Скачать 222.81 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МЕДСЕСТРИНСТВА ЗАНЯТИЕ № 3 (практическое 6 часов) Неотложнаяпомощь при синдромебронхиальнойобструкции (в практикеврача и медсестрыскоройпомощи и амбулаторииобщей практики семейноймедицины). Уход за больными. Цель: усовершенствовать практические навыки из клинического выявления наиболее информативных признаков нарушения бронхиальной проходимости, клинико-лабораторных и инструментальных исследований, провести дифференциальный диагноз за ведущим синдромом между острыми и хроническими заболеваниями легких, обосновать и составить план индивидуального лечения в зависимости от причин, характера и степени проявления нарушений бронхиальной проходимости и дыхательной недостаточности. ^ наибольший процент патологии органов дыхания приходится на хронические заболевания легких, которые сопровождаются синдромами бронхиальной обструкции. Немало аллергических и аутоимунных заболеваний, влияние лекарственных средств и продуктов производства приводят к поражению органов дыхания. Выучить особенности лечения синдрома бронхиальной обструкции.активность изучения разных вопросов пульмонологии и значительный интерес к ним широкого круга врачей предопределенные высоким удельным весом заболеваний органов дыхания в общей структуре заболеваемости, сложностью диагностики и дифференциальной диагностики, тяжестью прогноза. Легочная недостаточность является основным осложнением всех заболеваний органов дыхания. При прогрессе заболеваний органов дыхания легочная недостаточность приводит к развитию хронического легочного сердца, а это является причиной преждевременной инвалидизации больных. 1. Программасамоподготовкистудентов к|до|занятию.
12. Основные принципы и методы дифференцированного лечения легочной недостаточности 2. Образцытестовых заданий|задачи| и ситуационных задач Тесты входного уровня знаний 1. ИндексВотчала-Тифно определяется по соотношении: ^ B. ЖЁЛ /МОШ 25 C. ЖЁЛ /ХОД D. ЖЁЛ /ДО E Офв1/ ЖЁЛ 2.Согласно рекомендаций ВООЗ суточная доза ингаляционныхкортикостероидов при персистирующей|бронхиальнойастмелегкойстепени у взрослыхсоставляет|сдает|? A. 150-300 мкг B. 200-500 мкг C. 800-2000 мкг D. Больше|более| 2000 мкг 3.Больному установленныйдиагноз “бронхиальная астма, среднейтяжести, персистирующеепротекание||”. Какому препарату Выотдадитепреимущество для планового лечениязаболевания? A. Интал B. Бекотид-мите C. Будесонид-форте| D. Сальбутамол E. Беротек 4. Какиеизменения|смена|развиваются в бронхах в условияхвоспаления: A|. Спазм мышечных|мышечных| волокон B. Гипертрофиямышечной |мышечной|ткани C. Отекслизистойоболочки D. Гиперсекреция слизи E. Все перечисленное 5. Тонус мышц дыхательных путей регулируется: А|. Парасимпатическими нервными волокнами B. Симпатичными нервными волокнами C. Соматическими нервными волокнами D. Неадренергичной, ингибирующей| системой E. Первыми тремя типами нервных волокон 6. Отметьте легочные осложнения|усложнение| при бронхиальной астме: A|. Эмфизема легких B. Легочная недостаточность C. Ателектаз D Пневмоторакс E. Все перечисленное 7. В генезисе бронхиальной обструкции ведущую роль играет: А|. Бронхоспазм B. Отек слизистой оболочки бронхов C. Скопление бронхиального секрета D. Ограничение подвижности ребер E. Паралич диафрагмы 8. На основе чего выделяют степени тяжести при бронхиальной астме: A. частота дневных приступов удушья B|. Легочная недостаточность C. частота ночных приступов удушья |D. Изменение|смена| показателей ФЗД E. частота дневных и ночных приступов удушья, изменение|смена| показателей ФЗД 9.Спирали Куршмана это: A|. Гранулярный материал эозинофилов B. Слепки мелких бронхов C. Скопление клеток|клетки|десквамированого| эпителия дыхательных путей D правильного ответа нет Е. все ответы верны 10.Основным клиническимпризнаком II стадиидыхательнойнедостаточностиесть: A. Отклонение от нормы рН| крови B. Поява одышки|удушье| при умеренной нагрузке C. Появление одышки|удушье| при физических нагрузках, которые|какие| раньше|ранее| хорошо переносились| D. Гипертрофия вспомогательной дыхательной мускулатуры E. Наличие артериальной гипоксемии ^ 1. Больной Д., в 43 г., поступил в стационар с жалобами на приступы удушья, преимущественно в ночное время, наличие дистанционных сухих хрипов. В анамнезе болел хроническим бронхитом. В течение|на протяжении| последнего года начали тревожить|беспокоить| приступы удушья. Анализ крови: лейк|. 9,0; ШОЄ 20 мм/год|. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести больному для уточнения диагноза? A. Бронходилятацийнный тест. B. Рентгенографию органов грудной клетки C. ЭКГ D. Ехокардиоскопию Е. Анализ мокроты| 2. Больная К.,32г., поступила в стационар с жалобами на приступы удушья к 3-4раз на сутки, которые не снимаются сальбутамолом, одышку при физической нагрузке, сухой надсадистый кашель. Объективно: при перкусиикоробочный звук, при аускультации жесткое дыхание рассеяные сухие хрипы. Офв1 60% Предыдущий диагноз? A. Хронический обструктивный бронхит в фазе обострения|обострения| B. Интермитирующая бронхиальная астма C. Легкая персистирующая| бронхиальная астма D. Среднетяжелая персистирующая| бронхиальная астма E. Тяжелая персистирующая |трудная|| бронхиальная астма 3. Больной жалуется на постоянные приступы удушья, которые|какие| часто возникают ночью, физическая активность значительно ограничена через|из-за| дыхательный дискомфорт. Пиковая скорость выдоха меньше 60%| надлежащего|подобающего| уровня, суточные колебания пиковой скорости выдоха больше 30 %|. Какой вероятный| диагноз у данного больного? A. Хронический обструктивный бронхит в фазе обострения|обострения| B. Интермитирующая бронхиальная астма C. Легка персистирующая| бронхиальная астма D.Средней тяжести персистирующая| бронхиальная астма E. Тяжелая персистирующая |трудная|| бронхиальная астма 4. У пациента с легким персистирующим| протеканием бронхиальной астмы наступило обострение заболевания. Ваши рекомендации? A. Увеличить дозу бета-2-агониста|бета-радиоактивность| короткого действия, не увеличивая при этом дозу ингаляционного глюкокортикостероида| B. Провести пробу из|с|бронхолитиком|, а затем|а потом| увеличить дозу ингаляционного глюкокортикостероида| и бета-2-агониста|бета-радиоактивность| C. Провести провокационную пробу с гистамином, а затем|а потом| увеличить дозу ингаляционного глюкокортикостероида| и бета-2-агониста|бета-радиоактивность|| D. Увеличить дозу ингаляционного глюкокортикостероида|, бета-2-агониста|бета-радиоактивность|, а затем|а потом| провести провокационную пробу с гистамином E. Увеличить дозу ингаляционного глюкокортикостероида|, бета-2-агониста|бета-радиоактивность| короткого действия 5. У больного 35 лет отмечаются нечастые (реже 1 раза на неделю) приступы удушья, которые|какие| легко снимаются|поднимаются| ингаляцией бета 2-|симпатомиметиков короткого действия. В период приступа|приступа| в легких выслушиваются сухие свистящие хрипы, в промежутках между приступами удушья Офв1 больше 80%| от надлежащей|подобающей|. У данного больного: A. Интермитирующая бронхиальная астма. B. Легка |персистирующая астма C. Персистуюча астма средней тяжести D. Тяжелая персистирующая | астма E. Данная информация недостаточна для определения тяжести