Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»




Скачать 315.43 Kb.
НазваниеАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»
страница1/2
Дата публикации13.06.2014
Размер315.43 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
uchebilka.ru > Журналистика > Научно-исследовательская работа
  1   2
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

Отдел гуманитарного образования и туризма


Методические рекомендации по написанию научно-исследовательских работ по журналистике учащимися школ, секций, кружков журналистики

Афанасьева С.И. методист отдела гуманитарного образования,

руководитель секции журналистики МАН

г. Симферополь - 2010 г.
Методические рекомендации по написанию научно-исследовательских работ по журналистике учащимися школ, секций, кружков журналистики. – Симферополь, 2010. – 20 с.


Данные материалы адресованы слушателям и учащимся-членам МАН учащейся молодёжи Автономной Республики Крым и могут быть использованы при подготовке и написании научно-исследовательских работ по журналистике.

© Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества
ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательская работа учащихся-членов МАН – одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика.

В рамках научной работы старшеклассники сначала приобретают первые навыки исследовательской работы, затем начинают воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в конкурсах-защитах научно-исследовательских ученических работ, научных конференциях разного уровня.

Научно-исследовательская ученическая работа должна носить, безусловно, исследовательский характер, и в этом состоит ее принципиальное отличие от реферата. Поэтому, уже на начальном этапе от юных исследователей требуется творческий подход к изучаемому материалу, умение увидеть в нем проблему, обосновать ее, наметить пути ее решения. Критерии, по которым оценивается научно-исследовательская работа, включают в себя и уровень анализа привлекаемых источников, и умение критически пользоваться научной литературой, и способность в своем изложении выделять главное, а не «тонуть» в море подробностей, особенно если они выполняют лишь роль «наполнителей» текста.

Исследовательские работы призваны выявить у учащихся и слушателей кружков и секций журналистики накопленные знания и умения анализировать отдельные тексты, проводить сопоставительный анализ материалов и изданий, излагать имеющуюся по предмету изучения информацию в определенной жанровой форме. Подготовка старшеклассников к выполнению научно-исследовательской работы включает самостоятельный поиск темы, который ориентирует на изучение современной научной литературы, на анализ конкретных периодических изданий, произведений отдельных публицистов.

^ Требования к написанию и оформлению научно-исследовательских

работ по журналистике учащихся-членов МАН
Научно-исследовательская ученическая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы учащихся и слушателей-членов МАН. Основной целью работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Научно-исследовательская ученическая работа является научной разработкой конкретной темы исследования в ходе обучения в кружках и секциях журналистики. Работа должна по содержанию и форме представлять собой научный текст, где обозначены теоретические подходы к поставленной проблеме.

Научно-исследовательская ученическая работа должна показать умение учащихся и слушателей самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования или представить собственные экспериментальные или опытные данные.

Научно-исследовательская ученическая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

На конкурс подаются работы проблемного (поискового) характера, которые соответствуют возрастным интересам и познавательным возможностям учащихся.

Работа должна базироваться на определённой научной и экспериментальной базе, содержать собственные данные исследований, наблюдений, поисковой работы, их обработки, анализ и обобщения, ссылки на соответствующие научные источники и отражать собственную позицию автора.

В работе должны быть четко сформулированы:

- проблема и исследовательские вопросы;

- обоснована их актуальность, степень изученности, состояние исследованности;

- при исследовании проблемы используются методологические знания;

- работа выполняется на основе знакомства с теоретическими и практическими подходами к анализируемым проблемам, содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейшего изучения актуальных вопросов функционирования СМИ.

В завершенном виде научно-исследовательская ученическая работа представляет целостное, однородное исследование.

^ Порядок работы над темой работы включает следующие этапы:

- выбор темы и беседа с руководителем;

- сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана;

- подготовка первого варианта;

- сдача первого варианта работы научному руководителю;

- доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на конкурс.
^ Порядок подготовки работы

Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы:

  1. Составление примерного плана. В процессе написания работы план может корректироваться.

2. Подбор литературы в соответствии с целями, отраженными в плане. Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В числе доктринальных источников следует обратить внимание на имеющиеся учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочники. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания (например, Вестник МГУ серия «Журналистика», Библиографический указатель Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), аналитические издания, журнал «Среда», реферативные сборники и т.д.) Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет. Данный этап завершается составлением библиографии - списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.

3. Изучение подобранной литературы. Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками, составлением кратких аннотаций просмотренных источников.

4. Написание текстового варианта работы. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов.

