Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени




Скачать 42.58 Kb.
НазваниеЕ. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени
Дата публикации13.07.2013
Размер42.58 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы




Первухин Николай Александрович,

учитель физики,

заслуженный работник образования Украины


МОТИВАЦИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Мотив - сложное психологическое образование,

которое должен построить сам субъект"

Е. П. Ильин
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, – она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, – субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто, сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он, все-таки, идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже развиваются неврозы.

Поэтому мотивации в учебном процессе необходимо уделять должное внимание.

Выделяют пять уровней учебной мотивации.

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в ситуации серьезной адаптации к школе.

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Что же делать?

1) По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2) Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу.

3) Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

4) Наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

5) Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6) Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

7) Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

8) Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Таблица, которая приведена ниже, дает нам четкое понятие о мотивации в обучении.

Мотивация учебной деятельности и мотивация деятельности педагога – основа мотивации обучения.

Литература: В.Э.Мильман «Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности».

www.rae.ru ; www.iseptember.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconСодержание введение
Актуальность настоящего исследования определяется целым рядом факторов, перечисленных ниже

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconОсобенности оценки гостиниц
Например, общая площадь помещений гостиницы не имеет такого большого значения, как способность гос­тиницы привлечь потенциальных...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconО материально-техническом обеспечении образовательной деятельности...
Обеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconМетодические рекомендации Инновационный потенциал (далее ип) предприятия определяется
Инновационный потенциал (далее ип) предприятия определяется как способность предприятия обеспечивать такой уровень обновления своей...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconГражданское право: вопросы представительства
В юридической энциклопедии представительство определяется как правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconМультимедиа технологии как необходимый компонент последипломного образования
Вузах является осознание роли информационной культуры. В структуре профессиональной деятельности врача она определяется следующими...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconПланирование в Mach в значительной степени определяется тем, что...
Планирование в Mach в значительной степени определяется тем, что она предназначена для работы на многопроцессорных системах. Так...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconПсихологическая готовность ребенка к школе: роль родителей
Только после того, как ребенок вдоволь наигрался, у него начинает формироваться учебная мотивация деятельности, являющаяся основой...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconКак дошкольник становится школьником!
И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько...

Е. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждени iconТехнический Анализ от mql4
Причем, первичными для анализа считаются цены, а изменения остальных факторов изучаются для подтверждения правильности направления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<