Формы собирательной работы Крымского этнографического музея




Скачать 86.45 Kb.
НазваниеФормы собирательной работы Крымского этнографического музея
Дата публикации02.10.2013
Размер86.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Григорьева Л.И.
Формы собирательной работы Крымского этнографического музея.
Если взглянуть в словари, поясняющие значение слов, то можно прочесть, что слово "Форма" происходит от латинского – "форма, вид" и означает: 1. Внешний вид, очертание предмета; 2. Всякое внешнее выражение какого-либо содержания (БСЭ). Философский словарь называет "форму" способом существования и выражения содержания".

В пространственном определении значения слова "форма" энциклопедического словаря под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона т.ХХХVI, тоже выражается мысль о том, что форма есть внешнее выражение содержания.

Применительно к собирательской работе музея, когда содержание встреч научного сотрудника с экспонентом является получение необходимой информации и сбор предметов, имеющих этническую специфику, формой является то, как выглядит эта встреча. Массовая, индивидуальная, при каких обстоятельствах она происходит, почему она смогла состояться? Пришли ли люди сами в музей или, что самое главное, встреча происходит в доме экспонента. Какая она, эта встреча? Краткая, мимолетная или это стационарное наблюдение и изучение жизни и быта представителя какого-либо этноса и т.д.?

Все ответы на вопрос: "Как происходит встреча научного сотрудника с экспонентом?", – можно считать пояснением слова "форма" в применении его к собирательской работе музея.

Таким образом, "форма" – это вид встречи научного сотрудника с экспонентом, т.е. это внешнее выражение содержания собирательской работы.

Этнография знает разные методы и приемы сбора этнографического материала. Изучение культуры и быта производится либо стационарно, либо в экспедициях. Работа по созданию Крымского этнографического музея в условиях современной этнической ситуации полуострова настоятельно потребовала дальнейшего развития форм собирательства, более тщательного подхода к отбору его методов, обработке экспедиционного инструментария, пересмотру требований к личности информатора и к профессиональным качествам научного сотрудника.

Шестилетнюю деятельность КЭМ без труда можно разделить на ряд этапов, в которых применялись традиционные и наряду с ними появлялись новые формы собирательства.

На начальном этапе, когда музей был только учрежден, главной формой являлось сотрудничество с национально-культурными обществами. Это выражалось в выступлениях на учредительных собраниях, призывах и обращениях к представителям этнических общностей о необходимости возрождения и сохранения культуры. Давалась историко-этнографическая справка. Это находило свой отклик. Люди сами приходили в музей. Первые экспонаты в КЭМ оказались болгарские: национальная одежда, диванные подушки, домотканное покрывало, веретено. Появились и первые результаты опроса информаторов: Раковой Д.Д. – записи о болгарской свадьбе, национальной кухне, основных занятиях болгар; Ренпенинг М.Р. – о немцах меннонитах, о сущности их религии, о быте, об основных занятиях немецких женщин. Ныне это архив полевых отчетов музея.

Характерной чертой комплектования фондов явилось постоянное взаимодействие музея с общественностью и населением, не состоящим в национально-культурных обществах. Это достигалось соответствующей постановкой пропаганды музейной деятельности через радио, телевидение, печать. Так, эффективной формой собирательской работы оказалось создание "Радио музея народов Крыма" на волнах "Транс-М-Радио" – первой коммерческой радиостанции в крымском эфире. Эфирное время музею предоставлялось бесплатно. Музей просуществовал с 4.09.92 по 4.09.98 года. Четыре года его пятиминутное пребывание в эфире было ежедневным и в одно и то же время – 11 часов 15 минут. Два года – три раза в неделю. Затем в связи со сложностями радиостанции музей перестал существовать. За 6 лет состоялось более полутора тысяч радиопередач о всех этносах и этнических группах Крыма, об истории создания и деятельности музея, его поисках, поездках, конкретных людях, о собранных вещах, о праздниках и обрядах населения полуострова, о ныне разрушенных селах и многом другом, что дарили книжные открытия и крымские люди. В выходные дни звучали полюбившиеся Крыму крымские легенды. Программа передач была построена таким образом, что каждому народу или этнической группе отводилась целая неделя. Это позволяло собирать у приемников тех, кому она предназначена. Так у музея произошло знакомство с редкой этнической группой ассирийцев, насчитывающей в Крыму около 80 человек. Беседы, запись рассказов, приглашение к участию в выставке "Этнографические картинки" показали, что предметы этнической культуры, хоть и в незначительном количестве, но есть. Однако расстаться с ними ассирийцы смогли только на время экспонирования. Это серебряные мужские и женские пояса, ушные и нагрудные украшения, тканые покрывала, утварь. В музей на постоянное хранение поступили подлинные фотографии в национальных одеждах.

Прямой эфир помогал "делать чудеса". Когда сотрудники музея "с поля, то есть из села, делали репортажи по телефону, это сразу шло в эфир. Их слушали жители, "дивясь чудесам техники", и, утверждаясь в искренности помыслов музейщиков, шли на контакт с большей отдачей и информацией и предметами.

Финансирование, недостаточное и для оплаты командировочных расходов, явилось поводом для рождения новой формы собирательской работы. В летний сезон сотрудники музея на 1-2 недели разъезжались по месту жительства родственников и знакомых в села Крымской и Херсонской областей, откуда шло массовое заселение северных районов Крыма. Там, имея готовых информантов и экспертов, вели подворный обход населенного пункта. Так появились в музее истории ряда крымских сел, множество предметов быта, сельскохозяйственные орудия, керамическая посуда, вышивки, редкие головные уборы украинских женщин, свадебные украшения и т.д.

Выезды музея первых собирательских лет по "свежему адресу" сменились впоследствии поездками, продиктованными данными архивов. Начались недельные командировки в села русских, украинских, чешских, эстонских поселенцев и поиски их потомков, знакомство и изучение сохранившихся доныне недвижимых памятников этнической культуры. Непосредственное наблюдение жизни людей, опрос информаторов, фотосъемка, аудиозаписи, сбор предметов и не только... Пребывание в таких селах подарило целые открытия из области этнической истории Крыма, а кроме того открыло новые формы культурного сотрудничества. Так, село Грушевку (Салы) Судакского района музей обследовал в 1995 году, а в 1996 году, согласно данным Истории городов и сел Крыма, Грушевке исполнялось 250 лет со дня основания. Совместно с председателем сельского совета и директором Дома культуры было намечено мероприятие по празднованию юбилея. Оно было тщательно разработано в Грушевке, и осенью 1996 г. все окружающие села были заняты в большом театрализованном действе на тему "первые поселенцы". Инсценировки, массовые игры, концерт, выставка декоративно-прикладного искусства сельчан, воспоминания старожилов, премии, призы, бесплатные сувениры, знакомства, чествование старожилов.

Музей получил видео и аудиозаписи, часть экспонатов с выставки и новые адреса потомков первых поселенцев всей округи.

Выезды, согласно данным архива в места, где большая часть населения однородна (потомки первых поселенцев после присоединения Крыма к России) сопровождается сочетанием разных форм сбора:

тематическое обследование – важно найти предметы по недостающей теме в фондах музея;

сплошное фронтальное обследование – необходимо знание соседства, каково взаимовлияние, взаимопроникновение культур и в чем оно выражается.

Такая командировка требует особо тщательной подготовки, знания архивного материала, литературных источников, фондов музея.

Задача стоит не просто "собирать все", что в других случаях оправдано, а сбор находится в прямой и тесной связи с научно-исследовательской деятельностью музея. Очень важно, чтобы сумма разнообразных источников, привезенных из такой поездки, могла служить основанием для разрешения конкретной научной задачи. Поэтому необходимо изучение и научное обобщение итогов таких поездок, командировок, экспедиций.

До присоединения Крыма к России из него было выселено все православное население в лице греков, армян, грузин. Эти сложные спорные вопросы широко освещены в литературе с указанием конкретных мест выселения. Музей осуществил две поездки в Мариупольский район Донецкой области и Бердянский район Запорожской области по следам греков и болгар для проведения этнографической разведки. Они проходили в форме краткосрочных (семидневных выездов по два человека. Во время этих разведочных выездов, когда много объектов, но мало времени, вступали в контакт с населением и с руководителями хозяйств, была установлена переписка. В результате к сбору, проведенном самими сотрудниками, прибавились присланные по почте председателем сельского совета села болгарские вещи: вышитые головные платки, мужские рубахи, женская юбка.

В Мариуполь была осуществлена Приазовская фольклорно-этнографическая экспедиция, организованная Институтом Востоковедения Крымского отделения УАН совместно с Крымским этнографическим музеем. Экспедиция состояла из числа студентов историков, психологов, географов, медиков, филологов и научных сотрудников КЭМ. В селах, основанных крымскими греками, среди их потомков записывался диалект, музыкальный и литературный фольклор, воспоминания их прадедов о Крыме, знания по народной медицине, изучалось жилище, хозяйство, пища, верования, проводился сбор предметов материальной и духовной культуры. Во время экспедиции комплексно применялись все известные в этнографии формы и методы исследования.

