План Термин «культура»




Скачать 280.39 Kb.
НазваниеПлан Термин «культура»
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер280.39 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
  1   2   3



Рагозина Т.Э.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ

План

  1. Термин «культура» и его экстенсивное смысловое развитие.

  2. Различие исторических судеб термина «культура» и понятия «культура».

  3. Становление понятия «культура» в философии Просвещения: а) культура как специфически человеческий образ жизни и б) культура как цивилизация.

  4. Принцип историзма и понятие культуры: их связь, внутреннее единство и взаимообусловленность.


I.

Первое, с чего начинает рефлектирующее сознание, желающее реконструировать происхождение того или иного понятия, это – попытка установить весь спектр его смысловых значений. Такое начало можно считать шагом в правильном направлении, если на нём не останавливаются, довольствуясь выявлением простой последовательности, в какой различные смысловые значения термина появлялись на исторической сцене, наивно полагая, что это-де и есть происхождение понятия. Совершенно очевидно, что ориентация на содержание и последовательность возникновения во времени терминологических значений неизбежно задаёт сугубо эмпирическое ви́дение предмета, в результате чего вместо понятия оперируют представлениями обыденного сознания.

Именно поэтому для теории так важно за тесным сплетением исторических судеб термина «культура» и понятия «культура» суметь увидеть их отличие, выявив и осознав особенности терминологического и парадигмального путей становления понятия «культура». Без осмысления этого проблема построения теории культуры как единой целостной системы 1 будет обречена либо на голый эмпиризм, либо на спекулятивное конструирование.

***

Если окинуть единым взором путь, пройденный словом «культура», то он предстанет перед нами как процесс экстенсивного развития термина за счёт обретения им всё большего числа различных оттенков. Так, в своём исторически первом значении, зафиксированном в трактате Марка Порция Катона «De agri cultura» (III в. до н.э.), посвящённом заботам землевладельца, латинское слово «культура», обозначавшее обработку, уход, возделывание, прочно связывало культуру с сугубо материальной, практической деятельностью людей – со сферой земледелия, с сельскохозяйственной обработкой земли.

Однако, уже в I веке до н.э. знаменитый римский оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) использует этот термин в переносном смысле – как метафору моральной философии, наделяя термин культура прямо противоположным значением и понимая под культурой деятельность духовно-нравственную, мыслительную, интеллектуальную.

В одном из своих писем он говорит о «культуре духа», о развитии умственных способностей, о воспитании души, что является достойной задачей для свободного человека и даётся благодаря занятиям философией: «…как плодоносное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. Возделывание души – философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и… сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» [1, c. 252]. «Возделывание души» (cultura animi) – таков перенос значения этого слова из одной сферы (материальной) в другую (духовную), осуществлённый Цицероном и на долгие столетия вперёд ставший способом описания задач образования и воспитания, призванных «сеять разумное, доброе, вечное…».

В связи с этим, нельзя не отметить весьма любопытный факт: уже в античности складываются два крайних смысловых полюса, два предельных значения термина культура, с самого начала как бы очерчивая границы и возможный диапазон его будущих значений, которыми термину «культура» предстоит обогатиться в будущем и которые будут носить, по сути дела, промежуточный между этими крайними значениями характер. Заслуживающим внимания здесь является также то, что термин «культура» на самой ранней стадии своего становления уже обладает понятийным потенциалом, имплицитно заключая в себе, как сказал бы Гегель, общую экспозицию понятия.

В Средние века слово «культура», продолжая по традиции, унаследованной от Античности, употребляться только в словосочетаниях, распространяется, тем не менее, практически уже на все сферы и виды деятельности человека, заполняя остававшееся до сих пор свободным промежуточное смысловое пространство между указанными выше крайними значениями. Обозначая отныне степень достигнутого мастерства и совершенства в том или ином виде деятельности, термин «культура» косвенным образом начинает характеризовать также и степень развития приобретённых человеком (мастером) навыков и способностей. Позднее эта тенденция будет подхвачена и всесторонне развита эпохой Возрождения с характерными для неё представлениями о человеке-творце, созидателе, демиурге.

^ Экстенсивное смысловое развитие термина «культура» завершится с наступлением XVIII века, когда термин «культура» перестанет употребляться в словосочетаниях, став самостоятельной лексической единицей, а его основными значениями, поглотившими все предыдущие, станут просвещённость, образованность, учтивость, воспитанность, – словом, всё то, что обыденное сознание и сегодня отождествляет с культурой и культурностью.

II.

