Скачать 65.51 Kb.
|
Тема урока: Интервью в нашей жизни. Цели урока: Раскрыть особенности речевого жанра - интервью, показать отличия беседы от интервью. Развивать устную речь учащихся. Воспитательные цели: Ознакомить с речевым этикетом - составной частью интервью, развивать умения слушать и слышать собеседника. План урока:
Интервью в нашей жизни. I. Слово учителя. Как часто в течение дня мы слышим с вами слово интервью? Конечно, этого никто не считал. Почему же интервью стало таким распространенным жанром в средствах массовой информации? Почему к нему так часто обращаются люди разных профессий: журналисты, психологи, социологи? Попробуем и мы стать интервьюерами. Интервью стало очень распространенным жанром в наше время потому, что в обществе заметно вырос интерес к самому человеку, к мнению конкретной личности. А ведь прообразы современного интервью можно встретить в далекой античности, например в знаменитых беседах философа Сократа. Платон, его ученик и последователь, обращаясь к Сократу, говорил: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно». Как мы с вами убедились, читая интервью в газетах, наблюдая его на экранах телевизоров, в основе интервью лежит разговор двух или нескольких людей. Словарь иностранных слов поможет нам уточнить значение и происхождение этого слова. Интервью - от английского interview - встреча, свидание, беседа. Люди встречаются, чтобы общаться, разговаривать, обмениваться мнениями. Запись в тетради Интервью - это предназначенный для печати, радио, телевидения речевой жанр, в основе его лежит беседа журналиста с каким-либо лицом. Интервьюер - человек (обычно журналист), ведущий интервью, интервьюирующий кого-либо. Интервьюировать - получать интервью (сведения, информацию) от кого-либо. Посмотрите передачи телевизионного интервью. Обсудите его, обратив особое внимание на следующие вопросы.
II. Интервью не просто беседа.
Как называются участники? Интервьюер, журналист, корреспондент. Интервьюируемый, или опрашиваемый. Интервьюирующий, или спрашивающий. Каково положение участников? Главная фигура - человек, дающий интервью, к нему обращены вопросы. Его портрет помещен в газете, крупным планом в кадре на ТВ. Каковы роли участников? Интерес представляет сама личность интервьюируемого, его знания. Мысли. Интервьюер, как правило, только спрашивает, своего мнения не высказывает. В спор, дискуссию не вступает. Какова обстановка? Обстановка определяется заранее. Она может быть официальной (рабочее место интервьюируемого; теле- или радиостудия, редакция газеты) и неофициальной (на даче, в столовой, дома и т. д.). От обстановки зависит характер вопросов интервьюер и поведение участников. В чем своеобразие языка? Интервью состоит из вопросов и ответов, в тексте они объединяются в пары. Вопросы должны быть четкими, содержательными: привлекают неожиданные, остроумные вопросы. Удачные вопросы помогают человеку, дающему интервью, полнее, ярче, интереснее раскрыть предложенную ему тему, проявить свою индивидуальность. Речевой этикет. Речевая ситуация влияет на характер приветствия и прощания, на употребление обращений, слов благодарности, извинения и т.д. Так, используются разные обращения в протокольном интервью (Уважаемый господин президент! Господин министр! Товарищ генерал!), в информационном, где допустимо обращение по имени и отчеству, или в портретном, где возможно назвать собеседника просто по имени. Итоги. Что является общим, как для беседы, так и для интервью? Конечно, устная речь. Выбор языковых средств в обоих случаях определяется характером диалога, диктуется ситуацией, но преобладает разговорный стиль, который помогает установить контакт, взаимопонимание. Если интервью записывается для печати, при редактировании оно теряет некоторые черты устной речи и становится уже письменным вариантом устного интервью. III. Как подготовиться к интервью? Слово учителя. Успех интервью во многом зависит от личности участников, однако проведение интервью требует тщательной подготовки. Запишем кратко этапы подготовки. I.этап Вы определили тему интервью. Вы решили, кто будет его участником, кого вы пригласите. II.этап Постарайтесь изучить предмет вашей предстоящей беседы, чтобы разговор был содержательный, а вы не показались бы невеждой. III. этап Разговаривать легче и интереснее с человеком знакомым. Постарайтесь заранее как можно больше узнать о вашем будущем собеседнике: его работе, творчестве, о каких - то значительных событиях в жизни. Если вы собираетесь брать интервью у писателя или поэта, вам необходимо познакомиться с его произведениями. IV.этап Разговор бывает трудно начать. Поэтому стоит заранее «придумать» как первые фразы, так и основные вопросы. Весьма вероятно, что во время интервью вы начинаете разговор совсем по - другому и предложите другие вопросы, но "заготовка" вам, безусловно, может пригодиться. V.этап В некоторых случаях вопросы, которые вы хотели бы предложить вашему собеседнику, сообщаются ему заранее. Итак, в добрый путь! IV. Поиграем в интервью. Учащиеся класса берут интервью у первого учителя, у директора школы, у популярной певицы (Ани Лорак) Слово учителя. Интервью не только допускает, но и предполагает довольно свободное общение. Если участники встречи скованы, если их речь не звучит как живая, если они не слушают друг друга, то вряд ли получится хорошее, интересное интервью. Однако при свободном общении так легко перейти грань, нарушить писаные и неписаные законы деликатности, такта! Это зависит от вашей воспитанности, внутренней и речевой культуры. Почувствуйте разницу! Общительный - развязный Человек Откровенный - циничный Деликатный - бестактный Скромный - застенчивый, робкий. С ![]() ![]() Разговаривать Беседовать - изрекать, вещать Слушать – слышать Спорить - оспаривать. Существуют определенные правила, которые должны соблюдать в равной степени и берущий и дающий интервью. Запреты - быть развязным; - говорить с собеседником в неуважительном тоне; -не слушать собеседника, перебивать его; Вы не можете себе позволить - допрашивать человека, вместо того чтобы интересоваться его мнением; допускать грубые и бранные выражения; -говорить, не глядя на собеседника, отвлекаясь. Вы видите, как легко преступить невидимый барьер! Не все позволено! |
![]() | Интервью с Н. Г. Тригуб (12: 03) Интервью с В. Цапко (начало) (10: 55) Интервью с В. Цапко (окончание) (14: 57) | ![]() | Мода в нашей жизни и устной тренировки в употреблении этого лексического материала на уровне предложения; организовать ознакомление... |
![]() | Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели, научить находить в тексте... | ![]() | Цели урока: продолжать формировать представление о птицях и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе,... |
![]() | Цели урока: познакомить учащихся с феноменом веры, с понятиями «духовность», «религиозность», духовными потребностями человека, развивать... | ![]() | Цели урока: познакомить учащихся с мировыми, национальными религиями, религиозными конфессиями Украины, изучить правила церковного... |
![]() | Цели урока: закрепить правила дорожного движения; научить детей выбирать безопасный путь в школу; воспитывать культуру поведения... | ![]() | Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие... |
![]() | Цели урока: содействовать формированию эстетического отношения к действительности | ![]() | Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения |