Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике




Скачать 45.13 Kb.
НазваниеЖиртуева Н. С. Византийская культура в таврике
Дата публикации10.10.2013
Размер45.13 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Жиртуева Н.С.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ТАВРИКЕ
В культуре Крыма эпохи средневековья условно можно выделить два основных этапа. В IV-X вв. ее судьба была неразрывно связана с Византийской империей, причем центром распространения ее влияния стал Херсонес, откуда византийская культура распространялась на всю юго-западную Таврику. Однако чем дальше от Херсонеса, тем это влияние становилось все менее значительным.

Чтобы закрепиться в Таврике, имевшей для империи важное стратегическое значение, Византия стремилась распространить здесь христианство. В течение IV-VIII вв. было основано несколько епархий - готская в Партенитах, боспорская и др. Но особенно влияние христианства возросло во время так называемой эпохи иконоборчества. Одна из волн эмиграции была направлена в Таврику, где в период с VIII по XI века идет интенсивное строительство пещерных городов, крепостей и монастырей. Возможно, уже в это время сюда проникает протоисихазм, византийское мистическое учение, основанное на идеях ранней восточной церкви. Для него был характерен апофатизм и сильное экзистенциальное начало, ставящее человека на путь единения с Богом, заставляющее его изменяться, преобразовывать свою природу, чтобы дойти до истинного познания, то есть созерцания Божественной Троицы. Причем познание Бога происходило не путем аскетического умерщвления плоти, как это было принято на Западе, в католицизме, а через ее “обожение”, преображение, наполнение божественным светом. Можно предположить, что проникновение идей протоисихазма из Византии в Киевскую Русь происходило не только через Болгарию, но также через Таврику.

Архитектура юго-западного Крыма в IV-X вв. демонстрирует свою тесную связь с византийской традицией. В самом Херсонесе и пещерных городах сохранились остатки храмов этого периода, которые являются свидетельством того, что развитие зодчества Таврики происходило по тем же основным этапам, что и в самой империи. Так, в V-VIII вв. здесь преобладают храмы типа базилики, объединяющие в себе черты как византийской, так и античной архитектуры. Причем в них сказывается влияние не константинопольской школы зодчества, а провинциальной, восточно-византийской. Подобные храмы сооружались в Малой Азии, Греции, Болгарии. Интересен также тот факт, что крымские пещерные монастыри имеют аналоги в Малой Азии и Италии, в тех районах, где были сходные природные условия.

Однако с X в. в самой Византии и ее провинциях получает распространение новый тип храма - крестово-купольный. В Таврике встречаются в IX в. переходные формы, сочетающие базиликальную и крестово-купольную конструкции. Это, например, церковь Иоанна Предтечи в Керчи.

В целом архитектура Таврики V-X вв. является провинциальной ветвью византийской архитектуры со следами влияния античной традиции, что лучше всего можно проследить на примере зодчества Херсонеса. Здесь часто применялись в декоре здания элементы античной ордерной системы, античная кладка, мраморные колонны и мозаичные полы, в орнаменте которых переплетены языческие и христианские сюжеты.

К сожалению, памятники монументальной живописи данного периода не сохранились.

На примере следующего этапа развития культуры Таврики в XI-XV вв. можно проследить постепенное вытеснение отсюда византийского влияния и появление здесь нового культурного центра - в восточном Крыму.

Херсонес постепенно теряет свою роль форпоста византийской культуры, а в XIV в. вообще прекращает свое существование как город. Эстафету от него принимает средневековое княжество Феодоро с центром на Мангупе. В это же время в восточные города - Кафу, Сурож - начинают проникать итальянцы, стремившиеся распространить здесь католицизм. В Кафе столкнулись западноевропейская, византийская, армянская, татарская культуры, что очень своеобразно отразилось на ее культурном облике.

В Византии и Западной Европе в XIV-XV вв. происходили важные перемены, связанные с распространением предвозрожденческих идей. Духовной основой восточнохристианского Возрождения стал исихазм, учение Григория Паламы, ориентированное на союз разума и веры, в то время как на Западе Европы происходил процесс секуляризации, по-разному протекавший в ее северной и южной частях. Все страны христианского мира были охвачены Предвозрождением. Оно нашло свое отражение также в культуре Таврики. Исихазм прежде всего пробудил интерес к внутреннему миру человека, его психологии.

Архитектура Херсонеса в последние века своего существования сближается со столичной школой зодчества, в чем можно усмотреть стремление херсонесской знати подражать Константинополю, в то время как храмы княжества Феодоро удивительно синтезируют в себе основные черты провинциальной византийской архитектуры и элементы итальянского ренессансного зодчества, усвоение которых было довольно поверхностным.

На зодчество Кафы огромное влияние оказала армянская архитектура. Были также попытки строительства здесь храмов в стиле западного Ренессанса, что говорило о переходе некоторых представителей финансовой элиты города в католицизм.

Но восточнохристианское зодчество в XIV-XV вв. все еще является преобладающим в Крыму. Оно отмечено чертами предвозрожденческого обновления стиля. Происходит уменьшение размеров храма, что делает его более камерным, сближает макрокосмос (храм) с микрокосмосом (человеком). Все больше внимания уделяется экстерьеру здания, но в декоре явно преобладает влияние Востока.

От XII-XV вв. осталось несколько памятников средневековой крымской монументальной живописи. Интересна роспись храма “Трех всадников” на Эски-Кермене, изображающая трех святых воинов в той манере, которая была свойственна стилю “Палеологовского ренессанса” и отличалась повышенной психологизацией образов, которая достигалась путем использования ярких красок и экспрессией движений. Живопись храма “Трех всадников” демонстрирует тесную связь прежде всего с современной ей болгарской живописью. Таким образом, малоазиатское влияние на культуру Крыма все более вытесняется влиянием, идущим с Балканского полуострова. В этом нашло свое отражение “второе южнославянское влияние”, теперь уже передававшее в Крым и на Русь идеи исихазма и восточнохристианского Возрождения.

Роспись в одном из пещерных храмов Мангупа, где сохранились фрагменты изображений Христа-Эммануила, Нерукотворного Спаса, поясное изображение Марии и др., отмечена чертами реализма в духе западноевропейского Ренессанса.

Общий анализ дошедших до нас памятников живописи средневекового Крыма дает возможность сделать вывод об их иконографической близости друг к другу и общем византийском истоке. Сохраняются прежние иконографические сюжеты, среди которых наиболее часто встречаются изображения Деисуса и сцена Евхаристии (Причастия). Но мастера все чаще начинают применять передовые художественные приемы в своем творчестве, стараясь усилить реалистическое и психологическое звучание образов.

Уникальность крымской культуры XIII-XV вв. заключается в том, что в ней произошло столкновение художественных методов как восточнохристианского, так и западноевропейского Возрождений.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconПлан Термин «культура»
...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconІ. культура: поняття, теорії, підходи
Ренесансу, культура Бароко та ін Нарешті, по-четверте, слово "культура" вживається як абстрактна, узагальнююча назва для різноманітних...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconКультура Западной Европы на современном этапе 4 Революционные изменения в культуре XX века 4
Западная культура ХХ века – это фактически культура трех самостоятельных «эпох»: «прекрасной эпохи» первых двенадцати лет столетия...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconРеферат по курсу: античная культура на тему «культура рима»

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая...

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconПрактическое занятие по теме Культура педагогического общения
Цель семинара: ознакомить с трактовкой понятия «педагогическая культура учителя»

Жиртуева Н. С. Византийская культура в таврике iconСудьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря...
«Кедах мерчент» // Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции, посвященной 25-летию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<