Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов




Скачать 80.23 Kb.
НазваниеДніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов
Дата публикации28.06.2013
Размер80.23 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

6 (53)-2012




формирования социально значимой модели поведения.

Ключевые слова: эстетика поступка, система инструментов и технологии воспитания, социализация личности, поведенческие ценности личности.
The article is devoted to the analysis of situation in the field of aesthetics of behavior of teenagers in modern terms, to determination of some directions in the system of socially meaningful model of behavior forming.

Key words: aesthetics of act, system of instruments and technology of education, socialization of a personality, поведенческие values of personality.
Сізов В. В. – кандидат педагогічних наук, доцент, завідуючий кафедри соціальних дисциплін Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов


УДК 37.034
^ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Е.Г. Степина
В статье рассматривается роль национальной и культурной идентичности в нравственном воспитании студентов университета в условиях глобализации, а также роль образования в нациокультурной идентификации молодежи. Исследуются причины маргинализации студенческой среды и роль глобализации в данном процессе.

Ключевые слова: идентичность, маргинальность, глобализация, толерантность.
Современные условия существования человеческой личности в постоянно изменяющемся мире все чаще характеризуются учеными как “тотальный кризис идентичности”. Следствием потери идентичности в психологическом, социальном, этническом, духовно-нравственном, культурном аспектах является маргинализация сознания как отдельного человека, так и общества в целом. Это приводит к разрушению целостного сознания и устоявшейся системы ценностей на уровне личности, следствием чего становится острый кризис самоидентификации общества и, в частности, студенческой молодежи. Подобные негативные тенденции катализируются «стимулированной глобализацией», «эрозией гуманизма», распадом духовности, массовизацией культуры и вытеснением действительных культурных и нравственных ценностей и национальных традиций. Рассматривая проблему нациокультурной идентичности в условиях глобализации, необходимо разобраться с самим термином «глобализация».

Существует огромное количество международных исследований вопроса глобализации и такое же количество определений данного термина с различных точек зрения. Так, известный английский социолог Энтони Гидденс определяет глобализацию как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [1]. Британские ученые Мартин Элброу и Элизабет Кинг дают обобщенное понятие глобализации как «всех тех процессов, благодаря которым народы мира объединяются в единое мировое сообщество» [2]. Ещё одно определение данного термина приводит Эллен Фрост, которая, в частности, отмечает, что глобализация – это «долгосрочный, многогранный и сложный процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом под словом «глобализация» имеется в виду переход к «всемирности», глобальности, то есть взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы или же делают последние несоответствующими современной действительности» [3]. Именно в преодолении традиционных границ в духовно-нравственной, культурной, образовательной и других отраслях гуманитарной сферы находятся основные угрозы глобализации мирового сообщества. По мнению Эллен Фрост, руководителя проекта глобализации университета национальной обороны США, прозвучавшего на семинаре «Глобализация и Европа» в конце 2000 года, глобализация представляет собой процесс бурного развития знаний и технологий, объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе, осознания единства человечества, общих глобальных проблем и единых для всего мира основных норм. Глобализация имеет сложную динамику и взаимодействующие друг с другом общемировые, региональные, национальные, локальные и индивидуальные составляющие, а также множество форм проявления. Несовпадение между этими формами по времени, их запаздывание делают их соединение иногда взрывоопасным [4]. Российский ученый Константин Колин в статье «Неоглобализм и национальная культура» сосредоточивает внимание на культурологической точке зрения на проблему, определяя глобализацию общества как «новую гуманитарную революцию, в результате которой многие традиционные национальные и этнические культуры претерпят существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными» [5]. Под агрессивным натиском глобализованной цивилизации национальные культуры имеют шанс либо исчезнуть, либо трансформироваться в массовую культуру.

Университеты всегда были центрами сохранения и передачи духовных и культурных ценностей, равно и центрами их развития и приумножения; и сегодня они призваны противостоять деформации этих ценностей. Университеты являются эффективным средством сохранения и развития как мировой культуры в целом, так и национальных культурных и нравственных традиций в частности, а также средствами противостояния угрозам стандартизации, унификации и культурного коллапса. Роль университета в обществе и причины кризиса в образовании глубоко исследованы в работах европейских ученых Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ч. Стоуи и других.

Целью данной статьи является исследование роли университетского образования в сохранении нациокультурной идентичности современной учащейся молодежи, а также определение причин маргинализации студенческой среды и путей её преодоления в условиях глобализации.

Современный процесс глобализации, который сопровождается стандартизацией почти во всех областях общественной жизни, постепенно приводит к стиранию этнических и национальных границ в культурных, экономических, политических и образовательных сферах. Такое вымывание этнических и культурных особенностей приводит к культурной дезориентации молодого поколения и потере этнической идентичности. Последствия этого процесса имеют двойственный характер: маргинализация студенческой среды, с одной стороны, и опасное явление персональной и групповой этнической интолерантности и рост напряжения между представителями различных этнических культур – с другой.

