Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов




Скачать 78.58 Kb.
НазваниеИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Дата публикации29.07.2013
Размер78.58 Kb.
ТипИзложение
uchebilka.ru > Культура > Изложение

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

1 (36) - 2010





Сура Н.А. – доцент кафедри іноземних мов Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Червонецький В.В
АРТИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Ткачева

В статье говориться о профессиональном развитии учителей. Автором рассматриваются вопросы педагогических технологий и артистизма. Как мы видим, учитель и актер имеет много общего. Артистические умения помогают учителю создать творческую атмосферу в классе, установить хорошие взаимоотношения и повысить мотивацию учеников.

В статті йде мова про професійний розвиток вчителів. Автором розглядаються питання педагогічних технологій і артистизму. Як ми бачимо,вчитель й актор має багато точок перетину. Артистичні уміння допомагають вчителю сотворити творчу атмосферу в класі, установити гарні взаємовідношення і підвищити мотивацію учнів.

^ Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Профессия учителя – одна из немногих, которую можно назвать вечной. Никто и ничто не сможет заменить учителя – творческую личность со своим неповторимым имиджем. Учитель же является человеком, у которого “нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты”, которому присущи требовательная любовь к детям, доброта к ним, стремление и способность проникнуть в детский мир ребенка, быть искренним в суждениях и действиях, обладать интеллигентностью, образованностью, воспитанностью, человечностью, чувством достоинства, устойчивостью, способностью держаться в трудных ситуациях, допускать и исправлять ошибки. Для этого будущему учителю необходимо обладать целым комплексом свойств, среди которых выделяется артистизм как важное профессиональное качество, позволяющее оказывать профессиональное влияние на отношения и ценности учеников, индуцировать их творчество.

^ Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор

Идея применения достижений театральной педагогики в подготовке учителя разрабатывались в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П.Азаров, Г.Лозанова, И.А. Зязюна, И.Ф. Кривоноса, Н.Н. Тарасевич,
А.П. Ершова и др.

^ Формулировка целей статьи (постановка задачи)

Целью статьи является рассмотрение роли и потенциальных возможностей театральной педагогики в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогических вузов.

^ Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в работе учителя, максимально владеющего педагогической техникой. Совершенствование педагогической техники способствует достижению результата, адекватного замыслу педагога. В этом проявляется высший уровень педагогической деятельности – это основной показатель профессионализма. Профессиональный опыт вырабатывается и у учителя, не удовлетворенного своей профессией, но честно выполняющего свои служебные обязанности. Не удовлетворены своей работой, по данным Ф.Г. Зиятдиновой, в той или иной степени не менее 90% учителей, а не удовлетворены полностью - 20% [2,с.24]. У такого учителя, даже обладающего значительным опытом работы, практически не формируется один из существенных элементов мастерства - “творческое самочувствие”, как особое психическое и физическое состояние учителя.

Группа компонентов педагогической техники тесно связана с артистическими умениями:

- владение своим телом (пластика, мимика, жесты, пантомима);

- управление своим эмоциональным состоянием, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создания творческого самочувствия, творческой атмосферы на уроке);

-социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

Пластика – это язык телодвижения. О владении пластической культурой, писал А.С. Макаренко, как об органическом элементе педагогических способностей. Ему важно выработать в себе ощущение внешней линии и формы своего тела в пространстве, уметь как бы в пластике, найти верный ракурс тела и ритм движения.

Учителю необходимо учиться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. “Внутренний аппарат чувств” равен “телесному аппарату”. Это поможет ему лучше понимать своих учеников, а также контролировать свое поведение при общении. Это необходимое условие для творческой работы [4, с.91].

Психологи установили, что 60-80% информации человек получает за счет невербальных средств ее выражения – жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояние движением мускулов лица. Жесты и мимика, повышая эмоциональное значение информации, способствует улучшению восприятия информации. Выражение лица всегда должно соответствовать содержанию и характеру речи, отношений. Мимический образ – один из самых сильных средств в арсенале артистичного педагога. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Следующий компонент – творческое самочувствие – это психологическая настройка на урок, снятие излишнего психологического напряжения, воспитание у себя актерских способностей. Следует научиться искать в себе духовный материал для творчества. Нужно научиться видеть каждый фрагмент урока, представить реакцию учеников и заранее знать какой будет финал. Непременно дать себе установку на то, что урок будет великолепным, и дети будут в восторге.

К артистическим способностям относятся фантазия и воображение, внимание и наблюдательность, импровизация, внушение, интуиция, перевоплощение и заражение.

Фантазия и воображение – это одни из самых главных моментов в творчестве. Представления поддерживают и усиливают интерес, а наличие интереса есть главное условие успешной реализации учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Для учителя воображение необходимо для того, чтобы:

- создать впечатляющий образ для учеников;

- развить воображение учеников;т

- воспитать творческую личность.