бронхиальной астмы 6. Больной 42 годов жалуется на приступы удушья, которые купируются 1-2 дозами сальбутамола|. Окончание приступа|приступа| сопровождается кашлем с отхождением небольшого количества вязкой стекловидной мокроты|. Болеет 8 лет. В анамнезе – острая крапивница. Объективно: температура – 36,7С; ЧД – 21 в мин|.; пульс-90 в мин|.; АД – 130/80 мм рт|. ст..; Офв1 – 77 %. Над легкими –небольшое| количество сухих хрипов. Анализ крови: Нв – 120 г/л; эритроциты – 4,7 109 /л; лейкоциты – 7,91012/л; П – 6 %; Е – 6 %; С – 60 %; Л – 24 %; М – 4 %; ШОЕ – 12 мм/час|. Какие препараты являются “базисными” при лечении заболевания данного больного? A. Холинолитики. B. Мукорегуляторы C. Противовоспалительные препараты D. Антигистаминные препараты. E. В2-адреномиметики. 7. У больноготяжелый|трудный| приступ бронхиальнойастмыдлится|продолжается|более|более| 1 часа, несмотря на|не смотря на|применениебета|бета-радиоактивность|-адреномиметикив|ингаляционно и внутривенно|, еуфилина| и антихолинэргичных|средств|. Какими медикаментами небходимо|дополнитьинтенсивную|терапию? A. Бета|бета-радиоактивность|-адреноблокаторы| внутривенно| B. Кортикостероидиингаляционно C. Антигистаминные средства| D. Кортикостероиды внутривенно | E. Нестероидные противовоспалительные препараты 8.У больного 25 лет отмечаются 1-2 раза на неделюприступыудушья, которые|какие|снимаются|поднимаются|ингаляцией бета2-|симпатомиметиков короткого действия. В периодприступа|приступа| в легких выслушиваютсясухиесвистящиехрипы, в промежуткахмежду приступами удушья Офв1 70 %| от надлежащей|подобающей|. У данногобольногодиагноз: A. Интермитующая бронхиальная астма. B. Легкая персистирующая| астма C. Персистирующая| астма средней тяжести D. Тяжелая персистирующая|| астма E. Данная информация недостаточна для определения тяжести бронхиальной астмы 9. Больной 48 лет жалуется на приступы удушья, которые не купируются 1-2 дозами сальбутамола|. Приступ|приступ| сопровождается кашлем с отхождением|| небольшого количества вязкой стекловидной мокроты|. Болеет 18 лет. Объективно: ЧД – 24 в мин|.; пульс-92 в мин|.; АД – 120/80 мм рт|. ст..; Офв1 – 74 %. Над легкими – небольшое| количество сухих хрипов. Анализ крови: Нв – 120 г/л; эритроциты – 4,2 10 9 /л; лейкоциты – 6,9 1012/л; П – 6 %; Е – 5 %; С – 60 %; Л – 24 %; М – 4 %; СОЭ – 16 мм/час|. Какие препараты необходимо добавить для лечения| заболевания данного больного? A. Холинолитики. B. Мукорегуляторы C. Ингаляционные глюкокортикостэроиды| D. Антигистаминные препараты. E. В2-адреномиметики. 10. Женщине|жене| 32 годов, |какая| болеет бронхиальной астмой аллергического генеза, планируется операция - холецистэктомия. Какой с|с| следующих препаратов с профилактической целью необходимо включить в премедикацию? A. пипольфен B. Аминазин C. Седуксен D. Промедол E. Дроперидол 11. У больного 52 годов тяжелый|трудное| приступ|приступ|экспирационной| одышки, сопровождается тяжелым|трудным| сухим кашлем с дистанционными хрипами, сердцебиением. Какой препарат целесообразнее всего ввести при неотложной помощи? A. Сальбутамол B. Строфантин C. Лазолван D. Атровент E. Преднизолон|преднизалон| 12. Сорокапятилетняя пациентка в течение|на протяжении| 15 лет болеет бронхиальной астмой, персистирующие|тяжелое|трудный| течение, гормонозависимый| вариант. ДН ІІ ст. Какой из методов профилактики приступов удушья целесообразный для больной: A. Дыхание за методом Бутейка К.П. B. Дыхательная гимнастика C. Обливания холодной водой D. Дренажный массаж E. Дозирован бег ^ 1-Е,2-В,3-С,4-Е,5-А,В|, 6-Е|, 7-А,В|, 8-Е|, 9-В|, 10-С|. Правильные ответы на ситуационные задачи 1-А,2-Д,3-Е,4-Е|,5-А|, 6-С|, 7-Д|, 8-В|, 9-С|, 10-А,11-Е,12-Д|. Рекомендованные|заказные|источники|исток|информации: 1. Внутренняя медицина: Учебник / Н.