Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии




Скачать 81.96 Kb.
НазваниеУрок – дискуссия Тема урока-дискуссии
Дата публикации27.10.2013
Размер81.96 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Культура > Урок
А. И. Новикова,

учитель средней общеобразовательной школы № 247 г. Киева

10 класс

Развитие речи. Урок – дискуссия

Тема урока-дискуссии: «Общение: роскошь, необходимость, наказание или природный дар?»

Цели урока-дискуссии: - развивать навыки устной речи учащихся, умение строить собственное высказывание на заданную тему и аргументировать свою точку зрения;

- развивать умения и навыки слушания и конспектирования чужого высказывания;

- учить детей культуре общения;

- воспитывать культуру поведения, уважение к окружающим, толерантность в общении.

Оборудование урока: - лекция учителя: «Общение, его основные виды и роль в развитии человека. Законы общения»;

- тесты «Легко ли с вами общаться?» и «Агрессивный ли ты человек?»;

- тезисы выступлений учащихся;

- выставка литературы по психологии и культуре общения;

- листы-задания для конспектирования интерактивной лекции;

- доска, мел.

Предварительная подготовка к уроку:

Все учащиеся класс делятся на 4 группы (по желанию учащихся). Каждая группа готовит дома материалы и тезисы по своей теме:

  1. Общение – это подлинная роскошь;

  2. Общение – это острая необходимость;

  3. Общение – это наказание, «тяжкий крест»;

  4. Дар общения – это природный дар.

Ход урока:

  1. Мотивация темы урока, объявление учителем целей и задач урока, установление регламента.

  2. Тест «Легко ли с вами общаться?»

(Отвечаем только «да» или «нет»)

  1. Свойственно ли Вам разглядывать этикетки фирм на одежде и сумках других людей?

  2. Будете ли Вы переодеваться, если нужно сходить в магазин, который находится рядом?

  3. Нормально ли Вы себя чувствуете, когда общаетесь с людьми, которые беднее Вас?

  4. На праздничном обеде Вы стараетесь выбирать только знакомые блюда, чтобы не выглядеть смешным, не зная, что и как надо есть?

  5. Будете ли Вы стесняться своего друга, если он будет одет грязно и неряшливо?

  6. Рискнёте ли Вы выбрать удобную для Вас одежду, хотя она выглядит поношенной?

  7. Было ли Вам когда-нибудь стыдно за свой внешний вид?

  8. Есть ли у Вас праздничная, выходная одежда?

  9. Случалось ли Вам стесняться своего происхождения?

  10. Хотите ли Вы получить более высокое образование?

  11. Готовы ли Вы потратить последние деньги, чтобы роскошно отдохнуть?

  12. Отвечая по телефону, меняете ли вы свой голос на более высокомерный?

  13. Нравится ли Вам знакомиться со знаменитыми, богатыми и выдающимися людьми?

  14. Хотите ли Вы, чтобы у Вас был личный шофёр?

  15. Говорили ли Вы кому-нибудь неправду о своём происхождении, родителях, достатке?

(^ Ключ к тесту: каждый положительный ответ – 1 балл, отрицательный – 0 баллов, кроме 3-его вопроса (там наоборот).

8-15 баллов: К сожалению, Ваше отношение к окружающим зависит от их ранга. Даже оценивая себя, Вы постоянно завышаете стандарты, а потому находитесь почти всегда в большом, но не нужном никому напряжении. Это создаёт трудности в общении и Вам, и окружающим.

^ 3-7 баллов: У Вас есть снобизм, но он всегда находится под контролем, однако общение с Вами не всем и не всегда доставляет удовольствие. (Снобизм – манеры, поведение, взгляды, присущие снобу – человеку, претендующему на изысканно-утончённый вкус, манеры, особую интеллектуальность и т.п.)

0-2 балла: Вы хорошо себя чувствуете в любом окружении, с людьми из любого социального слоя, больше того, вы легко можете общаться с людьми, которые находятся значительно выше Вас на социальной лестнице, потому что вы не придаёте этому никакого значения.

  1. ^ Интерактивная лекция «Общение, его основные виды и роль в развитии человека. Законы общения».

Интерактивная лекция по обобщающему способу 3-2-1:

записать три запомнившихся закона общения,

две новых для вас информации,

одно утверждение, с которым вы хотели бы поспорить, или один вопрос, о котором бы хотелось узнать больше.

  1. ^ Ролевая игра «Умеем ли мы говорить и принимать комплименты?»

(Помните, что комплименты, сказанные искренне, от души, не имеют противопоказаний. Их можно говорить всем и всегда.

Важно помнить, что надо уметь не только говорить комплименты, но и принимать их, благодарить за них или отвечать комплиментом на комплимент.)

  1. ^ Ролевая игра «Похвали себя сам». (Для этой игры нужны два участника. Сначала один из них в течение 30 секунд называет свои положительные качества, например: «Я обязательный человек, я хороший друг» и т.п., а второй участник игры считает вслух, сколько положительных качеств за 30 секунд успеет назвать первый участник. Потом они меняются ролями и хвалит себя второй участник игры, а первый считает.)

  2. Обсуждение лекции в группах, подготовка выступлений от каждой группы.

  3. Выступления от каждой группы.

  4. Подведение итогов дискуссии:

Общение может быть и роскошью, и необходимостью, и наказанием, и природным даром. Всё зависит от ситуации, от его целей и видов, а главное – от людей, которые общаются, от их культуры общения.

Для любого человека общение – это всё-таки необходимость. Без общения с другими людьми прожить просто нельзя. И чтобы общение с нами не было для кого-то наказанием, надо учиться культуре общения, изучать законы, приёмы и правила общения. Лев Николаевич Толстой сказал: «Из всех наук, которые человек должен знать, важнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Именно этой науке и нужно учиться.

Подводя итоги сегодняшней дискуссии, желаем каждому из вас быть коммуникативно грамотным и приятным в общении. Пусть общение для вас будет необходимостью, роскошью, даром, и как можно реже – наказанием.

  1. ^ Тестирование «Агрессивный ли вы человек?»

Говорят, что гнев – плохой советчик. И если вы разгневаны, раздражены или злитесь, то прежде, чем что-то сказать или сделать, постарайтесь успокоиться, чтобы потом не чувствовать себя неловко за брошенные в порыве гнева слова. Не стоит выплёскивать своё раздражение на окружающих. Тест «Агрессивный ли Вы человек?» поможет Вам посмотреть на себя со стороны и узнать, насколько Вы агрессивны. Из трёх вариантов ответа – А,Б,В – выберите тот, который Вам больше подходит.

1. Если в метро или в автобусе кто-то активно пробирается к выходу, грубо расталкивая всех, Вы:

А) негодуете молча;

Б) отодвинетесь, пропуская;

В) выскажите ему всё.

2. С каким из любимых Вами животных Вы могли бы идентифицировать себя?

А) лев (тигр); Б) домашняя кошка; В) собака.

3. Попадая в возмущающую Вас ситуацию, Вы обычно:

А) сохраняете спокойствие;

Б) закипаете от гнева;

В) не можете сдержать себя.

4. Можете ли Вы назвать себя настырным в делах, пробивным человеком?

А) безусловно; Б) далеко не всегда; В) как раз наоборот.

5. Если Ваш друг (подруга) сильно опаздывает на встречу, какова будет Ваша реакция:

А) обидитесь; Б) очень рассердитесь; В) будете волноваться.

6. Если кто-то из Ваших одноклассников будет без Вашего разрешения что-то искать на Вашем столе (в Ваших вещах), Вы:

А) предложите ему свою помощь;

Б) устроите скандал;

В) выразите своё недовольство.

7. Попробуйте одним словом дать определение своей жизненной позиции. Она будет:

А) неопределённая; Б) уравновешенная; В) крайне жёсткая.

8. Когда по телевизору показывают боевик с множеством кровавых сцен, Вы:

А) получаете удовольствие;

Б) продолжаете спокойно заниматься своими делами;

В) выходите из комнаты.

9. Как Вы относитесь к тому, что работу, о которой Вы мечтали, поручили другому человеку?

А) попробуете получить её ещё раз;

Б) плюнете и забудете;

В) возненавидите и того, кто поручил, и того, кому поручили.

10. Ваш младший брат (сестра) пожаловался, что в школе его всё время бьют. Вы:

А) пригрозите обидчику;

Б) обратитесь к учителю;

В) скажете, чтобы дал сдачи.

^ Ключ к тесту:




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

1

3

2

1

1

3

2

3

Б

1

1

2

2

3

3

2

2

1

1

В

3

2

3

1

1

2

3

1

3

2

^ 10-16 баллов: Вы человек неагрессивный и неконфликтный. Это хорошо в том случае, если за этим не кроется неуверенность в себе или боязнь всего нового.

17-24 балла: Порой Вы бываете вспыльчивы и слишком жестоки. В таком состоянии Вы можете накричать на кого-нибудь без особого повода, но быстро отходите и забываете о случившемся. В целом Вас можно считать уравновешенным человеком. Но старайтесь следить за собой и контролировать свои слова и поступки.

^ 25-30 баллов: Вам трудно управлять своими эмоциями. Внутри Вас будто кипящий котёл, который бурлит и вот-вот выплеснется наружу. Гнев и ярость возбуждают Вас и стимулируют Вашу деятельность. Но каково же окружающим? Задумайтесь над этим!

  1. ^ Подведение итогов урока (свои итоги озвучивает каждая группа):

- Чему вы сегодня научились?

- О чём хотели бы узнать больше?

- Какие новые вопросы возникли у вас по этой теме?

- Что сегодня было для вас сложным или просто непонятным?

- Как вы будете использовать то, что узнали?

  1. Самооценивание и взаимооценивание групп.

- Какая группа, на ваш взгляд, работала сегодня лучше и активнее других?

- Какие были недостатки? Чего не хватало в работе групп?

- Какие оценки, на ваш взгляд, заслужили участники каждой группы?

  1. Задание на дом: сочинение-миниатюра «Для меня общение – это…» или «Что я знаю и умею в общении с другими людьми?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconМетодическая разработка урока права для 10 класса по теме "Формы права"
Аннотация: Данный урок рассчинан на профильный уровень изучения права. При проведении урока используется технология опережающего...

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconУрок дискуссия с элементами интеграции Ход урока м озговой штурм....
Задачи урока: раскрыть художественно – исторический образ Б. Хмельницкого как выдающегося государственного деятеля Украины

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconУрок для средней группы возраст 9 10 лет Тема урока : масленица (комбинированный урок)
Задачи урока: рассказать учащимся о значении сплошной сырной недели (масленицы) перед Великим постом

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconУрок тема урока
Тема урока. Насыщенные одноатомные спирты, состав молекулы, электронная и структурная формулы. Понятие про функциональную группу

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconПлан-конспект урока-дискуссии:”In Search of Love and Happiness”
Вначале проводим “мозговой штурм” по планированию предстоящего дела: делим класс на 3-4 микрогруппы по 4-5 детей в каждой; вырабатываем...

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconЗадачи урока: формировать умения самостоятельно находить решения...
Тема урока: интегрированный урок развития речи и художественный труд. Урок творчества. Зима

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconПлан-конспект урока №23 По физической культуре для учащихся 8 класса Ольховской оош
Тема урока: урок совершенствования скоростно-силовых качеств (круговой спортивной тренировки)

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconТема: «Ума веселое лукавство»
Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням знаменитого русского баснописца И. А. Крылова. Тема урока звучит так: «Ума веселое...

Урок – дискуссия Тема урока-дискуссии iconУрок алгебры в 11 классе Тема урока. Итоговый урок по теме «Применение производной функции»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Применение производной функции»; развивать логическое мышление,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<