Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр.




Скачать 458.31 Kb.
НазваниеИнтервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр.
страница1/3
Дата публикации21.06.2013
Размер458.31 Kb.
ТипИнтервью
uchebilka.ru > Журналистика > Интервью
  1   2   3
КАК ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ ДЕТЕЙ
руководство для журналистов и других


Сара МакКрэм и Лотт Хью
перевод с английского Розалии Солодовник
адаптация для российской аудитории Маши Гессен


"Save the Children"

Издание второе, существенно исправленное и дополненное, 1998

Перевод и адаптация

Москва, 2000

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение стр.00
Подготовка интервью стр.00
Интервью стр.00
Завершение интервью стр.00
После интервью стр.00
Обязанности интервьюеров перед детьми стр.00
Конвенция ООН о правах ребенка стр.00
Выдержки из свода правил Комиссии
по рассмотрению жалоб на СМИ стр.00

Введение ко второму изданию

«Кое-какие журналы для детей издаются, но пишут в них взрослые и они полны глупостей».

«Им кажется, что мы сами не знаем, о чем говорим, но это не так. Учителя и другие взрослые, да все кому не лень, без конца дают интервью, как же нам не удивляться, что нас, детей, никогда не интервьюируют?»

Вниманию читателей предлагается второе, исправленное издание брошюры, впервые изданной вместе с кассетой в 1994 г. Авторы замышляли ее как пособие для журналистов, готовящихся интервьюировать детей или писать о них. Но она может оказаться полезной любому, кто собирается интервьюировать детей или просто получить от них какие-либо сведения - социальному работнику, представителю администрации, учителю, писателю. В этом издании больше внимания уделено вопросам этики, необходимости соблюдать конфиденциальность и работе с фотографами.
Говоря о детях, мы подразумеваем и подростков, но не будем всякий раз это оговаривать. Удобства ради мы употребляем слова «ребенок» и «дети» применительно ко всем возрастным категориям до 18 лет включительно. Хотя подростки предпочитают, чтобы их называли «молодые люди».
Журналист как никто иной способен помочь нам понять детей - ведь средства массовой информации уделяют им очень много внимания. Его долг - изображать детей правдиво, без предубеждения. Между тем стиль его работы и ее плоды, несомненно, сильно зависят от того, какой заказ он выполняет. И сплошь да рядом бывает так, что журналист думает не о детях, а о том, чтобы сделать хороший репортаж. Понимая это, мы, тем не менее, надеемся, что журналисты прислушаются к нашим рекомендациям и станут применять их на практике.
Журналисты находятся в постоянном поиске чего-то нового, необычного, отличающегося от общепринятой точки зрения. Это, как подсказывает наш опыт общения с детьми, можно найти среди них. Мы убедились в числе прочего в том, что, проводя много времени с детьми, беседуя с ними и прислушиваясь к их словам, можно узнать поразительно много совершенно неожиданного. У них свой свежий взгляд на мир и на порядки в нем. Вызывать детей на откровенность - дело нелегкое, но стоящее. Наше пособие должно облегчить общение с ними.
Ребенок, которого журналисту удалось вовлечь в разговор, гордится этим, его чувство собственного достоинства возрастает. А журналист, выслушивающий его точку зрения и излагающий ее впоследствии в СМИ, как бы отказывается от частички чувства превосходства, присущего всем взрослым. Ведь мы так часто склонны заглушать или корректировать голоса детей! Следует восстановить равновесие между нами и детьми. То, что дети высказываются, уже само по себе есть проявление силы; мы же, выслушивая их, проявляем уважение к говорящему.
Первое издание было подготовлено на основании опыта общения с детьми из Барбадоса, Канады, Англии, Израиля, Намибии, Северной Ирландии и Румынии, их высказывания, записанные на пленку, воспроизведены в тексте брошюры. Данное издание мы дополнили материалами Бюро новостей о детях «Чилдренс Экспресс», находящегося в Ньюкасле (Великобритания), которое организация «Save the Children (Спасите детей)» поддерживает материально. Цитируются высказывания детей о том, чего они ожидают от СМИ, какие интервью предпочли бы давать и что для них легче.

Почему эта брошюра необходима?
Мы то и дело читаем в газетах и журналах о детях, видим их на экранах телевизоров, слышим о них по радио, но, как правило, говорят при этом не они сами, а о них. Таким образом, мы узнаем, что думают взрослые о детях, а не они сами о себе.
Случается, что метод освещения СМИ критических или кризисных состояний в обществе вызывает у нас недовольство. Ибо, идя по линии наименьшего сопротивления, СМИ в подобных случаях показывают детей лишь жертвами войны, нищеты или эксплуатации. Очень редко удается услышать или прочитать собственные высказывания детей; они предстают перед читателями или зрителями бессловесными страдальцами. А между тем нам известно - со слов самих же детей, - что даже те из них, кто обитает на самом дне, не лишены чувства гордости и собственного достоинства, а также своего взгляда на мир. Дети говорят, что навязанная им роль жертв, и только жертв, им претит - это их унижает и создает искаженное представление о них. Будь мы, взрослые, на их месте, большинству из нас это тоже было бы не по душе.
Но только критиковать работу журналистов явно недостаточно. Необходимо выявлять их промахи и изыскивать реальные пути их устранения.
Наиболее простой способ дать детям возможность высказывать свою точку зрения - это интервью с ними. Для этой цели можно обратиться к помощи изобразительного искусства, драмы, песни и прочих жанров. Не ограничивайтесь беседой со взрослыми, - говоря о проблемах, волнующих или просто интересующих детей, не забывайте вовлекать их в нее. Дети составляют около половины населения земного шара и видят все, что происходит вокруг них. Большинство взрослых удивляются тому, как много знают и понимают дети.
Принято считать, что работать с детьми не только трудно, но порой и опасно. Существует даже такая присказка – «Никогда не работай с детьми и животными». И тому, кто при попытке взять интервью у детей, натолкнется на ледяное молчание, открытую враждебность или смущенное хихиканье, может показаться, что в ней есть доля истины. Задача этой брошюры в том и состоит, чтобы доказать - интервьюировать детей можно, и даже весьма успешно, надо лишь немного к этому подготовиться и постараться их понять. И тогда работа с ними может оказаться захватывающе интересной и благодарной. Наша цель - помочь вам найти путь к детям, чтобы работать с ними было не только легко, но и приятно.


С чего начинать
Попытайтесь поймать голоса детей в передачах новостей по радио и телевидению.
Подумайте, правильно ли они использованы. Часто ли доводится слышать высказывания детей о том, что они думают и чувствуют?
Сопоставьте впечатления от высказываний взрослых о детях и самих детей о себе.


Чего избегать
При изображении детей СМИ обычно применяют одни и те же избитые приемы. Как известно, мы все в той или иной мере прибегаем к набившим оскомину стандартам, но уж когда речь заходит о детях, взрослые просто не могут обойтись без штампов. Словно раз и навсегда найденные формулы наилучшим образом характеризуют детей и отступать от них нет смысла. Применение их время от времени, конечно, вполне допустимо, но злоупотреблять ими не стоит, так как в результате создаются совершенно искаженные образы детей. А эти стереотипы прочно оседают в сознании взрослых. И, как часто жалуются дети, воздействуют на представления окружающих о них. Родители, утверждают дети, подчас больше верят версиям СМИ, чем своему опыту общения с живыми детьми. Что, естественно, оборачивается пагубными последствиями.
Собираясь применить очередной штамп, касающийся детей, задумайтесь, не примелькался ли он вашим читателям, слушателям или зрителям? СМИ склонны делить детей на четко разграниченные категории - ангелов, невинных страдальцев и отважных маленьких мучеников, с одной стороны, и на неслухов, грубиянов, сорванцов, задир и даже малолетних правонарушителей - с другой. Не замечали ли вы, что слова «молодежь» и «молодые люди» в применении СМИ почти всегда получают уничижительный оттенок? Они воспринимаются как синонимы беспорядков. Чернокожие дети, живущие в Соединенном Королевстве, утверждают, что СМИ неизбежно изображают их в самых мрачных тонах. А дети с ограниченными возможностями жалуются на то, что их показывают существами, не похожими на других людей, странными и жалкими. И суть рассказов о них неизменно одна и та же – «они побеждают трагедию». Подумайте об отечественных штампах, касающихся детей: дети-цыгане – обязательно хулиганы, уличные воришки; дети, больные раком, – невинные мученики, мечтающие исключительно о билете в цирк; дети-вундеркинды – миниатюрные взрослые.
Мы опросили детей, выясняя, что они думают о том, как их изображают СМИ. Вот их ответы.


