К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме




Скачать 35.77 Kb.
НазваниеК. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме
Дата публикации29.09.2013
Размер35.77 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
К. В. Ушакова

ОНУ имени И. И. Мечникова

Одесса (Украина)
Проблема интеллигенции в тоталитаризме

1. Исследования феномена тоталитаризма как типа цивилизации, возникшего в 20 веке, началось в 30-годах и возобновилось после окончания Второй мировой войны, сегодня по-прежнему являются актуальными. Дело в том, что ставшие классическими труды по тоталитаризму в его «каноническом варианте» - Х. Арендт, З. Бжезинского, Р. Арона, и др. – делали преимущественный акцент на социально- политической и политико-идеологической сторонах тоталитарных режимов. Однако эти исследователи тоталитаризма оказались не способными объяснить предпосылки и причины распада, краха тоталитарных режимов. Кроме того, они не затрагивали проблему того, почему так трудно изживаются последствия тоталитаризма в культуре, общественном сознании и структурах поведения. Не вызывает сомнение, что дальнейшее изучение тоталитаризма возможно лишь как дисциплинарное исследование, на стыке культурологии, истории, политологии, философии, социологии и др.

2. В рамках культурологического анализа тоталитаризма сегодня акцент делается на том, что все тоталитарные режимы, как правого, так и левого толка, во многих отношениях почти неотличимо похожи друг на друга и взаимно обучаются приемам «культурной работы»: в декларировании культурных инноваций, управления культурными учреждениями, манипулированием сознанием и т.п. Этим объясняется типологическое сходство всех явлений и процессов в культуре тоталитарного общества, где бы оно ни возникало: в философии и науке, литературе и искусстве, архитектуре и массовых зрелищах, в культурной политике.

3. Как известно, тоталитаризм в любом его проявлении преследует главную цель – консолидацию и сплочению нации вокруг властных структур государства и монополизации, всех сфер жизни, включая духовную. При этом целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигается при тоталитаризме за счет включения и нагнетания до небывалого размаха социокультурного механизма селекции. Этот механизм позволяет властным структурам отвергать, изгонять, а порою и уничтожать все то, что противоречит художественно-политическому проекту идеального государства и мешает его функционированию. Отсюда и вытекает неизбежность насилия как «повивальной бабки истории» (К.Маркс), классовой или национальной борьбы, акций «устрашения» и «возмездия». Это и объясняет то, почему во всех тоталитарных режимах проводятся идеологические кампании против «инакомыслящих» всех направлений и видов как инструмента «переделки» общества, волевой «перекодировки» человека из «старого» на «нового». При этом во всех этих «преобразовательный» процессах культуре отводится роль «придатка политики», «служанки режима». И эта вспомогательная роль культуры не только пряника». В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры, по сути, самая прогрессивная, творческая часть общества, становится объектом целенаправленной селекции.

4. Следует обратить внимание на тот факт, что в своем социокультурном «отборе» идеологически обосновывается, но и всячески стимулировалась методом «кнута и тоталитарные власти ориентировались не только на соблюдение каких-то политико-идеологических догм, но и апеллировали к «здравому смыслу», «обыденному сознанию», к общественному мнению «простого народа». А именно: необразованных критиков современной философии, науки, литературы и искусства, обличителей «заблуждающихся» мастеров культуры. В результате в культуре сменились местами «верх» и «низ»: народные массы «поучали и просвещали» интеллигенцию, которую именовали «прослойкой общества». А последняя должна была смиренно «учиться» у народа. Таким образом, тоталитарная власть мотивировала свои решения и вкусы народными интересами и требованиями, симулируя свое «служение народу». Народ же фактически становился пассивным материалом партийно-государственного строительства, из которого можно было «лепить» любые фигуры в замысленном культурном проекте, отсекая все лишнее и ненужное самой власти.

5. Это, в конечном, итоге, на наш взгляд, и способствовало распаду и кризису тоталитаризма. С одной стороны, вмешательство, со стороны властей, в развитие науки, техники, в творческий процесс деятелей культуры, с необходимостью приводил государство в состояние «застоя», стагнации и кризиса. Интеллигенции было отказано в праве на «признание» ее творчества. А стремление «к признанию» нельзя не учитывать в политической жизни, потому что оно, во-первых, является важной базовой потребностью человека, а во-вторых, универсальным психологическим фундаментом таких политических добродетелей, как дух гражданственности и справедливости.

С другой, именно представители интеллигенции, которые определялись тоталитарным режимом как «лишние», «ненужные» или «опасные», в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденции в истории культуры. Так рождались антифашизм и антисоветизм, развивавшиеся в условиях эмиграции, за пределами тоталитарных государств, вынуждавших оппозиционные силы выехать за пределы тоталитарных государств. И внутри страны – в качестве диссидентского или иного общественного движения, принимавшего политические и культурные формы сопротивления тоталитаризму. Борьба прототалитарных и антитоталитарных сил в той или иной национальной культуре становилась магистральным направлением социокультурной борьбы в двадцатом веке в масштабах не только той или иной страны, но и всего мира. Поэтому поражение прототалитарных сил в этой всемирно- исторической борьбе оказывается, рано или поздно, неизбежным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме icon27. 05. 2010 Пресс-релиз Международная конференция Magna Charta Observatory...
Хартии университетов Европы и ону имени И. И. Мечникова при поддержке Министерства образования и науки Украины стали организаторами...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconД. П. Урсу ону имени И. И. Мечникова
В самом деле, наука, а также вся культура в целом, в позднюю сталинскую эпоху пережили ряд идеологических кампаний, которые переходили...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconЙ курс Института социальных наук ону имени И. И. Мечникова Одесса...
В этот период существовали три «образцовые» тоталитарные системы – в Италии, СССР и Германии, которые были представлены как спасительная...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconПресс-релиз 25. 04. 2012
Одесского национального университета имени И. И. Мечникова состоится выставка «Растения-символы в христианских традициях: из коллекций,...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconФакультет ону имени И. И. Мечникова работает в рамках единственного...
На протяжении 10 лет химический факультет ону имени И. И. Мечникова работает в рамках единственного на Украине учебно-научно-производственного...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconУчебное пособие одесский национальный университет имени И. И. Мечникова...
Русская литература 1801-1855 гг.: учебное пособие/ В. Б. Мусий; ону им. И. И. Мечникова, Филол фак., Кафедра мировой литературы....

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconФилософский факультет ону имени И. И. Мечникова приглашает принять...
Философский факультет ону имени И. И. Мечникова приглашает принять участие в заседании Научно-исследовательского и образовательного...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconК. В. Райхерт Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова
Это позволяет некоторым исследователям говорить о тоталитаризме как об определённом политическом сообществе. Ярким примером такого...

К. В. Ушакова ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) Проблема интеллигенции в тоталитаризме iconТоржественное открытие конференции начнётся 14. 06 в 10. 00 в Актовом...
С 14 по 17 июня на базе биологического факультета Одесского национального университета имени И. И. Мечникова  пройдёт 5-ая Международная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<