М.Середюк, Е.М.Нейко,І.П.Вакалюк и др|.; подредакцией Е.М.Нейка .-.К.; Медицина, 2009.-1104с. 2. Клиническаяпульмонология / подредакцией И.И.Сахарчук - Киев; ”Книга плюс”, 2003.-368 с. 3. Клиническаяпульмонология. Пособие|пособник| / М.М.Козачек, Л.О.Висотюк, М.М. СелюхКиев, 2005 -436с. 4. Приказ МОЗ Украины № 128 “Об утвержденииклиническихпротоколовпредоставлениямедицинскойпомощи за специальностью “Пульмонология” 2007 год 5. Нейко Е.М. Гопитальнатерапия. Киев„Здорове”, 2006. - С.535-670 6.Семиотика и диагностикавнутреннихболезней/физикальныеметодыобследования/ подредакцией В.М.Василюка-2.вид.переделанный.и дополн|.-Тернопіль: ТДМУ, 2005.-460 с.. 7. Семейная медицина: В 5т|. Т.1 Внутренниеболезни: В 2 кн|. Кн.1 / подредакцией|В.Г.Передерия, Е.Х.Зарембы .-К.: Здоров”я, 2005.-768с. 8. Современные классификации и стандарты лечения распространенных заболеваний внутренних органов. За редакцией Мостового Ю.М. – Винница, 2008. 9. Окороков А.Н. Лечение болезней| внутренних| органов|. Практическое руководство|: в 3 Т. Т.1. - Лен.: Высшая школа, Белмедкнига, 1995. - С. 436-460. 10. Факультетская терапия: 2-ое вид.: Учебник /за ред|. В.М.Хворостинки.- Х.: Факт, 2003.- 888с|. ^ - входнойуровень знаний студентов - 20 мин. - тематический тренинг с тестами - 40 мин. - обследование больных в отделении под контролем преподавателя - 120 мин. Работа возле кровати больного Сбор жалоб Анамнез: начало заболевания, течение, наличие сопутствующих заболеваний, вредные привычки. Объективное обследование: Оценка лабораторно-инструментальных данных (оценка результатов общего анализа крови и стернальной пункции, коагулограммы) Проведение дифференциальной диагностики. Клинический диагноз Назначение лечения (письменно в виде рецептов). При обследовании пациентов студенты должны придерживаться таких коммуникативных алгоритмов: Сбор жалоб и анамнеза у пациентов с внутренними болезнями 1. Приветливый выражение лица, улыбка. 2. Нежный тон разговора. 3. Приветствие и представление, проявление интереса, уважения и заботы. 4. Сбор жалоб и анамнеза пациента. 5. Объяснение результатов обследования. 6. Объяснение действий (госпитализация, проведение определенных обследований, которые планируются к выполнению в будущем. 7. Завершения разговора. Физикальные методы обследования пациентов с внутренними болезнями 1. Приветливый выражение лица врача, улыбка. 2. Нежный тон разговора. 3. Приветствие и представление, проявление интереса, уважения и заботы. 4. Объяснение пациенту, какое обследование будет сделано и получения его согласия. 5. Установление контакта с пациентом и попытки вызвать его доверие. 6. Предупреждение о возможности возникновения неприятных чувств при обследовании. 7. Подготовка к проведению обследования (чистые теплые руки, обрезанные ногти, теплый фонендоскоп, при необходимости - использование ширмы. 8. Проведение обследования (демонстрация клинических навыков. 9. Объяснение результатов обследования. 10. Завершение беседы. Сообщение результатов обследования пациентам с внутренними болезнями. 1. Приветливый выражение лица врача, улыбка. 2. Нежный тон 3. Приветствие и представление, проявление интереса, уважения и заботы. 4. Корректное и доступное для понимания пациента объяснение результатов того или иного обследования. 5. Привлечение пациента к беседе (сравнение результатов данного обследования с предыдущими результатами, выяснения, понятные для них ваши объяснения. 