Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух




Скачать 75.85 Kb.
НазваниеАпн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух
Дата публикации13.08.2013
Размер75.85 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Культура > Анализ

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

1 (54)-2013




В статье рассматриваются основные теоретические подходы по определению структуры лидерских качеств личности. Автором представлена модель формирования лидерских качеств

Ключевые слова: личность, качество, лидерские качества личности, компоненты личности, модель воспитания лидерских качеств.
In the article basic theoretical approaches to determination of the structure of leadership qualities of a personality are examined. The author characterizes the model of leadership qualities forming.

Keywords: personality, quality, leadership qualities of a personality, components of a personality, model of leadership qualities education.
Локшин В. С. – доктор філософії,кандидат педагогічних наук, докторант відділу педагогіки іпсихології вищої школи Інституту вищої освіти АПН України (м. Київ, Україна)
Рецензент – дійсний член НАПН України, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти НАПН України М. Б. Євтух

УДК 796.011.3. –057.87
^ СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕГО РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ПЕРИОД ГУМАНИЗАЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В. Г. Лосик, Н. Ф. Соломко, В. В. Тимошенко
В статье исследован процесс становления физического воспитания студентов машиностроительного вуза и его соответствие принципу гуманизма; определена роль гуманизации образования и применение методов, которые позволяют рассматривать гуманизацию и демократизацию в качестве приоритетного педагогического принципа с целью оптимизации и совершенствования процесса физического воспитания студентов.

Ключевые слова: гуманизация, демократизация, педагогический принцип, физическое воспитание.
Реформирование системы образования в Украине и преобразования, проводимые в системе высшей школы, затрагивают актуальные вопросы физкультурного образования студенческой молодежи.
Важнейшим критерием повышения эффективности процесса физического воспитания должно стать постепенное перерастание его в процесс самообразования и самосовершенствования.

Демократизация и гуманизация образования, развитие социокультурных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей различных видов физической культуры являются инновационными направлениями модернизации педагогических технологий физического воспитания.

Пути комплексного решения проблемы физического воспитания студентов, основанного на принципах гуманизма, рассматриваются в работах украинских ученыхЕ. Бондаревской, Н. Борейко, В. Волков, М. Дутчак, Л. Кожевникова, Т. Круцевич, В. Ляпин, О. Пехота, Б. Шиян.

Анализ научно-методической литературы показал, что в образовательном пространстве спортивно-ориентированные инновации в педагогической системе формирования физической культуры студентов вузов в настоящее время не получили еще достаточной разработки и реализации. Таким образом, возникает необходимость теоретико-прикладного обоснования необходимости дальнейшего становления физического воспитания студентов, основанного на принципах спортивно-ориентированного содержания с использованием игровых видов спорта.

В настоящее время все больше возрастает роль теоретического обоснования зависимости организации процесса физического воспитания, основанного на принципах гуманизма.

Анализ теории и практики организации физического воспитания в вузе позволяет сделать вывод о наличии следующих противоречий:

- между потенциальными возможностями гуманизации образовательной деятельности и ее реальным содержанием (существует определенное несоответствие требуемому современному уровню, отсутствие единства и баланса интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития человека);

- между возможностями гуманизации педагогических методов и уровнем использования в организации процесса физического воспитания, вследствие чего возникает проблема эффективности использования педагогических методов в вузе (наблюдается неэффективное использование педагогических методов из-за недостаточного их соответствия физиологическим и психофизиологическим особенностям студентов).

Данные противоречия обусловили выбор темы исследования.

Цель статьи – анализ путей реализации принципов гуманизации и демократизации в процессе физического воспитания студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели было необходимо решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность и содержание физического воспитания в период демократизации и гуманизации образования.

2. Определить роль гуманизации образования и методы, использование которых позволяет рассматривать гуманизацию в качестве приоритетного направления воспитания студентов в вузе.

3. Исследовать процесс физического воспитания в машиностроительном вузе и его соответствие принципам гуманизации и демократизации.

Физическое воспитание в учебно-воспитательном процессе вуза выступает как средство социального становления будущих специалистов машиностроительной промышленности, как средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств.

С теоретической точки зрения гуманизм рассматривается как процесс, в котором личность становится наивысшей ценностью, утверждается ее способность к познанию и творческой деятельности, целью внедрения которого становится обеспечение защиты достоинства человека, его свободы и права на всестороннее, гармоничное развитие [2].

По мнению Б. Шияна, гуманизация и демократизация процесса физического воспитания выгодно отличаются тем, что проблемы студентов разрешаются с их активным участием. Они обсуждают планы своей деятельности, избирают оптимальный вариант самосовершенствования, но оставляют за преподавателем право принимать окончательные решения. Демократический стиль управления требует проявления определенной терпеливости преподавателя, учета им критических суждений [6].

Физическое воспитание в гуманном обществе, считает Т. Круцевич, должно быть валеологически сориентированным, то есть придерживаться оздоровительного принципа в организации и проведении занятий по физической культуре. Основные задачи физического воспитания студенческой молодежи в данном контексте заключаются в том, чтобы:

- дать студентам знания и сформировать навыки соблюдения здорового образа жизни;

- сформировать у них стойкую привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, используя разные рациональные формы;

- проводить систематические физические тренировки с оздоровительной или спортивной направленностью;

- информировать студентов о главных ценностях физической культуры и спорта [3].

Система физического воспитания машиностроительного вуза в условиях гуманизации и демократизации образования проявляет себя в трех основных направлениях:

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.

Во-вторых, основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, то есть «на других».

Личностно ориентированное содержание педагогической системы физического воспитания студентовраскрывается в следующих принципах реализации образовательной технологии:

- свободный выбор вида двигательной активности;

- оптимальность физических нагрузок;

- преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий;

- успех как стимул формирования мотивов познавательной и двигательной деятельности студентов [5].

Таким образом, главным преимуществом принципа гуманизма является то, что личность студента становится ключевой фигурой в процессе определения задач физического воспитания как учебной дисциплины. Эта цель достигается, если студенческая молодежь из объекта учебного процесса становится активным субъектом деятельности.

Однако проблема реорганизации физического воспитания при гуманизации и демократизации образования настоящим исследованием не исчерпывается. Данная работа только наметила самые общие пути решения проблемы. Необходимы дальнейшие исследования по детальному рассмотрению и переработке каждого метода физического воспитания.

Литература

  1. Дутчак М. В. Принципи державного управління спортом для всіх / М. В. Дутчак // Актуальні проблеми розвитку спорт для всіх: досвід, досягнення, тенденції. – Тернопіль, 2009. – С. 7 – 11.

  2. Коломієць О. Б. Педагогічне забезпечення культурологічної складової у підготовці студентів технічних вищих навчальних закладів: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Олена Борисівна Коломієць. – Інститут вищої освіти Академії педагогічних наук України. –К.: ІВО АПН України, 2004. – 20 с.

  3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – Т. 2. – 390 с.

  4. Фізичне вдосконалення студентської молоді: стратегія та інноваційні технології: моногр. за матеріалами міжнар. симп. /під заг. ред. проф.Р. Раєвського. – О.: Наука і техніка, 2011. – 544 с.

  5. Шилько В.Г.Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Шилько. – Томск: ТГУ, 2003. – 194 с.

  6. Шиян Б. М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 1 / Б. М. Шиян. – Тернопіль: Навчальна книга – «Богдан», 2004. – 272 с.



У статті досліджено процес становлення фізичного виховання студентів машинобудівного ВНЗ і його відповідність принципу гуманізму; визначена роль гуманізації освіти та застосування методів, які дозволяють розглядати гуманізацію і демократизацію у якості пріоритетного педагогічного принципу з метою оптимізації та вдосконалення процесу фізичного виховання студентів.

Ключові слова: гуманізація, демократизація, педагогічний принцип, фізичне виховання.
The article studies the process of formation of physical education of students of engineering University and its correspondence to the principle of humanism and defines the role of the humanization of education and the application of methods, which allow to consider the humanization and democratization as a priority of the pedagogical principle with the purpose of optimization and improvement of process of physical training of students.

Key words: humanization and democratization, pedagogical principle, physical education.

Лосик В. Г.– викладач кафедри фізичного виховання Донбаської державної машинобудівної академії (м. Краматорськ, Україна)
Соломко Н. Ф.– викладач кафедри фізичного виховання Донбаської державної машинобудівної академії (м. Краматорськ, Україна)
Тимошенко В. В.– викладач кафедри фізичного виховання Донбаської державної машинобудівної академії (м. Краматорськ, Україна)

Рецензент – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри фізичного виховання Донбаської державної машинобудівної академії Ю. О. Долинний


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія...
Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Щедровицкий П. Г. Проблемы непрерывного образования и педагогическая антропология. Курс лекций прочитанный в Харьковском государственном...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Ернст Вагнер – Доктор, викладач Університету ім. Фрідріха Олександра в м. Ерланген-Нюрнберг, кафедра юнеско „Художня освіта та культура...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconМіжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія...
Кір’ян Марина Михайлівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри лінгвістики Донбаського інституту техніки та менеджменту Міжнародного...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconАпн україни Член-кореспондент Академії педагогічних наук України...
Віктор Костянтинович Сидоренко: Біобібліографічний покажчик /Упоряд. Н.І. Тарасова, Г.І. Шаленко; Національний педагогічний університет...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Апн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни, доктор педагогічних наук, професор, академік-секретар відділення вищої освіти Напн україни М. Б. Євтух iconПроблема оксида азота в неврологии
Гольцев А. М. – академік нан україни, доктор медичних наук, професор, заст директора з науки Інституту проблем кріобіології та кріомедицини...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<