Детям не нравится, что
· их серьезные высказывания подаются как веселые или шутливые (что вызывает смех у взрослых, но не у детей);
· в материал СМИ для придания ему интереса включают «необычайно умного ребенка»;
· СМИ злоупотребляют фотоснимками и жизнеописаниями детей в бедственном положении, чтобы разжалобить публику. Это не повышает ее уважения к детям и чувства собственного достоинства у последних;
· СМИ относятся к детям покровительственно и употребляют по отношению к ним снисходительный тон;
· взрослые говорят от имени детей даже в тех случаях, когда те лучше осведомлены в обсуждаемом вопросе;
· детей заставляют выступать как дрессированных животных в цирке;
· взрослые демонстрируют невежество детей;
· взрослые вкладывают в уста детей слова, которые те должны произнести, или перебивают их;
· детей изображают пассивными вопреки действительности;
· всех детей смешивают в одну проблемную группу под названием «молодежь».

Чему мы хотим способствовать публикацией этой брошюры?
Детям, как и всем нам, хочется, чтобы к ним относились с уважением и пониманием. Не будучи взрослыми, они порой нуждаются в особой помощи и защите. Но относятся к тому же виду живых существ, что и мы, взрослые, и на многое реагируют таким же образом.
Попытайтесь поставить себя на их место и задайте себе вопрос, каким вам хотелось бы видеть отношение взрослых к детям.


Дети хотят, чтобы
· им предоставляли возможность самим, без вмешательства взрослых, говорить о себе;
· к ним относились как к равным, как к представителям рода человеческого, каковыми являемся мы все;
· интересовались их мнением о материалах, появляющихся в СМИ;
· пользуясь каналами СМИ, они могли беспрепятственно беседовать со взрослыми и другими детьми;
· в них видели личности со своими мыслями, увлечениями и заботами;
· ценили их опыт - ведь, несмотря на малолетний возраст, они уже много знают о жизни;
· они могли быть сами собой, а не тем, кем их хотят видеть окружающие;
· к их суждениям относились серьезно.

Уметь слышать детей
При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Случается, что ребенку есть что рассказать - но зачем ему стараться, если собеседник его не слышит? А дети прекрасно это улавливают и никогда не станут лезть из кожи вон перед человеком, который не умеет их слушать. Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.
Во время проводившихся нами опросов детей мы поразительно часто слышали такие замечания: «Впервые нас спрашивают, что мы думаем». А одна необычайно развитая и умная девочка 10 лет от роду, живущая в Северной Ирландии, сказала: «Я никогда никому не говорила, как отношусь к столкновениям в Белфасте. Ничего хорошего, думаю, от них не будет, но навряд ли кто-нибудь станет прислушиваться к словам детей». Почему же никто не предоставил ей возможности сказать об этом раньше?
А много ли вы видели репортажей, которые рассказывают о взглядах детей на войну в Чечне. А ведь они – не только полноценные граждане страны уже сегодня, но и завтрашние призывники, избиратели и налогоплательщики.


Начать с себя самого
А вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах?
Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их?
Вам нравятся дети? Вы любите общаться с ними?
Способны ли вы воспринимать детей серьезно, как людей с присущими им мыслями и чувствами?
Способны ли вы спросить у детей, что следует сделать, чтобы решить обсуждаемую проблему?
Способны ли вы согласиться с тем, что кое о чем дети осведомлены лучше вас, и не испугаться?
Способны ли вы смириться с тем, что беседа с детьми может опровергнуть ваше предвзятое мнение?
Если сомневаетесь в правомерности этих вопросов или некоторых из них, попытайтесь вспомнить собственное детство. Относились ли к вам взрослые серьезно? Если да, то что вы при этом испытывали? Почему с некоторыми из взрослых вы не чувствовали себя скованно и разговаривали с ними непринужденно? Обладали ли они какими-то особыми достоинствами?
Необходимо отдавать себе отчет в том, какие у вас есть сильные и слабые стороны, ибо они играют важную роль в процессе общения с детьми. И дети чуют их на расстоянии.

Зачем интервьюировать детей?
Детям хочется высказаться.
Детям есть что сказать - свежего и интересного.
Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.
Кое-что - система образования, игры, детская эксплуатация и т.д.- касается детей значительно больше, чем нас, а следовательно, важно узнать, что они думают на сей счет.
Беседа во время интервью с детьми способствует взаимопониманию между ними и взрослыми и помогает уменьшить пропасть между поколениями - ведь неприязнь между старыми и молодыми очень часто возникает из-за того, что они не разговаривают друг с другом.
Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
Дети наравне со взрослыми являются потребителями продукции СМИ. Поскольку их интересует, что думают и чувствуют другие дети, использование материалов на эту тему в СМИ может увеличить число их потребителей.
Дети имеют право на то, чтобы к ним прислушивались, принимали во внимание их суждения и предоставляли им в СМИ трибуну для высказываний. Эти принципы изложены в Конвенции ООН о правах ребенка.
Вы и сами извлечете из такого интервью много поучительного.

Подготовка интервью

«Мне кажется, что журналисту, собирающемуся говорить о детях, прежде всего следует встретиться с ними и выяснить, как они к этому относятся».

«Они уверены, что мы в политике ничего не смыслим. Стоит тебе что-нибудь сказать о политике, как тут же тебя обрывают: «Оставь, ты сам не знаешь, что несешь».

Для успеха дела к интервью следует немного подготовиться. Это не означает, что надо заранее запланировать его содержание и продолжительность, тем более что чем дольше оно длится, тем лучше.
А вот собрать хотя бы основные сведения о месте и обстоятельствах жизни ребенка весьма полезно. Дети, как и взрослые, недолюбливают невежественных посетителей, которые попусту тратят время на бессмысленные вопросы. Ведь в предвидении встречи со взрослым вы изучаете газетные вырезки или иным образом знакомитесь с реалиями его жизни, так почему бы не поступить так же в случае с ребенком?

Советуйтесь с детьми
Собирая материал для статьи, очерка, программы или обзора, привлеките себе в помощь детей. Постарайтесь выяснить, какие вопросы представляются им важными, кто из детей может участвовать в вашей работе или дать интервью, где и когда можно отыскать подходящих для вашей цели детей и т.д., то есть ведите себя точно так же, как перед любым другим интервью. Между тем журналисты, даже готовясь к встрече с детьми, часто ограничиваются предварительными беседами только со взрослыми.


Правильно выберите тему
Детей интересует многое - не только поп-музыка, мода, игры и прочие развлечения. К вашему удивлению, они могут предложить для обсуждения очень серьезные темы. Поскольку дети, как, впрочем, и взрослые, охотнее всего рассуждают об интересующих их материалах, вам придется изыскать для интервью нечто среднее между вашими замыслами и их пожеланиями. Впрочем, это то же самое, к чему вы должны быть готовы, когда идете на интервью со взрослым: разговор может уйти в совсем иное русло, чем вы ожидаете, и тогда следует проявить гибкость.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconДаосизм и его влияние на китайскую культуру. Москва, 1997. 1 Оглавление....

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconГеография учить билеты 1-10. Украинский язык: § 9, 10 впр. 89, 90, 102. § 11 впр. 105
Русский язык – выполнить упр. 119 стр. 61, упр. 122 стр. 62, упр. 133 стр. 66, упр. 44 стр. 71, упр. 146 стр. 72. Стр. 74 выучить...

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconГеография учить билеты 1-10. Украинский язык: § 9, 10 впр. 89, 90, 102. § 11 впр. 105
Русский язык – выполнить упр. 119 стр. 61, упр. 122 стр. 62, упр. 133 стр. 66, упр. 44 стр. 71, упр. 146 стр. 72. Стр. 74 выучить...

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconПольша – от 150 у е. \подробнее\ (стр. 1, 2) Карпаты – от 90 грн....
...

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconАнглийский язык
Русский язык – (уч. В. П. Голобородько) §6 стр. 45-46, таблица, упр. 91 стр. 48. § 7 стр. 49-51. Упр. 97, 98 стр. 51-52, упр. 105,...

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconКомплекс Сарнес 3 стр. Комплекс Репвог 6 стр. Северная норвегия,...
Рорбу и коттеджи в Сарнесе расположены у моря в живописном месте Сминес в Сарнесфьорде. Здесь есть

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconДомашние задания на период карантина с 08. 02. 2011-17. 02. 2011 для учащихся 2-Б, 2-в класса
В класс: стр. 105 №616,617; стр. 106 №621- устно; №№622, 623, 626, 627; стр. 107, №634, 635; стр. 108, №641,642

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconУкраїнська мова
Учебник: с. 136-139(чит., перевод.), стр. 139, упр. 24 (пис.), стр. 140, упр. 29, 30,31 (пис.), стр. 142, упр. 5, 6, 9 (пис.), стр....

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconуч. В. П. Голобородько) §6 стр. 45-46, таблица, упр. 91 стр. 48....
Русский язык – (уч. В. П. Голобородько) §6 стр. 45-46, таблица, упр. 91 стр. 48. § 7 стр. 49-51. Упр. 97, 98 стр. 51-52, упр. 105,...

Интервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр. 00 Обязанности интервьюеров перед детьми стр. 00 Конвенция ООН о правах ребенка стр. iconЛитература Выразительно читать стихотворение А. С. Пушкина «в сибирь»
История Украины Читать $$ 9 – 12, письменно отвечать на вопросы 4,6 (стр. 68), 1,5 (стр. 71), 1,5 (стр. 83)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<