6. Завершение беседы. Планирование и прогнозирование результатов консервативного лечения: 1. Приветливый выражение лица врача, улыбка. 2. Нежный тон разговора. 3. Приветствие и представление, проявление интереса, уважения и заботы. 4. Корректная и доступна для понимания пациента объяснение необходимости лечения назначается. 5. Привлечение пациента (акцент на особенностях приема препаратов, продолжительности приема, возможных побочных действиях; выяснить, понятны для пациента ваши объяснения. 6. Завершение беседы. Сообщение прогноза лечения 1. Приветливый выражение лица врача, улыбка. 2. Нежный тон разговора. 3. Приветствие и представление, проявление интереса, уважения и заботы. 4. Корректная и доступна для понимания пациента объяснение ожидаемых результатов лечения назначается. 5. Привлечение пациента к беседе (акцент на важности непрерывного лечения, соблюдения назначенной схемы лечения, выяснение или понятны для пациента ваши объяснения. 6. Завершение беседы. Работа у постели больного в соответствии с алгоритмом общения студентов с пациентами Сбор жалоб Анамнез: начало заболевания, течение, наличие сопутствующих заболеваний, вредных привычках. Объективное обследование: Оценка лабораторно-инструментальных данных (в палате или в учебной комнате): клинический анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, маркеры вирусных гепатитов, коагулограмма, электрофорез белков, диастаза мочи, УЗИ органов брюшной полости, сканирование, ЕГДС, копрограмма и др. Проведение дифференциальной диагностики. Клинический диагноз Назначение лечения (письменно в виде рецептов). ^ Обсуждение теоретических вопросов:
12. Основные принципы и методы дифференцированного лечения легочной недостаточности ^ проверяется путем решения ситуационных задач из каждой темы, ответами на тесты типа КРОК, конструктивными вопросами
1. Обследовать больного с патологией органов дыхания (собрать жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, объективное обследование) 2. Составить|сдавать| план лабораторно - инструментальногообследованиябольного с патологиейоргановдыхания 3. Интерпретироватьрезультатыисследованиямокроты|, спирографии, спирометрии, пневмотахометрии, пикфлуометрии|, рентгенографии, томографииоргановгруднойклетки. 4. Проводить дифференциальнуюдиагностикузаболеванийбронхолегочной|системы, которые|какие|сопровождаютсябронхообструктивным| синдромом и легочнойнедостаточностью. 5. Сформулироватьфункциональныйдиагноз при ХОЗЛ, бронхиальнойастме слегочнойнедостаточностью. Автор ассистентСидоренко О.Л. Утверждено на заседаниикафедры Неотложных состояний в клинике внутренних болезней Обсуждено и утверджено на заседаниикафедры 19.06.2012 г. протокол № 2 |
![]() | Неотложная помощь больному с бронхообструктивным синдромом (в практике врача и медсестры неотложной помощи и амбулатории общей практики... | ![]() | Тема: Неотложная помощь больных с острой абдоминальной болью, желудочно-кишечным кровотечением. 6 часов |
![]() | Физиология системы крови: Методические указания к практическим занятиям студентов 2 курса / Сост. В. Г. Самохвалов, Н. И. Пандикидис,... | ![]() | Современный русский язык. (Лексикология. Фонетика). Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине “Технологическая оснастка” (для студентов специальности «Технология машиностроения»... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Надежность и диагностика электрооборудова-ния» для студентов дневной... |
![]() | Тема1: Предмет и задачи физиотерапии (ФТ). Классификация физиотерапевтических факторов. Организация физиотерапевтической службы.... | ![]() | История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов |