СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций?




Скачать 102.72 Kb.
НазваниеСодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
Дата публикации27.10.2013
Размер102.72 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Культура > Вопрос
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Современные цивилизации

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? 6Заключение. Особенности российской цивилизации 10Список используемой литературы 11 Введение Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и"третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнеегруппировать страны, основываясь не на их политических или экономическихсистемах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных ицивилизационных критериев. Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизацияпредставляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этническиегруппы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особойкультурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня вЮжной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни вСеверной Италик, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их неспутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общиекультурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира. Но западный мир, арабский регион и Китай не являются частями болееширокой культурной общности. Они представляют собой цивилизации. Мы можемопределить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самыйширокий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляетуже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ.Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, такихкак язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективнойсамоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: такжитель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика,христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самыйширокий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурнаясамоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав играницы той или иной цивилизации. Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как вслучае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либоодно—единственное — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могутсмешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации.Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском исевероамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую ималайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенныецелостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. На Западе принято считать, что нации-государства — главные действующиелица на международной арене. Но они выступают в этой роли лишь несколькостолетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. Поподсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Тольковосемь из них существуют в современном мире. Это цивилизации: западная,китайская, исламская, индуистская, латиноамериканская, африканская,православная. Проблемы современных цивилизаций Проблемы, стоящие сегодня перед миром, очень серьезны. Признание тогофакта, что самому существованию человечества угрожает глобальныйэкологический кризис, обусловленный главным образом техногеннойдеятельностью развитых стран, стало общим местом практически всех работ, вкоторых рассматриваются перспективы мировой цивилизации. Разброс мненийприсутствует лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой неудастся избежать, если не произойдет радикальной перестройки хозяйственнойдеятельности человечества. Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, междуЗападом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело скомплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носятмногоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современноезападное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путемтрансформировалось в некую другую общественную формацию. Однакопредставляется, что точнее было бы говорить, что сам капитализм способен крадикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIXвеке, и даже не тот, что 30 лет назад. Если начальный этап индустриализации означал для трудящихся "ярмопочти рабское", то теперь материальное благосостояние стало почти общимдостоянием населения развитых стран. Вот некоторые цифры, относящиеся ксовременному положению в США: 80% населения в той или иной форме являютсясоучастниками коллективного капитала. Порядка 70% работников создаютприбавочной стоимости меньше, чем получают из общественных фондов, и, такимобразом, являются частичными иждивенцами наиболее квалифицированной частиобщества. Еще более значительные перемены произошли в экономической структурекапиталистического хозяйства Запада: ведущая роль перешла к ТНК,транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всехпроизводственных фондов планеты, осуществляют 80% торговли высшимитехнологиями, контролируют более 90% вывоза капитала. Рыночное хозяйство,оказавшееся под контролем ТНК, приобрело общепланетный характер. Эти перемены в производственной системе Запада привели к отделениюкапитала-функции от капитала-собственности, к появлению слоя менеджеров итехнократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоненеизбежно возникновение модернизаторской идеологии, проникнутойадминистративным восторгом и убежденностью в абсолютной силе тотальногознания и тотальной .управляемости. Эта монистическая идеологияобщепланетарной вестернизации недавно с большой помпой была провозглашенаФ. Фукуямий. Однако опыт истории учит: гегемонистские претензии на правоуправлять миром - не что иное, как первая фаза грядущей социокультурнойкатастрофы. Научно-техническая революция привела к тому, что в последниедесятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому,информационному технологическому укладу. Согласно Ю. Яковцу, в настоящеевремя до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационнойпроизводственной сфере, а по данным С. Глазьева, скорость роста пятогоуклада в США составляет 2-2,5% в год. Идеологи информационного обществавроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт"Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управлениехозяйственной деятельностью станет более разумным. Таблица I Мировые цивилизации в XXI веке|Типы цивилизаций |Доля населения, % |Доля ВМП. % || |1995 г |2010 г |2025 г |1995 г |2010 г |2025 г ||Западная |13 |11 |10 |47 |46 |43 ||Китайская |25 |24 |23 |11 |14 |17 ||Исламская |14 |18 |21 |11 |12 |15 ||Индуистская |15 |16 |17 |2 |1,5 |3 ||Латиноамериканская |9 |10 |9 |8 |8 |9 ||Африканская |9 |11 |14 |1 |1 |1 ||Православная |8 |7 |6 |5 |4 |5 ||Японская |2 |1.5 |1 |8 |8 |8 | Но райское информационное общество – это, скорее всего, очереднаясоциальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы.Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость.Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанутобщаться друг с другом. Предсказывают также возможность поставить подтотальный контроль поголовно все население западных стран. Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализацияими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящиеперед западной цивилизацией. В табл. 1 приведен составленный им прогнозроста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основныхцивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этимданным, Запад ждут в XXI веке непростые испытания. Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической иэкологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на путирадикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утратыею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнегоразвития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждалеще Н. Бердяев. Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализмане равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации.Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витканаучно-технической революции. Неизбежно ли столкновение цивилизаций? Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной,и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействиясеми-восьми крупных цивилизаций. Самые значительные конфликты будущегоразвернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему? Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они —наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку,культуре, традициям и, что самое важное, — религии. Люди разных цивилизацийпо-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом игруппой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой,имеют разные представления о соотносительной значимости прав иобязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различияскладывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они болеефундаментальны, чем различия между политическими идеологиями иполитическими режимами. Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народамиразных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационногосамосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями иобщности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Франциювызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепиладоброжелательность к другим иммигрантам — "добропорядочным католикам иевропейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японскиекапиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады иевропейских стран. Взаимодействие между представителями разных цивилизацийукрепляет их цивилизационное самосознание. В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных измененийво всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местомжительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источникаидентификации. Образовавшиеся в результате пустоты по большей частизаполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений. Подобныедвижения сложились не только в исламе, но и в западном христианстве,иудаизме, буддизме, индуизме. Возрождение религии ("реванш Бога") создаетоснову для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамкинациональных границ — для объединения цивилизаций. В — четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуетсяраздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своегомогущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападныхцивилизаций происходит возврат к собственным корням. Все чаще приходитсяслышать о "возврате в Азию" Японии, о конце влияния идей Неру и"индуизации" Индии, о провале западных идей социализма и национализма к"реисламизации" Ближнего Востока, а в последнее время и споры овестернизации или же русификации России. На вершине своего могущества Западсталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, волии ресурсов, чтобы придать миру незападный облик. И, наконец, усиливается экономический регионализм. Долявнутрирегионального торгового оборота возросла за период с 1980 по 1989 г.с 51 до 59% в Европе, с 33 до 37 % в Юго-Восточной Азии, и с 32 до 36 % — вСеверной Америке. Судя по всему, роль региональных экономических связейбудет усиливаться. С одной стороны, успех экономического регионализмаукрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой —экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится вобщности цивилизации. Европейское Сообщество покоится на общих основанияхевропейской культуры и западного христианства. Успех " НАФТА(североамериканской зоны свободной торговли) зависит от продолжающегосясближения культур Мексики, Канады и Америки. А Япония, напротив, испытываетзатруднения с созданием такого же экономического сообщества в Юго-ВосточнойАзии, т. к. Япония — это единственное в своем роде общество и цивилизация.