Одним из наиболее опасных из отмеченных последствий процесса глобализации как на уровне формирования личности студентов, так и на общегосударственном уровне, мы считаем именно маргинализацию общества и образовательного пространства. Под маргинальностью в данном контексте имеется в виду не только этнопсихологическое, но и социологическое понятие, которое определяет пограничность состояния человека между любыми социокультурными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Это понятие используется в социологии для определения ситуации неадаптации личности к новым социальным условиям. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида к группу, которая его полностью не принимает, его отчуждением от группы происхождения, которая отталкивает его как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Роберт Парк), который разделяет жизнь и традиции двух разных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования в экономике и политике новых функциональных групп, которые вытесняют старые группы, дестабилизируют их социальное положение [6]. Вообще, маргинальные социальные группы – это группы, состоящие из людей, которые по своей психологии и поведению находятся между двумя или несколькими разными культурами, но полностью не принадлежат ни к одной из них. Маргинализация общества приводит к катастрофическому падению уровня патриотического сознания молодежи, которая выводит эту проблему за пределы образовательного характера. С проблемой этнической маргинальности также тесно связана проблема нарушения этнической идентичности личности. Подобные нарушения обусловливают возникновение таких негативных последствий, как этническая интолерантность, как личностная, так и групповая.

Методологические подходы к проблеме культурной идентичности основаны на фундаментальных исследованиях М. Беннета, М. Колльера, Р. Лутца, М. Томаса и др. Стадии формирования этнической идентичности рассматриваются согласно теории Ж. Пиаже. Методологический подход к проблеме этнической идентичности в связи с этнической и национальной толерантностью основан на идеях современных российских и украинских ученых Н. Лебедевой, Н. Ивановой, А. Сухарева, Т. Стефаненко и др.

Для предотвращения проявлений этнической нетерпимости и преодоления личностного кризиса ценностных ориентиров современного студенчества, современным университетам стоит уделять больше внимания нравственному воспитанию студентов на основе христианских нравственных ценностей, национальной культуры и шедевров мирового и национального искусства. Таким образом, современные высшие образовательные учреждения могут стать инструментами решения социокультурных и этнокультурных проблем.

Литература

  1. Giddens, Anthony. (1991). The Consequences of Modernity Cambridge: Polity Press. p. 64. ISBN 9780745609232/

  2. Albrow, Martin and Elizabeth King (eds.) (1990). Globalization, Knowledge and Society London: Sage. ISBN 978-0803983243 p. 8.

  3. Фрост Э. Л. Что такое глобализация? // Государственная служба за рубежом. Глобализация, проблемы, перспективы / Реф. Бюллетень. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

  4. Международная безопасность в контексте глобальных процессов www.URL.http: // http://www.jeducation.ru/4_2005/66.html

  5. Колин, К.К. Неоглобализм и национальная культура. www.URL.http: // www.opos.sitc.ru chronika /2004/11/ neoglobalizm.doc.- 11.12.2004 г.

  6. Маргинал. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Електронний ресурс] / И.В. Малышев. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/



У сатті розглядається роль національної та культурної ідентичності у моральному вихованні студентів університету в умовах глобалізації, а також роль освіти у націокультурній ідентифікації молоді. Досліджуються витоки маргіналізації студентського середовища і роль глобалізації у даному процесі.

Ключові слова: ідентичність, маргінальність, глобалізація, толерантність.

The article is devoted to the description of the role of national and cultural identity in moral education of university students under condition of globalization, as well as to the role of education in the ethno-cultural identification of the youth. It also investigates the roots of marginality of the students’ communities and the role of globalization in it.

Key words: identity, marginality, globalization, tolerance.
Степина О. Г. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри гуманітарних і соціально-економічних дисциплін факультету Краснодону інженерії і менеджменту Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Краснодон, Україна).
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Є.А. Зеленов


УДК 796.011.1
^ БАЗОВІ ОЗНАКИ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ ОСОБИСТОСТІ
В. О. Сутула
Проаналізовано основні підходи до визначення фізичної культури особистості. Систематизовано та виділено сім ознак, які визначають структуру фізичної культури особистості. Показано, що найбільш характерною ознакою особистісної фізичної культури людини є здоровий спосіб життя та систематичне використання фізичних вправ з метою оздоровлення або фізичного вдосконалення.

Ключові слова: особистість, фізична культура, виховання, ознаки, здоровий спосіб життя.
Останнім часом у спеціальній філософській, соціокультурологічній та психолого-педагогічній літературі фізична культура розглядається не тільки як соціальний феномен, а і як стійкі властивості особистості. Ось чому проблема виховання фізичної культури особистості тісно пов’язана з проблемою розвитку фізичної культури як цілісного соціально-педагогічного феномену. В цьому процесі існує цілий ряд невирішених концептуальних протиріч. Так, до цього часу все ще залишається невирішеною проблема вивчення фізичної культури як цілісної системи, що обумовлено нерозробленістю узагальнюючої теорії фізичної культури (Р. Абзалов, В. Видрін, В. Гончаров, Л. Лубишева, Г. Наталов, В. Сутула, Ю. Ніколаєв, Н. Пономарьов, Л. Матвєєв, Ф. Мухаметянов та ін.). У


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer...
Алфімов Д. В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького...

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія...
Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconМіжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія...
Кір’ян Марина Михайлівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри лінгвістики Донбаського інституту техніки та менеджменту Міжнародного...

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconОльга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного...
Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательніх стандартов. Проект “Стандарт общего образования”. – М., 2002

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Дніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. М. Алфімов iconРецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer...
Гош Вікторія Євгеніївна викладач Луганського обласного медичного училища, аспірант Луганського національного університету імені Тараса...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<