Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие)




Скачать 137.6 Kb.
НазваниеМіністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие)
Дата публикации12.07.2013
Размер137.6 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
uchebilka.ru > Культура > Внеклассное мероприятие
Міністерство освіти і науки України

Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради

Навчально-методичний центр


«Поговорим о славянской письменности и культуре…»

(внеклассное мероприятие)


Підготувала

Христиченко Р.І.-

учитель російської мови та

літератури

першої категорії

Донецької загальноосвітньої

школи І-ІІІ ступенів №26


Донецьк-2013 р.
«Поговорим о славянской письменности и культуре…»

Пресс-конференция с участием редакторов известных журналов и членов Клуба юных знатоков славянской письменности и культуры
Цели: углубить знания учащихся 5-6 классов по теме урока «Введение.

Язык – важнейшее средство общения и познания»; развивать познавательную активность школьников; воспитывать интерес к более глубокому изучению русского языка.
Пресс-конференция проходит в зале Малой академии языковедческих наук.

Оформление.

  1. Стенгазета «Живой как жизнь».

  2. Плакаты с высказываниями о русском языке.

  3. Пословицы и поговорки, иллюстрированные рисунками: «Без языка и колокол нем», «Красно поле пшеном, а беседа умом», «Бритва скребет, слово режет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Ветер горы разрушает, слово народы подымает» и др.

  4. Книжная выставка (научно-популярная литература по языку, книги по занимательной грамматике).

  5. Стенд «Прочти – это интересно» (материалы о новых, интересных фактах языка).

  6. Икона с изображением святых Кирилла и Мефодия.


В зале присутствуют главные редакторы журналов: «Вестник Малой академии языковедческих наук», «Вопросы словесности», «В мире слов», «Золотые россыпи», «Мир лингвистов», «Языкознание», журналисты, члены Клуба юных знатоков славянской письменности и культуры, учащиеся 5-6 классов.

Звучит запись Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

На сцене группа чтецов-декламаторов, членов Клуба юных знатоков славянской письменности и культуры в русских национальных костюмах. На фоне музыки звучат их слова.

1-й чтец.

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник,

Тебе посвящаем мы встречу сегодня,

Наш гордый, наш русский, любимый язык!

2-й чтец.

Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Ты отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил.
3-й чтец.

Ты – светоч и звон,

Ты цветенье народа,

Ты в бурях кровавых

Столетий возник.

В тебе справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий великий язык!
На сцене появляется Ученый секретарь Малой академии языковедческих наук

«Высокочтимое собрание!

Сегодня мы проводим пресс-конференцию, посвященную животрепещущей и вечной теме. Мы будем говорить о славянской письменности и культуре. Прошу вас, господа журналисты, приготовить вопросы членам уважаемого Клуба знатоков».

Пока журналисты готовят вопросы на сцене в исполнении членов Клуба звучит песня.

Все, кто любит наш язык,

Книгу уважать привык,

Собрались сегодня в клубе,

нашем клубе.

В книгах новое искать,

об истории узнать.

Мир искусства понимать,

Всех научат в нашем клубе,

в нашем клубе

Очень вдумчиво читать,

В слово каждое вникать,

Учат в клубе, учат в клубе,

нашем клубе.

И поэзию любить,

Русским словом дорожить

Учат в клубе, учат в клубе,

нашем клубе.

И со сцены выступать,

Людям радость доставлять

Мы готовы в нашем клубе,

нашем клубе

Дружбу верную ценить,

Любознательными быть

Научились в нашем клубе,

нашем клубе.
Слово Ученого секретаря.

В Клубе знатоков славянской письменности и культуры работают секции «архивариусов-археологов», «чтецов-декламаторов», «историков-лингвистов», «графологов-искусствоведов», «лексикографов».

Сегодня, господа журналисты, вы и получите от них исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы по теме конференции. Кстати, вопросы могут задавать и наши гости, учащиеся 5-6 классов.