Воображение должно быть ярким: оно переносит артиста из мира повседневной деятельности, в другой мир артистической мечты. Мечтания должны быть всегда активными. Мы должны во всяком смысле ставить перед собой вопросы: кто, когда, где, почему, для кого, как? Этими вопросами мы направляем воображение на активную деятельность [6, c. 124]. Фантазия и воображение позволяют мыслить образами, воспроизводить и интерпретировать свои уроки, - это также и умение каждый раз смотреть на известное по-новому.

Проанализировав специальную литературу, мы выделили этапы педагогического воображения при подготовке уроков:

- подготовительный этап – учитель представляет контуры урока;

- предурочный этап – учитель представляет все особенности урока: общение с учащимися и восприятие излагаемого материала;

- этап прямой деятельности - учитель ориентируется в той или иной реакции детей, при этом поддерживает индивидуальное творческое самочувствие;

- заключительный этап – учитель предсказывает возможные результаты и эффект деятельности.

Внимание – это направление человека на определённый объект и при этом одновременное отвлечение от других. Умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо учителю даже в большей мере, чем актёру [3, с. 18].

Артистические умения основываются на том, что внимание распределяется между объектами, - один из них – это учащиеся, а другие – собственное поведение.

Внимание – это процесс, в котором учитель совершает одновременно четыре действия: во-первых, учитель держит незримо своё внимание, во-вторых, притягивает его к себе, в-третьих, сам учитель устремляется к нему, в-четвёртых, учитель проникает в него.

Проанализировав ряд литературы по данной тематике, мы смогли выделить ряд основных качеств внимания:

  1. концентрация – сосредоточенность внимания;

  2. переключение – перенос внимания;

  3. объём – количество объёмов, охваченных вниманием;

  4. устойчивость – протяжённость сосредоточения внимания.

Профессия учителя, на наш взгляд, требует огромной собранности, умения мгновенно переключаться с одного объекта на другой.

Без внимания немыслима работа актёра на сцене. Внимание неразрывно связано с наблюдательностью.

Наблюдательность – это умение мгновенно и правильно подмечать особенности предмета, умение видеть незначительную разницу в предметах. Это способность проникнуть в глубину детской души. Наблюдательный учитель любознателен и пытлив, он стремится понять и пережить происходящее.

К наблюдательности относится зоркость. Это подтверждает в своих исследованиях В.А. Сластенин. Он подчёркивает, что педагогическая наблюдательность входит в ряд профессиональных качеств педагогического мастерства. В процессе своей деятельности педагог может узнать учащихся как можно лучше, улавливать и ощущать нюансы их поведения [5, c. 56].

Разделяя мысль В.А. Сластенина, мы дополняем ее утверждением, что учитель, который обладает наблюдательностью, хорошо ориентируется в учебном процессе, видит его детали, чувствует отношение детей к предмету, понимает, чего хотят и к чему стремятся его ученики.

Педагогическое мастерство и творческая деятельность учителя имеет такую характерную черту как быстрота, позволяющая мгновенно ориентироваться в различных ситуациях, т. е. импровизировать.

По мнению Л.Ю. Берикхановой “педагогическая импровизация – не случайное явление, а закономерный неотъемлемый и очень важный компонент творческой деятельности учителя, выступающий как эффективный способ оптимального воплощения задуманного и средство оперативной корректировки педагогического замысла” [1, с. 32].

^ Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Перспективу дальнейших исследований мы видим в разработке условий повышения эстетического уровня педагогического воздействия и театральной культуры будущих учителей.

Литература

  1. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация как индивидуально своеобразный компонент педагогической деятельности / Л.Ю. Берикханова // Творческая индивидуальность педагога. – Тюмень, 1991.- С.32-38.

  2. Зиятдинов Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Зиятдинов Ф.Г. – М.: 1992.

  3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., педагогическое творчество / Кан-Калик В.А.– М: Педагогика, 1990.- 144с.

  4. Скоробогатова Г.Г. Консультации: педагогическая техника и профессиональное мастерство учителя / Г.Г.Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2005. - №3.

  5. Сластенин В.А. формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / Сластенин В.А. – М.: Просвещение, 1976.

  6. Станиславский К.С. Работа актера над собой/ Станиславский К.С.– М.: Артист. Режиссер. Театр., 2003. – С. 124.

  7. Шепель В.А. Настольная книга бизнесмена и менеджера/ Шепель В.А. – М., 1992.

Ткачова Олена Олександрівна – викладач кафедри «Практика мовлення» Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ)

Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Миропольська Н.Є.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Духовно-нравственное воспитание молодежи в контексте продолжения национальных традиций

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследований с полным обоснованием...
Требования к оформлению материалов статей (на русском или украинском языках), предназначенных для опубликования в международном журнале...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
Изложение основного материала исследования. В действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета подходы к формированию...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала. Обоснование полученных результатов
Джура Сергей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, начальник международного отдела, Донецкий национальный технический университет,...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
Формирование превоначальной стоимости объекта строительства при выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования
...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала
Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата такова...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала
Целью исследования является разработка системы, которая бы позволяла своевременно выявлять существующие проблемы, идентифицировать...

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов iconИзложение основного материала исследования. В сфере экономического...
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского (Украина)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<