Скачать 281.66 Kb.
|
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса медицинского I, медицинского ІІ медицинского ІІІ, мм факультетов Донецк - 2010 Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра философии и социальногуманитарных дисциплин Александровская В.Н.,Л. Н. Клевец ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса факультета медицинского I, медицинского ІІ медицинского ІІІ, мм факультетов ^ ББК 63.3 (4 УКР) УДК 94(072) Александровская В.Н., Клевец.Л. Н.
Методические указания согласно требованиям МОЗ Украины содержат учебно-методические материалы для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по курсе,, История украинской культуры ". Они включают: умение студентов формировать актуальность темы, ставить цели и решать задачи занятий, ориентироваться в общетеоретических вопросах. Знать имена культурологов, историков украинской культуры, уметь утроить граф-логической структуры к каждой теме, ориентироваться в комплексе практических заданий, уметь формировать теоретический материал и так далее Авторский коллектив: Александровская В.Н. д.филос.н,:модуль 1. Клевец Л. Н. ст.преп..:модуль 1. Утверждено на заседании совета УМК ДонНМУ______в 2010 г.(протокол №_____) ![]() ![]() Тема 1. Понятия " Культура, исторические пути формирования украинской культуры" Актуальность темы. Изучение понятия "культура" приводит к тому, который отличает человеческое общество от дикой природы, выделяются структурные элементы культуры : духовная и материальная. Культура создается человеком и в то же время сам человек формируется культурой. Каждая из культур имеет свою специфику, которая и делает ее неповторимой и уникальной. Украинская культура развивалась как народная. ^ Общая:
^ 1) Анализировать факторы влияния на развитие этнической культуры; 2) трактовать виды, формы, сферы украинской культуры; 3) изучать теории виникненняя украинской культуры; 4) определять культурно-исторические зоны; 5) анализировать возникновение украинского языка. Содержание учебы в соответствии с целями 1.Основные теоретические вопросы к теме 1. Понятие " культура". 2. Формы и сферы культуры. 3. Культура человеческой личности. 4. Свойства и сущность украинской культуры. 5. Понятие " этническая культура". 6. Факторы, которые влияют на развитие этнической культуры. 7. Национальная культура как целостная система. 8. Отличие украинской культуры от других культур. 9. Проблемы и личности этногенеза украинского народа. 10. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины. 11. История возникновения украинского языка. ^ ![]() ![]() 3.Источники информации 1. История мировой и украинской культуры : Уч. Пос. \ Под общ. Ред. Заблоцкой К.В. - Донецк. Украинский культурологический центр, 1999. С. 5-31. 2. Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекцій- К., Лыбидь, 1993.- с. 64-79. 3. Культура украинского народа\ за ред. Бичко А. - К; Лыбидь.1993. 4. История украинской культуры \ за ред. Крипякевича І. П. - К. Лыбидь. 1994 ^ Тест 1. Обєктом исследования культуры является? А. Закономерности культурного развития; В. вся превращающая деятельность; С. этичные идеалы; Д. наука, образование; Е. все верно. Тест 2. Системы ценностей украинской культуры в период ее активного развития была достаточно специфической. Назовите этот период активного развития украинской культуры. А. 16-18 в. В. 17-19 в. С. 9-11ст. Д 10-12 в. Е. 19-20ст. ^ А. Закономерности культурного развития; В. вся преобразовательная деятельность; С. материальные ценности; Д. духовные ценности; Е. все верно. ^ А. ограничения во времени; В. бессмертная; С. имеет начало и конец; Д. может стать "мертвой" культурой; Е. все верно. ^ А. Социальные условия; В. культурную политику государства; С. взнос разных слоев населения в течение длительного исторического пути; Д. экономические условия; Е. экологические условия. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. ^ Актуальность темы. Современная Украина находится в состоянии социально-культурной трансформации и интегрируется в Европу. Образовательное пространство, как социокультурный феномен, представляет из себя диалог культур. При этом для Украины движение в Европу - это естественный процесс, так как Киевская Русь - это первая зафиксирована историками государственная форма восточных славян. Киевская Русь активно и с достоинством включилась в диалог Европейских культур. В.В. Вейдле (известный историк культуры) одно время записал интересное наблюдение: " Древняя Русь уже в силу византийского воспитания своего была Европой, а именно, владела основными предвестниками европейского культурного развития. Восток и Запад единственной Европы - не два інорідних (хотя бы и те, которые были в общении один с одним,) мира, а две половины одной культуры, которая была основана на христианстве и античности. Поэтому их производительно уравнивают друг с другом, друг другу противопоставят, потому что они внутренне объединены духовным наследством, воспринятым по разному, но от этого не потеряли единства". В этом - существование единственных христианских основ культур Европы и Украины. Конструктивное участие Украины в Болонській программе возможная по условиям утверждения в нашей стране национально ориентированного образования, приоритетом которого станет цель " производить у людей культурное самосознание, которое учтено в конкретную национальную форму". Украинское образование - это приоритетный проект европейского масштаба. ^ Общие:
^ 1) проследить исторический путь формирования европейской формы и уклад самобытной сути культуры восточных славян. 2) дать оценку изменений в системе общественных ценностей, этичным идеалам, моральным нормам с принятием христианства на Киевской Руси; 3) искусство, литература, изобразительное искусство, наука-як исторически первые образцы самобытности будущей украинской культуры; 4) рассказать об архитектуре Киевской Руси. Содержание учебы в соответствии с целями ^ 1.Розвиток культуры в дохристианский период. Материальная культура и общественный строй : 1.1.Экономика, правовые отношения, институт княжеской власти, военное дело; 1.2.Семья, верование, мировоззрение. 2.Влияние христианства на развитие культуры : 2.1.Дописьменный период, грамотность. 3.Расцвет культуры Киевской Руси из 9-13 в.: 3.1.Храмовая архитектура: 3.2.Изобразительное искусство; 3.3.Образование, научные знания, медицина. 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру. ![]() 1.История мировой и украинской культуры: Уч. пос./под общ. редакторша Заболоцкой К.В.-Донецк : Украинский культурологический центр, 1999.-С.224-240. 2.Українська и зарубежная культура: Навч. пос./За заг.ред. Заболоцької К.В. -Донецьк:Східний издательский дом, 2001.-С.239-262. 3. Безклубенко, С.Д. Украинская культура: взгляд сквозь века ( Текст) : іст.- теорем. Очерки\ С Д. Безклубенко.- Ужгород, 2006. 4.Історія украинской культуры. В 5 т ( Текст) : НАН Украины\ Я. Д. Патон (голов. Ред.). - К., 2001. 5. Украинская и зарубежная культура( Тест) :підручник\ за ред. В. Т. Жежеруна, В. Г. Рыбалки. - Х, 2003. 6.Грушевський М. История украинской литературы. Т. 2.-К.:Либідь, 1991.-С.51-222. ^ Тест 1 Группа восточнословянских племен, которая начала называться " Русь" сформировалась окончательно к. возраста? А. 2 в. В.3 в. С.1 в. Д.5 в. Е.4 в. Тест 2 Былины - это устное поэтическое произведение о прошлом. Когда возник этот новый жанр устного народного творчества в Киевской Руси? А. 10 в. В. 9 в. С. 11.в. Д. 5 в. Е. 12в. Тест 3 Ведущими жанрами искусства Киевской Руси были: мозаика, фрески и иконопись. Что из ниже перечисленного относится к иконописи? А. Цвету стекла - смальта, вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разным углом; В. писались на досках, покрытых особенной почвой, наносили рисунок, по которому рисовали красками, растертыми на яичном желтке; С. роспись водяными красками по сырой штукатурке; Д. роспись обычными красками по сухой штукатурке; Е. роспись водяными красками по сухой штукатурке. Тест 4 Кириличную систему письма утверждается на Руси в. веке? А. 9-19в; В. 9 -11в; С. 10-11в; Д. 11-12в; Е. 11-14в. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. ^ ((вторая половина 13ст. - 15ст.) Актуальность темы. Развитие культуры украинского народа этого периода определялось сложной исторической ситуацией. Киевская Русь поделилась на огромное количество княжеств, отсутствие политического и военного единства, затяжной экономический упадок. Но невзирая на жесткие условия иностранного господства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только обветшала, но и сохранила высокий уровень развития. Цели учебы: Общая: уметь анализировать исторические условия развития культуры. Конкретные: уметь
Содержание учебы в соответствии с целями: ^ 1. Особенности развития украинской культуры в 13-15 в.. 2. Развитие науки и образования. 3. Развитие книжного дела. 4. Архитектура и изобразительное искусство. ^ ![]() Жанры: летопись, сказки, новеллы, легенды, притчи, пословицы, Поговорки, обрядовые песни ^ 1. Качановський В.В. История культуры Западной Европы. - Минск; Екоперспектива, 1998 - С. 68-95. 2. История мировой культуры. - К. Лыбидь.1994 - С. 225-238. 1994 - С. 15-52. 3. История украинской культуры\ За ред. І. Крипяковича, - К. Лыбидь, 1994 - С. 15-52. ^ Тест 1.В Галицко-волынском княжестве была основана собственная митрополия с кафедрами: А. в Перемишле; В. во Владимире; С. в Луцке; Д. в Холме и Туру; Е. все верно. Тест 2. Какое время можно считать наиболее трагическим в истории Киевской Руси? А. 1223-1233; В. 1323-1350; С. 1225-1450; Д. 1235-1245; Е. 1237-1240. Тест 3.Под чьим контролем находилась русская митрополия? А. Русского митрополита; В. Крымского ханства; С. Константинополя; Д. Турции; Е.Козацтва. Тест 4.Какой жанр литературы является самым распространенным жанром 13в.? А. историографии; В. рулевые книги; С. летописи; Д. сборники слов; Е. торжесвеники. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. ^ Актуальность темы. Не принимая во внимание национально-освободительное движение украинского народа, ему удалось сохранить развитую материальную и духовную культуру, стал возможный подъем украинской культуры и культурное возрождение в 19 в. Важную роль в развитии украинской культуры этого периода играла позиция социальной элиты. Само казачество подхватило традицию национальной государственности : выступило в качестве защитника православной церкви, украинского языка. Невзирая на неблагоприятные условия, в частности, национальное притеснение, наблюдается активное и многогранное развитие культуры Украины. ^ Общая:
Конкретные: уметь 1) довести предпосылки культурного поднесения в 16 в.; 2) показать культурную роль изобретения И. Гуттенберга, как предпосылки развития книжного дела в Европе и Украине; 3) показать производство книг на Украине в связи с развитием книгопечатания, литературы, образования; 4) Идеи Пантеизма в философии, антропоцентризму в искусстве, отказ от схоластики в науке- как источник формирования украинской культуры Содержание учебы в соответствии с целями ^ 1.Предпосылки культурного возрождения в Украине в XVI - первой половине XVIII ст. 2. Формирование казачества. 3.Книгодрукування но литературы. 4. Образование. 5.Новые области науки. 6.Искусство. ![]() ^ 1. Петрук, Н. К. Украинская духовная культура 16-17 в.: социальная организация и формирование пространства национального бытия( моногр.)\ Н. К. Петрук. - Хмельницкий, 2007. 2. Украинская и зарубежная культура ( Текст) : Уч. Пособие \ под. ред. М. Заковича. - К., 2000. 3.История мировой и украинской культуры: Уч. пос./Под общ. ред. Заболоцкой К.В.-Донецк : Украинский культурологический центр, 1999.-С.252-266. 4.Українська та зарубіжна культура: Навч. пос./За заг. ред. Заболоцької К.В.-Донецьк:східний видавничий дім, 2001.-С.273-290. 5. Шевчук, В. О. Украинская культура: общие вопросы ( Тест) : культурно- стилистические эпохи. Образование. Национальная идея \ В. О. Шевчук. - К., 2007. ^ Тест 1. Назвать один из факторов, которые влияют на развитие культуры 16-18 века, : А. кризис феодально-крепостной системы; Б. общая безграмотность; С. идеи Возрождения и Реформации; Д. народные традиции; Е. влияние религии. ^ А.Ю. Дрогобыч; В. И. Гуттенберг; С. Ф. Скорина; Д. Ш. Фиоль; Е. И. Федоров. ^ А. упадок; В. расцвет; С. прогресс; Д. регресс; Е. без изменений. Тест 4. Какой характер носила поэзия в 16 - 17 в.? А. прогрессивный; В. регрессивный; С. наивный; Д. политический; Е. социальный. Тест 5. Назовите основной тип школ, который существовал длительное время на Украине, : А. уезду; В. местные; С. сельские; Д. парафиальные; Е.средние. Тест 6. Каким языком были напечатаны первые книжки на Украине в конце 15, начале 16 в.? А. старославянским; В. латыни; С. церковнославянским; Д. русским; Е. украинским. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. ^ Актуальность темы. Украинцы - этнос с древнейшей высокоразвитой земледельческой культурой. Именно это занятие обусловило и традиционный быт, материальную культуру, систему основных праздников и обрядов. ^ Общая: анализировать зоны сельских поселений, в зависимости от природно-географических, социально-экономических, исторических условий формирования. Конкретные: уметь 1. Знать основные три зоны поселения. 2.Анализировать крестьянское жилье. 3. Уметь распознавать женскую и мужскую одежду. 4. Знать семейные традиции и обряды. Содержание учебы в соответствии с целями ^ 1. Основные занятия и материальная культура. 2. Мировоззренческие представления. 3. Календарные праздники и обряды. 4. Семейная обрядоность 5. Составляющая женского национального костюма. 6. Составляющая мужского национального костюма. 7. Составляющая казацкого костюма. ![]() ^ 1. Культура украинского народа \ за ред. Бичко А, - К. Лыбидь, 1994. 2. Огієнко І. Украинская культура - К. Украина, 1992 С. 30-204. 3. Грушевский М. С. Очерки истории украинского народа. К. Лыбидь, 1991.С. 306-344. ^ Тест 1. Назовите основную отрасль хозяйства украинского народа: А. ремесло; В. охоты; С. земледелие; Д. скотоводство; Е. рыбалка. ^ А. контролировала все стороны жизни крестьян; В. следила за сохранением морально-етических норм; С. следила за сохранением правовых норм; Д. избирала " десятников"; Е. все верно. ^ А. Побережья Азовского моря; В. Слобожанщина; С. побережья Черного моря; Д. Таврия; Е. все верно. ^ А. Свободные и нерегулярные поселения; В. квартальная форма застройки; С. многодворовые поселения уличного типа; Д. гнездовая форма застройки; Е. однодворовий хутор. Тест 5. Количество нитей бус и размер бусин были показателем достатка в семействе, а также свидетельствовали пр о доброе отношение мужчины к дружине. Какое ожирелье считалось наибольшей ценностью? А. Бус из зерен; В. из разноцветного стекла; С. жемчужные бусы; Д. красные кораллы; Е. янтарные бусы ^ А. На второй день после похорон; В. через 9 дней; С. через 40 дней; Д. через один год; Е. все верно. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. По рассмотрении теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. ^ Актуальность темы. На культурную жизнь в Украине этого периода наложило свой отпечаток сложное социально-экономическое положение, система крепостника, капиталистические отношения, усиления национального притеснения, русская цензура. В этих условиях возникает движение за развитие национальной культуры, усиливается процесс пробуждения национального самосознания. ^ Общая: --уметь раскрыть исторические условия украинского культурного возрождения в XIX в., особенности литературного процесса, искусства, национальные культурные организации и движения, реакционную правительственную политику. ^ 1) оценить бюрократический аппарат; 2.виявить распределение украинской земли между государствами; 3) оценить появление национальной интеллигенции; 4) назвать главные этапы национального возрождения ; 5) раскрыть достижение и проблемы украинского искусства. Содержание учебы в соответствии с целями ^ 1. Исторические условия, которые сложились в этот период. 2.Образование и наука. 3.Искусство. 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики. ^ ![]() 3.Источники информации 1.История мировой и украинской культуры: Уч. пос. /Под общ. редакторша Заболоцкой К.В.-Донецк : Украинский культурологический центр, 1999.-С.289-311. 2. Украинская и зарубежная культура: Навч. пос./За заг. редакторша Заболоцької К.В.-Донецьк:Східний издательский дом, 2001.-С.273-290. 3. Культурология \ модульный курс \ Учебное пособие для ВУЗА. Прилуцкая А.Є., Корабльова В.М. 4. Горський, В.С. Философия в украинской кутуме ( Текст) \ В.С. Горський. - К., 2001. 5. История украинской и зарубежной культуры( Текст) : учебник \ под редакторшу С. М. Клапчука и В.Ф. Остафійчука. - К., 2000. 6. Украинская и зарубежная культура ( Текст) : навч. Пособие\ за ред. М. Заковича. - К., 2000 ^ Тест 1. Какая система образования была на Украине в 19 в.? А. Общеимперська система образования; В. государственная; С. частная; Д. узкоспециализированная; Е. общеобразовательная. Тест 2. В каком году запретили изучение украинского языка в начальных заведениях Украины? А. 1864г; В. 1923г; С. 1875г; Д. 1804г; Е. 1805г. ^ А. Центральный архив давних актов; В. " Малорусские песни"; С. " записки о Южной Руси"; Д. " Черный Совет"; Е. " История Малороссии". ^ А. Религиозно-просветительскую; В. межнациональную; С. общенародную; Д. общеукраинскую; Е. общеросійську. ^ А. М. Погодин; В. М. Островский; С. Т. Осиповский; Д. И. Срезневский; Е.И. Рижский. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. ^ Актуальность темы. Длительное время украинская культура боролась за утверждение своей самой идентичности. После провозглашения независимости Украины, особенной актуальности приобрели вопрос украинской истории, языка и культуры. Благодаря украинской диаспоре удалось уже во времена независимости возобновить многочисленные украинские традиции и язык "дорусификованого" образца, что сохранились за рубежом. Было принятое решение относительно развития государства на этнонациональной почве. ^ Общая: --научиться разбираться в изменениях культурного развития в украинской культуре поездом XXст.,отделить закономерности и внешнее влияние. Конкретные: уметь 1) раскрыть периоды развития украинской культуры в XXст. 2) объяснить понятие "украинское культурное возрождение в 20-ые гг.". 3) на примерах раскрыть роль "сталинского режима" для украинской культуры; 4) на примерах раскрыть роль " Хрущевской оттепели" для украинской культуры; 5) показать тенденции современной украинской культуры. Содержание учебы в соответствии с целями ^ 1.Особливости развития украинской культуры в XXст. 2.Культура Украины в начале XXст. 3.Основные тенденции культурного развития в 30 те гг. 4.Розвиток украинской культуры в 80-ые годы. 5. Культура современной Украины : достижение, проблемы, перспективы. ![]() ^ 1.Безклубенко, С.Д. Украинская культура: взгляд сквозь века ( Текст) : іст.-теорет. Очерки \ С. Д, Безклубенко. - Ужгород, 2006. 2. Энциклопедия культурознавства. ( Текст) \ под ред. В.Г. Кремня. - Ч. 1-2. Лицо, нация, культура.Кн. 1: Понятийно-терминологический инструментарий, концептуальные підходи.- К., 2001. 3. Козловски, П. Культура постмодерная: общественно- кутурные последствия технического развития ( Текст) : пер. С нем.\ П. Козловски. - М., 1997. 4. Павличко, С. Д. Дискурс модернизма в украинской литературе ( Текст) \ С. Д. Павличко. - К., 1997. 5. Национальная идентичность ( Текст) : хрестоматия \ упоряд. Т.С. Воропай. - Х., 2002. 6. Андреєва, Т. О. От феномена человека к феномена человечеству Текст) \ Т. О. Андреєва. - Донецк, 2002. 7.Сталінізм на Украине в 20-30-ые роки.-к.:Либідь, 1991.-С.233-306. 8. История украинской и зарубежной культуры( Текст) : учебник \ под редакторшу С. М. Клапчука и В.Ф. Остафійчука. - К., 2000. ^ Тест 1 Кто из известных поэтов Донбасса закончил жизнь в лагере для узников? А. Л. Курбас; В. В. Стус; С. С. Голованивський; Д. М. Рильський; Е. В. Сосюра. ^ А. народнической теории; В. европеизации; С. космополитизма; Д. модернизма; Е. все верно. ^ А. К. Стеценко; В. О. Архипенко; С. М. Сосенко; Д. М. Бойчук; Е. О. Мурашко. Тест 4 . В первой половине 20 в. видокремлюють " новую школу" украинской прозы. Кто является представителем этой школы? А. О. Кошиця; В. В. Стус; С. О. Кобилянська; Д. О. Петрусенко; Е. З. Айда. ^ А. М. Леонтович; В. К. Стеценко; С. Я. Степной; Д. все перечислено; Е. нет верного ответа. ^ Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры. Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах. Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль. В конце занятия подводятся итоги. Литература
Яворницький Д. Історія запорізських козаків. У 3-х томах. – Л., 1990 ![]() |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных... | ![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных... |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных... | ![]() | Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. Донецк: Доннму, 2010. с |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные... | ![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные... |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные... | ![]() | Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему... |
![]() | Рекомендует Ученым советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, протокол № от г | ![]() | Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему... |