Слово имеет главный редактор журнала «Золотые россыпи». Ваш вопрос.

- У меня такой вопрос. Уважаемые знатоки, что вы вкладываете в понятие «письменность»?

- Отвечает член секции «лексикографов». Это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и совокупность письменных памятников. Для нас это слово интересно и в первом, и во втором значении.

- Журнал «Мир лингвистов». У меня два вопроса.

Первый. Как вы думаете, можно ли представить свою жизнь без телевизора, компьютера?

И второй. А можно ли представить себе жизнь без электричества?

- Трудно, но можно, - говорит член секции «архивариусов». – Я отвечу сразу на два вопроса. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора, компьютера, к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите их об этом дома.

Известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в начале 20-го века появились электрические лампочки.

Вы задали мне легкие вопросы, мне бы хотелось порассуждать над другой проблемой. Уважаемые гости, попробуйте себе представить жизнь без письменности!

Реплика шестиклассника с места:

- Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!

В разговор подключается член секции «историков-лингвистов»:

- Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

- Журнал «В мире слов». Н.М. Карамзин жил в другом веке. А в наше время сохраняют ли свое значение его слова? Как произошло изобретение букв? Что об это известно людям?

- Я археолог, казалось бы, далек от языкознания, но могу сказать, что дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Ученый секретарь:

- Сейчас наши чтецы-декламаторы прочитают вам отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. Перевод Ивана Алексеевича Бунина. О чем идет речь в первом отрывке?

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

О чем говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

- Комментирует стихотворение «архивариус». Гайавата изобрел рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

- Журнал «Вопросы словесности». Расскажите, как появилась русская азбука.

- Этот вопрос изучали мы, члены секции «историков-лингвистов». И вот что мы узнали: наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров...

И как самое ударное, завершающее год 988-й, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского (иначе – старославянского) языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложилось два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44-45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительной литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворенных и целомудренных сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Так, употребляя пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого изречения.

- Уважаемый секретарь, можно дополнить?

- Говорите, «археолог».

- Как вы уже слышали, письмо в Киевской Руси существовало еще в 10-м столетии. В этом нас убеждает древняя надпись на глиняном ковшике, который был найден в 1949г. археологами во время раскопок в селе Гниздове около Смоленска. На ковшике написано одно слова «горухша» (горчица). Ученые относят посудину, в которой сохранялась горчица, к началу 10-го столетия.

- Журнал «Языкознание». Наши читатели хотят узнать побольше о древнерусских книгах. Удовлетворите их интерес.

- Древнерусские рукописные книги, - отвечает «искусствовед-графолог», - отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развернутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

- Чтец-декламатор:

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.
- Журнал «Языкознание». Современный русский алфавит вместо церковнославянского были введен Петром Первым в 1708г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны. Можете ли Вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? Вопрос «историкам-лингвистам»

- Это буква Ъ. Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень сердился на букву Ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеяд Ъ… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400.000 рублей, - а какую приносит ей выгоду или честь?»

Написание этой буквы в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе 1918 года.

- Чтец-декламатор:

Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было слово,

Это было «Слово о полку».

(Л. Манзуркин).
Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древней художественной литературы «Слово о полку Игореве»!

- Журнал «Вестник Малой академии языковедческих наук». Пришло время вызвать на «Лингворинг» председателя Клуба юных знатоков славянской письменности.

Для всех находчивых, умелых,

Не робких, знающих и смелых.

Нет, не перевелись еще на земле

Находчивость и смекалка,

Не оскудела в сердцах

Молодецкая удаль.

Сойдемтесь же, друзья,

Восславим знаниями силу нашу,

Силу гордую, богатырскую!
- Готов вступить в поединок!

- Итак, «Лингворинг»

1. На чем писали в Древней Руси?

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

3. Сколько было букв в кирилловской азбуке 9-го века?

4. Какой алфавит состоит из шести букв?

5. Какая буква – наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски?

6. Какие буквы обижаются на то, что их не пишут в начале русских слов?