Однако, представления обыденного сознания, зафиксированные в языке (в слове), и научные понятия – это далеко не одно и то же. Поэтому путь становления понятия «культура» и стихийный путь обретения термином «культура» различных смысловых значений, воспроизводящих представления обыденного сознания, не вполне совпадают, хотя несомненно, что понятие культуры в свёрнутом, «снятом виде» (Гегель) всё же содержит в себе всю историческую эволюцию взглядов людей на культуру.

Дело в том, что осознанная выработка любого теоретического понятия начинается, как правило, только тогда, когда стихийное формирование термина уже закончено, – только тогда накопленное смысловое богатство термина становится одной из предпосылок (причём, отнюдь не самой важной) формирования научного понятия. История становления понятия «культура» подтверждает это в полной мере, убедительно демонстрируя, что прежде, чем смогло сформироваться философско-теоретическое понимание культуры, в обществе должны были «вызреть» определённые мировоззренческие, методологические и социальные предпосылки; что, следовательно, вовсе недостаточно было наличия соответствующего готового термина «культура», пусть даже и получившего уже достаточно прочную «прописку» в общественном сознании эпохи. Когда же и в связи с чем возникает понятие культуры?
III.

Как таковое понятие «культура» начинает активно разрабатываться в философской литературе со второй половины XVII века. Одна из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль эпохи Просвещения, сводилась к проблеме познания «природы» человека и его «сущности». Эта проблематика находилась в тесной увязке с теоретическими поисками такого общественного устройства, которое наилучшим образом соответствовало бы «природе» человека. При этом характерно то, что названная проблематика с самого начала теснейшим образом была связана с теоретической разработкой проблем гражданского общества 2. Размышления на эти темы как раз и явились той благодатной почвой, на которой родилось понятие культуры: решая практически значимую для себя задачу выработки идеалов общественного развития, философы оказались буквально вынуждены в связи с этим заняться поисками сущности истории, благодаря чему в оборот научной мысли вводится проблематика специфики бытия человека в истории, проблематика специфически человеческого образа жизни. С этого момента вся дальнейшая судьба понятия культуры оказывается целиком и полностью связана с решением этого центрального для всего Нового времени вопроса.

Это становится отправным пунктом становления универсального философского понятия культуры, поскольку именно в связи с этим обстоятельством возникает настоятельная необходимость в соответствующем понятии, которое было бы способно выразить эту специфику в целостной форме, а именно – посредством фиксации качественного отличия человеческой истории, в которой действуют люди, наделённые сознанием и волей, от чисто природного бытия, где объективные закономерности прокладывают себе дорогу в форме слепой необходимости. Рождение философского понятия культуры (в отличие от представлений обыденного сознания) явилось результатом всестороннего осмысления качественного отличия исторического бытия людей как мира, созданного человеком, от природы как мира, в своём существовании независимого от человека. Широко распространённый к этому времени в общественном сознании латинский термин cultura оказался как нельзя более подходящим средством для выражения философской идеи культуры потому, что в латинском языке слово cultura по самой своей сути изначально было противоположно слову natura – природа. Однако, это – только одна сторона дела.

***

Другая сторона дела касается того факта, что становление понятия культуры происходило не только по линии осмысления антитезы «культура – натура», но и по линии теоретической оппозиции «культурацивилизация» 3. Это обстоятельств, взятое в своём внутреннем единстве с проблематикой природы человека и специфики человеческого образа жизни, собственно и позволит в итоге сформировать целостный взгляд на культуру 4.

Занятые поисками сущности истории и её периодизации, мыслители XVII-XIХ веков, вынуждены были в связи с этим использовать в качестве синонима понятия культуры также понятие цивилизации. Понятие цивилизации [< лат. civilis гражданский, государственный, общественный] появилось ещё в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества (с характерной для него государственно-упорядоченной организацией общественной жизни) от варварского окружения, ещё не знавшего никакой государственности. Позднее, в эпоху Просвещения термин «цивилизация», всецело сохраняя своё первоначальное значение «государственно организованной общественной жизни», именно поэтому начинает использоваться мыслителями XVII-XIХ вв. в разрабатываемой ими периодизации истории, но уже в обобщённой форме, а именно: как характеристика высшей стадии развития общества, причём – любого общества, а не только как характеристика, обозначающая отличие Греко-Римской цивилизации от ближайшего варварского окружения (см.: Т. Гоббс, Д. Юм, А. Фергюссон, А. Смит, Ж.А. Кондорсе, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Й. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, Л. Морган, Ф. Энгельс, а позднее – Э. Тайлор и мн. другие).

В культурно-исторической периодизации, принятой наукой XVII-XIХ вв., история человечества предстаёт в виде последовательной смены трёх стадий: «дикости – варварства – цивилизации», где цивилизации отводилась высшая стадия развития, противопоставляемая двум первым в качестве некоего достигнутого обществом уровня культуры. Соответственно, основная смысловая нагрузка понятия цивилизации сводилась, тем самым, к его способности фиксировать также и уровень развития общества.

