Научно-методический центр




Скачать 158.67 Kb.
НазваниеНаучно-методический центр
Дата публикации14.04.2013
Размер158.67 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Журналистика > Документы
Управление образования

Мариупольского городского совета

Научно-методический центр

Общеобразовательная школа

І–ІІІ ступеней № 23
Современный ученик

и культура чтения


Библиотекарь Кавчук О.Г.

г. Мариуполь

2007 г.

Детское чтение сегодня (да и, наверное, всегда) ставит совсем недетские вопросы родителям, учителям, библиотекарям. Всем тем, кто заинтересован раз­витием детей. Стремление к знаниям, познанию мира – одно из основных потреб­ностей человека. Миру нужны образованные люди. Но чтение книг, а художест­венной литературы в особенности, – это не только образование, а скорее духовная потребность человека. Почему же современные дети читают мало, да и то не то, что хотелось бы взрослым? Мы в школе попытались изучить эту проблему. В ис­следовании участвовали учащиеся 6–8 классов (всего 100 человек). Из них 61% любят читать, а 24% на вопрос ответили отрицательно. Удивляет 15% опрошен­ных, которые затруднились ответить, т.к. к этому возрасту обычно уже определя­ются. Кто же способствует развитию навыков чтения у ребенка? Приоритет при­надлежит, безусловно, родителям. В семье, где читают взрослые, рано или поздно читают и дети. В нашем исследовании мы попытались выяснить, интересуются ли родители чтением своих детей. Так вот, 52% родителей интересуются «время от времени», 25% – «редко», 4% – «никогда не интересуются», 3% детей затрудни­лись ответить. (Что, как нам кажется, можно трактовать как – «никогда»). И только 16% родителей «интересуются постоянно». При таких цифрах о каком благотворном влиянии родителей в чтении, выборе книг может идти речь? А ведь это дети 11–13 лет. Кстати, на вопрос «С кем ты советуешься в выборе книг?» только 22% опрошенных советуются с родителями, а 60% с гордостью написали: «Ни с кем не советуюсь».

В противовес чтению выступают телевидение и компьютер. Книга и телеви­зор, компьютер – силы неравные. Чтение – это труд. Речь идет не только о труде «складывание букв» (хотя на начальной стадии это тоже очень важно). При чте­нии нужно уметь представить обстоятельства, героя, почувствовать характер, уловить разницу в языке авторов и т.д. Нужно думать и думать, чувствовать и чувствовать. Да все это еще и страниц на 400–500. Труд колоссальный! (Кстати, в нашем исследовании большинство ребят – 69% – отдают предпочтение «малым формам произведений» – рассказ, статья, комикс). А телевидение – это готовый продукт. Сиди (а можно и лежи) – и глотай. За тебя все уже сделали другие. На­шли внешний вид героя, пейзаж, интерьер и прочее. Заодно можно еще чем-то за­ниматься: обедать, говорить по телефону, спорить с мамой. Не случайно в нашем исследовании на вопрос «Чему ты отдаешь предпочтение: чтению книг, просмот­ру телепередач, работе с компьютером, просмотру журналов или общению с друзьями», предпочтению книгам отдали только 9%, а телевидению и компьюте­ру – 26%. Многие ребята выбирают «общение с друзьями» – 31%. Но этот вопрос нужно особо оговорить, т.к. тут же на вопрос «много ли читают твои друзья» только 17% ответили, что «достаточно много». 9% – «вообще не читают», 43% – «читают время от времени», а 31% – «затруднились ответить». (Что наводит на грустную мысль, что в компании, с которой общается этот 31% речь о книге во­обще не заходит). Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Почему же чтение отходит на второй (а может, и на третий, четвертый…) план? Нам кажется, изменились жизненные приоритеты общества в целом. Если раньше у человека, который много читает, был высокий статус, то сейчас подрос­ток с определенной долей бравады заявляет: «А я вообще не читаю!» В нашем ис­следовании «вообще не читают» – 19%, «30 минут в день» – 43%, и только 12% – «более 1,5 часа в день». 30 минут вдень – это скорее не чтение книг, а просмотр газет, журналов. Статус «читающего человека» явно упал. Изменилось и качество чтения. Сейчас в печатной продукции большой процент литературы низкого ка­чества, «бульварного чтива». Читаются, в основном, развлекательные журналы. Научно-популярные журналы невостребованы. В библиотеке до дыр «зачитаны» журналы «Молоко» и «Одноклассник», а «Юный техник» и «Непоседа» невостре­бованы. В кругу сверстников ребята почти не обсуждают прочитанные книги. А новые компьютерные игры обсуждаются в деталях. Электронная продукция – серьезный конкурент духовному слову.