7. Какие слова состоят из ста согласных?

8. Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в Европе?

9. Назовите все буквы нашего алфавита.

10. Есть ли в Донецке центр славянской письменности? Где он находится?

11. О чем говорится в старинной русской пословице «Аз да буки избавят от муки»?
12. Всегда ли наречие – часть речи?
Ученый секретарь:

- Я внимательно следил за ответами нашего юного коллеги. Он был на высоте! Молодец!

Я же приглашаю на сцену представителей пяти секций Клуба для составления синквейна на тему «Предложение», так как предложение и только предложение позволило нам сегодня общаться на столь высоком уровне!

Оглашается синквейн.

- Реплика.

- Лаконичная, связная.

- Составили, написали, прочли.

- Одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

- Законченная мысль.

Ученый секретарь:

- А сейчас позвольте закончить нашу пресс-конференцию высоким слогом русского слова.

Чтец-декламатор:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Вновь звучит запись Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Приложение 1.

Схема синквейна

  1. Синоним (1 слово или словосочетание).

  2. Два прилагательных.

  3. Три глагола, характеризующих слово.

  4. Предложение, раскрывающее смысл слова.

  5. Одно слово – вывод.


Приложение 2.

Ответы на вопросы «Лингворинга»

  1. На коре деревьев (берестяные грамоты в Древней Руси).

  2. За словом в карман не полезешь.

  3. В упрощенной – 32 буквы, в дворцовых, соборных, монастырских школах давалась 44-45-буквенная кириллица.

  4. Азбука.

  5. Буква Ф.

  6. Буквы Ы, Й (йод, йот, йог и другие слова на й- иноязычные заимствования).

  7. Стог, стол, стон, стоп, сток.

  8. Иволга – Волга.

  9. Перечисляются все буквы современного алфавита.

  10. Есть. В Ленинском районе, в парке мемориала «Жертвам фашизма».

  11. Грамота всегда ценилась, а грамотного всегда уважали в старину: все знали, как трудно жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки.

  12. Нет, наречие – это и совокупность диалектов какого-нибудь языка.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconНавчально-методичний посібник Міністерство освіти І науки України
Л22 Економічна історія. Навчально-методичний посібник. – Тернопіль: Економічна думка, 2006. – 68 с

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту України Департамент професійно-технічної освіти
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту Автономної Республіки Крим, управління освіти І науки обласних, Київської та Севастопольської...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconМіністерство освіти І науки україни пр. Перемоги
Міністерству освіти І науки, молоді та спорту Автономної Республіки Крим, департаментам (управлінням) освіти І науки обласних, Київської...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconВідділ освіти Лисичанської міської ради Міська психолого-медико-педагогічна консультація
Адреса: м. Лисичанськ, вул. Гарібальді,13 (сш №14, ку «Лисичанський Методичний центр»)

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconДля покупки или заказа полной версии работы перейдите по
Міністерство освіти І науки України. Управління освіти І науки України Луганської облдержадміністрації. Первомайський професійний...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconДля покупки или заказа полной версии работы перейдите по
Міністерство освіти І науки України. Управління освіти І науки України Луганської облдержадміністрації. Первомайський професійний...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconДля покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке
Міністерство освіти І науки України. Управління освіти І науки України Луганської облдержадміністрації. Первомайський професійний...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconДля покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке
Міністерство освіти І науки України. Управління освіти І науки України Луганської облдержадміністрації. Первомайський професійний...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconВідділ освіти Радивилівської райдержадміністрації Навчально-методичний центр
України в ХХІ ст чітко зазначено: „Суспільству, що розвивається, потрібні сучасно освічені, моральні, підприємливі люди, які здатні...

Міністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної у м. Донецьку ради Навчально-методичний центр «Поговорим о славянской письменности и культуре…» (внеклассное мероприятие) iconВідділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради
Закрепить знания об инструментах симфонического оркестра, продолжать формировать тембровый слух детей. Развивать творческое воображение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<