Использование термина «культура» в значении цивилизации было важным шагом на пути выработки универсального понятия культуры: благодаря отождествлению «культуры» с цивилизацией как уровнем общественного развития её характеристики впервые стали распространяться на общество в целом.

Отныне культуру уже невозможно было связывать только и исключительно с индивидуальными способностями человека (его воспитанностью и образованностью, мастерством и совершенством навыков), равно как и невозможно было уже просто отождествлять её с какой-либо особой сферой общественной жизни (например – обработкой земли или сферой образования и науки). Более того, это вело также к преодолению ограниченности и таких представлений обыденного сознания, которые сводили культуру лишь к искусству и художественному творчеству 5.

Именно это осознание принципиальной несводимости культуры к каким-либо отдельным сторонам и сферам общественной жизни в конечном итоге и обусловило формирование универсального взгляда на культуру, усматривающего её сущность в том, что культура – это специфически человеческий способ жизнедеятельности, выражающийся в способности человека изменять природу, общество и самого себя в соответствии с поставленными целями.

Как видим, рождение философского понятия культуры стало возможно благодаря осознанию двух моментов: 1) выделению культуры как особой реальности, противостоящей природе, и 2) пониманию её как целостности, несводимой к какой-то особой сфере общества, а охватывающей собой решительно всё, что так или иначе преобразовано, развито и создано человеческой деятельностью.

IV.

Такой поворот событий делает совершенно очевидным принципиально важный в методологическом отношении вывод: поскольку становление понятия культуры было прямым результатом философских поисков сущности истории (выразившихся в попытках осмыслить качественное отличие исторического бытия людей от бытия природы и дать научную периодизацию истории, основывающуюся на фактах, открытых в самой же истории, а не вне её), постольку с полным правом можно утверждать, что понятие культуры стало прямым итогом становления исторического сознания эпохи, своего рода – теоретическим резюме историзма или, наоборот – что историзм как система идей и взглядов на развитие человеческого общества нашёл своё логическое завершение в понятии культуры.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно «но»: становление понятия культуры в исследовательской и учебной литературе почти всегда фиксируется как нечто достаточно хорошо просматриваемое лишь на конечном, заключительном этапе его становления, который представлен только что рассмотренной нами эпохой новоевропейского Просвещения. Иначе говоря, оно зачастую берётся лишь «на выходе» – в виде готовой парадигмы.

Однако, брать содержание понятия культуры как нечто готовое, значит рассматривать его неисторически и, следовательно – неистинным образом, беря его только как результат без того пути, который привёл к нему и который заключает в себе его подлинную природу и закономерности его развития. Воспроизвести этот путь, а не только застывший результат – вот задача философии культуры как теории. Радение же о результатах, оставляющее в стороне реальную жизнь предмета (в нашем случае – культуры), представляет собой такой способ философствования, который ещё Гегелем был подвергнут уничтожающей критике в «Феноменологии духа за то, что он «…легко сходит за занятие самим существом дела», тогда как является «фактическим избавлением себя» от действительного рассмотрения сути: «Ибо …не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; …голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию» [3, с. 2].

Требование историзма в сложившейся ситуации неизбежно выдвигает в число первоочередных задач рассмотрение следующих вопросов: что предшествовало появлению готовой культурфилософской парадигмы в истории человеческой мысли? Только экстенсивное развитие термина «культура»? Или у понятия культуры в предшествующие эпохи всё же был и свой собственный – парадигмальный жизненный путь? Если так, то каков именно этот путь и в чём он нашёл своё выражение? 




Рагозина Т.Э.

^ ПРЕДЫСТОРИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Термин «культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура как объект изучения...

План Термин «культура» iconПлан утвержден решением вксорс 12 марта 2011 г. План работы всеукраинского...
Международная научная конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

План Термин «культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

План Термин «культура» iconОперации доверительного управления и проблемы защиты интересов страхователей Леонид хорин
Специалисты в сфере финансовых услуг знают, что термин «траст» является крайне нежелательным для слуха наших граждан. Поэтому этот...

План Термин «культура» iconДетей''. Термин '"ортопедия" составлен из
Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное...

План Термин «культура» iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

План Термин «культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной...

План Термин «культура» icon07. Политическая культура План
Бебик В. М. Базові засади політології: історія, теорія, методологія, практика. — К., 2001

План Термин «культура» iconЛекция 08. Политическое сознание План
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // полис. — 1992. — №4

План Термин «культура» iconКультура (от лат cultura возделывание, воспитание, образование, развитие,...
К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<