Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов




Скачать 36.93 Kb.
НазваниеНорманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов
Дата публикации06.08.2013
Размер36.93 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Норманская А.В.

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
В современном мире совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества создает основу для взаимообогащения, взаимопроникновения национальных культур, для обмена духовными ценностями между народами. Растет культурная общность людей. Уважительное и объективное мнение современник должен выразить по отношению к своим корням. Так, например, интересно отметить, что среди нас живут караимы. Это не сказочное племя, это реальные люди со своими традициями, нравами, культурой. Многие исследователи согласны с утверждением, что этот народ имеет тюркскую основу, язык их принадлежит к кипчакской группе тюркских языков. Этнонимы караев встречаются у казахов, башкоров, булгаров, киргизов, осетинов. Можно также сказать и о слиянии хазарского племени и аборигенов Крыма алано-сарматов.

Караимы не воинственны по натуре, как это принято считать, а скорее добродушны и гостеприимны. Но основным занятием для мужчин у них являлась военная служба, Прислушиваясь к мнению других, они живут праведной жизнью, силой собственного ума постигают Ветхий Завет Библии, исполняя и Заповеди Христа. Для них святынями являются и Христос и Магомед, и в то же время сохраняются языческие традиции - поклонение священным дубам. Караимы необычайно честны, недаром еще в Крымском ханстве именно их назначали казначеями.

Основным поселением крымских караев была крепость Чуфут-Кале, название которой появилось в конце 18 века. Раньше она называлась Кырк - Ер (земля кырков), это было принято с 14 века, после овладения татарами Крыма. Существует предание, что во времена правления Тохтамыш-хана из Саркеля пришли в Кале 40 семейств храбрых караимов, и ввиду заслуг ханы жаловали им льготные ярлыки.

Но больше говорят об этом не заметки историков, а крылатые выражения народной мудрости, сохранившиеся в песнях, преданиях, пословицах и поговорках, народно-прикладных ремеслах (вышивках, ковроткачестве, рецептах кулинарии, медицины).

С философской точки зрения, аталар созы (слова отцов) помогают понять строй мышления народа, находить особые фигуры умозаключений. С этнографической точки зрения, в них можно найти отражение порядков, взглядов, вкусов по поводу разных жизненных явлений. Интересна их перекличка с фольклором разных народов.

Караимы, как и большинство среднетюркских народов, считают, что труд представляет главную ценность жизни: “потрудился - сад встречает, поленился - одичает”, “бог даст - нужно молиться, но домой не принесет - надо пойти взять”, (караим.), “работай - как будто сто лет жить, а думай - как будто умрешь завтра”, “всякая работа по своему мастеру сохнет” ( болгарская пословица). Естественно, что лень является одним из самых серьезных пороков: "утром - намаз, вечером - намаз: в хлеву скотины не останется” (татарс.), “ты хан - я хан, и некому дать сена коню” (караимская), “легко говорить, да тяжко сделать” (болгарская), “не срывай колючки чужими руками” (осетинская), “арба сломается - для ленивого дрова, бык околеет - для ленивого - мясо” (татарская и осетинская), “держать змею чужими руками” (калмыкская).

И, конечно, в совместной работе лучше узнаешь своих родных, своих соседей и себя самого. Не случайно значительное место занимает тема родственных отношений в фольклоре: “не нашлась мука, да был бы мир - заняла бы казан и сварила бы обед” (калмыкская и караимская), “если тесны сапоги - какой толк, что мир обширен? Если жена сварлива - какой прок, что в народе спокойно” (казахская), “вначале внутри дома победи - потом снаружи” (караимская). Таким образом, советы отцов говорят о том, что какова будет обстановка у тебя дома, таковы будут успехи у твоего народа, у твоих земляков. И горе тому, кто не ценит родины, не бережет её покоя: “в желанной деревне хоть собакой будь” (караимская), “без глаз проживешь, без родины нет” (болгарская), “ кто не живет на родине - тот не знает вкуса жизни” (осетинская).

Интересно отметить, что общим для многих тюркских народов является стремление отдавать предпочтение коню. Существует более 40 эпитетов, обозначающих только масть коня. Основополагающий принцип: жить на коне или рядом о ним. Оседлать коня - лучше увидеть мир. И в будни и в праздники - это помощник и друг: “хорошая лошадь - караиму сила”, “без коня, что без рук” (караимская), “хорошего коня и под дырявой попоной видно” (болгарская), “тулпару удар собственным копытом - только лекарство” (каракалпакская), “лошадь не узнает местности, пока не споткнется” (казахская).

Действительно, нет человека без недостатков, не бывает жизни без ошибок, поэтому караимы советуют относиться к жизни философски: “под крышей дома бывает и плохое и хорошее”. И желают всем: “пусть будет жив, здоров и в своем доме”.

Люди, которые знают, чего они хотят, никогда не будут тратить жизнь по пустякам. Более того, они дадут хороший совет своему соседу: “открой сам глаза, не то я их открою тебе”. Не случайно на гробнице Ненкеджан в Кале написано: “этот мир есть жилище суеты, будущая жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостив к своим рабам смертным и тленным”. Примечательно, что гробница татарской государыни почитается как святыня в Чуфут-Кале. И сама легенда принадлежит и караимскому и татарскому народу, а значит, это достояние всего Крыма. Караимская культура также входит в наследство культуры всего Крыма. Она привнесла свои обычаи, обычаи среднеазиатского фольклора, ассимилировала с мудростью хазар, болгар, русских, греков и других народов Крыма. Как видим, эти культуры взаимодействуют, взаимопроникают, разговаривают друг с другом на протяжении многих веков. Мы должны продолжить этот разговор.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconКраткая информация о деятельности Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар»
Ассоциация создана фактически на базе нко крымских караимов г. Симферополя в апреле 1989 года, перерегистрирована в Ассоциацию в...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconПояснительная записка к проекту постановления Верховной Рады Автономной...
На сегодняшний день в соответствии с Всеукраинской переписью населения 2001 года в Украине проживает 1196 крымских караимов и 406...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconПояснительная записка к проекту постановления Верховной Рады Автономной...
Представленный проект разработан в соответствии со статьей 14 Конституции Автономной Республики Крым в целях эффективного решения...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconПояснительная записка к проекту постановления Верховной Рады Автономной...
Представленный проект разработан в соответствии со статьей 14 Конституции Автономной Республики Крым в целях эффективного решения...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconЖелябов С. Участие крымских караимов в великой отечественной войне (1941-1945гг.)
Написано много, но еще больше нуждается в уточнении, исправлении допущенных ошибок. В этой связи важно освещение истории войны в...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconОбщие положения
Конституции Автономной Республики Крым с целью эффективного решения вопросов, касающихся сохранения и популяризации национальных...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconПостановление Верховной Рады Автономной Республики Крым
Конституции Автономной Республики Крым с целью эффективного решения вопросов, касающихся сохранения и развития национальных культур...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconЛяшенко В. И. К вопросу о переселении крымских мусульман в Турцию...
К вопросу о переселении крымских мусульман в Турцию в конце XVIII – первой половине ХIХ веков

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconПолканов Ю. А, Полканова А. Ю., Богославская Т. А. Культура питания крымских караимов (караев)
Даже в городских условиях всепоглощающей и нивелирующей европейской цивилизации и при утрате многих других национальных особенностей...

Норманская А. В. К вопросу о культуре крымских караимов iconАндрющенко И. К вопросу о болгарской культуре в крыму
Ни у кого не вызывает сомнения, что без изучения прошлого невозможно создать оптимальные условия для гармоничного развития общества...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<