Какими бы мощными ни были торговые и финансовые связи Японии с остальнымистранами Юго-Восточной Азии, культурные различия между ними мешаютпродвижению по пути региональной экономической интеграции по образцуЗападной Европы или Северной Америки. Общность культуры, напротив, явно способствует стремительному ростуэкономических связей между Китайской Народной Республикой, с одной стороны,и Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и заморскими китайскими общинами в другихстранах Азии — с другой. С окончанием холодной войны общность культурыбыстро вытесняет идеологические различия. Материковый Китай и Тайвань всебольше сближаются. Если общность культуры — это предпосылка экономическойинтеграции, то центр будущего восточноазиатского экономического блокаскорее всего будет в Китае. По сути дела этот блок уже складывается.Культурно-религиозная схожесть лежит также в основе Организацииэкономического сотрудничества, объединяющей 10 неарабских мусульманскихстран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан,Туркмению, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан. Точно так же КАРИКОМ,центральноамериканский общий рынок и МЕРКОСУР базируются на общейкультурной основе. Но попытки создать более широкую экономическую общность,которая бы объединила страны островов Карибского бассейна и ЦентральнуюАмерику, не увенчались успехом — навести мосты между английской и латинскойкультурой пока еще не удалось. Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станетконфликт между "Западом и остальным миром", и реакция незападныхцивилизаций на западную мощь и ценности. Такого рода реакция, как правило,принимает одну из трех форм, или же их сочетание. Во-первых, и это самый крайний вариант, незападные страны могутпоследовать примеру Северной Кореи или Бирмы и взять курс на изоляцию —оградить свои страны от западного проникновения и разложения и в сущностиустраниться от участия в жизни мирового сообщества, где доминирует Запад. Вторая возможность — попробовать примкнуть к Западу и принять егоценности и институты. На языке теории международных отношений этоназывается "вскочить на подножку поезда". Третья возможность — попытаться создать противовес Западу, развиваяэкономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странамипротив Запада. Одновременно можно сохранять исконные национальные ценностии институты — иными словами, модернизироваться, но не вестернизироваться. Заключение. Особенности российской цивилизации Мыслители и ученые, которые пытались в прошлом уловить цивилизационнуюспецифику России, указывали, как правило, на ее особенный характер, насочетание и взаимное переплетение западных и восточных элементов. Хотяисследователи Российской специфики указывали на конфликтность сочетанияразных традиций в рамках российской общности, именно они ставили задачусинтеза различных начал - западных и восточных. Так или иначе, в соединениизападных и восточных элементов и те, и другие видели определяющую чертуРоссии, которая обуславливала уникальность ее социокультурного облика. Российская цивилизация - сочетание крайне противоречивых тенденций. Вней страстная тяга к христианской вере и святости сосуществует с мощнымипроявлениями в самых различных формах языческого начала. С одной стороны, вдуховном складе русского человека наблюдалась тенденция (особенно явно укрестьянства) к подчинению природным ритмам; с другой, - в российскойдуховности всегда было стремление, наиболее четко проявившееся к рубежу XIX- XX веков, устанавливать абсолютный контроля над природой. Это наиболееярко проявилось в русском космизме (Федоров, Циолковский и другие), а затемв идеологии и практике большевизма. Для российской жизни была характернатенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (община),к тотальному контролю над личностью со стороны социальных институтов - отобщины до государства, и одновременно мощное стремление к свободе безграниц - знаменитой российской "воле", которая периодически выходила наповерхность российской жизни. Список используемой литературы1. Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997.2. Лесков Л. В. Синергетическое моделирование будущего России // Теория предвидения и будущее. М., 1997.3. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? М., 19974. Панарин А.С. Политология. М., 19975. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1991. № 16. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconОглавление
«Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996 г.). После этого термины «конец истории» и «столкновение цивилизаций»...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconТеория культуры культурология как наука
Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconМожно ли избежать столкновение цивилизаций?

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconУкраина на перекрестке цивилизаций: синергетический взгляд
Этот материал был написан в декабре прошлого года для симпозиума в рамках европейской конференции по сложным системам, которая будет...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconНиколай Кардашев ненулевая вероятность зеркального мира скрытая материя...
Достижения астрономии приблизили нас к пониманию эволюции всех объектов Вселенной от момента Большого Взрыва до настоящего времени....

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconТур ы выходного дня
Хх века. Более 2000 единиц холодного и огнестрельного оружия, собранные в музее, отображают практически все этапы становления современных...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? icon5 цивилизаций

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? icon«запоріжжя козацький край» 1 Музей оружия Музей истории Запорожского казачества
Хх века. Более 2000 единиц холодного и огнестрельного оружия, собранные в музее, отображают практически все этапы становления современных...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconСудьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря...
«Кедах мерчент» // Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции, посвященной 25-летию...

СодержаниеВведение 2Проблемы современных цивилизаций 3Неизбежно ли столкновение цивилизаций? iconБазовый курс по программе «История цивилизаций». Специальный курс...
Название курса: История Российской империи: проблемы изучения прошлого России. Базовый курс по программе «История цивилизаций». Специальный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<