Бытует мнение, что детям нечего читать. Однако опрос показал иное. 71% ребят ответили, что им «хватает литературы», а 21% – «литературы недостаточ­но». Ребята назвали ряд книг, которые они хотели бы прочесть. Практически все они есть в библиотеке. И нам не кажется, что если бы вдруг в библиотеке появи­лись «Гарри Поттер», «ужастики», «все-все детективы «Черный котенок» или «романы о любви с трудностями» (сохраняем стиль ребят), все сразу же полюби­ли бы книгу. Да и не уверены, что именно эти книги должны присутствовать в фонде школьной библиотеки. Нельзя ли позвать телевидение и компьютер на по­мощь в приобщении детей к книге? Такой интересный опыт уже сделан (случайно или запланировано – не знаем). По телевидению идет сериал «Кадеты», где упо­минается произведение А.И. Куприна «Кадеты». Каждый второй от 6-го до 10-го класса спрашивает это произведение. В библиотеке его, к сожалению, нет. Вот тут бы и напечатали его срочно в журналах и дали возможность ребятам ознакомить­ся с классикой. Может, и другие произведения этого автора заинтересовали бы школьников. Ан нет! Печатается что угодно, но только не А.И. Куприн. В нашем исследовании мы выяснили, что прочесть произведение, по которому был постав­лен фильм, хотели бы 49% ребят. Хотелось бы, чтобы телевидение заинтересовы­вало ребят книгой, а библиотека смогла этот интерес удовлетворить. Этот пример мы привели для того, чтобы сказать: нужно объединять усилия книги, телевиде­ния, а не противопоставлять их.

Воспитание здорового духовного поколения – задача номер один. И в этой связи чтение детей – национальная проблема. А как всякой национальной проблеме ей нужна государственная поддержка. И моральная, и материальная. Нужны большие средства, а не просто декларации и взывание к совести учителей и библиотекарей. Нужна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, ОБЕСПЕЧЕН­НАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ. Программа должна быть разработана совместными усилиями писателей, учителей, духовенства, библиотекарей, экономистов, пред­ставителей власти. А перекладывать все на шею библиотек, школ и просто энту­зиастов нельзя.

Дорогие ребята!

Нам, педагогическому коллективу и администрации школы, хотелось бы знать, какие книги вы любите читать, какое место занимает книга в вашей жизни. Это нужно для того, чтобы лучше пополнять фонд библиотеки книгами и журналами, знать, какая тематика вас интересует. Мы просим вас ответить на вопросы анкеты. Хотим уточнить, что под «чтением» мы понимаем чтение для интереса, «для себя», а не чтение учебников для приготовления уроков.

Как нужно отвечать на вопросы? Прежде всего – честно и искренне. Сначала прочтите общий вопрос, а потом обведите ручкой или карандашом тот вариант ответа, который вам подходит. Мы просим вас ответить на все вопросы, а вот подписывать анкету своей фамилией не нужно.

Желаем успеха!
Анкета

1. Нравится ли тебе читать?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

2. Сколько времени в день ты тратишь на чтение (кроме выполнения уроков)?

1) не читаю вообще; 3) 1 час в день;

2) 30 минут; 4) более 1,5 часа.

3. Если у тебя появится время, чему ты скорее всего отдашь предпоч­тение?

1) чтению книг; 4) компъютеру;

2) просмотру журналов; 5) прогулке с друзьями;

3) просмотру телепередач; 6) затрудняюсь отве­тить.

4. Где ты обычно берешь книги?

1) в домашней библиотеке; 2) в городской библиотеке;

2) у друзей; 3) вообще никогда не беру;

5) затрудняюсь ответить.

5. Советуешься ли ты с кем-нибудь, какую книгу почитать?

1) с родителями; 4) с учителями;

2) с братом (сестрой); 5) ни с кем не советуюсь;

3) с друзьями; 6) затрудняюсь ответить.

6. Интересуются ли родители твоим мнением о прочитанном?

1) постоянно; 3) редко;

2) время от времени; 4) никогда;

5) затрудняюсь ответить.

7. Много ли времени уделяют чтению твои друзья?

1) достаточно много; 3) время от времени;

2) никогда не читают; 4) затрудняюсь ответить.

8. Если ты просмотрел фильм по какому-то произведению, хочется ли тебе прочесть эту книгу?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

9. Что тебе интереснее читать?