Здесь необходимо помнить ряд важных моментов.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы.

Ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Очень важно оформить письменную работу грамотно, вычитать и исправить все грамматические, пунктуационные, стилистические и др. ошибки. Если в работе используются сокращения и аббревиатуры, то в конце работы должен быть приведен полный их список с расшифровками и пояснениями.

^ Объем, структура и содержание работы
Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из глав, параграфов; заключение; приложение (я); список литературы. В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система оформления исследования).

Поэтому очень важно владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по работе.

Правильно оформленная работа должна включать в себя:

  1. Титульный лист.

  2. Содержание.

  3. Введение.

  4. Основную часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы

  7. Приложение (я).

Титульный лист является первой страницей учебной или научной работы, служит источником информации, необходимой для поиска документа, выполняется по определенной форме (приложение 1).

Содержание помещают непосредственно после титульного листа, начиная с новой страницы. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех глав, параграфов, список литературы, наименование приложений и номера страниц, на которых помещается начало материала. В содержании могут быть перечислены номера и наименования иллюстраций и таблиц с указанием страниц, на которых они расположены (приложение 2.)

Введение является вступительной частью научно-исследовательской работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 2-3 страницы, что составляет примерно 10% от всего объема работы. Для написания введения существуют стандартные специальные требования, нарушать которые не рекомендуется.

Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Оно содержит аргументы о необходимости изучения данной темы, причины, по которым автор обращается к данной проблематике.

После этого переходят к освещению степени изученности этой темы в научной литературе и обзору источников. Здесь необходимо подробно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов и направлений в разработку данной темы и выделить те неизученные области, которые и являются предметом авторского исследования.

Далее формулируется цель исследования, которая вытекает из актуальности исследования и степени изученности проблемы; определяются задачи, которые должны носить очень конкретный характер и четкую зависимость от цели; вычленяются проблема, объект и предмет исследования.

Рекомендуется также назвать использованные в работе методологию и методы, обосновать их применение в решении поставленных задач.

Затем необходимо определить практическую значимость и новизну исследования, очертить круг применения результатов работы. Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов работы в практической, педагогической, научной деятельности журналистов.

Завершает введение перечнем структурных элементов работы - с названиями глав и параграфов и дается краткая характеристика каждой части работы.

^ Актуальность исследования – самая объёмная часть введения. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки. Теоретическая и практическая значимость работы возрастают, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы.

^ Цель работы. На уровне ученических научно-исследовательских работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», «охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Памятуя, что цель связана с названием, желательно при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

^ Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

^ Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки - журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью и, чаще всего, – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики какого-либо явления, раскрывающие ту или иную тенденцию.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных методов. Эта группа задач направлена на объект исследования.

Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.

^ Основная часть научно-исследовательской ученической работы - это своеобразное «ядро» исследования, его «экспериментальная площадка» (15-20 страниц). Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Главы работы целесообразно разделить на более мелкие по своему объему структурные части – параграфы, пункты, четко обозначив, тем самым, вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. Все главы работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему.

Название какой-то главы не должно полностью совпадать с названием научно-исследовательской работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название какого-то параграфа дублировать название главы.

Не следует перегружать содержание работы. В научно-исследовательской ученической работе реально рассмотреть две, максимум - три главы.

Как правило, первая глава носит теоретико-методологический характер и содержит описание основной проблемы, ее теоретических истоков и различных вариантов подходов к решению этой проблемы. В первой главе разъясняется и анализируется суть проблемы, обосновывается релевантность выбранного для ее решения СМИ, место каналов массовой коммуникации и журналистики в ее решении в целом. Здесь важно сгруппировать разные точки зрения по принципу методологического сходства и оценить их как автору. Здесь же излагаются собственные взгляды на проблему и используются аргументы, доказывающие точность этих взглядов.

В этой части работы очень важно показать исследовательскую компетентность автора работы, умение опираться на проработанные отечественные и зарубежные источники и навыки работы с литературой разного характера.

Таким образом, первая часть требует рассмотрения степени изученности темы, привлечения статей и монографий для ее глубокого и качественного анализа, рассмотрения возможностей журналистики и анализ конкретных ее ресурсов, могущих способствовать повышению уровня информированности общества.

Вторая глава и ее содержание зависит в целом от характера научно-исследовательской работы, ее цели и задач. При теоретическом характере работы и вторая глава служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне. А если работа носит творческий характер, то содержание второй главы (и иных глав) представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. Здесь представляются творческие концепции, методики, формы и жанры, а также описываются стадии и этапы исследования, подводятся итоги и анализируются результаты.

