» ликвидаторы

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
Чернобыльской атомной электростанции. Взрыв, последствия которого раскатистым эхом прошли через судьбы многих людей

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
«Украина еще дол­го будет носить терновый венец Чернобыля», —Украина — и все мы, украинцы»

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
«Украина еще дол­го будет носить терновый венец Чернобыля», —Украина — и все мы, украинцы»

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» Чернобыльский синдром
Скорбная годовщина чернобыльской катастрофы – это не только повод ударить в «колокола памяти» о понесенных жертвах (известных и безызвестных).,...

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт»
Симферополя с целью создать общественную организацию инвалидов Чернобыля. Опыт работы в Крыму уже был достаточный, так как я в 1990...

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВ рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» Под прицелом атомных лучей
Отчизны, ринувшись в тяжелый час суровых испытаний Чернобыльской «войной» на защиту жизни и благосостояния людей от последствий невидимой...

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconЧернобыль: подвиг и трагедия І буде квітень, як завжди, Дарунком...
Украина, Беларусь и Россия отметили печальный юбилей – 20-летие Чернобыльской катастрофы

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconРуководство и организация Общее руководство соревнованиями проводится...
Черниговского городского совета, Черниговской областной организацией «Союз. Чернобыль Украины», областным и городским центрами физического...

В рубрику: «Чернобыль – подвиг не забыт» iconВеломарафона Мира «чернобыль-2000+»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<