У музея этнографии немало примеров сотрудничества с научно-методическим центром, но одно из совместных действий – особого размаха и величия... Это был начальный этап деятельности музея, совпавший по времени с вспыхнувшим в крымском обществе интересе к этнической культуре полуострова. У музея главная задача – сбор экспонатов, и чтобы найти большее число экспонентов, решили показать людям уже то, что собрали, рассказать об истории 9 народов Крыма (на ту пору материалы фондов представляли только 9 этнических групп), рассказать устами представителей этих народов об обычаях и обрядах, показать мастерство фольклорных коллективов и мастеров народного творчества. Вечер назвали "Судьбы наши...". Для Крыма это не случайное название. В его этнической истории много трагедий и боли. Мероприятию предшествовала очень широкая рекламная компания. Каждый час крымское радио приглашало жителей на праздник народов. В результате 800-местный зал не вмещал желающих. Четыре часа длился вечер показа, рассказа, воспоминания при полном зале. После вечера-концерта множество оставшихся людей стали не только гостями музея, но и их респондентами. Объяснялось это не только хорошей подготовкой мероприятия, но и тем искренним желанием музейщиков возродить такую разную и такую красивую культуру народов Крыма.

Распределение обязанностей в процессе подготовки вечера, конечно, понятно: музей готовил выставку, рассказы о народах, искал спонсоров, беспокоился о рекламе и призах, республиканский научно-методический центр взял на себя концертную программу. После праздника музей имел адреса коллективов и личное знакомство с их руководителями, что очень важно для ведения дальнейшей работы в коллективе. Как правило, в Крыму фольклорный коллектив создается по национальному признаку, по месту компактного проживания народа.

Были совершены поездки, записи и сборы по полученным адресам и с помощью новых друзей музея в лице руководителей ансамблей.

У КЭМ много примеров эффективности собирательской работы во время организации выставок, особенно в результате совместной деятельности по организации фестивалей немецкой культуры, эстонской. Так, подготовка к фестивалю эстонской культуры, намеченному на лето 1998 года, началась осенью 1997 года совместно с эстонским национально-культурным обществом. По данным общества, вместе с его председателем были обследованы семьи большинства крымских эстонцев, собран, научно обработан, описан материал. Разработан тематико-экспозиционный план выставки. Она оказалась первой выставкой по культуре эстонцев Крыма в Украине. Ее торжественное открытие, участие сотрудников музея в песенном празднике, народных гуляниях – это множество адресов новых крымских эстонцев, покинувших полуостров по разным причинам. Кроме того, аудио- и видеоматериал выставки фестиваля в целом – это тоже очень ценные экспонаты для музея.

Интересен пример разнообразия форм собирательской работы КЭМ в рамках сочетания деятельности по комплектованию фондов, научно-просветительской и экспозиционно-выставочной работы.

Так, музей принимал участие в VII Международных Пушкинских чтениях на тему: "Литература и Провинция". Участие выражалось в выступлениях с докладами и организацией фотовыставки "Провинция у моря в подлинных фотографиях".

Конференция в течение 5 дней проходила в приморском поселке Николаевка Симферопольского района – одном из первых русских поселений. Сотрудники КЭМ в свободное от заседаний время проводили обследование поселка. К концу конференции ее участники и сами жители стали свидетелями новой выставки, рассказавшей о культуре первых поселенцев – основателей села – роде Бобырей. Это были фото, орудия труда, утварь, вышивки и т.п. Материал, может быть, и обычен, но вместе с тем уникален своей историчностью и этнической выраженностью. Выставка вызвала проявление активности среди сельчан. Усилия этнографов-исследователей, экспозиционеров, собирателей были вознаграждены.

Подводя краткие итоги о формах собирательской работы этнографических музеев, необходимо напомнить, что наряду с общепринятыми, каждый исследователь использует и свои специфические приемы выбора информанта, их опроса, способы проведения массового анкетирования, фиксации полевых материалов.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconНаучный потенциал Крымского этнографического музея Центру межкультурного...
Научный потенциал Крымского этнографического музея Центру межкультурного просвещения и толерантности

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconТрадиционная одежда болгар крыма конца xix-начала ХХ вв. (на примере...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconСавинова О. В. Белорусы Крыма (по материалам исследований Крымского этнографического музея)
Литературные источники и архивные материалы дают сведения о том, что белорусы появились в Крыму еще в конце XVIII века

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconПроект создания Центра межкультурного просвещения и толерантности...
Етодического центра среднего образования Министерства образования и науки Украины, Министерство образования и науки Украины арк,...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconОб итогах работы Крымского центра
Крым Сидорова В. Н. об итогах работы Крымского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconИнститут востоковедения им. А. Крымского
Приглашаем Вас принять участие в международной научной конференции “xiiі востоковедческие чтения А. Крымского”. Конференция состоится...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconОб итогах работы Крымского центра переподготовки и повышения квалификации...
Об итогах работы Крымского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconОтчет о работе Республиканского комитета Автономной Республики Крым...
Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины, Крымского отделения Института востоковедения им. А. Е....

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconПланирование спортивно-массовой работы и основные формы работы по...
Решение задач оздоровительной и спортивно-массовой работы в детской здравнице не возможно без четкого планирования ее. План спортивно-массовой...

Формы собирательной работы Крымского этнографического музея iconПоложение о проведении городского конкурса детского рисунка, посвященного...
Феодосийского музея древностей, старейшего городского музея Украины, одного из старейших музеев мира

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<