Таким образом, вторая часть представляет собой решение поставленной проблемы средствами журналистики: цикл сюжетов или публикаций.

Например, научно-исследовательская работа, посвященная жанру очерка.

В первой части работы рассматривается очерк в исторической ретроспективе, анализируются его особенности на данный момент, а также место этого жанра в современной журналистике. Результатом становится вывод автора о том, что этот непростой жанр вытесняется сейчас из современных средств массовой информации; о том, что героями очерков становятся либо представители властных органов, либо певцы и актеры. Таким образом, обосновывается актуальность возрождения жанра очерка, повествующего о ближнем: простом, не облеченном полномочиями, но в то же время чем-то интересном человеке.

Вторая часть - собственная серия очерков.

^ В заключении, объем которого не превышает 5% всего текста, содержатся основные выводы работы, сделанные автором по результатам исследования. В выводах приводится оценка полученных результатов работы, формулируются итоги исследования, оцениваются результаты экспериментов, открытий, важных для решения практических вопросов, ставятся новые проблемы для дальнейшего их разрешения. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Есть несколько вариантов изложения выводов. Один из них – пронумерованные выводы. Это наиболее удобный вариант, так как способствует конкретизации мысли. Есть варианты более свободные, представляющие авторские размышления по поводу проделанной работы. Они также могут использоваться для заключения, только следует иметь в виду, что здесь неприемлемы общие фразы, ничего не значащие заверения, все сказанное должно вытекать из проведенного исследования и представлять его результаты.

^ Список использованной литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях.

При необходимости работа может включать приложения, куда, как правило, помещается вспомогательный материал, необходимый для обеспечения полноты восприятия работы (схемы, таблицы, иллюстрации, диаграммы, графики и т.д.). Этот элемент структуры работы не является обязательным. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. Приложения располагаются в конце работы, после списка основной использованной литературы.

Фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и т.д. могут быть включены в основной текст (не более 2-х к 10 страницам), аккуратно оформлены и с соответствующими подписями под ними. Весь иллюстративный материал обозначают одним словом «рис.».

Структурные части основного текста (введение, основное содержание и заключение) должны быть соразмерны.
^ Язык и стиль научно-исследовательской работы
В изложении материала и структуре научно-исследовательской ученической работы должна четко прослеживаться доказательная основная линия, композиционно текст не должен содержать никаких лишних элементов, уводящих от основного смысла изложения. В работе не должно быть необоснованных повторов, неясных и неточных выражений, неопределенностей и бездоказательных суждений – все это снижает качество работы.

Изложение не должно быть перегружено цитатами – это говорит о несамостоятельности работы, необходимо адекватно использовать литературу, изученную в процессе исследования темы. Правильное использование материала, почерпнутого из методологической и теоретической литературы, говорит о компетентности автора работы, но необходимо соблюдать баланс между цитированием и собственными мыслями и рассуждениями.

В тексте прямое цитирование необходимо перемежать с косвенным – фактическим пересказом того или иного раздела источника. Пересказ текста не является формой анализа.

Стиль научно-исследовательской ученической работы – это стиль научного исследования, в котором, однако, наряду с этим присутствует определенная степень эмоциональности. При написании работ по журналистике допускается использование публицистического стиля в той части работы, которая посвящена представлению и анализу собственных (авторских) материалов, опубликованных в средствах массовой информации. Во всех остальных случаях работа представляет собой научное исследование. Стиль основного текста должен отличаться образностью языка, ясностью изложения, логичностью построения фраз и отдельных его частей, грамотностью текста по любой теме исследования.


^ Общие требования к оформлению текста работы
Научно-исследовательские ученические работы должны соответствовать требованиям высокой культуры оформления.

Работа выполняется на компьютере. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в редакторе Word. Распечатка делается на белом стандартном листе бумаги формата А4. Ниже приведены основные требования к оформлению стандартного печатного текста:

Установка полей: левое, верхнее, нижнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм. Интервал между строк - полуторный.

Шрифт- 14, Times New Roman. Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, учащийся может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.д.

Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются. Рекомендуется приводить нумерацию страниц арабскими цифрами.

Каждый абзац печатается с красной строки. Абзацный отступ должен быть одинаковым на всех страницах работы.

Заголовки, подзаголовки должны иметь краткую формулировку и обозначаться индексами с учетом их логической последовательности, например:

1. 1.1. 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 2. 2.1. и т.д.