1) романы, повести; 3) комиксы;

2) статьи в журналах, рассказы; 4) затрудняюсь ответить.

10. Хватает ли тебе литературы для чтения?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

11. Назови несколько книг, какие ты хотел бы прочесть (если не зна­ешь автора и заглавие, напиши тематику).


Благодарим за помощь



^ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

(в процентах)

№№ вопросов

Варианты ответов

Классы, количество учащихся

Всего

(100 человек)

6 - А (26)

6 - Б (20)

7 - А (20)

8 - А (17)

8 - Б (17)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

да

74

82

50

66

 

 

нет

23

3

15

11

 

 

затрудняюсь ответить

3

15

35

23

 

 

2

не читаю вообще

11

10

20

5

 

 

30 минут

42

60

30

61

 

 

1 час в день

11

15

40

29

 

 

более 1,5 часа.

26

15

10

5

 

 

3

чтению книг

27

10

5

5

 

 

просмотру журналов

3

20

15

17

 

 

просмотру телепередач

15

15

25

15

 

 

компъютеру

11

10

15

5

 

 

прогулке с друзьями

33

35

25

53

 

 

затрудняюсь ответить

11

10

15

5

 

 

4

в домашней библиотеке

44

65

50

23

 

 

в городской библиотеке

7

5

15

29

 

 

у друзей

30

25

20

37

 

 

вообще никогда не беру

19

5

15

0

 

 

затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

 

5

с родителями

41

25

20

 

 

 

с братом (сестрой)

0

5

10

 

 

 

с друзьями

3

20

10

 

 

 

с учителями

0

0

0

 

 

 

ни с кем не советуюсь

53

45

50

 

 

 

затрудняюсь ответить

3

5

10

 

 

 

6

постоянно

30

15

15

 

 

 

время от времени

43

55

65

 

 

 

редко

19

15

15

 

 

 

никогда

3

10

5

 

 

 

затрудняюсь ответить

6

5

0

 

 

 

7

достаточно много

27

15

25

 

 

 

никогда не читают

6

10

0

 

 

 

время от времени

48

55

25

 

 

 

затрудняюсь ответить

19

20

50

 

 

 

8

да

59

65

40

 

 

 

нет

22

35

50

 

 

 

затрудняюсь ответить

19

5

10

 

 

 




1

2

3

4

5

6

7

8

9

романы, повести,

52

60

50

 

 

 

статьи в журналах, рассказы

11

20

0

 

 

 

комиксы

22

5

10

 

 

 

затрудняюсь ответить

15

15

40

 

 

 

10

да

66

50

85

 

 

 

нет

27

35

10

 

 

 

затрудняюсь ответить

7

15

5

 

 

 





























Ф.И.О: Кавчук Ольга Георгиевна

Домашний адрес: ул. Кронштадтская, 4, кв. 24,

г. Мариуполь, Донецкая обл., 87517

Идентификационный номер: 2017922729

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-методический центр iconВ. А. Алмазов Н. Н. Петрищев Е. В. Шляхто Н. В. Леонтьева
Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

Научно-методический центр icon«информационно-коммуникативное пространство как новая среда личности»
Научно-методический центр дистанционного обучения (директор – Васильченко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент)

Научно-методический центр iconНаучно-методический центр среднего образования
Начальный курс русского языка – важнейший курс школьной программы, одновременно является учебным предметом и языком обучения другим...

Научно-методический центр iconКлючевые слова: дсту–п iwa 2: 2007, iso 9001: 2000, международные...
...

Научно-методический центр iconТерапевтический потенциал церебролизина в превентивной терапии болезни Альцгеймера
Н. Д. Селезнева, Я. Б. Калын, И. Ф. Рощина, Научно-методический центр по изучению болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств...

Научно-методический центр iconМакеевский городской совет Управление образования Макеевского городского...
В наше время во всех промышленно развитых странах отмечается рост количества детских травм, увеличение показателей количества смертей...

Научно-методический центр iconМинистерство культуры украины национальный научно-исследовательский...
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины проводит ІХ международную научно-практическую конференцию «Исследование,...

Научно-методический центр iconМеждународная
«рост экономического потенциала украины: теоретико-методический и научно-практический аспекты»

Научно-методический центр iconПлан мероприятий Методического центра
Крымского республиканского учреждения «Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения»

Научно-методический центр iconДанный учебно-методический комплекс содержит методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» для студентов экономического факультета заочной формы обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<