В конце заголовка точку не ставят. Не допускается подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках. Основное заглавие должно быть предельно простым и кратким. Оно должно отражать специальную область знаний или деятельности, которым посвящена работа. Каждая новая глава начинается с новой страницы.

Список использованной литературы также оформляется по правилам и стандартам.
^ Оформление списка использованной литературы
1. Список использованной литературы помещают после основного текста в алфавитном порядке.

2. Нумерация всей использованной литературы сплошная - от первого до последнего источника.

3. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами.

  • Фамилия автора или фамилии авторов с прописной буквы.

  • Основное заглавие. Подзаголовочные данные.

  • Сведения об издании. - Напр.: 2-е изд., доп.

  • Место издания: издательство или издающая организация. Дата издания. Приняты следующие сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л. Остальные города приводятся полностью. Объем (в страницах текста издания). Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведении, статьи, названия законов, выступления на конференциях и т.д. Ниже даны примеры библиографического описания.

1. Книги одного автора:

Фролов И.Т. Перспективы человека: личность и цивилизация / И.Т. Фролов. – М.: Мысль, 1999. – 349 с.

2. Книги двух или трех авторов:

Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. – М.: Статистика и финансы, 2003. – 222 с.

Орлов А.Б. Психологические основы воспитания / А.Б. Орлов, Л.Д. Латыпов, И.И. Творогов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 80 с.

3. Книги четырех и более авторов:

История России: учеб. пособие / В.Н. Быков [и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов. – Спб.: Деан, 2002. – 30 с.

4. Отдельный том в многотомном издании:

Иванов З.Н. Сочинения: в 2 т. / З.Н. Иванов. – М.: Лаком-книга, 2001. – Т.1. – 205 с.

Кузьмин Е.Д. Справочник работодателя: В 3 ч. Ч.2. Прием на работу / Е.Д.Кузьмин. – М.: Астрель, 2003. – 503 с.

5. Официальные материалы:

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

6. Материалы конференций:

Воспитательный процесс в высшей школе: межвуз. науч.- практ. конф., 26-27 апр. 2001 г.: тез. докл. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 105 с.

7. Статьи из журналов:

Митрохин Л.Н. Философия религии / Л.Н. Митрохин // Вопросы философии. – 2003. - №8. – С. 18-33

Казаков Н.А. Запоздалое признание: повесть / Н.А. Казаков // Новый мир. – 2002. - №9. – С. 34-76; №10. – С.58-90

8. Статьи из сборников:

Шайдуллин Р.В. Мусульманское духовенство Татарстана в 90-ые годы / Р.В. Шайдуллин, М.Н. Фасихова // Казанское востоковедение: сб. ст. – Казань, 1997. – С. 228-291

Балабанов С.Н. Интеллигенция и власть / С.Н. Балабанов // Общество нового тысячелетия: сб. науч. тр. / Нижегород. гос. ун-т. – Нижний Новгород, 2002. – С.101-106

9. Статьи из газет:

Михайлов С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России / С.А. Михайлов // Независимая газета. – 2002. – 17 июля

Казань тысячелетняя // Российская газета. – 2003. – 23 августа

10. Глава в книге одного автора:

Столяров Ю.Н. Онтологическая сущность информации // Сущность информации / Ю.Н. Столяров. – М., 2000. – Гл.2, § 1. – С. 43-57

11. Глава в книге трех и более авторов:

Малый А.И. Законодательство в ЕЭС / А.И. Малый // Институты Европейского Союза: учеб. / А. Малый, Д. Кемпбелл, М. Нейл. – Спб., 2002. – Гл. 3. – С.75-100

12. Авторефераты диссертаций и диссертации:

Васютин С.А. Предупреждение преступности в сфере информационных технологий: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.А. Васютин; Моск. воен. ин-т ФСБ РФ. – М., 2002. – 32 с.

Белозеров И.В. Религиозная политика Золотой Орды: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / И.В. Белозеров; Моск. гос. ун-т. – М., 2002. – 215 с.

13. Электронные публикации:

Цветков В.Я. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: для студентов заоч. форм обучения / В.Я. Цветков. – Электрон. дан. и прогр. – М.: Интерсофт, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М.: Большая Российская энцикл., 1996. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM)

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http:// www.rsl.ru, свободный

14. Несколько мест изданий:

Антонов В.П. История Европы / В.П.Антонов. – М.; СПб.; Варшава: Мир, 2000. – 920 с.

Антонов В.П. История Европы / В.П.Антонов. – М. [и др.]: Мир, 2000. – 920 с.

Методические рекомендации для выполнения научно-исследовательских ученических работ по журналистике

(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
Объем научно-исследовательской ученической работы 24-25 страниц. Ее основой является анализ публикаций в прессе (газеты и журналы разных типов, интернет-издания, теле- и радиопрограммы – по выбору), посвященные одной из актуальных проблем в соответствии с темой исследования.

В работе следует:

  • представить саму проблему, обосновав ее актуальность;

  • дать краткую характеристику издания, выбранного для анализа;

  • сделать обзор публикаций по теме за период 6-12 месяцев текущего года (в зависимости от периодичности издания и масштаба проблемы) с выявлением основных аспектов проблемы (примерно 20 текстов):

  • отразить позицию издания;

  • представить и оценить использование творческих форм;

  • дать общую оценку освещению проблемы;

  • высказать замечания и пожелания.

Приветствуется:

  • обращение к конкретным актуальным проблемам действительности;

  • наличие конкретной фактической информации (рубрики, авторы, тематические ракурсы, источники, заголовки, жанры, стандартные и нестандартные приемы и др.);

  • аналитический подход;

  • определенность и мотивированность оценок;

  • сопоставления с изданиями других типов;

  • наличие приложений в виде публикаций, послуживших предметом анализа (сверх обозначенного объема).

Возможно представление работы, основой которой являются собственные публикации с пояснительным текстом аналитического характера (взгляд на проблему, использование различных методов и жанров, круг источников, жанры и другое, что сочтёт важным автор).

Учащимся и слушателям, имеющим опыт работы в СМИ, по сути дела практикующим журналистам, предоставляется возможность вести исследование проблем на основе образцов самостоятельного творчества, с опорой на собственные публикации.

Ученические научно-исследовательские работы в таком случае опираются на анализ собственного журналистского творчества.

Для этого целесообразно использовать следующие методы исследования:

- методы дневниковых записей творческих решений в ходе практической деятельности;

- методы систематизации творческого материала в ходе самонаблюдения;

- методы эксперимента (творческого эксперимента), отражающего разные этапы решения начинающим журналистом творческих задач.

По жанровой шкале творческие работы должны соответствовать высокому уровню журналистского мастерства: ведение постоянной рубрики в газете или журнале, подборка статей аналитического характера, цикл актуальных репортажей и т.д. В различных формах научно-исследовательской работы учащиеся, слушатели одновременно показывают умение теоретически осмыслять свои творческие достижения и практические навыки реализации теоретических познаний.

Использование интернет-источников допустимо в следующих целях:

  • обращение к архиву изданий в интернет-версиях;

  • поиск и освоение материалов по проблеме для уяснения ее сути (ссылки);

  • использование материалов блогов, комментов, форумов (ссылки);

Заимствованные работы к конкурсу не допускаются.
Основные критерии оценки работы вытекают из предъявляемых к ней требований. Такими критериями являются следующие:

1. Глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах.

2. Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме.

3. Использование новейшего фактологического и статистического материала.

4. Полнота решения всех тех задач, которые автор сам поставил себе в работе.

5. Грамотность, логичность в изложении материала.

6. Качество оформления.
Рекомендуемые темы научно-исследовательских работ


  1. Научно-практические проблемы теории журналистики.

  2. Система средств массовой информации.

  3. Технологические и нравственные проблемы профессиональной деятельности журналиста.

  4. Профессиональная этика журналиста, медиа-этика.

  5. Язык и стиль массовой коммуникации.

  6. Исследование истории журналистики.

  7. Социология средств массовой коммуникации, социальная журналистика.

  8. Психология массовых коммуникаций.

  9. Экономика средств массовой информации.

  10. Правовые аспекты деятельности средств массовой коммуникации.

  11. Массовая коммуникация и политика.

  12. Освещение актуальных проблем современности в журналистике.

  13. Исследование медийной критики.

  14. Информационное общество и средства массовой информации.

  15. Новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет.

  16. Рекламные технологии в информационном обществе.

  17. Проблемы региональной журналистики.

  18. Тенденции развития печатных СМИ.

  19. Жанры, язык и стиль современных СМИ.

  20. Медиаобразование и журналистика.

  21. Журналистика и регионалистика: история местной периодической печати.

  22. Политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз.

  23. Просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей.

  24. Спортивная журналистика: история, теория и практика.

  25. Правовые и этические аспекты деятельности журналиста.

  26. Средства массовой информации в социальном пространстве современной Украины/Крыма

  27. Массовая журналистика и ее аудитория.

  28. Массовая и качественная пресса: определение понятий.

  29. Социологические методы сбора и анализа информации в арсенале журналиста.

  30. Наблюдение как метод сбора информации.

  31. Социология в работе редакции.

  32. Опрос как метод сбора информации.

  33. Деятельность СМИ как информационный процесс.

  34. Социальные функции СМИ (на примере конкретных источников информации).

  35. СМИ и общественное мнение.

  36. Аудитория СМИ (конкретного источника) и содержание журналистских материалов: опыт контент-аналитического исследования.

  37. Методы и виды социологического исследования аудитории СМИ: теория и практика.

  38. Возвращение очерковых форм на страницы региональных газет.

  39. Социальная журналистика на страницах украинских (крымских) изданий.

  40. Освещение социальных тем на крымском телевидении.

  41. Крымские газеты: рубрики «Социальные новости».

  42. Освещение социальной сферы на страницах украинских/крымских газет (на примере конкретных изданий).

  43. Социальная журналистика: «угол зрения» электронных украинских/ крымских изданий.

  44. Социальный статус ВИЧ-инфицированных на страницах региональных газет.

  45. Проблема СПИДа и ВИЧ-инфицированных в украинской/крымской прессе.

  46. Проблема трудных подростков или сиротство с «живыми» родителями (на примере публикаций из украинских/крымских газет.

  47. Взаимоотношения с читательской аудиторией (письма, интерактив) на страницах издания (по выбору).

  48. Портрет журналиста, пишущего на социальные темы.

  49. Социальный портрет Украины/Крыма в прессе.

  50. Актуальные темы социальной журналистики (на примере украинского или крымского издания).

  51. Освещение проблемы бедности в прессе Украины или Крыма.

  52. Социальные права граждан в отражении украинских/крымских печатных СМИ.

  53. Социальная ситуация в стране и проблемы, поднимаемые в прессе.

  54. Социальная журналистика в электронных и печатных СМИ: специфика подачи, жанровое своеобразие.

  55. Социальные проблемы в прессе глазами журналистов.

  56. Специализированные издания социальной направленности.

  57. Поддержание здоровья и тема здравоохранения на страницах местной и украинской прессы.

  58. Сетевые СМИ и социальная проблематика.

  59. Сетевые СМИ и особенности подачи социальной информации.

  60. Место журналистики в социальных проблемах общества. Анализ существующей практики.

  61. Стержневая проблема в духовной публицистике (анализ творчества конкретного публициста или материалов конкретного издания).

  62. Роль духовной публицистики в идеологической жизни общества (анализ творчества конкретного публициста или материалов конкретного издания).

  63. Жанры и тематика русской духовной публицистики (на примере произведений конкретного временного периода).

  64. Специфические особенности духовной публицистики (сопоставительный анализ на примере материалов конкретного издания).

  65. Роль публициста в становлении духовной культуры и общественных отношений в украинском обществе (анализ творчества конкретного публициста).

  66. Роль современной журналистики в возрождении духовной культуры как системы ценностей (анализ творчества конкретного публициста или материалов конкретного издания).

  67. Проблемы культуры в СМИ.

  68. Религиозная журналистика.

  69. Гендерная проблематика.

  70. Благотворительная деятельность и СМИ.

  71. Экологическая проблематика.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Базовые термины и теоретические понятия по музыкальной грамоте и вокально-хоровому пению

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной республики крым крымское республиканское внешкольное учебное...
Методическое пособие в помощь педагогам и руководителям внешкольных учебных заведений

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение «центр детского и юношеского творчества»
Решением Коллегии мон мс арк №8-10 от 26. 12. 2012 г рекомендованы для использования в общеобразовательных и внешкольных учебных...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconМинистерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское...
С печатными источниками информации на занятиях кружков и секций гуманитарного профиля

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Учебно-методическое пособие для руководителей литературно-поэтических студий, пресс-центров, кружков и секций филологического профиля...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
«Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» содержит методические рекомендации по ознакомлению руководителей вокально-хоровых...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Организация учебно-воспитательной деятельности в рамках концепции развивающего обучения (в помощь руководителям научных секций гуманитарного...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение
Программы утверждены решением коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым 22. 12. 2011...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Государственный стандарт Украины. Дсту 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» (Бюллетень...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Эта взаимосвязь останется до тех пор, пока будет существовать Земля и Человек. Технический прогресс, улучшение качества жизни происходило...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<